Методика логопедического воздействия при различных речевых патологиях Кузнецов А. П.
Кузнецов Алексей Петрович / Kuznecov Aleksej Petrovich - студент, кафедра специальной психологии и коррекционной педагогики,
Институт психологии и образования,
Казанский Федеральный Университет, г. Казань
Аннотация: статья посвящена анализу методики логопедического воздействия при различных речевых патологиях. Наука логопедия изучает нарушения речи, выявляет, разрабатывает, предлагает методы и средства устранения нарушений речи путем специального обучения и воспитания. Дефектологи в рамках логопедии занимаются исследованием первопричин, симптоматики, структуры нарушений речи.
Ключевые слова: коррекционная педагогика, логопедическое воздействие, речевые патологии.
На современном этапе развития общества государство предъявляет достаточно высокие требования к профессиональной подготовке выпускников общеобразовательных школ. В связи с этим большое значение приобретает сознательный выбор профессии молодежью в соответствии с личными возможностями и интересами [12, с. 115]. Выпускники коррекционной школы, как правило, не достигают такого уровня профессионального самопознания, который позволил бы им самостоятельно объективно оценить свои склонности и возможности. Однако при этом они понимают необходимость труда, выражают желание трудиться и стать полезными членами общества. Решающим фактором при выборе профессии взрослеющими учащимися становится влияние педагогов, воспитателей и система проводимой в школе профессиональной работы [12, с. 117].
Важным условием в процессе обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья является коррекция. Коррекция - это система психолого-педагогических мер, направленных на исправление, ослабление или сглаживание недостатков психического развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Это может быть, как исправление отдельных дефектов, так и целостное влияние на личность ребёнка в целях достижения положительного результата в процессе коррекции учебно-воспитательной работы [16, с. 91]. Логопедия в переводе с греческого языка означает «воспитание правильной речи».
Предметом логопедии является нарушение речи и подбор индивидуального процесса обучения. Объектом логопедии является человек, страдающий нарушением речи.
В структуру логопедии входит дошкольная, школьная и логопедия подростков, взрослых.
Цель логопедии - разработка методики предупреждения речевых расстройств у детей, обучение людей с нарушениями речи.
Методикой логопедического воздействия считается развитие речи людей, проведение коррекции различных нарушений. В современном значении под термином «задержка психического развития» понимаются синдромы временного отставания развития психики в целом или отдельных ее функций (моторных, сенсорных, речевых, эмоционально-волевых) [12, с. 126].
Логопедическое воздействие включает в себя:
1) развитие сенсорных функций;
2) развитие речевой моторики;
3) развитие познавательной деятельности (мышление, память, внимание);
4) развитие личности ребенка с последующей коррекцией социальных отношений;
5) обучение ребенка общению в социальном окружении.
Применение диагностических методов позволяет обеспечить оптимальный выбор эффективных коррекционных и воспитательных средств и создать условия для развития ребенка с ограниченными возможностями развития. Диагностический материал для обследования состоит, как правило, из несколько блоков. Каждый блок, в свою очередь, включает серию методик, в которой предусмотрена градация заданий по сложности. Задания составлены с учетом представлений об этапах формирования функций в онтогенезе, взаимодействий их в процессе развития, формирование в процессе активной деятельности [17, с. 95].
Методика логопедического воздействия условно делится на четыре группы:
1) организационная методика состоит из сравнительного, лонгитюдинального, комплексного методов;
2) эмпирическая методика состоит из обсервационного (наблюдение), экспериментального (лабораторный, естественный, формирующий или психолого-педагогический эксперимент), психодиагностического (тесты, стандартизированные и прожективные, анкеты, беседы, интервью), праксиметрических примеров анализа деятельности, в том числе и речевой деятельности, биографического методов (сбор и анализ анамнестических данных);
3) количественная методика (математико-статистический анализ) и качественный анализ полученных данных;
4) интерпретационная методика (исследования связей между изучаемыми явлениями).
В методике логопедического воздействия активно используются технические средства, которые обеспечивают объективность исследования. К ним относятся интонографы, спектографыы, назометры, видеоречь, фонографы, спирометры, а также рентгенокинофотография, глоттография, кинематография, электромиография. Все технические средства предназначены для изучения динамики речевой деятельности и ее отдельных компонентов. Данные методики логопедии позволяют если не устранить, то уменьшить речевые, психологические нарушения. Методики логопедии являются вспомогательными для достижения основной цели педагогического воздействия - воспитание человека.
Литература
1. Баряева Л. Б. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. СПб.: Союз, 2001, 320 с.
2. Гаврилушкина О. П., Соколова Н. Д.Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников. М.: Просвещение, 1980, 72 с.
3. Гринькина Л. А. Формирование навыков чтения у учащихся с легкой степенью умственной отсталости (из опыта работы) // Наука, техника и образование. 2014. № 1 (1). С. 96-100.
4. Дзендзя О. Ю. Образовательные технологии в коррекционно-развивающем обучении детей с речевыми нарушениями // Проблемы современной науки и образования. 2014. № 12 (30). С. 123-125.
5. Евдокимова Л. В. Развитие лексического строя речи у глубоко умственно отсталых детей // Проблемы современной науки и образования. 2014. № 6 (24). С. 60-67.
6. Евдокимова Л. В. Коррекция лексического строя речи у глубоко умственно отсталых детей // Проблемы современной науки и образования. 2014. № 6 (24). С. 67-75.
7. ЖуравлеваМ. С. Сетевое взаимодействие с родителями в коррекционной школе // Наука, техника и образование. 2014. № 1 (1). С. 100-103.
8. Ипатова М. В. Специфика коррекционно-логопедической работы в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних // Наука, техника и образование. 2014. № 5 (5). С. 133-135.
9. Константинова С. А. Внеклассная работа по развитию временных представлений у глубоко умственно отсталых школьников // Проблемы современной науки и образования. 2014. № 6 (24). С. 76-81.
10. Константинова С. А. Развитие временных представлений глубоко умственно отсталых школьников // Проблемы современной науки и образования. 2014. № 6 (24). С. 81-88.
11. Матвеева М. В. Создание полифункциональной развивающей образовательной среды для лиц с интеллектуальными нарушениями в условиях специальной (коррекционной) школы // Вестник науки и образования. 2014. № 1 (1). С. 62-65.
12. Матвеева М. В. Особенности профессиональной направленности школьников с тяжелыми и множественными нарушениями развития // Наука, техника и образование. 2014. № 4 (4). С. 115-117.
13. Нефедова А. В. Особенности речевого развития умственно отсталых младших школьников // Проблемы современной науки и образования. 2014. № 10 (28). С. 115-117.
14. Покаместова О. В. Особенности детей с задержкой психического развития (ЗПР) в период обучения в начальной школе // Проблемы современной науки и образования. 2014. № 12 (30). С. 126-127.
15. Попкова М. А. Зависимость семейного воспитания на проявление тревожности у детей младшего школьного возраста // Проблемы современной науки и образования. 2014. № 4 (22). С. 111-113.
16. Таранина А. М. Коррекционное сопровождение обучения и воспитания детей с нарушением интеллекта // Вестник науки и образования. 2014. № 2 (2). С. 91-96.
17. Цедякова Ж. Н. Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми со сложной структурой дефекта // Проблемы современной науки и образования. 2014. № 6 (24). С. 94-97.
18. Резниченко Н.С. Экспертные нейросетевые системы для диагностики синдрома дефицита внимания с гиперактивностью // Вестник науки и образования. 2014. № 1 (1). С. 78-79.
19. Фетисова А.Ю. Аутолитические перестройки липидного компонента мозжечка в условиях экспериментального стресса // Вестник науки и образования. 2014. № 2 (2). С. 13-18.
20. Дубровина Д.А. Динамика личностного ресурса в процессе школьного обучения // Наука, техника и образование. 2014. № 5 (5). С. 146-148.
21. Виниченко Л.Э. Программа профилактики мероприятий по предупреждению суицидального поведения у юношей // Наука, техника и образование. 2014. № 6. С. 103-106.
22. Алтай Е.А. Методы детектирования биосигналов // Проблемы современной науки и образования. 2014. № 9 (27). С. 22-26.
23. Цедякова Ж.Н. Социальная реабилитация детей-инвалидов в условиях детского дома-интерната // Проблемы современной науки и образования. 2014. № 6 (24). С. 88-94.
24. Белякова М.А. Исследование особенностей эмоционального «выгорания» педагогов ДОУ в условиях введения ФГОС дошкольного образования // Проблемы современной науки и образования. 2014. № 7 (25). С. 110-113.
25. Ундуск Е.Н. Осознание противоречий в самоотношении как путь разрешения проблем в подростковом возрасте // Проблемы современной науки и образования. 2013. № 3 (17). С. 212-215.