Научная статья на тему 'Методика обоснования необходимых объемов финансирования программных мероприятий научно-технологических программ, связанных с созданием новых материалов'

Методика обоснования необходимых объемов финансирования программных мероприятий научно-технологических программ, связанных с созданием новых материалов Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
305
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИКА / ФИНАНСИРОВАНИЕ / РАЦИОНАЛЬНЫЙ / НОВЫЙ МАТЕРИАЛ / ВООРУЖЕНИЕ И ВОЕННАЯ ТЕХНИКА / ОБОСНОВАНИЕ / TECHNIQUE / FINANCING / RATIONAL / NEW MATERIAL / WEAPONS AND MILITARY EQUIPMENT / RATIONALE

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Кравченко А. Ю., Реулов Р. В., Стукалин С. В.

В работе приведены результаты оценки методики обоснования необходимых объемов финансирования программных мероприятий научно-технических программ, связанных с созданием новых материалов. Показано, что применение данного подхода к формированию потребных объемов финансирования мероприятий научно-технологических программ по созданию новых материалов для вооружения, военной и специальной техники позволит повысить эффективность планирования и использования бюджетных ассигнований, организовать эффективную систему контроля за их расходованием, а также создать необходимые условия для устранения дублирования научных исследований и разработок материаловедческой направленности, проводимых в рамках государственной программы вооружения и федеральных научно-технологических программ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Кравченко А. Ю., Реулов Р. В., Стукалин С. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNIQUE FEASIBILITY OF THE NECESSARY AMOUNT OF FINANCING THE PROGRAM ACTIVITIES OF SCIENTIFIC AND TECHNOLOGICAL PROGRAMS, RELATED TO THE CREATION OF NEW MATERIALS

The paper presents the results of the evaluation methodology studies necessary funding program activities of scientific and technical programs related to the creation of new materials. It is shown that the application of this approach to the formation of required funding levels of scientific and technological programs to create new materials for weapons, military and special equipment will increase the efficiency of planning and use of budgetary allocations, to organize an effective system of control over their spending, as well as create the necessary conditions for eliminate duplication of research and development of materials science orientation, held under the state armaments program and the federal science and technology programs.

Текст научной работы на тему «Методика обоснования необходимых объемов финансирования программных мероприятий научно-технологических программ, связанных с созданием новых материалов»

УДК: 338.27

МЕТОДИКА ОБОСНОВАНИЯ НЕОБХОДИМЫХ ОБЪЕМОВ ФИНАНСИРОВАНИЯ ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРОГРАММ, СВЯЗАННЫХ С СОЗДАНИЕМ НОВЫХ МАТЕРИАЛОВ

Кравченко А.Ю., к.т.н., доцент, начальник управления ФГБУ «46 ЦНИИ» Минобороны России Реулов Р.В., к.т.н., доцент, заместитель начальника отдела - начальник лаборатории ФГБУ «46 ЦНИИ» Минобороны России Стукалин С.В., к.т.н., начальник лаборатории ФГБУ «46 ЦНИИ» Минобороны России

В работе приведены результаты оценки методики обоснования необходимых объемов финансирования программных мероприятий научно-технических программ, связанных с созданием новых материалов. Показано, что применение данного подхода к формированию потребных объемов финансирования мероприятий научно-технологических программ по созданию новых материалов для вооружения, военной и специальной техники позволит повысить эффективность планирования и использования бюджетных ассигнований, организовать эффективную систему контроля за их расходованием, а также создать необходимые условия для устранения дублирования научных исследований и разработок материаловедческой направленности, проводимых в рамках государственной программы вооружения и федеральных научно-технологических программ.

Ключевые слова: методика, финансирование, рациональный, новый материал, вооружение и военная техника, обоснование.

TECHNIQUE FEASIBILITY OF THE NECESSARY AMOUNT OF FINANCING THE PROGRAM ACTIVITIES OF SCIENTIFIC AND TECHNOLOGICAL PROGRAMS, RELATED TO THE CREATION OF NEW MATERIALS

Kravchenko A., Ph.D., Associate Professor, Head of the Department in Research Institute № 46 Russian Defense Ministry Reutov R., Ph.D., Associate Professor, Deputy Head of Department - Head of Laboratory in Research Institute № 46 Russian Defense Ministry Stukalin S., Ph.D., Head of Laboratory in Research Institute № 46 Russian Defense Ministry

The paper presents the results of the evaluation methodology studies necessary funding program activities of scientific and technical programs related to the creation of new materials. It is shown that the application of this approach to the formation of required funding levels of scientific and technological programs to create new materials for weapons, military and special equipment will increase the efficiency of planning and use of budgetary allocations, to organize an effective system of control over their spending, as well as create the necessary conditions for eliminate duplication of research and development of materials science orientation, held under the state armaments program and the federal science and technology programs.

Keywords: technique, financing, rational, new material, weapons and military equipment, the rationale.

По мнению подавляющего большинства отечественных и зарубежных специалистов в настоящее время в качестве возможного направления совершенствования тактико-технических характеристик образцов вооружения, военной и специальной техники (ВВСТ) рассматривается использование в их конструкции принципиально новых материалов с уникальными свойствами (наноматериалы, интерметаллиды, «интеллектуальные» материалы и др.) [1, 2]. Создание новых материалов для перспективных образцов ВВСТ является достаточно трудоемким процессом, требующим выделения значительных объемов ассигнований.

В общем виде задача обоснования необходимых объемов финансирования программных мероприятий научно-технологических программ материаловедческой направленности может быть сформулирована следующим образом: для заданного множества существующих и перспективных образцов ВВСТ, запланированных к созданию и производству в рамках государственной программы вооружения (ГПВ), определить требуемый суммарный объем ассигнований (СНТП), необходимый для выполнения совокупности программных мероприятий по созданию новых материалов, проводимых в рамках различных

научно-технологических программ (НТП ).

Структурно предлагаемая методика обоснования необходимых объемов финансирования программных мероприятий научно-технологических программ, связанных с созданием новых материалов, можно разделить на три основных этапа (рис. 1):

■ определение потребностей в новых материалах для существующих и перспективных образцов ВВСТ;

■ формирование совокупности НИОКР по созданию новых материалов;

■ определение необходимых объемов финансирования программных мероприятий научно-технологических программ, связанных с созданием новых материалов.

Рассмотрим более подробно сущность каждого из указанных этапов.

92 TRANSPORT BUSINESS IN RUSSIA | №2 2015 |

Этап 1. Определение потребностей в новых материалах для существующих и перспективных образцов ВВСТ.

Существующие подходы к формированию приоритетных направлений создания научно-технологического задела (НТЗ), в том числе и в материаловедческой области, построены, в основном, на анализе мировых и отечественных тенденций технологического развития и не учитывают состав, структурные особенности перспективных образцов ВВСТ [3].

Перспективным является создание информационных моделей изделия. Идея создания информационных структурных моделей изделий не нова и успешно применяется как в нашей стране в области стандартизации, каталогизации, автоматизированного проектирования и пр. [4, 5], так и за рубежом при планировании работ (Минобороны США MIL HDBK-881A [6], деревья технологий - Минобороны Великобритании [7]).

Учитывая накопленный опыт создания подобных моделей, информационную модель образца ВВСТ представляется целесообразным строить на основе трех уровней: структурного, функционального и технологического.

Под структурной функционально-технологической схемой (СФТС) типового образца основного класса ВВСТ понимается многоуровневая схема его декомпозиции на составные элементы (системы, подсистемы, являющиеся характерными для образца ВВСТ данного класса) и функции этих элементов (релевантные предъявляемым к образцу требованиям), а также определение наличия технологий, необходимых для реализации данных функций. Под типовым образцом в данном случае понимается условно выделенный образец ВВСТ, обладающий максимальной функциональной и структурной общностью с образцами определенного класса.

Новизна предлагаемой концепции заключается в том, что СФТС - это первая универсальная информационная структурная модель образца ВВСТ, предназначенная для решения широкого круга задач управления развитием военных технологий и вооружения (в отличие от ранее применявшихся моделей).

Важнейшим принципом использования СФТС является принцип полноты, который подразумевает перекрытие СФТС

Рис. 1 Обобщенная схема обоснования необходимых объемов финансирования программных мероприятий научно-технологических

программ, связанных с созданием новых материалов для ВВСТ

всей номенклатуры планируемых к разработке в рамках государственной программы вооружения образцов ВВСТ. С этой целью состав и содержание СФТС должны корректироваться в начале каждого программного цикла, а также после проведения системных проектов и работ по обоснованию облика и ТТХ перспективных образцов ВВСТ.

Добавление в перечень новых СФТС может осуществляться при появлении в облике системы вооружения ВС РФ нового класса ВВСТ, отличного от существующих, а корректировка содержания СФТС - на основании появления в структуре типовых образцов ВВСТ новых функциональных комплексов, групп, систем или подсистем.

В соответствии с существующей практикой формирования государственных программ вооружения и государственных оборонных заказов, одной из наиболее надежных форм сбора сведений и предложений от предприятий, организаций промышленности, РАН и высшей школы.

Именно элементы стандартизации, привносимые в организацию экспертизы, обеспечивают основное преимущество анкетирования [9, 10].

Для определения потребностей в новых материалах для образцов вооружения, военной и специальной техники целесообразно использовать электронное анкетирование разработчиков (генеральных конструкторов) образцов вооружения, военной и специальной техники, запланированных к созданию, производству или модернизации в рамках государственной программы вооружения [11].

Электронная анкета для определения потребностей в новых материалах должна содержать в качестве приложений СФТС всех типов образцов ВВСТ, а также включать поля для получения данных от респондентов о наличии или отсутствии конкретных материаловедческих технологий, необходимых для реализации мероприятий ГПВ по созданию перспективных и модернизации существующих образцов ВВСТ, с указанием их характеристик.

В результате проведения электронного анкетирования разработчиков (генеральных конструкторов) и производителей образцов ВВСТ формируется матрица материаловедческих технологий:

тм2, ... тми тм22 ... тм12

1

,

где и - информация об /'-ой материаловедческой технологии, необходимой для создания или модернизации у-го образца ВВСТ, с указанием уровня требований, предъявляемого к ней со стороны разработчика ВВСТ, и данных о наличии/отсутствии указанной технологии.

Этап 2. Формирование совокупности НИОКР по созданию новых материалов.

На втором этапе осуществляется анализ, обобщение и устранение дублирования информации о материаловедческих технологиях, полученной от разработчиков (генеральных конструкторов) и производителей образцов ВВСТ.

На основании полученной матрицы I I формируется перечень потребностей в материаловедческих технологиях:

РТ = {РТГ}, / =

(1)

где ' -/-ая материаловедческая технология, необходимая для создания, производства или модернизации образцов (комплексов, систем) ВВСТ, запланированных в рамках ГПВ, но отсутствующая на данный момент;

N - количество материаловедческих технологий, необходимых для создания, производства или модернизации образцов (комплексов, систем) ВВСТ, запланированных в рамках ГПВ, но отсутствующих на данный момент.

Затем организаторами экспертизы совместно с экспертной

группой определяется перечень НИОКР (), в рамках которых будут разработаны материаловедческие технологии из

\тм\ =

ТМ,

тм

12

тм,

тм,

ТЯЛШРОЯТ БиБШЕББ Ш ЯШЗТЛ | №2 2015 | 93

рт

числа общей потребности г 1 .. При этом материалы (материал о-ведческие технологии), на создание которых направлены указанные работы, целесообразно условно разделить на три группы (на основе привязки в электронных анкетах к СФТС).

Группа 1. Материалы, необходимые для создания и производства образцов нетрадиционного вооружения (гиперзвуковое вооружение, робототехнические комплексы и т.д.).

Группа 2. Материалы, необходимые для создания перспективных и модернизируемых образцов ВВСТ.

Группа 3. Материалы двойного применения (те, которые могут найти применение как в образцах ВВСТ, так и высокотехнологичных образцах техники народнохозяйственного назначения).

Таким образом, в результате выполнения второго этапа работы по предлагаемой методике формируется совокупность НИОКР по созданию новых материалов для образцов (комплексов, систем) ВВСТ:

МОКЯ М = и МОКЯМтт, 1=1

(2)

МОШМ

где п - количество научно-технологических программ, в рамках которых проводятся исследования по созданию новых материалов для ВВСТ,

НТП1 - множество НИОКР по созданию новых материалов для образцов (систем, комплексов) ВВСТ в рамках 1-ой научно-технической программы.

vi ф ] тотмл, п тотмп = ш

Причем, нтШ нтп .

Этап 3. Определение необходимых объемов финансирования программных мероприятий научно-технологических программ, связанных с созданием новых материалов.

с

Объемы финансирования НТП программных мероприятий научно-технологических программ, связанных с созданием новых материалов, определяются методом прямой калькуляции объемов

финансирования каждой из НТП (

к,

Сн

):

С

НТП,

= 1 с

НТП,

н=1

(3)

к,

и специальной техники, комплектующих изделий и материалов;

в) поставок товаров (выполнения работ, услуг), связанных с серийным выпуском вооружения, военной и специальной техники, комплектующих изделий и материалов, вещевого и военного имущества, за исключением товаров (работ, услуг), для которых есть функционирующий рынок.

В случае проведения прикладных исследований по созданию материалов определение начальной цены контракта осуществляется исходя из анализа расчетных цен, определенных с учетом результатов (технико-экономических обоснований) научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию аналогов указанных материалов и с использованием индексов цен производителей на соответствующие товары [12].

Как было отмечено выше, все материалы, необходимые для создания перспективных и модернизации существующих образцов ВВСТ, условно подразделяются на три группы. С учетом того, что работы по созданию материалов второй и третьей группы предполагается проводить в рамках научно-технологических программ федерального уровня, для определения их начальной (максимальной) цены контракта целесообразно использовать методики и подходы, принятые в каждом из министерств (ведомств), являющихся заказчиками-координаторами указанных программ.

Анализ указанных подходов к определению начальной (максимальной) цены государственных контрактов показал, что они концептуально схожи, не противоречат друг другу, и могут быть использованы в процессе обоснования необходимых объемов финансирования программных мероприятий научно-технологических программ, связанных с созданием новых материалов для вооружения, военной и специальной техники.

Как было показано выше, определение суммарных объемов финансирования программных мероприятий НТП, связанных с созданием новых материалов для вооружения, военной и специальной техники, определяется как сумма ассигнований, необходимых для выполнения каждой научно-технологической программы:

СНТП = ^ С 1=1

НТП,

где , - количество НИОКР по созданию материалов для ВВСТ в составе 1-ой научно-технологической программы;

снт

1 - потребный объем ассигнований на выполнение н-ой НИОКР в составе ,-ой научно-технологической программы.

Для определения потребного объема ассигнований на выполнение каждой НИОКР по созданию материалов для образцов (комплексов, систем) ВВСТ целесообразно использовать методику определения начальной (максимальной) цены государственного контракта на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы.

В настоящее время для оценки ориентировочных объемов ассигнований на НИОКР, проводимых по заказу Минобороны России, используются «Методические рекомендации по формированию начальной цены государственного контракта при размещении государственного оборонного заказа путем проведения торгов», разработанные в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 ноября 2006 г. № 656 и утвержденные 9.02.08 г. Начальником вооружения Вооруженных сил Российской Федерации - заместителем Министра обороны Российской Федерации.

Методические рекомендации предназначены для использования заказывающими органами Минобороны России при формировании начальной цены государственного контракта в ходе размещения государственного оборонного заказа путем проведения торгов в отношении:

а) поставок товаров (выполнения работ, услуг), связанных с проведением фундаментальных, прогнозных и прикладных исследований в интересах технического оснащения ВС РФ;

б) поставок товаров (выполнения работ, услуг), связанных с созданием новых (модернизированных) образцов вооружения, военной

, (4)

где п - количество научно-технологических программ, в рамках которых проводятся исследования по созданию новых материалов для ВВСТ,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- потребный объем ассигнований на выполнение 1-ой научно-технологической программы, в рамках которой проводятся исследования по созданию новых материалов для вооружения, военной и специальной техники;

- необходимый объем финансирования программных мероприятий научно-технологических программ, связанных с созданием новых материалов для вооружения, военной и специальной техники.

Выводы

Представленная методика обоснования необходимых объемов финансирования программных мероприятий позволяет выявить потребности в новых материалах для вооружения, военной и специальной техники, сформировать необходимую для их создания совокупность научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, а также определить научно-технологические программы ма-териаловедческой направленности, в рамках которых целесообразно их выполнение, и определить необходимый объем финансирования соответствующих программных мероприятий НТП.

Применение данного подхода к формированию потребных объемов финансирования мероприятий научно-технологических программ по созданию новых материалов для вооружения, военной и специальной техники позволит повысить эффективность планирования и использования бюджетных ассигнований.

Литература:

1. Альтман Ю. Военные нанотехнологии. Возможности применения и превентивного контроля вооружений. - М.: Техносфера, 2006. - 424 с.

2. Корчак В.Ю., Реулов Р.В. Новые материалы - основа повышения качества оборонной продукции // Компетентность. -2007. -№2.

3. Буренок В.М., Ивлев А.А., Корчак В.Ю. Развитие военных технологий XXI века: проблемы, планирование, реализация. -Тверь.: Издательство ООО «Купол», 2009.

94 ТКАШРОКТ БШШБББ Ш КШБ1А | №2 2015 |

г

4. ГОСТ 2.101-68. Единая система конструкторской документации. Виды изделий.

5. ГОСТ 2.053-2006. Единая система конструкторской документации. Электронная структура изделия.

6. MIL HDBK-881A. Work Breakdown Structure. US Department of Defense Handbook. - 02.01.1998.

7. Defenœ Technology Strategy for the Demands of the 21 Century. http://www.mod.uk/NR/rdonlyres/27787990-42BD-4883-95C0-B48BB72DC982/0/dts_complete.pdf.

8. Зуев Ю.Ю. Основы создания конкурентоспособной техники и выработок эффективных решений. - М.: Издательский дом МЭИ, 2006.

9. Гаврилова Т. А., Хорошевский В.Ф. Базы знаний интеллектуальных систем. - СПб.: Питер, 2001. - 384 с.

10. Погосян В.А. Метод интервью и достоверность социологической информации. - Ереван: АН Арм. ССР, 1985.

11. Брейтс А. Анкетирование. Разработка опросных листов, их роль и значение при проведении рыночных исследований. - ООО «Баланс Бизнес Букс», 2005. - 336 с.

12. Ивлев А.А., Подольский А.Г., Реулов Р.В. Методика определения начальной цены контракта в части НИР по созданию материалов (веществ) и элементов для их производства // Электронный научный журнал «Вооружение и экономика». -2009. - № 1 (5).

УДК 332

МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ ПОДДЕРЖКИ РАЗВИТИЯ ПРЕОБЛАДАЮЩЕГО ВИДА ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ

ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА

Борисова И.С., к.э.н., доцент кафедры экономики НОУВПО «Институт Экономики», г. Москва, Россия, e-mail: [email protected]

В статье представлен обзор исследований по определению движущих сил экономического развития, автором выделены три ключевых аспекта макроэкономической политики, которые необходимо учитывать при формирований направлений развития региональных экономик: преимущества обеспечения низкого уровня инфляции, влияние дефицита регионального бюджета на объем инвестиций, возможность отрицательного воздействия на развитие. В работе разработан алгоритм, позволяющий оценивать преобладающий вид хозяйственной деятельности на предмет его потенциальной способности выступать движущей силой при проведении перемен в структуре экономики в целях обеспечения его экономической устойчивости.

Ключевые слова: экономика региона, движущая сила, превалирование вида хозяйственной деятельности.

TECHNIQUE OF DETERMINATION OF EXPEDIENCY OF SUPPORT OF DEVELOPMENT OF THE PREVAILING TYPE OF ECONOMIC ACTIVITY FOR

REGION ECONOMY

Borisova I., Ph.D, associate professor of the Economy chair, NSEIHPE «Institute of Economy»

The review of researches on definition of driving forces of economic development is presented in article, the author allocated three key aspects of macroeconomic policy which need to be considered when forming the directions of development of regional economies: advantages of providing a low rate of inflation, influence of deficiency of the regional budget on the volume of investment, possibility of negative impact on development. In work the algorithm allowing to estimate the prevailing type of economic activity regarding its potential ability to act as a driving force when carrying out changes in structure of economy for ensuring its economic stability is developed.

Keywords: region economy, driving force, prevalence of a type of economic activity.

Как показал анализ, во многих регионах России наблюдается превалирование отдельных видов деятельности по нескольким признакам. Дихотомия данного явления может выражаться в следующем: с одной стороны активное развитие вида деятельности определяет деловую активность региона, формирует валовой региональный продукт, привлекает кадры, способствует созданию рабочих мест, обеспечивает социальное развитие территории, с другой стороны такое явление приводит к отрицательным последствиям, так как может дестимулировать развитие других видов хозяйственной деятельности вследствие монополизированного положения и более выгодных условий функционирования.

Для выбора конкретного подхода целесообразно обратить внимание на общую методологию анализа движущих сил экономического развития и адаптировать отдельные результаты к специфике проводимого исследования. Здесь нужно учитывать, что исследования по определению движущих сил экономического развития достаточно обширны.

Через влияние на инвестиции или на уровень экономической эффективности одноразовое изменение в подходе к управлению развитием приводит только к временному изменению темпов роста производства в подобных моделях. Когда основной капитал и объем производства достигают уровня, на котором новый объем осуществляемых инвестиций достаточен только для поддержания постоянного соотношения «капитал / трудоемкость» плюс определенное количество продукта, для покрытия физического износа оборудования, то рост прекращается. Другими словами, любое изменение подхода влияет на развитие только в краткосрочной и среднесрочной перспективе, сдвигая кривую роста, хотя основная скорость развития определяется экзогенным ростом населения и техническим прогрессом (которые потенциально различаются от страны к стране).

Другая категория моделей развития ослабляет предположение об убывании отдачи на воспроизводимые факторы. Некоторые авторы добавляют человека в физический капитал, чтобы вывести понятие «широкого» капитала, характеризующегося постоянным или даже возрастающим доходом (отдачей) от масштаба [8]. Другие специалисты вводят внешние факторы в модели накопления физического капитала, в результате чего частный эффект от масштаба может быть убывающим, но социальный эффект может быть постоянным или возрастающим - из-за обучения на практике или НИОКР [4, 10, 11].

С постоянной (или увеличивающейся) отдачей («широкого») капитала, долгосрочная перспектива развития экономики региона становится ее внутренней задачей, в том смысле, что она зависит от инвестиционных вложений, которые, в свою очередь, могут находиться под влиянием принятого подхода к управлению развитием и существующей институциональной инфраструктуры. Некоторые из этих моделей внутреннего развития предполагают «условную» сходимость, когда другие этого не делают, в зависимости от предположений о спецификации производственной функции и эволюции накопления широкого капитала [6, 7].

Одним из главных показателей развития экономики региона является скорость накопления физического капитала. Данный показатель позволяет определить уровень реального выпуска продукции на душу населения, хотя, как уже говорилось выше, его влияние может быть

TRANSPORT BUSINESS IN RUSSIA | №2 2015 | 95

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.