УДК 796.012.412.7 DOI: 10.24412/2305-8404-2022-2-43-51
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПЛАВАНИЮ КРОЛЕМ НА СПИНЕ
ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
О.А. Черноярова
Раскрыто противоречие между практической значимостью проблемы обуче-
ния плавания детей, с одной стороны, и подбором средств и методов обучения
плава-
нию кролем на спине детей среднего школьного возраста, с другой стороны. Анализ
результатов исследования показал, что процесс физического воспитания учащихся
может быть более эффективным, если включить разработанные и апробированные в
ходе педагогического эксперимента средства и методы обучения технике плавания
кролем на спине.
Ключевые слова: обучение плаванию, техника плавания кролем на спине, дети
среднего школьного возраста.
TEACHING METHOD
OF CRAWL SWIMMING FOR
MIDDIE-SCHOOL CHILDREN
Chernoyarova O.A., candidate of pedagogi-
cal sciences, professor, chernoyarovaOA
@mail.ru, Russia, Cheboksary, Chuvash
I. Yakovlev State Pedagogical University
The contradiction between the practical signi-
ficance of the problem of teaching swimming
to children, on the one hand, and the selection
of means and methods for teaching crawl
swimming on the back of children of middle
school age, on the other hand, is revealed. The
analysis of the results of the study showed that
the process of physical education of students
can be more effective if the means and me-
thods of teaching the back crawl technique
developed and tested during the pedagogical
experiment are included.
Key words: swimming training, crawl swim-
ming technique on the back, children of mid-
dle school age.
тельные и прикладные задачи.
Черноярова Ольга Алексеевна, канд. пед.
наук, проф., [email protected], Россия, Чебоксары,
Чувашский государственный педагогический университет
им. И.Я. Яковлева
В Федеральном законе «О физи-
ческой культуре и спорте в Российской
Федерации» [12] отмечено, что «Физиче-
ское воспитание – процесс, направлен-
ный на воспитание личности, развитие
физических возможностей человека,
приобретение им умений и знаний в об-
ласти физической культуры и спорта в
целях формирования всесторонне разви-
того и физически здорового человека с
высоким уровнем физической культуры».
Физическое воспитание входит в
образовательный процесс детей различ-
ного школьного возраста и решает обра-
зовательные, воспитательные, оздорови-
Существенный вклад в разработку теории и методики физического
воспитания внесли Л.П. Матвеев, А.Д. Новиков [10]. Различные аспекты
теории и методики физической культуры и спорта раскрыты в работах
Ю.Д. Железняка [7], Ж.К. Холодова, В. С. Кузнецова [13].
Плавание включено в программу физического воспитания среднего
общего образования, а программный материал предусматривает обяза-
тельное обучение плаванию всех учащихся.
В последние годы в педагогической, спортивной и методической
литературе вопросам обучения плаванию детей и подростков посвящено
значительное количество исследований.
Проблеме обучения плаванию в школе посвящены работы
Н.Ж. Булгаковой [2], вопросы технологии обучения плаванию представ-
лены в исследовании И.Л. Ганчара [5], особенности тренировки по плава-
нию раскрыты в трудах И.П. Нечунаева [8].
Как показал анализ научно-методической литературы, в настоящее
время обучение техникам спортивных способов плавания нашли отраже-
ния в трудах Д. Волкова [3], О.А. Чернояровой [14].
Особенности техники плавания кролем на спине рассмотрены в ис-
следованиях Д. Волкова [4], О. Попова [9], М.С. Фарафонова [11] и др.
Вместе с тем, как показал анализ научной и методической литера-
туры, проблема обучения плаванию кролем на спине детей среднего
школьного возраста остается малоизученной.
Цель исследования: теоретически и экспериментально обосновать
методику обучения плаванию кролем на спине детей среднего школьного
возраста.
Задачи исследования:
– определить тестовые задания для контрольных испытаний;
– разработать и апробировать методику обучения плаванию кролем
на спине.
Методика и организация исследования. Опытно-эксперимен-
тальной базой стала МАОУ «Гимназия № 5» г. Чебоксары Чувашской
Республики. В эксперименте приняли участие 42 учащихся 6-х классов, из
них: в контрольной группе (КГ) было 13 мальчиков и 8 девочек и в экспе-
риментальной группе (ЭГ) – 9 мальчиков и 12 девочек.
Продолжительность эксперимента составила 7 недель (14 часов).
Уроки по плаванию были «сдвоенные», 2 урока были проведены в конце
III четверти и 5 уроков – в начале IV четверти.
Контрольная группа (КГ) занималась по общепринятой учебной
программе по физической культуре для 5–7 классов [6]. Урок по плаванию
включал: в подготовительной части – выполнение имитационных и подго-
товительных упражнений на суше и в воде; в основной – выполнение
подготовительных упражнений в воде; в заключительной – подвижные
игры: «Плавучие стрелы»; «Водолазы»; «Охотники и утки», «Винт».
ЭГ также как и КГ занималась по общепринятой учебной про-
грамме по физической культуре для 5–7 классов [6]. Однако в программу
ЭГ в уроки по плаванию была включена экспериментальная методика обу-
чения плаванию кролем на спине.
В подготовительную часть урока по плаванию для обучения движе-
ниям ногами кролем на спине в воде включались следующие упражнения:
– плавание с помощью движений ногами со стаканчиком на голове,
с различным исходным положением рук (вдоль туловища, вверх), 4×25 м,
интервал отдыха (i) – 20 с;
– плавание с помощью движений ногами со стаканчиком на голове
и поворотом корпуса (вправо, влево), руки вдоль туловища, 4×25 м, i –
15 с.
На суше в подготовительной части урока по плаванию для обучения
согласованию движений руками с дыханием кролем на спине использова-
лось имитационное упражнение, которое выполнялось из следующего
исходного положения (И.П.): стоя спиной к стене, правая рука вверх
(положение «12 часов»), левая рука вниз (положение «6 часов»): поочеред-
ные движение руками вверх, вниз (20 раз с открытыми глазами, 20 раз с
закрытыми глазами).
В воде в подготовительной части урока по плаванию для обучения
согласованию движений руками с дыханием кролем на спине применялось
упражнение «плавание на руках с колобашкой»: плавание с помощью дви-
жений руками со сжатой кистью в кулак (первые 25 м) и движения руками
с раскрытой кистью (вторые 25 м), 4×50 м, i – 20 с.
В воде в подготовительной части урока по плаванию для обучения
согласованию движений ногами, руками с дыханием в полной координа-
ции кролем на спине использовались следующие упражнения:
– плавание в полной координации кролем на спине со стаканчиком
на голове, 4×25 м, i – 10 с;
– плавание с партнером: партнер А выполняет движения руками
кролем на спине, партнер Б с колобашкой в ногах держит партнера Б за го-
леностопные суставы и принимает хорошо обтекаемое положение на
груди, 8×25 м в непрерывном режиме.
На уроках по плаванию с учащимися 6-х классов применялись сле-
дующие методы обучения: словесный, наглядный, практических упражне-
ний (интервальный, непрерывный, игровой и соревновательный), а также
при выполнении имитационных упражнений для обучения согласованию
движений руками с дыханием кролем на спине визуальный (с закрытыми
глазами).
На 1-м, 6-м и 7-м уроках было проведено тестирование, которое
включало:
– плавание на 25 м движения ногами кролем на груди (И.П. руки
вверх);
– плавание на 25 м движения ногами кролем на спине (И.П. руки
вдоль туловища);
– плавание на 50 м вольным стилем (в/с) (старт из воды);
– плавание на 50 м на спине (н/с) на технику плавания.
Как на начальном этапе исследования, так и на завершающем было
проведено тестирование – показатели контрольной и экспериментальной
групп представлены в табл. 1, 2.
Таблица 1
Показатели контрольной и экспериментальной групп
до и после эксперимента (мальчики)
Группа
25 м движения ногами
кролем на груди, с
Дистанция
25 м движения ногами
кролем на спине, с
50 м в/с, с
До эксперимента
КГ, n=13 36,86±4,14 40,9±3,10 57,80±5,20
ЭГ, n=9 36,39±3,61 41,2±2,80 58,30±4,70
Р >0,05 <0,05 >0,05
После эксперимента
КГ, n=13 33,95±2,05 38,20±3,80 55,50±4,10
ЭГ, n=9 33,13±2,87 37,10±3,90 53,30±4,30
Р <0,05 <0,05 <0,05
Таблица 2
Показатели контрольной и экспериментальной групп
до эксперимента и после эксперимента (девочки)
Группа
25 м движения ногами
кролем на груди, с
Дистанция
25 м движения ногами
кролем на спине, с
50 м в/с, с
До эксперимента
КГ, n=8 39,50±5,10 45,60±5,40 64,80±5,20
ЭГ, n=12 40,10±4,90 46,10±3,90 65,10±6,80
Р <0,05 >0,05 >0,05
После эксперимента
КГ, n=8 37,60±4,40 44,00±3,00 62,20±4,80
ЭГ, n=12 36,80±4,20 42,10±3,90 60,90±2,10
Р <0,05 <0,05 <0,05
Для определения оценки технической подготовленности учащихся
6-х классов была разработана шкала показателей техники плавания кролем
на спине.
Оценка «5» (отлично) – уровень высокий. Критерии оценивания:
1) пловец принимает горизонтальное положение в воде, положение
головы во время плавания относительно стабильное, голова лежит затыл-
ком на передней волне;
2) ноги в коленном суставе сгибаются немного больше чем в кроле
на груди, однако колени не показываются из воды, при этом виден «фон-
танчик» от движения ногами;
3) рука проносится по воздуху прямая и вкладывается в воду на
уровне линии плеч, мизинцем ладони книзу;
4) во время плавания плечевой пояс ритмично поворачивается
влево и вправо относительно продольной оси тела, величина крена состав-
ляет 30–35 %;.
5) дыхание при плавании кролем на спине непрерывное и ритмич-
ное, под одну руку пловец делает вдох, под другую выдох.
Оценка «4» (хорошо) – уровень выше среднего. Критерии оценива-
ния:
1) пловец принимает близкое к горизонтальному положению в воде,
положение головы во время плавания относительно стабильное, голова
лежит затылком на передней волне;
2) ноги в коленном суставе сгибаются чуть больше, чем в кроле на
груди, не виден «фонтанчик» от движения ногами;
3) рука проносится по воздуху прямая и вкладывается в воду на
уровне линии плеч, мизинцем ладони книзу;
4) во время плавания плечевой пояс ритмично поворачивается
влево и вправо относительно продольной оси тела, однако величина крена
составляет 10–15 %;
5) нет согласования движений ногами, руками и дыхания, присутст-
вует характерная пауза в движении.
Оценка «3» (удовлетворительно) – уровень средний. Критерии оце-
нивания:
1) тело пловца находится не в горизонтальном положении, а почти в
вертикальном, подбородок высоко поднят над поверхностью воды;
2) ноги в коленном суставе показываются на поверхности воды, от-
сутствует «фонтанчик» от движения ногами;
3) рука проносится по воздуху не прямая и вкладывается в воду не
на уровне линии плеч;
4) во время плавания плечевой пояс не поворачивается относи-
тельно продольной оси тела;
5) нет согласования движений ногами, руками и дыхания, присутст-
вует характерная пауза в движении.
Оценка «2» (неудовлетворительно) – уровень низкий. Критерий
оценивания: нарушение правил прохождения дистанции на спине.
Для выявления объективной оценки технической подготовленности
участников эксперимента на дистанции 50 м на спине была определена
степень согласованности экспертов с вычислением W – коэффициента
конкордации [1]. Экспертная группа состояла из трех высококвалифициро-
ванных специалистов. Мнения экспертов допустимо от 0 (полное отсутст-
вие согласованности) и до 1 (абсолютное единогласие).
Таким образом, можно считать, что мнение экспертов относительно
оценки технической подготовленности участников эксперимента вполне
согласованны, так как коэффициент конкордации составил более чем 50 %.
На завершающем этапе были определены показатели уровня техни-
ческой подготовленности учащихся на дистанции 50 м на спине в кон-
трольной и экспериментальной группах (табл. 3).
Таблица 3
Шкала показателей, определяющая уровень технической
подготовленности учащихся
Баллы
15
14–12
11–9
8 и ниже
Уровень
Высокий
Выше среднего уровень
Средний
Низкий
Результаты исследования и их обсуждение. Как показал анализ
результатов исследования, за период педагогического эксперимента у
учащихся 6-х классов как контрольной, так и экспериментальной групп,
улучшились показатели плавательной и технической подготовленности.
Однако у учащихся 6-х классов экспериментальной группы в конце педа-
гогического исследования результаты оказались выше, чем у детей кон-
трольной группы.
Так, у мальчиков в экспериментальной группе улучшились показа-
тели:
– на дистанции 25 м движениями ногами кролем на груди на 3,2 с
(в контрольной группе – на 2,9 с);
– на дистанции 25 м движениями ногами кролем на спине на 4,1 с
(в контрольной группе – на 2,7 с);
– на дистанции 50 м с вольный стиль на 5,0 с (в контрольной группе
– на 2,3 с).
У девочек в экспериментальной группе улучшились показатели:
– на дистанции 25 м движения ногами кролем на груди на 3,3 с
(в контрольной группе – на 1,9 с);
– на дистанции 25 м движения ногами кролем на спине на 4,0 с
(в контрольной группе – на 1,6 с);
– на дистанции 50 м вольным стилем на 4,2 с (в контрольной группе
– на 2,6 с).
На завершающем этапе у участников педагогического эксперимента
на основе метода экспертных оценок были определены уровни техниче-
ской подготовленности на дистанции 50 м на спине.
Анализ результатов показал, что в экспериментальных группах на
высоком уровне технической подготовленности на дистанции 50 м на
спине находились 33 % мальчиков и 33 % девочек, в контрольных группах
– 15 % мальчиков и 25 % девочек.
В экспериментальных группах на уровне выше среднего техниче-
ской подготовленности на дистанции 50 м на спине находились 45 %
мальчиков и 42 % девочек, в контрольных группах – 46 % мальчиков и
37 % девочек.
В экспериментальных группах на среднем уровне технической под-
готовленности на дистанции 50 м на спине находились 22 % мальчиков и
25 % девочек, в контрольных группах – 31 % мальчиков и 25 % девочек.
В экспериментальных группах на низком уровне технической под-
готовленности на дистанции 50 м на спине не оказалось ни мальчиков, ни
девочек, в контрольных группах на низком уровне было 8 % мальчиков и
13% девочек.
Выводы. Результаты данного исследования указывают на то, что
целенаправленное применение средств и методов обучения плаванию уча-
щихся 6-х классов кролем на спине оказывает достаточно эффективное
воздействие.
Апробированная методика обучения плаванию кролем на спине
детей среднего школьного возраста эффективна и ее можно рекомендовать
специалистам в области физической культуры и спортивного плавания.
Список литературы
1. Автоматизация расчета коэффициента конкордации и выявления
согласованности мнений экспертов / Е.М. Баранова [и др.] // Известия
Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт.
2020. Вып. 6. С. 242–246.
2. Булгакова Н.Ж. Обучение плаванию в школе. М.: Просвещение,
1974. 192 с.
3. Волков Д. Обучение технике спортивного плавания: общеразви-
вающие и специальные упражнения // Плавание. 2019. № 4 (42). С. 72–73.
4. Волков Д. Техника спортивных способов плавания: кроль на
спине // Плавание. 2017. № 4 (34). С. 72–73.
5. Ганчар И.Л. Технология обучения плаванию. М.: СпортАкадем
Пресс, 2020. 352 с.
6. Лях В.И. Физическая культура. 5–7 классы: учебник для общеоб-
разов. организаций: 8-е изд., перераб. и доп. М.: Просвещение, 2019. 274 с.
7. Методика обучения физической культуры: учебник для студ. уч-
режд. высш. образования / Ю.Д. Железняк [и др.]: 2-е изд. М.: Академия,
2014. 256 с.
8. Нечунаев И.П. Книга-тренер. М.: Эксмо, 2012. 272 с.
9. Попов О., Волков Д. Отработка положения тела при плавании на
спине // Плавание. 2012. № 2. С. 52–53.
10. Теория и методика физического воспитания: учебник для вузов
физ. культуры / под общ. ред. Л.П. Матвеева, А.Д. Новикова: изд. 2-е испр.
и доп. М.: Физкультура и спорт, 2001. 530 с.
11. Фарафонов М.С. Плавание на спине. М.: Физкультура и спорт,
1984. 48 с.
12. Федеральный закон от 04.12.2007 № 329-ФЗ (ред. от 02.07.2021)
«О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (с изм. и доп.,
вступ. в силу с 01.09.2021) [Электронный ресурс]. URL: https://base.
garant.ru/12157560/ (дата обращения: 12.12.2021).
13. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физической
культуры и спорта: учебник для студ. учрежд. высш. проф. образования:
12-е изд., испр. М.: Академия, 2014. 480 с.
14. Черноярова О.А. Плавание: учеб. пособие: 3-е изд. доп. Чебок-
сары: Изд-во ЧГПУ, 2019. 307 с.
References
1. Avtomatizaciya rascheta koefficienta konkordacii i vyyavleniya
soglasovannosti
mnenij ekspertov [Automation of the calculation of the concordance coefficient
and identifi-
cation of the consistency of expert opinions] / E.M. Baranova [et al.] //
Izvestiya Tul'skogo
gosudarstvennogo universitetata. Fizicheskaya kul'tura i sport [Bulletin of
Tula State Univer-
sity. Physical culture. Sport.]. 2020. Issue 6. P. 242–246.
2. Bulgakova N.Zh. Obuchenie plavaniyu v shkole [Swimming lessons at school].
M.: Education, 1974. 192 p.
3. Volkov D. Obuchenie tekhnike sportivnogo plavaniya: obshcherazvivayushchie i
special'nye uprazhneniya [Teaching the technique of sports swimming: general
developmental
and special exercises] // Plavanie [Swimming]. 2019. No. 4 (42). P. 72–73.
4. Volkov D. Tekhnika sportivnyh sposobov plavaniya: krol' na spine [Technique
of
sports methods of swimming: crawl on the back] // Plavanie [Swimming]. 2017.
No. 4 (34).
P. 72–73.
5. Ganchar I.L. Tekhnologiya obucheniya plavaniyu [Swimming technology]. M.:
SportAcademPress, 2020. 352 p.
6. Lyah V.I. Fizicheskaya kul'tura. 5–7 klassy [Physical education. Grades 5–7]:
a textbook for general images. organizations: 8th ed., Revised. and additional
M.: Education,
2019. 274 p.
7. Metodika obucheniya fizicheskoj kul'tury [Methods of teaching physical
culture]:
a textbook for students. inst. higher education / Yu.D. Zheleznyak [et al.]:
2nd ed. M.: Acad-
emy, 2014. 256 p.
8. Nechunaev I.P. Kniga-trener [Trainer book]. M.: Eksmo, 2012. 272 p.
9. Popov O., Volkov D. Otrabotka polozheniya tela pri plavanii na spine [Working
out the body position when swimming on the back] // Plavanie [Swimming]. 2012.
No. 2.
P. 52–53.
10. Teoriya i metodika fizicheskogo vospitaniya [Theory and methods of physical
education]: a textbook for universities in physics. culture / under total. ed.
L.P. Matveeva,
A.D. Novikov: ed. 2nd rev. and additional M.: Fizkultura i sport, 2001. 530 p.
48 p.
11. Farafonov M.S. Plavanie na spine [Backstroke]. M.: Fizkultura i sport,
1984.
12. Federal'nyj zakon ot 04.12.2007 № 329-FZ (red. ot 02.07.2021) «O
fizicheskoj
kul'ture i sporte v Rossijskoj Federacii» (s izm. i dop., vstup. v silu s
01.09.2021) [Federal
Law No. 329-FZ of December 4, 2007 (as amended on July 2, 2021) “On Physical
Culture
and Sports in the Russian Federation” (as amended and supplemented, entered
into force on
September 1, 2021)] [Electronic resource]. URL:
https://base.garant.ru/12157560/ (date of ac-
cess: 12.12.2021).
13. Holodov Zh.K., Kuznecov V.S. Teoriya i metodika fizicheskoj kul'tury i
sporta
[Theory and methodology of physical culture and sports]: a textbook for
students. inst. higher
prof. education: 12th ed., corrected. M.: Academy, 2014. 480 p.
14. Chernoyarova O.A. Plavanie [Swimming]: textbook. allowance: 3rd ed. add.
Cheboksary: Publishing House of ChGPU, 2019. 307 p.