Научная статья на тему 'МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ФЕДОСКИНСКОГО ФИЛИАЛА ВШНИ (И) ПО ДИСЦИПЛИНЕ "ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЕ МАСТЕРСТВО"'

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ФЕДОСКИНСКОГО ФИЛИАЛА ВШНИ (И) ПО ДИСЦИПЛИНЕ "ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЕ МАСТЕРСТВО" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
21
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСЦИПЛИНА "ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЕ МАСТЕРСТВО" / МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНЫЙ / НАГЛЯДНЫЙ / ПРАКТИЧЕСКИЙ / ХУДОЖНИК ЛАКОВОЙ МИНИАТЮРНОЙ ЖИВОПИСИ ФЕДОСКИНО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мочалова М. Н.

Статья посвящена методам обучения студентов Федоскинского филиала ВШНИ (И), которые формируют личность художника народных художественных промыслов, мотивирующие к процессам поиска, творческого видения, копирования произведений декоративно-прикладного искусства, самостоятельного мышления и восприятия, выбора средств и способов практической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS OF TEACHING STUDENTS OF FEDOSKINO BRANCH HIGHER SCHOOL OF FOLK ARTS ON THE MASTERY SUBJECT

The article is devoted to the methods of teaching students of Fedoskino branch Higher school of folk arts that form the personality of the artist of folk arts and crafts, motivating the search processes, creative vision, copying works of decorative art, independent thinking and perception, choice of means and methods of practice.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ФЕДОСКИНСКОГО ФИЛИАЛА ВШНИ (И) ПО ДИСЦИПЛИНЕ "ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЕ МАСТЕРСТВО"»

УДК 37.377

Мочалова М.Н.

заместитель директора по учебной и воспитательной работе преподаватель обще профессиональных дисциплин ФГБОУ ВО Федоскинский филиал ВШНИ (И) Россия, Мытищинский район, с. Федоскино

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ФЕДОСКИНСКОГО ФИЛИАЛА ВШНИ (И) ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЕ

МАСТЕРСТВО»

Статья посвящена методам обучения студентов Федоскинского филиала ВШНИ (И), которые формируют личность художника народных художественных промыслов, мотивирующие к процессам поиска, творческого видения, копирования произведений декоративно-прикладного искусства, самостоятельного мышления и восприятия, выбора средств и способов практической деятельности.

Ключевые слова: дисциплина «Исполнительское мастерство», методы обучения: повествовательный, наглядный, практический, художник лаковой миниатюрной живописи Федоскино.

Mochalova M. N., deputy director in educational work, teacher of General

professional disciplines of the Fedoskino branch Higher school of folk arts

Russia, Mytishchi district, village of Fedoskino

METHODS OF TEACHING STUDENTS OF FEDOSKINO BRANCH HIGHER SCHOOL OF FOLK ARTS ON THE MASTERY SUBJECT.

The article is devoted to the methods of teaching students of Fedoskino branch Higher school of folk arts that form the personality of the artist of folk arts and crafts, motivating the search processes, creative vision, copying works of decorative art, independent thinking and perception, choice of means and methods of practice.

Keywords: discipline "mastery" teaching methods: narrative, visual, practical, painter of Fedoskino lacquer miniature painting.

Весьма важна для развития народных промыслов подготовка кадров, молодых специалистов. В традиционном центре художественного промысла Федоскино, которое является родиной русских лаков, существует ФГБОУ ВО Федоскинский филиал Высшей школы народных искусств (институт), где учат молодежь лаковой миниатюрной живописи, ведущие мастера, передавая свой опыт, уменье, любовь к искусству новому поколению.

Одной из ведущих дисциплин в Федоскинском филиале лаковой миниатюрной живописи, является «Исполнительское мастерство», относящейся к обще профессиональному блоку дисциплин.

В данной статье будет рассмотрена методика обучения студентов по дисциплине «Исполнительское мастерство» Федоскинского филиала ВШНИ (И), которая включает три основных компонента.

Методика обучения - отрасль педагогической науки, частная теория обучения. Предметом методики является обучение определенному учебному предмету, а ее задачи состоят в изучении закономерностей этого обучения и установлении на их основе нормативных требований к деятельности преподавателя [2 с.37]81.

Для реализации содержания производственного обучения художников народных художественных промыслов лаковой миниатюрной живописи Федоскино необходимо рассмотреть методы обучения по дисциплине «Исполнительское мастерство».

Под методами обучения указываются упорядоченные способы взаимосвязанной деятельности преподавателя и студентов, направленные на достижения учебно-воспитательных и развивающих задач. Основные требования к методам обучения следующие:

- соответствие современным задачам и содержанию образовательного процесса обучения в области лаковой миниатюрной живописи;

- обеспечение достоверного, последовательного и доступного обучения содержания образовательного процесса;

- обеспечение единства образовательной, воспитывающей и развивающей функций, а также личностной ориентации учебного процесса;

- реализация задач повышения познавательной активности и самостоятельности студентов, что необходимо для освоения практической деятельности;

- обеспечение задач повышения связи теории и практики, трудового и экономического воспитания будущих художников;

- обеспечение рационального использования в учебном процессе современных организационных форм и дидактических средств обучения, которые на данный момент формируются и систематизируются.

В рассматриваемых методах обучения в учебно-производственной деятельности, необходимо учитывать максимальный эффект учебно-воспитательного процесса. На занятиях по «Исполнительскому мастерству» студентам, требуются включения различных органов чувств: слуха (объяснения, беседа), зрения (демонстрация наглядных пособий, показ технологических приемов в лаковой миниатюрной живописи, работа с художественной и научной литературой) осязания и тактильные ощущения (практическая работа над выполнением изделия из папье-маше), для реализации поставленных задач. Каждый метод обучения по-разному влияет на развитие внимания, самостоятельную работу, способность к анализу, применение умений и навыков, поэтому необходим целостной подход к обучению по данной дисциплине.

Учебная деятельность по дисциплине «Исполнительское мастерство» делится на две составляющие - это деятельность преподавателя и

81 Батышев С.Я. руководитель авторского коллектива, научный и литературный редактор Энциклопедия профессионального образования 2. - М.: Российская Академия образования, ассоциация «Профессиональное образование», 1999.

деятельность студентов. Так как основа производственного обучения - это формирование у студентов профессиональных компетенций, то методы повествовательного обучения, демонстрация наглядных пособий можно отнести к вспомогательным, помогающим основным методам в обучении, а именно выполнению практических задач. Умелое владение преподавателем повествовательными методами (грамотное изложение учебного материала), помогает студенту в освоении профессиональных навыков и умений по дисциплине «Исполнительское мастерство».

Здесь важно общение между преподавателем и студентами, речевое общение влечет за собой основные функции сообщения и побуждения в процессе учебно-производственных задач. Происходит живое общение, преподаватель разъясняет студентам, значение и содержание поставленных практических задач, порядок их выполнения и в конце занятия и каждой пройденной темы подводит итоги, указывающие на достоинства и недостатки практического приема лаковой миниатюрной живописи.

Повествовательный метод обучения по «Исполнительскому мастерству» необходим для того, чтобы обеспечить активность и сознательность обучения, предупредить ошибки, помочь студентам в затруднительных ситуациях.

К повествовательным методам относятся: рассказ, объяснение, эвристическая беседа, которая относиться к «активным» методам обучения, сравнение, постановка проблем, построение гипотез. Ведь выполняя копию с произведения федоскинского художника, преподаватель дает информацию о значимости художественного произведения, особенностях написания живописной миниатюры. Тем самым увеличивая интерес к лаковой миниатюрной живописи Федоскино.

Один из важных методов обучения лаковой миниатюрной живописи наглядность, который имеет большое значение. Студенты изучают материал необходимый для выполнения изделий из папье-маше это - иллюстрации, образцы, произведения декоративно-прикладного искусства. Наглядный метод обучения способствует глубокому пониманию, осмыслению, прочному освоению знаний, здесь задействовано зрительное восприятие. В процессе обучения используется демонстрация приемов, способов создания лаковой миниатюрной живописи, также демонстрация наглядных пособий и конечно, самостоятельные наблюдения студентов, которые способствуют формированию художника лаковой миниатюрной живописи и просматриваются во всех указанных выше методах профессионального обучения.

Наблюдение тесно связано с мышлением, предполагает умение группировать факты, события, явления, свойства, подмечать в них сходство и различие. Наблюдение, как метод обучения, является важным видом учебной деятельности студентов, особенно в процессе демонстрации приемов лаковой миниатюрной живописи Федоскино.

Преподаватель контролирует учебный процесс, но без непосредственного руководства. В занятии указывается цель, задача, порядок выполнения задания. Очень важно чтобы студенты поняли цель, задачу, порядок проведения наблюдений, это имеет важное значение для успеха самостоятельной деятельности. Преподавателю необходимо провести вводную беседу и разъяснить студентам ход и план практической работы. Конечно преподаватель, играет важную роль, так как он помогает выделить существенные моменты или факты, обращает внимание на признаки технологический приемов на изделиях, сравнивает признаки вместе со студентами, демонстрируя лаковую шкатулку, объясняет наблюдаемые особенности красочного слоя, подводит итоги проведенных наблюдений, делает выводы, но что важно, все это формируется вместе со студентами, учитывая мнения каждого студента, как индивидуальной личности.

Практические занятия по «Исполнительскому мастерству» являются одной из основных форм организации преподавателем учебной деятельности студентов.

Формирование и развитие профессиональных компетенций у студентов происходит в процессе применения практических методов, которые делятся на: показ приемов трудовой деятельности, упражнения, самостоятельная работа студентов, формирование творческого отношения к труду и «активные» методы практического обучения.

Во время показа преподавателем технологического приема на изделиях из папье-маше, студенты должны освоить во всех деталях этот прием. Соответственно данный вид деятельности необходимо осуществлять несколько раз подряд. Например, преподаватель показывает растяжку сквозными красками от темного к светлому пятну, здесь нужно заострить внимание студентов вначале на замесе сквозных красок, их концентрации, вязкости, далее - нанесение смеси на изделие от темного, значит краска берется более густо и при помощи колонковой кисти №5 растягивается до конца размера фрагмента, в конце данный фрагмент «расфлейцовывается» крупной беличьей кистью. Для того чтобы студенты могли осознать показанное, разобраться во всех подробностях, им нужно в течение некоторого времени раздельно воспринимать каждую часть работы и обязательно выполнить данное упражнение самостоятельно под контролем преподавателя.

Самостоятельная работа студентов относится как к аудиторным занятиям, так и внеаудиторным, т.е. проводится во внеучебное время. Студенты самостоятельно осваивают практические задачи, работая индивидуально, что способствует активизации трудовых умений, нацеленных на глубокое изучение приемов лаковой миниатюрной живописи Федоскино.

Данное руководство поможет преподавателям в организации процесса обучения по дисциплине «Исполнительское мастерство». Нацеленное на руководство выполнения изделий декоративно-прикладного искусства на высоком профессиональном уровне, применения знаний и навыков в области

материаловедения, специальной технологии, исполнительского мастерства в процессе копирования, варьирования самостоятельного выполнения изделий декоративно-прикладного искусства, у студентов Федоскинского филиала ВШНИ.

Использованные источники:

1. Батышев С.Я., Новиков А.М. Профессиональная педагогика: Учебник./ Издание 3-е изд., перераб. - М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 2010. - 456 с.

2. Батышев С.Я. руководитель авторского коллектива, научный и литературный редактор Энциклопедия профессионального образования 2. -М.: Российская Академия образования, ассоциация «Профессиональное образование», 1999.

3. Скакун В. А. Основы педагогического мастерства: учебное пособие. - М.: ФОРУМ: ИНФА-М, 2008.-208 с.-(Профессиональное образование).

4. Скакун В.А. Организация и методика профессионального обучения: учебное пособие / В. А. Скакун. - М.: ФОРУМ: ИНФА-М, 2009. - 336с.

УДК 657

Мусин Р. Н. студент 4 курса Казарян М. Т.

научный руководитель, старший преподаватель

Кузбасский государственный технический университет имени Т.Ф.

Горбачева, Россия, г. Кемерово РАЗЛИЧИЯ МЕЖДУ РСБУ И МСФО

Бухгалтерская (финансовая) отчетность - это общая система данных об финансово-хозяйственном положении предприятия и о результатах ее деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным нормативам.

Российские стандарты бухгалтерского учета — совокупность норм федерального законодательства России и Положений по бухгалтерскому учёту (ПБУ), издаваемых Министерством Финансов РФ, которые регулируют правила бухгалтерского учёта. Применяются наряду с международные стандарты финансовой отчетности, GAAP США и другими бухгалтерскими стандартами деловой практики [3].

РСБУ обязательны к применению на территории Российской Федерации и распространяются на небанковские коммерческие организации. Учёт банковской деятельности ведётся в соответствии с правилами, издаваемыми Центральным Банком России. Тем не менее, при разработке соответствующих нормативных актов Центральный банк ориентируется на ПБУ, выпущенные Министерством финансов РФ.

Международные стандарты финансовой отчётности — набор документов (стандартов и интерпретаций), регламентирующих правила составления финансовой отчётности, необходимой внешним пользователям

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.