Научная статья на тему 'МЕТОДИКА НАЛОГОВОГО АНАЛИЗА НА МИКРОУРОВНЕ'

МЕТОДИКА НАЛОГОВОГО АНАЛИЗА НА МИКРОУРОВНЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
18
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВАЯ БАЗА / НАЛОГОВЫЕ РИСКИ / НАЛОГОВАЯ НАГРУЗКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Жутяева С. А.

Отражены особенности налогового анализа. Рассмотрены основные этапы проведения налогового анализа организации. Изучено влияние налоговой нагрузки на эффективность работы организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS TAX ANALYSIS OF THE ECONOMIC ENTITY

The features of the tax analysis. The main stages of the tax analysis organization. The effect of the tax burden on the efficiency of the organization.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИКА НАЛОГОВОГО АНАЛИЗА НА МИКРОУРОВНЕ»

6. Мирзоян, В.А. Управление и лидерство: сравнительный анализ теорий лидерства [Текст] / В.А. Мирзоян // Вопросы философии. - 2013. - №

6. - С. 3 - 15.

7. Игебаева Ф.А. К вопросу о повышении эффективности управленческой деятельности на предприятиях АПК // Социально-политические науки. Международный межвузовский научный рецензируемый журнал. Москва, Издательский дом «Юр-ВАК», 2013, № 3 - С.13 - 15.

Жутяева С.А. доцент

кафедра «Международные финансы и бухгалтерский учет» Санкт-Петербургский университет управления и экономики

Россия, г. Санкт-Петербург Zhutyaeva S.

associate Professor of department«International Finance and

Accounting »

St. Petersburg University of Management and Economics

Saint Petersburg, Russia МЕТОДИКА НАЛОГОВОГО АНАЛИЗА НА МИКРОУРОВНЕ METHODS TAX ANALYSIS OF THE ECONOMIC ENTITY Аннотация: Отражены особенности налогового анализа. Рассмотрены основные этапы проведения налогового анализа организации. Изучено влияние налоговой нагрузки на эффективность работы организации.

Ключевые слова: налоговые обязательства, налоговая база, налоговая нагрузка, налоговые риски

Abstract: The features of the tax analysis. The main stages of the tax analysis organization. The effect of the tax burden on the efficiency of the organization.

Key words: tax liability, the tax base, the tax burden and tax risks.

Налоговый анализ дает информацию о реальном состоянии налогового поля экономического субъекта. Налоговый анализ - это процесс комплексного изучения и оценки налогообложения субъектов предпринимательства с целью выявления возможных и прогнозных резервов оптимизации налоговой нагрузки. [3]

Налоговый анализ на макроуровне проводится в разрезе основных бюджетообразующих налогов, а именно налога на прибыль организаций, НДС, налога на доходы физических лиц, акцизов, налога на добычу полезных ископаемых, налога на имущество организаций [4].

Налоговый анализ по совокупности налогов целесообразно проводить раз в год, и разделять на анализ внешней налоговой среды (изучение применяемой системы налогообложения; анализ возможности применения альтернативных налоговых режимов, налоговых льгот) и анализ внутренней налоговой среды (изучение учетной политики; анализ ее влияния на налоговые расходы).

Методику налогового анализа экономического субъекта можно представить следующими этапами [2]:

1. Анализ налоговых обязательств. Анализ динамики и структуры налоговых обязательств, выявление факторов и причин, повлиявших на их изменения (по каждому виду налога или сбора). Регулярные переплаты и задолженности отрицательно характеризуют существующую на предприятии налоговую систему, в которой отсутствует использование методов налогового анализа, планирования и прогнозирования в корпоративном налоговом менеджменте.

2. Анализ налоговой базы. Так как в каждом из рассмотренных периодов на изменение суммы налога влияет показатель налоговой базы, целесообразно исследовать факторы, которые привели к ее уменьшению за исследуемый период.

3. Анализ налоговой нагрузки. Существует много способов расчетов относительного показателя налоговой нагрузки организации, которые отличаются составом включаемых налогов в расчет и показателями, с которыми их соотносят. В основном исследования налоговой нагрузки «нацелены на предложение универсального показателя, позволяющего сравнивать уровень налогообложения в различных отраслях».

По методике Федеральной налоговой службы [1] налоговая нагрузка организации за определенный период определяется по следующей формуле:

Нн= НуплДХ 100%,

где Нн - налоговая нагрузка за период в %;

Нупл - сумма всех уплаченных налогов и сборов за период за исключением налогов, уплаченных организацией в качестве налогового агента, налогов, возвращенных организации налоговыми органами на расчетный счет;

Д - сумма выручки исключением налога на добавленную стоимость и акцизов.

Если общий коэффициент налоговой нагрузки составляет от 20 до 25%, это означает, что система налогового планирования на предприятии работает эффективно. Если общий коэффициент налоговой нагрузки составляет от 25 до 40%, это означает, что система налогового планирования работает недостаточно эффективно. Организации можно рекомендовать привлечь налогового консультанта, чтобы выявить слабые места в системе бухгалтерского учета и разработать способы оптимизации налогообложения. Если общий коэффициент налоговой нагрузки составляет от 40 до 70%, организация нуждается в серьезном пересмотре используемой системы налогообложения и рассмотрении альтернативных вариантов. Если общий коэффициент налоговой нагрузки составляет более 70%, т.е. фирма более 70% выручки отдает государству в виде налогов, то такой бизнес целесообразнее ликвидировать.

4. Анализ налоговых рисков. Налоговый риск как возможность финансовых и налоговых потерь, связанных с уплатой налогов и их оптимизацией. В настоящее время каждый налогоплательщик может

самостоятельно оценить, в какой степени он подпадает под налоговый риск, благодаря опубликованию 27 июня 2007 года Концепции системы планирования выездной налоговой проверки [1], где содержатся показатели таксировки налоговых рисков, используемых налоговыми органами в процессе отбора субъектов для проведения выездных налоговых проверок.

Таким образом, информация, формируемая в ходе налогового анализа, позволяет принимать обоснованные управленческие решения, для легальной минимизации налоговых платежей, и максимизации прибыли, что в конечном итоге дает экономическому субъекту объективную возможность направить финансовые ресурсы на поддержание и развития производства.

Использованные источники%

1. Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок: [Приказ ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ (ред. от 10.05.2012)] // Справочная правовая система «КонсультантПлюс» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=129610 (дата обращения: 01.09.2015).

2. Жутяева, С.А. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: учебное пособие / С. А. Жутяева, Л. Н. Минеева, А. Ю. Усанов. Саратов, 2010.

3. Савицкая, Г.В. Анализ эффективности деятельности предприятия / Г. В. Савицкая. - М.: Новое знание.- 2010. - 234 с.

4. Попова, Л.В. Налоговый анализ: учебное пособие / Л.В. Попова, Н.Г. Варакса, Е.Г. Дедкова. - Орел: ФГОУ ВПО «Госуниверситет - УНПК», 2011. - 165 с.

Зайцев А.Г., к. э. н.

доцент, заведующий кафедрой менеджмента и маркетинга

Хапилина С.И. магистрант 1 курса факультет экономики и управления ФГБОУ ВО «ОГУ имени И.С. Тургенева»

Россия, г. Орел

МАРКЕТИНГОВАЯ ОЦЕНКА ФИНАНСОВЫХ АСПЕКТОВ ДОСТИЖЕНИЯ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО РАВНОВЕСИЯ

В статье приведены результаты оценки отдельных аспектов финансовой деятельности региона на основе методологии маркетинга. Характеризуются основные условия достижения макроэкономического равновесия на региональном потребительском рынке.

Ключевые слова: макроэкономическое равновесие, критерии оценки, ценовая политика, спрос, предложение.

The article presents the results of the evaluation of certain aspects of the financial activities of the region on the basis of marketing methodology. Characterized by the basic conditions to achieve macroeconomic balance in the regional consumer market.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.