Педагогическая наука и практика
МАСТЕРСТВО ПЕДАГОГА
В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ
МАЛОКОМПЛЕКТНОЙ ШКОЛЫ
Аңдатпа
Бұл мақалада қазіргі қоғамдағы шағын жинақталған мектептің маңызы мен рөлі туралы
ақпарат берілген. Оқушыларға лайықты білім
беру үшін шағын мектептер қандай қиындықтарға тап болуы керек. Мұғалімдер өз
білімдерін жетілдіреді және оқушылармен бірге қиындықтарды жеңеді.
Аннотация
В данной статье содержится информация
о значении и роли малокомплектной школы в
современном обществе. О том, какие сложности приходится переживать малокомплектным
школам, чтобы давать достойное образование
учащимся. Учителя совершенствуют свои знания и преодолевают трудности вместе с учащимися.
Annotation
This article contains information about the
meaning and role of a small school in modern
society. The difficulties that small schools have
to experience in order to give a decent education
to students are shown. Teachers improve their
knowledge and overcome difficulties with students.
Малокомплектная школа – школа, в которой мало детей. Hа сегoдняшний день казахстанская шкoла переживает глoбальные
преoбразования, oснoвной целью кoтoрых
стала не прoстo репрoдyктивная передача знаний, yмений и навыкoв oт yчителя к yченику, а фoрмирование и развитие спoсoбнoстей
yченика самoстoятельнo ставить yчебную
прoблемy, формулировать алгоритм ее решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат, одним словом, научить
3(41)/2023
Островская Т.В.,
учитель русского языка
и литературы,
Половниковская
общеобразовательная школа,
Костанайский район,
Костанайская область
Негізгі сөздер: Мектеп, шағын
жинақты, Сынып-жинақ, еңбек,
мұғалім, заманауи, заңдылық, тәрбие, тәжірибе, жағдайлар.
Ключевые слова: школа, малокомплектная,
класс-комплект,
труд, учитель, современный, закономерность, воспитание, опыт,
условия.
Keywords: small school, class-set,
work, teacher, modern, regularity,
education, experience, conditions.
ФИЛОСОФСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
УДК 373.1
ГРНТИ 14.25.01
31
ФИЛОСОФСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
32
Педагогическая наука и практика
учиться. В силу сложившихся исторических и географических особенностей Казахстана – огромная площадь и
низкая плотность населения, миграция
населения, трудности социально-экономических условий на селе – в рес
публике функционирует очень много
малокомплектных школ. Практически
каждый четвёртый учитель и каждый
шестой казахстанский школьник работают и учатся в малокомплектной
школе. Сегодня часто обсуждается
вопрос, насколько трудно даётся обучение учащимся, которые обучаются
в малокомплектной школе: учащимся
приходится сидеть в спаренных классах, что не очень хорошо сказывается на обучении. В большинстве сельских школ за партами сидят не более
5-10 человек. Однако при имеющихся
трудностях можно и нужно находить
новые, более эффективные средства
организации педагогического процесса (формы, методы, приемы обучения
и воспитания), оптимально используя
для этого все возможности, связанные
со спецификой учебно-воспитательной
работы в малокомплектной школе. В
малокомплектных школах много проблем, но это не проблемы, связанные
с обучением и воспитанием подрастающего поколения. Малокомплектная
школа имеет ряд особенностей, которые влияют не только на содержание,
но и на выбор средств, форм и методов
обучения.
Помимо образовательных задач
сельская малокомплектная школа решает комплекс социально-экономичес
ких задач:
• препятствует оттоку молодежи из
села;
• способствует повышению культурного уровня населения;
• решению демографических проблем;
• развитию аграрного сектора экономики.
Малокомплектная школа сталкивается с множеством специфических
трудностей, обусловленных именно
небольшим количеством учеников.
Здесь нельзя в полную силу задействовать закономерности взаимообучения.
Значительную часть знаний дети получают друг от друга, при этом лучше
понимают материал, быстрее схватывают, без труда усваивают. В классах
обязательно должны быть сильные
ученики. Но если класс маленький, их
может не оказаться, и тогда учиться не
у кого. Учитель, каким бы мастером он
ни был, не способен восполнить этот
пробел.
Эти факторы усиливают значимость
малокомплектной школы, особенно в
сельской местности. Они играют важную роль в демографической и социально-экономической
стабилизации
села. Какой быть малокомплектной
школе ХХI века? Чему и как учить детей в малокомплектной школе? Я часто
задаю себе вопрос, каким будет человек, который сейчас сидит за партой?
Что тревожит в нем сегодня? Всматриваясь в лица своих учеников, пытаюсь
найти ответы на непосредственные вопросы: как изжить пассивность на уроке? Чем увлечь? Что предложить или
сделать такое, чтобы загорелись глаза,
и открылась навстречу мне душа ученика? Как учительское «надо» превратить в ученическое «хочу» и «буду»?
Какие необходимо создать условия
для развития ребёнка и сохранения его
здоровья?
Наша школа тоже является малокомплектной, здесь обучаются всего
3(41)/2023
80 школьников. Учителя нашей школы
стараются изо всех сил, чтобы дать достойные знания учащимся. Ведь школа в маленькой деревне – это не только
центр образования для маленьких жителей, но культурный центр для всего
населения. Труд любого учителя – это
труд огромного, может быть, не всегда
осознаваемого общественно-государственного значения, труд чем-то рутинный и однообразный, который по
плечу только сильным и увлекающимся личностям, а каков труд учителя
малокомплектной школы? В чём специфика работы учителя малокомплектной школы? Работа здесь нестандартна, неповторима, сложна и интересна.
Управлять
учебно-познавательной
деятельностью учащихся малокомплектной школы – сложная задача,
требующая от нас, учителей, большого
напряжения интеллектуальных и физических сил, высокого педагогичес
кого мастерства, профессионализма,
гибкости в выборе методов, приемов
и средств обучения и воспитания. В
условиях обновления и развития современного общества перед школой,
помимо решения традиционных задач
обучения и воспитания, встала задача
создания соответствующих условий
для успешного обучения детей.
Педагогические
закономерности
в условиях малокомплектной школы
приобретают конкретный характер,
методические рекомендации требуют
творческого переосмысления и применения; отдаленность таких школ от методических центров ставит учителей
перед необходимостью постоянного
педагогического поиска.
Характерная особенность современных малокомплектных школ - их тесное сотрудничество с различными об3(41)/2023
33
разовательными учреждениями.
Наступивший век – эпоха информационных технологий. Отлучить детей
от компьютера не удастся, да и не нужно. Поэтому при возможности компьютер должен стать нашим помощником
в процессе обучения.
Во-первых, важен для детей фактор
привлекательности. Движение, звук,
цвет на экране способствуют передаче
информации в понятной и привлекательной форме.
Во-вторых, наши учащиеся легко и
быстро осваивают новые технологии,
так как у них еще не сложился стереотип мышления.
В-третьих, компьютер поможет организовать обучение детей с учетом
их индивидуальных особенностей, не
прибегая к нравоучениям и порицаниям, а предоставляя ученикам право на
ошибку и ее исправление.
Важным фактором повышения качества образовательного процесса
в малокомплектной школе является
применение электронного обучения,
позволяющего преодолеть трудности
педагогической деятельности в разновозрастных коллективах через широкое использование индивидуального и
самостоятельного обучения.
Таким образом, начальная малокомплектная школа имеет свою специфику, которая влияет на организацию
учебно-воспитательного
процесса.
Эффективность ее работы определяется рядом общих и частных условий.
Особого внимания требует организация учебно-воспитательного процесса
в классах-комплектах, при образовании которых учитываются: сложность
программы; уровень подготовленности учеников; опыт и квалификация
педагога; преемственность в работе и
ФИЛОСОФСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
Педагогическая наука и практика
ФИЛОСОФСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
34
Педагогическая наука и практика
другие факторы. Творческий подход
учителя к реализации общих педагогических закономерностей и правил – залог достижения высоких результатов.
Требования к современному образованию побуждают учителей к поиску
новых современных эффективных технологий преподавания, позволяющих
достичь более высоких результатов
обучения и воспитания, внедрять новые
образовательные технологии в учебный процесс. Одной из основных задач
в учебном процессе для меня является
развитие у учащихся интереса к учению, творчеству. Данную задачу можно
решить, применяя на уроке современные обучающие технологии в учебном
процессе, позволяющие разнообразить
формы и средства обучения, повышающие творческую активность учащихся. Эти технологии и даже постоянно
используемые их элементы, выстроенные системно, помогают рационально
организовать учебный процесс, применить личностно-ориентированный
подход, активно использовать ТСО и
ИКТ, Интернет – технологии, создают
условия для активной собственной познавательной деятельности учащихся,
поощряют стремления ученика к поис
ку своих траекторий и способов решения, создают “ситуации успеха”, развивают самоконтроль и взаимоконтроль.
Хотелось бы сельскую школу 21 века
видеть как школу для всех: это новые
учителя, открытые ко всему новому;
это центр взаимодействия в конкретной социальной сфере; это современная инфраструктура; это современная
система оценки качества образования.
Главные задачи современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного
и патриотичного человека, личности,
важнейшими качествами которой становятся инициативность, способность
творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать
профессиональный путь, готовность
обучаться в течение всей жизни и быть
жизнеспособным в высокотехнологичном, конкурентном мире. Опыт моей
работы показывает, что моделирование
уроков в классах - комплектах – дело
не простое, но сегодня это требование
времени. Учитель уже должен демонстрировать на уроке разные стратегии
учения, чтобы сформировать способность личности учиться всю жизнь.
К.Д. Ушинский писал: «Ученик должен учиться самостоятельно, а учитель
должен умело руководить этим самостоятельным трудом». Но чтобы была
достигнута цель образования, чтобы
образование состоялось, учитель должен не только руководить, но и увлечь
детей, вести их за собой. Недаром пословица гласит: «Скажи мне – и я забуду. Покажи мне – и я могу запомнить.
Вовлеки меня – и это станет моим навсегда».
Маленькие классы – это интенсивные уроки. У нас в классах от 1 до 6
обучающихся. Учитель может уделять
каждому достаточно времени, видеть
и понимать, как происходит усвоение
учебного материала, варьировать план
занятий, ориентируясь на индивидуальные потребности учеников. У ребят нет возможности отвлекаться на
уроках, потому что каждый находится
постоянно в зоне внимания учителя. И
это способствует эффективной работе,
плодотворным занятиям. При этом узкий круг общения требуют обогащения
урока за счет включения разных способов и средств обучения, проявляющих
преимущества малой наполняемости
3(41)/2023
Педагогическая наука и практика
3(41)/2023
улучшении качества образования детей, постоянно совершенствуют свои
знания. Только приложив большие усилия педагогов, учащихся и родителей,
даже в малокомплектной школе возможно получить достойное образование.
ЛИТЕРАТУРА:
1.Бабанский Ю.К. Педагогика / Ю.К.
Бабанский. – М., 2002. – 356 с.
2.Байбородова Л.В. Сельская малочисленная школа: какая она сегодня.
М., 2002. – 356 с.
3.Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного
воспитания: Ростов-на-Дону, 2000.
4.Концепция развития малокомплектной школы в Республике Казахстан.
5.https://news.rambler.ru/educa
tion/39716458-malokomplektnayashkola-plyusy-i-minusy/ (дата обращения: 10.10.2022г.)
6.https://infourok.ru/osobennostiorganizacii-uchebnih-zanyatiy-vnachalnih-klassah-malokomplektnoyshkoli-1901617.html (дата обращения:
10.06.2023 г.)
ФИЛОСОФСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
классов. Такого внимания, как наши
ученики, не получают дети в городских
школах с классами по 30 человек. У
нас на уроках не получится отсидеться
– дети все время при деле, вовлечены в
процесс. Разумеется, очень многое зависит от умения учителя правильно составить план таких совместных занятий и управлять вниманием учеников.
В нашей стране много малокомплектных школ и, считаю, что недооценивать их роль нельзя. Проблемы, с
которыми сталкивается сегодня малокомплектная сельская школа, становятся проблемой, тесно связанной с перс
пективами развития Казахстана.
Сельская школа должна продолжить
свою роль носителя культуры, источника современных знаний, формировать новую идеологию – идеологию
качественной жизни подрастающего
поколения.
Педагоги нашей школы успешно
совмещают творческую и научно-методическую работу, постоянно проходят курсы повышения квалификации,
выступают на районных семинарах,
принимают участие во всевозможных
конкурсах, рассматривают вопросы об
35