Научная статья на тему 'МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ СОСТОЯНИЯ ДЕТАЛЕЙ ВО ВРЕМЯ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ'

МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ СОСТОЯНИЯ ДЕТАЛЕЙ ВО ВРЕМЯ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Прочие технологии»

CC BY
64
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
АВТОМОБИЛЬ / ЭКСПЛУАТАЦИЯ / ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ / АГРЕГАТ / ПРОФИЛАКТИКА / РЕМОНТ

Аннотация научной статьи по прочим технологиям, автор научной работы — Адилов О.К., Уролбоев А.У.

В этой статье проведена разработка методических рекомендаций и применения результатов выбора критериев оценки улучшения эксплуатационных показателей автомобилей

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE DETERMINATION PROCEDURE PARTS DURING MAINTENANCE

In this article, the development of methodological recommendations and the application of the results of the selection of criteria for assessing the improvement of the performance of cars is carried out

Текст научной работы на тему «МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ СОСТОЯНИЯ ДЕТАЛЕЙ ВО ВРЕМЯ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ»

ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ (TECHNICAL SCIENCE)

УДК 1

Адилов О.К.

кандидат технических наук доцент кафедры «Инженерия транспортных средств» Джизакский политехнический институт (г. Джизак, Республика Узбекистан)

Уролбоев А.У.

Самаркандский государственный архитектурно-строительный институт (г. Самарканд, Республика Узбекистан)

МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ СОСТОЯНИЯ

ДЕТАЛЕЙ ВО ВРЕМЯ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

Аннотация: в этой статье проведена разработка методических рекомендаций и применения результатов выбора критериев оценки улучшения эксплуатационных показателей автомобилей.

Ключевые слова: автомобиль, эксплуатация, техническое обслуживание, агрегат, профилактика, ремонт.

В процессе эксплуатации автомобилей на поддержание их на высоком техническом уровне затрачивается во много раз больше средств, чем на изготовление этих автомобилей.

Выявить детали, лимитирующие перечень профилактических воздействий, можно исходя из значений показателей свойств надежности автомобилей. Количество отказов позволяют определить детали, лимитирующие

перечень профилактических воздействий по критерию безотказности. Однако при этом не учитывается величина затрат, связанных с их заменой.

Не исключается, что малая вероятность потребности в замене дорогостоящей детали за ресурс изделия может вызывать больше потерь, чем две замены дешевых и легко устанавливаемых деталей.

В связи с этим правомерна следующая формировка: к лимитирующим перечень профилактических воздействий следует относить те детали, которые не соответствуют комплексу критериев, или хотя бы по одному из них - свойств надежности, безотказности, долговечности, ремонтопригодности.

По критерию безотказности к лимитирующим перечням профилактических воздействий необходимо отнести те детали, по которым количество отказов не меньше, чем среднее количество отказов, приходящихся на одну деталь агрегата. Среднее количество отказов, приходящееся на одну деталь агрегата равно:

л т NOБЩ

яСР =-Щ (1)

т

где, - обще количество отказов, т -номенклатура заменяемых деталей.

В этом случае по критерию безотказности к деталям, лимитирующим перечень профилактических воздействий, должны быть отнесены все детали данного агрегата, имеющие отказы за рассматриваемый период:

Nдетал^Nср (2)

где:Кдетал-количество отказов детали.

По критерию долговечности к таким деталям относятся те, у которых гамма- процентный ресурс (Ьу%) меньше, чем двухкратная периодичность технического обслуживания (Ьто1) :

Ьу% < 2Ьто1. (3)

По критерию ремонтопригодности к деталям, лимитирующим перечень профилактических воздействий необходимо отнести те, по которым затраты на

устранение одного отказа (Тдетал) детали не меньше, чем средние затраты на устранение одного отказа деталей в целом по агрегату, определяемый по формуле:

Т,

Т =

Т СР

общ

N.

= чел * час / детал

общ

(4)

где: Тобщ - общие затраты на устранение всех отказов (Кобщ) по агрегату.

При этом должно соблюдаться следующие условия:

Тдетал —Тср (5)

Определение деталей регламентирующих перечень профилактических работ позволяет уточнить перечень работ технического обслуживания

подвижного состава. Выбор подвижного состава по экономическим показателям осуществляется исследованиями и анализом каждого фактора в следующей последовательности:

Рис 1. Выбор подвижного состава по экономическим показателям

Выбор подвижного состава по экономическим показателям осуществляется по результатам эксплуатация подвижного состава в АТК.

Величина затрат, приходящихся на единицу продукции, определяется на основе калькуляции себестоимости, в которой все затраты распределяются по статьям в зависимости от их характера и назначения.

Для удобства, по причине большей наглядности, себестоимость перевозок грузов калькулируется на одну тонну перевезённого груза, т.к. главным показателем производственной деятельности АТК является объём перевезённых грузов.

Себестоимость перевозки 1-ой тонны продуктов определяется как отношение всех затрат к объёму перевозок.

Определение весомости критерий выбора подвижного состава по эксплуатационным свойствам

Выбор подвижного состава по эксплуатационным свойствам осуществляется теоретическими и экспериментальными исследованиями, а также результатами опроса ведущих специалистов, определяемыми методом априорного ранжирования [3]

Сущность обработки данных опроса экспериментов методом априорного ранжирования при определении весомости критерий выбора подвижного состава по эксплуатационным свойствам, который заключается в следующем.

а) проанализированы литературные данные, обобщен опыт, осуществлен опрос специалистов и т.д., на основании чего определен предварительный устанавливаемый перечень критериев:

б) осуществляется комплектация и проверка компетентности группы независимых экспертов-специалистов.

в) сопоставляется анкета в табличной форме приведено в приложения 9, даются необходимые пояснения и инструкции по заполнению анкеты ранжирования.

г) после формирования группы проведен устный инструктаж экспертов.

д) эксперты осуществляют индивидуальную оценку предложенных критериев, в процессе которой критерии располагаются в порядке убывания

степени их влияния на выбор подвижного состава. При этом критериям, имеющим наибольшее влияние, присвоен первый ранг (цифра 1), критериям, имеющим меньшее значение, - второй ранг (цифра 2) и т.д.

Обработка результатов экспертного опроса производится в следующей последовательности:

а) определяется сумма рангов всех экспертов по каждому критерию

А * =Е акт (5)

т

б) вычисляется сумма рангов всех экспертов по всем критериям

ЕА * = а*т (6)

к к т

в) определяется средняя сумма рангов

_ £а*

А = ~±Т~ <7)

г) определяется отклонение суммы рангов каждого критерия от средней суммы рангов

А'* = А * -А (8)

Ниже приведены соответствующие расчеты

- с помощью коэффициента конкордации Кандела W оценена степень согласованности мнений экспертов

* = 0,68 (9)

т3 -*) 152(83 -8) w

где к - число критерия; т - число экспертов;

5 = X (А,)2 = (-21,5)2 + (30,5)2 + (-46,5)2(8,6)2 + (8,5)2 +

* (10)

(16,5)2 + (45,5)2 + (20,5)2 = 6462

Значение коэффициента конкордации может изменяться от 0 до 1. Если он существенно отличается от нуля (Ж—0,5), как в нашем случае, то можно считать, что между мнениями экспертов имеется определенное согласие.

- по сумме рангов Ак производится ранжирование критериев. Минимальной сумме рангов (Ак)тт соответствует наиболее важный критерии, получающий первое место, - М=1, далее критерии располагаются по мере возрастания суммы рангов.

- для наглядного представления о весомости критериев строится априорная диаграмма рангов и определяется удельный веса критериев по их значимости при выборе подвижного состава по формуле:

2(к - М +1)

Чк = 1П п , (11) к (к +1) 4 '

где М - место критерий при ранжировании.

Удельный вес

25]

20 /

15' /

10' /

5- /

0- Л

гт

О

2 3 4 5 6 7 Критерии

1

8

Рис. 2. Диаграмма весомости критериев выбора подвижного состава по

эксплуатационным свойствам

Где:

1- Устойчивость

2- Тягово-скоростные свойства

3- Тормозные свойства

4- Маневренность

5- Проходимость

6- Управляемость

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7- Плавность хода

8- Топливная экономичность

На основании расчетов и анализа результатов ранжирования выявлены наиболее весомые критерии по влиянию на выбор подвижного состава для перевозки продуктов, к которым относятся устойчивость, тягово-скоростные свойства, тормозные свойства и другие свойства, на которые необходимо обратить внимание в первую очередь.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Постановления Кабинета Министров РУз «Правила перевозки опасных грузов автомобильным транспортом в Республике Узбекистан» №235 от 16 февраля 2011 года.

Техническая сервис автомобилей. Учебная пособия для вузов.О.Адилов,Ш.Исломов -Джизак: «SHARQ», 2020.-183 с. www.Informavtodor.ru www.Kodeks.ru

Adilov O.K.

candidate of technical sciences Associate Professor of the Department of Vehicle Engineering Jizzakh Polytechnic Institute (Jizzakh, Republic of Uzbekistan)

Urolboyev A.U.

Samarkand State Institute of Architecture and Civil Engineering (Samarkand, Republic of Uzbekistan)

STATE DETERMINATION PROCEDURE PARTS DURING MAINTENANCE

Abstract: in this article, the development of methodological recommendations and the application of the results of the selection of criteria for assessing the improvement of the performance of cars is carried out.

Keywords: car, operation, maintenance, unit, prevention, repair.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.