4 Wschodnioeuropejskie Czasopismo Naukowe (East European Scientific Journal)#2(30), 2018
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Евгений Олегович Виноградов,
аспирант, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург),
МЕТОДИКА КОРРЕКЦИИ ТЕХНИКИ ПЛАВАНИЯ КРОЛИСТОВ ВЫСОКОГО КЛАССА НА ОСНОВЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ГРЕБКА
Аннотация. В статье представлены результаты исследований, направленных на изучение техники выполнения гребка и последовательного применения методики по использованию комплекса специальных упражнений для пловцов-кролистов высокой квалификации. Применяемая методика позволила оценить индивидуальные особенности техники выполнения гребка, определить подбор комплекса упражнений, направленных на коррекцию и совершенствование проблемных зон подводной части гребка и установить методические рекомендации по использованию выбранного комплекса упражнений при подготовке пловцов-кролистов высокого класса.
Ключевые слова: коррекция техники плавания, динамические характеристики гребка, внутрицикло-вая скорость плавания, комплекс упражнений
METHOD OF CORRECTION OF SWIMMING TECHNIQUES BASED ON THE STUDY OF THE INDIVIDUAL CHARACTERISTICS OF THE STROKE OF FREESTYLE SWIMMERS OF HIGH
QUALIFICATION
Andrei Ivanovich Krylov,
the doctor ofpedagogical sciences, professor, The Lesgaft National University of Physical Education, Sport
and Health, St.-Petersburg, Evgenei Olegovich Vinogradov, The Lesgaft National University of Physical Education, Sport and Health, St.-Petersburg,
Abstract. The article presents the results of studies aimed at investigating the technique of the stroke and consistent application of the technique by use of a complex of special exercises for freestyle swimmers of high qualifications. The applied methodology allowed to assess the individual characteristics of the technique of the stroke, determine the selection of a set of exercises aimed at correcting and improving the problem areas of the underwater part of the stroke and to establish guidelines for the use of the selected set of exercises in the preparation of freestyle swimmers of high class.
Keywords: freestyle, swimming technique improvement, swimming intra-cycle velocity, forces in swimming, a set of exercises.
ВВЕДЕНИЕ
В настоящий момент в мировом плавании на дистанциях в кроле у мужчин показатели спортсменов подняли планку плотности результатов до такого уровня, что первые 16 результатов в спринтерском плавании укладываются в 0,5 сотых секунды, а в плавании стаерского вида от 5 до 12 секунд, тем самым обозначив важность точности выполнения всех элементов подводной части гребка, оптимизации распределения усилий, повышения продвигающей силы и повышения качества добротности техники при проплывани.
Применение специальных комплексов упражнений для пловцов-кролистов высокой квалификации, специализирующихся на разных соревновательных дистанциях, будут способствовать решению задач по улучшению и совершенствованию отстающих зон подводной части гребка, формировать представление тренера о качестве и уровню технической подготовленности спортсмена а так же определить методические подходы к построению
тренировочного плана, направленного на совершенствование технического потенциала пловцов высокой квалификации.
МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ
В исследованиях, которые проводились в течение 2016 года на кафедре теории и методики плавания НГУ им. П.Ф. Лесгафта, принимали участие пловцы-кролисты высокого класса, члены сборной Санкт-Петербурга и России, чемпионы России, Европы и Мира, участники Олимпийских игр в Рио-де-Жанейро, мастера спорта, мастера спорта международного класса, заслуженный мастер спорта, всего 11 человек. Пловцам предлагалось проплыть четыре отрезка по 25 м. Один отрезок с максимальной скоростью, а при проплывании трех других отрезков спортсмен, в соответствии со своим опытом, подбирал скоростной режим, который соответствовал его соревновательной скорости на дистанциях 50 м, 100 м. и 1500 м.
Иж110с1п1оеигоре]А'к1е Сха8ор\8то Ыаикоч>е (Еазг Еигорест БаепИ/1с Лита!) #2(30), 2018
5
Проплывы фиксировались на подводную видеокамеру, а затем по каждому из проплывов вычислялись индивидуальные динамические характеристики цикла плавания в данном проплыве с использованием компьютерной программы DartFish и авторской программы Natatometry™ [ 2].
По полученным результатам модельных показателей и характеристик пловцов была построена динамическая фазовая структура гребка для каждого спортсмена и разработан комплекс специальных упражнений , направленный на совершенствование отстающих зон подводной части гребка и повышению качества добротности техники для пловцов-кролистов на различные дистанции.
Спортсмены выполняли назначенный комплекс упражнений в течении двух месяцев в общеподготовительном периоде.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
В ходе проведенных исследований было установлено, что в биомеханике плавания в основном используется фазовая структура гребка, основанная на кинематических характеристиках [3]. Вместе с тем на основе анализа графика колебаний внутри-
цикловой скорости, совмещенного с видеорегистрацией, были определены основные упражнения, которые вошли в специальный комплекс:
1. Проплывание прямой рукой с акцентом на захват
2. Отведение руками с максимальной скоростью по направлению движения всторну-вниз (Рис.2).
3. Винт руками стилем "Брасс,, с поднятой головой с акцентом на максимальный захват руками в начале гребка
4. Рывок двумя руками по направлению движения вниз-назад
5. Отведение кистями на боку и переход в гребок, акцентируя внимание на чувство опоры ладонью во время отведения и перенос в силу гребка (Рис. 3).
6. Плавание с поднятой головой
7. Плавание вперед ногами на спине, выполняя винт двумя руками по направлению движения всторону-во внутрь.
8. Плавание вперед ногами на спине, выполняя двумя руками вверху движение 8-ку одновременно, с акцентом на чувство опоры.
Рисунок 1. Пример кадра подводной видеосъемки с наложенным графиком внутрицикловой скорости и кинематической структуры выполнения гребка одной рукой. Вертикальная линия в центре графика указывает точку на графике, которая соответствует данному кадру.
О
о
Wschodnioeuropejskie Czasopismo Naukowe (East European Scientiflc Journal)#2(30), 2018
6
Рисунок 2. Упражнение из комплекса: отведение руками в сторону с максимальной скоростью по
направлению движения всторону-вниз.
Пловцы, выполняя это упражнение, в первую очередь акцентируют внимание на захват воды кистями рук в начале гребка, повышая тем самым квадрат площади опоры. Затем выполняя S-образную структуру в средней части гребка идет
увеличение показателей продвигающей силы. При правильном выполнении S-образной структуры, вся энергия и сила гребка переходит в фазу окончания без повышения размаха мгновенных ускорений в цикле.
Рисунок 3. Отведение кистями рук на боку и переход в гребок.
Выполняя это упражнение, пловцы вовлекают в гребок мышцы спины для повышения силы гребка и увеличения площади опоры, вследствие чего растет и подъемная сила. Один из важнейших
акцентов этого упражнения лежит на движении кистями рук во время отведения, с помощью которых пловец цепляется за воду и начинает гребок рукой без потери скорости и удерживает ее на протяжении всей части гребка.
Таблица 1. Пример прогрессии индивидуальных динамических показателей пловцов-кролистов после применения назначенного комплекса специальных упражнений.
Проплывы ДО Сред. Скор. Время 50 м Время цикла Шаг Сумма N Колмог N Nav
Fz-m1 1.566 32.88 1.10 1.67 20.48 3.51 326 200
Fz-2001 1.385 36.9 1.47 1.99 24.56 2.53 267 154
Fz-15001 1.242 41.3 1.57 1.91 21.17 2.97 383 139
St-m1 1.735 29.77 1.10 1.87 26.95 3.35 175 206
St-2001 1.432 34.45 1.74 2.52 50.13 1.79 50 110
St-15001 1.213 41.73 2.37 2.84 43.84 1.66 95 95
Проплывы ПОСЛЕ
Fz-m 1.603 32.01 1.24 1.93 18.49 3.26 588 268
Fz-50 1.55 32.43 1.44 2.23 27.02 3.49 251 198
Fz-200 1.44 35.41 1.50 2.12 21.4 2.82 457 205
Fz-1500 1.40 36.21 1.97 2.72 30.5 2.55 260 175
St-m 1.86 27.72 1.07 1.93 28.5 2.98 168 238
St-50 1.811 28.45 1.13 1.99 35.38 2.15 89 185
St-200 1.48 34.3 1.67 2.43 37.4 2.14 112 142
St-1500 1.28 39.4 2.20 2.79 34.7 2.12 186 132
LI
Wschodnioeuropejskie Czasopismo Naukowe (East European Scientific Journal) #2(30), 2018
7
Таким образом, в ходе проведенных исследований было установлено, что кинематические фазовые структуры гребка в плавании могут рассматриваться только в комплексе с их динамическими характеристиками. Было установлено, что каждый пловец-кролист высокой квалификации имеет свои особенности в динамической структуре гребка[4].
Подобранный комплекс специальных упражнений, направленный на совершенствование отстающих зон подводной части гребка, помог спортсменам улучшить их индивидуальные динамические характеристики и существенно повлиял на качество показателей добротности техники при проплыва-ния.
Литература
1. Крылов, А.И. Внутрицикловая скорость плавания кролем на груди / А.И. Крылов, А.А. Бутов, Е.А. Виноградов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 2 (132). - С. 106-110.
2. Крылов, А.И. Нататометр - прибор для коррекции стиля плавания на основе определения внутрицикловой скорости /А.И. Крылов, А.А. Бутов, Дж. Вент // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 7 (113). - С. 109-112.
3. Крылов, А.И. Коррекция техники плавания на основе динамических характеристик гребка
/А.И. Крылов, Е.А. Виноградов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 4 (146). - С. 103-105.
4. Крылов, А.И., Виноградов Е.О. Изучение динамических характеристик гребка пловцов-кролистов высокой квалификации // Культура физическая и здоровье ВГПУ г. Воронеж. - 2(62)-2017 С.-12-15.
References
1. Krylov, A.I.; Boutov, A.A.; Vinogradov E. A. (2016) "Quality and instantaneous intra-cycle swimming velocity"
2. Krylov, A.I.;Boutov, A.A. and Wendt, G. (2014) "Nanatatometr. Real-time velocity data for swimming stroke correction" Uchenye zapiski univer-siteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 113, No. 7, pp.109-112.
3. Krylov, A.I.; Vinogradov E. A. (2017) "Correction of swimming techniques using dynamic characteristics of the stroke" Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 146, No. 4, pp.103-105.
4. Krylov, A.I.; Vinogradov E. A. (2017) "The stady of the dynamic craracteristics of the strokes of freestyle swimmers of high qualification" Physical ed-ication and health VGPU, Voronezh - 2(62)-2017 С-12-15.
Ажиев А.В
. Чеченский государственный педагогический университет, к.п.н., профессор кафедры педагогики и дошкольной психологии, г. Грозный, проректор по учебной
работе и информатизации.
Гадаборшева З.И.
Чеченский государственный педагогический университет, к.п.н., доцент кафедры педагогики и дошкольной психологии, г. Грозный, заведший кафедрой педагогики и дошкольной психологии.
ОРГАНИЗАЦИИ ДЕТСКОГО ДОСУГА КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СЕМЬЕ
Аннотация: на этапе формирования познавательного интереса, влияющего на развитие личности ребенка необходимо найти новые воспитывающие и образовательные методы и формы досуговой деятельности. В этой связи возникает вопрос о роли семейного воспитания в познавательном интересе ребенка при организации его досуга.
Ключевые слова: семья, дошкольный возраст, детский досуг, игра, развитие, сюжетно-ролевая игра.
CHILDREN'S LEISURE AS A MEANS OF DEVELOPMENT OF COGNITIVE INTERESTS OF CHILDREN OF SENIOR PRESCHOOL AGE IN THE FAMILY
Abstract: at the stage of formation of cognitive interest affecting the development of the child's personality it is necessary to find new educational methods and forms of leisure activities. In this regard, there is a question about the role of family education in the cognitive interest of the child in the organization of his leisure.
Keywords: family, preschool age, children's leisure, game, development, plot-role-playing game.
Дошкольный возраст находится в разрезе интенсивной социализации и личностного развития ребенка. Это возраст приобщения к социокультурным правилам, формирования познавательных интересов и ценностных ориентаций, освоения разнообразных форм самостоятельной активности, возникновения личностного становления сознания. Необходимо отметить, что социализация и приобщение ребенка к ресурсам познания происходят в
процессе совместной деятельности со взрослыми. И в этом виде исследование структуры досуга ребенка в семье, особенностей организации различных видов досуговой деятельности современного дошкольника позволяет воссоздать установочные позиции родителей в познавательной ситуации развития современного дошкольника.
Семья является основным формирователем