Методика обучения преподавателей использованию вебинаров в учебном процессе ВУЗа
Мещерякова Ольга Ивановна, старший преподаватель, зам.заведующего кафедры Прикладной математики и информатики по электронному обучению Тел.: (3822) 701-552, E-mail: aoi@2i.tusur.ru Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники, 634050, г.Томск, пр.Ленина,40 www.tusur.ru
Исакова Ольга Юрьевна, начальник учебно-методического отдела Факультета дистанционного обучения
Тел.: (3822) 701-553, E-mail: ioy@2i.tusur.ru Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники, 634050, г.Томск, пр.Ленина,40 www.tusur.ru
Аннотация
В статье рассмотрены основные аспекты методики подготовки и проведения занятий в форме учебных вебинаров. Выделены основные особенности подготовки таких занятий, а также обозначены проблемные вопросы, возникающие в этом процессе у преподавателей. Рассмотрены этапы обучения преподавателей проведению учебных вебинаров и подготовке к ним.
The article describes the main aspects of the methods of preparation and conducting classes in the form of educational webinars. The basic particular the preparation of classes and designated problem questions arising in the process of teachers. The stages of training teachers conduct webinars and preparing towards them.
Ключевые слова
дистанционное обучение, вебинары, технология проведения вебинара, методика обучения преподавателя;
distance learning, webinars, technology conducting webinars, teacher technique of training.
Введение
О методике проведения вебинаров на Факультете дистанционного обучения Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники (ФДО ТУСУР), о возможности их применения в учебном процессе, а также о внедрении утвержденной технологии организации и проведения вебинаров в учебный процесс ФДО с 2011 года упоминалось в [1,2]. Апробация технологии и внедрение вебинаров в учебный процесс на ФДО осуществлялись с 2010 года. Нужно отметить, что все это время технология развивалась, усовершенствовалась, претерпевала ряд изменений. В организации вебинаров можно обозначить следующие основные составляющие: администрирование, обучение преподавателей, подготовка контента; в проведении вебинаров: методика обучения на вебинаре, модерирование, тьюторское сопровождение преподавателя.
Основной предпосылкой проведения вебинаров на ФДО является прежде всего недостаток непосредственного взаимодействия преподавателя со студентами и
студентов друг с другом в режиме онлайн. Наиболее актуально это для тех дисциплин, по которым у студентов возникают трудности при самостоятельном изучении. Приоритетным на занятиях в форме вебинаров является их практическая направленность, а именно решение задач, разбор примеров, демонстрация выполнения виртуальных лабораторных работ и т.д.
В процессе организации и проведения вебинаров, несомненно, ведущую роль занимает преподаватель. Сам формат вебинаров является новым для академического сектора [3], что приводит к необходимости дополнительного обучения преподавателей. Кроме того, нет единых для всех ВУЗов методик подготовки и проведения таких занятий. Далее рассмотрим основные аспекты данной методики, применяемой в ТУСУРе.
Методика подготовки и проведения вебинаров преподавателем
При подготовке цикла вебинаров преподаватель придерживается следующей последовательности действий:
1. Составление тематического плана цикла вебинаров по дисциплине.
2. Подготовка авторских материалов первого вебинара.
3. Прохождение тренировочного вебинара (перед первым вебинаром), получение допуска к проведению вебинаров.
4. Учет экспертных рекомендаций и внесение соответствующих изменений в материалы вебинара.
Для подготовки к вебинарам преподавателям выдаётся соответствующая инструкция, которой необходимо руководствоваться при составлении тематического плана цикла вебинаров, при подготовке авторских материалов вебинара и т.д.
К авторским материалам вебинара относятся: тема, план занятия, сценарий, рекомендации для студентов, иллюстрационный материал, анкеты/опросы. Основными критериями при выборе темы вебинара являются сложность самостоятельного изучения, практическая значимость для дисциплины и направления подготовки в целом, заинтересованность студентов в её освоении.
План занятия (в форме вебинара) содержит:
1) цель, задачи, ожидаемые результаты;
2) рассматриваемые вопросы (для повествования, общего и индивидуального опроса, обсуждения);
3) ход проведения занятия;
4) обзорную информацию по лекции (для запоминания, выделить главное, выводы);
5) рекомендации по дополнительной информации.
К иллюстрационным материалам вебинара прежде всего относится презентация. К её содержанию и оформлению также в инструкции представлены требования, составленные с учетом рекомендаций и принципов из различных источников [4,5].
Во время вебинара немаловажным является получение обратной связи от обучаемых, с этой целью подготавливаются анкеты, опросы. Так, к задачам проведения опросов можно отнести:
1) проверку входных знаний по теме;
2) проведение теста на «внимательность», понимание во время лекции;
3) выявление существующих точек зрения (при общем опросе);
4) проверку остаточных знаний (после занятия).
Для преподавателей разработана инструкция по проведению вебинаров.
Основными её составляющими являются: регламент вебинара и последовательность действий, содержательные и технические рекомендации по
проведении лекции, опроса, по ответам на вопросы студентов, по подведению итогов, а также приведены общие рекомендации.
Этапы обучения преподавателей методике подготовки и проведения вебинаров
Поскольку, проведение учебных занятий в форме вебинаров является новой технологией для многих преподавателей, то её освоение требует дополнительной подготовки и сопровождения тьютором во время занятий. Рассмотрим здесь предусмотренные технологией организации и проведения вебинаров в ТУСУРе основные этапы этого процесса:
1) Обучающий тренинг (групповой или индивидуальный).
2) Тренировочный вебинар преподавателя.
3) Тьюторское сопровождение преподавателя при подготовке к вебинару.
4) Тьюторское сопровждение преподавателя во время вебинара.
Обучающий тренинг
Прежде чем приступить к подготовке учебных занятий в форме вебинара, преподавателю необходимо освоить методики его подготовки и проведения. Для этого тьютор организует обучающие тренинги (групповые или индивидуальные). Групповые тренинги состоят из двух частей - очной и онлайн. Очная часть тренинга включает в себя рассмотрение следующих вопросов - что такое вебинар, как подготовить и провести учебное занятие в форме вебинара, какие иллюстрационные материалы нужно подготовить к вебинару, а также каковы основные к ним требования по содержанию и оформлению. Также тренинг включает в себя знакомство с виртуальной комнатой, её особенностями и дидактическими инструментами, основными принципами проведения нескучного и эффективного вебинара.
Онлайн-тренинг предполагает участие преподавателей в вебинаре в роли «студента». Тьютор с использованием иллюстрационных/демонстрационных материалов проводит вебинар по теме «Что такое вебинар?», демонстрируя доступные возможности виртуальной комнаты.
По окончанию обучающего тренинга тьютор выдаёт преподавателям дополнительные материалы (инструкции, рекомендации, ссылки на примеры учебных материалов), с помощью которых преподаватель самостоятельно готовится к первому учебному вебинару по преподаваемой дисциплине. По мере подготовки преподавателя к первому вебинару тьютором также оказываются консультации как по содержанию иллюстрационных материалов, так и по вопросам их оформления и разработки.
Тренировочный вебинар
К первому вебинару преподаватель подготавливает презентацию в соответствии с инструкцией и информацией, полученной на обучающем тренинге. Дополнительными авторскими материалами к вебинару по заданной теме могут быть: иллюстрации, демонстрация использования программного обеспечения для выполнения каких-либо задач, вопросы для опроса или анкетирования. Все материалы вебинара экспертная комиссия рассматривает и утверждает (если необходимо, выносит рекомендации по доработке), назначается время проведения тренировочного вебинара. Его проведение обусловлено следующей целью -апробация преподавателем методики проведения вебинара, освоенной в теории, на экспертной группе с возможностью получения навыков поведения, в том числе при
возникновении внештатных ситуаций. Этот этап в обучении преподавателей является необходимым, поскольку попробовав на практике провести такое учебное занятие, преподаватель значительно быстрее и легче осваивает методику, повышается мотивация и интерес преподавателя к новым технологиям обучения студентов, а также происходит пересмотр подготовленных материалов и внесение в них соответствующих улучшений. Таким образом, преподаватель и психологически, и методологически, и технически подготовлен к проведению вебинара. После этого, согласно технологии организации и проведения вебинаров, преподаватель согласовывает и утверждает совместно с тьютором и модератором расписание проведения вебинаров по преподаваемой дисциплине.
Тьюторское сопровождение преподавателя по подготовке к вебинару
Перед каждым вебинаром преподаватель предоставляет на утверждение все подготовленные авторские материалы. Как отмечалось ранее, обязательным является подготовка презентации. Во время подготовки презентации преподаватель может столкнуться со следующими основными трудностями:
1) Методическое изложение и оформление презентации.
2) Технические вопросы по разработке презентации с помощью специального программного обеспечения.
Тьютор в индивидуальном порядке консультирует преподавателя и выдает ему необходимые инструкции и рекомендации. Зачастую преподаватель сталкивается со второй проблемой ввиду несвоевременного прохождения повышения квалификации в области использования информационных технологий и (или) нечастого использования соответствующего программного обеспечения в своей профессиональной деятельности. Необходимо научить преподавателя самостоятельно разрабатывать презентационные материалы, поскольку это является неотъемлемой частью дальнейшей работы по подготовке вебинаров.
Немаловажным является и первый обозначенный вопрос по изложению содержания и оформлению презентации. Зачастую у преподавателя возникают следующие ошибки:
- слайды чрезмерно загружены текстом/информацией;
- нет визуализации в виде тематических схем, рисунков, таблиц и др;
- слайды дублируют полностью всё, что озвучивает преподаватель;
- оформление содержит много цветов, шрифтов, начертаний, что отвлекает от содержания слайдов.
Допущенные преподавателем при подготовке презентации недочеты дополнительно обсуждаются и разрешаются совместно с тьютором, в результате вносятся соответствующие изменения в авторские материалы, которые в дальнейшем учитываются при подготовке материалов к следующим вебинарам.
Таким образом, тьюторское сопровождение преподавателя во время подготовки к вебинарам является неотъемлемой частью в рассматриваемом процессе, способствует повышению качества разработки образовательного контента; преподаватель получает дополнительные навыки как работы в специализированном программном обеспечении, так и в систематизации знаний, методическом изложении учебного содержания, в оформлении иллюстрационных материалов вебинара.
Тьюторское сопровождение преподавателя во время вебинара
Проведение вебинаров осуществляется с использованием специального интернет-сервиса. В настоящее время на ФДО ТУСУРа применяется сервис Mirapolis Virtual Room компании ООО «Мираполис» на основании лицензионного договора по выбранному тарифу оплаты. Выбором тарифа оплаты были следующие критерии -количество участников не более 100, количество спикеров не более 5, а также оптимальный набор используемых возможностей системы для администрирования. Среди последних можно выделить следующие:
1. Персональные уведомления - широкие возможности по настройке различных уведомлений (например, о начале вебинара за сутки или за 15 минут до начала его проведения, информация и ссылка для просмотра пройденного вебинара и т.д.).
2. Сроки хранения информации - предоставление информации о пройденном вебинаре (ссылка для просмотра, история чата и др.).
3. Конвертация в видео - возможность записи мероприятий и конвертирования в видео-формат (MP4).
При использовании виртуальной комнаты от преподавателя требуются навыки работы пользователя. Знакомство и необходимые навыки работы в виртуальной комнате первоначально преподаватель получает на обучающем тренинге и тренировочном вебинаре, как отмечалось ранее. Но для свободного владения инструментами виртуальной комнаты этого недостаточно. Так, в начале вебинара, после представления ведущего, темы и рассматриваемых вопросов, преподаватель переключает режим воспроизведения: отключает видеотрансляцию и оставляет только аудиотрансляцию. Во время вебинара преподаватель использует такие инструменты, как «указку», интерактивную доску, демонстрацию рабочего стола. Далее, на рисунках 1-4 представлены некоторые фрагменты вебинара с использованием преподавателем дидактических инструментов виртуальной комнаты.
Для запуска режима видеотрансляции необходимо в верхнем меню выбрать соответствующие кнопки видео и микрофона, после чего активизируется данный функционал. На рисунке 1 слева отображен фрагмент видео, получаемый с веб-камеры. Справа на рисунке отображена заранее подготовленная и загруженная в виртуальную комнату презентация, совместный доступ к которой имеют все участники вебинара. С использованием инструмента «указка» (на рисунке 1 представленного курсором в виде стрелки) можно акцентировать внимание на отдельные моменты слайда, перетаскивая курсор.
С чего начать?
Цикл вебинаров по дисциплине
Рис. 1. Режим видеотрансляции преподавателя с совместным доступом к показу
презентации
В случае необходимости, во время вебинара (в режиме реального времени) можно воспользоваться различными инструментами интерактивной доски. Например, с использованием панели «Рисование» можно наносить на слайд пометки, как это видно на рисунке 2 (подчеркивания, восклицательный знак, дополнительный текст).
1 -——---
\ О О А Ч I
Подготовка к вебинару
да Тема, вопросы ^ План, сценарий занятия) ^ Презентация, иллюстрации^
^ Вопросы к аудитории, опросы, тесты ^ Дополнительные материалы
Рис. 2. Окно вебинара с видеотрансляцией преподавателя и возможностями
интерактивной доски
Режим «Видеоконференции» предназначен для подключения к веб-вещанию нескольких участников вебинара (рисунок 3).
Рис. 3. Окно вебинара в режиме «Видеоконференция».
Данный функционал работает в нормальном режиме при соблюдении следующих минимальных характеристик: частота кадров (от 10 кадров/секунду), разрешение (ширина - 360, высота - 270), трафик (от 80 до 160 Кбит/секунду).
В режиме «Видеотрансляции» необходима настройка дополнительных параметров для улучшения качества видеотрансляции каждого из её участников. Так, для подавления эха необходимо в настройках микрофона в виртуальной комнате выбрать соответствующую опцию, при этом будут включены стандартные настройки эхоподавления.
При использовании инструмента «Опрос» виртуальной комнаты необходимо заранее подготовить вопросы. Возможны различные типы вопросов, как закрытого, так и открытого типов. Настройка опроса заключается в заполнении
соответствующей формы (текст вопросов, варианты ответов либо добавление пустого поля для заполнения участниками вебинара). Запуск опроса (рисунок 4) осуществляется во время вебинара, результаты выполнения его могут видеть либо только преподаватель, либо все участники вебинара (при указании соответствующей опции преподавателем).
Рис. 4. Окно вебинара в режиме «Опрос».
Таким образом, для использования рассмотренных инструментов виртуальной комнаты преподавателю необходимо иметь навык работы в виртуальной комнате на достаточном уровне пользователя, не задумываясь обо всех необходимых технических составляющих. Но пока этот уровень не достигнут, преподавателю требуется специализированная помощь тьютора при осуществлении этих действий.
В то же время при возникновении внештатных ситуаций технического характера могут потребоваться дополнительные действия по перезагрузке виртуальной комнаты, настройке её параметров или параметров компьютера, с которого осуществляется трансляция.
Так, к внештатным ситуациям локального характера можно отнести следующие: сбой интернет-соединения, задержку аудиопотока, кратковременное или длительное отключение электроэнергии и т.д. В первую очередь в таких случаях необходимо загрузить (или перезагрузить) виртуальную комнату. Проверить настройки микрофона, веб-камеры, включение режима «Эхоподавления». Далее убедиться, что виртуальная комната работает в нормальном режиме. Если проблема не устранена, то требуется провести тест системы в автоматизированном режиме, используя специальную ссылку (предлагаемую компанией ООО «Мираполис»). Проверка осуществляется на предмет работы операционной системы, браузера, флеш-плеера, плагина трансляции рабочего стола, а также подключения к сети (доступность портов, задержка, скорость приема и отдачи). Если какие-либо параметры в тесте не соответствуют необходимым значениям, то требуется помощь системного администратора. К таким параметрам можно отнести, например:
1) для канала связи - от 128 кбит/секунду исходящего и от 256 кбит/секунду входящего потоков;
2) к портам и файрволам - для исходящих соединений открытие порта 1935 для протокола ЯТМР.
В выполнении тех или иных настроек, решении проблем также требуется дополнительная помощь от тьютора или модератора виртуальной комнаты. Кроме того, на первых занятиях тьютор также осуществляет контроль соблюдения
регламента вебинара. Это необходимо, поскольку технология проведения учебного вебинара значительно отличается от проведения аудиторных занятий.
Практический опыт показывает, что только на первых вебинарах преподавателю требуется тьюторское сопровождение, после чего отчасти выполнение этой задачи совмещает модератор, территориально находящийся в той же аудитории с преподавателем.
Заключение
Рассмотренные в данной статье вопросы, несомненно, актуальны для современного образования, поскольку необходимость в обучении профессорско-преподавательского состава использованию различных технологий в учебном процессе (и особенно с применением технологий электронного обучения) очевидна. Предложенный процесс обучения преподавателей применению методики подготовки и проведения вебинаров на данный момент является оптимальным для принятой на ФДО ТУСУРа технологии организации вебинаров. Со временем, ввиду внедрения и совершенствования технологии обучения на ФДО, методика подготовки и проведения вебинаров может претерпевать изменения, а соответственно, и процесс обучения преподавателей будет подвергаться пересмотру и модернизации.
Наряду с этим, остаются открытыми вопросы эффективности проведения вебинаров в учебном процессе ВУЗов. Также немаловажным остается вопрос повышения качества материалов, используемых во время проведения вебинаров. Для этого предстоит провести исследования в области совершенствования педагогических технологий и методик, используемых на вебинаре, проанализировать полученную статистическую информацию по проведенным вебинарам и обратную связь от студентов, изучать опыт других ВУЗов.
Литература
1. Абдалова О.И., Гураков А.В., Сметанин С.В., Шульц Д.С. Организация самостоятельной работы студентов по материалам вебинаров. «Образование сегодня: векторы развития»: материалы Международной заочной научно-практической конференции, 28 мая 2012 г./Гл.ред. А.Н. Ярутова. - Чебоксары: Учебно-методический центр, 2012. - 488 с. С.8-12.
2. Абдалова О.И., Гураков А.В., Исакова О.Ю., Сметанин С.В., Шульц Д.С. Технология организации и проведения вебинаров. Журнал «Открытое и дистанционное образование»: Томский государственный университет.№ 2 (50) 2013, С. 20-23.
3. Калинина С.Д. Вебинар как форма электронного обучения в высшей школе [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://www.mgimo.ru/files2/2015 05/up70/file 35bb1795d1636570975eeb5ccdccc13d. pdf (дата обращения: 02.08.2015).
4. 10 эффективных советов как правильно делать презентацию [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://dgorlin.blogspot.ru/2010/01/10-kak-delat-prezentaciyu-10-sovetov.html (дата обращения: 02.08.2015).
5. Каптерев А. Мастерство презентации. Как создавать презентации, которые могут изменить мир/Алексей Каптерев; пер.с англ.С.Кировой. - 2-е изд. - М.:Манн, Иванов и Фербер, Эксмо, 2013. - 336с.