Научная статья на тему 'Методика освоения норм антикоррупционного законодательства в системе повышения квалификации сотрудников органов внутренних дел'

Методика освоения норм антикоррупционного законодательства в системе повышения квалификации сотрудников органов внутренних дел Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
96
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ / УПРОЩЕНИЕ / СТРУКТУРИРОВАНИЕ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / ИНТЕНСИФИКАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ / АНТИКОРРУПЦИОННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Миронкина Оксана Николаевна

В статье рассматриваются методы освоения норм антикоррупционного законодательства. В связи со сложностью и значимостью правовых формулировок предлагается совмещенный метод упрощения и структурирования, позволяющий эффективно осваивать предлагаемый учебный материал. Освоение слушателями данного метода позволят им не только быстрее осваивать правовые формулировки антикоррупционного законодательства, но и самостоятельно разбираться в сложных нормах других отраслей права. Таким образом интенсифицируется процесс обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Миронкина Оксана Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Method of developing the norms of anti-corruption legislation in the system of improving the qualification of employees of the interior bodies

The article discusses the methods of mastering the norms of anti-corruption legislation. In connection with the complexity and significance of legal formulations, a combined method of simplification and structuring is proposed, allowing to effectively master the proposed educational material. The students' mastering of this method will allow them not only to master the legal formulations of anti-corruption legislation more quickly, but also to independently understand the complex norms of other branches of law. In this way, the learning process is intensified.

Текст научной работы на тему «Методика освоения норм антикоррупционного законодательства в системе повышения квалификации сотрудников органов внутренних дел»

15. Ширшов, В.Д. Педагогическая коммуникация: теория, опыт, проблемы : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Ширшов Владимир Дмитриевич. - Екатеринбург, 1994. - 48 с.

16. Шитякова, Н.П. Теоретико-методологические основы и практика духовно-нравственного воспитания школьников в условиях модернизации образования : монография / Н.П. Шитякова. - Челябинск [б.и.], 2004. - 172 с.

REFERENCES

1. Andreeva, A.G. (1996), Pedagogical foundations of spiritual education in the Teaching of Living Ethics, dissertation, Moscow.

2. Bakhchieva, O.A. (2013), "Approaches to the definition of the concept of morality", Science and school, No. 4, pp. 147-153.

3. Veselova, E.V (2004), "Pedagogical aspect of the concept of spirituality", Art culture: identity, creativity, leisure: the materials of the regional scientific-practical Conference, Murmansk, Vol. 1, pp. 27-29.

4. Vlasova, T.I. (1999) Theoretical and methodological foundations and the practice of educating the spirituality of modern schoolchildren, dissertation, Rostov-on-Don.

5. Glumnoy, A.V. (2005), Development of the system of spiritual and moral education of students, dissertation, Moscow.

6. Danilyuk, A.Ya., Kondakov, A.M. and Tishkov, V.A. (2009), The concept of spiritual and moral development and education of the identity of the citizen of Russia in the sphere of the general education: project, Education, Moscow.

7. Levchuk, D.G. and Potapovskaya, O.M. (2003), Spiritual and moral education of children and young people in Russia: comprehensive solution to the problem, Planet - 2000, Moscow.

8. Nerobeev, A.B. (2006), Pedagogical conditions of spiritual and moral education of cadets of military high school, dissertation, Kostroma.

9. Novikov, A.M. (2013), Pedagogy: vocabulary of the system of basic concepts, IET Publishing Center, Moscow.

10. Ozhegov, S.I. and Shvedova N.Yu. (1983), Dictionary of the Russian language, Russian Language, Moscow.

11. Petrakova, T. I. (2007), "Patristic teaching and problems of modern pedagogy", Pedagogy, No. 2, pp. 59-68.

12. Soldatenkov, A.D. (1998), Theory and practice of spiritual and moral education of schoolchildren, dissertation, Moscow.

13. Ed. Kokhanovsky, V.P. (1995), Modern philosophy: Dictionary and anthology, Phenix, Rostov-

on-Don.

14. Shabalkina, N.P. (2003), The problem of the development of spiritual education of preschoolers in the history of pedagogical thought, dissertation, Cheboksary.

15. Shirshov, V.D. (1994), Pedagogical communication: theory, experience, problems, dissertation, Ekaterinburg.

16. Shityakova, N.P. (2004), Theoretical and methodological foundations and practice of spiritual and moral education of schoolchildren in the context of the modernization of education, Chelyabinsk.

Контактная информация: olga.menshikova17@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 19.03.2019

УДК 378.046.4

МЕТОДИКА ОСВОЕНИЯ НОРМ АНТИКОРРУПЦИОННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Оксана Николаевна Миронкина, адъюнкт, заместитель начальника кафедры, Санкт-Петербургский университет МВД России (СПбУ МВД России)

Аннотация

В статье рассматриваются методы освоения норм антикоррупционного законодательства. В связи со сложностью и значимостью правовых формулировок предлагается совмещенный метод упрощения и структурирования, позволяющий эффективно осваивать предлагаемый учебный

материал. Освоение слушателями данного метода позволят им не только быстрее осваивать правовые формулировки антикоррупционного законодательства, но и самостоятельно разбираться в сложных нормах других отраслей права. Таким образом интенсифицируется процесс обучения.

Ключевые слова: педагогические методы, упрощение, структурирование, повышение квалификации, интенсификация обучения, антикоррупционное законодательство.

METHOD OF DEVELOPING THE NORMS OF ANTI-CORRUPTION LEGISLATION IN THE SYSTEM OF IMPROVING THE QUALIFICATION OF EMPLOYEES OF

THE INTERIOR BODIES

Oksana Nikolaevna Mironkina, the adjunct, deputy chief of department, St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia

Annotation

The article discusses the methods of mastering the norms of anti-corruption legislation. In connection with the complexity and significance of legal formulations, a combined method of simplification and structuring is proposed, allowing to effectively master the proposed educational material. The students' mastering of this method will allow them not only to master the legal formulations of anti-corruption legislation more quickly, but also to independently understand the complex norms of other branches of law. In this way, the learning process is intensified.

Keywords: pedagogical methods, simplification, structuring, advanced training, intensification of education, anti-corruption legislation.

Одним из направлений повышения квалификации сотрудников кадровых подразделений территориальных органов МВД России является организация работы подразделений по профилактике коррупционных и иных правонарушений в органах внутренних дел. Введение антикоррупционных стандартов, то есть установление единой системы запретов, ограничений и дозволений, обеспечивающих предупреждение коррупции, является одним из направлений деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия этому социальному явлению. Ему в настоящее время государством уделяется значительное внимание.

Проведенный анализ учебных изданий образовательных организаций МВД России [7; 8; 10, 12] выявил, что при рассмотрении тем профилактики коррупции в основном обсуждаются вопросы этических норм поведения, в частности, формирования в обществе нетерпимости к коррупционным проявлениям. Порядок выполнения антикоррупционных стандартов поведения остается за пределами внимания исследователей. Система запретов, ограничений и обязанностей рассматривается усечено, что влечет за собой потерю необходимой правовой информации в учебном материале, имеющей важное значение для организации профилактики коррупции. Также требуют детализации вопросы ответственности за невыполнение соответствующих норм законодательства, различных процедур в области принятия дисциплинарных мер к правонарушителям, взаимодействия с другими правоохранительными органами, порядка сбора, хранения и распространения персональных данных.

Кроме того, антикоррупционное законодательство имеет свою специфику. Оно отражает множество сложных правовых взаимоотношений и обстоятельств, что приводит к обширным и многодетализированным формулировкам, затрудняющим понимание смысла статей закона. Это приводит к затруднениям в их самостоятельном освоении сотрудниками органов внутренних дел. Возникает необходимость в структурировании такого рода учебного материала и методической помощи при его освоении.

Вместе с тем, постоянно развивающиеся социальные трансформации приводят к изменению и усложнению информационной среды, от которой непосредственно зависит повседневная жизнь каждого человека и антикоррупционная практика соответствующих государственных органов. В современном обществе явно прослеживается зависимость человека от потока сообщений, которые создаются информационной средой. Поэтому так

важно использовать такие методы подачи информации, которые позволят донести большие объемы учебного материала, вычленив самое необходимое, и при этом использовать язык, доступный всем обучающимся. Особенно это важно для курсов повышения квалификации, поскольку они реализуются в сжатые сроки. Ранее методы освоения норм антикоррупционного законодательства в научной среде не исследовались.

В нашей опытно-экспериментальной работе осуществлялся поиск методов обучения и возможности включения необходимой дополнительной учебной информации в изучаемые темы с учетом трудностей обязательного к освоению большого объема материала. При этом исключалось увеличение академических часов. По своей сути это является интенсификацией обучения.

Содержание и методы преподавания конструировались и апробировались на протяжении двух лет в рамках дополнительной профессиональной программы повышения квалификации сотрудников подразделений по профилактике коррупционных и иных правонарушений управлений (отделов) по работе с личным составом территориальных органов МВД России. По той же программе обучались 155 слушателей с использованием системы дистанционных образовательных технологий.

Анализ педагогических затруднений и запросов слушателей показал, что существенное положительное влияние на освоение антикоррупционных норм оказывает применение метода упрощения и структурирования. Это подтверждается результатами тестирования слушателей, уровнем их ответов при решении контрольных практических заданий на зачетах и экзаменах, отзывами самих слушателей и преподавателей. Главной целью метода является разъяснение смысла сложного текста.

Упрощение часто используют ради экономии усилий и времени. Оно позволяет максимально рельефно вычленить интересующий исследователя фрагмент знания. Этот метод обычно не применяется в юриспруденции в связи с опасностью искажения сути правовых норм.

Метод упрощения известен с древних времен. История принципа простоты восходит, по крайней мере, к античности. Аристотель в своих логических работах указывал, что теория начинается с простого, все остальное строится на его базе [3, стр. 335]. По его мнению, чем меньше постулатов теории, тем лучше. Их должно быть столько, сколько необходимо. О том, что в теории необходимо использовать как можно меньше объяснений и не должно быть ничего лишнего, писал Оккам [6, стр. 81]. Бритва Оккама - это прежде всего методологический принцип. Его суть в том, что не следует множить сущее без необходимости. Лишнее должно отсекаться. Этого же принципа придерживались физик Эйнштейн, математик Вейль, экономист Фридмен, а также многочисленные философы. Кант, полагал, что фундаментальные принципы познания очевидны каждому нормальному человеку и их должно быть немного. Мах провозгласил принцип экономии мышления. Куайн (американский философ, логик и математик) считал, что простота необходима для скорейших и эффективных действий в процессе преподавания сложного материала. Вместе с тем, важно учитывать, что метод упрощения уместен лишь в случае, если он не допускает искажения информации. При определенных условиях приемы упрощения помогают выделять главное и второстепенное, повышать эффективность освоения сложного материала.

В свою очередь структурирование - один из самых распространенных методов освоения юридических норм. Все таблицы и схемы составляются по этому методу. Но в сочетании с упрощением, он более эффективен. Структурирование и упрощение усиливают друг друга, интенсифицируя обучение и повышая его качество. В нашей опытно-экспериментальной работе они используются как единый педагогический метод.

При освоении антикоррупционного законодательства слушателям необходимо изучить систему запретов и ограничений. При этом главной идеей всей этой системы является недопущение и урегулирование конфликта интересов, возникающего при личной заинтересованности. Выявить эту мысль и предложить слушателям оптимальную систему

освоения указанной статьи преподавателю поможет именно метод упрощения и структурирования.

Рассмотрим алгоритм его применения пошагово на примере статьи 10 Федерального закона «О противодействии коррупции».

Данная статья устанавливает понятие конфликта интересов и личной заинтересованности следующим образом: «Под конфликтом интересов в настоящем Федеральном законе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).

В части 1 настоящей статьи под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в части 1 настоящей статьи, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в части 1 настоящей статьи, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями».

Первый шаг алгоритма: «Упрощение определений».

Прежде чем упрощать формулировку необходимо подробно разобрать со слушателями все применяемые в статье понятия. Например, кто является «лицом, замещающим должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов». Поскольку такая обязанность распространяется на всех сотрудников, федеральных государственных гражданских служащих и работников органов внутренних дел, предлагается применить в данном случае понятие «должностное лицо». Его определение содержится в статье 285 уголовного кодекса Российской Федерации. Если оно подробно разбирается со слушателями, то предлагаемое упрощение сложной формулировки будет юридически грамотным.

Также в интерактивной форме со слушателями необходимо обсудить содержание организационно-распорядительных и административно-хозяйственных функций, что именно подразумевается под исполнением функций должностного лица по специальному полномочию, в том числе с обсуждением разъяснений Верховного и Конституционного судов [2].

Второй шаг алгоритма: «Конкретизация определения».

В результате первоначального упрощения формулировок слушателям предлагается следующее определение: конфликт интересов - это ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) должностного лица, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных обязанностей. При этом обращается особое внимание слушателей на то, что ключевое значение для определения наличия конфликта интересов имеет потеря объективности и беспристрастности (или возможность ее потери).

При изучении конфликта интересов необходимо исследование определения «личная заинтересованность».

Для этого заменили фразу «лицом, указанным в части 1 настоящей статьи» на уже понятное слушателю «должностное лицо». Далее обсуждаем и уточняем, что именно в данной статье подразумевается под доходом, а также понятие дохода, установленное налоговым кодексом Российской Федерации [1, ст. 41]. Учитываем, что любой доход также является выгодой. Применив снова метод упрощения, меняем длинную фразу «доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного

характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ)» на более короткую, но юридически обоснованную формулировку «каких-либо выгод или преимуществ». Убрав уточнения, содержащиеся в данной статье в скобках, которые лишь конкретизируют применяемые термины, не влияя на их содержание, предлагаем слушателям следующее более простое определение понятия личной заинтересованности.

Личная заинтересованность - это возможность получения каких-либо выгод или преимуществ должностным лицом, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами, гражданами или организациями, с которыми сотрудник, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.

Третий шаг алгоритма - «структурирование текста»

Структурирование полученного упрощенного определения позволяет еще более облегчить понимание понятия личной заинтересованности и дает возможность единообразного применения нормы любым правоприменителем. В итоге получаем следующую схему определения.

Личная заинтересованность - это возможность получения каких-либо выгод или преимуществ:

Кем?

1. должностным лицом;

2. состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами;

3. гражданами или организациями:

Какими?

1. С которыми должностное лицо, связано имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями;

2. С которыми лица, состоящие с должностным лицом в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.

Четвертый шаг алгоритма: «Разъяснение смысловых связей между понятиями». В обязательном порядке слушателям разъясняются понятия «близкого родства», «свойственных отношений», «имущественных отношений», «корпоративных отношений», «иных близких отношений», опираясь как на законодательно утвержденные определения, так и на научные исследования, а также толкования словарей.

В результате столь детального разбора основной мысли антикоррупционного законодательства (недопущение и урегулирование конфликта интересов, возникающего на фоне личной заинтересованности) с применением методов упрощения и структурирования, слушателям не составляет сложности осуществить пятый шаг алгоритма «дать правовую оценку предлагаемым практическим ситуациям» и определить варианты правомерного поведения в них.

Данный алгоритм применения метода упрощения и структурирования является общим и может меняться в зависимости от разбора конкретной статьи законодательства. Он позволяет продуктивно разбирать практически любые юридические нормы и сокращать время освоения последующих не менее сложных тем курса повышения квалификации. Таким образом, высвобождается время для насыщения учебного материала дополнительной важной теоретической и практической информацией, что позволяет интенсифицировать процесс обучения и получить высокие результаты освоения учебного материала слушателями курсов повышения квалификации.

По аналогичному алгоритму построены темы учебного пособия «Организация работы по профилактике коррупционных и иных правонарушений в органах внутренних дел», изданное в 2018 году в Санкт-Петербургском университете МВД России.

Подводя итог, следует отметить важность поиска путей интенсификации обучения в условиях кратковременной подготовки (например, при повышении квалификации) и освоения сложных юридических формулировок.

Насыщенность жизни, ускорение ее темпов, масштабное увеличение темпов наращивания объемов информации, ее усложнение, требует и от педагогики поиска путей интенсификации обучения. Для получения более эффективных результатов педагоги находятся в поиске инновационных методов обучения, одним из которых является метод упрощения и структурирования.

Рассмотренный метод позволяет сделать теоретический учебный материал доступным для понимания слушателями, вычленить главное, концентрируя внимание не на всех концептах, а лишь на некоторых из них. В результате приобретается и повышается его дидактическое значение.

Для применения данного метода в освоении юридических норм особенно важна квалификация педагога и наличие у него достаточного опыта практической работы в конкретном направлении деятельности. Предварительное его обучение как содержанию изучаемых норм законодательства, так и методам их упрощения и структурирования, позволит избежать искажения информации и введения в заблуждение слушателей, что категорически недопустимо.

Овладение алгоритмом использования метода упрощения и структурирования позволяет не только повысить эффективность усвоения информации, но и формирует навык самостоятельной работы.

Таким образом, достигается главная цель в образовательном процессе - преподаватель воспитывает слушателя обучающегося, а не обучаемого, что соответствует требованиям Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Получение навыков самостоятельного обучения, исследования и анализа крайне важно и для практической деятельности сотрудников кадровых и других подразделений органов внутренних дел.

ЛИТЕРАТУРА

1. Федеральный закон «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1998. - № 31. - Ст. 3824.

2. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий» от 16 октября 2009 г. № 19 // Российская газета. - 2009. - № 5031 (207).

3. Аристотель. Сочинения : в 4-х т. / Аристотель. - М. : Мысль, 1978. - 687 с. - (Философское наследие).

4. Криворучко, В.В. Бритва Оккама в научно-технической политике / В.В. Криворучко // Наука. Инновации. Образование. - 2016. - № 3. - Режим доступа : https://cyberleninka.rU/artide/n/britva-okkama-v-nauchno-tehnicheskoy-politike (дата обращения: 05.11.2018).

5. Куайн Уиллард Вэн Орман, С точки зрения логики: 9 логико-философских очерков / Куайн Уиллард Вэн Орман ; пер. с англ. В.А. Ладова и В.А. Суровцева ; под общ. ред. В.А. Суровцева. - Томск : Том. ун-т, 2003. - 166 с.

6. Курантов, А.П. Уильям Оккам / А.П. Курантов, Н.И. Стяжкин. - М. : Мысль, 1978. - 191 с.

7. Организация работы по профилактике коррупционных и иных правонарушений в органах внутренних дел : учебное пособие / Миронкина О.Н. [и др.] ; под общ. ред. А.В. Травникова. -СПб. : С-Петерб. ун-т МВД России, 2018. - 238 с.

8. Ревягин, А.В. Предупреждение коррупции в органах внутренних дел : учебное пособие / А.В. Ревягин, В.В. Бабурин ; Омская академия МВД России. - Омск : [б.и.], 2016. - 116 с.

9. Предупреждение коррупции в органах внутренних дел и формирование антикоррупционного поведения сотрудников и работников органов внутренних дел : учебное пособие / ред. С.В. Иванцов ; Московский ун-т МВД России. - М. : [б.и.], 2014. - 328 с.

10. Предупреждение коррупции в органах внутренних дел и формирование антикоррупционного поведения сотрудников и работников органов внутренних дел : учебное пособие / ред. Иванченко Р.Б. ; Воронежский ин-т МВД России. - Воронеж : [б.и.], 2017. - 68 с

11. Предупреждение коррупции в органах внутренних дел и формирование антикоррупционного поведения сотрудников и работников органов внутренних дел : учебное пособие / ред. С.В.

Иванцов ; Московский ун-т МВД России. - М. : [б.и.], 2015. - 158 с.

12. Служебная дисциплина и формирование антикоррупционного поведения сотрудников ОВД : учебное пособие / под ред. С.Н. Бочарова, С.В. Иванцова ; Московский ун-т МВД России. -М. : [б.и.], 2016. - 64 с.

13. Философский энциклопедический словарь / ред. Л.Ф. Ильичев, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалев, В.Г. Панов. - М. : Советская энциклопедия, 1983. - 840 с.

14. Философская энциклопедия. Том 4 / ред. Ф.В. Константинов. - М. : Советская энциклопедия, 1967. - 592 с.

15. Формирование навыков и умений антикоррупционного поведения сотрудников и государственных гражданских служащих органов внутренних дел : курс лекций / А.С. Аверинская [и др.] ; Московский ун-т МВД России. - М. : [б.и.], 2011. - 240 с.

REFERENCES

1. Collection of Legislative Acts of the Russian Federation (31st July, 1998), Federal Law No. 146-FZ "Tax Code of the Russian Federation (Part One)", No. 31, Art. 3824.

2. Rossiyskaya Gazeta (16th October, 2009), Resolution of the Plenum of the Supreme Court of the Russian Federation No. 19 "On Judicial Practice in Cases of Abuse of Official Authority and Exceeding Official Authority", No. 5031 (207).

3. Aristotle (1978), Works in 4 volumes. (Philosophical heritage), Mysl, Moscow, pp. 687.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Krivoruchko, V.V. (2016), "Ockham's razor in science and technology policy", Science. Innovations. Education, Vol. 3, available at: https://cyberlemnka.ruarticle/n/britva-okkama-v-nauchno-tehnich-eskoy-politike (accessed: 05.11.2018).

5. Willard, O.Q. (2003), From a logical point of view: 9 Logico-philosophical essays, translated by Ladov, V.A. and Surovtsev V.A.; in Surovtsev, V.A. (Ed.), Tomsk University, Tomsk, available at: https://vk.com/doc4605748_439759830 (accessed: 11.02.2019).

6. Kurantov, A.P. and Styazhkin, N.I. (1978), William Ockham, Mysl, Moscow.

7. Mironkina, O.N. (2018), Organization of work on prevention of corruption and other offences in law enforcement agencies: training manual, in Travnikov, A.V. (Ed.), St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, St. Petersburg.

8. Revyagin, A.V. and Baburin, V.V. (2016), Prevention of corruption in law enforcement agencies: training manual, Omsk Academy of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, Omsk.

9. Department of Civil Service and Personnel of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation (2014), Prevention of corruption in law enforcement agencies and formation of anti-corruption behavior among officers and employees of law enforcement agencies: training manual, Moscow.

10. Ivanchenko, R.B. (2017), Prevention of corruption in law enforcement agencies and formation of anti-corruption behavior among officers and employees of law enforcement agencies: training manual, in Ivanchenko, R.B. (Ed.), Voronezh Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, Voronezh.

11. Ivantsov, S.V. (2015), Prevention of corruption in law enforcement agencies and formation of anti-corruption behavior among officers and employees of law enforcement agencies: training manual, in Ivantsov, S.V. (Ed.), Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, Moscow, pp. 158.

12. Bocharov, S.N. (2016), Service discipline and formation of anti-corruption behavior among officers of law enforcement agencies: training manual, in Bocharov, S.N. and Ivantsov, S.V. (Ed.), Department of Civil Service and Personnel of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, Moscow.

13. Soviet Encyclopedia (1983), Encyclopedic Dictionary of Philosophy, in Ilichev, L.F., Fedos-eyev, P.N., Kovalev, S.M. and Panov, V.G. (Ed.), Moscow.

14. Soviet Encyclopedia (1967), Encyclopedia of Philosophy, in Konstantinov, F.V. (Ed.), Moscow,

Vol. 4.

15. Department of Civil Service and Personnel of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation (2011), Formation of skills and abilities of anti-corruption behavior among officers and civil servants of law enforcement agencies: course of lectures, Moscow.

Контактная информация: madam.oksana-79@yandex.ru.

Статья поступила в редакцию 04.03.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.