Научная статья на тему 'Методика лесоинженерной оценки и классификация природных условий для проектирования лесотранспортной сети'

Методика лесоинженерной оценки и классификация природных условий для проектирования лесотранспортной сети Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
79
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИРОДНЫЕ УСЛОВИЯ / ЛЕСОТАКСАЦИОННОЕ ОПИСАНИЕ / FOREST TAXATION DESCRIPTION / МАКЕТ / LAYOUT / ЦИФРОВАЯ МОДЕЛЬ МЕСТНОСТИ THE NATURAL CONDITIONS / DIGITAL TERRAIN MODEL

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Лыщик Петр Алексеевич, Бавбель Евгения Ивановна

Методика лесоинженерной оценки для проектирования лесотранспортной сети разработана на основе классификации природных условий лесного фонда и позволяет давать долгосрочный прогноз строительства сети лесных дорог с учетом динамики лесоводственно-таксационных характеристик насаждений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The term a steady forest management covers two inseparably linked among themselves an activity kind development and reproduction of wood resources. Development without reproduction cannot be steady, that is the wood directed on long-term effective using. But also the reproduction which has been torn off from development loses the base a source of the income and, as consequence, drops out of national economic system. And as the self-sufficient branch economic structure with the special purposes and management mechanisms in market economy loses viability.

Текст научной работы на тему «Методика лесоинженерной оценки и классификация природных условий для проектирования лесотранспортной сети»

УДК: 630*03

П. А. Лыщик, канд. техн. наук, доцент (БГТУ);

Е. И. Бавбель, канд. техн. наук, ассистент (БГТУ)

МЕТОДИКА ЛЕСОИНЖЕНЕРНОЙ ОЦЕНКИ И КЛАССИФИКАЦИЯ ПРИРОДНЫХ УСЛОВИЙ ДЛЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ЛЕСОТРАНСПОРТНОЙ СЕТИ

Методика лесоинженерной оценки для проектирования лесотранспортной сети разработана на основе классификации природных условий лесного фонда и позволяет давать долгосрочный прогноз строительства сети лесных дорог с учетом динамики лесоводственно-таксационных характеристик насаждений.

The term a steady forest management covers two inseparably linked among themselves an activity kind - development and reproduction of wood resources. Development without reproduction cannot be steady, that is the wood directed on long-term effective using. But also the reproduction which has been torn off from development loses the base - a source of the income and, as consequence, drops out of national economic system. And as the self-sufficient branch economic structure with the special purposes and management mechanisms in market economy loses viability.

Введение. Для проектирования лесотранспортной сети (ЛТС) необходимо обеспечить большую дробность и детальность исследования природных условий, которые следует изучить и классифицировать в пределах лесного фонда.

Поэтому четко просматривается необходимость разработки новой методики для лесоин-женерной оценки и классификации природных условий лесного фонда. Это создает предпосылки для технологического устройства лесного фонда, основу которого составляет идея постепенного перехода к выделению на них однородных по лесоэксплуатационным условиям постоянных хозяйственных секций (блоков).

В лесоводственном плане секция будет состоять из множества близких по лесорасти-тельным условиям таксационных выделов с целью формирования на них близких по продуктивности и назначению лесонасаждений и применения в будущем одинаковых способов рубок ухода и рубок главного пользования. В лесоэксплуатационном аспекте секция будет объединять будущие лесосеки с близкими эксплуатационными условиями, для которых будут назначаться одинаковые проектные и технологические решения по выполнению лесозаготовительных и лесовосстановительных работ.

Все это позволит разработать и применять для каждой хозяйственной секции пакет типовых проектных решений (ПТПР) по выполнению всего комплекса работ по эксплуатации, восстановлению и выращиванию лесов и сохранению лесной среды.

Основные положения. Природные условия отличаются исключительным разнообразием как в пределах отдельных лесорастительных районов, так и в пределах лесного фонда. Поэтому для оценки влияния природных условий на различные стороны процесса освоения лесного фонда необходимо выполнить классифи-

кацию всего диапазона их изменения на обширных лесных площадях по общим для них характерным признакам на

лесоэксплуатационные типы местности с условием, что изменчивость признаков внутри каждого типа местности будет невелика. Классификация природных условий должна сопровождаться их количественной и качественной оценкой. Однако на практике чаще всего ограничиваются описанием природных условий и производственной деятельностью, характеризуя их лишь с качественной стороны (СНиП 2.05.07-91. Промышленный транспорт) [1]:

- районы нормальных условий по трудности строительства лесной дороги;

- районы условий повышенной трудности;

- районы особо трудных условий.

Очевидно, такая или подобная этой классификация не может удовлетворить запросы проектировщиков, строителей и эксплуатационников лесных дорог [5]. Нужна научно обоснованная система оценки лесоводственно-таксационных характеристик насаждений, позволяющая:

1) совершенствовать планирование инвестиций на строительство и эксплуатацию транспортной сети в эксплуатационных лесах;

2) повысить качество проектно-сметной документации, экономичность и надежность проектных решений, снизить продолжительность и трудоемкость проектно-изыскательских работ;

3) улучшить организацию, технологию строительства и эксплуатации лесотранспорт-ной сети;

4)обеспечить охрану природы, рациональное использование природных ресурсов.

Лесной фонд заготовительного предприятия включает в себя лесопокрытые площади, лесные и нелесные земли, болота, ручьи, реки и т. д. Для учета лесоводственно-таксационных характеристик лесонасаждений и особенностей

реальной местности, влияющих на размещение транспортных путей, разработана специальная цифровая модель местности (ЦММ), которая позволяет оперативно оценивать и устанавливать параметры лесотаксационного описания. В качестве классификационной единицы принят

тип местности, объединяющий общностью ле-сорастительных и почвенно-грунтовых условий несколько групп типов леса.

В зависимости от происхождения выделены следующие макеты таксационного описания, которые приведены в таблице.

Описание макетов лесотаксационного описания

Макеты лесотаксационного описания Содержание макетов

Природные условия

Макет 1 «Местонахождение таксационного выдела» указание номера выдела, площади выдела, категории земель, хозяйственной категории, особо защитных участков, экспозиции, крутизны склонов, степени эрозии

Макет 3 «Лесорастительные условия» указание преобладающей породы, бонитета, типа леса, типа лесорастительных условий, года вырубки, количества пней, диаметра пней, типа вырубки

Макет 4 «Захламленность, сухостой» указание запаса захламленности, в том числе ликвида, запаса старого сухостоя

Макет 10 «Таксационная характеристика» указание яруса, коэффициента состава, древесной породы, возраста, высоты, диаметра, класса товарности, происхождения, полноты, суммы площадей сечения, запаса яруса на 1 га

Макет 12 «Повреждение насаждения» описание насаждений, поврежденных стихийными факторами, болезнями, эн-томовредителями, животными и др.

Макет 13 «Земли линейного протяжения» описание земель линейного протяжения (дорог, просек, ЛЭП, рек, каналов, трасс и т. п.): ширина, протяженность, состояние, категория, тип покрытия, ширина проезжей части, сезонность, длина требующего мероприятия (ремонта и т. д.)

Макет 17 «Сельскохозяйственные земли» характеристика пахотных и луговых земель (сенокосов и пастбищ): пользователь, качество угодий, тип, состояние, порода, % зарастания, урожайность

Макет 19 «Болото» характеристика болот: тип, растительность, мощность торфяного слоя, порода, % зарастания

Макет 21 «Рекреационная характеристика» ландшафтная характеристика участка: тип ландшафта, эстетическая оценка, санитарная оценка, устойчивость, проходимость, просматриваемость, стадия дигреции, малые архитектурные формы

Макет 22 «Сад» описание садов: категория, год закладки, порода, расстояние между рядами, расстояние в ряду, количество деревьев, урожай с 1 га

Производственные условия

Макет 2 «Проектируемые хозяйственные мероприятия» указание проектируемых лесохозяйственных мероприятий, % вырубки, рас-четно-технологической карты

Макет 11 «Лесные культуры» описание лесных культур: год создания, способ образования почвы, способ создания, расстояние между рядами, расстояние в ряду, количество, состояние, причина гибели

Макет 14 «Травяные растения, грибы и ягодники» описание травяного покрова: ягодников, лекарственных трав, медоносных растений, индикаторов типов леса и др.

Макет 23 «Особенности выдела» описание характерных особенностей насаждений или участка

Макет 24 «Характеристика почв» характеристика почв: тип почвы, состав, степень влажности, степень задерне-ния, мощность почвы, процент выхода горных пород

Макет 25 «Плантация. Школа древесная» описание плантаций, древесных школ: назначение, год закладки, расстояние между рядами, расстояние в ряду, количество деревьев

Макет 26 «Селекционная оценка» селекционная оценка насаждений

Макет 27 «Данные предыдущего лесоустройства» данные предыдущего лесоустройства: номер выдела, площадь, категория земель, коэффициент состава, преобладающая порода, главная порода, полнота, запроектированное хозяйственное мероприятие

Окончание таблицы

Макеты лесотаксационного описания Содержание макетов

Макет 28 «Доступность для хозяйственного воздействия» характеристика и доступность участка для хозяйственного воздействия: признак доступности, тип транспорта, расстояние до дороги

Макет 29 «Агролесомелиорация» описание осушительной системы в участке: тип сети, год ввода, категория земель, порода, расстояние до осушителя, расстояние между осушителями, бонитет

Макет 31 «Подрост» указание количества (тыс. шт./га), высота, возраст, порода, оценка подроста

Макет 32 «Подлесок» указание степени густоты, породы

Социально-экономические факторы

Макет 15 «Выполненные хозяйственные мероприятия» анализ выполненных хозяйственных мероприятий: название, год, древесная порода, запас, анализ выполнения, оценка, факторы снижения качества, площадь

Макет 16 «Недревесное сырье» описание древесно-кустарниковых растений: техническое, лекарственное и прочее сырье

Макет 18 «Подсочка» описание заподсоченных насаждений: год начала подсочки, год окончания по плану, год окончания фактический, состояние, причина неудовлетворительно -го состояния, номер схемы, нарушение технологии, стимулятор

Макет 20 «Потери древесины» описание потерь древесины: категория, место потери, порода, запас, ликвид, деловой, площадь потерь

Специальная цифровая модель местности состоит из выделения объектов трех типов [2]:

- области неоднородности в виде полигонов произвольной формы, которыми описываются болота, озера, участки с различными типами местности, отличающиеся стоимостью строительства и содержания 1 км дороги;

- линейные участки неоднородности, аппроксимирующие ломаными линиями реки,

ручьи, узкие складки местности, существующие дороги и т. п.;

- особые точки, которыми описываются пункты концентрации древесины, места расположения карьеров дорожно-строительных материалов, фиксированные точки примыкания дорог и т. д.

На рисунке приведена специальная цифровая модель Рованичского лесничества ГЛХУ «Чер-венский лесхоз».

Специальная цифровая модель Рованичского лесничества ГЛХУ «Червенский лесхоз»

Разработанная ЦММ позволяет гибко моделировать грунтовые, гидрологические и ситуационные особенности конкретной территории проектирования лесотранспортных путей и является более общей и полной по сравнению с известными классификационными схемами [4].

1. Многофункциональность. Схема должна иметь возможности для анализа и классификации природных условий как крупных лесо-растительных округов и лесозаготовительных районов, так и отдельных участков лесного фонда и их частей.

2. Универсальные возможности. Схема должна обеспечить исследование природных условий на лесопокрытых площадях и лесных землях и объединение в одном типе местности близких общностью эксплуатационных и лесо-растельных условий участков, на которых лесонасаждения находятся на одном из этапов лесообразовательного процесса: вырубки, коренные и производные типы леса различных классов возраста.

3. Разнородность областей применения. Результаты анализа природных условий и их классификации должны обеспечить решение всех задач, связанных с проектированием ЛТС, лесосечных и лесовосстановительных работ.

Проведение инженерных изысканий на обширных площадях для получения такой информации требует больших затрат и экономически себя не оправдывает. Поэтому необходимо использовать простой, но достаточно эффективный метод оценки природных условий на основе ГИС-технологий.

В основу решения поставленной задачи положена автоматизированная система управления лесным хозяйством [2]. Система управления лесами и лесопользования в Беларуси имеет современную информационную базу и включает автоматизированную систему лесного картографирования, позволяет оперативно учитывать текущие изменения в гослесфонде, прогнозировать их динамику, осуществлять многовариантный расчет объемов лесопользования, оптимизировать принятие хозяйственных решений. База данных постоянно актуализируется данными, полученными в результате базового и непрерывного лесоустройства, а также за счет информации об изменениях лесного фонда, представляемых лесхозами [3].

Выводы. Вышеприведенные идеи и мнения отечественных ученых подтверждают правильность выдвинутых следующих положений:

1) основу методики лесоинженерной оценки природных условий лесного фонда должна составить система лесного картографирования;

2) сведения об инженерно-геологической обстановке лесного фонда можно получить на основании изучения всего комплекса природных индикаторов, которые в практике лесоустройства описываются такими понятиями, как типы леса и типы лесорастительных условий;

3) для лесоинженерной оценки обстановки лесного фонда информацию представляется возможным получить по таксационным описаниям лесхозов, почвенным и топографическим картам, другим материалам лесоустройства и т. д.

Таким образом, разработанная специальная цифровая модель позволяет учитывать динамику изменений грунтовых, гидрологических и ситуационных особенностей конкретной территории проектирования лесотранспортных путей, проводить инженерную оценку природно-производственных условий лесных массивов и выделять на них лесоэксплуатационные районы по типам местности, а также производить выбор конструкций лесных дорог и расчет затрат на их строительство.

Литература

1. Промышленный транспорт: СНиП 2.05.07-91. -Введ. 01.07.92. - М., 1992. - 120 с.

2. Бавбель, Е. И. Обоснование размещения лесотранспортных сетей / Е. И. Бавбель, П. А. Лы-щик // Известия вузов. Лесной журнал. - 2009. -Вып. 4. - С. 82-88.

3. Bavbel, J. I. Designing of the road network in wood of the second group / J. I. Bavbel, P. A. Lyshchik // Materials, Methods and Technology. International Scientific Publications. - Bulgaria: Info Invest, 2007. - Vol. 1. - Р. 49-59.

4. Bavbel, J. I. Development of the design technique forest road network for effective transport development of woodland in Belarus / J. I.Bavbel, P. A. Lyshchik // Materials, Methods and Technology. International Scientific Publications. - Bulgaria: Info Invest, 2008. - Vol. 2, P 1. - Р. 116-124.

5. Стенбринк, П. Оптимизация транспортных сетей / пер. с англ.; под. ред. В. К. Ливщи-ца. - М.: Транспорт, 1981. - 320 с.

Поступила 01.04.2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.