Научная статья на тему 'Методика освоения особенностей работы с компонентами Memo, ListBox, ComboBox при изучении основ программирования с использованием RAD-систем (на примере среды Delphi)'

Методика освоения особенностей работы с компонентами Memo, ListBox, ComboBox при изучении основ программирования с использованием RAD-систем (на примере среды Delphi) Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
289
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОГРАММИРОВАНИЕ / RAD-СИСТЕМЫ / КОМПОНЕНТ MEMO / КОМПОНЕНТ LISTBOX / КОМПОНЕНТ COMBOBOX / DELPHI

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Полевщиков Иван Сергеевич

В статье рассмотрены особенности организации лабораторной работы по дисциплине «Информатика» для студентов бакалавриата, в ходе выполнения которой студенты должны научиться работать с компонентами Memo, ListBox, ComboBox при написании программ в RAD-системах (на примере среды Delphi).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Полевщиков Иван Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методика освоения особенностей работы с компонентами Memo, ListBox, ComboBox при изучении основ программирования с использованием RAD-систем (на примере среды Delphi)»



SCIENCE TIME

МЕТОДИКА ОСВОЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ РАБОТЫ С КОМПОНЕНТАМИ MEMO, LISTBOX, COMBOBOX ПРИ ИЗУЧЕНИИ ОСНОВ ПРОГРАММИРОВАНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ RAD-СИСТЕМ (НА ПРИМЕРЕ СРЕДЫ DELPHI)

Полевщиков Иван Сергеевич, ФГБОУ ВПО «Пермский национальный исследовательский политехнический университет», г. Пермь

E-mail: i.s.polevshchikov@gmail.com

Аннотация: В статье рассмотрены особенности организации лабораторной работы по дисциплине «Информатика» для студентов бакалавриата, в ходе выполнения которой студенты должны научиться работать с компонентами Memo, ListBox, ComboBox при написании программ в RAD-системах (на примере среды Delphi).

Ключевые слова: программирование, RAD-системы, Delphi, компонент Memo, компонент ListBox, компонент ComboBox.

Одной из дисциплин, изучаемой студентами 1 курса бакалавриата различных направлений (в частности, «Электроэнергетика и электротехника») является «Информатика». Одной из составляющих данной дисциплины является изучение основ программирования с использованием систем быстрой разработки - RAD-систем (на примере среды Delphi).

В ходе выполнения одной из лабораторных работ студенты должны научиться работать с компонентами Memo, ListBox, ComboBox при написании приложений в системе Delphi.

Для проведения лабораторной работы было подготовлено методическое пособие, основанное прежде всего на учебных пособиях [1, 2]. Также при подготовке этого пособия был учтен опыт создания методических разработок на кафедре ИТАС ПНИПУ [3-10].

В первую очередь, студенты читают раздел подготовленного методического пособия, называющийся «Краткие теоретические сведения», в котором изложены особенности работы с каждым из трех компонентов: Memo (многострочный текстовый редактор), ListBox (список строк), ComboBox (комбинированный список). Для каждого из компонентов приведено назначение, основные свойства, и пример небольшой программы.

SCIENCE TIME

Изучение раздела методического пособия «Краткие теоретические сведения» во многом направлено на систематизацию студентом знаний, полученных на лекциях.

Далее студенты выполняют индивидуально по вариантам задания на компьютере, осваивая тем самым особенности написания в среде Delphi простейших программ для работы с компонентами Memo, ListBox, ComboBox.

Рассмотрим один из вариантов, включающий в себя 2 задания.

Задание №1. Составить в системе Delphi программу вычисления значений функции f (x) (по вариантам) на отрезке [а; Ь] с шагом h :

Результат представить в виде таблицы, первый столбец которой - значения аргумента, второй - соответствующие значения функции.

Значения а и Ь необходимо вводить с использованием комбинированного

списка ComboBox. Значение h необходимо выбирать с использованием списка

ListBox. Результат вычислений следует выводить с использованием текстового редактора Memo. Вычисления должны производиться при нажатии на кнопку Button.

Данная задача показывает, что текстовый редактор Memo в некоторых случаях удобно использовать не только для ввода, но и вывода информации.

Т.к. компонент Memo в данной задаче предназначен только для просмотра информации, то свойству ReadOnly (только чтение, просмотр) необходимо присвоить значение True. Свойство ScrollBars (полосы прокрутки) компонента Memo позволяет задавать отображаемые полосы прокрутки. По умолчанию свойству ScrollBars присвоено значение ssNone, т.е. полосы прокрутки не отображаются. В рассматриваемой задаче должна выводиться вертикальная полоса, поэтому свойству ScrollBars присвоено значение ssVertical.

Примерный внешний вид формы разрабатываемого приложения представлен на рис. 1.

SCIENCE TIME

Рис. 1 Примерный вид формы для задания №1

Изначально пользователь вводит значения а и Ь с использованием

+ комбинированных списков ComboBox и значение h с помощью списка ListBox. J

Затем, нажимая на кнопку «Вычислить», в поле Memo выводится результат вычислений (рис. 2).

Рис. 2 Результат вычислений

Для произведения вычислений можно использовать любой оператор цикла на свое усмотрение.

В программе должно быть предусмотрено, что если пользователь не ввел значения а и Ь , либо не выбрал значение И из списка, то при нажатии на

кнопку «Вычислить» должно выводиться окно сообщения (рис. 3). Вычисления в данном случае не производятся.

S Вычисления

Введены не все исходнь ОК ie данные! 1 -

Рис. 3 Окно сообщения

При каждом нажатии кнопки «Вычислить» предыдущее содержимое редактора Memol должно быть очищено с использованием процедуры Clear:

Memol.Clear;

Задание №s2. Необходимо усовершенствовать программу для вычисления суммы чисел, введенных пользователем с помощью компонента Memo (данная программа была разобрана в разделе «Краткие теоретические сведения»). Изменения должны заключаться в том, что необходимо суммировать только те числа, которые удовлетворяют условию (по вариантам):

Число одновременно и не равно 50, и кратно 10.

Приведем пример программы, разобранный в разделе «Краткие теоретические сведения» и демонстрирующий особенности работы с компонентом ListBox.

Пример программы:

Необходимо вычислить значение выражения: y = 6х2 +4х - 7 .

Значение переменной х должно быть выбрано из списка.

Вид формы разрабатываемого приложения представлен на рис. 4.

Рис. 4 Внешний вид формы

Форма содержит следующие компоненты:

а) список ListBoxl для выбора значения г из перечня предложенных значений;

б) кнопку Button 1 для вычисления значения переменной y и вывода значения данной переменной в поле Label2;

в) поле вывода Label 1 для отображения поясняющей информации для пользователя о том, что необходимо выбрать значение переменной г из списка;

г) Поле вывода Label2 для отображения вычисленного значения переменной

y.

Изначально пользователь выбирает из списка какое-либо значение переменной г , например 10 (рис. 5).

Рис. 5 Пользователь выбрал значение переменной х

SCIENCE TIME

Затем, нажав на кнопку «Вычислить У», происходит вычисление значения выражения и в окне отображается вычисленное значение переменной У (рис.

6).

Ф Рис. 6 Вычисленное значение переменной у #

Если пользователь не выберет ни одно из предложенных в списке значений

х и нажмет на кнопку «Вычислить У», то на экране отобразится сообщение (рис. 7).

Рис. 7 Сообщение в случае если не выбран ни один из элементов в списке

Текст программы с комментариями, содержащий процедуру обработки события нажатия на кнопку ВиИ:оп1, приведен на рис. 8.

i : -ListBoxl. Iteir.Index; { переменной i присваивается номер выбранного

x: =StrToInt (List3oxl. Iteir.s [i] ) ; { переменной x присЕакЕйетм1 выбранный алемент списка (посколъку элементы списка строкового типа, то выполняется их преобразование в целое число с помощью функции

у: = 6"sqr(х)+sqrt(х)-V; ^вычисляется значение выражения}

Labels.Caption:=1Y="4FloatTo5trF(у,ffFixed,5,2}; { в пвле вывела

SliowMessage ( 1Зыберите элемент из списка! ! ! 1 ) ; Убйгеодигся окно сообщения}

Рис. 8 Текст программы с комментариями

После выполнения заданий на компьютере студент должен оформить отчет, содержащий для каждого задания: постановку задания; скриншот формы разрабатываемого приложения; тексты процедур обработки событий; результат выполнения программы (в виде последовательности скриншотов с текстовыми комментариями). Отчет в распечатанном или электронном виде студент должен защитить, выполнив задания преподавателя (аналогичные заданиям для самоконтроля, приведенным в методическом пособии).

Примеры заданий для защиты отчета:

1) В некотором приложении, созданном в системе Delphi, на форме расположен список ListBox (с именем ListBoxl), содержащий 5 элементов (рис.

9).

...........................................................

Рис. 9 Список Ыб1Вох1 Выполните следующие задачи:

а) Чему равно значение выражения Ыв1Вох1.Пет1пёех в случае, если

пользователь выбрал элемент списка 'июнь'?

б) Чему равно значение выражения ListBoxl.Itemlndex в случае, если пользователь не выбрал ни один элемент из списка?

в) Чему равно значение выражения ListBox1.Items[1]?

г) Напишите оператор присваивания, с помощью которого переменной строкового типа st присваивается элемент 'июль' списка ListBoxl (с использованием свойства Items).

2) В некотором приложении, созданном в системе Delphi, на форме расположен текстовый редактор Memo (с именем Memol), содержащий 6 строк (рис. 10).

Рис. 10 Текстовый редактор Memol Выполните следующие задачи:

а) Чему равно значение выражения Memol.Lines.Count?

б) Чему равно значение выражения Memo1.Lines[3]?

в) Напишите инструкцию для добавления строки 'черчение' в компонент Memol.

3) В некотором приложении, созданном в системе Delphi, на форме расположен комбинированный список ComboBox (с именем ComboBoxl).

Написать условный оператор if, с помощью которого проверяется, есть ли во введенном в компоненте ComboBoxl тексте хотя бы одна из цифр 4, 6 или 7 (с использованием свойства Text компонента ComboBoxl и стандартной функции для работы со строками pos), и выводится соответствующее сообщение (с использованием процедуры ShowMessage).

По мере накопления опыта преподавания дисциплины «Информатика» организация данной лабораторной работы и соответствующее данной работе методическое пособие будут совершенствоваться.

Литература:

1. Культин Н.Б. Основы программирования в Delphi 7. - СПб.: БХВ-Петербург, 2003. - 608 с.

2. Семакин И.Г., Шестаков А.П. Лекции по программированию: Учебное

пособие. Изд. 2-е, доп. - Пермь: Изд-во Перм. ун-та, 1998. - 279 с.

3. Файзрахманов Р.А. Проектирование автоматизированных информационных систем на основе объектно-ориентированного подхода : учебное пособие / Р.А. Файзрахманов, А.В. Архипов ; Пермский государственный технический университет .— Пермь : Изд-во ПГТУ, 2011 .— 222 с.

4. Файзрахманов Р. А., Полевщиков И. С. Особенности проведения практического занятия по теме «Кодирование информации для канала с помехами» в рамках дисциплины «Теория информации и информационных систем» // Шаг в будущее: теоретические и прикладные исследования современной науки: Материалы II международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых 4-5 сентября 2013 года, г. Санкт-Петербург. - С.-Петербург: «АЙСИНГ», 2013. - С. 15-18.

5. Полевщиков И.С. Разработка методического пособия на тему «Тестирование базового пути» (для студентов бакалавриата направления «Программная инженерия») // Педагогика и современность. - 2013. - №4 - М.: Издательство «Перо» - С. 83-85.

6. Полевщиков И.С. Особенности проведения практического занятия по теме «Эффективное кодирование» в рамках дисциплины «Теория информации и информационных систем» // Педагогика и современность. - 2013. - №5 - М.: Издательство «Перо» - С. 99-101.

7. Полевщиков И.С. Особенности проведения практического занятия по теме «Избыточность сообщений» в рамках дисциплины «Теория информации и информационных систем» // Педагогика и современность. - 2013. - №5 - М.: Издательство «Перо» - С. 101-103.

8. Теория вычислительных процессов: практикум / Р.А. Файзрахманов, Д.Б. Кузнецов, И.С. Полевщиков. - Пермь: Изд-во Перм. нац. исслед. политехн. ун-та, 2014. - 107 с.

9. Полевщиков И.С. Особенности проведения лабораторной работы по дисциплине «Информатика» на тему «Структура программы на языке Паскаль. Процедуры ввода-вывода» для студентов бакалавриата [Текст] / И.С. Полевщиков // Молодой ученый. — 2014. — №3. — С. 69-72.

10. Полевщиков И.С. Методика проведения лабораторной работы по дисциплине «Информатика» на тему «Операторы цикла» для студентов бакалавриата [Текст] / И.С. Полевщиков // Молодой ученый. — 2014. — №4. — С. 110-112.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.