Научная статья на тему 'Методика определения экономической привлекательности федеральных округов Российской Федерации'

Методика определения экономической привлекательности федеральных округов Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
44
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА / ECONOMIC ATTRACTIVENESS OF FEDERAL DISTRICT / ИНДИКАТОРЫ РАЗВИТИЯ / INDICATORS OF DEVELOPMENT / МЕТОДИКА / METHODS / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бубнов Вячеслав Анатольевич

В статье проведен анализ существующей региональной экономической политики в Российской Федерации и выявлены ее недостатки: отсутствие единой политики, различия в общих подходах, невыполнение принятых программ развития, отсутствие финансово-экономической базы для реализации проектов развития. В результате исследования выявлена необходимость ввести понятие «экономическая привлекательность федерального округа» и осуществить ее расчет. Предложены этапы определения экономической привлекательности по следующим направлениям: демографические и трудовые индикаторы, социальные индикаторы, экономические индикаторы, уровень жизни населения, индикаторы инфраструктур, финансовые. Рассчитана экономическая привлекательность за период 1990-2009 гг., на основе чего сделаны выводы и рекомендации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS OF DETERMINATION OF ECONOMIC ATTRACTIVENESS FEDERAL DISTRICTS OF RUSSIAN FEDERATION

In the article, the analysis of existent regional economic policy in Russian Federation is conducted and its defects are educed: absence of single policy, distinctions in general approaches, non-fulfillment of the accepted programs of development, absence of financial and economic base for projects of development realization. As a result of research, a necessity to introduce a concept of economic attractiveness of federal district and to carry out its calculation is educed. The stages of determination of economic attractiveness are offered in the following directions: demographic and labour indicators, social indicators, economic indicators,social standard of living, infrastructures, financial. An economic attractiveness is expected for the period of 1990-2009, and on its basis conclusion and recommendations are given.

Текст научной работы на тему «Методика определения экономической привлекательности федеральных округов Российской Федерации»

Системный анализ. Моделирование. Транспорт. Энергетика. Строительство _Экономика и управление_

ш

смотрим основные проблемы, возникающие при использовании аутсорсинга для компаний из развитых стран, и потенциальные пути их решения.

Из данных таблицы можно сделать вывод, что существуют такие пути управления рисков при использовании аутсорсинговых отношений, как: заключение договоров на долгосрочной основе, страхование возможных форс-мажорных ситуаций и др., нацеленные на минимизацию их негативного влияния.

В глобальном контексте негативным влиянием использования аутсорсинговых отношений может стать «торможение» развития экономики страны в целом.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Мезинова И. А. Международный аутсорсинг и его роль в повышении конкурентоспособности российских компаний в мирохозяйственной среде : монография / И. А. Мезинова, Е. П. Пу-

закова. Ростов-н/Д : Изд-во Рост. гос. экон. унт, 2010. 214 с.

2. Англоязычный портал аналитической информации в области аутсорсинговых отношений // URL : http://informationweek.com/story/ showAr-ticle.jhtml?articleID=20900333. (дата обращения 15.02.2012).

3. Англоязычный портал исследований в области международного бизнеса. URL : http://www.industryanalystsreporter.com/T2/Analy st_Research/ResearchAnnouncementsDetails.asp? Newsid=3080. (дата обращения 14.02.2012).

4. Топ-50 наиболее перспективных городов мира в сфере предоставления качественных аутсор-синговых услуг = Global Services Research Report: Top 50 emerging global outsourcing cities. URL : http://www. globalservicesmedia.com. (дата обращения 15.01.2012).

5. Brown D. The Black Book of Outsoursing / D. Brown, S. Wilson. New-York : John Wiley&Sons Inc. 2007. 366 p.

УДК 332.14 (57) Бубнов Вячеслав Анатольевич,

к. э. н., доцент, заведующий кафедрой «Бухгалтерский учет и налогообложение», ИрГУПС,

тел.: 89021777259, e-mail: bubnov_v@irgups.ru

МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОКРУГОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

V.A. Bubnov

METHODS OF DETERMINATION OF ECONOMIC ATTRACTIVENESS FEDERAL DISTRICTS OF RUSSIAN FEDERATION

Аннотация. В статье проведен анализ существующей региональной экономической политики в Российской Федерации и выявлены ее недостатки: отсутствие единой политики, различия в общих подходах, невыполнение принятых программ развития, отсутствие финансово-экономической базы для реализации проектов развития. В результате исследования выявлена необходимость ввести понятие «экономическая привлекательность федерального округа» и осуществить ее расчет. Предложены этапы определения экономической привлекательности по следующим направлениям: демографические и трудовые индикаторы, социальные индикаторы, экономические индикаторы, уровень жизни населения, индикаторы инфраструктур, финансовые. Рассчитана экономическая привлекательность за

период 1990-2009 гг., на основе чего сделаны выводы и рекомендации.

Ключевые слова: экономическая привлекательность федерального округа, индикаторы развития, методика, социально-экономическое развитие.

Abstract. In the article, the analysis of existent regional economic policy in Russian Federation is conducted and its defects are educed: absence of single policy, distinctions in general approaches, nonfulfillment of the accepted programs of development, absence of financial and economic base for projects of development realization. As a result of research, a necessity to introduce a concept of economic attractiveness of federal district and to carry out its calculation is educed. The stages of determination of economic attractiveness are offered in the following directions: demographic and labour indicators, social

иркутским государственный университет путей сообщения

indicators, economic indicators,social standard of living, infrastructures, financial. An economic attractiveness is expected for the period of 1990-2009, and on its basis conclusion and recommendations are given.

Keywords: economic attractiveness of federal district, indicators of development, methods, socioeconomic development.

Осуществление региональной экономической политики в Российской Федерации является одной из важнейших задач органов власти. При этом необходимо учитывать, что наша страна является самой крупной в мире по территории и по количеству национальностей, в ней проживающих.

Географическая протяженность и различные климатические условия приводят к значительным отличиям в условиях проживания граждан РФ. Система административного деления, сложившаяся в РФ, не соответствует политическим, социальным и экономическим задачам современного этапа развития российского общества.

В соответствии со статьей 65 Конституции РФ, страна поделена на субъекты Российской Федерации, которые в свою очередь, Указом Президента РФ от 13.05.2000 № 849 [1] объединены в федеральные округа.

Деление на федеральные округа преследовало следующие цели: повышение эффективности деятельности федеральных органов государственной власти и совершенствование системы контроля за исполнением их решений.

Предполагалось, что улучшится управляемость региональной экономикой и, соответственно, повысится ее эффективность. Поставленные цели не были достигнуты в связи с большими различиями в объектах управления - федеральных округах.

Для обоснования вышеизложенной мысли достаточно рассмотреть структуру субъектов РФ, которая включает в себя районы, города, внутригородские районы, округа города и поселки городского типа, что в свою очередь формирует административно-территориальное деление (табл. 1).

Как видно из табл. 1, деление на федеральные округа не привело к сопоставимости объектов управления. Дополнительным фактором, препятствующим формированию региональной экономической политики, стали события на Северном Кавказе, которые потребовали выделения СевероКавказского федерального округа из состава Южного федерального округа, что показало приоритет политических целей над экономическим развитием.

Таким образом, процесс реформирования территориального развития страны продолжается. В последнее время активно обсуждается возможность укрупнения субъектов Российской Федерации, причем как по инициативе «снизу» (т. е. по инициативе самих субъектов Федерации), так и по инициативе «сверху» (по решению федеральных органов власти [2, с. 13]).

Т а б л и ц а 1 Административно-территориальное деление

Административно-территориальное деление

районы города внутригородские районы, округа города поселки городского типа

Российская Федерация 1868 1099 328 1295

Центральный ФО 421 310 68 318

СевероЗападный ФО 155 145 36 141

Южный ФО 259 135 52 93

Приволжский ФО 447 198 77 272

Уральский ФО 119 115 26 75

Сибирский ФО 325 130 59 227

Дальневосточный ФО 142 66 10 169

Для стимулирования укрупнения субъектов Федерации им обещаны дополнительные субсидии из федерального бюджета. Однако такие финансовые вливания носят краткосрочный характер и не решают системных проблем, стоящих перед региональными экономиками.

Еще одним нововведением, которое призвано усилить активность регионов, является создание в России с 2012 года фонда для 20 регионов, лучших в темпах роста инвестиций, промышленном производстве и сборе налогов, который составит 10 млрд руб. (из выступления вице-премьера, министра финансов РФ Алексея Кудрина 18 февраля 2011 года на Красноярском экономическом форуме). Предполагается, что этот фонд, стимулирующий субъекты РФ увеличивать расходы на инвестиции и инновации.

Вместе с тем это будет способствовать дальнейшему расслоению в уровне развития регионов, а любое государство призвано обеспечить общие стандарты для всех граждан страны независимо от места их проживания.

Все это требует формирования эффективной региональной политики, проведение которой невозможно без определения фактического уровня развития региона или федерального округа.

В связи с этим предлагаем ввести понятие «экономическая привлекательность федерального округа» и осуществить ее расчет.

Экономическая привлекательность федерального округа - это показатель, отражающий уровень комфортности проживания в конкретном федеральном округе и заинтересованность потенциальных инвесторов в размещении инвестиционных ресурсов в нем [3, ^ 75].

В современных экономических условиях Сибирь и Дальний Восток не могут конкурировать в инвестиционной привлекательности с западными федеральными округами России, однако при правильной экономической политике это можно легко исправить.

Россия и все мировое сообщество в начале XXI века столкнулись с проблемой глобальной ограниченности эффективных инструментов экономического роста и приумножения финансовых капиталов, на которые накладываются острые демографические и экологические проблемы современного развития человечества. Поэтому появление любых крупномасштабных обоснованных проектов, создающих новые мощные инструменты вложения капитала на международном финансово-экономическом рынке и предлагающих хотя бы частичное решение интегральных общемировых демографических и экологических проблем, могут вызвать большой интерес.

В настоящее время Сибирь и Дальний Восток - это, пожалуй, одни из немногих мест на Земле, требующие освоения и способные дать гарантированную отдачу вложенных средств.

Однако, оценивая стартовые возможности для таких преобразований, необходимо хотя бы в общих чертах осознать, какова реальная ситуация в сфере экономической привлекательности сибирских регионов на сегодняшний день.

Экономическая привлекательность федерального округа - один из важнейших показателей, характеризующих перспективы его развития. Его определение производится следующими этапами.

1 этап. Формирование индикаторов развития федерального округа [4-13] по следующим направлениям:

1) демографические и трудовые индикаторы;

2) социальные индикаторы;

3) экономические индикаторы;

4) уровень жизни населения;

5) инфраструктура;

6) финансовые.

К демографическим и трудовым индикаторам относятся:

1) общие показатели рождаемости;

2) общие показатели смертности;

3) коэффициенты младенческой смертности;

4) ожидаемая продолжительность жизни при рождении;

5) соотношение браков и разводов;

6) коэффициент миграционного прироста;

7) уровень экономической активности населения;

8) уровень безработицы;

9) численность незанятых граждан, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости населения, в расчете на одну заявленную вакансию;

10) число зарегистрированных преступлений на 100000 человек населения.

К социальным индикаторам относятся:

1) охват детей дошкольными образовательными учреждениями;

2) средняя наполняемость классов в государственных и муниципальных дневных общеобразовательных учреждениях;

3) выпуск квалифицированных рабочих на 10000 человек занятого населения;

4) численность студентов государственных и муниципальных образовательных учреждений СПО на 10000 человек населения;

5) численность студентов образовательных учреждений ВПО на 10000 человек населения;

6) число больничных коек на 10000 человек населения;

7) мощность врачебных амбулаторно-поликлинических учреждений на 10000 человек населения;

8) численность врачей на 10000 человек населения;

9) численность среднего медицинского персонала на 10000 человек населения;

10) заболеваемость на 1000 человек населения.

К экономическим индикаторам относятся:

1) валовой региональный продукт на душу населения;

2) индекс физического объема валового регионального продукта;

3) фактическое конечное потребление домашних хозяйств на душу населения на территории субъектов РФ;

4) стоимость основных фондов на душу населения;

5) степень износа основных фондов;

6) индексы промышленного производства;

7) индексы производства по виду экономической деятельности «Добыча полезных ископаемых»;

иркутским государственный университет путей сообщения

8) индексы производства по виду экономической деятельности «Обрабатывающие производства»;

9) индексы производства по виду экономической деятельности «Производство и распределение электроэнергии, газа и воды»;

10) индексы производства продукции сельского хозяйства.

К индикаторам, характеризующим уровень жизни населения, относятся:

1) среднедушевые денежные доходы населения;

2) среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций;

3) средний размер назначенных пенсий;

4) численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5) потребительские расходы в среднем на душу населения;

6) число собственных легковых автомобилей на 1000 человек населения;

7) общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на 1 жителя;

8) численность зрителей театров на 1000 человек населения;

9) число посещений музеев на 1000 человек населения;

10) выпуск газет на 1000 человек населения.

К инфраструктурным индикаторам относятся:

1) густота железнодорожных путей общего пользования;

2) густота автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием;

3) удельный вес автомобильных дорог с твердым покрытием в общей протяженности автомобильных дорог общего пользования;

4) число дорожно-транспортных происшествий и пострадавших в них;

5) доходы от услуг связи населению в расчете на одного жителя;

6) наличие квартирных телефонных аппаратов сети общего пользования на 1000 человек населения;

7) число персональных компьютеров на 100 работников;

8) число персональных компьютеров с выходом в Интернет на 100 работников;

9) оборот розничной торговли на душу населения;

10) объем платных услуг на душу населения.

К финансово-инвестиционным индикаторам

относятся:

1) ввод в действие жилых домов на 1000 человек населения;

2) удельный вес жилых домов, построенных населением за счет собственных и заемных средств, в общем вводе жилья;

3) удельный вес убыточных организаций;

4) инвестиции в основной капитал на душу населения;

5) индекс физического объема инвестиций в основной капитал;

6) индексы потребительских цен;

7) индексы цен производителей промышленных товаров;

8) индексы цен производителей сельскохозяйственной продукции и приобретения товаров и услуг сельскохозяйственными организациями;

9) индексы цен производителей в строительстве (СМР);

10) индексы тарифов на грузовые перевозки.

2 этап. На данном этапе производится сравнение общероссийского индикатора и индикатора конкретного федерального округа и выставляется 1 или 0.

Сравнение производится с использованием функции:

ЕСЛИ (лог_выражение;[значение_если_истина]; [значение_если_ложь]).

Данная функция применяется по двум направлениям:

1) если индикатор носит позитивное значение:

=ЕСЛИ(общероссийский индикатор<= индикатор федерального округа;1;0)

2) если индикатор носит негативное значение:

=ЕСЛИ(общероссийский индикатор>= индикатор федерального округа;1;0).

3 этап. Формирование итоговых данных за период 1990-2009 гг. по каждому показателю в отдельности, а затем по выбранным направлениям.

4 этап. Определение экономической привлекательности федерального округа.

5 этап. Формирование рейтинга экономической привлекательности федеральных округов.

В данном исследовании определена экономическая привлекательности федеральных округов за период 1990-2009 гг. и сформирован их рейтинг, представленный в табл. 2.

Как видно из вышеприведенной таблицы, лидерами являются Центральный и СевероЗападный федеральный округа, аутсайдеры - Приволжский и Южный федеральный округа, причем экономическая привлекательность их лидеров и аутсайдеров отличается почти в 2 раза, что приводит к социальной напряженности и негативным экономическим последствиям для страны в целом.

Системный анализ. Моделирование. Транспорт. Энергетика. Строительство _Экономика и управление_

ш

Т а б л и ц а 2

Рейтинг экономической привлекательности феде

№ Федеральный округ Демо- Соци- Эконо- Уро- Инфра- Финан- Общее коли-

п/п графия альная сфера мика вень жизни структура совые чество баллов

1 Центральный 75 57 50 88 88 46 404

2 Северо -Западный 53 59 49 83 66 46 356

3 Дальневосточный 35 64 49 42 58 66 314

4 Уральский 55 45 39 44 45 57 285

5 Сибирский 29 72 30 14 35 57 237

6 Приволжский 63 40 17 2 42 60 224

7 Южный 61 23 33 2 44 46 209

Это свидетельствует о том, что в настоящее время не удается обеспечить равные социально-экономические условия для граждан РФ в различных округах.

В целом, на наш взгляд, это подтверждает необходимость совершенствования российской региональной политики и разработки научно-практических рекомендаций в данной области знаний.

В качестве основных мероприятий можно предложить следующее:

1. Осуществлять оценку экономической привлекательности федеральных округов и регионов на основе вышеприведенной методики.

2. Оценивать деятельность руководителей федеральных округов и регионов исходя из изменения экономической привлекательности за время их руководства.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе : указ Президента РФ от 13.05.2000 N 849.

2. Кузнецова О. В. Системная диагностика экономики региона / О. В. Кузнецова, А. В. Кузнецов. Изд. 2-е. М. : ЛИБРОКОМ, 2010. 232 с.

3. Бубнов В.А. Формирование экономической привлекательности Сибирского федерального округа. Иркутск : Изд-во ИрГУПС, 2009. 200 с.

4. Регионы России. Основные характеристики субъектов Российской Федерации. 2010 : Стат. сб. / Росстат. М., 2010. 654 с.

5. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2009 : стат. сб. / Росстат. М., 2009. 990 с.

6. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2008 : стат. сб. / Росстат. М., 2008. 999 с.

7. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2007 : стат. сб. / Росстат. М., 2007. 991с.

8. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2006 : стат. сб. / Росстат. М., 2007.

981 с.

9. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2005 : стат. сб. / Росстат. М., 2006.

982 с.

10. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2004 : стат. сб. / Росстат. М., 2004. 966 с.

11. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2003 : стат. сб. / Госкомстат России. М., 2003. 895 с.

12. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2002 : стат. сб. / Госкомстат России. М., 2002. 863 с.

13.Регионы России : стат. сб. : в 2 т. Т.2 / Госкомстат России. М., 2001. 827 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.