Научная статья на тему 'МЕТОДИКА ОБРАБОТКИ ГЕОДЕЗИЧЕСКИХ ДАННЫХ И ПОСТРОЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ МОДЕЛИ, ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ДЛЯ КОНТРОЛЯ НАД СТРОИТЕЛЬСТВОМ АВТОМОБИЛЬНОЙ ДОРОГИ'

МЕТОДИКА ОБРАБОТКИ ГЕОДЕЗИЧЕСКИХ ДАННЫХ И ПОСТРОЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ МОДЕЛИ, ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ДЛЯ КОНТРОЛЯ НАД СТРОИТЕЛЬСТВОМ АВТОМОБИЛЬНОЙ ДОРОГИ Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
166
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ / АВТОМОБИЛЬНЫЕ ДОРОГИ / ИНФОРМАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ / ЦИФРОВАЯ МОДЕЛЬ МЕСТНОСТИ / ГЕОДЕЗИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ / CONSTRUCTION CONTROL / HIGHWAYS / INFORMATION MODEL / DIGITAL TERRAIN MODEL / GEODETIC DATA

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Шабуров Сергей Семёнович, Черняго Андрей Борисович

Цель исследования - в получении эффективной методики обработки геодезических данных для построения информационной модели, используемой для строительного контроля при строительстве автомобильной дороги. На основе сбора современными способами съемки местности геодезических данных приводится реализация построения информационной модели. Данная информационная модель содержит ключевые показатели, необходимые для проверки характеристик и параметров автомобильной дороги. Для достижения цели исследования используют программный модуль, осуществляющий автоматическую проверку при сравнении с нормативами и проектной документацией параметров строящегося объекта, и составляют отчет по результатам сравнительного анализа. Приведен принцип работы программного модуля, осуществляющего надзор на этапе строительства автомобильной дороги с учетом уже разработанного программного модуля автоматической проверки геометрических параметров автомобильной дороги и автоматизированного построения форм КС-2, КС-3, КС-6а и календарного плана, включающего календарный график выполненных работ, графики финансирования и поставки ресурсов. Расчеты производятся на основе существующего проекта, где для проверки и расчетов используются нормы, рекомендации, ведомости технологических и конструктивных решений, а также в проектах организации и производства работ. При помощи автоматизиро-ванных систем геодезической съемки может быть получена исполнительная съемка, в перспективе использующая дистанционное зондирование земли (цифровая аэро-, космическая съемка) и современное оборудование систем спутниковой навигации. На основе полученных снимков и результатов их обработки в виде отчетов по результатам проведенного строительного контроля в автоматизированном режиме построенная информационная модель может быть отправлена заказчику.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Шабуров Сергей Семёнович, Черняго Андрей Борисович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROCEDURE FOR PROCESSING GEODETIC DATA TO DEVELOP AN INFORMATION MODEL USED IN OVERSEEING ROAD CONSTRUCTION

The study is aimed at developing an effective procedure for processing geodetic data required for an information model used in overseeing road construction. The information model is constructed on the basis of geodetic data collected using modern survey methods. This information model includes key indicators necessary for verifying roadway characteristics and parameters. In order to achieve the aim of the study, a software module is used to perform automatic verification. This module compares the parameters of the building under construction with standards and design documentation, then generates a report drawing on the comparative analysis results. The article explains the operating principle of the software module that oversees the road construction phase along with the already-developed software module for automatically checking the geometric road parameters, as well as for automatically constructing forms (KS-2, KS-3, KS-6a) and a schedule, which includes a progress chart, schedules of financing and resource supply. Calculations are made on the basis of the existing project - which uses norms, recommendations, statements of technological and design solutions to perform verification and calculations - as well as other projects involving the organisation and execution of work. Using automated geodetic survey systems, an as-built survey can be conducted, which will in future employ Earth remote sensing (digital aerial, space survey) and modern satellite navigation equipment. The interpretation of the information model constructed on the basis of obtained images can be sent to the client in the form of reports on the results of automatic road construction control.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИКА ОБРАБОТКИ ГЕОДЕЗИЧЕСКИХ ДАННЫХ И ПОСТРОЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ МОДЕЛИ, ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ДЛЯ КОНТРОЛЯ НАД СТРОИТЕЛЬСТВОМ АВТОМОБИЛЬНОЙ ДОРОГИ»

Оригинальная статья / Original article УДК 698, УДК 05.13.18

DOI: https://doi.org/10.21285/2227-2917-2020-1 -116-123

Методика обработки геодезических данных и построение информационной модели, используемой для контроля над строительством автомобильной дороги

© С.С. Шабуров, А.Б. Черняго

Иркутский национальный исследовательский технический университет, г. Иркутск, Россия

Резюме: Цель исследования - в получении эффективной методики обработки геодезических данных для построения информационной модели, используемой для строительного контроля при строительстве автомобильной дороги. На основе сбора современными способами съемки местности геодезических данных приводится реализация построения информационной модели. Данная информационная модель содержит ключевые показатели, необходимые для проверки характеристик и параметров автомобильной дороги. Для достижения цели исследования используют программный модуль, осуществляющий автоматическую проверку при сравнении с нормативами и проектной документацией параметров строящегося объекта, и составляют отчет по результатам сравнительного анализа. Приведен принцип работы программного модуля, осуществляющего надзор на этапе строительства автомобильной дороги с учетом уже разработанного программного модуля автоматической проверки геометрических параметров автомобильной дороги и автоматизированного построения форм КС-2, КС-3, КС-6а и календарного плана, включающего календарный график выполненных работ, графики финансирования и поставки ресурсов. Расчеты производятся на основе существующего проекта, где для проверки и расчетов используются нормы, рекомендации, ведомости технологических и конструктивных решений, а также в проектах организации и производства работ. При помощи автоматизированных систем геодезической съемки может быть получена исполнительная съемка, в перспективе использующая дистанционное зондирование земли (цифровая аэро-, космическая съемка) и современное оборудование систем спутниковой навигации. На основе полученных снимков и результатов их обработки в виде отчетов по результатам проведенного строительного контроля в автоматизированном режиме построенная информационная модель может быть отправлена заказчику.

Ключевые слова: строительный контроль, автомобильные дороги, информационная модель, цифровая модель местности, геодезические данные

Информация о статье: Дата поступления 19 декабря 2019 г.; дата принятия к печати 24 января 2020 г.; дата онлайн-размещения 31 марта 2020 г.

Для цитирования: Шабуров С.С., Черняго А.Б. Методика обработки геодезических данных и построение информационной модели, используемой для контроля над строительством автомобильной дороги. Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость. 2020;10(1):116-123. https://doi.org/10.21285/2227-2917-2020-1-116-123

Procedure for processing geodetic data to develop an information model used in overseeing road construction

Sergey S. Shaburov, Andrey B. Chernyago

Irkutsk National Research Technical University, Irkutsk, Russia

Abstract. The study is aimed at developing an effective procedure for processing geodetic data required for an information model used in overseeing road construction. The information model is constructed on the basis of geodetic data collected using modern survey methods. This information model includes key indicators necessary for verifying roadway characteristics and parameters. In order to achieve the aim of the study, a software module is used to perform automatic verification. This module compares the parameters of the building under construction with standards and design documentation, then generates a report drawing on the comparative analysis results. The article explains the operating principle of the software module that oversees the road construction phase along with the already-developed software module for automatically checking the geometric road parameters, as well as for automatically constructing forms (KS-2, KS-3, KS-6a) and a schedule, which includes a progress chart, schedules of financing and resource supply. Calculations

Том 10 № 1 2020

Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость с. 116-123 Proceedings of Universities. Investment. Construction. Real estate Vol. 10 No. 1 2020 _pp. 116-123

ISSN 2227-2917 116 (print)

1 16 ISSN 2500-154X (online)

are made on the basis of the existing project - which uses norms, recommendations, statements of technological and design solutions to perform verification and calculations - as well as other projects involving the organisation and execution of work. Using automated geodetic survey systems, an as-built survey can be conducted, which will in future employ Earth remote sensing (digital aerial, space survey) and modern satellite navigation equipment. The interpretation of the information model constructed on the basis of obtained images can be sent to the client in the form of reports on the results of automatic road construction control.

Ключевые слова: construction control, highways, information model, digital terrain model, geodetic data

Information about the article: Received December 19, 2019; accepted for publication January 24, 2020; avail-able online March 31, 2020.

For citation: Shaburov SS, Chernyago AB. Procedure for processing geodetic data to develop an information model used in overseeing road construction. Izvestiya vuzov. Investitsii. Stroitel'stvo. Nedvizhimost = Proceedings of Universities. Investment. Construction. Real estate. 2020;10(1):116-123. (In Russ.) https://doi.org/10.21285/2227-2917-2020-1-116-123

Введение

Обеспечение строительного контроля (СК) при строительстве автомобильных дорог - это, прежде всего, процесс контроля над соответствием выполняемых работ проектной документации (ПД) и требованиям технических регламентов, проводимых в процессе строительства, реконструкции и капитального ремонта автомобильной дороги. На производстве необходимо строго соблюдать последовательность действий, которая, при соблюдении всех необходимых требований нормативных документов (НД), должна быть отражена в проекте организации строительства (ПОС) и проекте производства работ (ППР). Выполнение и соблюдение всех описанных в ПОС, ППР и ПД процессов контролируется командой СК. Каждый работник, осуществляющий строительный контроль при строительстве автомобильной дороги, выполняет ряд функций. Цель - произвести максимально качественную и всеобъемлющую проверку, начиная от качества и полноты выполняемых работ, технологического соответствия нормам, правилам и применяемым методам при реализации работ и заканчивая проверкой качества поставляемых материалов, конструкций и технического оснащения, задействованного при производстве [1].

Такая проверка требует максимума знаний нормативной литературы в сфере строительства автомобильных дорог, умения проводить лабораторный контроль испытываемых строительных материалов (инертных материалов, органических и минеральных вяжущих и т.д.), а также богатого практического опыта. Все эти требования вызывают потребность в специалистах высокого класса дорожной отрасли.

При нынешних условиях работы СК и его численного содержания невозможно обеспечить постоянный глобальный контроль на участке автомобильной дороги, где проводятся работы. В том числе производить тотальную съемку с последующей проверкой объемов и качества работ с помощью современных технологий. Можно автоматизировать значительную часть работы СК, проводя мониторинг с помощью специального оборудования для получения данных в существующей обстановке и обрабатывая полученные данные системами автоматизированного проектирования (САПР) [2] и другими расчетными программами. Таким образом, можно компенсировать недостаток кадров при осуществлении СК и производить в бьльших масштабах надзор за строительством [1].

Исходными данными для обеспечения СК являются геодезические данные, содержащие в своей основе облако точек, полученных в процессе съемки местности. Для получения облака точек рельефа непосредственно с объекта наблюдения, содержащих данные плановых координат и высот, требуется высокоточное наземное или дистанционное геодезическое оборудование (тахеометры, дальномеры, системы GNSS, лазерные сканеры и т.д.)1 [3]. На сегодняшний день с помощью такого оборудования можно проводить геодезическую съемку местности с точностью линейных измерений не менее 3 мм + 3 ррт и угловых - не менее 5-6". Точность также будет сильно зависеть от влияния окружающей среды2.

Цель исследования - получение эффективной методики обработки геодезических данных для построения информационной модели, используемой для осуществления строи-

1Справочная энциклопедия дорожника. Т. II. Ремонт и содержание автомобильных дорог / Под ред. А.П. Васильева. М.,

2004. 1129 с.

2Бойков В.Н., Федотов Г.А., Пуркин В.И. Автоматизированное проектирование автомобильных дорог. М.: Московский автомобильно-дорожный институт (ГТУ), Томский государственный архитектурно-строительный университет,

2005. 224 с.

Том 10 № 1 2020 ISSN 2227-2917

тельного контроля автомобильной дороги.

Работа с цифровой моделью местности (ЦММ)

ЦММ состоит из цифровой модели рельефа (ЦМР) и цифровой модели ситуации (ЦМС).

Полученные после геодезической съемки отметки преобразуют в ЦМР. Каждая такая отметка для построения ЦМР должна содержать в себе координаты по оси X, Y в глобальной или условной системе координат и значение относительной высоты местности, обозначаемой координатой Z и включать порядковый номер. Также такая точка рельефа может быть закодирована под конкретный топографический объект или элемент съемки (семантические коды, приписываемые дискретным элементам цифровой модели). Преобразование в ЦМР полученных данных возможно в специализированных программах, способных загрузить исходную съемку в гло-

бальной системе координат для дальнейшей работы, позволяя вычислять геометрические параметры рассматриваемого объекта (рис. 1). Геометрические данные содержат информацию о пространственном положении моделируемой поверхности и, как правило, могут быть представлены в виде функции двух переменных:

2 = F(x, у), (1)

где z - отметка точки; х и у - северная и восточная координаты.

ЦМС представляет собой векторный чертеж, состоящий из площадных, линейных и точечных объектов (рис. 1). Каждый объект имеет семантическую информацию, отображающуюся в виде условных знаков и пояснительных надписей [4]. Также на ней показаны ось, кромка, бровка и подошва насыпи автомобильной дороги.

Рис. 1. Фрагмент отстроенной цифровой модели местности участка существующей

автомобильной дороги Fig. 1. Built digital terrain model section of the existing highway

Автомобильная дорога является линейным объектом, а для нее характерно строгое соблюдение геометрических параметров при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте. Актуальной съемкой местности можно проверить множество параметров по величине нормативных значений комплексного показателя транспортно-эксплуатационного состояния дорог (КПН) (категория дороги, ши-

рина проезжей части, ширина укрепленной поверхности дорожной одежды, количество полос движения, ширина разделительной полосы, ширина обочин, радиусы кривых в плане, величины продольных уклонов, расстояние видимости и т.д.) [5]. Таким образом, преобразованные геодезические данные (координаты х, у и z) сводятся в простой алгоритм для проверки КПН (рис. 2).

ISSN 2227-2917 Том 10 № 1 2020 118 (print) Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость с. 116-123 118 ISSN 2500-154X Proceedings of Universities. Investment. Construction. Real estate Vol. 10 No. 1 2020 _(online)_pp. 116-123

/ Исходные / I данные j

Блок вычисления геометр нческ их (линейных)

параметров +

Проверка по нормативным документам и ПД

Вычисляемые данные для КПН:

категория дороги; ширина проезжей части;

ширина укрепленной поверхности дорожной одежды;

количество полос движения;

ширина разделительной полосы;

ширина обочин;

радиусы кривых в плане;

величины продольных уклонов;

расстояние видимости;

продольная и поперечная ровность покрытия

Рис. 2. Блок-схема модуля проверки оценки дороги по величине нормативных значений комплексного показателя по основным данным параметров технического уровня и эксплуатационного состояния участка автомобильной дороги Fig. 2. The block diagram of the module for checking the assessment of the road by the value of the standard values of the complex indicator according to the basic data of the parameters of the technical level and operational state of the road section

После проверки полученные результаты можно сравнить с проектной документацией и выявить участки несоответствия с ней. Каждый такой участок будет рекомендован к личному посещению команды СК, которая на месте должная выявить возможные нарушения или подтвердить результаты анализа, выполненного на ЭВМ, для последующих действий по устранению несоответствий.

Материал и методы исследования

Для достижения цели исследования используется программный модуль, осуществляющий автоматическую проверку при сравнении с нормативами и ПД параметрами строящегося объекта, и составляющий отчет по результатам сравнительного анализа (рис. 3).

На рис. 3 приведены q1 и q2 - значения максимально возможных неудовлетворительных участков автомобильной дороги. Они назначаются по величине значимости нарушений при проверке по нормативным значениям параметров (в том числе комплексного показателя дороги (КПд)) и задаются в процентном соотношении от общего числа показателя соответствия: q1 - параметр единичного нарушения; q2 - параметр, задаваемый перед началом расчета для рассматриваемого участка автомобильной дороги по допустимому показателю значимости одного или нескольких нарушений.

Исходные данные (2) - геодезические данные и данные подрядной организации по выполненным работам и задачам за требуемый период времени, стоящий в календарном плане по выполнению работ. За исходные данные (1) для проверки строительных материалов, применяемых при капитальном ремон-

те, реконструкции и строительстве автомобильной дороги, берутся результаты лабораторных испытаний лаборатории СК и лаборатории подрядной организации, выполняющей основные работы. В комплексе моделей программного модуля производятся расчеты на напряженно деформированное состояние (НДС) для проверки качества устраиваемого дорожного полотна и учитываются климатические воздействия на устраиваемую автомобильную дорогу, напрямую влияющие на КПд.

При превышении параметра q1 программа предложит меры по устранению несоответствий ПД и НД, после чего команда СК может воспользоваться предложенными рекомендациями или продолжить проверку без устранения предыдущего замечания программы.

Накопление значимости нарушения происходит для конкретного вида работ. Незначительными нарушениями могут являться небольшие расхождения в объемах, применяемой технике и ее количестве (не нарушая режим выполняемых работ), отсутствие своевременного контроля со стороны подрядчика (если выполняемые работы не являются скрытыми видами работ и работами с повышенным уровнем ответственности) и т.д.

При нарушении режима работ, технологического процесса эксплуатации или нарушения сроков работ, поставленных в календарном графике, программой даются рекомендации оптимизировать и оперативно разрешить образовавшуюся нехватку времени. Решения принимаются на основе подбора техники и человеческих ресурсов от общего количества требуемых для конкретных видов работ и периода трудозатрат.

Том 10 № 1 2020 ISSN 2227-2917

Рис. 3. Блок-схема модуля проверки по ключевым параметрам прочности и устойчивости автомобильной дороги на основе полученных данных со строящегося объекта Fig. 3. The block diagram of the verification module for the key parameters of the strength and stability of the road based on the data obtained from the facility under construction

Графический модуль предполагает визуальное отображение строящегося объекта с использованием геоинформационных систем (ГИС) для комплексного управления видоизменяющегося объекта в течение всего строительного этапа. Отчетный период проверки (у) программным модулем задается произвольно и может быть изменен в любое время. Результатом проверки может являться отчет с перечнем рекомендаций по устранению замечаний. При значительных нарушениях таким отчетов будет являться предписание, которое составляется на срок, необходимый для оптимального исправления несоответствий при соблюдении календарных сроков исполнения работ, в которых обнаружены нарушения. Данный программный

модуль может быть интегрирован в информационную модель (ИМ) дороги.

Результаты исследования и их обсуждение

Реализован программный модуль автоматической проверки геометрических параметров автомобильной дороги и автоматизированного построения форм КС-2, КС-3, КС-6а и календарного плана, включающего в себя календарный график выполненных работ, график финансирования и график поставки ресурсов. Расчет производятся на основе существующего проекта, где для проверки и расчетов используются нормы, рекомендации, ведомости технологических и конструктивных решений, а также ПОС и ППР.

ISSN 2227-2917 Том 10 № 1 2020 120 (print) Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость с. 116-123 120 ISSN 2500-154X Proceedings of Universities. Investment. Construction. Real estate Vol. 10 No. 1 2020 _(online)_pp. 116-123

Рис. 4. Блок-схема модуля составления форм КС и календарного плана Fig. 4. The block diagram of the module for the compilation of forms "КС" and the schedule

Алгоритм пошаговых действий для получения конечного результата

Этап изучения и сбора данных

1. Автоматизированная/полуавтоматизированная съемка местности спозиционированная в точные глобальные координаты.

2. Обозначение семейства моделей для множества строительных объектов.

3. Создание/использование ГИС вместе с появлением уже существующего объекта [6].

Этап обработки данных в автоматизированном режиме

4. Построение модели технологического процесса эксплуатации (МТПЭ) дороги (например, стадии ремонта) на базе цифровой модели дороги (ЦМД) - эталонная модель, полученная на этапе разработки проектной и рабочей документации.

5. Сравнение существующей обстановки с ЦМД и МТПЭ.

6. Формирование отчета.

Выводы

Технологии информационного моделирования на этапе строительства обеспечат СК более быстрыми проверками соблюдения объемов, геометрических параметров и параметров состояния и прочности дорожной одежды автомобильной дороги, заложенных в проектной документации и технических регламентах.

Исполнительная съемка может быть получена при помощи автоматизированных систем геодезической съемки, в перспективе используя дистанционное зондирование земли (цифровая аэро-, космо- съемка) и современное оборудование систем спутниковой навигации. На основе полученной съемки и результатов ее обработки, построенная ИМ в автоматизированном режиме в виде отчетов по результатам

проведенного строительного контроля может быть отправлена заказчику.

Преимущества, которые появляются при использовании информационной модели (ИМ) в СК:

- модернизация автоматизированного банка дорожных данных АБДД «Дорога» (базирующегося на ГИС автомобильных дорог), получая со строящегося объекта набор характеристик и описаний недопустимых отклонений от нормы (например, габариты ям, несоответствующие уклоны, отсутствие разметки и т.п.);

- задействовав ГИС можно визуализировать реальное текущее состояние процесса (вплоть до наложения оперативной телеметрии перемещения дорожной техники на карте);

- в настоящий момент строительный контроль выполняется выборочно, так как нет возможности быстро и недорого выполнить тотальную съемку и проверить объемы и качество работ. Информационным моделированием и ГИС системами можно решить эту проблему;

- работа, выполняемая на ЭВМ, автоматизируется, за счет чего скорость выполнения этой работы увеличивается, а количество допускаемых ошибок уменьшается;

- оперативное составление форм КС-2, КС-3, календарного плана. Возможность производить контроль инвестирования непосредственно после выполнения какой-либо работы.

- использование среды общих данных (СОД) или Common Data Environment (CDE) для реализации совместной работы, которая представляется как единый источник достоверной информации для всех участников проекта. CDE основана на процедурах и регламентах, обеспечивающих эффективное управление итеративным процессом разработки информацион-

Том 10 № 1 2020

с. 116-123 Vol. 10 No. 1 2020 pp. 116-123

Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость Proceedings of Universities. Investment. Construction. Real estate

ISSN 2227-2917

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

(print) ISSN 2500-154X _(online)_

ной модели и выпуска проектной документации для достижения полной интеграции и пространственной координации данных/информации от всех участников и от всех источников этой информации [6].

- использование Web-варианта ИМ дороги. Web-решение является менее требовательным к ресурсам, более быстрым и позволяет получать доступ к рабочему месту ГИС со стационарных компьютеров, ноутбуков, планшетных компьютеров или мобильных устройств из любой точки, где есть доступ в интернет (при наличии логина и пароля) [7]. Несмотря на высокую цену автоматизированных систем геоде-

зической съемки, проверка автоматизированными способами даст положительный результат как в финансовом плане, так и в качественном и скоростном показателе. В ближайшем будущем автоматизированный строительный контроль станет частью единой BIM модели [813]. Применение отдельных профильных программных модулей позволит более эффективно внедрять информационное моделирование в будущие проекты на этапе проектирования с целью сопровождения их и на этапе строительства автомобильной дороги для осуществления автоматизированного строительного контроля.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Киншаков В.М. Мобильное лазерное сканирование и проектирование ремонтов дорог [Электронный ресурс] // Дороги. Инновации в строительстве. Спецвыпуск. 2019. Июль. С. 7881. URL: http://www.techinform-press.ru/images/stories/pdf/july2019/july2019.pdf (10.12.19).

2. Рогачёв И., Пожидаев Д., Бенклян С. BIM-стандарт организации для линейных объектов // Autodesk Consulting. URL: httpV/решение-верное.рф/bim-infrastructure-indparks (10.12.19).

3. Лилли Д., Барри Д. Маленькая книга о BIM [Электронный ресурс] // Дорожники. URL: https://dorogniki.com/wp-content/uploads/2018/04/Little-book-of-BIM-bimstandart.ru_.pdf (10.12.19).

4. Сарычев Д.С. Диагностика автомобильных дорог // САПР и ГИС автомобильных дорог. 2016. № 1 (6). С. 20-23.

5. Современные тахеометры [Электронный ресурс] // Vuzlit.ru.

URL: https://vuzlit.ru/1044246/sovremennye_taheo metry (10.12.19).

6. Цифровая модель рельефа [Электронный ресурс] // ТОПОМАТИК. URL: http://www.topomatic.ru/reviews/41-Cifrovaja-model-relefa (10.12.19).

7. Шабуров С.С., Черняго А.Б. Применимость информационной модели автомобильной дороги в строительном контроле и ее дополнение с использованием современных методов мониторинга: сб. трудов по материалам Всероссийской

науч.-практ. конф. «Взаимодействие науки, образования и производства». Иркутск: Изд-во ИРНИТУ, 2019. С. 62-69.

8. NOAA: National Oceanic and Atmospheric Administration // Antenna Calibrations. National Geodetic Survey.

URL: http://www.ngs.noaa.gov/ANTCAL/ (10.12.19).

9. Scripps Orbit and Permanent Array Center. SECTOR: Scripps Epoch Coordinate Tool and Online Resource.

URL: http://sopac.ucsd.edu/sector.shtml (10.12.19)

10. E203-2013 Building Information Modeling and Digital Data Exhibit // The American Institute of Architects.

URL: https://www.aiacontracts.org/contract-documents/19026-building-information-modeling-and-digital-data-exhibit (10.12.19).

11. National Building Information Modelling Standard. National Institute of Building Sciences, buld-ing Smart alliance, 2007. 182 p. URL: http://www.buildingsmart.org/ (10.12.19).

12. Succar B. Building Information Modeling Framework: A Research and Delivery Foundation for Industry Stakeholders. Automation in Construction. 2009. Vol. 18 (3). P. 357-375. https://doi.org/10.1016/j.autcon.2008.10.003

13. Бойков В.Н., Баранник C.B., Кузовлев Е.Г. ГИС автомобильных дорог в контексте парадигмы информационного моделирования (BIM). 2017. Т. 3. № 11. С. 66-69.

REFERENCES

1. Kinshakov VM. Mobile laser scanning and design of road repairs. Dorogi. Innovatsii v stroitel'stve. Spetsvypusk = Roads. Innovations in construction. Special issue. 2019. July. P. 78-81. Available from: http://www.techinform-press.ru/images/stories/pdf/july2019/july2019.pdf [Accessed 10th December 2019] (In Russ.)

2. Rogachev I, Pozhidaev D, Benklyan S. BIM-organization standard for linear objects. Autodesk

Consulting. Available from: http://reshenie-vernoe.rf/bim-infrastructure-indparks [Accessed 10th December 2019]. (In Russ.) 3. Lilley D, Barry D. A little book about BIM. Dorozhniki. Available from:

https://dorogniki.com/wp-content/uploads/2018/04/Little-book-of-BIM-bimstandart.ru_.pdf [Accessed 10th December 2019]. (In Russ.)

ISSN 2227-2917 Том 10 № 1 2020 122 (print) Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость с. 116-123 122 ISSN 2500-154X Proceedings of Universities. Investment. Construction. Real estate Vol. 10 No. 1 2020 _(online)_pp. 116-123

4. Sarychev DS. Diagnostics of highways. SAPR i GIS avtomobil'nykh dorog. 2016;1(6):84. (In Russ.)

5. Modern total stations. Vuzlit.ru. Available from: https://vuzlit.ru/1044246/sovremennye_taheometry [Accessed 10th December 2019]. (In Russ.)

6. Digital elevation model. TOPOMATIC. Available from: http://www.topomatic.ru/reviews/41-Cifrovaja-model-relefa [Accessed 10th December 2019]. (In Russ.)

7. Shaburov SS, Chernyago AB. Applicability of the information model of the highway in construction control and its addition using modern monitoring methods. In: Vzaimodeistvie nauki, obrazovaniya i proizvodstva: sbornik trudov po materialam vseros-siiskoi nauchno-prakticheskoi kon-ferentsii = Interaction of science, education and production: all-Russian scientific and practical conference. Irkutsk: Irkutsk national research technical University; 2019. p. 62-69. (In Russ.)

8. NOAA: National Oceanic and Atmospheric Administration. Antenna Calibrations. National Geodetic Survey. Available from: http://www.ngs.noaa.gov/ANTCAL/ [Accessed 10th December 2019].

9. Scripps Orbit and Permanent Array Center.

Критерии авторства

Шабуров С.С., Черняго А.Б. имеют равные авторские права. Шабуров С.С. несет ответственность за плагиат.

Конфликт интересов

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи

Сведения об авторах

Шабуров Сергей Семёнович,

кандидат технических наук,

профессор кафедры автомобильных дорог,

Иркутский национальный исследовательский

технический университет,

664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83,

Россия,

e-mail: sss1941@yandex.ru

ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7539-3641

Черняго Андрей Борисович,

аспирант,

Иркутский национальный исследовательский

технический университет,

664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83,

Россия,

Se-mail: abs706080@gmail.com

ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0142-2630

SECTOR: Scripps Epoch Coordinate Tool and Online Re-source. Available from: http://sopac.ucsd.edu/sector.shtml [Accessed 10th December 2019].

10. E203-2013 Building Information Modeling and Digital Data Exhibit // The American Institute of Architects. Available from: https://www.aiacontracts.org/contract-documents/19026-building-information-modeling-and-digital-data-exhibit [Accessed 10th December 2019].

11. National Building Information Modelling Standard. National Institute of Building Sciences, buld-ing Smart alliance, 2007. 182 p. Available from: http://www.buildingsmart.org/ [Accessed 10th December 2019].

12. Succar B. Building Information Modeling Framework: A Research and Delivery Foundation for Industry Stakeholders Automation in Construction. 2009;18(3):357-375. https://doi.org/10.1016/j.autcon.2008.10.003

13. Boikov VN, Barannik CV, Kuzovlev EG. Road GIS in the context of the information modeling paradigm (BIM). Dorozhniki. 2017;3(11):66-69. (In Russ.)

Contribution

Shaburov S.S., Chernyago A.B., have equal author's rights. Shaburov S.S. bears the responsibility for plagiarism.

Conflict of interests

The authors declare no conflict of interests regarding the publication of this article.

The final manuscript has been read and approved by all the co-authors.

Information about the authors

Sergey S. Shaburov

Cand. Sci. (Eng.),

Professor of the Department of Automobile Roads,

Irkutsk National Research Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk 664074, Russia, e-mail: sss1941@yandex.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7539-3641

Andrey B. Chernyago

Postgraduate Student,

Irkutsk National Research Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk 664074, Russia, He-mail: abs706080@gmail.com ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0142-2630

Том 10 № 1 2020 ISSN 2227-2917

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.