Научная статья на тему 'МЕТОДИКА М. МОНТЕССОРИ В РАЗВИТИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ'

МЕТОДИКА М. МОНТЕССОРИ В РАЗВИТИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
679
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
методика М.Монтессори / познавательная активность / дети с задержкой речевого развития. / methods by M. Montessori / cognitive activity / children with delayed speech development (DSD).

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лоза И. С.

В данной статье рассматривается использование материалов методики М. Монтессори как средства развития познавательной активности детей с задержкой психического развития. Методика M. Монтессори играет важную роль в обучении и расценивается как одна из эффективных стратегий психического и физического развития детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Montessori technique for cognitive development of children with mental retardation

The article considers using M. Montessori method as a means for developing cognitive activity in children with mental retardation. The method by M. Montessori plays an important role in learning and is regarded as one of the most effective strategies for mental and physical development of children.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИКА М. МОНТЕССОРИ В РАЗВИТИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ»

УДК 373.1.02:372.8

МЕТОДИКА М. МОНТЕССОРИ В РАЗВИТИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Ацдатпа

Bul maqalada psihikalyq damyy tejelgen ba-lalardyn tanymdyq belsendiligin damyty qura-ly retinde M.Montessori adisnamasynyn mate-rialdaryn qoldany qarastyrylady. M. Matessoridin adistemesi oqyda manyzdy rol atqarady jane balalardyn psihikalyq jane fizikalyq damyynyn tiimdi strategialarynyn biri retinde qarastyrylady.

Аннотация

В данной статье рассматривается использование материалов методики М. Монтессори как средства развития познавательной активности детей с задержкой психического развития. Методика M. Монтессори играет важную роль в обучении и расценивается как одна из эффективных стратегий психического и физического развития детей.

Annotation

The article considers using M. Montessori method as a means for developing cognitive activity in children with mental retardation. The method by M. Montessori plays an important role in learning and is regarded as one of the most effective strategies for mental and physical development of children.

Ребёнок учится легко, не замечая,

что учится!

М. Монтессори.

Мария Монтессори, итальянский врач, создатель педагогической системы, которая основана на идее свободного воспитания, писала, что каждое движение ребёнка - это ещё одна из складочек в коре больших полушарий головного мозга. Различные тренировки в обычной жизни играют важную роль для развития де-тей[5]. Поэтому на логопедических занятиях

Лоза И.С.,

учитель-логопед, средняя школа №16, г.Костанай

Неггзгг свздер: M.Montessori adistemeleri, tanymdyq belsendiligi, soiley damyy tejelgen balalar(ZPR)

Ключевые слова: методика М.Монтессори, познавательная активность, дети с задержкой речевого развития.

Keywords: methods by M. Montessori, cognitive activity, children with delayed speech development (DSD).

t* s x

<c m о

ro

w О

О О

w ^

о

о. С

ш

X X

о S

<с m О X

X

s

*

К х

<С т о

го

£ РЧ

О

л

о о м

я о

о. С

ш л

X X

о к я <с т О X

X X

мы часто используем её методики, так как они способствуют развитию познавательной активности ребёнка.

В настоящее время наблюдается тенденция к увеличению количества детей с проблемами в развитии. Особую тревогу вызывает рост количества детей с задержкой психического развития (ЗПР).

Дети ЗПР - многочисленная категория, разнородная по всему составу, но преимущественно у таких детей проявляется замедление в развитии познавательной активности.

Познавательное развитие ребенка -сложный процесс. Он имеет свои направления, закономерности и особенности, изучение которых позволяет выделить его в самостоятельный вид детской активности с собственными задачами, содержанием и методикой. Познавательная активность при правильной педагогической организации деятельности дошкольника может и должна стать устойчивой чертой личности будущего школьника[4].

Как же стимулировать познавательную активность детей ЗПР, выработать потребность и способность к самостоятельной поисковой деятельности?

Для активизации познавательного интереса у детей с ЗПР актуально применение Монтессори - терапии - «лечебной» педагогики, основанной на принципах Марии Монтессори.

Актуальность применения данной методики состоит в следующем:

• эта система предоставляет ребенку свободу выбора;

• позволяет ребенку развиваться самостоятельно в его собственном темпе, соответственно его способностям и возможностям;

• использует в основе уникальную, подготовленную педагогическую среду, включающую специально разработанные Монтессори - материалы развивающего и исследовательского характера;

• помогает раскрытию потенциала

каждого ребенка;

• подходит для детей с различными нарушениями в развитии[3].

Главное внимание Монтесори уделяла развитию познавательных способностей детей, использовала для этого тщательно разработанные дидактические материалы, которые включают детей в интересную для них деятельность и соответствуют естественным потребностям ребёнка[1].

Монтессори материал не служит наглядным пособием, он является средством самообучения. При манипулировании с материалом к зрительным и слуховым ощущениям добавляются ещё и моторные (моторная память). Руки как инструмент познания помогают детям овладеть миром[2].

Весь дидактический материал располагается в пяти зонах. Такое деление помогает ребёнку найти нужный предмет без суеты и в гармонии с собственными желаниями. Направляясь в определённую зону, он, возможно, ещё не подозревает, какой именно предмет его там заинтересует, он просто движется навстречу своим наклонностям.

Зона практических навыков.

Это дом для маленького человека. Тут он учится самостоятельно обслуживать себя: стирать вещи, ухаживать за собой и своим жилищем. Множество замочков и застёжек, какие только можно встретить на одежде или в повседневной жизни, тоже расположены тут. Благодаря приобретённым в этой зоне навыкам, ребёнок приспосабливается к быту и без труда выполняет весь комплекс действий по уходу за собой.

Зона сенсорного развития.

Тут расположены различные материалы, помогающие ребёнку разобраться с формами, размерами, понятиями "больше" и "меньше". Также, задача этой зоны развить все чувства: слух, обоняние, зрение. Пособия в этой части выполнены из

Ц

различных материалов, призванных возбуждать осязание. Научиться концентрации внимания и усидчивости тоже можно в этой части комнаты.

Математическая зона.

Эта зона представляет собой набор разнообразнейших интересных материалов, с помощью которых ваш ребенок может научиться складывать и вычитать, познакомиться с геометрическими фигурами, научится понимать смысл арифметических действий.

На стеллажах в этой части комнаты собраны карточки с цифрами, материал по обучению счёту. Как и всегда в изучении математики, во время занятий в этом блоке у малыша развивается логическое и пространственное мышление, активизируется память и воспитывается внимательность

Зона речевого развития.

В детском возрасте, как ни в каком другом, происходит расширение словарного запаса, именно поэтому важно, чтобы ребенка окружала среда, дающая много новых впечатлений и ощущений для возможности освоения новых понятий. В этой зоне много материалов для изучения новых слов, составления предложений, координированной работы пальцев для подготовки к письму. Для, более старших детей, есть множество материалов для обучения письму и чтению.

Зона естествознания.

Тут сосредоточена информация об окружающем мире. О животных, планетах, истории, обычаях разных народов. Знакомясь с материалами этого блока, малыш получает основные знания, которые помогут ему ориентироваться в дальнейшем в географии, истории, биологии.

Непосредственный контакт ребенка с предметами или материалами, элементарные опыты с ними позволяют познать их свойства, качество, возмож-

ности, пробуждают любознательность, желание узнать больше. В ходе опытной деятельности дети с ЗПР учатся наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи, что является высоким показателем познавательной активности и одним из составляющих интеллектуальной готовности к школе. Многочисленные упражнения позволяют детям самостоятельно сделать открытия, овладевая при этом способами умственных действий. На конкретном материале даже младшие дети могут решать сложные задачи[6].

Вашему вниманию, хотелось бы предоставить несколько упражнений из богатейшего арсенала М. Монтессори.

Шершавые цифры.

Цель упражнения: утончение тактильного чувства. Изучение счета через тактильные ощущения. Подготовка к письму.

Материал: на табличках из картона наклеены шершавые цифры из бархатной бумаги.

Описание работы: ребенок ставит перед собой коробку с шершавыми цифрами и вынимает из нее одну из табличек. Например, табличку с цифрой «1». Учитель показывает ему, как можно двумя пальцами (средним и указательным) об- к

вести цифру, будто написать ее. Ребенок <

ю

повторяет это движение и в конце об- О ведения называет цифру. Он может повторить движение руки в воздухе, чтобы о лучше запечатлеть очертание конкретной цифры. щ

'—Ц

Комментарий: обучающие материа- о

лы по математике вводят ребенка в мир с

цифр и счета. Различие поверхностей из §

шершавой бумаги побуждают ребенка щ

вести рукой в направлении написания §

цифры, что способствует лучшему запо- ^

и

минанию, подготавливают к написанию о цифр. и

Перекладывание бусин пинцетом.

DU

Цель: развитие мелкой моторики. Утончение движений пальцев рук. Упражнения "Координация". Подготовка руки к письму.

Материал: на маленьком подносе лежат платформа с ячейками для бус, пинцет и стоит чашка с бусинами. Бусин ровно столько, сколько ячеек в форме.

Описание работы: ребенок ставит перед собой поднос с материалом. Он берет правой рукой (или левой, если он левша) пинцет и, аккуратно захватывая концами бусины из чашки, переносит их в луночки платформы. Когда платформа окажется заполненной, бусины с помощью пинцета перекладываются обратно в чашку.

Комментарий: это упражнение особенно хорошо тренирует координацию пальцев руки, которой ребенок потом будет писать мелкие буквы. Оно требует предельной концентрации внимания при работе и содержит в себе внутренний контроль. Если ребенок неловко сработал пинцетом, и бусина упала на поднос, он всегда может самостоятельно исправить свою ошибку. Работа требует большой точности в движениях [7].

В результате работы с автодидактическим материалом в развивающей пред-

га о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

го

£ W О

¡3

о о

W

о

о. X

ш ¡3

X X

о s

<с га о

X х s

метной среде, дети с ЗПР не только развивают свой интеллект, но и растут до потолка своих возможностей, всё выше и выше поднимая эту планку. Становятся более независимыми, самостоятельными и адаптированными.

ЛИТЕРАТУРА:

1.Хилтунен Е.А. Дети Монтессори. -М.: Издательство «Астрель», - 2008.

2.Афанасьеват Т.А., Сумнительный К.Е. Я люблю Монтессори. - М.: Издат. дом «Карапуз», 2004.

3.Монтессори М. Помоги мне сделать это самому. - М.: Издат. дом «Карапуз», 2000.

4.Щербакова Е., Голицина В. К вопросу о развитии познавательной активности // Дошкольное воспитание. - 1991. - №10. - С. 36.

5.Монтессори М. Дом ребенка: метод научной педагогики. - Гомель, 1993.

6. Монтессори Press [Электронный ресурс], режим доступа http:// montessori-press.ru, свободный (дата обращения: 10.10.2020г.)

7. Краски жизни [Электронный ресурс], режим доступа http://www. kraskizhizni.com, свободный (дата обращения: 10.10.2020г.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.