Научная статья на тему 'Методика маржинального анализа финансовых результатов в интегрированных структурах маслодельного кластера'

Методика маржинального анализа финансовых результатов в интегрированных структурах маслодельного кластера Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
139
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — С В. Короткевич

Рассмотрены проблемы совершенствования и адаптации методики маржинального анализа финансовых результатов к условиям хозяйствования предприятий сельскохозяйственной и перерабатывающей сфер маслодельного кластера. Отдельным фактором влияния на финансовые результаты выделен показатель качества реализованной продукции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNIQUE OF MARGINAL ANALYSIS OF FINANCIAL RESULTS IN THE INTEGRATED STRUCTURES OF BUTTER CLUSTER

The author has considered the problems of perfection and adaptation of marginal analysis of financial results to modern conditions of the enterprises' managing in agricultural and processing spheres of butter cluster. The indicator of quality of products sold is shown as the separate factor of influence on financial results.

Текст научной работы на тему «Методика маржинального анализа финансовых результатов в интегрированных структурах маслодельного кластера»

УДК658.14/17:637.2

МЕТОДИКА МАРЖИНАЛЬНОГО АНАЛИЗА ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ В ИНТЕГРИРОВАННЫХ СТРУКТУРАХ МАСЛОДЕЛЬНОГО КЛАСТЕРА С. В. КОРОТКЕВИЧ, ассистент УО " Белорусская государственная сельскохозяйственная академия"

TECHNIQUE OF MARGINAL ANALYSIS OF FINANCIAL RESULTS IN THE INTEGRATED STRUCTURES OF BUTTER CLUSTER

S. KARATKEVICH, the assistant The Establishment of Education "The Belorussian State Agricultural Academy"

Рассмотрены проблемы совершенствования и адаптации методики маржинального анализа финансовых результатов к условиям хозяйствования предприятий сельскохозяйственной и перерабатывающей сфер маслодельного кластера. Отдельным фактором влияния на финансовые результаты выделен показатель качествареализованной продукции.

The author has considered the problems of perfection and adaptation ofmarginal analysis of financial results to modern conditions of the enterprises' managing in agricultural and processing spheres of butter cluster. The indicator of quality ofproducts sold is shown as the separate factor of influence on financial results.

Введение. Финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности.

Прибыль является одной из основных экономических категорий рыночного хозяйства. Она является показателем, в котором отражаются эффективность производства, объем и качество произведенной продукции. Динамика и качество прибыли оказывают влияние на обобщающие показатели финансовой устойчивости, деловой активности, инвестиционной привлекательности хозяйствующего субъекта [1].

Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности, окупаемость затрат и т. д. Они более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или потребленными ресурсами [2].

Объем реализации продукции, величина прибыли и уровень рентабельности зависят от производственной, снабженческой, сбытовой и

маркетинговой деятельности предприятия. Иначе говоря, эти показатели отражают все стороны хозяйствования.

В связи с этим особую актуальность в условиях динамично изменяющейся внешней и внутренней среды предприятия приобретает анализ финансовых результатов деятельности предприятия.

Так, И.П. Богомолова и Е.Б. Трунова отмечают, что анализ финансовых результатов является одним из важнейших аспектов исследования хозяйственной деятельности предприятия. Изучение состава и структуры прибыли, проведение факторного анализа результата от реализации необходимы для оценки финансовых показателей и экономического прогнозирования [3].

По мнению В. В. Бурцева, умение грамотно анализировать хозяйственную деятельность предприятия во многом определяет способность руководства обосновывать и принимать оптимальные управленческие решения, обеспечивающие в конечном итоге конкурентоспособность предприятия, его эффективное функционирование и развитие [4].

В настоящее время большой интерес вызывает методика маржинального анализа финансовых результатов, в основу которой положено деление производственных и сбытовых затрат в зависимости от объема производства на постоянные и переменные [5]. В отличие от сложившейся методики анализа прибыли и рентабельности, которая применяется на отечественных предприятиях, использование методики маржинального анализа дает возможность более эффективно управлять процессом формирования величины прибыли от хозяйственной деятельности, что возможно только при условии организации планирования и учета затрат с их делением на переменные и постоянные [2, 6].

Целью работы является разработка методики адаптации маржинального анализа финансовых результатов к условиям хозяйствования предприятий маслодельного кластера.

Материалы и методы. В процессе исследований были разработаны и применялись многофакторные индексные модели, в которых в максимальной степени учтены элементы и статьи затрат многоуровневого маслодельного кластера. Информационной базой для проведения исследований послужили данные годовых отчетов сельскохозяйственных организаций Горецко-го района Могилевской области и ОАО " Горецкий маслодельно-сыродельный завод" за2006-2007 гт, как предприятий, составляющих сельскохозяйственную и перерабатывающую сферы территориального маслодельного кластера.

Результаты и предложения. В соответствии с методикой маржинального анализа при изучении факторов изменения прибыли и прогнози-

рования ее величины используют следующую модель:

П = УРП ■ (р - Ь) - А , (1)

где П - прибыль;

р - цена единицы продукции;

Ь - переменные затраты на единицу продукции;

А - постоянные затраты;

УРП - объем реализации продукции.

В свою очередь, модель маржинального анализа рентабельности продукции имеет следующий вид:

П УРП ■ (р - Ь) - А

К = — =-—--- . (2)

З УРП ■ Ь + А

Справедливо мнение Н.Т. Рафиковой и Р.Р. Бакировой, что в условиях хозяйствования, когда предприятия терпят убытки, более правильным будет использовать для маржинального анализа результатов деятельности показатель окупаемости затрат [7]. Модель маржинального анализа окупаемости затрат будет иметь следующий вид:

А УРП

+ Ь

(3)

ч

где д - окупаемость затрат;

р - цена реализации единицы продукции;

А - постоянные затраты;

УРП - объем реализации продукции;

Ь - удельные переменные затраты.

Как отмечает Г. В. Миренкова, проблема окупаемости затрат и получения прибыли в рыночной экономике важна для любой устойчивой экономики, а включение в систему показателей маржинального анализа наряду с такими экономическими категориями, как себестоимость, прибыль, постоянные и переменные затраты показателей размера поголовья, продуктивности и т. д., позволит более полно реализовать возможности данного вида анализа для поиска резервов повышения эффективности производства и его устойчивости [8].

Известно, что химический состав отдельных видов продукции сельского хозяйства не является постоянным. В частности, химический состав молока (содержание в нем жира, белка, сахара) может значительно из-

меняться под влиянием целого ряда факторов, а следовательно, изменяется и его качество. Особенно большие колебания наблюдаются в содержании в молоке жира - одного из главных веществ, определяющих физико -химические, технологические и потребительские свойства молока как готового продукта и сырья для переработки [9]. Так, в маслодельной промышленности качество и особенно жирность молока, не только определяет качество конечного продукта (животного масла), но и в значительной степени влияет на затраты по переработке.

Поэтому для совершенствования и адаптации методики маржинального анализа к условиям маслодельного кластера, а также углубленного изучения комплекса факторов, участвующих в процессе формирования финансовых результатов и возможности изучения взаимосвязи результатов деятельности в сельскохозяйственной и перерабатывающей сферах маслодельного кластера предлагается проводить маржинальный анализ окупаемости затрат с учетом качества реализованной продукции.

Расширение модели (3) за счет представления постоянных и удельных переменных затрат по статьям позволит более детально проанализировать изменение окупаемости затрат от реализации условной продукции (молочного жира) в сельскохозяйственной и перерабатывающей сферах маслодельного кластера.

Так, в сельскохозяйственной сфере маслодельного кластера маржинальный анализ окупаемости затрат при производстве и реализации условной продукции необходимо производить по аддитивно-мультипликативной модели (4):

Ч =->

ОС + УП (4)

--+ от + к + ру + пз V4','

УРП ■ Ж/100

где ОС - затраты на содержание основных средств; УП - затраты по организации и управлению; Ж - жирность реализованного молока;

от - затраты на оплату труда в расчете на 1 т молочного жира; к - затраты на корма в расчете на 1 т молочного жира; ру - затраты на работы и услуги в расчете на 1 т молочного жира; пз - прочие прямые затраты в расчете на 1 т молочного жира. В перерабатывающей сфере (при производстве животного масла) модель анализа окупаемости затрат от реализации молочного жира можно представить следующим образом:

д =->

ОПР + ОХР + КР (5)

----+ см + пс + тр + вм + тэ + от (5)

УРП ■ Ж100

где ОПР - общепроизводственные расходы; ОХР - общехозяйственные расходы; КР - коммерческие расходы;

см - затраты на сырье и материалы в расчете на 1 т молочного жира; пс - плата за проценты по ссудам, полученным для расчетов со сдатчиками сырья в расчете на единицу молочного жира;

тр - транспортно-заготовительные расходы на единицу молочного жира; ем - расходы на вспомогательные материалы на технологические цели на единицу молочного жира;

тэ - расходы на топливо и энергию на технологические цели на единицу молочного жира;

от - расходы на оплату труда производственных рабочих на единицу молочного жира.

Результаты анализа влияния факторов на изменение уровня окупаемости затрат при реализации молочного жира в сельскохозяйственной и перерабатывающей сферах маслодельного кластера на основании разработанной модели адаптации маржинального анализа финансовых результатов к условиям хозяйствования предприятий территориального маслодельного кластера представлены в таблице.

Анализ показал, что уровень окупаемости затрат при реализации условной продукции (молочного жира) в сельскохозяйственной сфере территориального маслодельного кластера в 2007 г. по сравнению с 2006 г. увеличился на 7,9 %. Основное влияние на рост окупаемости затрат оказало увеличение закупочных цен на молоко. Так, в 2007 г. по сравнению с уровнем 2006 г. окупаемость затрат за счет роста средней закупочной цены на молоко увеличилась на 17,9 %.

Кроме того, положительное влияние на окупаемость затрат в сельскохозяйственной сфере оказали такие факторы, как увеличение объема реализации молочного сырья на предприятия переработки и повышение его качества, а также увеличение расходов на кормление молочного стада крупного рогатого скота (табл.).

Несмотря на положительную динамику окупаемости затрат в сельском хозяйстве, ряд факторов все же вызвал ее понижение: рост расходов на содержание основных средств, организацию производства и управление, оплату труда, работы и услуги.

В перерабатывающей сфере территориального маслодельного кластера также произошло увеличение уровня окупаемости затрат при реализа-

Таблица - Результаты маржинального анализа окупаемости затрат при реализации условной продукции территориального маслодельного кластера_

Индексы изменения оку-

Показатели паемости затрат при реализации 1 т условной продукции

I сфера маслодельного кластера (сельское хозяйство)

Изменение уровня окупаемости затрат при реализации ус-

ловной продукции - всего 1,079

В том числе за счет:

цены реализации 1 т условной продукции 1,179

объема реализации условной продукции 1,002

из них:

за счет объема реализации молока 1,001

жирности реализованного молока 1,001

постоянных расходов 0,995

из них за счет:

расходов на содержание основных средств 0,975

расходов по организации производства и управлению 0,979

удельных переменных расходов 0,956

из них за счет:

расходов на оплату труда 0,986

расходов на корма 1,013

расходов на работы и услуги 0,992

прочих прямых затрат 0,965

II сфера маслодельного кластера (переработка)

Изменение уровня окупаемости затрат при реализации ус-

ловной продукции - всего 1,101

В том числе за счет:

средней цены реализации 1 т условной продукции 1,373

объема реализации условной продукции 1,022

из них:

за счет объема реализации животного масла 1,022

жирности реализованного животного масла 1,000

постоянных расходов 0,955

из них за счет:

общепроизводственных расходов 0,993

общехозяйственных расходов 0,963

коммерческих расходов 0,999

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

удельных переменных расходов 0,822

из них за счет:

расходов на сырье и материалы 0,835

процентов по ссудам, выданным для расчетов со сдат-

чиками сырья 0,997

транспортно-заготовительных расходов 0,999

расходов на вспомогательные материалы 1,000

расходов на топливо и энергию 0,991

расходов на оплату труда 0,997

Примечание. Рассчитано С.В. Короткевич по данным годовых отчетов предприятий террито-

риального маслодельного кластера 2006-2007 гг. на основании разработанной методики.

ции условной продукции. Так, за счет роста средней цены реализации молочного жира окупаемость затрат в 2007 г. по сравнению с уровнем 2006 г. увеличилась на 37,3 %, а за счет увеличения объема реализации условной продукции - на 2,2 % (см. табл.). Тем не менее рост постоянных и удельных переменных расходов на производство и реализацию условной продукции перерабатыващей сферы территориального маслодельного кластера снизил уровень окупаемости затрат на 4,5 и 17,8 % соответственно.

Заключение. Адаптация методики маржинального анализа финансовых результатов к условиям хозяйствования предприятий различных сфер маслодельного кластера позволяет:

- выделить в отдельные факторы влияния на результаты деятельности предприятий не только объем реализации продукции, цены реализации, переменные затраты на единицу продукции и общую сумму постоянных затрат, но и качество реализованной продукции;

- более эффективно управлять процессом формирования величины прибыли, рентабельности и уровня окупаемости затрат;

- установить взаимосвязь результатов деятельности предприятий сельскохозяйственной и перерабатывающей сфер маслодельного кластера.

Список использованной литературы

1. Ендовицкий, Д. А. Формирование и анализ показателей прибыли организации / Д. А. Ендовицкий // Экономический анализ: теория и практика. - 2004. -№ 15. - С. 14-25.

2. Савицкая, Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятий АПК: учеб. пособие / Г.В. Савицкая. - Минск: Новое знание, 2006. - 652 с.

3. Богомолова, И.П. Управление прибылью, рентабельностью мукомольного предприятия с использованием аналитических подходов / И.П. Богомолова, Е.Б. Трунова // Экономический анализ: теория и практика. - 2007. - № 21. -С. 17-24.

4. Бурцев, В.В. Сущность комплексного экономического анализа в современных условиях / В. В. Бурцев // Экономический анализ: теория и практика. -2004. - № 8. - С. 3-9.

5. Косьмина, О.И. Экономический анализ в системе управления: опыт применения методики маржинального анализа сб. науч. тр. СевКав ГТУ; под ред. Б.М. Синельникова / О.И. Косьмина // Серия "Экономические науки" / СевКав ГТУ. - Ставрополь [Электронный ресурс]. - 2002. - Режим доступа: http:// www.science.ncstu.ru/articles/econom/8/24.pdf. - Дата доступа: 10.12.2007.

6. Теория анализа хозяйственной деятельности: учебник / Л.И. Кравченко [и др.]; под общ. ред. Л.И. Кравченко. - Минск: Новое знание, 2004. - 384 с.

7. Рафикова, Н.Т. О предпосылках индексного анализа прибыли и окупаемости затрат / Н.Т. Рафикова, Р.Р. Бакирова // Экономический анализ: теория и практика. - 2006. - № 14. - С. 15-19.

8. Миренкова, Г.В. Методика маржинального анализа в информационной системе аграрного производства / Г.В. Миренкова // Проблемы экономики: сб. науч. тр. / Ин-т экономики НАН Беларуси. - Минск, 2007. - Вып. 4. - С. 156-163.

9. Халималов, М.М. Основные направления повышения экономической эффективности производства продукции скотоводства в хозяйствах Дагестана: автореф. ... дис. д-ра экон. наук: 08.00.05 / М.М. Халималов; Дагестанская гос. с.-х. акад. - Махачкала, 2007. - 49 с.

Информация об авторе

Короткевич Светлана Владимировна - ассистент кафедры статистики и экономического анализа УО "Белорусская государственная сельскохозяйственная академия". Информация для контактов: тел. (раб.) 8(02233) 5-94-93. E-mail: [email protected]

Дата поступления статьи - 5 мая 2009 г.

УДК631.145:636.5 (476)

ПРЕДПОСЫЛКИ И НЕКОТОРЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ПТИЦЕПРОДУКТОВОГО ПОДКОМПЛЕКСА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

И. Г. КОЩИЦ, аспирантка УО " Белорусская государственная сельскохозяйственная академия"

PREMISESES AND SOME DIRECTIONS OF DEVELOPMENT OF POULTRY SUBCOMPLEX OF BELARUS I. KOSHCHIC, the post-graduate student The Establishment of Education "The Belorussian State Agricultural Academy"

Надежное обеспечение населения Reliable supply of population of the

страны продуктами питания - одна из country with foodstuffs is one of the main

главных задач, решение которой связано tasks which decision is connected with for-

с формированием полноценного рынка mation of the full-grown market of the food-

продовольствия. Важная роль в обеспе- stuff. The important role in the guarantee

чении продовольственной безопасности of food safety is allocated branches of poul-

отводится отрасли птицеводства как try farming as most developed branch of

наиболее развитой отрасли мясного под- meat subcomplex of Belarus. In the article

комплекса Республики Беларусь. В ста- the author shows the modern condition and

тье изложены современное состояние и tendencies of development of poultry sub-

тенденции развития птицепродуктово- complex, prospects of its functioning in

го подкомплекса, перспективы его функ- conditions of constantly increasing com-

ционирования в условиях постоянно воз- petition and overstocking of the market

растающей конкуренции и затоварива- with similar products. ния рынка аналогичной продукцией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.