Научная статья на тему 'Методика оптимального дивидендного решения'

Методика оптимального дивидендного решения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
275
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИКА / ОПТИМАЛЬНОЕ ДИВИДЕНДНОЕ РЕШЕНИЕ / ДИВИДЕНДНАЯ ПОЛИТИКА / ИНВЕСТИЦИИ / РЫНОЧНАЯ СТОИМОСТЬ КОМПАНИИ / УПРАВЛЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЕМ / ФОНДОВЫЙ РЫНОК / МЕНЕДЖМЕНТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сибова Надежда Михайловна

Рассматривается методика оптимального дивидендного решения с имплементацией положения теории угождения и матрицы управления дивидендной политикой. Применение данной методики повысит прозрачность и эффективность дивидендной политики компании, а также позволит оптимизировать финансовые решения, связанные с ее реализацией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methods of optimal dividend solution

The article deals with methods of optimal dividend solution with the implementation of the pleasing theory provision and dividend policy management matrix. Application of these methods will increase the transparency and efficiency of the company’s dividend policy, and will optimize financial solutions related to its implementation.

Текст научной работы на тему «Методика оптимального дивидендного решения»

методика оптимального

дивидендного решения

__Аннотация

Рассматривается методика оптимального дивидендного решения с импле-ментацией положения теории угождения и матрицы управления дивидендной политикой. Применение данной методики повысит прозрачность и эффективность дивидендной политики компании, а также позволит оптимизировать финансовые решения, связанные с ее реализацией.

_Ключевые слова: методика, оптимальное дивидендное решение, диви_дендная политика, инвестиции, рыночная стоимость компании, управ_ление предприятием, фондовый рынок, менеджмент

Разработка дивидендной политики является одной из основных составляющих процесса распределения прибыли компании, а также финансового обеспечения ее деятельности. Уровень будущего развития компании, ее рыночной стоимости и инвестиционной привлекательности во многом зависит от нахождения оптимального соотношения между потребляемой и капитализируемой прибылью. Принимая во внимание тот факт, что выплата дивидендов уменьшает сумму прибыли, которая может быть инвестирована, дивидендная политика влияет на финансовое состояние компании.

Сибова

Надежда Михайловна

аспирантка кафедры корпоративных финансов, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва sibova.nadezhda@ yandex.ru

Рассчитать и заплатить

Научных трудов по вопросам корпоративного управления, бухгалтерского и управленческого учета, проблематике функционирования фондового рынка опубликовано множество, однако имеется недостаток литературы по вопросам дивидендной политики и практического аспекта ее реализации на российском фондовом рынке. Это обусловлено необходимостью сбора, анализа данных, которые характеризуют состояние российского фондового рынка. С одной стороны, данные официальной статистики не всегда содержат в себе всю необходимую информацию, а некоторые

показатели, характеризующие роль дивидендной политики на макро- и на микроуровне вообще не рассчитываются соответствующими государственными учреждениями [2]. С другой стороны, российский фондовый рынок находится в процессе динамичного развития, и, как следствие, опыт в формировании и реализации дивидендной политики российских компаний находится в процессе становления.

В связи с этим актуальными представляются вопросы формирования и реализации дивидендной политики российских компаний, а также повышения ее эффективности. Для этого мы предлагаем методику оптимального дивидендного решения с имплемен-тацией положения теории угождения [3] и матрицы управления дивидендной политикой. Методика дивидендных выплат представляет собой ряд последовательных действий, на основании которых менеджмент компании рассчитывает сумму дивидендов, подлежащих выплате. Цель методики заключается в разработке пошагового алгоритма определения суммы дивидендных выплат акционерам.

Методика состоит из следующих этапов:

- консолидация и подготовка информации;

- проверка соблюдения законодательных норм;

- расчет сумм дивидендных выплат по привилегированным акциям;

- расчет сумм дивидендных выплат по обыкновенным акциям;

- корректировка полученной суммы дивидендных выплат исходя из величины «дивидендной премии»;

- проверка оптимальности дивидендного решения на основе построения матрицы управления дивидендной политикой.

Консолидация и подготовка информации _

На данном этапе используются два основных под- _

хода: _

- получение «первичных» данных от финансовых _

менеджеров относительно политики распределения _

средств компании; _

- анализ «вторичных» данных, полученных на _

рынке ценных бумаг и финансовой отчетности, на _

основе которых рассчитываются показатели, харак- _

теризующие дивидендные решения. _

нами предлагается _методика

оптимального —дивидендного

решения

положения теории _угождения [3]

и матрицы управления

дивидендной

политиком

тома

Проверка соблюдения законодательных норм

На данном этапе рассчитывается величина чистых активов компании, которая затем сравнивается с размером уставного капитала компании. И только в случае превышения чистых активов суммы уставного капитала и резервного фонда компании производится дальнейший расчет для определения суммы выплачиваемых дивидендов. Кроме того, данный этап характеризуется необходимостью проверки выполнения требований законодательства по формированию резервного фонда компании.

Расчет сумм дивидендных выплат по привилегированным акциям

Дивиденды по привилегированным акциям устанавливаются в фиксированном размере на одну акцию при их выпуске. Акционерное общество не вправе отказать держателям привилегированных акций в выплате дивидендов при наличии прибыли, достаточной для такой выплаты. Если прибыли недоста-но или компания убыточна, то выплата дивиден-по акциям возможна только за счет и в пределах ервного фонда компании.

огщр м

р

Расчет сумм дивидендных выплат по обыкновенным акциям

асчет суммы дивидендов на обыкновенные акции российских компаний осуществляется на основе сравнения двух показателей: DIV1 и DIV2. Механизм расчета показателя DIV1 приведен на рисунке 1.

Полученный показатель EBITDA' подлежит корректировке на поправочный коэффициент Ц

DIV1 = EBITDA х k1

(1)

Величина данного коэффициента определяется советом директоров компании на основе результатов финансовой деятельности по итогам отчетного периода. Полученный показатель Б1У1 сравнивается с величиной чистой прибыли компании. Если чистая прибыль меньше рассчитанного показателя, то В1УХ приравнивается к сумме чистой прибыли. Для того чтобы рассчитать величину начисляемых дивидендов, проводится экспресс-анализ

Рис.1. Расчет показателя БГУ,

для определения рейтинга компании. По итогам проведенного экспресс-анализа финансового состояния в зависимости от отклонения от нормативного значения каждой из групп финансовых коэффициентов присваиваются баллы, которые используются для присвоения рейтинга компании в зависимости от полученных результатов Общая сумма баллов определяется как произведение балла соответствующего финансового показателя на его удельный вес. Приведенные критериальные значения показателей в таблице 1 являются обобщающими, поскольку не учитывают специфику отрасли функционирования анализируемой компании.

В зависимости от полученного значения БГУ, и рейтинга компании, рассчитывается показатель БУиоЫ. Если в результате проведенных расчетов, финансовое состояние компании признается критическим, то показатель БГУ1£о£а1 приравнивается к 0. Если же компания получает рейтинг «А» или «В+», то ВГУ1шЛ корректируется на поправочный коэффициент. Для рейтинга «А» он составляет 0,6, для «В+» -0,3. В результате присвоения рейтинга «А+», БГУ1£о£а1 приравнивается к рассчитанному ранее показателю БГУ1.

Следующий шаг методики дивидендных выплат предполагает расчет показателя БГУ2. Он представляет собой часть чистой прибыли, которая остается в распоряжении компании после начисления дивидендов по привилегированным акциям, а также обязательных отчислений в резервный фонд. Полученный показатель БГУ2 сравнивается с БГУ, £о£а1 и рассчитывается БГУЯпа1.

Если БГУ1£о£а1 < БГУ2, тоБГУта1 = БГУ1£.о£аР в противном

случае БГУЯпа1 приравнивается значению БГУ2.

Таблица 1

Значения финансовых показателей для экспресс-анализа финансового состояния компании

Показатель I группа II группа III группа IV группа

(4 балла) (3 балла) (2 балла) (1 балл)

Показатели ликвидности

Коэффициент абсолютной ликвидности > 0,1 0,05-0,1 0,01-0,05 < 0,01

Коэффициент текущей ликвидности > 2,00 1,20-2,00 1,00-1,20 < 1,00

Коэффициент срочной ликвидности > 1,00 0,75-0,1 0,50-0,75 < 0,50

Показатели деловой активности

Динамика дебиторской задолженности < (-10%) -10%-0% 0%-10% > 10%

Динамика кредиторской задолженности < (-10%) -10%-0% 0%-10% > 10%

Соотношение дебиторской и кредиторской задолженности 1,2-1,5 1,0-1,2 0,8 - 1,0 < 0,8

Показатели рентабельности

Рентабельность собственного капитала > 15% 5%-15% 0%-5% < 0%

Рентабельность активов > 5% 2%-5% 0% -2% < 0%

Рентабельность продаж > 3% 1,2%-3,0% 0%-1,2% < 0%

Показатели финансовой устойчивости

Коэффициент финансовой независимости > 0,80 0,65-0,80 0,50-0,65 < 0,50

Коэффициент соотношения заемных и собственных средств < 0,6 0,6-0,8 0,8-1,00 >1,00

Корректировка полученной суммы дивидендных выплат исходя из величины «дивидендной премии»

Для реализации данного этапа мы предлагаем применять методику дивидендных выплат, учитывающую основные положения теории угождения М. Бейкера и Дж. Веглера.

Полученное значение показателя 01УйпЛ считаем целесообразным корректировать исходя из отсутствия или наличия «дивидендной премии». Данная корректировка позволит менеджменту компании принимать дивидендные решения, учитывая особенности поведения инвесторов. Если, например, в результате проведенных расчетов было выявлено, что инвесторы готовы платить за акции цену, превышающую их фундаментальную стоимость на 10%, то показатель Б1Уйш1 корректируется на 1,1. Если же на рынке возникает «дивиден-

дный дисконт» в цене акции, то показатель DIVfinal либо корректируется на процент дисконта, либо остается без изменений. Это определяется советом директоров в зависимости от наличия возможных направлений использования чистой прибыли. Для получения более целостной картины и принятия взвешенного решения о выплате дивидендов, считаем целесообразным рассчитывать для российских компаний два показателя дивидендной премии:

- первый показатель характеризует отношение инвесторов и их спрос на дивиденды в целом на российском рынке;

- второй показатель характеризует спрос инвесторов на дивиденды отрасли, в которой функционирует компания.

При этом приоритетным будет считаться величина отраслевого показателя, поскольку он в большей степени учитывает особенности и специфику условий, в которых осуществляют свою деятельность российские компании.

Проверка оптимальности дивидендного решения на основе построения матрицы управления дивидендной политикой

Чтобы оценить эффективность принятого дивидендного решения, воспользуемся матрицей управления дивидендной политикой компании. Используя идею построения матрицы управления [1], мы уточняем ее параметры с учетом этапа предлагаемой методики по корректировке дивидендных выплат на основе теории угождения (этап №5). Таким образом, нами были выбраны следующие финансовые показатели в качестве основных параметров:

- коэффициент дивидендного выхода (Dividend Payout Ratio);

- коэффициент прироста показателя экономической добавленной стоимости (EVA);

- коэффициент прироста рыночной стоимости акции (P);

Коэффициент дивидендных выплат отражает вклад менеджмента компании в благосостояние акционеров, его способность и готовность обеспечивать ожидаемую доходность акционеров. Для практической реализации формулы предлагаются три интервала значений показателя.

расчет суммы_

дивидендов на_

обыкновенные акции российских компаний

осуществляется_

на основе сравнения

двух показателей:_

шу1 и ту2_

чтобы рассчитать _величину

_дивидендов,

проводится экспресс-анализ

_для определения

_рейтинга

компании

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Показатель экономической добавленной стоимости - один из наиболее популярных стратегических финансовых показателей, который отражает эффективность создания стоимости компании в процессе реализации финансовой стратегии и тактики; перспективы функционирования бизнеса на рынке. Коэффициент прироста показателя EVA для построения матрицы управления дивидендной политикой рассчитывается по формуле:

_ В конце

тим ü огорн

Кш =(EVAl-EVAo )/ EVA0, (2)

где KEVA - коэффициент прироста показателя экономической добавленной стоимости,%; EVA1 - показатель экономической добавленной стоимости после выплаты дивидендов; EVA0 - показатель экономической добавленной стоимости до выплаты дивидендов. В концепции финансовой матрицы именно дина-а показателя EVA является индикатором эффективности проводимой дивидендной политики для мента компании. Значения показателя KEVA сгруппированы в три интервала. Рыночная стоимость акции определяется спросом и предложением, т.е. соглашением между продавцом и покупателем акции. Коэффициент прироста рыночной стоимости акции компании рассчитывается по следующей формуле:

KP =(P1- P0 )/ P0, (3)

где Кр - коэффициент прироста рыночной стоимости акции,%; Р, - рыночная стоимость акции после выплаты дивидендов; Р0 - показатель экономической добавленной стоимости до выплаты дивидендов.

Матрица управления дивидендной политикой является трехмерной финансовой матрицей, состоящей из 27 квадрантов (рис. 2).

В матрице выделяются три зоны, разграниченные по вертикали матрицы. Разграничение проводится по значению прироста показателя экономической добавленной стоимости, который является центральным параметром.

1) Зона неудач - красная зона, основание матрицы.

2) Нейтральная зона - желтая зона, средняя часть матрицы.

Динамика рыночной стоимости акции,%

Рис. 2. Матрица управления дивидендной политикой компании

3) Зона прибылей - зеленая зона, вершина матрицы.

Каждая из зон содержит по девять квадрантов, которые имеют индивидуальные характеристики. Квадранты матрицы располагаются на осях коэффициентов прироста показателя EVA, коэффициента дивидендного выхода и коэффициента прироста рыночной стоимости акции. Если, например, компания имеет значение коэффициента дивидендного выхода в размере 35%, была выявлена положительная динамика показателя EVA и рыночной стоимости акции, то компания может быть идентифицирована в квадранте матрицы с координатами (3;3;3). Таким образом, матрица позволяет оценить эффективность принятых дивидендных решений, повысить прозрачность проводимой дивидендной политики. Она может быть успешно применена при формировании и реализации финансовой политики компании.

Вывод

Предложенная методика способствует совершенствованию дивидендной политики российских компаний, а также оптимизации финансовых решений, связанных с ее реализацией.

Литература

1. Дорофеев М.Л. Матрица управления дивидендной политикой корпорации // Финансы и кредит -2011. - №10.

2. Каменева Е.А. Методология и стратегия финансового обеспечения развития жилищно-коммунального хозяйства России: Диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук / Саратовский государственный социально-экономический университет. - Саратов, 2009.

3. Baker M., Wurgler J. 2004a. A Catering Theory of Dividends // Journal of Finance 59:3.

Nadezhda M. Sibova

Postgraduate student, Academic Department of Corporate Finance, Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow

Methods of optimal dividend solution

_Abstract

The article deals with methods of optimal dividend solution with the implementation of the pleasing theory provision and dividend policy management matrix. Application of these methods will increase the transparency and efficiency of the company's dividend policy, and will optimize financial solutions related to its implementation.

Keywords: methods, optimal dividend solutions, dividend policy, investment, market value of a company, enterprise management, stock market, management

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.