Научная статья на тему 'Методика определения арендной платы за лесные участки, предоставленные для размещения биотехнических сооружений'

Методика определения арендной платы за лесные участки, предоставленные для размещения биотехнических сооружений Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
305
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОХОТА / ОХОТНИЧЬИ УГОДЬЯ / АРЕНДНАЯ ПЛАТА / БИОТЕХНИЧЕСКИЕ СООРУЖЕНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Медведев Павел Владимирович, Медведева Ольга Евгеньевна

В статье анализируется существующая в России система взимания платы за охотничьи угодья, выявляются ее недостатки и предлагается современная методика расчета арендной платы за лесные участки, предоставленные для размещения биотехнических сооружений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методика определения арендной платы за лесные участки, предоставленные для размещения биотехнических сооружений»

О.Е. Медведева П.В. Медведев

МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ АРЕНДНОЙ ПЛАТЫ ЗА ЛЕСНЫЕ УЧАСТКИ, ПРЕДОСТАВЛЕННЫЕ ДЛЯ РАЗМЕЩЕНИЯ БИОТЕХНИЧЕСКИХ СООРУЖЕНИЙ1

Аннотация: в статье анализируется существующая в России система взимания платы за охотничьи угодья, выявляются ее недостатки и предлагается современная методика расчета арендной платы за лесные участки, предоставленные для размещения биотехнических сооружений.

Ключевые слова: охота, охотничьи угодья, арендная плата, биотехнические сооружения.

После вступления в силу Закона об охоте в стране появился еще один экономический инструмент регулирования отношений в сфере охотопользования, а именно передача лесных участков, находящихся в государственной собственности, в аренду охотопользователям для ведения охотничьего хозяйства, в том числе для размещения биотехнических сооружений и объектов охотничьей инфраструктуры. С одной стороны, данный инструмент не является чем-то новым с точки зрения лесного законодательства, так как лесные участки и раньше предоставлялись в аренду для разных целей, включая и ведение охотничьего хозяйства. С другой стороны, это - новшество, которое заключается в том, что охотопользователи, заключившие охотхозяйственное соглашение, должны оформить отношения аренды в обязательном порядке и на всю территорию охотничьих угодий, чего раньше не было.

Основной недостаток данного инструмента заключается в том, что ставки арендной платы за землю в виде лесных участков устанавливаются не по правилам, действующим в экономике охотничьего хозяйства, а по правилам другой отрасли - лесного хозяйства. Получается, что охотопользователь, заплативший за право пользования охотничьими угодьями, представляющими пространство, являющееся средой обитания охотничьих животных, должен еще раз платить за то же пространство, но называемое по-другому (лесным или земельным участком), что можно расценивать как двойное налогообложение охотопользователя. Несправедливость введения такой платы заключается еще и в том, что, взяв в аренду лесной участок, охотопользователь не сможет распоряжаться им полностью по своему усмотрению. На этом участке по-прежнему смогут вестись лесозаготовки и иная деятельность по эксплуатации леса, вредящая охотничьему хозяйству. Это, по нашему мнению, нелогично, лишено здравого смысла и может привести к серьезным финансовым проблемам охотничьих хозяйств из-за необоснованно завышенных платежей, которые придется выплачивать государству. Причинами такого завышения могут стать: а) повторное взимание платы за то, за что уже заплачено; б) возможное установление завышенных ставок арендной платы за лесные участки, непосильных в финансовом отношении для охотничьих хозяйств, в) большая сумма

© Медведева О.Е., Медведев П.В., 2013

1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ проекта проведения научных исследований («Экономические и организационные инструменты устойчивого использования охотничьих ресурсов России»), проект № 12-02-00380.

выплат в абсолютном выражении из-за большой площади территории, за которую придется платить охотопользователям.

Для устранения выявленных недостатков предлагаем изменить порядок передачи в аренду лесных участков охотопользователям, заключившим охотохозяйственное соглашение, и отказаться от аренды всей территории охотничьих угодий, полученных охотопользо-вателем как с процедурой торгов, так и без нее. В обязательном порядке в аренду мы предлагаем передавать только те лесные участки, на которых расположены биотехнические сооружения и объекты охотничьей инфраструктуры. При этом следует сохранить возможность передачи в аренду лесных участков на всей территории охотничьих угодий, полученных охо-топользователем, при условии, что он становится полноправным владельцем арендованной территории и никакие иные виды лесопользования здесь не допускаются.

Для обоснованного определения ставок платы за аренду лесных участков в целях размещения на них биотехнических сооружений предлагаем использовать следующую методику определения арендной платы за лесные участки, предоставленные для размещения биотехнических сооружений.

В основе определения ставок платы за аренду лесных участков в целях размещения на них биотехнических сооружений лежат два принципа:

- возможность компенсации потери дохода от продажи леса, который мог бы вырасти на лесном участке, предоставленном для размещения биотехнического сооружения;

- неприменение дисконтирования при расчете ставки арендного платежа.

Первый принцип означает, что минимальная ставка арендной платы за лесные участки, предоставленные для размещения биотехнических сооружений, должна быть равна ожидаемому лесному доходу.

Применение второго принципа обусловлено тем, что будущая стоимость леса, который может вырасти на арендуемом участке, должна быть уменьшена по формуле расчета текущей стоимости для учета разной стоимости денег во времени. Однако применение данной процедуры приводит к получению крайне низких значений. Стоимость леса, который будет срублен через 80, 60 и 40 лет (средний возраст спелости хвойных, смешанных и лиственных лесов), во много раз меньше стоимости леса, который можно срубить в настоящий момент. Поэтому целесообразно отказаться от приведения будущей стоимости леса к настоящей и рассчитывать ставки платы так, как если бы на участках, занятых биотехническими сооружениями, спелый лес рос уже сейчас и при сдаче их в аренду лесное хозяйство теряло бы доход от его рубки в настоящий момент.

В качестве исходного показателя для расчета ставок лесных податей за размещение биотехнических сооружений целесообразно принять усредненные минимальные ставки лесных податей за 1 куб. м плотной древесины, установленные правительством Российской Федерации для деловой крупной древесины хвойных и лиственных пород. Далее эти значения следует умножить на средний запас спелого леса, отнесенный к 1 кв. м, и таким образом получить ставку арендной платы за размещение биотехнических сооружений и объектов в расчете на 1 кв. м (стоимости потерь древесины на 1 кв. м):

N

(£ Д, XПсXК)/Т

Уп =-=--(1)

5

где Уп - стоимости потерь древесины (ставка арендной платы за размещение биотехнических сооружений) в расчете на единицу площади; Д - корневой запас преобладающей породы г, г

= 1,... Ы; Пс - действующая ставка лесных податей за деловую древесину сосны средней категории крупности по второму разряду такс; Т - возраст рубки преобладающей породы; К -поправочные коэффициенты.

Поправочные коэффициенты дифференцируются по породам, среднему диаметру насаждения - на высоте груди и разряду такс; 8 - площадь лесной делянки, для которой определяется корневой запас древесины.

Для перехода к ставкам, установленным в расчете за одно биотехническое сооружение, следует полученную ставку в расчете на 1 кв. м умножить на среднюю площадь, занимаемую биотехническим сооружением определенного типа:

Уб = Уп X 8б, (2)

где Уп - стоимость потерь древесины на площади, занимаемой одним биотехническим сооружением (ставка арендной платы за размещение биотехнических сооружений) в расчете на биотехническое сооружение; 8б - средняя площадь, занимаемая биотехническим сооружением.

Ниже приведено ориентировочное количество биотехнических сооружений на 1000 га. В качестве объектов, для которых устанавливается арендная плата, выступают лесные участки, занятые биотехническими сооружениями в границах охотничьего хозяйства. Расчет размера годовой арендной платы производится суммированием ее отдельных составляющих, определенных для разных типов биотехнических сооружений и объектов:

А М (3)

Ап = (£Уб, хБ{ + ^Уп7 х)хКихКс ,

1=1 }=1

где Ап - размер годовой арендной платы за лесные участки, занятые биотехническими сооружениями и объектами на территории охотничьего хозяйства; Уб - ставка арендной платы за размещение биотехнических сооружений, руб. за 1 шт.; В1 - количество биотехнических сооружений (объектов) г-го вида в охотничьих угодьях; N - количество видов биотехнических сооружений, для которых установлены ставки лесных податей в расчете на одно сооружение; Уп - ставка арендной платы за размещение биотехнических и иных объектов в расчете на единицу площади; 8] - площадь биотехнических и иных объектов 7-го вида в охотничьих угодьях (к таким объектам относятся кормовые поля, ремизы, искусственные водоемы для водоплавающей дичи, вольеры для содержания оленей, косуль, кабанов и фазанов, причалы для лодок, стоянки для автомашин и др.); М - количество видов биотехнических объектов, для которых установлены ставки платы в расчете на единицу площади; Ки - коэффициент индексации арендной платы; Кс - коэффициент, соотношения аукционных цен и минимальных ставок платы за лес, отпускаемый на корню.

Площадь и количество биотехнических сооружений определяются по материалам охотустройства, а при отсутствии их исходя из ориентировочного количества биотехнических сооружений на 1000 га (см. табл. 1).

Таблица 1

Ориентировочное количество биотехнических сооружений на 1000 га

Наименование мероприятий Единица измерения Средняя площадь под сооружением

Устройство ремиз га -

Заготовка веников 100 шт. -

Наименование мероприятий Единица измерения Средняя площадь под сооружением

Возделывание кормовых полей га -

Устройство искусственных водоемов для во- га -

доплавающей дичи

Строительство искусственных водопоев, кв. м 1 водопой или 1 купальня

купален на 4 кв. м

Строительство вольеров для содержания: га Размеры определяются по

оленей, косуль, проекту охотустройства

кабана, фазанов

Строительство живоловушек

Для кабана кв. м 50 кв. м

Для оленя кв. м 190 кв. м

Подкормочная точка для кабана кв. м 150 кв. м

Навес для укрытия кабана от непогоды кв. м 100 кв. м

Кормушки для копытных:

- шестигранные кв. м 475 кв. м

- кормушка-сеновал кв. м 480 кв. м

- кормушка «ясли» для оленей кв. м 21 кв. м

- кормушка «ясли» для косули кв. м 18 кв. м

Погреб (или бурт) для хранения сочных кор- кв. м 250 кв. м

мов

Лобаз (или металлический ларь) для хранения кв. м 8 кв. м

зерновых кормов (недалеко от места подкорм-

ки)

Охотничья избушка кв. м 15 кв. м

Охотничья база, кордон га 0,15 га

Охотничья вышка кв. м 4,2 кв. м

Стрелковая вышка кв. м 6,4

Причал для лодок кв. м По факту

Стоянка для автомашин кв. м -

Сарай для хранения сена и веников кв. м 30 кв. м

Для учета инфляции к рассчитанной суммарной величине применяется коэффициент индексации, позволяющий отражать рост цен. Данный коэффициент рекомендуется принимать равным коэффициенту индексации минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню, установленных постановлением правительства Российской Федерации от 19.02.2001 г. № 127 «О минимальных ставках платы за древесину, отпускаемую на корню». Для этих целей также возможно применять коэффициент индексации земельных платежей, устанавливаемый федеральными законами о бюджете.

Для отражения в общей формуле расчета размера арендной платы фактически складывающихся отпускных цен на лес в эту формулу введен коэффициент, позволяющий повышать размер арендной платы во столько раз, во сколько аукционные цены на древесину превышают минимальные ставки лесных податей. При невозможности определить аукционные цены, данный коэффициент рекомендуется принимать равным 5. По экспертным оцен-

кам во столько раз сегодня аукционные цены превышают минимальные ставки платы за лес, отпускаемый на корню.

Ставки арендной платы за размещение биотехнических сооружений, рассчитанные для областей Центрального федерального округа и дифференцированные по их основным типам и типам лесов, приведены в табл. 2.

Таблица 2

Средние ставки арендной платы за лесные участки для размещения биотехнических сооружений (для Центрального федерального округа)

Наименование биотехнических соору- Едини- Ставка платы, руб.

жений и объектов ца измерения Хвойные Лиственные Смешанные

Искусственный водопой, купальня 1 шт. 0.6 0.3 0.4

Живоловушка для кабана 1 шт. 7.5 3.5 5.5

Живоловушка для оленя 1 шт. 28.5 13.3 20.9

Подкормочная точка для кабана 1 шт. 22.5 10.5 16.5

Навес для укрытия кабана от непогоды 1 шт. 15.0 7.0 11.0

Кормушка шестигранная 1 шт. 71.3 33.2 52.3

Кормушка-сеновал 1 шт. 72.0 33.6 52.8

Кормушка «ясли» для оленей 1 шт. 3.2 1.5 2.3

Кормушка «ясли» для косули 1 шт. 2.7 1.3 2.0

Погреб (или бурт) для хранения сочных 1 шт. 37.5 17.5 27.5

кормов

Лабаз (или металлический ларь) для хра- 1 шт. 1.21 0.6 0.9

нения зерновых кормов (недалеко от места

подкормки)

Охотничья избушка 1 шт. 2.3 1.1 1.7

Охотничья база, кордон 1 шт. 225.0 105.0 165.0

База 1 кв.м. 0.2 0.1 0.1

Охотничья вышка 1 шт. 0.6 0.3 0.4

Стрелковая вышка 1 шт. 0.9 0.4 0.7

Сарай для хранения сена и веников 1 шт. 4.5 2.1 3.3

Биотехнические объекты и иные сооруже- 1 кв. м 0.2 0.1 0.1

ния, для которых плата устанавливается в

расчете на единицу площади

Полученные значения ставок таковы, что полностью аккумулируют стоимость леса, который мог быть заготовлен в настоящий момент времени, за 10 лет. Их анализ говорит о том, что их величина близка ставкам рыночной арендной платы за сельскохозяйственные угодья и ставкам арендной платы за земельные участки, предоставленные для индивидуального жилищного строительства, личного подсобного хозяйства и садоводства. Поэтому увеличивать размер арендной платы для рядовых охотничьих хозяйств, по всей видимости, не целесообразно, так как полученный сбор полностью должен перекрыть годовые убытки лесного хозяйства от невозможности продажи древесины именно с этих участков лесного фонда.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В то же время настоящая методика оставляет возможность увеличения платы за биотехнические сооружения и объекты для финансово состоятельных охотпользователей в рамках применения процедуры конкурса или использования полученной величины в качестве нижнего предела при ведении переговоров о заключении договора аренды.

Виблиографический список

1. Лесной кодекс Российской Федерации.

2. Федеральный закон «Об охране окружающей среды».

А.Ю. Нестеров

СТРУКТУРА И МЕХАНИЗМЫ ПОДДЕРЖАНИЯ ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ДОМОХОЗЯЙСТВА

Аннотация: статья посвящена исследованию понятия финансовой устойчивости домохозяйства как комплексной социально-экономической категории. Приведен анализ основных теоретических концепций, посвященных теоретическим и методологическим аспектам исследуемого понятия. Финансовая устойчивость определена в контексте финансового поведения домохозяйства. Описаны факторы финансовой устойчивости, типы финансовой устойчивости, определены стратегии финансового поведения домохозяйств по преодолению нарушенной финансовой устойчивости и кризисного финансового состояния.

Ключевые слова: домохозяйство, ближнее окружение, дальнее окружение, внутреннее окружение, инвестиции, платежеспособность, потребление, прибыль, сбережения, финансовые ресурсы, финансовое состояние, финансовая стабильность, финансовые стратегии, финансовая устойчивость.

Значимость финансовой устойчивости домохозяйства основывается на роли домохо-зяйств в рыночной экономике. Финансы домашних хозяйств выступают одним из элементов финансовой системы общества. Социально-экономическая сущность финансов домашнего хозяйства проявляется в совокупности экономических отношений по поводу формирования, распределения и использования фондов денежных средств.

Вопросам, связанным с оценкой финансовой устойчивости, посвящен ряд научных работ, в которых проблема финансовой устойчивости обсуждается в различных аспектах: с позиций финансового анализа, с позиций оценки финансового состояния, с позиций оценки влияния регионального фактора на финансовое состояние экономических субъектов и их устойчивость, с позиций определения путей совершенствования оценки финансовой устойчивости. В первую очередь, необходимо отметить основополагающие труды отечественных авторов: Шеремета А.Д. [19], Ковалева В.В. [11], Балабанова И.Т. [2], Бочарова В.В. [4], в которых систематизированы методы оценки финансовой устойчивости. Аналитические аспекты оценки финансовой устойчивости рассмотрены в работе Г.В. Савицкой [13], вопросам управления финансовой устойчивостью посвящены работы А.В. Грачева [1].

В различных научно-финансовых отечественных школах определение термина финансовой устойчивости различается. Так, представители Санкт-Петербургской финансовой школы (например, В.В. Ковалев) подразумевают под финансовой устойчивостью экономиче-

© Нестеров А.Ю., 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.