Научная статья на тему 'МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ КИТАЙСКОМУ ЯЗЫКУ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ РЕАЛИЗАЦИИ АКСИОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА (УРОВЕНЬ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ)'

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ КИТАЙСКОМУ ЯЗЫКУ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ РЕАЛИЗАЦИИ АКСИОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА (УРОВЕНЬ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Обучение китайскому языку / аксиологический подход / школьники / теоретические положения / технология обучения. / Chinese language teaching / axiological approach / schoolchildren / theoretical positions / learning technology.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Саттарова А. И., Тарасюк Н. А.

Статья посвящена рассмотрению особенностей обучения китайскому языку школьников на основе реализации аксиологического подхода. В статье представлены основные теоретические положения, обеспечивающие эффективность данного процесса, а также наиболее значимые этапы технологии обучения и задания, характерные для них. В статье делается акцент на обеспечении ценностно ориентированной направленности обучения китайскому языку на уровне основного общего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Саттарова А. И., Тарасюк Н. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE METHODOLOGY OF TEACHING CHINESE TO SCHOOLCHILDREN BASED ON THE IMPLEMENTATION OF AN AXIOLOGICAL APPROACH (BASIC GENERAL EDUCATION LEVEL)

The article is devoted to the consideration of the features of teaching Chinese to schoolchildren based on the implementation of an axiological approach. The article presents the main theoretical positions that ensure the effectiveness of this process, as well as the most significant stages of the technology and tasks specific to them. The article focuses on ensuring a value-oriented orientation of Chinese language teaching at the level of basic general education.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ КИТАЙСКОМУ ЯЗЫКУ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ РЕАЛИЗАЦИИ АКСИОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА (УРОВЕНЬ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ)»

УДК372.881.1

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ КИТАЙСКОМУ ЯЗЫКУ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ РЕАЛИЗАЦИИ АКСИОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА (УРОВЕНЬ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ)

© 2024 А. И. Саттарова1, Н. А. Тарасюк2

1 аспирант, ассистент кафедры теории языка и методики преподавания иностранных языков e-mail: A.I.Sattarova@yandex.ru 2доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры теории языка и методики преподавания иностранных языков e-mail: n_a_tarasuk@mail.ru

Курский государственный университет

Статья посвящена рассмотрению особенностей обучения китайскому языку школьников на основе реализации аксиологического подхода. В статье представлены основные теоретические положения, обеспечивающие эффективность данного процесса, а также наиболее значимые этапы технологии обучения и задания, характерные для них. В статье делается акцент на обеспечении ценностно ориентированной направленности обучения китайскому языку на уровне основного общего образования.

Ключевые слова: обучение китайскому языку, аксиологический подход, школьники, теоретические положения, технология обучения.

THE METHODOLOGY OF TEACHING CHINESE TO SCHOOLCHILDREN BASED ON THE IMPLEMENTATION OF AN AXIOLOGICAL APPROACH (BASIC GENERAL EDUCATION LEVEL)

© 2024 A. I. Sattarova1, N. A. Tarasyuk2

Postgraduate student, assistant of the Department of Theory of Language and Methods of teaching Foreign Languages e-mail: A.I.Sattarova@yandex.ru 2Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Professor of the Department of Theory of Language and Methods of Teaching Foreign Languages e-mail: n_a_tarasuk@mail.ru

Kursk State University

The article is devoted to the consideration of the features of teaching Chinese to schoolchildren based on the implementation of an axiological approach. The article presents the main theoretical positions that ensure the effectiveness of this process, as well as the most significant stages of the technology and tasks specific to them. The article focuses on ensuring a value-oriented orientation of Chinese language teaching at the level of basic general education.

Keywords: Chinese language teaching, axiological approach, schoolchildren, theoretical positions, learning technology.

В Концепции развития российского образования до 2035 г. для обеспечения достижения целей устойчивого развития и с учетом современных мировых тенденций

развития образования [5] подчеркивается необходимость реализации воспитательных задач в современном образовании, успешность решения которых обеспечивает личностное и профессиональное развитие будущего гражданина России.

Решение данной задачи возможно при правильном выборе приоритетных методологических подходов, направленных на формирование ценностных ориентаций школьников в условиях современной поликультурной среды. В качестве одного из таких подходов сегодня выступает аксиологический подход, предусматривающий формирование аксиосферы школьников на основе применения современных методов обучения и технологий [3].

Аксиология - философская дисциплина, которая специализируется на исследовании ценностных категорий, способов познания ценностного мира, а также изучает природу и специфику ценностных суждений [6]. Иными словами, аксиологический подход в иноязычном обучении преследует цель обнаружить и передать обучающимся культурные, исторические и духовные ценности стран изучаемого языка, при этом отказываясь от ценностей, неприемлемых для современного гражданина России.

Согласно исследованиям О. А. Коноваловой [4], в настоящее время отсутствует общепринятая классификация и определение понятия «ценность». В своём исследовании автор обращает внимание на различия в определении данного понятия в работах учёных. Ценность, по словам исследователя, рассматривают как значимость каких-то явлений для человека; как предметы, явления и их свойства, служащие для удовлетворения человеческих потребностей и интересов. Ценности рассматриваются также с точки зрения осознанного или неосознанного выбора, который определяет набор целей.

Аксиологический подход обеспечивает успешное формирование личностных качеств обучающихся, интериоризацию ими наиболее значимых ценностей, определяющих их личностные и профессиональные приоритеты.

В последние годы одним из наиболее востребованных иностранных языков в современной общеобразовательной школе является китайский язык, который содержит в себе огромный культурологический пласт, позволяющий организовать процесс обучения на основе изучения фактов культуры Китайской Народной Республики и присвоения наиболее значимых для российских граждан ценностей, отраженных в культурном наследии и представленных в данном иностранном языке.

Однако результаты теоретических исследований и накопленный практический опыт в области обучения китайскому языку свидетельствуют о том, что возможности реализации ценностной парадигмы не осуществляются в должной мере. В современных методических условиях можно найти работы, отражающие трудности, связанные с овладением китайской иероглификой, грамматическими и произносительными и лексическими аспектами китайского языка. Однако аспект процесса обучения, связанный с реализацией аксиологической парадигмы в методике преподавания китайского языка, не находит полного отражения, что не позволяет раскрыть потенциал процесса обучения китайскому языку и культуре в полной степени.

В настоящее время имеет место противоречие между необходимостью разработки теоретических и технологических аспектов обучения реализации аксиологического подхода в процессе обучения китайскому языку и недостаточной освещенностью преподавания ценностного аспекта китайского языка в современной теории и методике его преподавания. Указанные противоречия свидетельствуют об актуальности данного исследования и определяют его главную проблему: определить наиболее значимые теоретические положения и технологические основания, обеспечивающие эффективность обучения китайскому языку на основе

реализации интегративного подхода в иноязычном образовании школьников на уровне основного общего образования. Указанная проблема определила цель данного исследования, которая сформулирована следующим образом: представить основные теоретические положения, отражающие особенности реализации аксиологической парадигмы в обучении китайскому языку на уровне основного общего образования, а также описать технологию обучения китайскому языку, основанную на применении аксиологического подхода на уровне основного общего образования.

Представляется целесообразным рассмотреть приоритетные положения, на которых строится процесс обучения китайскому языку в ходе реализации ценностно ориентированной парадигмы образования.

Целью методики обучения китайскому языку на основе реализации аксиологической парадигмы иноязычного образования является формирование полилингвальной личности обучающегося средствами китайского языка и культуры, способного достойно представлять и защищать интересы своей страны в условиях поликультурного взаимодействия. Данная методика должна быть направлена на достижение следующих задач: формирование ценностных ориентиров в личностном и профессиональном планах, осознание национальной идентичности, готовность к самоопределению, формирование у обучающихся потребности к личностному развитию и самосовершенствованию, развитие внутренней личностной позиции, формирование ценностных установок, присвоение приоритетных духовно-нравственных ценностей своей Родины [4].

Для обеспечения эффективной реализации аксиологической парадигмы в обучении китайскому языку необходимо использование системы принципов, направленных на достижение образовательной цели, к которым можно отнести принцип аксиологически направленного обучения, принцип целостной развивающейся личности школьников, принцип диалога культур, принцип предупреждения формирования стереотипов и принцип развивающего обучения иноязычному общению [1].

Принцип аксиологически направленного обучения подразумевает сравнительно-сопоставительное изучение ценностей в различных языках и культурах с целью присвоения наиболее значимых из них. Принцип целостной развивающейся личности школьников предусматривает гармоничное развитие духовно-нравственной сферы обучающихся с целью формирования у них целостной аксиосферы. Принцип диалога культур базируется на процессе осознания наиболее значимых ценностей в поликультурном мире с целью установления эффективного взаимодействия на основе нахождения общих точек соприкосновения культур. Принцип предупреждения формирования стереотипов направлен на установление взаимопонимания между представителями различных культур в процессе определения общих ценностных ориентиров у представителей Запада и Востока. Принцип развивающего обучения иноязычному общению предполагает рассмотрение иноязычного общения как канала развития личности школьников в процессе обсуждения фактов культуры и ценностей, отраженных в них.

Методика обучения китайскому языку на основе применения аксиологического подхода предполагает реализацию следующих её этапов:

1 - погружение обучающихся в аксиологически направленный контекст деятельности с помощью постановки проблемных вопросов, побуждающих к освоению предлагаемого материала;

2 - сравнительно-сопоставительное изучение фактов культуры и ценностей, отраженных в них (культуры представителей России, Китая и англоговорящих стран), с целью определения специфического и общего в восприятии и понимании наиболее значимых ценностных ориентиров;

3 - выявление ценностей, которые являются значимыми для российских студентов, а также ценностей, которые не соотносятся с интересами России;

4 - систематизация аксиологически направленных знаний о культурных, исторических и духовных ценностях родной страны и стран изучаемого языка (России, Китая и англоговорящих стран) с целью составления индивидуального творческого продукта на иностранном языке (аксиологически направленный творческий проект -создание интернет-блога на китайском языке, стенгазета, создание авторского фильма на китайском языке, составление логико-смысловой карты аксиологически направленной проблемы);

5 - проведение анализа творческого продукта с целью совершенствования его качества;

6 - популяризация полученных результатов среди социальных партнеров на русском, китайском и английском языках.

Важной составляющей аксиологической парадигмы в процессе обучения китайскому языку является разработка ее содержательного наполнения, а именно тематики проблем, на которых строится аксиологически направленное обучение китайскому языку.

Согласно разработанной методике обучения китайскому языку и культуре на уровне основного общего образования представляется целесообразным выделить два основных этапа обучения китайскому языку: начальный и базовый. На начальном этапе обучения целесообразно включать следующие темы: «Этикетные формы общения в китайской культуре при установлении общения с представителями других стран», «Национальные праздники Китая: ценности в традициях и современности», «Традиционные модели поведения в Китае: семейная и социальная жизнь», «Китайский калейдоскоп: Времена года в Китае», «Знаменитые люди Китая и их вклад в наследие мира».

На базовом этапе обучения авторы методики обучения китайскому языку в средней школе предлагают включать следующие темы: «Дружба как величайшая ценность в Китае» (данная тема акцентирует внимание на социальных взаимоотношениях в кругу семьи и друзей, а также учит школьников выражать свои мысли по поводу увлечений, досуга и моды); «Значимость современного китайского языка в мировом языковом сообществе» (язык рассматривается как важнейшая ценность в различных сферах жизнедеятельности); «Образование глазами китайцев и ценности образования в Китае» (данная тема раскрывает способности учащихся рассуждать о проблемах выбора профессии, изучаемых предметах и роли иностранного языка в мире); «Культурно-историческое наследие Китая» (внимание уделяется описанию главных достопримечательностей стран, географическому положению, культурным и климатическим особенностям); «Природа и пути её сохранения в Китае: проблемы экологии» (рассматриваются важные мировые проблемы, важность соблюдения здорового образа жизни и полезных привычек); «Ценности китайской молодежи» (роль молодежи в современном обществе, рассматриваются проблемы и возможности современной молодежи, ее вклад в развитие общества); «Здоровье как основная ценность: традиционные и нетрадиционные пути сохранения здоровья»; «Китай глазами иностранца: самые интересные места для туристов».

Обобщая всё вышесказанное, можно сказать, что процесс обучения китайскому языку с применением аксиологической парадигмы строится на принципах ценностной ориентации, профессиональной направленности, на принципе диалога культур, предупреждения формирования стереотипов и принципе коммуникативности.

Технология обучения включает в себя этапы ознакомления, представления, категоризации, интерпретации, применения ценностных аспектов стран изучаемого языка, а также проведение анализа результатов, полученных в ходе учебного процесса.

Представляется целесообразным в качестве основных условий, обеспечивающих реализацию аксиологической парадигмы китайского языка, выделить следующие: погружение обучающихся в аутентичную, аксиологически направленную образовательную среду, сравнительно-сопоставительное изучение языков, культур и ценностей, отраженных в них, выполнение аксиологически направленной системы заданий, применение возможностей смешанного обучения (интеграция средств цифровизации с традиционными средствами обучения), создание высокого уровня мотивации обучающихся с помощью установления взаимоотношений с представителями китайского языка и культуры посредством участия в поликультурных лингвистических проектах

Библиографический список:

1. Бабенкова, О. С. Формирование профессиональной готовности будущих педагогов к реализации воспитательного аспекта иноязычного образования: диссертация ... кандидата педагогических наук / О. С. Бабенкова. - Курск, 2019. -196 с.

2. Горбулина, Н. А. Методика формирования личностных результатов школьников на основе овладения региональной составляющей процесса обучения иностранному языку: диссертация ... кандидата педагогических наук / Н. А. Горбулина. - Курск, 2023. - 180 с.

3. Дейкина, А. Д. Аксиологическая методика преподавания русского языка: монография / А. Д. Дейкина. - Москва: МПГУ, 2019. - 210 с.

4. Коновалова, О. В. Методика реализации аксиологического подхода на основе интеграции дисциплин «Иностранный язык» и «Зарубежная литература и культура»: на материале английского языка: диссертация . кандидата педагогических наук / О. В. Коновалова. - Курск, 2010. - 260 с.

5. Проект документа «Ключевые направления развития российского образования для достижения Целей и задач устойчивого развития в системе образования» до 2035 г.

6. Философия: энциклопедический словарь / под редакцией А.А. Ивина. -Москва: Гардарики, 2006. - 1072 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.