Научная статья на тему 'Методика организации и проведения продуктивной (деловой) игры для младших школьников'

Методика организации и проведения продуктивной (деловой) игры для младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2264
373
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДЕЛОВАЯ ИГРА / ПРОДУКТИВНАЯ ИГРА / ПРОДУКТИВНАЯ (ДЕЛОВАЯ) ИГРА ДЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ / ЛИЧНОСТНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ / РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / ТВОРЧЕСКИЙ ПРОДУКТ / ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / BUSINESS GAME / PRODUCTIVE GAME / PRODUCTIVE (BUSINESS) GAME FOR JUNIOR SCHOOLCHILDREN / PERSONAL EDUCATIVE OUTCOMES / PERSONAL DEVELOPMENT / CREATIVE PRODUCT / GAMING TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Михайленко Т.М.

В статье рассматриваются особенности организации и проведения продуктивной (деловой) игры для младших школьников. Автор анализирует содержание продуктивной и деловой игры, на основе чего предлагает новую форму игрового взаимодействия, которая имеет отличительные особенности по содержанию, этапам проведения и приемам организации познавательной деятельности детей, что учитывает психолого-педагогические особенности обучения данной возрастной группы: развитие профессионально-познавательных интересов, формирование теоретического мышления и становление самооценки. В статье обоснован механизм формирования личностных образовательных результатов в условиях продуктивной (деловой) игры для младших школьников, который предполагает знакомство с профессией (участие в различных видах деятельности); накопление учащимися опыта по решению информационных и коммуникативных задач и опыта по самоорганизации; опору на личный опыт учащихся; рефлексию успешности действий по созданию и защите творческого продукта. Автором подчеркивается, что игровые технологии, которые применяются в начальной школе, не в полной мере ориентированы на формирование личностных образовательных результатов младших школьников, ценностно-смысловых ориентаций, основ гражданской идентичности, положительной «Я-концепции», мотивации к учению и познанию, внутренней позиции и др., которые, как и развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации, продиктованы социальными запросами со стороны государства и общества и зафиксированы в образовательных стандартах. Поэтому включение младших школьников в продуктивную (деловую) игру дает возможность учащимся осваивать содержание новой деятельности, ориентироваться в многообразии социальных и профессиональных отношений, знакомиться с особенностями разнообразных профессий, что позволит им сделать более осознанный выбор дальнейшего жизненного пути и научиться оценивать себя, свои способности и компетенции. Это необходимо для личностного развития и формирования учащихся как активных, самостоятельных, творческих личностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Method of organization and holding of productive (business) game for junior schoolchildren

The article considers the features of organization and holding of productive (business) game for junior schoolchildren. The author analyzes the content of productive and business games, and on the base of it offers a new form of gaming interaction which has distinctive features in the content, holding stages and methods of cognitive activity’s organization; it takes into account psychological and pedagogical features of these children teaching process: development of professional and cognitive interests, formation of theoretical thinking and formation of self-appraisal. The article substantiates the formation mechanism of personal educative outcomes in the conditions of productive (business) games for junior schoolchildren which plans meeting with profession (taking part in different types of activity); accumulation of experience for solution of information and communicative objectives and experience of self-organization; relying on personal experience; reflection of actions ’ successfulness in creation and security of creative product. The author underlines that gaming technologies used in elementary school are not oriented enough for formation of personal educative outcomes of junior schoolchildren, value-meaning orientations, basics of civil identity, positive “I-concept”, motivation to studying and cognition, internal position and others; the factors as development of self-dependency, initiative and responsibility as a condition for self-actualization are provoked by social demands from the position of the state and society and fixed in educational standards. That is why involvement of junior schoolchildren in productive (business) game gives an opportunity to master a content of new activity, to orient in diversity of social and professional relations, to meet with different professions; it will allow them making wiser choice of trajectory of life and to assess one’s own, skills and competences. It is necessary for personal development and formation of active, independent and creative personalities.

Текст научной работы на тему «Методика организации и проведения продуктивной (деловой) игры для младших школьников»

Т.М. Михайленко, аспирант, кафедра инновационных образовательных технологий, Санкт-Петербургская академия постдипломного педагогического образования, г. Санкт-Петербург, Россия, zenyami@yandex.ru

МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ПРОДУКТИВНОЙ (ДЕЛОВОЙ) ИГРЫ ДЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

В статье рассматриваются особенности организации и проведения продуктивной (деловой) игры для младших школьников. Автор анализирует содержание продуктивной и деловой игры, на основе чего предлагает новую форму игрового взаимодействия, которая имеет отличительные особенности по содержанию, этапам проведения и приемам организации познавательной деятельности детей, что учитывает психолого-педагогические особенности обучения данной возрастной группы: развитие профессионально-познавательных интересов, формирование теоретического мышления и становление самооценки. В статье обоснован механизм формирования личностных образовательных результатов в условиях продуктивной (деловой) игры для младших школьников, который предполагает знакомство с профессией (участие в различных видах деятельности); накопление учащимися опыта по решению информационных и коммуникативных задач и опыта по самоорганизации; опору на личный опыт учащихся; рефлексию успешности действий по созданию и защите творческого продукта. Автором подчеркивается, что игровые технологии, которые применяются в начальной школе, не в полной мере ориентированы на формирование личностных образовательных результатов младших школьников, ценностно-смысловых ориентаций, основ гражданской идентичности, положительной «Я-концепции», мотивации к учению и познанию, внутренней позиции и др., которые, как и развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации, продиктованы социальными запросами со стороны государства и общества и зафиксированы в образовательных стандартах. Поэтому включение младших школьников в продуктивную (деловую) игру дает возможность учащимся осваивать содержание новой деятельности, ориентироваться в многообразии социальных и профессиональных отношений, знакомиться с особенностями разнообразных профессий, что позволит им сделать более осознанный выбор дальнейшего жизненного пути и научиться оценивать себя, свои способности и компетенции. Это необходимо для личностного развития и формирования учащихся как активных, самостоятельных, творческих личностей.

Ключевые слова: деловая игра, продуктивная игра, продуктивная (деловая) игра для младших школьников, личностные образовательные результаты, развитие личности, творческий продукт, игровые технологии.

Изменения, происходящие в современном обществе, обусловили необходимость формирования активной личности, способной делать осознанный выбор, отвечать за него, проявлять инициативу, строить взаимоотношения с разными людьми. В Концеп-

ции Федерального государственного образовательного стандарта общего образования сказано: «Развитие личности - это смысл и цель современного образования... Новыми нормами становятся жизнь в постоянно изменяющихся условиях, что требует умения

дискуссия

журнал научных публикаций

решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы; жизнь в условиях поликультурного общества»1.

В обучении учащихся начальных классов все чаще используются игровые технологии, но они недостаточно ориентированы на формирование личностных образовательных результатов младших школьников, зафиксированных в образовательных стандартах второго поколения. Чаще всего используются игровые технологии, которые направлены на формирование одного или нескольких качеств личности, а не на интегративное развитие личности младшего школьника, что отвечает задаче современного образования и требованиям к условиям организации образовательного процесса, поэтому необходимо конструировать новую игровую технологию, которая обеспечит формирование детей в соответствии с современными образовательными целями. Для успешного решения данной проблемы мы предлагаем объединить потенциал деловой и продуктивной игры и создать продуктивную (деловую) игру для младших школьников.

Для обоснования выбора в пользу продуктивной (деловой) игры необходимо определиться с понятиями «деловая игра», «продуктивная игра» и «продуктивная (деловая) игра».

Деловая игра является как формой, так и методом обучения; в деловой игре моделируются предметный и социальный аспекты содержания профессиональной деятельности2.

В структуре деловой игры целесообразно выделить модель профессиональной деятельности и имитацию принятия решений в различных производственных ситуациях. Использование деловых игр позволяет младшему школьнику научиться принимать самостоятельно решения, работать в группе, познакомиться с разными видами профессий и на практике попробовать себя в разных профессиональных ролях. Знакомство с профессиями посредством деловой

игры позволит ученику сделать обоснованный выбор профиля обучения, а затем и профессии, так как профориентационная работа сегодня - неотъемлемая часть программы повышения качества образования3.

Продуктивная игра - это совместная деятельность по созданию информационного продукта (по решению какой-либо практической проблемы), предполагающая обмен мнениями, в том числе и специально организованное их столкновение, демонстрацию промежуточных результатов4.

В структуре продуктивной игры можно выделить совместное (групповое) создание информационного продукта (решение какой-либо практической проблемы) и защиту творческого продукта.

Продуктивная игра развивает умения анализировать различные проблемы, находить способы решения этих проблем, аргументировать свои идеи, отстаивать свою точку зрения (собственные разработки), умение вести диалог, создавать творческие проекты.

Характеристики деловой и продуктивной игры позволили сконструировать продуктивную (деловую) игру для младших школьников. Она представляет собой модель профессиональной деятельности, где решаются теоретические или практические проблемы в рамках конкретной ситуации, а ко -нечным результатом является творческий продукт. Эта игра соответствует признакам игровой технологии и направлена на развитие всех сфер личности младшего школьника: мотивационной, волевой, эмоциональной, интеллектуальной, предметно-практической и сферы саморегуляции.

Значение и специфика продуктивной (деловой) игры для младших школьников заключаются в познании окружающего мира через проигрывание различных ситуаций в рамках определенной профессии, которые реально приближены к жизни. Это позволяет как бы «прожить» определенную ситуацию, изучить ее в непосредственном действии.

Значение и специфика продуктивной (деловой) игры для младших школьников заключаются в познании окружающего мира через проигрывание различных ситуаций в рамках определенной профессии, которые реально приближены к жизни.

В рамках продуктивной (деловой) игры ребенок может попробовать себя в разной профессиональной деятельности, применить свои знания, навыки и умения в заданной проблемной ситуации и как результат своей деятельности - представить решение той или иной проблемы в виде проекта с последующей рефлексией.

Рассмотрим особенности построения и проведения продуктивных (деловых) игр в начальной школе.

В связи с тем, что в 1-2-м классе идет только первоначальное формирование отдельных личностных качеств ребенка как ученика, на первом этапе мы предлагаем познакомить детей с разными видами профессий, наиболее востребованных на рынке труда, начиная с ближайшего окружения, то есть с профессиями хорошо знакомых людей (изучение не менее 12 профессий). Особое внимание необходимо уделять изучению содержания труда и профессий. Знакомство с миром профессий можно начинать со второй половины 1-го класса, так как первая половина - адаптационная для первоклассника.

Уроки можно строить в форме презентаций профессий и экскурсий на предприя-

тия. К концу 2-го класса результатом такой работы становится создание журнала «Мир профессий». Дети пишут рассказы, делают рисунки, фотографии.

На этом же этапе необходимо научить детей вести диалог, правильно аргументировать свою точку зрения, создавать творческие продукты, уметь их представлять. Познакомить с разными методами поиска решения проблемы: «Мозговой штурм», «Аквариум», «Снежный ком», «Шесть шляп мышления».

На втором этапе, когда к 3-4-му классу у младшего школьника формируются произвольность, внутренний план действий, рефлексия, развиваются теоретическое мышление, волевые качества, устанавливаются тесные взаимоотношения со сверстниками5, появляется возможность использовать продуктивную (деловую) игру для формирования личностных образовательных результатов младшего школьника.

Продуктивная (деловая) игра для младших школьников - прежде всего имитационная и игровая модель профессиональной деятельности - это роли людей - предпринимателей, юристов, сотрудников банка и т. д.

дискуссия

журнал научных публикаций

Благодаря продуктивным (деловым) играм ребенок приобретает навыки, необходимые ему для реальной жизни, а сама атмосфера внутри игры создает ощущение того, что все происходит «по-настоящему»6.

В продуктивной (деловой) игре для младших школьников существуют определенный сюжет и свои правила: каждому участнику назначается своя роль, он начинает действовать, достигая поставленной цели. В завершении игры нужно обязательно сделать выводы о приобретенных навыках и знаниях, об ошибках, допущенных в игре7.

Перед началом игры педагог знакомит учащихся с профессией, которую они будут проигрывать, с должностями, которые входят в эту профессию, и их функциями. Задания даются четкие, выполнимые, с указанием, где можно найти информацию. Разыгрывается небольшой эпизод из какой-либо профессии (например, заседание редколлегии журнала, судебный процесс, открытие ресторана и т.п.). При необходимости педагог отрабатывает с учеником его роль перед игрой (что и как говорить, что делать во время исполнения своей роли и т.п.).

Выделим следующие этапы конструирования продуктивной (деловой) игры для младших школьников:

1. Подготовительный этап. Цель данного этапа - подготовить учащихся к игре. Необходимы определенные знания и навыки, которые учащиеся получают на уроках в начальной школе. Необходим и справочный, иллюстративный и статистический материал, который может понадобиться в данной игре. На данном этапе можно провести репетицию отдельных этапов игры, которые могут вызвать сложности. Например, отрабатываются тактика поведения, действий, выполнение функций и обязанностей конкретного лица, отрабатываются элементы дискуссии.

2. Вводная часть, где формируются игровые группы по принципу психологиче-

ской комфортности и совместимости, по желанию детей. Для грамотного распределения ролей между участниками целесообразно перед началом игры провести анкетирование на определение личностных и других качеств участников игры, а также выявить спектр ролей, которые хотели бы исполнить учащиеся, определить, с кем бы они хотели работать вместе.

3. Собственно продуктивная (деловая) игра. Игра начинается с выступления ведущего (педагога или избранного группой лидера), который уточняет тему, цели, объясняет правила и ход игры. Далее происходят разыгрывание ситуации и поиск решения внутри каждой группы. Работа в группе может представлять собой изучение полученной с помощью различных источников, специальной литературы информации, анализ статистических данных, мозговой штурм, дискуссию и т.п. Участники игры действуют соответственно принятым правилам и указаниям ведущего.

На каждом этапе игры предусмотрено следующее:

— анализ состояния предложенной проблемы;

— выработка промежуточных решений той или иной задачи;

— анализ (обсуждение) выработанных решений;

— выработка и принятие обобщенного решения;

— анализ обсуждения обобщенного решения;

— оформление данного решения в творческий продукт.

4. Защита творческого продукта. Каждая группа или весь коллектив представляет свой проект решения поставленной проблемы в виде творческого продукта. Учащиеся защищают свои решения и выводы. Для выступления каждой группе предоставляется на более пяти минут, в течение которых лаконично, но аргументированно следует

Технически грамотно разработанная продуктивная (деловая) игра для младших школьников, отвечающая поставленным педагогом задачам и успешно управляемая им, создает необходимые условия для усвоения учебного материала, формирования учащихся как активных, самостоятельных, творческих личностей.

выделить главное, обосновать идею, «защитить» свой творческий продукт или решение. Эксперты оценивают.

5. Этап обсуждения, где представленный творческий продукт обсуждается участниками игры, анализируется экспертами, задаются вопросы. Эксперты выступают, обмениваются мнениями.

6. Заключительный этап продуктивной (деловой) игры - этап анализа и обобщения, включающий работу экспертов. Вывод из игры может быть сделан в виде рефлексии, оценки и самооценки работы. В заключение ведущий констатирует достигнутые результаты, отмечает ошибки, формулирует окончательный итог занятия. Обращает внимание на сопоставление использованной имитации с реальной ситуацией, на связь игры с содержанием учебного предмета8.

Таким образом, продуктивная (деловая) игра для младших школьников выступает, во-первых, как форма, в которой наиболее успешно может осваиваться содержание новой деятельности, во-вторых, как эмоциональная опора личности, в-третьих, как элемент творческого самовыражения, проявления самостоятельности и активности в среде сверстников. Все это в совокупности дает толчок к самоутверждению и самореализации взрослеющего человека.

С помощью продуктивных (деловых) игр достаточно эффективно решаются следующие задачи:

— формирование познавательных мотивов и интересов младших школьников;

— воспитание системного мышления у ученика, включающего целостное понимание не только природы и общества, но и себя, своего места в мире;

— обучение коллективной мыслительной и практической работе, формирование умений и навыков социального взаимодействия и общения, навыков индивидуального и совместного принятия решений;

— формирование ответственного отношения к делу, уважения к социальным ценностям и установкам коллектива и общества в целом9.

Однако эффективное использование продуктивной (деловой) игры для младших школьников зависит от уровня владения учителем методикой организации и проведения таких игр в учебном процессе. Технически грамотно разработанная продуктивная (деловая) игра для младших школьников, отвечающая поставленным педагогом задачам и успешно управляемая им, создает необходимые условия для усвоения учебного материала, формирования учащихся как ак-тивиых, самостоятельных, творческих личностей.

Литература

1. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос. акад. образования; под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. Москва: Просвещение, 2008. 39 с. (Стандарты второго поколения.)

2. Герасимова Н.И. Деловая игра - образовательная технология в обучении и воспитании. Курск: Изд-во КГУ 2011. 36 с.

3. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы: распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. № 2765-р.

4. Бедерханова В.П., Бондарев П.Б. Педагогическое проектирование в инновационной деятельности: учеб. пособие / Краснодар. краевой ин-т доп. проф. пед. образования. Краснодар, 2000. 54 с.

5. Мухина В.С. Возрастная психология. М., 1998. 456 с.

6. Буркова С.Е., Воронова И.В., Келлер И.А. Деловая игра как форма активного обучения [Электронный ресурс]. URL: http://festival.1september. ru/articles/643165/ (дата обращения: 25.12.2015).

7. Ващенко И.А., Чорная Е.В. Деловые игры в начальной школе [Электронный ресурс]. URL: http:// shkolnie.ru/literatura/94152/index.html (дата обращения: 25.12.2016).

8. Платов В.Я. Деловые игры: разработка, организация и проведение: учеб. Москва: Профиздат, 1991. 156 с.

9. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. Москва: Просвещение, 2010. 31 с. (Стандарты второго поколения.)

METHOD OF ORGANIZATION AND HOLDING OF PRODUCTIVE (BUSINESS) GAME FOR JUNIOR SCHOOLCHILDREN

T.M. Mikhaylenko, postgraduate.

The department of innovative educational technologies, St. Petersburg Academy of Postgraduate Pedagogical Education, St. Petersburg, Russia, zenyami@yandex.ru

The article considers the features of organization and holding of productive (business) game for junior schoolchildren. The author analyzes the content of productive and business games, and on the base of it offers a new form of gaming interaction which has distinctive features in the content, holding stages and methods of cognitive activity's organization; it takes into account psychological and pedagogical features of these children teaching process: development of professional and cognitive interests, formation of theoretical thinking and formation of self-appraisal. The article substantiates the formation mechanism of personal educative outcomes in the conditions of productive (business) games for junior schoolchildren which plans meeting with profession (taking part in different types of activity); accumulation of experience for solution of information and communicative objectives and experience of self-organization; relying on personal experience; reflection of actions' successfulness in creation and security of creative product. The author underlines that gaming technologies used in elementary school are not oriented enough for formation of personal educative outcomes of junior schoolchildren, value-meaning orientations, basics of civil identity, positive "I-concept", motivation to studying and cognition, internal position and others; the factors as development of self-dependency, initiative and responsibility as a condition for self-actualization are provoked by social demands from the position of the state and society and fixed in educational standards. That is why involvement of junior schoolchildren in productive (business) game gives an opportunity to master a content of new activity, to orient in diversity of social and professional relations, to meet with different professions; it will allow them making wiser choice of trajectory of life and to assess one's own, skills and competences. It is necessary for personal development and formation of active, independent and creative personalities.

Key words: business game, productive game, productive (business) game for junior schoolchildren, personal educative outcomes, personal development, creative product, gaming technology.

References

1. Kontseptsiia federal'nykh gosudarstvennykh obrazovatel 'nykh standartov obshchego obrazova-niia: proekt Rossiiskaia akademiia obrazovaniia/pod red. A. M. Kondakova, A. A. Kuznetsova [The concept of the Federal state educational standards of General education: a project of the Russian Academy of education. Ed. by A. M. Kondakov, A. A. Kuznetsov]. Moscow, Prosveshchenie Publ., 2008, 39 p.

2. Gerasimova N. I. Delovaia igra - obrazovatel'naia tekhnologiia v obuchenii i vospitanii [Business game - educational technology in training and education]. Kursk, Publishing house of KSU, 2011, 36 p.

3. The concept of the Federal target program of education development for 2016 - 2020 (the order of the Government of the Russian Federation of 29.12.2014, No. 2765-R). Moscow. (in Russian).

4. Bederkhanova V. P., Bondarev P. B. Pedagogiches-koe proektirovanie v innovatsionnoi deiatel'nosti: uchebnoe posobie Krasnodarskii kraevoi institut dopolnitel 'nogo professional 'nogo pedagogichesk-ogo obrazovaniia [Pedagogical design in innovation.

Tutorial: Krasnodar regional Institute of supplementary professional pedagogical education]. Krasnodar, 2000, 54 p.

5. Mukhina V.S. Vozrastnaia psikhologiia [Age psychology]. Moscow, 1998, 456 p.

6. Burkova S. E., Voronova I. V., Keller I. A. Delovaia igra kak forma aktivnogo obucheniia. [Business game as a form of active learning]. Available at: http://festival.1september.ru/articles/643165 (Accessed: 25.12.2015).

7. Vashchenko I. A., Chornaia E. V. Delovye igry v nachal'noi shkole [Business game in elementary school]. Available at: http://shkolnie.ru/literatu-ra/94152/index.html (Accessed: 25.12.2016).

8. Platov V. Ia. Delovye igry: razrabotka, organizat-siia i provedenie: uchebnik [Business games: development, organization and conduct: the Textbook]. Moscow, Profizdat, 1991,156 p.

9. Federal state educational standard of primary General education (The Ministry of education and science of the Russian Federation). Moscow, Prosveshchenie Publ., 2010, 31 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.