Научная статья на тему 'Методика коррекционной работы с детьми - алаликами младшего дошкольного возраста'

Методика коррекционной работы с детьми - алаликами младшего дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
26488
3193
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕНСОМОТОРНАЯ АЛАЛИЯ / ЭЙ-БИ-ЭЙ ТЕРАПИЯ / ГЛОБАЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ / КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Алимпиева Ольга Михайловна

Статья описывает методику коррекционной работы учителя-логопеда с неговорящими детьми младшего дошкольного возраста на основе объединения подходов Эй-БиЭй терапии и обучения навыкам глобального чтения. В федеральном государственном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Центр развития ребенка детский сад № 477» обучаются 5 детей в возрасте 3-4.5 года с диагнозом «алалия» (1-сенсомоторная алалия, 4 моторная алалия). Трем из этих детей психоневрологами поставлен диагноз «расстройство аутистического спектра». В логопедической помощи по месту прописки этим детям отказано. Каждый год в детский сад поступают 2-5 неговорящих детей с подобными проблемами. Общепринятые логопедические методики, рассчитанные на детей возраста 4 года и старше, не позволяют этим детям к выпуску из детского сада достичь уровня развития, достаточного для обучения в общеобразовательной школе. Логопеды ставят заключение «алалия», при достижении ребенком возраста 5 лет, когда время во многом упущено. Осознание этой проблемы заставило нас заняться поиском подходов, позволяющих вести коррекционную работу с неговорящими детьми с первых дней их пребывания в детском саду. Алалия это системное недоразвитие речевой деятельности вследствие непосредственного нарушения функций речедвигательного и рече-слухового анализаторов. В соответствии с этим выделяют основные формы алалии: моторная, сенсорвная и сенсо-моторная. Весь процесс становления речи при алалии идет в условиях патологического состояния ЦНС. Органическое поражение речевых зон коры головного мозга в натальных и постнатальных периодах (до формирования речи) приводит к тому, что клетки мозга прекращают свое развитие, остаются недоразвитыми. Их работоспособность снижена, в таких клетках не могут протекать процессы анализа и синтеза. Алалия неоднородна по своим механизмам, проявлениям и степени выраженности языкового недоразвития. Имеют место речевые и неречевые симптомы, которые соотносятся между собой. Среди неречевых симптомов выделяются моторные, сенсорные, психопатологические. Что касается речевых симптомов, то при алалии не сформированы в той или иной мере все структурные компоненты речи. При моторной алалии наблюдается несформированность языковых операций процесса порождения речевых высказываний при относительной сохранности смысловых и сенсо-моторных операций. При сенсорной алалии происходит нарушение понимания речи, то есть ребенок слышит, но не понимает обращенную речь. Основные проблемы, приводящие к логопедической запущенности ребенка, на наш взгляд, следующие: несвоевременно поставленный диагноз; слабая дифференциальная диагностика: алалия тугоухость, алалия расстройства аутистического спектра, алалия умственная отсталость; нежелание логопедов работать с неговорящими детьми в возрасте 2-4 года, имеющими особенности поведения; нежелание родителей принимать диагноз ребенка, участвовать в коррекционной работе. Как следствие, у ребенка возникает серьезная задержка речевого и психического развития. Такой ребенок не готов обучаться в общеобразовательной школе. Используемый нами коррекционный подход складывался постепенно, методом проб и ошибок, и продолжает совершенствоваться и уточняться. По сути, он представляет собой синтез и дальнейшее развитие двух известных методик: Эй-Би-Эй терапии и обучения глобальному чтению Домана-Манниченко. По этой методике в последние годы выпущено большое количество пособий, наборов и компьютерных дисков. Метод прикладного анализа поведения Эй-Би-Эй терапия (модификация поведения) разработан в США и применяется при коррекции поведения детейаутистов. Идея программы заключается в том, что любое поведение влечет за собой последствия, и когда это ребенку нравится, он будет повторять это действие. При данной методике все сложные навыки как речь, контактность, умение смотреть в глаза, слушать и другие разбивают на отдельные блоки-действия. Каждое из них разучивается с ребенком отдельно. Блоки соединяются в единую цепь, которая образует одно сложное действие. Специалист помогает ребенку подсказкой, за правильный ответ вознаграждает ребенка, неправильный ответ игнорируется. Этапы работы: 1. Понимание Работа с ребенком начинается с выполнения простейших инструкций, например, специалист просит поднять руку, тут же дает подсказку, вознаграждает за правильный ответ. Сделав несколько совместных попыток, ребенок пытается совершить действие без подсказок. Специалист снова повторяет ту же фразу и ждет самостоятельного правильного ответа. Если малыш отвечает правильно и без подсказок, то получает вознаграждение (пищевое, материальное, социальное). Когда 90% самостоятельных ответов ребенка на задание является правильным, вводится новая инструкция, например «покажи» или «дай». Задания должны максимально различаться между собой. 2. Закрепление. Осуществляется как усложнение и чередование известных ребенку заданий и ввод следующей инструкции. 3. Обобщение. Если ребенок освоил выполнение первых важных инструкций (дай, покажи, смотри, иди сюда), уделяют внимание обобщению. Упражнения проводят в разных местах и разными людьми (родителями, педагогами). Нами используется данная программа для развития понятийного аппарата, академических навыков, коррекции поведения. Программа достаточно жесткая, но эффективная. Важно понимать, что ребенка не дрессируют, а тренируют обучают навыкам путем многократного повторения. Блоки занятий по Эй-БиЭй терапии чередуются с занятиями по методике Домана-Манниченко. Целью проводимых занятий является развитие навыков понимания речи, расширение пассивного словаря, различение неречевых и речевых звуков. Блок 1. понимание начальных инструкций: «дай», «покажи» (указательный жест), «делай как я», «повтори». обобщение лексических групп (работа с печатными словами и картинками по темам: овощи, животные, одежда и т. п.) Замечено, что сложность понятий, длина слов не имеют значения для ребенка. изучение цифр, букв и овладение основными академическими навыками (различение цветов, фигур, форм) одновременно отрабатываются навыки различения и воспроизведения речевых и неречевых звуков. На данном этапе ребенок может овладеть большинством академических навыков, в том числе чтения на уровне понимания известных им слов, предлогов и многих отвлеченных понятий. Эти знания пока не делают ребенка коммуникативным, ребенок остается неговорящим: но на этом этапе заметно уменьшается степень полевого поведения, увеличивается время взаимодействия со взрослыми, появляется интерес к окружающему миру, наблюдаются первые попытки включиться в игру с другими детьми. Блок 2. работа над пространственным восприятием через расширение глагольного словаря (вводятся новые инструкции в виде глаголов повелительного наклонения: «кидай», «тяни», «прыгай», «ползи», «пей» и т. п.). Команды подаются эмоционально, ярко и выполняются самим ребенком. По мере усвоения ребенком смысла команды, вводится печатный вариант команды и картинка этого действия. На этом этапе у ребенка, как правило, появляется желание произнести это слово. одновременно ведется работа над произнесением слогов из двух или трех звуков, которые ребенок может осознанно произнести. Блок 3. работа над составлением первых простейших фраз (например: «на, аня!» обучение ребенка речи от первого лица («я иду», «я хочу», «дай мне» и т. п.) По завершении этого этапа, ПМПК констатирует выход из моторной алалии и ставит в заключении диагноз «общее недоразвитие речи» первый уровень речевого развития, позволяющий в дальнейшем использовать в речевом развитии ребенка общепринятые логопедические методики. Полученные к сегодняшнему дню результаты выглядят весьма обнадеживающе и подтверждают перспективность предлагаемого подхода в коррекционной работе с неговорящими детьми младшего дошкольного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методика коррекционной работы с детьми - алаликами младшего дошкольного возраста»

Методика коррекционной работы с детьми - алаликами младшего дошкольного

возраста

Алимпиева Ольга Михайловна

Федеральное государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Центр развития ребенка -детский сад № 477", г.

Новосибирск

Ключевые слова:

сенсомоторная алалия, Эй-Би-Эй терапия, глобальное чтение, коррекционная работа

Аннотация: статья описывает методику коррекционной работы учителя-логопеда с неговорящими детьми младшего дошкольного возраста на основе объединения подходов Эй-Би-Эй терапии и обучения навыкам глобального чтения.

В федеральном государственном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Центр развития ребенка - детский сад № 477» обучаются 5 детей в возрасте 3-4.5 года с диагнозом «алалия» (1-сенсомоторная алалия, 4 — моторная алалия). Трем из этих детей психоневрологами поставлен диагноз «расстройство аутистического спектра».

В логопедической помощи по месту прописки этим детям отказано. Каждый год в детский сад поступают 2-5 неговорящих детей с подобными проблемами. Общепринятые логопедические методики, рассчитанные на детей возраста 4 года и старше, не позволяют этим детям к выпуску из детского сада достичь уровня развития, достаточного для обучения в общеобразовательной школе. Логопеды ставят заключение «алалия», при достижении ребенком возраста 5 лет, когда время во многом упущено. Осознание этой проблемы заставило нас заняться поиском подходов, позволяющих вести коррекционную работу с неговорящими детьми с первых дней их пребывания в детском саду.

Алалия — это системное недоразвитие речевой деятельности вследствие непосредственного нарушения функций речедвигательного и рече-слухового анализаторов. В соответствии с этим выделяют основные формы алалии: моторная, сенсорвная и сенсо-моторная. Весь процесс становления речи при алалии идет в условиях патологического состояния ЦНС.

Органическое поражение речевых зон коры головного мозга в натальных и постнатальных периодах (до формирования речи) приводит к тому, что клетки мозга прекращают свое развитие, остаются недоразвитыми. Их работоспособность снижена, в таких клетках не могут протекать процессы анализа и синтеза. Алалия неоднородна по своим механизмам, проявлениям и степени выраженности языкового недоразвития. Имеют место речевые и неречевые симптомы, которые соотносятся между собой. Среди неречевых симптомов выделяются моторные, сенсорные, психопатологические.

Что касается речевых симптомов, то при алалии не сформированы в той или иной мере все структурные компоненты речи. При моторной алалии наблюдается несформированность языковых операций процесса порождения речевых высказываний при относительной сохранности смысловых и сенсо-моторных операций. При сенсорной алалии происходит нарушение понимания речи, то есть ребенок слышит, но не понимает обращенную речь.

Основные проблемы, приводящие к логопедической запущенности ребенка, на наш взгляд, следующие:

- несвоевременно поставленный диагноз;

- слабая дифференциальная диагностика: алалия — тугоухость, алалия — расстройства

аутистического спектра, алалия — умственная отсталость;

- нежелание логопедов работать с неговорящими детьми в возрасте 2-4 года, имеющими особенности поведения;

- нежелание родителей принимать диагноз ребенка, участвовать в коррекционной работе. Как следствие, у ребенка возникает серьезная задержка речевого и психического развития. Такой ребенок не готов обучаться в общеобразовательной школе.

Используемый нами коррекционный подход складывался постепенно, методом проб и ошибок, и продолжает совершенствоваться и уточняться. По сути, он представляет собой синтез и дальнейшее развитие двух известных методик: Эй-Би-Эй терапии и обучения глобальному чтению Домана-Манниченко.

По этой методике в последние годы выпущено большое количество пособий, наборов и компьютерных дисков. Метод прикладного анализа поведения — Эй-Би-Эй терапия (модификация поведения) — разработан в США и применяется при коррекции поведения детей-аутистов. Идея программы заключается в том, что любое поведение влечет за собой последствия, и когда это ребенку нравится, он будет повторять это действие.

При данной методике все сложные навыки как речь, контактность, умение смотреть в глаза, слушать и другие разбивают на отдельные блоки-действия. Каждое из них разучивается с ребенком отдельно. Блоки соединяются в единую цепь, которая образует одно сложное действие. Специалист помогает ребенку подсказкой, за правильный ответ вознаграждает ребенка, неправильный ответ игнорируется.

Этапы работы:

1. Понимание Работа с ребенком начинается с выполнения простейших инструкций, например, специалист просит поднять руку, тут же дает подсказку, вознаграждает за правильный ответ. Сделав несколько совместных попыток, ребенок пытается совершить действие без подсказок. Специалист снова повторяет ту же фразу и ждет самостоятельного правильного ответа. Если малыш отвечает правильно и без подсказок, то получает вознаграждение (пищевое, материальное, социальное). Когда 90% самостоятельных ответов ребенка на задание является правильным, вводится новая инструкция, например «покажи» или «дай». Задания должны максимально различаться между собой.

2. Закрепление. Осуществляется как усложнение и чередование известных ребенку заданий и ввод следующей инструкции.

3. Обобщение. Если ребенок освоил выполнение первых важных инструкций (дай, покажи, смотри, иди сюда), уделяют внимание обобщению. Упражнения проводят в разных местах и разными людьми (родителями, педагогами). Нами используется данная программа для развития понятийного аппарата, академических навыков, коррекции поведения.

Программа достаточно жесткая, но эффективная. Важно понимать, что ребенка не дрессируют, а тренируют — обучают навыкам путем многократного повторения. Блоки занятий по Эй-Би-Эй терапии чередуются с занятиями по методике Домана-Манниченко.

Целью проводимых занятий является развитие навыков понимания речи, расширение пассивного словаря, различение неречевых и речевых звуков.

Блок 1. - понимание начальных инструкций: «дай», «покажи» (указательный жест), «делай как я», «повтори». - обобщение лексических групп (работа с печатными словами и картинками по темам: овощи, животные, одежда и т. п.) Замечено, что сложность понятий, длина слов не имеют значения для ребенка. - изучение цифр, букв и овладение основными академическими навыками (различение цветов, фигур, форм) - одновременно отрабатываются навыки различения и воспроизведения речевых и неречевых звуков. На данном этапе ребенок может овладеть большинством академических навыков, в том числе чтения на уровне понимания известных им слов, предлогов и многих отвлеченных понятий. Эти знания пока не делают ребенка

коммуникативным, ребенок остается неговорящим: но на этом этапе заметно уменьшается степень полевого поведения, увеличивается время взаимодействия со взрослыми, появляется интерес к окружающему миру, наблюдаются первые попытки включиться в игру с другими детьми.

Блок 2. - работа над пространственным восприятием через расширение глагольного словаря (вводятся новые инструкции в виде глаголов повелительного наклонения: «кидай», «тяни», «прыгай», «ползи», «пей» и т. п.). Команды подаются эмоционально, ярко и выполняются самим ребенком. По мере усвоения ребенком смысла команды, вводится печатный вариант команды и картинка этого действия. На этом этапе у ребенка, как правило, появляется желание произнести это слово. - одновременно ведется работа над произнесением слогов из двух или трех звуков, которые ребенок может осознанно произнести.

Блок 3. - работа над составлением первых простейших фраз (например: «на, аня!» - обучение ребенка речи от первого лица («я иду», «я хочу», «дай мне» и т. п.) По завершении этого этапа, ПМПК констатирует выход из моторной алалии и ставит в заключении диагноз «общее недоразвитие речи» - первый уровень речевого развития, позволяющий в дальнейшем использовать в речевом развитии ребенка общепринятые логопедические методики.

Полученные к сегодняшнему дню результаты выглядят весьма обнадеживающе и подтверждают перспективность предлагаемого подхода в коррекционной работе с неговорящими детьми младшего дошкольного возраста.

Список литературы:

1. Доман Г. Как научить ребенка читать. Ласковая революция/перевод Кривошеевой Г. -Москва: Астрель, 2004

2. Ковригина Л.В. Формирование грамматического строя речи у дошкольников с речевыми нарушениями, НГПУ, 1998

3. Лалаева Р.И., Парамонова Л.Г., Шаховская С.Н. Логопедия в таблицах и схемах, Москва, 2015

4. Маниченко А.А. Как научить ребенка читать, Астра, Челябинск 2010

5. Филичева Т.Б., Чиркина Г.Б., Туманова Т.В., Миронова С.А., Лагутина А.В. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением речи, Просвещение, 2008 - 2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.