Научная статья на тему 'Методика определения показаний к после-сменной экспресс-коррекции психофизиологического статуса персонала объектов по уничтожению химического оружия'

Методика определения показаний к после-сменной экспресс-коррекции психофизиологического статуса персонала объектов по уничтожению химического оружия Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY-ND
67
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГИГИЕНА ТРУДА / OCCUPATIONAL HEALTH / ПЕРСОНАЛ ХИМИЧЕСКИ ОПАСНЫХ ПРОИЗВОДСТВ / PERSONNEL CHEMICALLY HAZARDOUS INDUSTRIES / ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ СТАТУС / PSYCHOPHYSIOLOGICAL STATUS / МЕДИЦИНА ТРУДА / OCCUPATIONAL MEDICINE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Ворона Александр Александрович, Жданько И.М., Чистов С.Д., Герасимова Е.Г., Филь С.Н.

По результатам комплексного динамического психофизиологического мониторинга персонала объектов по уничтожению химического оружия выделены два кластера психофизиологических состояний, также установлено правило для определения принадлежности обследуемого к одному из них, на основании значений комплекса информативных показателей, определяемых до и после рабочей смены.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Ворона Александр Александрович, Жданько И.М., Чистов С.Д., Герасимова Е.Г., Филь С.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Method of determining the indications for after changing fast correction psychophysiological status of facility personnel chemical weapons destruction

According to the results of comprehensive dynamic psychophysiological monitoring personnel facilities for the destruction of chemical weapons are highlighted in two clusters psychophysiological states and built a decision rule for determining the membership of the subject to one of them based on the values of the complex informative parameters determined before and after the work shift.

Текст научной работы на тему «Методика определения показаний к после-сменной экспресс-коррекции психофизиологического статуса персонала объектов по уничтожению химического оружия»

МАЙ №5 (2И)

27

УДК 613.97

МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОКАЗАНИЙ К ПОСЛЕСМЕННОЙ ЭКСПРЕСС-КОРРЕКЦИИ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО СТАТУСА ПЕРСОНАЛА ОБЪЕКТОВ ПО УНИЧТОЖЕНИЮ ХИМИЧЕСКОГО ОРУЖИЯ

А.А. Ворона, И.М. Жданько, С.Д. Чистов, Е.Г. Герасимова, С.Н. Филь

ФГБУ «Центральный научно-исследовательский институт Военно-воздушных сил» Минобороны России, г. Москва, Россия

По результатам комплексного динамического психофизиологического мониторинга персонала объектов по уничтожению химического оружия выделены два кластера психофизиологических состояний, также установлено правило для определения принадлежности обследуемого к одному из них, на основании значений комплекса информативных показателей, определяемых до и после рабочей смены.

Ключевые слова: гигиена труда, персонал химически опасных производств, психофизиологический статус, медицина труда.

A.A. Vorona, I.M. Zhdan'ko, S.D. Chistov, Ye.G. Gerasimova, S.N. Fil' □ METHOD OF DETERMINING THE INDICATIONS FOR AFTER CHANGING FAST CORRECTION PSYCHOPHYSIOLOGICAL STATUS OF FACILITY PERSONNEL CHEMICAL WEAPONS DESTRUCTION □ FSBE «Central Scientific Research Institute of Military Air Force» of the Ministry of Defence of Russia, Moscow, Russia.

According to the results of comprehensive dynamic psychophysiological monitoring personnel facilities for the destruction of chemical weapons are highlighted in two clusters psychophysiological states and built a decision rule for determining the membership of the subject to one of them based on the values of the complex informative parameters determined before and after the work shift. Key words: occupational health, personnel chemically hazardous industries, psychophysiological status, occupational medicine.

Введение. Учет человеческого фактора при разработке комплекса мероприятий, направленных на обеспечение функциональной надежности деятельности персонала объектов по уничтожению химического оружия (УХО), сохранение и укрепление их профессионального здоровья невозможны без решения задач диагностики состояния человека, поскольку качество решения разнообразных прикладных задач зависит от полноты описания, правильности оценки и прогноза развития состояния организма [1, 3, 7].

Индивидуальные характеристики, определяющие психофизиологический статус персонала объектов по УХО, отличаются. Однако отличия могут быть не столь значительны, чтобы препятствовать объединению персонала в группы, близкие по своим характеристикам (кластеры). Такой подход способствует выявлению как общих (присущих представителям каждой группы), так и специфических (присущих представителям отдельной группы) свойств, что позволяет выявить специфику психофизиологического статуса с помощью методов кластерного анализа [2, 4, 5, 8]. Технология кластерного анализа включает этапы:

— формирование выборки (множество объектов, описываемых совокупностью признаков);

— расчет меры сходства (геометрической близости) между всеми возможными парами объектов;

— последовательное группирование близких объектов;

— исследование качества сформированной группировки.

Исходными данными являлись результаты комплексного динамического мониторинга психофизиологического состояния персонала объектов по УХО до и после профессиональной деятельности.

Материалы и методы. Для диагностики физиологического состояния (ФС) персонала объектов по УХО и исследования динамики ФС использован диагностический комплекс, состоящий из двух блоков:

— блок физиологического обследования: исследование состояния системы центральной и периферической гемодинамики в покое; исследование вегетативной регуляции сердечной деятельности в покое и в положении сидя; проведение функциональных нагрузочных проб с определением времени задержки дыхания на выдохе (проба Генча) и на вдохе (проба Штанге);

— блок психофизиологического обследования: определение времени простой и сложной

28

ЗНиСО

МАЙ №5 (260

сенсомоторной реакции; тест дифференциальной самооценки функционального состояния.

В результате комплексного психофизиологического обследования персонала, занятого на работах по УХО, обследовано 46 человек, сопоставимых по возрасту, антропометрическим показателям и стажу работы. Обследование, в зависимости от особенностей профессиональной деятельности, проводили до и после четырехчасовой смены или в начале и в конце восьмичасового рабочего дня.

Результаты и обсуждение. Для разделения обследуемых на классы применен метод иерархической кластеризации Уорда [7]. Анализу подвергалась таблица стандартизованных разностей значений перечисленных выше показателей, измеренных у персонала объектов по УХО до и после рабочей смены.

В результате кластерного анализа обследуемые разделены на два класса, значительно различающихся по типу реагирования на функциональную нагрузку и рабочую смену: кластер 1 (п = 24) и кластер 2 (п = 22). Средние значения показателей состояния в выделенных кластерах приведены в таблице (проверка гипотезы о равенстве средних значений показателей в кластерах до и после смены выполнена по критерию знаков; проверка гипотезы о равенстве средних значений показателей между кластерами выполнена по критерию Манна—Уитни).

Отмечается статистически достоверное различие по возрасту обследованных: средний возраст в кластере 1 составляет 32,5 года, в кластере 2 — 26,5 лет. Антропометрические данные, стаж работы у обследуемых обоих кластеров не имеют статистически достоверных различий. Показатель активности регуляторных систем (ПАРС), определяемый по совокупности показателей вариабельности сердечного ритма и отражающий степень напряженности регуляторных систем организма, в кластерах 1 и 2 не различается, что свидетельствует об идентичном исходном уровне вегетативной регуляции у всех обследованных.

Шкалы субъективной оценки самочувствия по методике САН (табл.) показывают, что исходный уровень самооценки психофизиологического состояния в обоих кластерах не имеет достоверных различий, равно как и уровень субъективного самочувствия после рабочей смены. Имеется достоверное снижение по шкалам «самочувствие» и «активность» в обоих кластерах, в то время как шкала «настроение» не показывает изменений в динамике, что характерно для рабочего утомления, уровень которого в обоих кластерах примерно одинаков.

Скорость и качество нервных процессов, определяемые по скорости простой и сложной

сенсомоторной реакции, существенно не различаются в кластерах и незначительно изменяются к завершению рабочей смены. Функциональные I— резервы кардиореспираторной системы ухудшаются ^ в кластере 2, что подтверждается уменьшением М" времени задержки дыхания в пробе Штанге по- >— сле смены (табл.). I—

Различия данных фонового обследования между кластерами оказались статистически недостоверны (табл.), следовательно, дифференцирующим признаком кластеров является характер нагрузки и реагирования функциональных систем на нее, что подтверждается тем, что вариабельность сердечного ритма обследуемых в кластере 1 практически не изменяется, в то время как в кластере 2 ее изменения весьма значительны.

Сопоставляя описательную статистику кластеров (табл.), можно заключить, что у всех обследованных лиц перед рабочей сменой имеется психоэмоциональное напряжение, обуславливающее преобладание центральной симпатической регуляции над автономной парасимпатической (стресс-реакция). Такое напряжение у более молодых работников (кластер 2) после смены сменяется психоэмоциональным расслаблением и нормализацией баланса симпатического и парасимпатического звеньев регуляции. У работников более старшего возраста (кластер 1) напряженность регуляторных систем и преобладание центрального симпатического звена над автономным парасимпатическим продолжается и после работы.

Полученные данные (табл.) свидетельствуют о том, что у более старших работников (кластер 1) регуляторные механизмы неоптимальны, и изменения сосудистого тонуса, частоты и силы сердечных сокращений не приводят к конечному приспособительному результату — увеличению перфузии внутренних органов и тканей. У более молодых сотрудников, напротив, после смены отмечается улучшение показателей гемодинамики, которое является адекватным ответом на рабочую нагрузку и приводит к конечному приспособительному результату — увеличению перфузии внутренних органов и тканей.

Методика определения показаний к послес-менной экспресс-коррекции психофизиологического статуса. Для определения показаний к послесменной экспресс-коррекции психофизиологического статуса персонала объектов по УХО разработана специальная методика, заключающаяся в следующем:

1) у каждого работника до и после рабочей смены регистрируют кардиоинтервалограмму и определяют значения MxDMn (разность между максимальной и минимальной длительностью кардиоинтервалов в кардиоинтервалограмме), УО (ударный объем кровообращения), RMSSD

МАЙ №5 (260

29

Таблица. Средние значения показателей психофизиологического состояния в кластерах

Показатель Кластер 1 Кластер 2 Межкластерные различия

До смены После смены Р До смены После смены Р Р (до смены) Р (после смены)

С, усл. ед. 5,8 ± 0,09 5,2 ± 0,06 0,0003 5,8 ± 0,11 5,1 ± 0,1 0,00009 0,6 0,9

А, усл. ед. 5,8 ± 0,88 5,1 ± 1,2 0,004 5,6 ± 1,3 5,1±1,14 0,006 0,6 0,9

Н, усл. ед. 5,7 ± 0,54 5,6±0,67 0,4 5,9 ± 0,96 5,8±1,02 0,8 0,8 0,5

ПСМР, мс 245 ± 6,9 283 ± 10,2 0,1 243 ± 8,76 239 ± 12,01 0,5 0,7 0,4

ССМР, мс 328 ± 17,02 356±12,02 0,3 311 ± 10,98 346 ± 13,01 0,3 0,3 0,2

Тш, с 68 ± 9,12 56 ± 10,9 0,2 56±11,32 50 ± 8,22 0,02 0,5 0,5

Тг, с 30 ± 8,54 31 ± 9,23 0,8 28 ± 4,98 28 ± 11,14 0,4 0,6 0,2

ЧСС, уд./мин. 80 ± 4,54 83 ± 5,35 0,8 87 ± 4,32 73 ± 6,43 0,0003 0,2 0,002

MxDMn, мс 182±6,54 170 ± 7,21 0,5 193 ± 8,31 279±7,01 0,00005 0,7 0,00004

RMSSD, мс 20 ± 0,99 19 ± 1,1 0,8 24 ± 1,12 34 ± 1,73 0,00001 0,5 0,0001

Мо, мс 750 ± 12,2 713±11,82 0,7 682 ± 16,4 810 ± 17,2 0,00005 0,1 0,004

AMo, % 36,6 ± 0,82 37,8 ± 0,64 0,5 36,7±0,98 37,2 ± 1,02 0,5 1,0 0,9

SI, усл. ед. 218 ± 14,8 254 ± 19,87 0,3 214 ± 12,45 87 ± 9,07 0,00001 1,0 0,00005

САД, мм рт. ст. 119 ± 2,7 112 ± 3,62 0,04 125 ± 3,63 118 ± 6,75 0,7 0,1 0,1

ДАД, мм рт. ст. 77 ± 3,43 78 ± 1,14 0,3 77 ± 3,21 72 ± 2,87 0,5 0,9 0,2

СрАД, мм рт. ст. 82 ± 1,92 86 ± 1,04 0,04 85±2,31 83 ± 1,42 0,8 0,9 0,5

СВ, л/мин 4,96±0,19 4,88 ± 0,54 0,2 4,86±0,32 5,04 ± 0,24 0,02 1,0 0,2

УО, мл 65 ± 1,24 63 ± 1,32 0,5 60 ± 2,32 75 ± 3,71 0,001 0,5 0,02

Примечание: С — самооценка самочувствия, А — самооценка активности, Н — самооценка настроения, ПСМР — время простой сенсомоторной реакции, ССМР — время сложной сенсомоторной реакции, Тш — время задержки дыхания в пробе Штанге, Тг — время задержки дыхания в пробе Генча, ЧСС — частота сердечных сокращений, MxDMn — вариационный размах длительностей кардиоинтервалов, RMSSD — квадратный корень из суммы разностей последовательного ряда кардиоинтервалов, Мо — мода длительности кардиоинтервалов, АМо — амплитуда моды длительности кардиоинтервалов, SI — стресс-индекс, САД — систолическое артериальное давление, ДАД — диастолическое артериальное давление, СрАД — среднее артериальное давление, СВ — сердечный выброс, УО — ударный объем кровообращения, р — уровень значимости.

(квадратный корень из суммы разностей последовательного ряда кардиоинтервалов), SI (стресс-индекс по Р.М. Баевскому).

2) рассчитывают функции G1 и G2:

G1 = - 0,004(МхОМпдо - MxDMn^c^) + 0,001(у0до - УОпосле) - 0,033(RMSSDдо -RMSSC^^^) + 0,002(SIдо - Slnc^) - 0,799;

G2 = 0,035(MxDMnдо - MxDMnПоcле) + 0,141(У0до - УОпосле) - 0,123(RMSSDдc -RMSSDпccле) + 0,005(SIдc - SW^) - 4,708, где нижний индекс «до» соответствует значению показателя до и после рабочей смены, а нижний индекс «после» - значению показателя после рабочей смены. Обследуемый относится к тому кластеру, соответствующая функция (G1 или G2) для которого максимальна. Результаты распознавания принадлежности операторов к двум выделенным кластерам свидетельствуют о том, что по этим четырем показателям ФС обеспечивается безошибочная идентификация принадлежности к выделенным кластерам, что обеспечивает практическую применимость полученных результатов в интересах сохранения здоровья представителей

этой социо-профессиональной группы персонала объектов по УХО [6].

Выводы. Кластерный анализ группы персонала, занятого на работах по уничтожению химического оружия, позволил выявить две принципиально различные подгруппы работников объектов по УХО, различающиеся возрастом и типом реагирования нервной и сердечно-сосудистой систем на рабочую нагрузку. Методика определения показаний к послесменной экспресс-коррекции психофизиологического статуса на основании значений комплекса его информативных показателей до и после профессиональной деятельности персонала объектов по УХО обеспечивает возможность экспресс-определения показаний к нормализации психофизиологического состояния.

ЛИТЕРАТУРА

1. Берзин И.А. и др. Управление здоровьем персонала, занятого на работах с химическим оружием / И.А. Берзин, А.В. Богомолов, А.С. Сипаков //Химическое разоружение. 2005. № 8. С. 10.

30

ЗНиСО

МАЙ №5 (266)

2. Генкин А.А. и др. Прогнозирование психофизиологических состояний / А.А. Генкин, В.И. Медведев. Л.: «Наука», 1973. 137 с.

3. Солдатов С.К. и др. Анализ общей заболеваемости персонала и населения зоны защитных мероприятий объекта по уничтожению химического оружия / С.К. Солдатов, С.Н. Филь, С.Н. Радченко, А.А. Ши-шов [и др.] //Здоровье населения и среда обитания. 2013. № 12 (249). С. 31—32.

4. Ушаков И.Б. и др. Информатизация программ персонифицированной адаптационной медицины / И.Б. Ушаков, А.В. Богомолов //Вестник Российской академии медицинских наук. № 5—6, 2014. С. 124—128.

5. Ушаков И.Б. и др. Паттерны функциональных состояний оператора / И.Б. Ушаков, А.В. Богомолов, Ю.А. Кукушкин. М.: «Наука», 2010. 390 с.

6. Ушаков И.Б. и др. Принципы организации контроля и оптимизации функционального состояния операторов / И.Б. Ушаков, А.В. Богомолов, Ю.А. Кукуш-

кин //Безопасность жизнедеятельности. 2006. № 1. С. 4—10.

7. Ушаков И.Б. и др. Прогностические аспекты оценивания риска здоровью персонала химически опасных объектов / И.Б. Ушаков, И.В. Бухтияров, С.К. Солдатов, Ю.А. Кукушкин [и др.] //Безопасность жизнедеятельности. 2009. № 12. С. 2—7.

8. Ушаков И.Б. и др. Автоматизированные системы для контроля состояния специалистов опасных профессий / И.Б. Ушаков, В.А. Пономаренко, Ю.А. Кукушкин, А.В. Богомолов //Безопасность жизнедеятельности. 2005. № 10. 24 с.

Контактная информация:

Ворона Александр Александрович, тел.: 8 (495) 612-10-02, e-mail: gniiivm-m@yandex.ru

Contact information: Vorona Alexander, phone: 8 (495) 612-10-02, e-mail: gniiivm-m@yandex.ru

-♦+♦-

УДК 616.23/. 24:669.243:669.35

ГЕНДЕРНЫЕ АСПЕКТЫ БРОНХОЛЕГОЧНОЙ ПАТОЛОГИИ У РАБОТНИКОВ НИКЕЛЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

С.А. Сюрин, В.В. Шилов

ФБУН «Северо-Западный научный центр гигиены и общественного здоровья» Роспотребнадзора, г. Санкт-Петербург, Россия

Установлено, что худшие показатели респираторного здоровья у мужчин, проявлявшиеся меньшим числом здоровых лиц (р < 0,001), большим числом лиц группы риска развития хронического бронхолегочного заболевания (ХБЛЗ) (р < 0,001) и больных ХБЛЗ (р < 0,001), определялись преимущественно более высокой экспозицией к табачному дыму. Стандартизация комплекса производственных и непроизводственных факторов риска развития ХБЛЗ позволила показать, что их воздействие не имеет гендерных особенностей у работников никелевой промышленности.

Ключевые слова: бронхолегочные болезни, гендерные особенности, производство никеля.

S.A. Syurin, V.V. Shilov □ GENDER-SPECIFIC FEATURES OF BRONCHOPULMONARY DISEASES IN NICKEL INDSUSTRY WORKERS □ FBSE «North-Western Public Health Research Center», Saint-Petersburg, Russia.

The aim of the study was to examine gender-specific feasures in the structure and prevalence of chronic bronchopulmonary diseases (CBPD) in 987 nickel industry workers. It was found that the worse indicators of respiratory health in men, manifested in a fewer number of healthy subjects (p < 0,001), in a larger number of persons at risk of CBPD (p < 0,001) and CBPD patients (p < 0,001) were mainly determined by higher exposure to tobacco smoke. Standardizing the effect of a combination of production and non-production CBPD risk factors made it possible to demonstrate the absence of their gender-specificity among nickel workers.

Key words: gender specificity, bronchopulmonary diseases, nickel industry workers.

Условия труда при производстве никеля создают повышенный риск развития профессиональных нарушений здоровья, среди которых чаще встречаются хронические бронхолегочные заболевания (ХБЛЗ) [1, 5]. На предприятиях отрасли преимущественно используется мужской

труд. Так, в карбонильном производстве никеля 100 % работников — мужчины, а в пирометаллур-гическом производстве их число достигает 90 %. В цехах электролиза никеля около одной трети всех работников основных профессий составляют женщины. В настоящее время малоизвестно об

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.