4. Rybachuk, N.A. and Alferova, I. A. (2021), "Model of online training in physical education under quarantine measures", Physical culture. Sport. Tourism. Motor recreation, No. 6(2), pp. 7-13.
5. Svetlitskaya, I.A., Brykina, V.A. and Pereuznik A.Z. (2020),"Forms of organization of training sessions with students on physical culture during the period of self-isolation", Science-2020, No. 3(39), pp. 159-162.
6. Solodovnik, E.M. and Kiselev, A.V. (2020), "Use of mobile apps in physical education classes in the context of the pandemic", International Journal of Humanities and Natural Sciences, No. 10-1(49), pp. 137-139.
7. Gabutti, G. d'Anchera, E. and Sandri, F. (2020), "Coronavirus: update related to the current outbreak of COVID-19", Infectious Diseases Therapy, 2020, No. 8:1. pp. 13, available at: https://doi.org/10.1007/ s40121-020-00295-5.
8. Lake MA. (2020), "What we know so far: COVID-19 current clinical knowledge and research", Clinical Medicine Journal, 2020, no. 20(2). pp. 124-127, available at: https://doi.org/10.7861/clinmed.2019-coron.
9. Mandsager, K. Harb S., Cremer P., Phelan D., Nissen SE. and Jaber W. (2018), "Association of Cardiorespiratory Fitness With Long-term Mortality Among Adults Undergoing Exercise Treadmill Testing", JAMA Netw Open, No. 1(6):e183605, available at: http://doi.org/10.1001/jamanetworkopen.2018.3605.
10. Martin S.A., Pence B.D. and Woods J.A. (2009), "Exercise and Respiratory Tract Viral Infections", Exercise and Sport Sciences Reviews, No. 37(4). pp. 157-164, available at: http://doi.org/10.1097/JES.0b013e3181b7b57b.
11. Pan A., Liu L. and Wang, C. (2020), "Association of public health interventions with the epidemiology of the COVID-19 outbreak in Wuhan, China", JAMA, No. 323(19). pp. 1915-1923, available at: https://doi.org/10.1001/jama.2020.6130.
12. Woods, J.A. Hutchinson, N.T., Powers, S.K., Roberts,, W.O., Gomez-Cabrera, M.C., Radak, Z., Berkes, I., Boros, A., Boldogh, I., Leeuwenburgh, C., Coelho-Junior, H.J., Marzetti, E., Cheng, Y., Liu, J., Durstine ,J.L., Sun, J. and Ji, L.L. (2020), "The COVID-19 pandemic and physical activity", Sports Medicine and Health Science, No. 2(2). pp. 55-64, available at: https://doi.org/10.1016/j.smhs.2020.05.006.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 06.09.2021
УДК 796.41
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПОВОРОТУ «ПАССЕ» В СПОРТИВНОЙ ГИМНАСТИКЕ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ
Татьяна Владимировна Заячук, кандидат педагогических наук, доцент, Иван Валерьевич Юдин, кандидат химических наук, старший преподаватель, Ирина Константиновна Кучерова, старший преподаватель, Валентина Викторовна Косулина, старший преподаватель, Зарина Сухробовна Халимхонова, студент, Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, Казань
Аннотация
В данной статье представлена методика обучения повороту «пассе» в спортивной гимнастике на этапе начальной подготовке. Измерялись показатели вестибулярной устойчивости гимнасток по тестам: 1. Tinetti-тест с закрытыми глазами. Данный тест показывает динамическую устойчивость в усложненных условиях - исключена регуляция зрительным анализатором. 2. Ходьба по прямой с закрытыми глазами после раздражения вестибулярного аппарата (модификация теста П. Хиртц с соавторами, 1985). Тест на динамическую устойчивость, в котором исключен зрительный анализатор, а также раздражен вестибулярный аппарат. Позволяет дополнительно определить уровень развития вестибулярной устойчивости. Техническая подготовленность гимнасток оценивалась экспертной оценкой по тестам: Поворот «пассе» на правой. Поворот «пассе» на левой.
В исследовании приняли участие две группы гимнасток по 10 человек в возрасте 7-8 лет. В методике обучения представлены специальные подводящие упражнения на основе расчлененно-
конструктивного метода.
Ключевые слова: спортивная гимнастика, поворот «пассе», этап начальной подготовки, физическая подготовленность, техническая подготовленность.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.9.p96-100
METHODOLOGY OF TEACHING THE "PASSE" TURN IN GYMNASTICS AT THE
STAGE OF INITIAL TRAINING
Tatyana Vladimirovna Zayachuk, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Ivan Valeryevich Yudin, the candidate of chemical sciences, senior teacher, Irina Konstantinovna Kucherova, the senior teacher, Valentina Viktorovna Kosulina, the senior teacher, Zarina Su-khrobovna Halimkhonova, the student, Volga State University of Physical Culture, Sports and
Tourism, Kazan
Abstract
This article presents the method of teaching the "pass" turn in gymnastics at the stage of initial training. The indicators of vestibular stability of gymnasts were measured according to the tests: 1. Tinetti-test with closed eyes. This test shows dynamic stability in complicated conditions - regulation by the visual analyzer is excluded. 2. Walking along the straight line with closed eyes after irritation of the vestibular apparatus (modification of the test by P. Hirtz and co-authors, 1985). The dynamic stability test, in which the visual analyzer is excluded, as well as the vestibular apparatus is irritated. It allows you to additionally determine the level of development of vestibular stability. The technical readiness of the gymnasts was assessed by an expert assessment on the tests: 1. Turn the "pass" on the right. 2. Turn the "pass" on the left. The study involved two groups of gymnasts of 10 people aged 7-8 years. The training methodology presents special summing exercises based on the dissected-constructive method.
Keywords: sports gymnastics, the turn of the "pass", the stage of initial training, physical fitness, technical readiness.
ВВЕДЕНИЕ
Самым зрелищным и сложнокоординационным видом спорта из списка летних Олимпийских игр выделяют художественную и спортивную гимнастики. Спортивная гимнастика, как и художественная, основывается не только на выполнении акробатической части упражнения, но также и хореографической. В хореографическую часть упражнений входят прыжки и повороты, которые в свою очередь являются специальным требованием для выступлений на бревне и частью обязательной программы гимнасток. Выполняя каждый элемент правильно, гимнастка набирает баллы, из которых суммируется итоговая оценка ее выступления [1].
Из-за сильной конкуренции даже незначительные ошибки могут привести к потерям нескольких баллов, что отразится в борьбе за лидерство. Поэтому следует особое внимание уделять технике выполнения упражнений уже с начального этапа подготовки. На этапе начальной подготовки изучают базовый элемент поворот «пассе». Правильная постановка техники данного поворота дает возможность спортсменкам сохранять устойчивость не только в поворотах «пассе», но и в других поворотах, а увеличивая количество вращений вокруг оси, сможет усложнить базовую стоимость комбинации в целом. Чаще всего, тренеры не обращают внимания на легкие элементы и не разбирают каждую ошибку детально, что в будущем приводит к схождениям с оси во время поворота или завала с опорной ноги [2, 3]. Учитывая выше сказанное, возникает необходимость в разработки методики, специально направленной на обучение базового вращательного движения на начальном этапе подготовки юных гимнасток.
Мы предполагаем, что разработанная нами методика обучения базовому элементу повороту «пассе» в спортивной гимнастике спортсменов 7-8 лет будет наиболее эффективна, если применять специальные подводящие упражнения на основе расчлененно-конструктивного метода.
Цель исследования. Разработать, теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность методики обучения поворота «пассе» в спортивной гимнастике спортсменов 7-8 лет.
Исследование проходило на базе МАУ СОК «Центральный стадион». В педагогическом эксперименте приняли участие две группы гимнасток: экспериментальная (ЭГ) и контрольная (КГ) по 10 человек в возрасте 7-8 лет. Педагогический эксперимент проводился с целью определения эффективности применяемой методики, направленной на обучение повороту «пассе» в спортивной гимнастике на этапе начальной подготовки. Исследования было проведено с использованием комплекса средств и методов, включающих: анализ научно-методической литературы, педагогическое тестирование и педагогический эксперимент, а также метод экспертного оценивания, метод математической статистики.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
В начале педагогического эксперимента мы провели тестирование физической и технической подготовленности спортсменов-гимнастов. Для определения физической подготовленности на определение вестибулярной устойчивости гимнастам контрольной и экспериментальной групп было предложено два теста на равновесие:
1. Тшейьтест с закрытыми глазами. Данный тест показывает динамическую устойчивость в усложненных условиях - исключена регуляция зрительным анализатором.
2. Ходьба по прямой с закрытыми глазами после раздражения вестибулярного аппарата (модификация теста П. Хиртц с соавторами, 1985). Тест на динамическую устойчивость, в котором исключен зрительный анализатор, а также раздражен вестибулярный аппарат. Позволяет дополнительно определить уровень развития вестибулярной устойчивости.
Результаты тестирования вестибулярной устойчивости гимнасток контрольной и экспериментальной групп в начале педагогического эксперимента представлены в таблице 1.
Таблица 1 - Результаты вестибулярной устойчивости гимнасток контрольной и экспериментальной групп в начале пед. эксперимента_
№ Тест 1 Тест 2
КГ 4,7±0,15 2,3±0,21
ЭГ 4,8±0,13 2,3±0,21
иэмп 45 50
икрит 27
Р (уровень значимости) Р>0,05
В оценке технической подготовленности мы использовали выполнение поворота «пассе» на правой и левой ноге. Системой оценивания стала 5-бальная шкала, которая оценивалась экспертами по спортивной гимнастике. Результаты технической подготовленности гимнасток представлены в таблице 2.
Таблица 2 - Результаты технической подготовленности гимнасток контрольной и экспериментальной групп до эксперимента_
№ Тест 1 поворот «пассе» на правой Тест 2 поворот «пассе» на левой
КГ 3,7±0,50 3,5±0,45
ЭГ 3,8±0,25 3,7±0,37
Иэмп 47 47
Икрит 27
Р (уровень значимости) Р>0,05
В начале эксперимента статически значимых различий между контрольной и экспериментальной группами не выявлено. Для повышения результатов нами была разработана методика обучения «пассе», чтобы приобрести необходимые двигательные навыки и
приспособить уже имеющую двигательную координацию используя подготовительные и подводящие упражнения. В целом методика обучения поворотам заимствована из опыта хореографической подготовки:
1. Разучивается исходное положение.
2. Разучивается принятие соответствующей позы исходного положения в согласовании с движением маховых звеньев.
3. Формируется навык отталкивания с одновременным поворотом пятки и принятием пространственно-точных положений рук, ног, головы (поворот на 90°, 180°, 360°).
4. Разучивается остановка после поворота (на носках, в равновесии).
Для выявления особенностей поворотов необходимо разделить повороты на три фазы. Во время поворотов главной задачей гимнастки является сохранить устойчивость на протяжении трех фаз: подготовительная, в которую входит взятие форса, основной фазы, которая включает фактическое вращение и завершающая фаза, которая завершает элемент. Наша методика затрагивает первые два этапа обучения вращательному движению: этап начального разучивания и этап углубленного разучивания. Методика обучения повороту «пассе» состоит из трех блоков по фазам, каждый блок состоит из подводящих упражнений. Фазы поворота «пассе»: 1 фаза подготовительная - «препарасьон»; 2 фаза основная - поворот «пассе»; 3 фаза заключительная - выход из поворота и принятие конечного результата.
Блок 1 «1 фаза подготовительная» включает 7 подводящих упражнений. Блок 2 «2 фаза основная» состоит из 3 подводящих упражнений. Первые два блока применяется расчленено-конструктивный метод и словесные методы обучения. Задачами блока 1 и блока 2 являются:
- обучение пошагового исполнения;
- освоение техники с помощью пространственных и временных характеристик;
- обучение базовым навыкам равновесию «пассе».
Блок 3 «3 фаза заключительная» включает 2 подводящих упражнения. В Блоке 3 применяется целостный метод обучения и словесные методы обучения. Решает такие задачи, как:
- воспитание умений и навыков сохранять устойчивость в элементах;
- обучение базовым навыкам поворота «пассе».
За основу нашей методики мы взяли расчлененно-конструктивный и целостный методы обучения элемента. На первом этапе был использован расчлененно-конструктивный метод, по мере освоения элемента был использован целостный метод.
По окончанию педагогического эксперимента мы повторно протестировали гимнасток 7-8 лет контрольной и экспериментальной групп, с целью выявления эффективности, разработанной нами методики.
Результаты контрольных упражнений вестибулярной устойчивости гимнасток контрольной и экспериментальной групп представлены в таблице 3.
Таблица 3 - Результаты вестибулярной устойчивости гимнасток контрольной и экспериментальной групп после эксперимента_
№ Тест 1 Тест 2
КГ 4,9±0,10 2,6±0,16
ЭГ 5,0±0,00 2,9±0,18
иэмп 45 37
икрит 27
Р (Уровень значимости) Р>0,05
Исходя из полученных данных, мы выявили, что в тестах на вестибулярную устойчивость показатели увеличились, но различия статистически незначимы.
Результаты контрольных упражнений технической подготовленности контрольной и экспериментальной групп после эксперимента представлены в таблице 4.
Таблица 4 - Результаты технической подготовленности гимнасток контрольной и экспериментальной групп после эксперимента_
№ Тест 1 поворот «пассе» на правой Тест 2 поворот «пассе» на левой
КГ 4,1±0,18 4,0±0,26
ЭГ 4,7±0,15 4,4±0,22
иэмп 23,5 36
U крит 27
Р (Уровень значимости) Р< 0,05 | Р<0,05
Исходя из полученных данных, мы пришли к выводу, что показатели технической подготовленности гимнасток в двух тестах повысились, но статистически значимые результаты в тесте по выполнению поворота «пассе» на правой ноге между контрольной и экспериментальной группой.
Вывод: в результате педагогического эксперимента и экспертного оценивания мы пришли к выводу, что разработанная нами методика обучение повороту «пассе» в спортивной гимнастике на этапе начальной подготовке эффективна.
ЛИТЕРАТУРА
1. Муллахметова, А.Р. Исследование кинестезии у юных гимнастов / А.Р. Муллахметова, Л.Н. Ботова, Г.С. Кашеваров // Актуальные проблемы теории и практики физической культуры, спорта и туризма. Материалы V Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов, магистрантов и студентов. Под общей редакцией Ф.Р. Зотовой ; Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма. Казань, 2017. - С. 643-646.
2. Пшеничникова, Г. Н. Обучение элементам без предмета на этапе начальной подготовки в художественной гимнастике: учебное пособие / Г. Н. Пшеничникова, О. П. Власова. - Омск : Издательство СибГУФК, 2013. - 187 с.
3. Смирнова, А.Э. Особенности поддержания ортостатической позы у гимнастов 8-9 лет / А.Э. Смирнова, Л.Н. Ботова, О. И. Елкина // «Проблемы и перспективы физического воспитания, спортивной тренировки и адаптивной физической культуры». Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - Казань : Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма», 2016. - С 598-601.
REFERENCES
1. Mullahmetova, A.R., Botova, L.N. and Kashevarov, G.S. (2017), "The study of kinesthesia in young gymnasts", Actual problems of theory and practice ofphysical culture, sports and tourism, Materials of the V All-Russian Scientific and Practical Conference of Young scientists, postgraduates, undergraduates and students. Under the general editorship of F. R. Zotova; Volga State Academy of Physical Culture, Sports and Tourism, Kazan, pp. 643-646.
2. Pshenichnikova, G.N. and Vlasova, O.P. (2013), Teaching elements without a subject at the stage of initial training in rhythmic gymnastics: textbook, SibGUFK Publishing House, Omsk.
3. Smirnova, A.E., Botova, L.N. and Elkina, O.I. (2016), "Features of maintaining an orthostatic pose in gymnasts aged 8-9 years", "Problems and prospects of physical education, sports training and adaptive physical culture". Materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference with interna-tionalparticipation, Volga State Academy of Physical Culture, Sports and Tourism, Kazan, pp. 598-601.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 06.09.2021
УДК 372.879.6
ИЗУЧЕНИЕ УРОВНЯ МОТИВАЦИИ НА ЗАНЯТИЯ СПОРТИВНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ У СТУДЕНТОВ 1-ГО КУРСА КЕМЕРОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
Максим Валерьевич Звягинцев, кандидат педагогических наук, доцент Кузбасский Институт Федеральной службы исполнения наказаний России; Юлия Владимировна Арышева, старший преподаватель, Наталья Александровна Толстикова, старший