Научная статья на тему 'Методика на выявление «Буллинг-структуры»'

Методика на выявление «Буллинг-структуры» Текст научной статьи по специальности «Ветеринарные науки»

CC BY
27215
3955
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БУЛЛИНГ / "БУЛЛИНГ-СТРУКТУРА" / МЕТОДИКА

Аннотация научной статьи по ветеринарным наукам, автор научной работы — Норкина Е.Г.

В данной статье рассматривается понятие буллинг, описывается «буллинг-структура», дается характеристика участников буллинга. Так же в статье приведена авторская методика, целью которой является определение «буллинг-структуры».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методика на выявление «Буллинг-структуры»»

УДК 37.013.42:159.9.072.43

Норкина Е. Г.

студентка группы 51 -ЕЗСП Евпаторийский институт социальных наук (филиал) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского»

г. Евпатория

МЕТОДИКА НА ВЫЯВЛЕНИЕ «БУЛЛИНГ-СТРУКТУРЫ»

В данной статье рассматривается понятие буллинг, описывается «буллинг-структура», дается характеристика участников буллинга. Так же в статье приведена авторская методика, целью которой является определение «буллинг-структуры».

Ключевые слова: буллинг, «буллинг-структура», методика.

В последнее время в психолого-педагогической литературе появился новый термин «буллинг». И хотя термин новый явление, которое он обозначает довольно старое и всем хорошо известное. В связи с тем, что проблема буллинга малоисследована, до сих пор нет точного научного определения.

Как отмечает Е.Н. Ожиева буллинг — довольно новое понятие в жизни современного человека. Из повседневного определения это слово преобразовалось в международный термин и содержит в себе ряд проблем: социальных, психологических, юридических и педагогических

[5].

По определению Е.С. Илларионовой буллинг - это запугивание, психологический или физиологический террор, агрессия, направленная на подчинение себе другого человека или вызывание у него чувства страха [3].

По определению А. И. Аверьянова буллинг — это особый вид насилия, когда один человек (или группа) физически нападает или угрожает другому человеку (группе), последний из которых слабее и не может себя защитить ни физически, ни морально [1].

Как отмечает О.Л. Глазман для того, чтобы лучше понять индивидуально -психологические особенности участников буллинга, необходимо понять, какие позиции они занимают и какие роли играют, т.е. определить «буллинг-структуру» [2, С. 161].

«Буллинг-структуру» как социальную систему, предложенную Е. Роландом, описывает Д. Лейн, включающую обидчиков (преследователей агрессоров, хулиганов), их жертв и свидетелей (наблюдателей) [4].

Еще одну классификацию «буллинг-структуры» описывает О.Л. Глазман, которая состоит из:

1. Инициаторов (обидчиков), характеризуются как индивиды, обладающие высоким потенциалом общей агрессивности. Они «нападают» не только на своих жертв, но и на педагогов и родных.

2. Помощников инициатора характеризуются стремлением помогать и подражать «обидчику». Они пользуются прямым буллингом, именно они обзывают и бьют.

3. Защитников «жертвы», как правило, защитники обладают наибольшим авторитетом среди одноклассников. Они реже всех проявляют буллинг по отношению к сверстникам и реже подвергаются буллингу.

4. Жертв. Такие дети испытывают психологическое насилие, изолированность и одиночество, ощущение опасности и тревоги. «Жертвам» буллинга свойственно проявление симптомов депрессии, высокий уровень тревожности и иные сходные отрицательные эмоциональные проявления.

5. Наблюдателей (свидетелей). В ситуациях буллинга в роли «свидетелей» находится большинство детей во всем своем многообразии и разнородности [2, С. 162-163].

На основании предложенной классификации «буллинг-структуры», нами была создана

авторская методика, целью которой является определение ролей и позиций, занимаемых подростками в буллинге. Данный тест предназначен для подростков. Состоит из 25 вопросов, три из которых позволяют узнать о наличии насилия в классе, как со стороны учеников, так и педагогов.

«Буллинг-структура»

1. Среди одноклассников у меня много друзей:

A) да, я дружу со всеми; Б) у меня есть пару друзей;

B) нет, я ни с кем не дружу;

Г) мне бы хотелось дружить со всеми.

2. Для меня важна внешность окружающих:

A) да, если человек мне не симпатичен, я не буду с ним общаться; Б) нет, главное, чтобы человек был интересен;

B) я сам страдаю из-за своей внешности;

Г) конечно, если человек не обладает хорошей внешностью, он не заслуживает ничего хорошего.

3. В моем классе есть ребята, которые мне не приятны:

A) да, один или два;

Б) нет, мне приятны все;

B) мне все не нравятся;

Г) да, но они не приятны всем в классе.

4. Мне кажется, что мои одноклассники лучше меня:

A) да, во всем; Б) иногда;

B) нет, на меня все равняются;

Г) нет, я не чувствую себя хуже других.

5. Если мой одноклассник пришел в очках:

A) буду общаться с ним так же как всегда; Б) буду смеяться над ним;

B) перестану с ним общаться;

Г) буду общаться только тогда, когда не видят другие ребята.

6. У меня очень дружный класс:

A) да мы очень дружны;

Б) нет, мы почти не общаемся;

B) в основном да, если не считать некоторых; Г) у нас есть ребята, которые всех «задирают».

7. Я часто испытываю чувство одиночества и тревоги:

A) да; Б) нет;

B) иногда; Г) часто.

8. Если при мне обижают одноклассника, я чувствую:

A) облегчение, хорошо, что меня это не касается;

Б) не справедливость и заступаюсь за одноклассника;

B) ничего не чувствую, наверняка он это заслужил; Г) мне нет до этого никакого дела.

9. Я бы хотел проводить больше времени с одноклассниками:

A) да, но это бывает редко;

Б) мы и так постоянно проводим свободное время вместе;

B) нет, мне с ними не интересно;

Г) нет, потому что некоторые ребята все портят.

10. Мне кажется, что мои одноклассники не хотят со мной общаться:

A) да это так и мне это неприятно; Б) нет, со мной все дружат;

B) да, но меня это устраивает;

Г) это я не хочу с ними общаться.

11. У нас в классе есть пару ребят, на которых все равняются:

A) да, я думаю, что я один из них; Б) да, но они этого не заслуживают;

B) нет, у нас таких нет;

Г) да, я тоже на них равняюсь.

12.Когда меня ругают, я испытываю чувство гнева:

A) да; Б) нет;

B) иногда; Г) часто.

13. В нашем классе есть несколько ребят, которых все боятся:

A) да, они всех унижают, а иногда и бьют; Б) нет, у нас таких нет;

B) я и сам из их числа — меня все боятся;

Г) конечно, так и должно быть, это нормально.

14. Мне бы хотелось учиться в другом классе или школе:

A) да, мне не нравится наш коллектив; Б) нет, меня все устраивает;

B) иногда, после ссоры с одноклассниками; Г) нет, а вдруг там будет хуже.

15. Мне кажется, что с помощью силы можно решить любую проблему:

A) да это самый действенный способ; Б) нет, лучше решать «мирным» путем;

B) иногда без этого не обойтись;

Г) все зависит от обстоятельств и от людей.

16. В моем классе есть один (несколько) человек, с которыми никто не дружит

A) да и мне их жаль; Б) нет, мы все дружим;

B) да, но они этого заслуживают; Г) я сам из их числа.

17. Мне кажется, что в нашем классе часто происходят акты насилия (обзывания, насмешки, обидные жесты или действия):

A) да, постоянно ссоры и драки; Б) нет, у нас такого не бывает;

B) почти нет, если не считать пару случаев; Г) конечно, так и должно быть.

18. Если я увижу драку между одноклассниками то я:

A) пройду мимо это меня не касается;

Б) обязательно остановлюсь и посмотрю;

B) сниму это все на телефон, и после размещу в интернете, пусть все увидят; Г) попытаюсь остановить драку и выяснить в чем дело.

19. Мне кажется, что в коллективе меня недооценивают:

A) да; Б) нет;

B) иногда; Г) часто.

20. По-моему педагоги в школе унижают и оскорбляют учащихся:

A) да; Б) нет;

B) иногда; Г) часто.

21. Если бы мой класс был на корабле, я бы стал:

A) капитаном;

Б) помощником капитана;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

B) обычным матросом; Г) юнгой.

22. Если у человека изъяны во внешности (бородавки, косоглазие, ожирение и др.):

A) это повод для насмешек; Б) я с таким не буду общаться;

B) меня это не беспокоит, буду общаться;

Г) не буду общаться, чтобы не уронить свою репутацию.

23. Если при мне кто-то подвергается насмешкам:

A) я буду поступать так же как все; Б) встану на его защиту;

B) один из первых стану смеяться над ним;

Г) ничего делать не буду, меня это не касается.

24. Я часто огорчаюсь, когда не пользуюсь успехом в классе:

A) да, для меня это очень важно; Б) нет-мне все равно;

B) я всегда пользуюсь успехом;

Г) нет, я никогдане был успешен в классе.

25. Я нуждаюсь в поддержке одноклассников:

A) да; Б) нет;

B) иногда; Г) часто.

Таблица 1 — Ключ

№ Инициатор Помощник Защитник Жертва Наблюдатель

1 А Б А Б Г

2 Г А Б В Б

3 Г Г Б А В

4 В Г В Б В

5 В Б А А Г

6 А Б Г Г Г

7 Б В Б А В

8 Г В Б Г А

9 Б В А В Г

10 Б Г Б В А

11 А В А Б Б

12 А Г В В Б

14 Б б В Г А

15 Г А Б В Г

16 Б В А Г В

18 Б В Г А Б

Продолжение таблицы 1

№ Инициатор Помощник Защитник Жертва Наблюдатель

19 Б А Б Г В

21 А Б А Г В

22 Г А В В Г

23 А В Б Г А

24 В А Б Г Б

25 В Г Б В А

За каждый совпавший ответ по отдельной шкале начисляется по баллу. Ответы на вопросы 13, 17 и 20 позволяет узнать о наличии насилия в классе, как со стороны учеников, так и педагогов.

Таким образом, данная методика дает возможность социальному педагогу или психологу определить «буллинг-структуру» в классе, для дальнейшей работы по профилактике школьного буллинга. Методику рекомендуется применять в совокупности с методикой диагностики межличностных и межгрупповых отношений Дж. Морено «Социометрия».

Литература

1. Аверьянов А.И. Буллинг как вызов современной школе / А.И. Аверьянов [Электронный ресурс]: - Режим доступа // http://www.sworld.com.ua/konfer30/531.pdf

2. Глазман О.Л. Психологические особенности участников буллинга / О.Л. Глазман // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. -2009. - № 105. - С. 159-165.

3. Илларионова Е.С., Шалагинова К.С. Проблема буллинга в подростковом возрасте / Е.С. Илларионова, К.С. Шалагинова // Материалы V Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум» [Электронный ресурс]: -Режим доступа // http://www.scienceforum.ru/2013/178/2003

4. Лейн Д.А. Школьная травля (буллинг) / Д.А. Лейн [Электронный ресурс]: - Режим доступа // http://www.psyoffice.ru/page,3,3548-ljejjn-djevid-a.-shkolnaja-travlja-bulling..html

5.Ожиева Е.Н. Буллинг как разновидность насилия. Школьный буллинг / Е.Н. Ожиева [Электронный ресурс]: - Режим доступа //

http://www.rusnauka.com/33_NIEK_2008/Psihologia/37294.doc.htm

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.