Научная статья на тему 'МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПЛАВАНИЮ БРАССОМ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПЛАВАНИЮ БРАССОМ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1556
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
плавание / дети среднего школьного возраста / обучение плаванию в школе / техника плавания брассом / методика / комплексы упражнений / swimming / children of middle school age / learning to swim at school / breaststroke swimming technique / methodology / sets of exercises

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Черноярова Ольга Алексеевна

Разработана и экспериментально обоснована методика обучения плаванию брассом детей среднего школьного возраста. Предложен комплекс подготовительных упражнений в воде для обучения и совершенствования техники плавания. Проанализированы результаты педагогического эксперимента и установлено, что в экспериментальной группе положительные изменения уровня плавательной подготовленности выше, чем в контрольной.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEACHING METHOD OF BRASS SWIMMING FOR MIDDLE-SCHOOL CHILDREN

A methodology for teaching breaststroke swimming to children of middle school age has been developed and experimentally substantiated. A set of preparatory exercises in the water for teaching and improving swimming technique is proposed. The results of the pedagogical experiment were analyzed and it was found that in the experimental group positive changes in the level of swimming readiness are higher than in the control group.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПЛАВАНИЮ БРАССОМ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

УДК 796.012.412.7 DOI: 10.24412/2305-8404-2023-1-47-54

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПЛАВАНИЮ БРАССОМ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

О.А. Черноярова

Разработана и экспериментально обоснована методика обучения плаванию брассом детей среднего школьного возраста. Предложен комплекс подготовительных упражнений в воде для обучения и совершенствования техники плавания. Проанализированы результаты педагогического эксперимента и установлено, что в экспериментальной группе положительные изменения уровня плавательной подготовленности выше, чем в контрольной.

Ключевые слова: плавание, дети среднего школьного возраста, обучение плаванию в школе, техника плавания брассом, методика, комплексы упражнений.

TEACHING METHOD OF BRASS Черноярова Ольга Алексеевна, канд. пед.

SWIMMING FOR MIDDLE-SCHOOL наук, проф., [email protected], Россия, Чебоксары, CHILDREN Чувашский государственный педагогический университет

им. И.Я. Яковлева

Chernoyarova О.А., candidate of pedagogical sciences, fr, chernoyar°vaOA Содержание физического вос-

@mail.ru, Russia, Cheboksary, Chuvash ^ ^

I. Yakovleva State Pedagogical University питания в общеобразовательной школе

регламентировано документами Мини-

A methodology for teaching breaststroke

swimming to children of middle school age стерства просвеЩения Р°ссийск°й Феде-has been developed and experimentally subs- рации и отражается в комплексной про-

tantiated. A setof ^paratory exercises in the грамме физического воспитания уча-water for teaching and improving swimming

technique is proposed. The results of the pe- щихся 1-11-Х классов [12]. Согласно

dag°gical experiment were analyzed and it данной программе на уроках физической

was found that in the experimental group positive changes in the level of swimming readi- культуры в 5-9-х Классах решаются ос-ness are higher than in the control group. новные задачи, которые стоят перед

школьной системой физического воспи-

Key words: swimming, children of middle ^

school age, learning to swim at school, тания. Помимо этого, особенностью уро-breaststroke swimming technique, methodol- ков физической культуры является уг-

ogy, sets of exercises.

лубленное обучение базовым двигательным действиям, включая технику основных видов спорта таких, как легкая атлетика, гимнастика, спортивные игры, элементы единоборств, лыжная подготовка и плавание.

На уроках по плаванию у детей и подростков формируется жизненно важный навык, повышается уровень физической подготовленности и вырабатывается защитная реакция организма к простудным заболеваниям.

Согласно программному материалу по плаванию в 7-х классах продолжается совершенствование техники кроля на груди и кроля на спине, а также приступают к изучению техники плавания способом брасс.

Стоит отметить, что проблеме обучения и совершенствования техники спортивных способов плавания посвящено значительное количество

исследований (В.Б. Авдиенко [1, 2], В.А. Аикина [3], А.В. Аришина [5], А.В. Кондыкова [9], Б. Люсеро [11], И.П. Нечунаева [13] и др.). Существенный вклад в решение проблемы обучения плаванию внесли Н.Ж. Бул -гакова, С.Н. Морозов, О.И. Попов [7].

Проблема обучения плаванию кролем на спине детей среднего воз -раста стала предметом исследования О.А. Чернояровой [15].

Теоретические исследования и практика в школе показывают, что по технике плавания способ «брасс» является самым трудным, а обучение движению ногами, руками в согласовании с дыханием и плавание в полной координации для большинства детей и подростков - весьма «тяжелыми».

В настоящее время рядом авторов рассмотрены различные аспекты совершенствования техники плавания брассом [4, 8, 10, 14]. Вместе с тем вопросы, связанные с методикой обучения плаванию брассом в школе, остаются актуальными.

Цель исследования: разработать и экспериментально обосновать методику обучения плаванию брассом детей среднего школьного возраста.

Задачи исследования:

- изучить различные методики обучения и совершенствования техники плавания брассом;

- разработать и апробировать средства и методы обучения технике плавания брассом.

Методика и организация исследования. Для решения задач были использованы следующие методы исследования: анализ научно-методической литературы, педагогическое наблюдение, педагогический экспери-мент, контрольные испытания (тестирование), методы математической статистики.

Базой исследования стала МАОУ «Гимназия № 5» г. Чебоксары, Чувашской Республики. На начальном этапе педагогического экспери -мента были сформированы две группы: контрольная (КГ) - 15 мальчиков и экспериментальная (ЭГ) - 16 мальчиков. Педагогический эксперимент проводился в IV четверти учебного года.

КГ занималась в рамках программного материала по плаванию для 7-х классов [6]. На уроках по плаванию использовались имитационные упражнения на суше и подготовительные упражнения в воде. В конце заключительной части урока проводились подвижные игры: «Салки с мячом», «Мяч тренеру».

Уроки по плаванию в ЭГ также проводились в рамках программного материала [6], однако в подготовительную часть урока была включена авторская методика обучения плаванию брассом.

Результаты исследования и их обсуждение. Для решения двигательной задачи «Обучение движениям ногами брассом», на «суше» были включены имитационные упражнения из и.п. сед, сед углом (на скамейке), движения ногами брассом.

В воде выполнялись следующие подготовительные упражнения:

- с опорой у бортика;

- без опоры в вертикальном положении, руки вдоль туловища (пятки касаются ладоней);

- плавание на 200 м на скольжение: движения ногами брассом в согласовании с дыханием на груди, руки вверх (как можно меньшее количе -ство циклов на каждые 25 м);

- плавание на 200 м на скольжение: движения ногами брассом в согласовании с дыханием на груди, руки вдоль туловища (как можно меньшее количество циклов на каждые 25 м).

- плавание на 200 м на скольжение: движения ногами брассом в согласовании с дыханием на спине, руки вдоль туловища (пятки касаются ладоней).

Для решения двигательной задачи «Обучение согласованию движений руками с дыханием брассом», на «суше» выполнялись имитационные упражнения из и.п. стоя лицом к стене, в полунаклоне, ладони касались стены, голова лицом вниз (подбородок прижат к груди) акцент на дыхание (то есть вдох в конце гребка), а также движения руками брассом, с паузой в и.п., в целом, по фазам.

В воде выполнялись следующие подготовительные упражнения:

- с опорой на дно в парах стоя на месте в согласовании движений руками с дыханием;

- с опорой на дно в парах в движении 8*12,5 м с приставным шагом вперед в согласовании движений руками с дыханием;

- плавание 4*100 м на руках с колобашкой: первые 100 м - со сжатой кистью в кулак («на кулаках»), вторые 100 м - движения руками с раскрытой кистью с паузой в и.п.;

- плавание 4*100 м: движения руками брассом, а ногами - кролем на груди, так называемое упражнение «Связка».

Для решения двигательной задачи «Обучения согласования движений ногами, руками с дыханием, плавание в полной координации брас -сом», на «суше» имитационные упражнения выполнялись следующим образом:

- и.п. стойка ноги врозь стопы в сторону, руки вверх-стороны, наклон головы вперед (подбородок прижат к груди), дыхание - вдох в конце гребка, прыжок вверх;

- и.п. стойка, полунаклон, руки вверх, голова лицом вниз, с приставным шагом вперед, движения руками в согласовании с движением правой (левой) ногой брассом («носок на себя») с характерной фазой скольжения, дыхание - вдох в конце гребка.

В воде выполнялись следующие подготовительные упражнения:

- плавание на 600 м по элементам техники и в полной координации брассом (200 м - движения ногами, 200 м - движения на руках с колобашкой, 200 м - в полной координации с мячиком (под подбородком);

- плавание в парах 8*25 м: первый выполнял движения руками брассом с колобашкой в ногах, второй - держал первого за голеностопные суставы и принимал хорошо обтекаемое положение на груди.

Для решения двигательной задачи «Совершенствование техники плавания брассом», в воде выполнялись следующие подготовительные упражнения:

- плавание на 600 м (200 м - движения ногами, 200 м - движения на руках с колобашкой, 200 м - в полной координации с мячиком (под подбородком);

- плавание на 1000 м брассом на скольжение;

- плавание в парах 8*25 м: первый выполнял движения руками брассом, второй - держал первого за голеностопные суставы и выполнял движения ногами брассом.

В конце заключительной части уроков № 1, 2, 7 были проведены контрольные испытания:

- плавание на дистанцию 25 м движениями ног брассом (и.п. руки вверх) с учетом времени;

- плавание на дистанцию 50 м брассом с учетом времени (старт из

воды).

В ходе опытно-экспериментальной работы использовались следующие методы обучения плаванию: словесный, наглядный, практических упражнений с акцентом на методы развития двигательных качеств (упражнения выполнялись в интервальном и непрерывном режимах). Также на уроках плавания с детьми среднего школьного возраста применялись сле -дующие методы ведения урока: фронтальный, групповой, индивидуальный и поточный и формы организации обучения плаванию: групповая и коллективная.

Комплекс подготовительных упражнений в воде для обучения и совершенствования техники плавания брассом, используемый в педагогиче -ском эксперименте, представлен в табл. 1.

Таблица 1

Комплекс подготовительных упражнений в воде для обучения и совершенствования техники плавания брассом в ЭГ

Описание упражнений Рисунок

Без опоры в вертикальном положении, движения ногами брасс ±

Плавание на 200 м на груди: движения ногами брасс, руки вверх на скольжение (как можно меньшее количество циклов на каждые 25 м). Метод развития двигательных качеств, непрерывный режим

Окончание табл. 1

Описание упражнений

Рисунок

Плавание на 200 м на груди: движения ногами брасс, руки вдоль туловища на скольжение (пятки касаются ладоней). Метод развития двигательных качеств, непрерывный режим

Плавание на 200 м на спине: движения ногами брасс, руки вдоль туловища на скольжение (то же самое). Метод развития двигательных качеств, непрерывный режим

С опорой на дно в парах: стоя на месте в согласовании движений руками с дыханием.

С опорой на дно в парах: в движении 8*12,5 м с приставным шагом вперед в согласовании движений руками с дыханием. Метод развития двигательных качеств, непрерывный режим. Подвижная игра «Салки с мячом»_

Плавание 4*100 м на руках с колобашкой (первые 100 м -с сжатой кистью в кулак («на кулаках»), вторые 100 м -с движениями руками с раскрытой кистью и с паузой в и.п.) Метод развития двигательных качеств, интервальный режим

Плавание 4*100 м «Связка»: движения руками брассом и ногами кролем на груди. Метод развития двигательных качеств, интервальный режим_

Плавание на 600 м по элементам техники и в полной координации брассом.

Плавание на 200 м движениями ног.

Плавание на 200 м движениями на руках с колобашкой.

Плавание на 200 м в полной координации с мячиком (под подбородком).

Метод развития двигательных качеств, непрерывный режим

Плавание в парах 8*25 м: первый выполняет движения руками брассом с колобашкой, второй - принимает хорошо обтекаемое положение на груди. Метод развития двигательных качеств, интервальный режим_

Плавание на 1000 м брассом на скольжение. Метод развития двигательных качеств, непрерывный режим. Подвижная игра «Мяч тренеру»_

Плавание в парах 8*25 м: первый выполняет движения руками брассом с колобашкой в ногах, второй - движения ногами брассом. Метод развития двигательных качеств, интервальный режим_

Как на начальном, так и на завершающем этапе было проведено тестирование, показатели в КГ и ЭГ представлены в табл. 2 и 3.

Таблица 2

Показатели в КГ и ЭГ до эксперимента

Группа Дистанция плавания

25 м движениями ног брассом, с 50 м брассом, с

КГ, n=15 39,66±4,34 59,80±5,20

ЭГ, n=16 39,39±3,61 59,30±4,70

Р >0,05 >0,05

Таблица 3

Показатели в КГ и ЭГ после эксперимента

Группа Дистанция плавания

25 м движениями ног брассом, с 50 м брассом, с

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

КГ, n=15 36,61±4,40 57,70±5,30

ЭГ, n=16 35,29±3,71 56,10±4,90

Р <0,05 <0,05

Анализ результатов исследования показал, что в ходе педагогиче -ского эксперимента как у детей контрольной, так и экспериментальной групп произошли положительные изменения показателей уровня плавательной подготовленности. Однако результаты у детей ЭГ значительно улучшились: в плавании на дистанцию 25 м движениями ног брассом - на 4,1 с (в КГ - на 3,0 с), в плавании на дистанцию 50 м с брассом - на 3,2 с (в КГ - на 2,1 с).

Заключение. Результаты педагогического эксперимента свидетельствовали об эффективности авторской методики обучения плаванию брассом детей среднего школьного возраста. Так, у детей ЭГ прирост скорости плавания на дистанцию 25 м движениями ног брассом составил 10,41 %, на дистанцию 50 м брассом - 5,40 %, у детей КГ - 7,56 и 3,51 % соответственно.

Данное исследование не исчерпывает всей проблемы обучения пла -ванию в школе, в частности, остаются актуальными вопросы обучения плаванию баттерфляем детей старшего школьного возраста.

Список литературы

1. Авдиенко В.Б. Методологические основы подготовки пловцов // Физическое воспитание и спортивная тренировка. 2019. № 1 (27). С. 73-83.

2. Авдиенко В.Б., Солопов И.Н. Искусство тренировки пловца. М.: ИТРК, 2019. 320 с.

3. Аикин В.А. Чувство развиваемых усилий пловцов 10-15 лет в различных способах плавания // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2018. № 10 (164). С. 11-15.

4. Анушкевич Н.В. Исследование техники гребковых движений у пловцов 13-14 лет при плавании брассом в лопатках // Научно-методические аспекты подготовки спортсменов: сб. материалов Межрегионал. науч.-практ. конф. Омск: Изд-во СГУФКиС. 2019. С. 8-13.

5. Аришин А.В., Погребной А.И. Интеграция физической и технической подготовки пловцов 12-13 лет в годичном тренировочном цикле // Теория и практика физической культуры. 2021. № 12. С. 42-44.

6. Булгакова Н.Ж. Обучение плаванию в школе. М.: Просвещение, 1974. 288 с.

7. Булгакова Н.Ж., Морозов С.Н., Попов О.И. Плавание. М.: НИЦ Инфра-М, 2019. 290 с.

8. Гусев А.В., Кондаков В.Л., Самус А.В. Коррекция техники брас -сом на основе оптимизации кинематических характеристик движений ногами // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2019. № 10 (176). С. 121-124.

9. Кондыков А.В. Синхронизированная техническая и физическая подготовка юных пловцов на этапе начальной спортивной специализации: авфореф. дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2022. 28 с.

10. Кононова О.В., Исупова Е.В. Основы техники и методики обучения плаванию способом брасс: учеб.-метод. пособие. Ижевск: Изд-во «Удмуртский ун-т», 2017. 50 с.

11. Люсеро Б. Плавание: 100 лучших упражнений. М.: Эксмо, 2011.

280 с.

12. Лях В.И., Зданевич А.А. Программа физического воспитания учащихся 1-11 классов. М.: Просвещение, 2004. 56 с.

13. Нечунаев, И.П. Плавание. Книга-тренер. М.: Эксмо, 2012. 272 с.

14. Портяной И.И., Иванова Е.В., Аришин А.В. К вопросу об обучении способу брасс детей 9-10 лет: сб. тезисов докладов XLIV науч. конф. студентов и молодых ученых ЮФО. Краснодар: Изд-во КГУФКСиТ, 2017. Ч.2. С. 15-16.

15. Черноярова О.А. Методика обучения плаванию кролем на спине детей среднего школьного возраста // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2022. Вып. 2. С. 43-52.

References

1. Avdienko V.B. Metodologicheskie osnovy podgotovki plovcov [Methodological bases of training swimmers] // Fizicheskoe vospitanie i sportivnaya trenirovka [Physical education and sports training]. 2019. No. 1 (27). P. 73-83.

2. Avdienko V.B., Solopov I.N. Iskusstvo trenirovki plovca [The art of swimmer training]. M.: ITRK, 2019. 320 p.

3. Aikin V.A. Chuvstvo razvivaemyh usilij plovcov 10-15 let v razlichnyh sposobah plavaniya [Feeling of the developed efforts of swimmers 10-15 years old in various ways of swimming] // Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta [Scientific notes of the University named after P.F. Lesgaft]. 2018. No. 10 (164). P. 11-15.

4. Anushkevich N.V. Issledovanie tekhniki grebkovyh dvizhenij u plovcov 13-14 let pri plavanii brassom v lopatkah [Investigation of the technique of rowing movements in swimmers aged 13-14 years when swimming breaststroke in the shoulder blades] // Scientific and methodological aspects of training athletes: sat. materials Interregional. scientific-practical. conf. Omsk: Publishing House of SGUFKiS. 2019. P. 8-13.

5. Arishin A.V., Pogrebnoj A.I. Integraciya fizicheskoj i tekhnicheskoj podgotovki plovcov 12-13 let v godichnom trenirovochnom cikle [Integration of physical and technical training of swimmers aged 12-13 years in a one-year training cycle] // Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury [Theory and practice of physical culture]. 2021. No. 12. P. 42-44.

6. Bulgakova N.Zh. Obuchenie plavaniyu v shkole [Swimming lessons at school]. M.: Education, 1974. 288 p.

7. Bulgakova N.Zh., Morozov S.N., Popov O.I. Plavanie [Swimming]. M.: NITs In-fra-M, 2019. 290 p.

8. Gusev A.V., Kondakov V.L., Samus A.V. Korrekciya tekhniki brassom na osnove optimizacii kinematicheskih harakteristik dvizhenij nogami [Correction of the breaststroke technique based on the optimization of the kinematic characteristics of leg movements] // Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta [Scientific notes of the University named after P.F. Lesgaft]. 2019. No. 10 (176). P. 121-124.

9. Kondykov A.V. Sinhronizirovannaya tekhnicheskaya i fizicheskaya podgotovka yunyh plovcov na etape nachal'noj sportivnoj specializacii [Synchronized technical and physical training of young swimmers at the stage of initial sports specialization]: avforef. dis. ... cand. ped. sciences. St. Petersburg, 2022. 28 p.

10. Kononova O.V., Isupova E.V. Osnovy tekhniki i metodiki obucheniya plavaniyu sposobom brass [Fundamentals of technology and methods of teaching swimming in the breaststroke way]: textbook.-method. allowance. Izhevsk: Publishing House "Udmurt University", 2017. 50 p.

11. Lyusero B. Plavanie: 100 luchshih uprazhnenij [Swimming: 100 best exercises]. M.: Eksmo, 2011. 280 p.

12. Lyah V.I., Zdanevich A.A. Programma fizicheskogo vospitaniya uchashchihsya 1-11 klassov [The program of physical education of students in grades 1-11]. M.: Education, 2004. 56 p.

13. Nechunaev, I.P. Plavanie. Kniga-trener [Swimming. Trainer book]. M.: Eksmo, 2012. 272 p.

14. Portyanoj I.I., Ivanova E.V., Arishin A.V. K voprosu ob obuchenii sposobu brass detej 9-10 let [On the issue of teaching the method of breaststroke to children 9-10 years old]: sat. abstracts of reports XLIV scientific. conf. students and young scientists of the Southern Federal District. Krasnodar: Publishing House of KGUFKSiT, 2017. P. 2. P. 15-16.

15. Chernoyarova O.A. Metodika obucheniya plavaniyu krolem na spine detej sred-nego shkol'nogo vozrasta [Methods of teaching crawl swimming on the back of children of middle school age] // Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Fizicheskaya kul'tura. Sport [Bulletin of Tula State University. Physical culture. Sport]. 2022. Iss. 2. P. 4352.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.