Научная статья на тему 'Методика квалиметрической оценки и анализа производственных процессов'

Методика квалиметрической оценки и анализа производственных процессов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
291
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Век качества
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МЕТОДИКА / БИЗНЕС-ПРОЦЕССЫ / ПОСТАВЩИКИ / КАЧЕСТВО / КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА / ПОКАЗАТЕЛИ ОЦЕНКИ / СПОСОБНОСТЬ / ПРИГОДНОСТЬ / АНАЛИЗ / РАНЖИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Осипов Д. С., Михайловский И. А., Гунн И. Г.

Авторы статьи обосновываютактуальность постановки вопросов проведения мониторинга и оценки производственных бизнес-процессов предприятий и представляют разработанную методику комплексной оценки и анализа процессов на основе предложенного комплекса структурированных единичных и групповых показателей. Также предлагаются шкалы для градации оценок и ранжирования производственных бизнес-процессов для проведения анализа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методика квалиметрической оценки и анализа производственных процессов»

и \ на

ит

на /

И у*

Д.С. ОСИПОВ,

доцент кафедры технологий, сертификации и сервиса автомобилей Магнитогорского государственного технического университета им. Г.И. Носова, к.т.н.

И.А. МИХАИЛОВСКИИ,

доцент кафедры технологий, сертификации и сервиса автомобилей Магнитогорского государственного технического университета им. Г.И. Носова, доцент, к.т.н.

И.Г. ГУНН,

профессор кафедры технологий, сертификации и сервиса автомобилей Магнитогорского государственного технического университета им. Г.И. Носова, профессор,д.т.н.

Методика квалиметрической оценки и анализа производственных

процессов

шать качество продукции позволяют в перспективе, наоборот, уменьшить издержки на единицу конечной продукции и таким образом повысить эффективность операций. Иными словами, ужесточение контроля есть экстенсивный путь развития, приводящий к перерасходу ресурсов в рамках совместной деятельности поставщика и потребителя, а оценка процессов производства предприятия и поставщиков, а также сопряженные с ней мероприятия по совершенствованию их систем менеджмента качества - интенсивный путь, позволяющий сэкономить ресурсы.

Таким образом, существует потребность в выработке определенных единых подходов к оценке текущего состояния собственных и переданных бизнес-процессов организации, подтверждению соответствия их целям и задачам и выявлению областей для улучшения при проведении аудитов. Для этого была разработана и опробована при проведении внутренних аудитов и аудитов поставщиков на ЗАО НПО «БелМаг» методика комплексного мониторинга и оценки бизнес-процессов производства.

Целью проведения аудита производственных процессов является:

^ оценка текущего состояния функционирования процесса;

^ проверка на соответствие целям и задачам;

^ выявление областей для улучшения.

При проведении мониторинга и оценки производственных процессов специалисты должны рассматривать эту часть деятельности с точки зрения реализации следующих особенностей: ^ понимание и выполнение установленных требований;

^ идентификация и рассмотрение процессов с точки зрения добавления ценности (любая операция или действие, не формирующая потребительских свойств продукции, отмечается как не дающая ценности и требует рассмотрения или устранения);

^ получение и оценка данных по показателям процесса для обеспечения его результативности и эффективности (там, где это приемлемо); ^ необходимость учета всех взаимосвязей процессов и управления ими; ^ постоянное улучшение процессов на основе объективных измерений.

Авторы статьи обосновывают актуальность постановки вопросов проведения мониторинга и оценки производственных бизнес-процессов предприятий и представляют разработанную методику комплексной оценки и анализа процессов на основе предложенного комплекса структурированных единичных и групповых показателей. Также предлагаются шкалы для градации оценок и ранжирования производственных бизнес-процессов для проведения анализа.

Качество услуг или продукции любой организации, а соответственно и ее конкурентоспособность в большой степени зависят от качества работы ее процессов и процессов поставщиков. Некачественная продукция, закупленная организацией, или некачественные услуги, оказанные ей субподрядчиками, в конечном счете ведут либо к неоправданным затратам, либо к неудовлетворенности конечных потребителей. И то и другое отрицательно сказывается на результатах деятельности организации, например на прибыльности. Все больше организаций, производящих автокомпоненты, внедряют требования

п Ч □□ ч

□ ПС □□ п .*♦

Ключевые слова:

методика, бизнес-процессы, поставщики, качество, комплексная оценка, показатели оценки, способность, пригодность, анализ, ранжирование.

стандарта ИСО/ТУ 16949. В данном стандарте в пункте 8.2.2.2 сказано, что «организация должна проводить аудит каждого процесса изготовления, чтобы определять его результативность». Одновременно в пункте 4.1 отмечено следующее: «Если организация решает передать осуществление каких-либо процессов, влияющих на соответствие продукции требованиям, сторонней организации, она должна обеспечивать, чтобы осуществлялось управление такими процессами» [1].

В связи с этим для организации принципиально важно иметь надежный инструментарий для оценки качества, которое может быть обеспечено внутренними бизнес-процессами и бизнес-процессами конкретных поставщиков. Речь идет не о приемочном производственном и входном контроле закупаемой продукции, а об оценке способности предприятия и поставщиков производить качественную продукцию/услуги и систематически совершенствовать качество.

Контроль качества по сути - это деятельность, направленная на выявление и устранение несоответствий, которая приводит к увеличению себестоимости конкретных единиц продукции, изготовленных при помощи ресурсов, подлежащих контролю. В то же время мероприятия по оценке способности, пригодности процессов обеспечивать и улуч-

.•••' 5 НК

□□г

Ч НЕ \ Н

Методика проведения мониторинга и комплексной оценке пригодности бизнес-процесса в ходе аудита включает в себя три этапа:

1. Оценка общего состояния элементов бизнес-процесса.

2. Мониторинг и единичная оценка бизнес-процесса по направлениям.

3. Комплексная оценка пригодности бизнес-процесса в целом.

Для того чтобы деятельность по оценке поставщиков принесла пользу, необходимо учитывать следующие моменты:

^ цели оценки;

^ понятие качества;

^ концепция управления качеством (системы обеспечения качества);

^ система параметров (показателей) качества;

^ критерии качества (целевые значения показателей);

^ инструменты и методы сбора и анализа информации о качестве.

Были разработаны и предложены групповые и единичные показатели для мониторинга и оценки бизнес-процессов при проведении аудитов (см. рис. 1). Оценка каждого единичного показателя предполагает балльную оценку по разработанной шкале градации (см. табл. 1).

Алгоритм проведения мониторинга, анализа и оценки пригодности и способности бизнес-процессов показан на рис. 2.

Комплексный показатель определяется как среднее арифметическое единичных показателей по направлениям. Методика позволяет анализировать как отдельные единичные показатели, так и групповые показатели по направлениям, а также принимать решения по их улучшению. Для этого были разработаны стандартизированные вопросы и конкретные требования для подтверждения, которые должен увидеть аудитор, подготовлены стандартные опросные листы по каждому из представленных на рис. 1 групповым и единичным показателям. Методика оценки предполагает равнозначность всех единичных показателей, так как в настоящее время невозможно установить весомость показателей без проведения многократной эмпирической проверки влияния каждого показателя на динамику фактической результативности бизнес-процессов.

Для принятия решений о пригодности бизнес-процесса на основании комплексной оценки разработаны и предложены соответствующие критерии (см. табл. 2).

Оценка качества процессов поставщиков может осуществляться с различными целями. Данная методика позволяет решить следующие вопросы:

«5

Я

о

&

а

о

и

О

£ £ X я о °

§ в*

го с

Я

£

Анализ несоответствий и корректирующие действия по процессу

Фактическое качество продукции

Регистрация результатов у правления процессом

Оснащение и организация рабочих мест

Соответствие оборудования

Квалификация персонала

Требования по измерению и контролю

Контролируемые параметры _________процесса__________

Методы и средства мониторинга процесса

Документация по процессу

*■ Постоянное улучшение процесса

ой о ► Показатели эффективности

X и 5 <и е; —*■ Показатели результативности

—* Автоматизация процесса

гг» Л 2 о 3 ° ► Инструкции, процедуры, методы процесса

§ 1 к а Ответственность, полномочия и управление

о т о о о Й —► Измеряемые показатели и мониторинг

и Ш «и а 3 «я —► Ресурсы

«.§1и о —► Взаимодействия процесса

3 Выходы процесса

я о —► Входы процесса

—► Удовлетворенность потребителя

Рис. 1. Дерево показателей для комплексной оценки пригодности (КО) процессов по результатам аудита процессов

1. Ранжирование имеющихся бизнес-процессов производства и процессов поставщиков; выстраивание эффективных отношений с поставщиками.

Ранжирование по приведенным в табл. 2 критериям позволяет определить приоритеты в разработке программ улучшения и корректирующих действий, в выделении ресурсов в рамках единого подхода как на предприятии, так и у поставщика.

2. Выбор наилучшего нового поставщика из ряда кандидатов.

Могут применяться различные методы - от самооценки показателей качества до полномасштабных аудитов качества. Принципиально важно, что представленный инструментарий исследования обеспечивает сопоставимость результатов, получаемых по всем поставщикам и бизнес-процессам.

3. Определение динамики развития бизнес-процессов поставщика.

1 Подготовка к исследованию процесса

2. Проведение исследования процесса (сбор данных и свидетельств аудита по стандартному опроснику)

ЛЗ-

3. Оценка свидетельств аудита и определение потенциальных и существующи к проблем

4. Выставление единичных оценок по каждому из пунктов элементов опросника

5. Рассмотрение промежуточных оценок процесса по элементам аудита и формирование комплексной оценки

6. Оформление несоответствий и рекомендаций для улучшения по результатам мониторинга и оценки процесса (составление отчета)

Рис. 2. Алгоритм проведения мониторинга, анализа и оценки пригодности и способности бизнес-процессов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

№ 3 • 2011 ВеК КАЧЕСТВА

37

н \ на •••

на н

Таблица 1 .Критерии оценки для единичных показателей бизнес-процесса |

Баллы Описание

(0) ПОЛНОЕ НЕСООТВЕТСТВИЕ / НЕВЫПОЛНЕНИЕ; НАЛИЧИЕ КРИТИЧЕСКИХ НЕСООТВЕТСТВИЙ ТРЕБОВАНИЯМ (требуется план корректирующих действий) • Нет подтверждения или слабая реализация (менее 25%) по указанным в вопросе элементам. Деятельность не осуществляется в виде, позволяющем объективно оценить элемент, приложенные данные противоречивы и/или единичны; • нет доступных данных/записей

(4) НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНОЕ ВЫПОЛНЕНИЕ/НИЗКАЯ ПРИГОДНОСТЬ; НАЛИЧИЕ КРИТИЧЕСКИХ НЕСООТВЕТСТВИЙ ВЫПОЛНЕНИЯ ТРЕБОВАНИЙ (требуется план корректирующих действий) • Выполнение требований или соответствие на 25-50% (критическое несоответствие в документах и/или реализации, влияющее на общее функционирование процесса или качество продукции); • несоответствия/открытые вопросы идентифицированы в продукции и в процессе, но реализация и отслеживание осуществления деятельности не документированы; • доступно недостаточно записей/данных для принятия уверенных решений

(6) ЧАСТИЧНОЕ ВЫПОЛНЕНИЕ / ОГРАНИЧЕННАЯ ПРИГОДНОСТЬ; НАЛИЧИЕ НЕЗНАЧИТЕЛЬНЫХ НЕСООТВЕТСТВИЙ ВЫПОЛНЕНИЯ ТРЕБОВАНИЙ (требуется план корректирующих действий) • Рабочая и опорная документация существует, но может быть улучшена, чтобы удовлетворять требованиям; • выполнение требований или соответствие на 51-75% (несоответствия в документах и/или реализации, связанные с производством или компонентом); • несоответствия/незначительные вопросы идентифицированы, реализация и отслеживание выполнения деятельности очевидные; • недостаточно доступных системных записей/данных для принятия уверенных решений о подтверждении полного выполнения, или реализация элемента не основана на анализе этих данных

(8) ХОРОШЕЕ ВЫПОЛНЕНИЕ / ВЫСОКАЯ ПРИГОДНОСТЬ; НАЛИЧИЕ НЕЗНАЧИТЕЛЬНЫХ НЕСООТВЕТСТВИЙ (не требуется план корректирующих действий, если устранение несоответствий возможно в течение 3 рабочих дней или уже заложено в программу дальнейшего развития производства - требует доказательств) • Выполнение требований или соответствие на 75-90% (незначительные/единичные несоответствия в реализации, не влияющие на общее функционирование процесса); • несоответствия/открытые вопросы идентифицированы, подтверждены, устранены или находятся на стадии оценки выполнения; • корректирующие действия связаны только с вопросами документации; • записи/данные полностью подтверждают выполнение требований элемента

(10) ПОЛНОЕ ВЫПОЛНЕНИЕ; ОТСУТСТВИЕ НЕСООТВЕТСТВИЙ ВЫПОЛНЕНИЯ ТРЕБОВАНИЙ • Процесс удовлетворяет на более чем 90% или превышает требования и ожидания. Наличие необходимых процедур, рабочей и опорной документации подтверждено, актуальность и адекватность документов соответствуют действительности; • прежде идентифицированные несоответствия/открытые вопросы закрыты, проверены и подтверждены; • записи/данные полностью подтверждают выполнение требований элемента

Таблица 2. Критерии комплексной балльной оценки пригодности бизнес-процесса

Результат, % Рейтинг Описание

90-100 А УДОВЛЕТВОРЯЕТ ТРЕБОВАНИЯМ: процесс полностью удовлетворяет всем требованиям производства

80-<90 АВ НЕЗНАЧИТЕЛЬНОЕ НЕСООТВЕТСТВИЕ: процесс удовлетворяет требованиям и может быть допущен для серийного производства (чтобы осуществлять поставки продукции для серийного производства) с выполнением корректирующих действий. Имеются незначительные несоответствия или не более чем 1 значительное несоответствие

60-<80 В ЗНАЧИТЕЛЬНОЕ НЕСООТВЕТСТВИЕ: процесс удовлетворительный и может быть условно одобрен. Имеются множественные незначительные несоответствия, не более чем 3 значительных несоответствия. Требуется разработка корректирующих действий и назначение временных ограничений по значительным несоответствиям

<60 С КРИТИЧЕСКОЕ НЕСООТВЕТСТВИЕ: процесс не способен удовлетворить основные требования для серийного производства. Требуется разработка корректирующих действий и повторная проверка

Литература

1. ИСО/ТУ 16949:2008 «Системы менеджмента качества. Особые требования по применению ИСО 9001:2008 для организаций-производителей серийных и запасных частей для автомобильной промышленности».

Исследование проводится через определенные промежутки времени. Важно, что результаты, получаемые с каждым циклом исследования, сопоставимы, то есть получены с использованием одного и того же инструментария.

4. Выработка рекомендаций поставщикам по улучшению качества.

Обстоятельное исследование, включающее в себя непосредствен-

но аудит у поставщика специалистами организации или привлеченными сторонними экспертами в соответствии с разработанным опросником, позволяет выделить те области процессов, которые требуют улучшения. При таком исследовании определенным аспектам качества может быть уделено особо пристальное внимание. При этом при-

меняемые методы определяются в зависимости от:

=!> важности отдельных аспектов качества для организации;

=!> наличия проблем и несоответствий на определенных участках деятельности внутри организации или у поставщика и т.д.

5. Определение соответствия процессов поставщика требованиям организации.

Организация может поставить своим поставщикам условие по соответствию тем или иным собственным требованиям или стандартам. В таком случае исследование качества поставщика будет осуществляться с целью определения действительного соответствия поставщика выдвинутым требованиям.

При этом в каждом частном случае возможно введение дополнительных требований или отступления от отдельных требований методики, обоснованные контекстом. В таком случае вместо оценки по вопросу ставится отметка «не применимо» или вводится дополнительный вопрос в специальном разделе опросника, касающийся специфических особенностей бизнес-процесса. В методике специальный раздел подразделяется на следующие подразделы: производство полимерных изделий, производство резинотехнических изделий, нанесение покрытий, термическая обработка, механическая обработка, сборочное производство.

В предлагаемой методике используется рейтинговая система. При правильном нормировании рейтинговые оценки удобно применять для решения таких задач, как сопоставление результатов, оценка динамики улучшения оценок бизнес-процессов, выявление и анализ проблем качества и т.д.

Под нормированием рейтинговой системы мы подразумеваем ее привязку к реальной ситуации, достижимым на практике абсолютным значениям измеряемых показателей.

Все разрабатываемые корректирующие мероприятия и мероприятия по улучшению процессов описываются в специальном разделе каждый раз после проведения исследований, мониторинга и оценки. Таким образом, сохраняется история бизнес-процесса производства, осуществляется возможность отслеживания результативности разрабатываемых ранее мероприятий и обеспечивается сохранение знаний о проблемах процесса и способах их решения, которые могут быть использованы при проектировании новых производственных процессов как в организации, так и у поставщика. ■

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.