Научная статья на тему 'МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫМ ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИМ ДЕЙСТВИЯМ ХОККЕИСТОВ 9-10 ЛЕТ НА ОСНОВЕ СИТУАТИВНЫХ ЗАДАЧ'

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫМ ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИМ ДЕЙСТВИЯМ ХОККЕИСТОВ 9-10 ЛЕТ НА ОСНОВЕ СИТУАТИВНЫХ ЗАДАЧ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
118
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ИГРОВЫЕ СИТУАЦИИ / ТЕХНИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ / ТЕХНИКА / ТАКТИКА / TACTICAL AND TECHNICAL TRAINING / GAME SITUATIONS / TECHNICAL TECHNIQUES / TECHNIQUES / TACTICS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Варданян Вадим Тигранович, Козин Вадим Витальевич

В данной статье представлено содержание методики тактико-технической подготовки хоккеистов 9-10 лет, основанной на решении юными занимающимися ситуативных задач. В результате эмпирического исследования установлено, что для повышения эффективности индивидуальных игровых действий хоккеистов начального этапа подготовки важно изучать технические приёмы разной сложности в приближенных к игровым условиям ситуациях, делая акцент на восприятии начальных игровых условий и выбор рациональных средств ведения спортивной борьбы в соответствие с наглядно-информационными образами движений. В работе отражены результаты исследования психических процессов и тактико-технической (игровой) подготовленности юных хоккеистов. Наряду с основными результатами было установлена взаимосвязь между психофизиологическими показателями и результатами оценки соревновательной деятельности испытуемых.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHOD OF TEACHING TO INDIVIDUAL TACTICAL AND TECHNICAL ACTIONS OF 910-YEAR-OLD HOCKEY PLAYERS BASED ON SITUATIONAL TASKS

This article presents the content of the methodology of tactical and technical training of hockey players aged 9-10 years, based on the solution of situational tasks by young players. As a result of empirical research, it is established that to improve the effectiveness of individual game actions of hockey players at the initial stage of training, it is important to study techniques of different complexity in situations close to the game conditions, focusing on the perception of the initial game conditions and the choice of rational means of conducting sports in accordance with the visual and informational images of movements. The article reflects the results of research of mental processes, technical and tactical-technical (game) readiness of young hockey players. Along with the main results, the relationship between psycho-physiological indicators and the results of evaluating the competitive activity of the subjects was established.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫМ ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИМ ДЕЙСТВИЯМ ХОККЕИСТОВ 9-10 ЛЕТ НА ОСНОВЕ СИТУАТИВНЫХ ЗАДАЧ»

5. Sutugina, L.N. (2011), "Improvement of technical and tactical preparation", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 74, No. 4, pp. 186-189.

6. Material Regulations. Certification Rules for IFF-marking of Floorball Equipment. Edition 2018, available at: http://iffequipment.se/media/2018/06/Material-Regulations_SPCR-011_2018_Final.pdf.

7. Wu, T.-C., Pearsall, D., Hodges, A., Turcotte, R., Lefebvre, R., Montomery, D. and Bateni, H. (2003), "The performance of the ice hockey slap and wrist shots: the effects of stick construction and player skill", Sports Engineering, No. 6, pp. 31-40.

Контактная информация: floorball@list.ru

Статья поступила в редакцию 15.06.2020

УДК 796.966

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫМ ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИМ ДЕЙСТВИЯМ ХОККЕИСТОВ 9-10 ЛЕТ НА ОСНОВЕ СИТУАТИВНЫХ ЗАДАЧ

Вадим Тигранович Варданян, аспирант, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург; Вадим Витальевич Козин, кандидат педагогических наук, доцент, начальник научно-методического отдела, Хоккейная Академия «Авангард», г. Омск

Аннотация

В данной статье представлено содержание методики тактико-технической подготовки хоккеистов 9-10 лет, основанной на решении юными занимающимися ситуативных задач. В результате эмпирического исследования установлено, что для повышения эффективности индивидуальных игровых действий хоккеистов начального этапа подготовки важно изучать технические приёмы разной сложности в приближенных к игровым условиям ситуациях, делая акцент на восприятии начальных игровых условий и выбор рациональных средств ведения спортивной борьбы в соответствие с наглядно-информационными образами движений. В работе отражены результаты исследования психических процессов и тактико-технической (игровой) подготовленности юных хоккеистов. Наряду с основными результатами было установлена взаимосвязь между психофизиологическими показателями и результатами оценки соревновательной деятельности испытуемых.

Ключевые слова: тактико-техническая подготовка, игровые ситуации, технические приёмы, техника, тактика.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.6.p45-53

METHOD OF TEACHING TO INDIVIDUAL TACTICAL AND TECHNICAL ACTIONS OF 9-10-YEAR-OLD HOCKEY PLAYERS BASED ON SITUATIONAL

TASKS

Vadim Tigranovich Vardanyan, the post-graduate student, the Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg; Vadim Vitalievich Kozin, the candidate ofpedagogical sciences, senior lecturer, Head of the Scientific and Methodological Department, Avangard Hockey Academy, Omsk

Abstract

This article presents the content of the methodology of tactical and technical training of hockey players aged 9-10 years, based on the solution of situational tasks by young players. As a result of empirical research, it is established that to improve the effectiveness of individual game actions of hockey players at the initial stage of training, it is important to study techniques of different complexity in situations close to the game conditions, focusing on the perception of the initial game conditions and the choice of rational means of conducting sports in accordance with the visual and informational images of movements. The article reflects the results of research of mental processes, technical and tactical-technical

(game) readiness of young hockey players. Along with the main results, the relationship between psycho-physiological indicators and the results of evaluating the competitive activity of the subjects was established.

Keywords: tactical and technical training, game situations, technical techniques, techniques, tactics.

ВВЕДЕНИЕ

Современный хоккей предъявляет повышенные требования к умению хоккеистов применять широкий арсенал игровых приёмов в тренировочных и соревновательных условиях. Игрокам необходимо выполнять большое количество индивидуальных действий в максимально короткий отрезок единицы времени, эффективность которых во многом зависит от рациональности принятия решений в складывающихся игровых ситуациях. Для успешного решения игровых задач важно не только хорошо владеть техническими приёмами, но и обладать знаниями о способах их применения в конкретных игровых условиях [1, 2].

Таким образом, если предлагаемые тренером средства и методы тактико-технической подготовки не будут в должной мере способствовать формированию знаний о способах решения игровых задач, то игроки будут формировать их самостоятельно путем попутного и бесконтрольного научения. Результаты такого подхода к обучению отрывочны и бессистемны, при этом сам процесс будет занимать достаточно долгое время [3, 4]. Недостаточное внимание формированию ориентировочного компонента действий занимающихся в конечном итоге приводит к тому, что игроки с достаточно высоким уровнем технической подготовленности испытывают трудности с реализацией индивидуальных игровых действий, связанные с неправильной программой принятия решений. Таким образом, возникает проблемная ситуация, связанная с недостаточной эффективностью выполнения индивидуальных тактико-технических действий юных хоккеистов.

Решение данной проблемы, видится нами в применении ситуативных упражнений с целью формировании у хоккеистов начального этапа спортивной подготовки представлений о структуре игровой деятельности с осмыслением возникающих ситуативных задач и способами их реализации. Постановка ситуативных задач в процессе изучения технических приёмов позволит предметно рассматривать их предназначение и посредством наложения структуры действий на структуру игры повысить уровень индивидуального мастерства юных занимающихся.

Целью настоящего исследования является теоретическое обоснование и экспериментальная проверка методики тактико-технической подготовки хоккеистов 9-10 лет с использованием ситуативных упражнений, включающих сопоставление наглядно-информационных образов движений и содержание игровых ситуаций разной сложности.

МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследование проводилось на базе Хоккейной Академии «Авангард», г. Омск в течение 8 месяцев (август 2019 - март 2020 г.). В качестве испытуемых выступали юные хоккеисты команды «Авангард» - 2010 г.р. в составе 20 человек.

В рамках исследования нами использовались следующие методы: анализ данных научно-методической литературы, видеоанализ соревновательной деятельности, моделирование, педагогическое тестирование, педагогический эксперимент, математико-статистическая обработка результатов.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В соответствие с поставленной целью нам предстояло разработать методику обучения индивидуальным тактико-техническим действиям хоккеистов 9-10 лет, основанной на деятельностно-ситуативном подходе. На рисунке 1 представлена структурная модель, отражающая особенность применения деятельностно-ситуативного подхода обучения.

Деятельностно-ситуативный подход к тактико-технической подготовке

-- Техническая подготовка """-"---£- Тактическая подготовка -1

Задачи

Формирование биомеханической структуры движений с акцентом на игровые условия, определяющим средства и способы решения задач

Формирование слаженности, взаимопонимания, творческой активности между игроками через коллективные взаимодействия

Индивидуальная согласованность движений

Групповая согласованность действий

Результат Наличие знаний о рациональных средствах и способах применения индивидуальных ТТД

Результат

2>

Высокая результативность и вариативность индивидуальных ТТД в структуре групповых взаимодействий

Следствие

Результативные групповые и командные действия

Рисунок 1 - Структурная модель обучения индивидуальным тактико-техническим действиям юных хоккеистов с использованием деятельностно-ситуативного подхода

Деятельностно-ситуативный подход в отличие от традиционного (дифференцированного) характеризуется обучением игровым действиям в привязке к игровым ситуациям, определяющим средства и способы решения задач. Ввиду того, что при использовании ситуативного подхода обучение игровым приёмам осуществляется в более специфических для игры в хоккей ситуациях, у тренеров появляется возможность одновременно решать две задачи: развивать технические навыки и тактическое мышление занимающихся.

В основу методики заложена идея, направленная на повышение зрительного кон -тролирования игровых ситуаций, развитие аналитических способностей и психических процессов занимающихся. Суть методики обучения тактико-техническим действиям заключается в том, что вся деятельность обучаемого протекает в умственном плане. Основная особенность заключается в формировании ориентировочной основы действий, основу которой составляют знания о наиболее рациональных средствах и способах применения игровых приёмов в конкретных ситуациях.

Принимая во внимание, что техника это всего лишь наиболее эффективный и экономичный способ выполнения движения, а как известно всеми движениями управляет сознание человека, то логичнее данный вид подготовки именовать как тактико-технический, а не наоборот (рисунок 2). Из данных представленных на рисунке 2 можно понять, что на первое место в реализации тактико-технического вида подготовки мы ставим обучение занимающихся анализу игровых ситуаций, определению путей, средств и способов борьбы, при этом не упуская из внимания не менее важную задачу, связанную с формированием технических приёмов.

Вид подготовки в структуре тренировочного процесса юных хоккеистов

Задачи

<3

Учить

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДЕОТОВКА

определять пути, средства и способы реализации средств

рационально и экономично реализовывать средства

Рисунок 2 - Основная направленность тактико-технической подготовки

Формирование тренировочных упражнений в методике осуществлялось нами на основе анализа соревновательной деятельности хоккеистов начального этапа подготовки. Детальному анализу были подвергнуты индивидуальные тактико-технические действия юных игроков, оцененные нами на 2 и ниже баллов. На рисунке 3 представлена модель построения упражнений тактико-технической направленности.

ИЕРОВАЯ СИТУАЦИЯ

Индивидуальные ТТД

Определение вида действия

Выполняемое с шайбой

Выполняемое без шайбы

Ж"

Оценка эффективности индивидуальных ТТД в порядке ранжирования

(от 1 до 5 баллов)

Определение малоэффективных индивидуальных ТТД (оценённые на 2 и ниже баллов)

Ж

Выявление ключевых особенностей малоэф( ективного индивидуального ТТД

Участок площадки Рациональность избранных средств борьбы Позиции и движения игроков Траектория передвижения Пространственные характеристики

ТИП ошибки

—-

Построение упражнений с учётом типовых ошибок

Определение участка площадки Подбор рациональных средств действия Определение рациональных движений Определение траектории передвижения Определение оптимального расстояния

Рисунок 3 - Модель построения упражнений на основе оценки и анализа индивидуальных тактико-технических

действий юных хоккеистов

С помощью, представленной на рисунке 3 модели, нами осуществлялся анализ индивидуальных тактико-технических действий. В совокупности по результатам 15 соревновательных матчей нами было проанализировано 3019 игровых приёмов, выполненных хоккеистами 9-10 лет с низкой эффективностью. Анализ действий включал в себя следующие характеристики: место реализации действия, анализ избранных игроками средств игры, позиций и движений игроков, траекторий передвижений и пространственных параметров реализации действий. На основе имеющихся данных нами формировались тренировочные упражнения тактико-технической направленности. Обучение игровым приёмам осуществлялось с помощью, представленной на рисунке 4 модели.

Обучение индивидуальным тактико-техническим действиям хоккеистов 9-10 лет

Выбор средств и

способов реализации цели

Анализ результата

Проговаривание

ООД с обоснованием намерений

Результат положительный

I

Результат отрицательный

Усложнение условий (введение помех)

Повторный поиск оптимального решения

ПРЕИМУЩЕСТВА МОДЕЛИ:

1. Овладение биомеханической структурой движения

2. Развитие аналитического мышления

3. Наличие знаний о наиболее рациональных средствах и способах игры

Рисунок 4 - Вероятностная модель обучения индивидуальным тактико-техническим действиям хоккеистов 9-10

лет

Основная направленность модели заключается в том, что в предложенных тренером условиях занимающиеся должны самостоятельно избирать наиболее оптимальный для себя способ достижения цели. Важную роль в реализации индивидуальных действий играет изучение и анализ занимающимися начальных игровых условий. Постановка ситуативных задач в ходе обучения предъявляет повышенные требования к восприятию игровых ситуаций, переработке, анализу, синтезу информации, следовательно, в ходе выполнения действий активизируется мышление занимающихся, а также запоминаются значимые для игры в хоккей деталей техники и тактики.

Методика обучения индивидуальным тактико-техническим действиям апробировалась нами в течение восьми месяцев, двухсот одного учебно-тренировочного занятия и двухсот девяносто девяти часов (таблица 1).

Таблица 1 - Внедрение методики в структуру годичного цикла подготовки хоккеистов 910 лет

Период годичного цикла подготовки Подготовительный период

Месяцы Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март

Количество недель 4 4 4 4 4 3 4 4

ИТОГО: 31 неделя

Период годичного цикла подготовки Подготовительный период

Месяцы Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март

Количество УТЗ 27 25 27 26 25 20 25 26

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ИТОГО: 201 УТЗ

Количество часов 40 37 40 39 37 30 37 39

ИТОГО: 299 часов

В ходе апробирования методики преобладали учебно-тренировочные занятия смешанного типа, в которых осваивались новые и закреплялись ранее осваиваемые навыки, а также осуществлялась спортивная подготовка по различным её видам. Основными критериями, детерминирующими переход от освоения одного навыка к другому, выступали скорость, рациональность принятия решения занимающихся в смоделированных ситуациях и качество исполнения приёмов. Для оценки эффективности методики в контроль -ной и экспериментальной группах в начале педагогического эксперимента и после его окончания оценивались психофизиологический статус и уровень тактико-технической подготовленности испытуемых. Результаты исследования определялись на основе сравнительного анализа среднестатистических показателей. Результаты психофизиологического тестирования наглядно представлены в таблице 2.

Таблица 2 - Результаты психофизиологических показателей хоккеистов 9-10 лет до и после педагогического эксперимента_

Показатели До эксперимента После эксперимента

Х±о Р Х±о Р

Кгр п=20 Эгр п=20 Кгр п=20 Эгр п=20

«ПЗМР» (мс) 273,89±47,04 266,53±48,93 >0,05 271,72±50,32 245,43±30,64 <0,05

«Реакция выбора» (мс) 401,38±55,02 398,37±81,37 >0,05 392,01±50,87 361,90±45,03 <0,05

«РДО» Процент точных реакций 43,30±10,61 44,96±9,23 >0,05 45,04±10,38 51,13±12,51 <0,05

Процент запозданий 32,26±9,39 30,61±7,59 >0,05 31,22±8,31 25,57±8,04 <0,05

Процент опережений 24,43±10,40 24,43±8,85 >0,05 23,74±8,16 23,30±8,35 >0,05

«Оценка внимания» Время реакции (мс) 347,94±54,25 337,62±45,21 >0,05 334,35±44,48 328,88±47,43 >0,05

Устойчивость (с) 0,87±0,11 0,91±0,09 >0,05 0,90±0,10 0,96±0,09 <0,05

Концентрация (с) 1,05±0,24 0,99±0,13 >0,05 0,99±0,10 0,89±0,12 <0,05

«Помехоустойчивость» (мс) 395,77±52,29 384,41±58,04 >0,05 383,37±53,39 355,82±30,87 <0,05

«Память на образы»(кол-во распознаваемых объектов в %) 56,15±13,88 58,17±15,13 >0,05 58,72±14,32 67,80±12,28 <0,05

«Кубики Коса» (б) 33,83±10,57 35,04±10,64 >0,05 35,22±10,51 41,17±7,65 <0,05

Примечание. Кгр - контрольная группа; Эгр - экспериментальная группа; ПЗМР - простая зрительно-моторная реакция.

В соответствии с положительной динамикой результатов простой и сложной сен-сомоторной реакции можно судить о том, что педагогический эксперимент поспособствовал повышению способности своевременно реагировать на внешние раздражители в простых и сложных условиях. Исходя из положительной динамики результатов тестов: «Устойчивость внимания», «Концентрация внимания» и «Помехоустойчивость» можно утверждать, что эксперимент повлиял на повышение скорости выделения значимых для занимающихся объектов и сохранение на них концентрации, а также повысил способность быстрого реагирования в условиях повышенного внешнего раздражения. Кроме этого у занимающихся ЭГ произошли качественные изменения показателей краткосрочной зрительной памяти и интеллектуальных способностей, что подтверждается результатами тестов: «Память на образы» и «Кубики Коса».

Для оценки эффективности индивидуальных ТТД хоккеистов нами был выполнен видеоанализ соревновательной деятельности с участием игроков контрольной и экспериментальной групп (таблица 3).

Таблица 3 - Результаты оценки эффективности индивидуальных тактико-технических действий хоккеистов контрольной и экспериментальной групп до и после педагогического эксперимента_

Компоненты игры До эксперимента

Количество ТТД Р Качество ТТД Р

Х±о Х±о

Кгр п=20 Эгр п=20 Кгр п=20 Эгр п=20

Вбр 42,6±3,1 42,0±4,0 >0,05 2,6±0,3 2,7±0,2 >0,05

Пр 88,4±8,0 89,2±3,0 >0,05 3,8±0,3 4,0±0,5 >0,05

Пер 152,8±3,2 154,0±7,8 >0,05 3,5±0,2 3,6±0,2 >0,05

Вед 36,0±11,3 37,4±1,7 >0,05 3,1±0,3 3,3±0,3 >0,05

Обв 37,4±5,8 36,6±4,5 >0,05 3,3±0,2 3,4±0,2 >0,05

Отб 79,6±4,7 81,2±7,6 >0,05 2,4±0,3 2,5±0,3 >0,05

Пдб 68,8±6,5 70,2±6,5 >0,05 3,6±0,3 3,6±0,2 >0,05

Бр 52,6±1,5 50,2±4,7 >0,05 2,2±0,1 2,3±0,2 >0,05

После эксперимента

Вбр 41,4±4,1 39,0±3,6 >0,05 2,8±0,3 2,9±0,2 >0,05

Пр 90,4±5,7 101,2±5,6 <0,05 4,1±0,4 4,4±0,2 <0,05

Пер 155,2±5,7 164,2±5,1 <0,05 3,7±0,2 3,9±0,2 <0,05

Вед 35,6±5,5 44,4±2,9 <0,05 3,4±0,4 3,9±0,2 <0,05

Обв 36,8±4,0 44,4±2,9 <0,05 3,3±0,4 3,9±0,2 <0,05

Отб 86,8±2,8 89,0±1,7 <0,05 2,6±0,2 2,7±0,2 <0,05

Пдб 72,6±2,4 77,8±3,2 <0,05 3,7±0,3 4,1±0,1 <0,05

Бр 52,6±5,0 60,4±3,8 <0,05 2,3±0,2 2,6±0,1 >0,05

Примечание. ТТД — тактико-технические действия; Кгр - контрольная группа; Эгр - экспериментальная группа; Вбр - Вбрасывание; Пр - Прием; Пер - Передача; Вед - Ведение; Обв - Обводка; Отб - Отбор; Пдб -Подбор; Бр - Бросок

После педагогического эксперимента у испытуемых экспериментальной группы, в отличие от представителей контрольной группы был выявлен статистически достоверный прирост количественных и качественных показателей индивидуальных тактико-технических действий. Анализ количественных показателей указывает на то, что в семи из восьми игровых компонентах, таких как: «Приём», «Передача», «Ведение», «Обводка», «Отбор», «Подбор», «Бросок» увеличилось число выполняемых игровых действий (различия статистически достоверны на уровне значимости р <0,05).

Помимо изменения количественных показателей произошел прирост качества выполнения следующих игровых компонентов: «Приём», «Передача», «Ведение», «Обводка», «Отбор», «Подбор». Следует отметить, что отсутствие прироста на статистически достоверном уровне в результатах эффективности игры на точке вбрасывания объясняется тем, что в методике применялось недостаточно упражнений для развития данного игрового компонента.

Помимо этого, обращает на себя внимание результат эффективности бросков, согласно которому хоть и произошли качественные изменения, но не статистически значимом уровне (при Р >0,05). Отсутствие статистически достоверного прироста данного компонента игры можно объяснить тем, что недостаточное развитие силовых способностей 9-10-летних хоккеистов не позволяет им с достаточной эффективностью выполнять броски по воротам со средней и дальней дистанции, что в значительной степени снижает их эффективность. Однако, несмотря на это, основываясь на полученные данные можно утверждать, что предложенная нами методика в значительной степени повлияла на стабильность и вариативность индивидуальных тактико-технических действий хоккеистов ЭГ.

Для выявления взаимосвязи между психофизиологическими показателями и результатами соревновательной деятельности юных хоккеистов нами был выполнен корреляционный анализ (таблица 4).

Таблица 4 - Взаимосвязь между психофизиологическими показателями и качественными результатами индивидуальных тактико-технических действий юных хоккеистов_

Психофизиологические показатели Компоненты игры

Вбр Пр Пер Вед Обв Отб Пдб Бр

ПЗМР 0,01 0,39 0,29 -0,65 -0,96 -0,66 -0,66 0,26

Реакция выбора 0,30 -0,02 -0,38 -0,26 -0,27 -0,19 -0,88 0,03

РДО Точные реакции 0,14 -0,24 -0,23 0,66 0,79 0,42 0,92 -0,31

Процент запозданий -0,47 -0,15 0,39 0,11 -0,66 -0,61 -0,45 0,40

Процент опережений 0,15 0,14 -0,30 -0,82 -0,61 -0,56 -0,79 0,53

Оценка внимания (время реакции) -0,40 -0,15 0,01 0,41 0,36 0,03 -0,96 0,24

Оценка внимания (устойчивость) 0,64 0,89 0,48 0,73 0,86 0,92 0,20 0,54

Оценка внимания (концентрация) -0,59 -0,70 -0,68 0,02 -0,10 0,33 0,58 0,16

Помехоустойчивость -0,54 -0,26 -0,73 -0,82 -0,22 0,51 -0,53 0,01

Память на образы 0,77 0,21 -0,58 0,32 -0,14 -0,48 -0,44 -0,09

Кубики Коса 0,34 0,49 0,34 0,56 0,13 -0,14 0,61 -0,43

Примечание. Вбр -Вбрасывание; Пр - Приём; Пер - Передача; Вед - Ведение; Обв - Обводка; Отб - Отбор; Пдб - Подбор; Бр - Бросок

По результатам корреляционного анализа была выявлена взаимосвязь между:

- простой зрительно-моторной реакцией и эффективностью ведения шайбы (0,65), обводки (-0,96), отбора (-0,66), подбора шайбы (-0,66);

- реакцией выбора и эффективностью подбора шайбы (-0,88);

- точной реакцией на движущийся объект и эффективностью ведения (0,66), обводки (0,79), подбора шайбы (0,92);

- запаздывающей реакцией на движущийся объект и эффективностью обводки (0,66), отбора шайбы (-0,61);

- опережающей реакцией на движущийся объект и эффективностью ведения шайбы (-0,82), отбора (-0,56), подбора (-0,79);

- временем реакции и эффективностью подбора шайбы (-0,96);

- устойчивостью внимания и эффективностью игры на точке вбрасывания (0,64), приёма (0,89), ведения (0,73), обводки (0,86), отбора шайбы (0,92);

- концентрацией внимания и эффективностью приёма (-0,70), передачи шайбы (0,68);

- помехоустойчивостью и эффективностью передач (-0,73), ведения шайбы (0,82);

- памятью на зрительные образы и эффективностью игры на точке вбрасывания

(0,77);

- результатами теста: «Кубики Коса» и эффективностью подбора шайбы (0,61).

Таким образом, с помощью корреляционного анализа было выявлено, что уровень

развития психических процессов в достаточной мере влияет на количество и качество выполнения индивидуальных тактико-технических действий юных хоккеистов. Следовательно, можно сказать, что предложенная нами методика обучения индивидуальным тактико-техническим действиям поспособствовала повышению уровня психофизиологических показателей и игровой подготовленности хоккеистов экспериментальной группы.

ВЫВОДЫ

Эмпирическим путём было доказано, что применение методики обучения индивидуальным тактико-техническим действиям хоккеистов 9-10 на основе конструирования ситуативных задач поспособствовало повышению психофизиологических показателей и их компонентов. На уровне достоверных различий (при Р <0,05) произошли качественные изменения в тестах: «Простая зрительно-моторная реакция», «Реакция выбора», «Процент точных реакций», «Процент запаздывающих реакций», «Устойчивость внимания», «Концентрация внимания», «Помехоустойчивость», «Память на образы» и «Кубики Коса».

Посредством повышения психофизиологических показателей и уровня технической подготовленности занимающихся, улучшились показатели стабильности и вариативности индивидуальных тактико-технических действий хоккеистов. В экспериментальной группе в нескольких игровых показателях произошли количественно-качественные изменения. В соревновательной деятельности испытуемые ЭГ стали выполнять больше игровых приёмов. В частности, увеличилось количество приёмов, передач, ведений, обводок, отборов, подборов и бросков по воротам (при Р<0,05). Результаты экспертной оценки индивидуальных приёмов игры показали, что помимо изменения количественных показателей произошел прирост качества выполнения следующих игровых компонентов: приём, передача, ведение, обводка, отбор, подбор (при Р <0,05).

ЛИТЕРАТУРА

1. Газимов, И.Р. Методика технической подготовки хоккеистов на спортивно-оздоровительном этапе / И.Р. Газимов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. -2015. - № 1 (119). - С. 56-60.

2. Зыков, А.В. Технико-тактические задачи в обучении согласованности действий юных хоккеистов / А.В. Зыков, В.В. Козин // Международные спортивные игры «Дети Азии» - фактор продвижения идей олимпизма и подготовки спортивного резерва : материалы международной научной конференции. - Чурапча, 2016. - С. 327-330.

3. Козин, В.В. Спортивная двигательная ситуация как деятельностно-ориентированная модель игры / В.В. Козин, А.В. Зыков // Омский научный вестник. - 2015. - № 3 (139). - С. 158-160.

4. Макаров, Ю.М. Концепция формирования игровой деятельности в спортивных играх / Ю.М. Макаров // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 7 (101). - С. 78-83.

REFERENCES

1. Gazimov, I. R. (2015). "Methods of technical training of hockey players at the sports and recreation stage", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 1 (119), pp. 56-60.

2. Zykov, A. V. and Kozin, V. V. (2016). "Technical and tactical tasks in teaching consistency of actions of young hockey players", International sports games "Children ofAsia" - a factor in promoting the ideas of Olympism and preparing a sports reserve, material of International scientific conference, Churapcha, pp. 327-330.

3. Kozin, V.V. and Zykov, A.V. (2015). "Sports motor situation as an activity-oriented model of the game", Omsk scientific Bulletin, No 3 (139). - C. 158-160.

4. Makarov, Yu.M. (2013). "Concept of formation of game activity in sports games", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 7 (101)., pp. 78-83.

Контактная информация: vadimadze93@mail.ru

Статья поступила в редакцию 30.06.2020

УДК 796.011.3

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИНАМИКИ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Марианна Ивановна Васильева, старший преподаватель, Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, Якутск

Аннотация

в статье представлена сравнительная характеристика динамики развития физической подготовленности студентов в условиях дистанционного обучения. Полученные результаты исследования физической подготовленности указывают на рассмотрение существующих тестовых заданий по оценке физической подготовленности дисциплины «Физическая культура и спорт». Условия проведения дистанционного обучения в корне отличается в освоении программы, предположительно развитие физической подготовленности будет иметь отличие в получаемых результатах, в суще-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.