УДК 796.012.412.7 DOI: 10.24412/2305-8404-2023-1-47-54
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПЛАВАНИЮ БРАССОМ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
О.А. Черноярова
Разработана и экспериментально обоснована методика обучения плаванию брассом детей среднего школьного возраста. Предложен комплекс подготовительных упражнений в воде для обучения и совершенствования техники плавания. Проанализированы результаты педагогического эксперимента и установлено, что в экспериментальной группе положительные изменения уровня плавательной подготовленности выше, чем в контрольной.
Ключевые слова: плавание, дети среднего школьного возраста, обучение плаванию в школе, техника плавания брассом, методика, комплексы упражнений.
TEACHING METHOD OF BRASS Черноярова Ольга Алексеевна, канд. пед.
SWIMMING FOR MIDDLE-SCHOOL наук, проф., [email protected], Россия, Чебоксары, CHILDREN Чувашский государственный педагогический университет
им. И.Я. Яковлева
Chernoyarova О.А., candidate of pedagogical sciences, fr, chernoyar°vaOA Содержание физического вос-
@mail.ru, Russia, Cheboksary, Chuvash ^ ^
I. Yakovleva State Pedagogical University питания в общеобразовательной школе
регламентировано документами Мини-
A methodology for teaching breaststroke
swimming to children of middle school age стерства просвеЩения Р°ссийск°й Феде-has been developed and experimentally subs- рации и отражается в комплексной про-
tantiated. A setof ^paratory exercises in the грамме физического воспитания уча-water for teaching and improving swimming
technique is proposed. The results of the pe- щихся 1-11-Х классов [12]. Согласно
dag°gical experiment were analyzed and it данной программе на уроках физической
was found that in the experimental group positive changes in the level of swimming readi- культуры в 5-9-х Классах решаются ос-ness are higher than in the control group. новные задачи, которые стоят перед
школьной системой физического воспи-
Key words: swimming, children of middle ^
school age, learning to swim at school, тания. Помимо этого, особенностью уро-breaststroke swimming technique, methodol- ков физической культуры является уг-
ogy, sets of exercises.
лубленное обучение базовым двигательным действиям, включая технику основных видов спорта таких, как легкая атлетика, гимнастика, спортивные игры, элементы единоборств, лыжная подготовка и плавание.
На уроках по плаванию у детей и подростков формируется жизненно важный навык, повышается уровень физической подготовленности и вырабатывается защитная реакция организма к простудным заболеваниям.
Согласно программному материалу по плаванию в 7-х классах продолжается совершенствование техники кроля на груди и кроля на спине, а также приступают к изучению техники плавания способом брасс.
Стоит отметить, что проблеме обучения и совершенствования техники спортивных способов плавания посвящено значительное количество
исследований (В.Б. Авдиенко [1, 2], В.А. Аикина [3], А.В. Аришина [5], А.В. Кондыкова [9], Б. Люсеро [11], И.П. Нечунаева [13] и др.). Существенный вклад в решение проблемы обучения плаванию внесли Н.Ж. Бул -гакова, С.Н. Морозов, О.И. Попов [7].
Проблема обучения плаванию кролем на спине детей среднего воз -раста стала предметом исследования О.А. Чернояровой [15].
Теоретические исследования и практика в школе показывают, что по технике плавания способ «брасс» является самым трудным, а обучение движению ногами, руками в согласовании с дыханием и плавание в полной координации для большинства детей и подростков - весьма «тяжелыми».
В настоящее время рядом авторов рассмотрены различные аспекты совершенствования техники плавания брассом [4, 8, 10, 14]. Вместе с тем вопросы, связанные с методикой обучения плаванию брассом в школе, остаются актуальными.
Цель исследования: разработать и экспериментально обосновать методику обучения плаванию брассом детей среднего школьного возраста.
Задачи исследования:
- изучить различные методики обучения и совершенствования техники плавания брассом;
- разработать и апробировать средства и методы обучения технике плавания брассом.
Методика и организация исследования. Для решения задач были использованы следующие методы исследования: анализ научно-методической литературы, педагогическое наблюдение, педагогический экспери-мент, контрольные испытания (тестирование), методы математической статистики.
Базой исследования стала МАОУ «Гимназия № 5» г. Чебоксары, Чувашской Республики. На начальном этапе педагогического экспери -мента были сформированы две группы: контрольная (КГ) - 15 мальчиков и экспериментальная (ЭГ) - 16 мальчиков. Педагогический эксперимент проводился в IV четверти учебного года.
КГ занималась в рамках программного материала по плаванию для 7-х классов [6]. На уроках по плаванию использовались имитационные упражнения на суше и подготовительные упражнения в воде. В конце заключительной части урока проводились подвижные игры: «Салки с мячом», «Мяч тренеру».
Уроки по плаванию в ЭГ также проводились в рамках программного материала [6], однако в подготовительную часть урока была включена авторская методика обучения плаванию брассом.
Результаты исследования и их обсуждение. Для решения двигательной задачи «Обучение движениям ногами брассом», на «суше» были включены имитационные упражнения из и.п. сед, сед углом (на скамейке), движения ногами брассом.
В воде выполнялись следующие подготовительные упражнения:
- с опорой у бортика;
- без опоры в вертикальном положении, руки вдоль туловища (пятки касаются ладоней);
- плавание на 200 м на скольжение: движения ногами брассом в согласовании с дыханием на груди, руки вверх (как можно меньшее количе -ство циклов на каждые 25 м);
- плавание на 200 м на скольжение: движения ногами брассом в согласовании с дыханием на груди, руки вдоль туловища (как можно меньшее количество циклов на каждые 25 м).
- плавание на 200 м на скольжение: движения ногами брассом в согласовании с дыханием на спине, руки вдоль туловища (пятки касаются ладоней).
Для решения двигательной задачи «Обучение согласованию движений руками с дыханием брассом», на «суше» выполнялись имитационные упражнения из и.п. стоя лицом к стене, в полунаклоне, ладони касались стены, голова лицом вниз (подбородок прижат к груди) акцент на дыхание (то есть вдох в конце гребка), а также движения руками брассом, с паузой в и.п., в целом, по фазам.
В воде выполнялись следующие подготовительные упражнения:
- с опорой на дно в парах стоя на месте в согласовании движений руками с дыханием;
- с опорой на дно в парах в движении 8*12,5 м с приставным шагом вперед в согласовании движений руками с дыханием;
- плавание 4*100 м на руках с колобашкой: первые 100 м - со сжатой кистью в кулак («на кулаках»), вторые 100 м - движения руками с раскрытой кистью с паузой в и.п.;
- плавание 4*100 м: движения руками брассом, а ногами - кролем на груди, так называемое упражнение «Связка».
Для решения двигательной задачи «Обучения согласования движений ногами, руками с дыханием, плавание в полной координации брас -сом», на «суше» имитационные упражнения выполнялись следующим образом:
- и.п. стойка ноги врозь стопы в сторону, руки вверх-стороны, наклон головы вперед (подбородок прижат к груди), дыхание - вдох в конце гребка, прыжок вверх;
- и.п. стойка, полунаклон, руки вверх, голова лицом вниз, с приставным шагом вперед, движения руками в согласовании с движением правой (левой) ногой брассом («носок на себя») с характерной фазой скольжения, дыхание - вдох в конце гребка.
В воде выполнялись следующие подготовительные упражнения:
- плавание на 600 м по элементам техники и в полной координации брассом (200 м - движения ногами, 200 м - движения на руках с колобашкой, 200 м - в полной координации с мячиком (под подбородком);
- плавание в парах 8*25 м: первый выполнял движения руками брассом с колобашкой в ногах, второй - держал первого за голеностопные суставы и принимал хорошо обтекаемое положение на груди.
Для решения двигательной задачи «Совершенствование техники плавания брассом», в воде выполнялись следующие подготовительные упражнения:
- плавание на 600 м (200 м - движения ногами, 200 м - движения на руках с колобашкой, 200 м - в полной координации с мячиком (под подбородком);
- плавание на 1000 м брассом на скольжение;
- плавание в парах 8*25 м: первый выполнял движения руками брассом, второй - держал первого за голеностопные суставы и выполнял движения ногами брассом.
В конце заключительной части уроков № 1, 2, 7 были проведены контрольные испытания:
- плавание на дистанцию 25 м движениями ног брассом (и.п. руки вверх) с учетом времени;
- плавание на дистанцию 50 м брассом с учетом времени (старт из
воды).
В ходе опытно-экспериментальной работы использовались следующие методы обучения плаванию: словесный, наглядный, практических упражнений с акцентом на методы развития двигательных качеств (упражнения выполнялись в интервальном и непрерывном режимах). Также на уроках плавания с детьми среднего школьного возраста применялись сле -дующие методы ведения урока: фронтальный, групповой, индивидуальный и поточный и формы организации обучения плаванию: групповая и коллективная.
Комплекс подготовительных упражнений в воде для обучения и совершенствования техники плавания брассом, используемый в педагогиче -ском эксперименте, представлен в табл. 1.
Таблица 1
Комплекс подготовительных упражнений в воде для обучения и совершенствования техники плавания брассом в ЭГ
Описание упражнений Рисунок
Без опоры в вертикальном положении, движения ногами брасс ±
Плавание на 200 м на груди: движения ногами брасс, руки вверх на скольжение (как можно меньшее количество циклов на каждые 25 м). Метод развития двигательных качеств, непрерывный режим
Окончание табл. 1
Описание упражнений
Рисунок
Плавание на 200 м на груди: движения ногами брасс, руки вдоль туловища на скольжение (пятки касаются ладоней). Метод развития двигательных качеств, непрерывный режим
Плавание на 200 м на спине: движения ногами брасс, руки вдоль туловища на скольжение (то же самое). Метод развития двигательных качеств, непрерывный режим
С опорой на дно в парах: стоя на месте в согласовании движений руками с дыханием.
С опорой на дно в парах: в движении 8*12,5 м с приставным шагом вперед в согласовании движений руками с дыханием. Метод развития двигательных качеств, непрерывный режим. Подвижная игра «Салки с мячом»_
Плавание 4*100 м на руках с колобашкой (первые 100 м -с сжатой кистью в кулак («на кулаках»), вторые 100 м -с движениями руками с раскрытой кистью и с паузой в и.п.) Метод развития двигательных качеств, интервальный режим
Плавание 4*100 м «Связка»: движения руками брассом и ногами кролем на груди. Метод развития двигательных качеств, интервальный режим_
Плавание на 600 м по элементам техники и в полной координации брассом.
Плавание на 200 м движениями ног.
Плавание на 200 м движениями на руках с колобашкой.
Плавание на 200 м в полной координации с мячиком (под подбородком).
Метод развития двигательных качеств, непрерывный режим
Плавание в парах 8*25 м: первый выполняет движения руками брассом с колобашкой, второй - принимает хорошо обтекаемое положение на груди. Метод развития двигательных качеств, интервальный режим_
Плавание на 1000 м брассом на скольжение. Метод развития двигательных качеств, непрерывный режим. Подвижная игра «Мяч тренеру»_
Плавание в парах 8*25 м: первый выполняет движения руками брассом с колобашкой в ногах, второй - движения ногами брассом. Метод развития двигательных качеств, интервальный режим_
Как на начальном, так и на завершающем этапе было проведено тестирование, показатели в КГ и ЭГ представлены в табл. 2 и 3.
Таблица 2
Показатели в КГ и ЭГ до эксперимента
Группа Дистанция плавания
25 м движениями ног брассом, с 50 м брассом, с
КГ, n=15 39,66±4,34 59,80±5,20
ЭГ, n=16 39,39±3,61 59,30±4,70
Р >0,05 >0,05
Таблица 3
Показатели в КГ и ЭГ после эксперимента
Группа Дистанция плавания
25 м движениями ног брассом, с 50 м брассом, с
КГ, n=15 36,61±4,40 57,70±5,30
ЭГ, n=16 35,29±3,71 56,10±4,90
Р <0,05 <0,05
Анализ результатов исследования показал, что в ходе педагогиче -ского эксперимента как у детей контрольной, так и экспериментальной групп произошли положительные изменения показателей уровня плавательной подготовленности. Однако результаты у детей ЭГ значительно улучшились: в плавании на дистанцию 25 м движениями ног брассом - на 4,1 с (в КГ - на 3,0 с), в плавании на дистанцию 50 м с брассом - на 3,2 с (в КГ - на 2,1 с).
Заключение. Результаты педагогического эксперимента свидетельствовали об эффективности авторской методики обучения плаванию брассом детей среднего школьного возраста. Так, у детей ЭГ прирост скорости плавания на дистанцию 25 м движениями ног брассом составил 10,41 %, на дистанцию 50 м брассом - 5,40 %, у детей КГ - 7,56 и 3,51 % соответственно.
Данное исследование не исчерпывает всей проблемы обучения пла -ванию в школе, в частности, остаются актуальными вопросы обучения плаванию баттерфляем детей старшего школьного возраста.
Список литературы
1. Авдиенко В.Б. Методологические основы подготовки пловцов // Физическое воспитание и спортивная тренировка. 2019. № 1 (27). С. 73-83.
2. Авдиенко В.Б., Солопов И.Н. Искусство тренировки пловца. М.: ИТРК, 2019. 320 с.
3. Аикин В.А. Чувство развиваемых усилий пловцов 10-15 лет в различных способах плавания // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2018. № 10 (164). С. 11-15.
4. Анушкевич Н.В. Исследование техники гребковых движений у пловцов 13-14 лет при плавании брассом в лопатках // Научно-методические аспекты подготовки спортсменов: сб. материалов Межрегионал. науч.-практ. конф. Омск: Изд-во СГУФКиС. 2019. С. 8-13.
5. Аришин А.В., Погребной А.И. Интеграция физической и технической подготовки пловцов 12-13 лет в годичном тренировочном цикле // Теория и практика физической культуры. 2021. № 12. С. 42-44.
6. Булгакова Н.Ж. Обучение плаванию в школе. М.: Просвещение, 1974. 288 с.
7. Булгакова Н.Ж., Морозов С.Н., Попов О.И. Плавание. М.: НИЦ Инфра-М, 2019. 290 с.
8. Гусев А.В., Кондаков В.Л., Самус А.В. Коррекция техники брас -сом на основе оптимизации кинематических характеристик движений ногами // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2019. № 10 (176). С. 121-124.
9. Кондыков А.В. Синхронизированная техническая и физическая подготовка юных пловцов на этапе начальной спортивной специализации: авфореф. дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2022. 28 с.
10. Кононова О.В., Исупова Е.В. Основы техники и методики обучения плаванию способом брасс: учеб.-метод. пособие. Ижевск: Изд-во «Удмуртский ун-т», 2017. 50 с.
11. Люсеро Б. Плавание: 100 лучших упражнений. М.: Эксмо, 2011.
280 с.
12. Лях В.И., Зданевич А.А. Программа физического воспитания учащихся 1-11 классов. М.: Просвещение, 2004. 56 с.
13. Нечунаев, И.П. Плавание. Книга-тренер. М.: Эксмо, 2012. 272 с.
14. Портяной И.И., Иванова Е.В., Аришин А.В. К вопросу об обучении способу брасс детей 9-10 лет: сб. тезисов докладов XLIV науч. конф. студентов и молодых ученых ЮФО. Краснодар: Изд-во КГУФКСиТ, 2017. Ч.2. С. 15-16.
15. Черноярова О.А. Методика обучения плаванию кролем на спине детей среднего школьного возраста // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2022. Вып. 2. С. 43-52.
References
1. Avdienko V.B. Metodologicheskie osnovy podgotovki plovcov [Methodological bases of training swimmers] // Fizicheskoe vospitanie i sportivnaya trenirovka [Physical education and sports training]. 2019. No. 1 (27). P. 73-83.
2. Avdienko V.B., Solopov I.N. Iskusstvo trenirovki plovca [The art of swimmer training]. M.: ITRK, 2019. 320 p.
3. Aikin V.A. Chuvstvo razvivaemyh usilij plovcov 10-15 let v razlichnyh sposobah plavaniya [Feeling of the developed efforts of swimmers 10-15 years old in various ways of swimming] // Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta [Scientific notes of the University named after P.F. Lesgaft]. 2018. No. 10 (164). P. 11-15.
4. Anushkevich N.V. Issledovanie tekhniki grebkovyh dvizhenij u plovcov 13-14 let pri plavanii brassom v lopatkah [Investigation of the technique of rowing movements in swimmers aged 13-14 years when swimming breaststroke in the shoulder blades] // Scientific and methodological aspects of training athletes: sat. materials Interregional. scientific-practical. conf. Omsk: Publishing House of SGUFKiS. 2019. P. 8-13.
5. Arishin A.V., Pogrebnoj A.I. Integraciya fizicheskoj i tekhnicheskoj podgotovki plovcov 12-13 let v godichnom trenirovochnom cikle [Integration of physical and technical training of swimmers aged 12-13 years in a one-year training cycle] // Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury [Theory and practice of physical culture]. 2021. No. 12. P. 42-44.
6. Bulgakova N.Zh. Obuchenie plavaniyu v shkole [Swimming lessons at school]. M.: Education, 1974. 288 p.
7. Bulgakova N.Zh., Morozov S.N., Popov O.I. Plavanie [Swimming]. M.: NITs In-fra-M, 2019. 290 p.
8. Gusev A.V., Kondakov V.L., Samus A.V. Korrekciya tekhniki brassom na osnove optimizacii kinematicheskih harakteristik dvizhenij nogami [Correction of the breaststroke technique based on the optimization of the kinematic characteristics of leg movements] // Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta [Scientific notes of the University named after P.F. Lesgaft]. 2019. No. 10 (176). P. 121-124.
9. Kondykov A.V. Sinhronizirovannaya tekhnicheskaya i fizicheskaya podgotovka yunyh plovcov na etape nachal'noj sportivnoj specializacii [Synchronized technical and physical training of young swimmers at the stage of initial sports specialization]: avforef. dis. ... cand. ped. sciences. St. Petersburg, 2022. 28 p.
10. Kononova O.V., Isupova E.V. Osnovy tekhniki i metodiki obucheniya plavaniyu sposobom brass [Fundamentals of technology and methods of teaching swimming in the breaststroke way]: textbook.-method. allowance. Izhevsk: Publishing House "Udmurt University", 2017. 50 p.
11. Lyusero B. Plavanie: 100 luchshih uprazhnenij [Swimming: 100 best exercises]. M.: Eksmo, 2011. 280 p.
12. Lyah V.I., Zdanevich A.A. Programma fizicheskogo vospitaniya uchashchihsya 1-11 klassov [The program of physical education of students in grades 1-11]. M.: Education, 2004. 56 p.
13. Nechunaev, I.P. Plavanie. Kniga-trener [Swimming. Trainer book]. M.: Eksmo, 2012. 272 p.
14. Portyanoj I.I., Ivanova E.V., Arishin A.V. K voprosu ob obuchenii sposobu brass detej 9-10 let [On the issue of teaching the method of breaststroke to children 9-10 years old]: sat. abstracts of reports XLIV scientific. conf. students and young scientists of the Southern Federal District. Krasnodar: Publishing House of KGUFKSiT, 2017. P. 2. P. 15-16.
15. Chernoyarova O.A. Metodika obucheniya plavaniyu krolem na spine detej sred-nego shkol'nogo vozrasta [Methods of teaching crawl swimming on the back of children of middle school age] // Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Fizicheskaya kul'tura. Sport [Bulletin of Tula State University. Physical culture. Sport]. 2022. Iss. 2. P. 4352.