Научная статья на тему 'Методика обучения пониманию экспрессивных средств выражения авторской мысли в газетном дискурсе'

Методика обучения пониманию экспрессивных средств выражения авторской мысли в газетном дискурсе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
331
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕКСТЫ ПЕРИОДИЧЕСКОЙ ПЕЧАТИ / ГАЗЕТНЫЙ ДИСКУРС / ЭКСПРЕССИВНЫЕ СРЕДСТВА ВЫРАЖЕНИЯ АВТОРСКОЙ МЫСЛИ / МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ / EXPRESSIVE MEANS EXPRESSING AUTHOR'S THOUGHT / TEXTS OF PERIODICAL PRESS / NEWSPAPER DISCOURSE / TEACHING METHODS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Филатова О. В.

Использование газетного дискурса на уроках иностранного языка в школе отвечает целям и задачам обучения. Газетная статья представляет собой источник экспрессивных лексических единиц, которые служат выражением прагматического аспекта текста. Актуальной становиться проблема разработки рациональной методики обучения пониманию экспрессивных средств выражения авторской мысли в языке прессы с целью развития умений читать такой вид текстов, понимать излагаемую в них общественно-политическую информацию на «уровне смысла» и выражать свою критическую оценку по поводу прочитанного.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodology of teaching to understand words with an expressive component in the newspaper discourse

A newspaper article has made a tangible contribution to foreign language teaching. Abounding in stylistic devices, the newspaper text has been both a source of new words and a subject for interpretation. By teaching the students to understand words and word combinations with expressive component, we facilitate the in-depth understanding of a newspaper discourse.

Текст научной работы на тему «Методика обучения пониманию экспрессивных средств выражения авторской мысли в газетном дискурсе»

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПОНИМАНИЮ ЭКСПРЕССИВНЫХ СРЕДСТВ ВЫРАЖЕНИЯ АВТОРСКОЙ МЫСЛИ В ГАЗЕТНОМ ДИСКУРСЕ

О.В. Филатова

Использование газетного дискурса на уроках иностранного языка в школе отвечает целям и задачам обучения. Газетная статья представляет собой источник экспрессивных лексических единиц, которые служат выражением прагматического аспекта текста. Актуальной становиться проблема разработки рациональной методики обучения пониманию экспрессивных средств выражения авторской мысли в языке прессы с целью развития умений читать такой вид текстов, понимать излагаемую в них общественно-политическую информацию на «уровне смысла» и выражать свою критическую оценку по поводу прочитанного.

Ключевые слова: тексты периодической печати, газетный дискурс, экспрессивные средства выражения авторской мысли, методика обучения.

В свете практико-прагматического подхода к обучению иностранным языкам, который связывается с формированием у учащихся знаний, навыков и умений, способствующих приобщению обучаемых к социокультурным ценностям страны изучаемого языка, в условиях модернизации и профильного образования особую актуальность приобретает использование газетного дискурса. Чтение газетной статьи вместе с тем представляет определенную дидактическую сложность, которая носит, прежде всего, языковой и информационный характер [1]. Особенностью языка прессы является использование эмоционально-оценочных и стилистически окрашенных лексических единиц, которые служат средством воздействия на читателя и одновременно средством выражения авторского «я» журналиста (автора текста). Знание этого пласта лексики обеспечивает не только понимание содержания статьи, но и глубокое проникновение в смысл созданного текста. Вопрос обучения английскому языку на основе текстов газеты не является новым в методике преподавания иностранных языков [2-8]. Одновременно стоит также отметить, что большинство пособий по обучению чтению газетных текстов датированы 80-90-ми гг. прошлого века. На настоящий момент их содержание устарело, не отвечает эмоциональным и познавательным запросам и интересам школьников. Практика преподавания иностранного языка, результаты диагностирующего среза показывают, что у учащихся старшей ступени обучения в недостаточной мере сформированы рецептивные лексические навыки чтения.

Актуальной стала в связи с этим проблема создания рациональной методики обучения пониманию экспрессивных средств выражения авторской мысли в языке прессы с целью развития умений читать такой вид текстов, понимать излагаемую в них, как правило, общественно-политическую информацию.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: а) анализ педагогической, психологической, психолингвистической, лингвистической, дидактической и методической литературы по проблеме исследования; б) обобщение опыта преподавания иностранного языка на старшем этапе обучения в школах с углубленным изучением предмета; в) анкетирование учащихся 10-11 классов с целью выявления предпочтений в выборе тематики газетных статей; г) наблюдение за деятельностью учителей, учащихся; д) тестирование учащихся 10 классов на предмет владения навыками и умениями интерпретационного чтения газетного дискурса; е) проведение опытного обучения; ж) качественно-количественная оценка данных, полученных в ходе опытного обучения.

Обучение чтению газетного дискурса строилось на основе разработанного автором учебного пособия «Роль слова в газетном дискурсе», которое состоит из двух частей. Первая часть под названием «Как делается газета» представляет собой блок теории и практических упражнений, направленный на формирование понятия об экспрессивных средствах выражения мысли автора в газетной статье и развитие умений распознавать

экспрессивную лексику в тексте и определять ее функцию. Вторая часть пособия, «Практикум по интерпретации газетного текста», включает семь разделов, в каждый из которых вошло по 3 статьи для чтения и интерпретации. Каждый раздел заканчивается рубрикой «Speaking and Writing», представленной устными и письменными заданиями творческого характера: проведение дискуссий, опросов общественного мнения, ролевые игры, а также написание репортажей, писем в редакцию. Таким образом, весь курс пособия составил 74 часа. Занятия проводились один раз в неделю в рамках факультатива.

Система обучения учащихся 10-11 классов пониманию экспрессивных средств выражения мысли автора в газетном дискурсе включает три аспекта: лингвистический,

психологический и дидактический.

Лингвистический аспект обучения, представленный знанием лексики с экспрессивным компонентом. Нами выделены четыре группы национально-маркированной безэк-вивалентной лексики, характерной для газетных статей британской и американской прессы, в соответствии с такими функциями, как оценочность, изобразительность, усиление, образность [9]. По результатам анкетирования учащихся 10-11 классов и сравнительного анализа отечественных и иностранных учебников были отобраны статьи, тематикой которых стали не только новости политики, но и научные открытия, современные технологические новинки, жизнь звезд, здоровье и спорт.

Психологический аспект обучения пониманию экспрессивной лексике складывается из навыков и умений восприятия лексических единиц; умений анализа лексических единиц в тексте; умений находить сильные (прагматические) позиции газетного текста, выделить и синтезировать ключевые слова; умений формулировать основную идею, проблему, затрагиваемую журналистом, и давать ей критическую оценку. Навыки и умения работы учащихся с газетным дискурсом должны формироваться с учетом интересов и мотивов учащихся читать газетные статьи и «проникать» с их помощью в иноязычную культуру.

Дидактический аспект обучения экспрессивной лексике связан с развитием уме-

ний самостоятельной работы с одноязычным словарем, перевода, нахождения эквивалентов экспрессивных лексических единиц в родном языке.

Система обучения учащихся 10-11 классов пониманию экспрессивных средств выражения мысли автора в газетном дискурсе основывается на следующих основных принципах: 1) социокультурной направленности содержания обучения чтению газетных текстов; 2) аутентичности; 3) сознательности; 4) организации чтения как познавательного процесса.

При работе над лексикой с компонентом экспрессивности следует использовать такие переводные и беспереводные приемы семан-тизации, как демонстрация рисунков, действий; раскрытие значения при помощи дефиниции; контекстуальная догадка, базирующаяся на понимании общего содержания предложения, на знании фактов или внутренней формы слова по словообразовательным элементам, а также прием создания четких звукомоторных образов - проговарива-ние лексических единиц.

В соответствии с этапами формирования лексических навыков и умений чтения нами разработана система упражнений, включающая в себя:

1) подсистему упражнений, направленных на формирование умений распознавать экспрессивные лексические единицы при чтении;

2) подсистему упражнений, направленных на формирование умений анализировать поверхностную структуру газетного текста. Эта работа предполагает выполнение пред-текстовых, текстовых и послетекстовых упражнений. Предтекстовые упражнения направлены на снятие возможных трудностей, дифференциацию и семантизацию новых лексических единиц, в т. ч. и экспрессивного характера, и овладение языковой догадкой для формирования навыков вероятностного прогнозирования. Примерами таких заданий являются имитационные упражнения с ключевыми лексическими единицами, прогнозирование содержания статьи по заголовку, ключевым словам текста или на основе вывода последнего абзаца статьи, задействие фотографии, ответы на предтекстовые вопросы;

3) подсистему упражнений, направленных на формирование творческих умений работы с газетным текстом, способствующих совершенствованию речевых умений и развитию креативности.

Полученные в ходе опытного обучения показатели итогового теста свидетельствуют о сформированности у учащихся лексических навыков чтения и умений а) определять тему прочитанного; б) выделять главную и второстепенную информацию; в) понимать отношение автора к описываемым событиям через анализ лексических единиц с экспрессивным компонентом; г) определять логическую последовательность излагаемых в тексте фактов; д) использовать экспрессивные лексические единицы для экспликации подтекста при детальной проработке содержания прочитанного; е) понимать социокультурную информацию; ж) использовать изученные экспрессивные лексические единицы в устном или письменном высказывании.

1. Виноградов С.И. Культура русской речи / под ред. Л.К. Граудиной, Е.Н. Ширяева. М., 2003.

2. Городникова М. Д., Супрун Н.И. Лингвистика текста и обучение чтению в средней школе. М., 1987.

3. Малявин Д.В., Латушкина М.С. Работа с газетой на английском языке в средней школе. 2-е изд., перераб. М., 1988.

4. Писарук Г.В. Обучение учащихся IX класса связанным высказываниям в жанрах публицистики. Мн., 1993.

5. Телень Э.Ф. Газета в современном мире. М., 1991.

6. Янь Чжикэ. Методика работы с текстами газетно-публицистического стиля в китайской аудитории: дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2002.

7. Brett M. How to Read the Financial Pages. L., 2003.

8. Ramet A. Writing Short Stories and Articles: how to get your work published in newspapers and magazines. 2nd ed. Oxford, 2001.

9. Романовская Н.В. Экспрессивно окрашенный глагол в газетном стиле современного английского языка: автореф. ... канд. филол. наук. М., 1974.

Поступила в редакцию 20.08.2007 г.

Filatova O.V. Methodology of teaching to understand words with an expressive component in the newspaper discourse. A newspaper article has made a tangible contribution to foreign language teaching. Abounding in stylistic devices, the newspaper text has been both a source of new words and a subject for interpretation. By teaching the students to understand words and word combinations with expressive component, we facilitate the in-depth understanding of a newspaper discourse.

Key words: texts of periodical press, newspaper discourse, expressive means expressing author’s thought, teaching methods.

ПЕДАГОГИКА И ГЛОБАЛИСТИКА

Е.В. Белозерцева

В статье обоснована взаимосвязь педагогики с глобалистикой, исследующей происхождение, проявление и пути решения глобальных проблем.

Ключевые слова: глобалистика, педагогика, неустойчивость, современный человек.

Образ педагогики как науки формировался на протяжении многих столетий и на сегодняшний день представляет собой сложившееся фундаментальное теоретическое и практическое знание о системе становления личности. Однако безупречное знание инструмента совершенствования человека не может быть полным без понимания самого

субъекта, среды, в которой он живет, трудится, учится.

Любая наука вообще и педагогика в частности - не статичная конструкция. Ей свойственно развиваться, совершенствоваться во времени и пространстве. Сегодня смысл педагогики, ее язык, базовые слова постоянно уточняются, обогащаются. Это

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.