Научная статья на тему 'МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВРЕМЕНИ СПАСЕНИЯ ЛЮДЕЙ С ВЫСОТЫ ПРИ ПОМОЩИ АВТОЛЕСТНИЦЫ'

МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВРЕМЕНИ СПАСЕНИЯ ЛЮДЕЙ С ВЫСОТЫ ПРИ ПОМОЩИ АВТОЛЕСТНИЦЫ Текст научной статьи по специальности «Технологии материалов»

CC BY
281
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЖАР / ЭВАКУАЦИЯ / СПУСК / АВАРИЙНОСПАСАТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ / ПОЖАРНО-ТАКТИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по технологиям материалов, автор научной работы — Сибиряков Максим Владимирович, Соковнин Артем Игоревич, Мироненко Роман Владимирович

Тема. В статье представлен анализ процесса спасениялюдей с высоты во время пожара при помощи автолестницы,определены скоростные характеристики спуска людей по автолестнице, проанализированы факторы, оказывающие влияниена скорость спуска, предложена методика определения времени спасения людей с высоты. Методы. Для разработки расчётной методики использовались методы статистического анализа, натурного наблюдения, в том числе анализ видеозаписей, математическоемоделирование. Результаты. Результатом поиска подходящих условиям эксперимента записей стали 10 видеороликов, содержащихэлементы спасения людей с высоты. Анализ видео позволилсобрать и обобщить данные по 27 спускам во время реальных пожаров.Основной параметр, который необходимо было оценить в рамках анализа, это скорость спуска. Учитывая способполучения данных, единицей измерения на первом этапе стало количество пройденных ступеней автолестницы за единицу(минуту) времени. Проанализировав все спуски, была установлена средняя скорость спуска, а также скорости спускав зависимости от различных параметров, таких как пол спасающегося и способ спуска, а также различные комбинацииданных параметров. Область применения результатов. Полученные результаты могут быть использованы для методического обеспеченияпроцесса разработки документов предварительного планирования в части определения необходимых сил и средств для спасения людей с высот при помощи автолестниц. Выводы. Предложенная авторами методика позволяетна этапе планирования определить необходимые силы и средства пожарной охраны для обеспечения проведения спасательных работ припомощи автолестниц.Полученные с помощью предложенной методики расчёта данные позволят в дальнейшем разрабатывать алгоритмдействий для руководителя тушения пожара по выработке управленческих решений при спасении людей на пожаре с высоты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по технологиям материалов , автор научной работы — Сибиряков Максим Владимирович, Соковнин Артем Игоревич, Мироненко Роман Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE TECHNIQUE FOR DETERMINING TIME FOR RESCUING PEOPLE FROM HEIGHT WITH THE HELP OF AN AERIAL LADDER

Purpose. The article provides an analysis of people rescue procedure from height during a fire with the help of an aerial ladder, defines the speed characteristics for people to descend the ladder, analyzes the factors that influence the speed of descent, and offers the technique for determining time for rescuing people from height.Methods. To develop the calculation methods the authors of the article used the methods of statistical analysis, field observation, including the analysis of video recordings, and mathematical modeling.Findings. The search for records suitable for the conditionsof the experiment resulted in ten videos containing elementsof rescuing people from height. Video analysis made it possible to collect and generalize data on 27 descents during actual fire situations.The key parameter that needed to be assessed in theanalysis is the speed of descent. Taking into account the method of obtaining data, the unit of measurement at the first stage wasthe number of steps of the ladder passed for unit (one minute) oftime. After analyzing all the descents an average speed of descent was determined, as well as speeds of descent depending on variousparameters, such as the gender of the escaping person, the way of descent, and various combinations of these parameters.Research application field. The obtained results can beused for methodological support of the process of pre-planning documents development in terms of determining the requiredmeans and forces for rescuing people from height with the help of aerial ladders.Conclusions. The technique proposed by the authors allows determining the necessary fire service means and forces to conduct rescue operations with the help of an aerial ladder.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВРЕМЕНИ СПАСЕНИЯ ЛЮДЕЙ С ВЫСОТЫ ПРИ ПОМОЩИ АВТОЛЕСТНИЦЫ»

БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА

SAFETY OF HUMAN LIFE AND HEALTH

НАУЧНАЯ СТАТЬЯ / ORIGINAL ARTICLE УДК 614.849

DOI 10.25257/FE.2022.1.57-67 © М. В. СИБИРЯКОВ1, А. И. СОКОВНИН1, Р. В. МИРОНЕНКО1

1 Академия ГПС МЧС России, Москва, Россия

Методика определения времени спасения людей с высоты при помощи автолестницы

АННОТАЦИЯ

Тема. В статье представлен анализ процесса спасения людей с высоты во время пожара при помощи автолестницы, определены скоростные характеристики спуска людей по автолестнице, проанализированы факторы, оказывающие влияние на скорость спуска, предложена методика определения времени спасения людей с высоты.

Методы. Для разработки расчётной методики использовались методы статистического анализа, натурного наблюдения, в том числе анализ видеозаписей, математическое моделирование.

Результаты. Результатом поиска подходящих условиям эксперимента записей стали 10 видеороликов, содержащих элементы спасения людей с высоты. Анализ видео позволил собрать и обобщить данные по 27 спускам во время реальных пожаров.

Основной параметр, который необходимо было оценить в рамках анализа, это скорость спуска. Учитывая способ получения данных, единицей измерения на первом этапе стало количество пройденных ступеней автолестницы за единицу (минуту) времени. Проанализировав все спуски, была установлена средняя скорость спуска, а также скорости спуска

в зависимости от различных параметров, таких как пол спасающегося и способ спуска, а также различные комбинации данных параметров.

Область применения результатов. Полученные результаты могут быть использованы для методического обеспечения процесса разработки документов предварительного планирования в части определения необходимых сил и средств для спасения людей с высот при помощи автолестниц.

Выводы. Предложенная авторами методика позволяет на этапе планирования определить необходимые силы и средства пожарной охраны для обеспечения проведения спасательных работ при помощи автолестниц.

Полученные с помощью предложенной методики расчёта данные позволят в дальнейшем разрабатывать алгоритм действий для руководителя тушения пожара по выработке управленческих решений при спасении людей на пожаре с высоты.

Ключевые слова: пожар, эвакуация, спуск, аварийно-спасательные работы, пожарно-тактические учения

© M.V. SIBIRYAKOV1, A.I. SOKOVNIN1, R.V. MIRONENKO1

1 State Fire Academy of EMERCOM of Russia, Moscow, Russia

The technique for determining time for rescuing people from height with the help of an aerial ladder

ABSTRACT

Purpose. The article provides an analysis of people rescue procedure from height during a fire with the help of an aerial ladder, defines the speed characteristics for people to descend the ladder, analyzes the factors that influence the speed of descent, and offers the technique for determining time for rescuing people from height.

Methods. To develop the calculation methods the authors of the article used the methods of statistical analysis, field observation, including the analysis of video recordings, and mathematical modeling.

Findings. The search for records suitable for the conditions of the experiment resulted in ten videos containing elements of rescuing people from height. Video analysis made it possible to collect and generalize data on 27 descents during actual fire situations.

The key parameter that needed to be assessed in the analysis is the speed of descent. Taking into account the method of obtaining data, the unit of measurement at the first stage was

the number of steps of the ladder passed for unit (one minute) of time. After analyzing all the descents an average speed of descent was determined, as well as speeds of descent depending on various parameters, such as the gender of the escaping person, the way of descent, and various combinations of these parameters.

Research application field. The obtained results can be used for methodological support of the process of pre-planning documents development in terms of determining the required means and forces for rescuing people from height with the help of aerial ladders.

Conclusions. The technique proposed by the authors allows determining the necessary fire service means and forces to conduct rescue operations with the help of an aerial ladder.

Key words: fire, evacuation, emergency rescue works, firefighting tactical drills, descend

FIRE AND EMERGENCIES: PREVENTION, ELIMINATION. 2022. No. 1

ВВЕДЕНИЕ

Пожары являются одним из деструктивных событий, сопровождающих человечество на протяжении всей истории развития общества. Параллельно с развитием общества развивались и меры по борьбе с пожарами, развивались как технологии тушения, так и его организация [1]. Однако несмотря на значительные успехи в данном направлении, проблема борьбы с пожарами не теряет своей актуальности, более того, с развитием общества и технологий появляются новые вызовы для пожарной охраны, в частности, интенсивное увеличение этажности жилой застройки [2]. В связи с этим необходимо обратить внимание, что большая часть пожаров и более 90 % гибели на пожарах происходит в жилом секторе [3].

В соответствии со ст. 35 основного документа, регламентирующего действия подразделений пожарной охраны на пожаре, Приказа МЧС России № 444 от 16 октября 2017 г. «Об утверждении Боевого устава подразделений пожарной охраны, определяющего порядок организации тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ», устанавливаются условия, которые должен соблюдать руководитель тушения пожара (РТП). При выборе решающего направления силы и средства подразделений пожарной охраны в первую очередь направляются на спасение людей, а в условиях растущей этажности застройки современных городов одним из наиболее сложных действий по спасению людей на пожаре является спасение людей с высоты [4-8].

Опыт, полученный при тушении пожаров, должен быть использован для совершенствования технологии тушения [9]. Одним из способов применения передового опыта является создание документов предварительного планирования действий по тушению пожаров и проведению аварийно-спасательных работ (АСР), что определено Приказом МЧС России № 467 от 16 октября 2017 г. «Об утверждении Положения о пожарно-спасательных гарнизонах».

В данном случае речь идёт о планах и карточках тушения пожаров, предназначенных для обеспечения РТП информацией об оперативно-тактической характеристике организаций, предварительного прогнозирования возможной обстановки в организациях (населённых пунктах) при пожаре, планирования действий по тушению пожаров и проведению АСР подразделений пожарной охраны на месте пожара, повышения уровня боевой подготовки личного состава под-

разделений пожарной охраны к тушению пожаров и проведению АСР [10, 11]. При подготовке данных документов следует опираться на общий опыт, проанализированный в рамках научных исследований, результат которых должен быть сформулирован в методиках. Это позволит выработать единый подход к разработке данных документов, повысить их качество и аргументацию принятия управленческих решений, что в целом положительно отразится на технологии тушения пожаров и ведении АСР.

Низкий уровень методического обеспечения разработчиков документов предварительного планирования действий по тушению пожаров и проведению АСР сказывается на качестве данных документов и ведёт к снижению, а иногда и полному отсутствию их прикладного значения при организации и тушении пожаров. Это обуславливает актуальность настоящего исследования.

СВЕДЕНИЯ О ПАДЕНИИ ЛЮДЕЙ С ВЫСОТЫ

Анализ был проведён по статистическим данным, имеющимся в свободном доступе, за период с 2015 до 2020 гг. (рис. 1) [12]. Построенные диаграммы позволяют оценить, как возрастает тяжесть полученных травм с увеличением этажности падения.

it

n4 ill

: jl

Рисунок 1. Распределение тяжести травм, полученных в результате падения с высоты, в зависимости от этажа падения: легкая; ■ средняя; ■ тяжелая; ■ гибель Figure 1. Injury severity index sustained during a fall from heights depending on the height of fall: minor; ■ moderate; ■ severe; ■ non-survivable

Согласно статистическим данным, менее 1 % пожаров происходит в зданиях выше 9 этажа, менее 1,5 % гибели на пожарах - в зданиях выше 9 этажа. В то же время отмечается, что при блокировании людей пожаром в многоэтажных зданиях, начиная с 4 этажа крайне высок риск получения тяжёлых травм или гибели при падении с высоты.

Анализ приводит к выводу, что наиболее «востребованной» в работе автолестниц является высота до 30 м. Поэтому исследования, направленные на разработку или уточнение методики определения времени спасения людей с высоты при помощи автолестницы, имеют особую актуальность. Для разработки методики определения времени спасения людей с высоты при помощи автолестницы было проведено экспериментальное исследование.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

Целью эксперимента по спасению людей при помощи автолестниц стало определение параметров, влияющих на скорость спасения, для разработки методики расчёта сил и средств, направляемых на спасение людей с высоты.

Изначально был спланирован натурный эксперимент [13] по измерению скоростных показателей людей при спуске с автолестницы при различных условиях, после чего полученные данные следовало проанализировать и сделать выводы (определить скорость спуска и поправочные коэффициенты).

Однако данный порядок имеет ряд недостатков, влияющих на качество полученных данных:

- люди, не имеющие опыта спуска по автолестнице, делают это значительно медленней, чем профессиональные пожарные (спасатели), и из соображений безопасности при проведении эксперимента участвовать в тренировочных спусках могут только обученные люди. По той же причине к участию в эксперименте не могут быть привлечены женщины, дети, пожилые люди. Не могут быть взяты в расчёт и факторы, осложняющие процесс спуска (неудобная одежда и обувь, верхняя одежда, подол платья, каблуки и т. д.);

- во время эксперимента люди не находятся в опасности и не подвержены панике, ступору или другим проявлениям страха, что не в полной мере отражает реальную обстановку при спасении людей на пожаре;

- при проведении эксперимента не допускается отступать от требований охраны труда,

которые зачастую снижают скорость проведения различного рода операций, в то время как на пожаре должностные лица очень часто вынуждены действовать в условиях обоснованного риска и крайней необходимости согласно Приказу Министерства труда и социальной защиты РФ от 11 декабря 2020 г. № 881н «Об утверждении Правил по охране труда в подразделениях пожарной охраны».

В связи с тем, что реальные условия пожара и спасения людей при помощи автолестниц значительно отличаются от условий во время тренировочных спасений, проводимых в рамках пожарно-тактических учений и пожарно-тактических занятий либо эксперимента, видится целесообразным определить искомые параметры посредством ретроспективного анализа реальных пожаров и реальных спасений людей при помощи автолестниц. Преимущества ретроспективного анализа в том, что полученные данные максимально объективны, однако количество видео с пожаров, позволяющих получить искомые показатели, чрезвычайно мало, этим объясняется недостаточность массива данных.

Первым этапом эксперимента было определение искомых параметров и формы сбора результатов замеров. Время спуска человека является относительным параметром, так как помимо скорости спуска зависит ещё от высоты спуска. Этот факт обусловил решение определить основным искомым параметром скорость спуска с учётом влияния различных факторов. По результатам анализа видеороликов установлены следующие факторы: скорость спуска, техника спуска, пол спускающегося и другое (неудобная обувь, состояние ступора, изменение техники спуска в процессе спасения и т. д.)

Так как видеозапись процесса спасения может периодически прерываться и возобновляться, было принято решение проводить замеры по эпизодам, а не по количеству спасаемых людей.

Результатом поиска подходящих условиям эксперимента записей стали 10 видеороликов, содержащих элементы спасения людей с высоты. Большинство из них являются видеозаписями тренировок или показательных занятий. Основной анализ был построен на видеоролике, запечатлевшем процесс спасения людей на одном из самых резонансных пожаров, произошедших в нашей стране. Это пожар, случившийся в 2006 г. во Владивостоке в здании «ПромстройНИИ-проекта». В результате возгорания на лестничной площадке между 6 и 7 этажом были блокированы огнём и дымом около 130 человек.

FIRE AND EMERGENCIES: PREVENTION, ELIMINATION. 2022. No. 1

Таблица 1 (Table 1)

Основные результаты анализа по скорости, ступ./мин. Main results of the descent analysis, steps/min

Способ спуска Пол Лицом вперёд Спиной вперёд

Показатель Общ. Лицом вперёд Спиной вперёд Муж. Жен. Муж. Жен. Муж. Жен.

Средняя скорость спуска 56,5 71,8 44,2 54,6 59,7 66,4 79,4 46,4 40

Максимальная скорость спуска 115 115 60 100 115 100 115 60 50

Минимальная скорость спуска 24 53 24 24 30 53 63 24 30

В результате пожара погибли 9 человек и 17 человек получили тяжёлые травмы, большинство из которых возникли в результате падения с высоты. В произошедшем пожаре автолестница показала свою незаменимость: спасательная операция позволила спасти 86 человек из 102, 16 человек были спасены звеньями газодымозащитников по лестничным маршам.

По записанному очевидцами видеоролику возможно отследить по меньшей мере 26 эпизодов процесса спасения.

Алгоритм анализа видеосьёмки состоял из следующих этапов:

- в момент, когда осуществлялся спуск по автолестнице, запускали секундомер, а после спуска либо при смене направления съёмки время останавливалось;

- по завершении замера проводился подсчёт количества ступеней, пройденных за данный промежуток времени;

- полученный результат приводился к числу ступеней, пройденных за минуту;

- полученные данные вносились в таблицу.

Анализ видеороликов позволил собрать

и обобщить данные по 27 спускам во время реальных пожаров.

Основной параметр, который необходимо оценить в рамках анализа, это скорость спуска. Учитывая способ получения данных, единицей измерения на первом этапе стало количество пройденных ступеней автолестницы за единицу (минуту) времени. Проанализировав все спуски, установили среднюю скорость спуска, а также скорости спуска в зависимости от различных параметров, таких как пол спасающегося и способ спуска, а также различные комбинации данных параметров. Основные результаты проведённого анализа [14] вошли в таблицу 1.

Необходимо также разобрать особенности спуска по автолестнице во время пожара,

из-за которых разница между минимальной и максимальной скоростью спуска отличается в 4,8 раз.

Наименьшая скорость спуска связана со следующими факторами (рис. 2):

а) отсутствие обуви или обувь на высоком каблуке, а также неудобная одежда (платья, юбки, верхняя одежда) (рис. 2 а);

б) спуск по автолестнице осуществляется в процессе её перестановки (рис. 2 б);

в) затор из-за разной скорости спуска (рис. 2 в);

г) спуск пожарного совместно со спасаемым (рис. 2 г).

Анализ показал, что максимальная скорость спуска достигается при спуске по автолестнице, установленной под острым углом, лицом вперёд (рис. 2 д, e).

Как было определено ранее, скорость спуска определялась как количество пройденных ступеней за единицу времени, однако для удобства дальнейшего применения, в том числе совместно с действующей методикой, её необходимо привести к снижению по высоте здания за единицу времени. Для этого необходимо определить расстояние между ступенями лестницы, а также учесть угол наклона лестницы. Сделать это поможет определение тактических возможностей наиболее распространённой в пожарной охране России автолестницы АЛ-30.

Учитывая, что диапазон оптимальных углов наклона для автолестницы АЛ-30 варьируется от 73 до 50° то максимальная рабочая высота АЛ-30 варьируется от 28,7 до 23 м соответственно, что представлено на рисунке 3.

Минимальная высота, при которой целесообразно применять автолестницу, равна 12 м, в связи с тем, что спасение людей с высоты, ниже указанной, можно осуществлять посредством иных способов.

г (d) д (e)

Рисунок 2. Факторы, оказывающие влияние на скорость спуска спасаемых: а) отсутствие обуви или неудобная обувь или одежда; б) перестановка лестницы в момент спуска; в) затор; г) помощь пожарного при спуске; д) спуск лицом вперёд по автолестнице, установленной под острым углом

Figure 2. Factors influencing the speed of descent of the rescued people: a) lack of shoes or uncomfortable shoes or clothing; b) change of the ladder position at the time of descent; c) congestion; d) help of a firefighter during the descent; e) face-forward ladder descent set at the acute angle

Рисунок 3. Определение максимальной рабочей высоты автолестницы при пограничных условиях угла наклона:

а) a = 28,7 м; b = 30 м; c = 8,8 м;

Z A 73°; Z B 90°; Z C 17°;

б) a = 23 м; b = 30 м; c = 19,3 м; Z A 50°; Z B 90°; Z C40°

Figure 3. Determination of the maximum working height for a ladder under the marginal conditions of the inclination angle:

a) a = 28.7 м; b = 30 м; c = 8.8 м; Z A 73°; Z B 90°; Z C 17°;

b) a = 23 м; b = 30 м; c = 19.3 м; ZA 50°; Z B 90°; Z C 40°

Рисунок 4. Определение минимальной рабочей высоты автолестницы при пограничных условиях угла наклона:

а) a = 12 м; b = 12,5 м; c = 3,7 м;

ZA 73°; ZB 90°; ZC 17°;

б) a = 12 м; b = 15,7 м; c = 10,1 м;

ZA 50°; ZB 90°; ZC40° Figure 4. Determination of the minimum working height for a ladder under the marginal conditions of the inclination angle:

a) a = 12 м; b = 12.5 м; c = 3.7 м; ZA 73°; Z B 90°; Z C 17°;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

b) a = 12 м; b = 15.7 м; c = 10.1 м; Z A 50°; Z B 90°; Z C 40°

FIRE AND EMERGENCIES: PREVENTION, ELIMINATION. 2022. No. 1

Таблица 2 (Table 2)

Основные рабочие параметры АЛ-30 Main working parameters of AL-30

Высота, м Угол наклона, град. Расстояние до здания, м

12 50 10,1

12 73 3,7

28,7 50 19,3

28,7 73 8,8

Таблица 3 (Table 3)

Основные результаты анализа скорости спуска, м/мин Main results of the descent analysis, m/min

Способ спуска Пол Лицом вперёд Спиной вперёд

Показатель Общ. Лицом вперёд Спиной вперёд Муж. Жен. Муж. Жен. Муж. Жен.

Средняя скорость спуска 14,1 18 11,1 13,7 14,9 16,6 19,9 11,6 10

Максимальная скорость спуска 28,8 28,8 15 25 28,8 25 28,8 15 12,5

Минимальная скорость спуска 6 13,3 6 6 7,5 13,3 15,8 6 7,5

Применяя те же углы наклона мы получаем параметры, представленные на рисунке 4.

Анализ технических характеристик автолестницы позволил получить рабочие характеристики АЛ-30 (табл. 2).

В связи с тем, что в рамках данного исследования скорость спуска измерялась в количестве пройдённых ступеней за минуту, нам необходимо перевести данный показатель на отношение высоты здания к времени её преодоления для удобства расчёта.

Учитывая, что расстояние между ступенями составляет 30 см, при спуске на одну ступень человек будет опускаться по вертикали на 23-28,7 см в зависимости от угла наклона лестницы 73-50° соответственно. С учётом усреднения в расчёте предлагается использовать 25 см = 0,25 м.

Соответственно, при переводе данных о скорости спуска из таблицы 2 в м/мин, получим скоростные характеристики, представленные в таблице 3.

Подводя итоги проведённого эксперимента, можно сделать следующие выводы:

- средняя скорость спуска спасаемого человека по автолестнице составляет 14,1 м/мин;

- женщины, как правило, спасаются быст-

рее. В среднем их скорость спасения составляет 14,9 м/мин, даже несмотря на наличие неудобной для спуска обуви;

- способ спуска лицом вперёд является более быстрым, однако менее безопасным и практически невозможен при установке автолестницы под углом более 60°.

РАСЧЁТНАЯ МЕТОДИКА СПАСЕНИЯ ЛЮДЕЙ С ВЫСОТЫ ПРИ ПОМОЩИ АВТОЛЕСТНИЦ

В

основу расчёта спасения людей с высоты является определение времени спуска спасаемого человека по автолестнице:

(1)

VK'

где T - время спуска, мин; h - высота с которой осуществляется спасение; V - средняя скорость спуска спасаемого человека по автолестнице, 14,1 м/мин; K - весовой коэффициент (учитывающий способ спуска и пол спасаемого человека) (табл. 4).

Таблица 4 (Table 4) Весовые коэффициенты для математической модели, м/мин Weight coefficients for a mathematical model, m/min

Способ спуска Пол Лицом вперёд Спиной вперёд

Лицом вперёд Спиной вперёд Муж. Жен. Муж. Жен. Муж. Жен.

1,28 0,79 0,97 1,06 1,18 1,41 0,82 0,71

Результаты расчёта по формуле (1) представлены в таблице 5.

В графическом виде данные, представленные в таблице 5, представлены на рисунке 5.

Высота, м

Рисунок 5. График зависимости времени спасения одного человека с /-го этажа при помощи автолестницы в разных условиях: мужчина лицом вперёд; -•- мужчина спиной вперёд; женщина лицом вперёд; -•- женщина спиной вперёд; -• средний Figure 5. Dependency diagram of rescue time for one person from /-floor with the help a ladder in various conditions: a man moving face forward; -•- a man moving back forward; a woman moving face forward; -•- a woman moving back forward; -•- average

Таблица 5 (Table 5)

Время спасения одного человека с /-го этажа с разной скоростью спасения, мин Rescue time for one person from /-floor with a different speed of rescue, min

Этажность Высота, м Средний Мужчина лицом вперёд Женщина лицом вперёд Мужчина спиной вперёд Женщина спиной вперёд

4 12 0,85 0,72 0,60 1,03 1,2

5 15 1,06 0,90 0,75 1,29 1,5

6 18 1,28 1,08 0,90 1,55 1,8

7 21 1,49 1,27 1,06 1,81 2,1

8 24 1,70 1,45 1,21 2,07 2,4

9 27 1,91 1,63 1,36 2,33 2,7

10 30 2,13 1,81 1,51 2,59 3

11 33 2,34 1,99 1,66 2,84 3,3

12 36 2,55 2,17 1,81 3,10 3,6

13 39 2,77 2,35 1,96 3,36 3,9

14 42 2,98 2,53 2,11 3,62 4,2

15 45 3,19 2,71 2,26 3,88 4,5

16 48 3,40 2,89 2,41 4,14 4,8

17 51 3,62 3,07 2,56 4,40 5,1

18 54 3,83 3,25 2,71 4,66 5,4

19 57 4,04 3,43 2,86 4,91 5,7

20 60 4,26 3,61 3,02 5,17 6

21 63 4,47 3,80 3,17 5,43 6,3

22 66 4,68 3,98 3,32 5,69 6,6

23 69 4,89 4,16 3,47 5,95 6,9

24 72 5,11 4,34 3,62 6,21 7,2

25 75 5,32 4,52 3,77 6,47 7,5

FIRE AND EMERGENCIES: PREVENTION, ELIMINATION. 2022. No. 1

МОДЕЛЬ СПАСЕНИЯ ЛЮДЕЙ С ВЫСОТЫ ПРИ ПОМОЩИ АВТОЛЕСТНИЦ

П

о результатам проводимого исследования получены скоростные характеристики спасения людей при помощи автолестниц, которые позволяют предложить новую расчётную методику спасения людей с высоты при помощи автолестницы:

тп=т1 +

VK

(2)

где T1 - время спуска первого спасённого (рассчитывается по формуле (1)); h1 - расстояние между спасаемыми при спуске (так как скорость спуска привязана к изменению высоты по вертикали, в данной формуле h = 2,5 м) п - количество спасаемых.

Результаты расчётов по формуле (2) представлены в таблице 6.

I 3,5

I2,5

m

1,5

15 21 27 33

39 45 51 Высота, м

57 63 69 75

Рисунок 6. График зависимости времени спасения л-го человека с /-го этажа при помощи автолестницы: -•- 1 человек; -•- 2 человека;

3 человека; -•- 4 человека; -•- 5 человек Figure 6. Dependency diagram of rescue time for л-person from /-floor with the help of a ladder: 1 person; -•- 2 people; 3 people; -•- 4 people; -•- 5 people

В графическом виде данные, отображенные в таблице 6, представлены на рисунке 6.

о

Таблица 6 (Table 6)

Время спасения одного человека с /-го этажа с разной скоростью спасения, мин Rescue time of n-person from i-floor with an average speed, min

Этажность Высота 1 человек 2 человека 3 человека 4 человека 5 человек

4 12 0,85 1,21 1,38 1,56 1,74

5 15 1,06 1,42 1,60 1,77 1,95

6 18 1,28 1,63 1,81 1,99 2,16

7 21 1,49 1,84 2,02 2,20 2,38

8 24 1,70 2,06 2,23 2,41 2,59

9 27 1,91 2,27 2,45 2,62 2,80

10 30 2,13 2,48 2,66 2,84 3,01

11 33 2,34 2,70 2,87 3,05 3,23

12 36 2,55 2,91 3,09 3,26 3,44

13 39 2,77 3,12 3,30 3,48 3,65

14 42 2,98 3,33 3,51 3,69 3,87

15 45 3,19 3,55 3,72 3,90 4,08

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16 48 3,40 3,76 3,94 4,11 4,29

17 51 3,62 3,97 4,15 4,33 4,50

18 54 3,83 4,18 4,36 4,54 4,72

19 57 4,04 4,40 4,57 4,75 4,93

20 60 4,26 4,61 4,79 4,96 5,14

21 63 4,47 4,82 5,00 5,18 5,35

22 66 4,68 5,04 5,21 5,39 5,57

23 69 4,89 5,25 5,43 5,60 5,78

24 72 5,11 5,46 5,64 5,82 5,99

25 75 5,32 5,67 5,85 6,03 6,21

12 15 18 21 24 27

Высота, м

Рисунок 7. График сравнения действующей методики с предлагаемой (пунктирными линиями обозначена действующая методика, полными - предлагаемая)

Figure 7. Comparison diagram of the current methodology with the proposed one (stipple line indicates the current methodology, full line indicates the proposed methodology)

Сравнение с действующими методиками расчёта сил и средств для спасения людей при проведении АСР [15] (рис. 7).

Полученные данные позволят разработать алгоритм действий для руководителя тушения пожара по выработке управленческих решений при спасении людей на пожаре с высоты.

Результаты проведённого исследования -полученные скоростные характеристики спасения людей с высоты при помощи автолестницы во время пожара - дают представление о реальных оперативно-тактических возможностях данного средства спасения. Поэтому данный показатель лёг в основу предложенной математиче-

ской модели, позволяющей оценить временные характеристики всего процесса спасения людей с высоты.

Данная модель является одним из элементов информационно-аналитической поддержки управления спасением людей с высоты, позволит повысить аргументированность принятия решения о необходимом привлечении соответствующих сил и средств для спасательной операции при тушении пожаров в зданиях повышенной этажности.

Полученные результаты могут быть использованы разработчиками документов предварительного планирования, таких как планы и карточки тушения пожара.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Брушлинский Н. Н., Соколов С. В., Вагнер П. Обстановка с пожарами на континентах Земли. Монография. М.: Академия МЧС России. 2021. 40 с.

2. Усманов Р. А, Лавровский А. Н, Денисов А. Н. Обоснование проблемы моделирования оперативно-тактических действий при тушении пожаров в высотных зданиях [Электронный ресурс] // Технологии техносферной безопасности. 2016. Вып. 5 (69). С. 87-93. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/ кет.азр?1а=29203287 (дата обращения 05.12.2021).

3. Савонин С. В., Украинцева Т. В., Мазур А. С., Леонтьев Д. А. Пожары и их последствия. Анализ статистических данных // Известия Санкт-Петербургского государственного технологического института (технического университета). 2019. № 50 (76). С. 110-114.

4. Подгрушный А. В., Хонг Ч. Д. Исследования по спасению людей из зданий повышенной этажности при пожарах // Пожаровзрывобезопасность. 2007. Т.16, № 4. С. 66-68.

5. Кирюханцев Е. Е, Иванов В. Н. О повышении эффективности тушения пожаров в высотных зданиях [Электронный ресурс] // Технологии техносферной безопасности. 2013. Вып. 5 (51). С. 1-5. Режим доступа: https://elibrary.ru/item. asp?id=21482458 (дата обращения 14.12.2021).

6. Денисов А. Н, Прус Ю. В., Степанов О. И. Методика управления оперативно-тактическими действиями пожарных подразделений при тушении пожаров в зданиях жилого сектора [Электронный ресурс] // Технологии техносферной безопасности. 2016. Вып. 2 (66). С. 40-49. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=28795416 (дата обращения 10.12.2021).

7. Денисов А. Н., Джангиев Р. Н., Усманов Р. А. Задача управления пожарно-спасательными подразделениями при эвакуации и спасении людей из многоэтажных зданий [Электронный ресурс] // Технологии техносферной безопасности. 2017. Вып. 1 (71). С. 197-204. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/ item.asp?id=29871097 (дата обращения 17.12.2021).

8. Pechoa P., Magdolenova P., Bugaja M. Unmanned aerial vehicle technology in the process of early fire localization of buildings // Transportation Research Procedia. 2019. Vol. 40. Pp. 461-468. D0I:10.1016/j.trpro.2019.07.067

9. Корольченок А. Я., Динь Конг Хынг, Ляпин А. В. Пожарная защита высотных зданий // Пожаровзрывобезопасность. 2012. Т. 21, № 3. С. 57-61.

10. Ищенко А. Д., Клюй В. В., Полынько С. В., Таран-цев А. А. О построении уточненного совмещенного графика для расчёта сил и средств для тушения пожара // Пожаровзрывобезопасность. 2018. Т. 27, № 2-3. С. 82-92. D0I:10.18322/PVB.2018.27.02-03.82-92

11. Денисов А. Н., Захаревская С. Н. Принятие управленческого решения при тушении пожара [Электронный ресурс] // Технологии техносферной безопасности. 2014. № 3 (55). С. 1-5. Режим доступа: (дата обращения 25.12.2021).

12. Мирзаянц А. В., Карева М. Д. Гибель и травматизм при пожаре в результате падений людей с высоты // Материалы lV Международной научно-практической конференции, посвященной Всемирному дню гражданской обороны «Гражданская оборона на страже мира и безопасности»: в 3 ч. Ч. II. Проблемы гражданской обороны. М.: Академия ГПС МЧС России, 2020. С. 522-529.

FIRE AND EMERGENCIES: PREVENTION, ELIMINATION. 2022. No. 1

13. Макаричев Ю. А., Иванников Ю. Н. Методы планирование эксперимента и обработки данных. Учебное пособие. Самара: Самарский государственный технический университет, 2016. 131 с.

14. Шпаков П. С., Попов В. Н. Статистическая обработка экспериментальных данных. Учебное пособие. М.: Московский государственный горный университет, 2003. 261 с.

15. Заворотный А. Г., Фирсов А. В., Калайдов А. Н, Ха-рисов Г. Х, Неровных А. Н, Смуров А. В., Сибиряков М. В., Бутенко В. М. Организация и ведение аварийно-спасательных работ. Учебно-методическое пособие. М.: Академия ГПС МЧС России, 2020. 415 с.

REFERENCES

1. Brushlinsky N.N., Sokolov S.V., Wagner P. Obstanovka s pozharami na kontinentakh Zemli. Monografiia [The situation with fires on the continents of the Earth. Monograph]. Moscow, State Fire Academy of EMERCOM of Russia Publ., 2021, 40 p. (in Russ).

2. Usmanov R.A., Lavrovsky A.N., Denisov A.N. The rationale of modeling of tactical actions when fighting fires in high-rise buildings. Tekhnologii tekhnosfernoy bezopasnosti (Technology of Technosphere Safety). 2016, no. 5(69), pp. 87-93. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29203287 (accessed 5, December 2021) (in Russ).

3. Savonin S.V., Ukraintseva T.V., Mazur A.S., Leontiev D.A. Fires and their consequences. Analysis of statistics. Izvestiia Sankt-Peterburgskogo Gosudarstvennogo Tekhnologicheskogo Instituta (Tekhnicheskogo universiteta) (Proceedings of the St. Petersburg state technological institute (Technical university)). 2019, no. 50 (76), pp. 110-114 (in Russ).

4. Podgrushny A.V., Hong Ch.D. Research on the rescue of people from high-rise buildings during fires. Pozharovzryvobezopasnost (Fire and Explosion Safety), 2007, vol. 16, no. 4, pp. 66-68 (in Russ).

5. Kirukhancev E.E., Ivanov V.N. On improving the efficiency extinguishing fires in high-rise buildings. Tekhnologii tekhnosfernoy bezopasnosti (Technology of Technosphere Safety). 2013, no. 5 (51), pp. 1-5. Available at: (accessed 14, December 2021) (in Russ).

6. Denisov A.N., Prus Yu.V., Stepanov O.I. Methods of control of operational-tactical actions of fire departments during extinguish fires in the residential sector. Tekhnologii tekhnosfernoy bezopasnosti (Technology of Technosphere Safety). 2016, no. 2 (66), pp. 40-49, Available at: https://www.elibrary.ru/ item.asp?id=28795416 (accessed 10, December 2021) (in Russ).

7. Denisov A.N., Dzhangiev R.N., Usmanov R.A. Task of management of rescue and firefighting divisions during the evacuation and rescue of people from high rise buildings. Tekhnologii tekhnosfernoy bezopasnosti (Technology of Technosphere Safety). 2017, no. 1(71), pp. 197-204. Available at: https://www.elibrary.ru/ item.asp?id=29871097 accessed 17, December 2021) (in Russ).

8. Pechoa P., Magdolenova P., Bugaja M. Unmanned aerial vehicle technology in the process of early fire localization

of buildings. Transportation Research Procedia. 2019, vol. 40, pp. 461-468 (in Russ). D0l:10.1016/j.trpro.2019.07.067

9. Korolchenok A.Ya., Dinh Kong Hyung, Lyapin A.V. Fire protection of high-rise buildings. Pozharovzryvobezopasnost (Fire and Explosion Safety). 2012, vol. 21, no. 3, pp. 57-61 (in Russ).

10. Ishchenko A.D., Klyuj V.V., Polynko S.V., Tarantsev A.A. On the construction of a refined combined schedule for calculating forces and means for extinguishing a fire. Pozharovzryvobezopasnost (Fire and Explosion Safety), 2018, vol. 27, no.2-3, pp. 82-92 (in Russ). D0I:10.18322/PVB.2018.27.02-03.82-92

11. Denisov A.N., Zakharevskaya S.N. Making a managerial decision when extinguishing a fire. Tekhnologii tekhnosfernoy bezopasnosti (Technology of Technosphere Safety). 2014, no. 3 (55), pp. 1-5 (in Russ).

12. Mirzayants A.V., Kareva M.D. Gibel i travmatizm pri pozhare v rezultate padenii liudei s vysoty: Materialy IV Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii, posviashchennoi V semirnomu dniu grazhdanskoi oborony «Grazhdanskaia oborona na strazhe mira i bezopasnosti»: v 3 ch. Ch. II. Problemy grazhdanskoi oborony [Death and injury in a fire as a result of people falling from a height. Materials of the IVth International Scientific and practical Conference dedicated to the World Civil Defense Day "Civil Defense on guard of peace and security". In 3 parts. Part II. Problems of civil defense]. Moscow, State Fire Academy of EMERCOM of Russia Publ., 2020. Pp. 522-529 (in Russ).

13. Makarichev Yu.A., Ivannikov Yu.N. Metody planirovanie eksperimenta i obrabotki dannykh [Methods of experiment planning and data processing. Study guide]. Samara: Samara State Technical University Publ., 2016, 131 p.

14. Shpakov P.S., Popov V.N. Statisticheskaia obrabotka eksperimentalnykh dannykh [Statistical processing of experimental data]. Moscow, Moscow State Mining University Publ., 2003, 261 p.

15. Zavorotny A.G., Firsov A.V., Kalaydov A.N., Kharisov G.H., Nerovnykh A.N., Smurov A.V., Sibiryakov M.V., Butenko V.M. Organizatsiia i vedenie avariino-spasatelnykh rabot [Organization and conduct of emergency rescue operations: educational and methodological manual]. Moscow, State Fire Academy of EMERCOM of Russia Publ., 2020, 415 p.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ Максим Владимирович СИБИРЯКОВ

Кандидат технических наук

начальник кафедры организации деятельности пожарной охраны,

Академия ГПС МЧС России, Москва, Российская Федерация

SPIN-код: 9001-8247

АийгЮ: 1014698

ORCID: 0000-0003-1156-0823

sibiryakov.m@bk.ru

Артем Игоревич СОКОВНИН Н

Кандидат технических наук

заместитель начальника кафедры

организации деятельности пожарной охраны,

Академия ГПС МЧС России, Москва, Российская Федерация

SPIN-код: 4917-2266

АийгЮ: 773348

ORCID: 0000-0002-4453-6355

Н sokovninartem88@yandex.ru

Роман Владимирович МИРОНЕНКО

Кандидат технических наук

начальник научно-исследовательского отделения

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR Maksim V. SIBIRYAKOV

PhD in Engineering,

Head of the Department of Fire Service Activities Organization,

State Fire Academy of EMERCOM of Russia, Moscow, Russian Federation

SPIN-KOA: 9001-8247

AutorlD: 1014698

ORCID: 0000-0003-1156-0823

sibiryakov.m@bk.ru

Artem I. SOKOVNIN H

PhD in Engineering,

Deputy Head of the Department

of Fire Service Activities Organization,

State Fire Academy of EMERCOM of Russia, Moscow, Russian Federation

SPIN-KOA: 4917-2266

AutorlD: 773348

ORCID: 0000-0002-4453-6355

H sokovninartem88@yandex.ru

Roman V. MIRONENKO

PhD in Engineering,

Head of the Research Department

проблем управления системами обеспечения пожарной безопасности,

Академия ГПС МЧС России, Москва, Российская Федерация

SPIN-код 8052-8762

АийгЮ: 773343

ORCID: 0000-0003-2813-7511

fds-smv@yandex.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Поступила в редакцию 02.02.2022 Принята к публикации 22.02.2022

of Fire Safety Systems Management Problems,

State Fire Academy of EMERCOM of Russia, Moscow, Russian Federation

SPIN-KOA: 8052-8762

AutorID: 773343

ORCID: 0000-0003-2813-7511

fds-smv@yandex.ru

Received 02.02.2022 Accepted 22.02.2022

Для цитирования:

Сибиряков М. В., Соковнин А. И., Мироненко Р. В. Методика определения времени спасения людей с высоты при помощи автолестницы // Пожары и чрезвычайные ситуации: предупреждение, ликвидация. 2022. № 1. С. 57-67. 00!:10.25257/РЕ.2022.1.57-67

For citation:

Slblryakov M.V., Sokovnln A.I., Mlronenko R.V. The technique

for determining time for rescuing people from height

with the help of an aerial ladder. Pozhary i chrezvychaynyye situatsii:

predotvrashcheniye, likvidatsiya (Fire and emergencies:

prevention, elimination). 2022, no. 1, pp. 57-67.

DOI:10.25257/FE.2022.1.57-67

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.