Научная статья на тему 'Методика обоснования состава комплектов технического имущества для войскового ремонта специальной техники ЖДВ'

Методика обоснования состава комплектов технического имущества для войскового ремонта специальной техники ЖДВ Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
292
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕМЕНТЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ИМУЩЕСТВА / ЗАПАСНЫЕ ЧАСТИ / КЛАССИФИКАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ / КРИТЕРИИ / РЕМОНТНЫЙ КОМПЛЕКТ

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Токарусь Сергей Александрович

В статье рассматриваются требования к номенклатуре комплектов технического имущества, обеспечивающих восстановление СТ ЖДВ войсковым ремонтом, на основании которых предлагается совершенствование подсистемы обеспечения техническим имуществом, а именно оптимальным выбором элементов (деталей, составных частей) для войскового ремонта специальной техники Железнодорожных войск.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Токарусь Сергей Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методика обоснования состава комплектов технического имущества для войскового ремонта специальной техники ЖДВ»

Методика обоснования состава комплектов технического имущества для войскового

ремонта специальной техники ЖДВ Токарусь С.А.

Токарусь Сергей Александрович / Tokarus Sergey Aleksandrovich - адъюнкт, кафедра технического обеспечения и техники ЖДВ,

Военный институт (Железнодорожных войск и военных сообщений), г. Санкт-Петербург

Аннотация: в статье рассматриваются требования к номенклатуре комплектов технического имущества, обеспечивающих восстановление СТ ЖДВ войсковым ремонтом, на основании которых предлагается совершенствование подсистемы обеспечения техническим имуществом, а именно оптимальным выбором элементов (деталей, составных частей) для войскового ремонта специальной техники Железнодорожных войск.

Ключевые слова: элементы технического имущества, запасные части, классификационный анализ, критерии, ремонтный комплект.

Военно-политическая обстановка в мире в настоящее время имеет тенденцию к обострению и характеризуется сохранением мирового лидерства, расширением зон экономического, политического и военного присутствия США и их союзников по блоку НАТО вдоль границ нашей страны и регионах традиционного влияния России. Роль транспорта в обеспечении обороноспособности и национальной безопасности России обусловлена ростом требований к мобильности Вооружённых Сил Российской Федерации.

Система доведения материального потока до потребителя называется логистической. Главным в ней является системный подход, предполагающий проектирование и структурирование системы с целью наиболее эффективного использования пространства и времени при организации движения материальных и информационных потоков [1].

В логистическую систему в качестве основных составных частей входят: транспортировка, складирование и хранение; погрузочно-разгрузочные, упаковочные и маркировочные работы; управление производственными запасами.

Работа по выбору и эшелонированию запасов технического имущества базируется на классификационном анализе свойств элементов специальной техники Железнодорожных войск (СТ ЖДВ) [2]. В связи с ростом сложности техники возникают трудности в составлении номенклатуры элементов, включаемых в комплекты технического имущества (КТИ) для войскового ремонта СТ ЖДВ, так как от этого зависят стоимость, объем и масса КТИ, продолжительность, сложность, стоимость ремонта и другие показатели.

Необходимо отметить, что по мере роста сложности технических средств выбор элементов в КТИ становится менее очевидным и более многозначным. Большинство методик направлено на определение величины запаса оборотных средств и прогнозированию спроса на запасные части (детали, агрегаты), тогда как вопросам оптимального выбора номенклатуры запасных частей уделяется недостаточное внимание. Очевидно, представляет интерес разработка усовершенствованного метода для определения номенклатуры комплекта запасных частей, который позволит унифицировать различные подходы и может быть использован для разработки соответствующих алгоритмов и программ.

Опираясь на результаты ряда работ [3; 4; 5], решение данной задачи предполагается с использованием методики обоснования состава КТИ для войскового ремонта СТ ЖДВ, состоящей из двух этапов.

Рис. 1. Этапы обоснования состава КТИ для войскового ремонта СТ ЖДВ

На первом этапе предлагается определить:

- требования к номенклатуре элементов в составе КТИ;

- предварительный состав номенклатуры элементов с учётом указанных требований. На втором:

- проанализировать каждую позицию предварительной номенклатуры элементов и принять решение о включении этой позиции в окончательный состав КТИ;

- распределить КТИ по уровням иерархической структуры войск.

Требования к номенклатуре элементов КТИ (Нj), обеспечивающих войсковой ремонт СТ ЖДВ, функционально зависит от следующих основных признаков:

f(QpeM> ^пер' ^i> ^рем )' (1)

где <2ре „ - качество ремонта;

(тi) - масса комплекта;

(Vj) - габариты;

(7р е„) - время, отводимое на ремонт.

В соответствии с предусмотренными технической документацией требованиями к качеству ремонта <2ре„,с учётом обеспечения должной безопасности ремонтно-профилактических работ. Эти работы должны выполняться во всех условиях эксплуатации технических средств с учётом квалификации обслуживающего персонала.

Масса (тt) и габариты (v i) отдельных запасных элементов СТ ЖДВ должны быть такими, чтобы обращение с ними (перемещение, демонтаж, установка и т. д.) было доступно не более чем двум человекам. С другой стороны, запасные элементы не должны быть слишком мелкими, так как в этом случае поиск отказавших элементов затруднён, а доступность для замен недостаточна. Особую актуальность это положение будет иметь в условиях боевой обстановки, когда дефицит отводимого на ремонт времени резко возрастает.

При определении предварительной номенклатуры комплекта технического имущества в качестве исходных данных используются спецификации, принципиальные схемы и сборочные чертежи технических средств (технологического оборудования), по которым с учётом изложенных выше требований применяется инженерный метод выбора номенклатуры КТИ. С помощью которого производится сравнение значений рассматриваемых признаков свойств элементов с совокупностью критериальных значений этих признаков. В результате сравнения из общей совокупности значений свойств элементов, классифицированных по j -му признаку, отбирается та часть элементов

Kjm

^DijmCxi.-.x^y!, ...,yn), (2)

i=l

которая соответствует критериальным требованиям

1

^ Djm(yi,...,yn). (3)

m=l

позволяющим включить элементы в состав ремонтных комплектов.

Где Y- совокупность номенклатуры элементов, включаемой в комплект по j-й группе факторов;

Djj m - совокупность критериальных значений свойств элементов, классифицируемых по m-й группе признаков, позволяющих включить их в состав комплектов;

- значения критериев классифицирующих признаков.

Выходом первого и входом второго компонента подсистемы после j=m итерации групп признаков является набор номенклатуры элементов, из которого можно сформировать множество вариантов КТИ. Элементы, не соответствующие значениям критериальных признаков, после каждой j -й итерации из рассмотрения исключаются. Принципиальная схема определения предварительной номенклатуры комплектов технического имущества представлена на рисунке 2.

Рис. 2. Принципиальная схема определения предварительной номенклатуры комплектов технического имущества

При этом предлагаются к использованию семь классификационных признаков. Детали и сборочные единицы СТ ЖДВ включаются в предварительную номенклатуру последовательно. Следует отметить, что именно такой подход способствует принципу, положенному в основу анализа предварительной номенклатуры [6; 7], сначала анализируют возможность отыскания неисправности в отдельной детали и способ устранения отказа путём замены этой детали, затем (в зависимости от результатов анализа) принимается решение о целесообразности замены всего узла.

При составлении номенклатуры из состава комплекта исключались элементы, обладающие заведомо высокой надёжностью (например, базовые детали) и крепёжные элементы. Оставшиеся в номенклатуре элементы образуют предварительный состав КТИ для войскового ремонта СТ ЖДВ.

Выполнение второго этапа принятия решения о включении каждой позиции (предварительного состава запасных частей) в окончательный состав КТИ предлагается производить методом АВС классификации. Алгоритм данного метода представлен на рисунке 3.

Рис. 3. Алгоритм метода АВС классификации элементов КТИ

Данный метод позволяет ранжировать элементы по значимости каждого элемента относительно остальных по интересующему нас критерию и позволяет разбить всю номенклатуру исследуемых элементов на классы, при этом элементы, входящие в три класса из девяти, принимаются в качестве запасных частей для включения в состав комплекта технического имущества.

Литература

1. Пилявец О. Г. Логистика и транспортная безопасность. // Вопросы оборонной техники. Серия 16: Технические средства противодействия терроризму .2014. № 4-5. с. 8-12.

2. Умнова С. А. Методы логистического анализа в структуризации запасов предприятия с учётом реального спроса. // Современные наукоёмкие технологии. Региональное приложение. - 2012. - № 4 (32). с. 76-79.

3. Головин И. Н., Чуварыгин Б. В., Шура-Бура А. Э. Расчёт и оптимизация комплектов запасных элементов радиоэлектронных систем. - М.: Радио и связь, 1984.

4. Методика создания и эшелонирования оптимальных комплектов элементов ЗИП. - Л.: ВАТТ, 1989. - 209 с.

5. Попов Ф. П. Обеспечение техники строительного производства запасными частями. М.: Экология, 2001. -144 с.

6. Методика определения расчёта потребности оперативных запасов средств инженерного вооружения. М.: ВИА им. В. И. Куйбышева, 2009. - 62 с.

7. Методические указания по разработке состава индивидуального и группового комплектов запасных частей к дорожно-строительным машинам на период гарантии. - Химки: ЦНИИМЭ, 2008. - 105 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.