Научная статья на тему 'Методика обучения младших школьников с нарушенным интеллектом отображению в рисунках различий в светлоте предметов'

Методика обучения младших школьников с нарушенным интеллектом отображению в рисунках различий в светлоте предметов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
204
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нестерова Татьяна Владимировна

Статья знакомит читателей с применением контраста в качестве коррекционно-образовательного средства учащихся с нарушенным интеллектом. Содержанием предыдущих публикаций (№№ 12, 13, 2008) был контраст признаков формы и величины изображаемых предметов. В этом номере предлагаем конспекты заняти, по обучению школьников выделению и отображению различий в светлоте предметов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методика обучения младших школьников с нарушенным интеллектом отображению в рисунках различий в светлоте предметов»

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕННЫМ ИНТЕЛЛЕКТОМ ОТОБРАЖЕНИЮ В РИСУНКАХ РАЗЛИЧИЙ В СВЕТЛОТЕ ПРЕДМЕТОВ

Нестерова Т. В. г. Екатеринбург

Статья знакомит читателей с применением контраста в качестве коррекционно-образовательного средства учащихся с нарушенным интеллектом. Содержанием предыдущих публикаций (№»№» 12, 13, 2008) был контраст признаков формы и величины изображаемых предметов. В этом номере предлагаем конспекты заняти, по обучению школьников выделению

и отображению различий в светлоте

Методические материалы уроков (занятий) имеют общую направленность - формирование у школьников умений дифференцировать светлоту и цвет предметов, передавать их в рисунках гуашевы-ми красками. В целях ее осуществления на каждом занятии решаются конкретные задачи.

Первое занятие

Тема: «Изображение ахроматического1 цветового ряда в порядке усиления тона» (например, котят).

Задачи: Формирование умения различать оттенки ахроматического цветового ряда в порядке усиления тона, умения дифференцировать светлоту и цвет объектов. Обозначение этих понятий словом. Обучение умению пользоваться палитрой,

1 «Ахроматический» от гр. асктошаЮя - бесцветный, неокрашенный. В изобразительном искусстве - это цвета белый, черный, различные оттенки серого.

предметов

технике разведения водяных красок и отображению цветового ахроматического ряда в порядке усиления тона (приему работы гуашевыми красками «по сухому»). Закрепление полученных знаний в рисунках и речи.

Оборудование: Таблица с изображением четырех квадратов, передающих порядок усиления ахроматических цветовых тонов по светлоте. Два набора карточек с обозначением светлоты и цвета. Образец с изображением четырех котят: белого, серого, темно-серого, черного. Каждому ученику - формат А4 с контурным изображением четырех котят, черная гуашь, кисть (№№ 12-14 с натуральным ворсом), мягкая ткань для осушения кисти, банка с водой, маленькая пустая баночка и белый лист бумаги (палитра).

Содержание занятия: В начале обучения педагог демонстрирует таблицу с изображением четырех квадратов, сообщая, что они разные по светлоте и цвету, предлагает вни-

мательно слушать, как они называются по светлоте и цвету. В названиях сохраняется порядок оттенков квадратов, изображенных на таблице: «Первый - самый светлый, по цвету он белый; второй - темнее первого, цвет имеет серый; третий - темнее второго, цвет у него темно-серый; четвертый - темнее третьего, самый темный, по цвету - черный».

Школьники и педагог работают с карточками. Учитель называет светлоту квадратов и одновременно прикрепляет над каждым из них карточку с соответствующей светлотой. Учащимся задается вопрос: «О чем я говорю: о светлоте или о цвете?». Ошибочные ответы исправляются. Затем он последовательно называет светлоту каждого квадрата, а школьники прикрепляют под квадратами карточки с цветом данной светлоты.

Выполняя эти практические действия, учащиеся получают возможность одновременно наблюдать разные ахроматические оттенки, также названия их светлоты и цвета. Они называют по карточкам светлоту и цвет каждого квадрата.

На следующем этапе урока педагог показывает образец с изображением котят, отличающихся светлотой. Каждый ребенок получает формат с контурным рисунком котят.

Педагог демонстрирует графические операции, комментируя их словами.

- У нас имеется только черная краска, но ее вполне достаточно, чтобы раскрасить котят, как на образце.

- Первого (белого) мы не раскрашиваем.

- В пустую баночку я наливаю немного воды, беру на кисть каплю черной краски и размешиваю ее в воде.

- На листе бумаги, который называется «палитра» (перед детьми выставляется карточка с новым словом), развожу цвет и сравниваю его со вторым серым котенком. Если цвет получается светлее, то добавляю еще немного черной краски и опять проверяю на палитре.

Так следует делать до тех пор, пока не получится нужный цвет.

- Затем раскрашиваю второго, третьего и четвертого котят.

Раскрашиваю аккуратно сверху вниз, к бумаге прикасаюсь лишь концом кисти. Когда на кисти заканчивается краска, я беру ее снова из баночки.

Школьники повторяют действия педагога, проговаривая каждое из них. Пока они работают, рисунок учителя просыхает и объяснение продолжается.

- Беру еще из баночки уже разведенный цвет и пробую на палитре.

- Раскрашиваю им третьего и четвертого котят.

Учащиеся точно следуют действиям педагога.

На последнем этапе изображения учитель, убедившись, что рисунок высох, снова берет на кисть разведенный цвет и раскрашивает им последнего котенка.

Выполняя те же художествен-

ные операции, учащиеся завершают свои работы.

Подведение организуется таким образом, чтобы большее количество школьников смогло охарактеризовать «своих котят» по цвету и светлоте. В случаях затруднения им предлагаются уже знакомые наборы карточек с названиями.

Второе занятие

Тема: «Изображение ахроматического цветового ряда в порядке ослабления тона» (например, зайчат).

Задачи: Формирование умения различать оттенки ахроматического цветового ряда в порядке ослабления тона, умения дифференцировать светлоту и цвет. Обозначение этих понятий словом. Обучение технике разведения водяных красок и отображению ахроматических цветов в порядке ослабления светлоты (приему работы гуашевыми красками «по сухому»). Закрепление полученных знаний в рисунках и речи.

Оборудование: Таблица с изображением четырех квадратов, передающих порядок ослабления ахроматических цветов по светлоте. Два набора карточек с обозначением светлоты и цвета. Образец с изображением четырех зайчат: черного, темно-серого, серого, белого. Каждому учащемуся - формат А4 с контурным изображением четырех зайчат, черная гуашь, кисть (№№ 12-14 с натуральным ворсом), мягкая ткань для осушения кисти, банка с водой, маленькая пустая баночка и белый лист бумаги (палитра).

Содержание занятия: Занятие начинается с повторения предыдущего материала. По наводящим вопросам школьники вспоминают, что они делали. По структуре изложения материала и характеру проведения работ данное занятие напоминает предыдущее. Но имеет следующие отличия.

Поскольку школьники знакомятся с порядком ослабления светлоты, то речевая характеристика оттенков такая: «Первый - самый темный, по цвету черный; второй -светлее первого, цвет имеет темносерый; третий - светлее второго, цвет у него серый; четвертый -светлее третьего, самый светлый, по цвету - белый».

Кроме этого, когда учащиеся вместе с педагогом определяют светлоту и цвет квадратов по карточкам, то педагог называет цвет каждого из них, а дети подбирают к цвету карточку с названием светлоты. Последовательность раскрашивания изображений зайчат в этой работе обратная - третий, второй, первый.

Третье занятие Тема: «Изображение хрома-тического2 цветового ряда в порядке усиления тона» (например, треугольников)3.

Задачи: Формирование умения дифференцировать светлоту и цвет

2 Хроматический - от гр. ckтoшatikos -цветной, окрашенный.

3 Более сложный вариант данного задания - изображение елочек.

при наблюдении оттенков хроматических цветов. Обучение приемам работы гуашевыми красками в технике «a la prima». Закрепление приобретенных знаний в изобразительной и речевой деятельности.

Оборудование: Три таблицы с цветными кругами: синими, красными, коричневыми, имеющими разную светлоту. В каждой таблице градации расположены в порядке от светлого к темному оттенку. Два набора карточек с обозначением светлоты и цвета. Образец с изображением трех треугольников: светло-зеленого, зеленого, темнозеленого. Учащимся - формат А4 с контурным изображением треугольников, зеленая и черная гуашь, кисть (№№ 12-14 с натуральным ворсом), мягкая ткань для осушения кисти, банка с водой, белый лист бумаги (палитра).

Содержание занятия: Занятие начинается с повторения. Школьники вспоминают материал предыдущих занятий. Демонстрируются три таблицы с изображением кругов синих, красных, коричневых цветов разной светлоты, расположенных в порядке от светлого к темному. Педагог называет оттенки светлоты цветового ряда в каждой таблице. Две таблицы убираются, остается одна - с тремя кругами коричневого цвета. Педагог называет их: «Первый круг - самый светлый, по цвету светло-коричневый; второй круг темнее первого, цвет имеет коричневый; третий - темнее второго, самый темный, у него темно-

коричневый цвет». Обозначая светлоту и цвет, учитель одновременно под кругами прикрепляет карточки с названиями цветов и просит учащихся прикрепить над кругами карточки с названием соответствующей каждому цвету светлоты. Школьники выбирают их из знакомого набора карточек («самый светлый», «темнее первого», «темнее второго», «самый темный»).

Далее анализируется образец с зелеными треугольниками (светлозеленый, зеленый, темно-зеленый). Учащиеся рассматривают беспорядочно разложенные карточки с обозначениями светлоты и цвета. Светлота, как и в предыдущих занятиях, указана на четырех карточках. Цвет

- на трех. Их просят выбрать названия светлоты, цвета и правильно прикрепить к образцу.

Педагог напоминает детям, что на прошлых уроках «котят» и «зайчат» они раскрашивали постепенно, то есть, прежде чем наложить новый красочный слой, ждали, когда высохнет предыдущий. На этом занятии им покажут, как сразу можно получить цвет нужной светлоты. Демонстрируются исполнительские операции:

-Беру на кисть немного зеленой краски, развожу ее водой на палитре и смотрю, получается ли такой же светло-зеленый цвет, как у первого треугольника.

- Если цвет светлее, то добавляю еще зеленой краски, тщательно перемешиваю и снова сравниваю. Если цвет темнее, то добавляю во-

ды и вновь перемешиваю. Так до тех пор, пока не получу светлозеленый цвет, как на образце. Этим цветом раскрашиваю только первый треугольник.

Школьники в своих рисунках делают то же самое. Затем учитель продолжает:

- Второй треугольник у нас зеленый. Беру на кисть немного зеленой краски, но не переношу ее на рисунок, а развожу водой на палитре, потому что в банке краска густая.

- Сравниваю получившийся цвет с зеленым треугольником на образце и, если он подходит, то раскрашиваю второй треугольник на рисунке.

Дети повторяют действия педагога.

- Нам осталось раскрасить темно-зеленый треугольник. На палитре уже есть зеленая краска. Чтобы получить темно-зеленый цвет, добавляем в нее немного черной краски, тщательно перемешивая их между собой, сравниваем новый цвет с образцом.

- Готовым цветом раскрашиваем последний треугольник.

Завершив работу, учащиеся прикрепляют к ней карточки с обозначениями светлоты и цвета треугольников, произносят названия вслух.

Четвертое занятие

Тема: «Изображение с натуры темного предмета на светлом фоне» (например, игрушечного

медведя).

Задачи: Совершенствование

умений дифференцировать цвет и светлоту предметов, различать оттенки светлоты цветовых тонов при составлении аппликация и выборе готового изображения. Обучение умению отображать в рисунке отношения светлоты в предметах натурной постановки. Закрепление понятий «фон» и «предметная плоскость», приемов работы гуаше-выми красками. Обогащение речи художественными терминами.

Оборудование: Натурная постановка (фигурка медведя простой формы коричневого цвета, составляющая с белым фоном умеренный контраст и слабый контраст с серой предметной плоскостью). Аппликационный материал (четыре фона: темно-коричневый, коричневый,

светло-коричневый, белый; четыре силуэта медведя аналогичных тональных градаций; карта предъявления; лист для составления аппликации). Восемь изображений медведя, которые в сочетании с разно-окрашенными фонами передают разные варианты контраста светлоты (сильный, умеренный, ослабленный, отсутствие). Каждому ученику: белый лист бумаги с готовым контуром медведя (1/2 формата А4), изобразительные материалы.

Содержание занятия: По вопросам педагога школьники анализируют цвет и светлоту компонентов натурной постановки (медведя, фон, предметную плоскость). Затем составляется аппликация. На карте предъявления элементы аппликации размещаются в определенном по-

рядке. Учащихся просят: «Выбери такой лист бумаги и такого мишку, как в натурной постановке, наложи мишку на фон». Затем они подбирают к натурной постановке правильный рисунок.

Выполнив практические задания, учащиеся наблюдают последовательность изображения:

- Раскрашивать начинаем со светлых предметов натурной постановки, затем переходим к темным.

- Белый фон мы не раскрашиваем, бумагу за медведем оставляем нетронутой.

- Чтобы получить серый цвет, который имеет предметная плоскость, разводим водой на палитре черную краску. Вспомните, как мы

раскрашивали котят и зайчат. Краску накладываем аккуратно, движением сверху вниз, концом кисти.

- Затем составляем на палитре оттенок коричневого цвета, соответствующий цвету медведя. При этом каждое цветовое пятно сравниваем с фигуркой в натурной постановке.

- Находим нужный цвет, раскрашиваем им изображение.

После объяснения школьники самостоятельно выполняют работу.

Подводя итоги, они называют по своему рисунку цвет и светлоту каждого компонента натурной композиции.

© Т. В. Нестерова, 2009

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.