Научная статья на тему 'МЕТОДИКА КОРРЕКЦИИ ПЛОСКОСТОПИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ФУТБОЛА'

МЕТОДИКА КОРРЕКЦИИ ПЛОСКОСТОПИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ФУТБОЛА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дети младшего школьного возраста / плоскостопие / футбол / коррекция / физическая подготовленность / primary school children / flat feet / football / correction / physical fitness

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Е.Ю. Овсянникова, П.Д. Герасимова

Данная научная статья посвящена описанию содержания экспериментальной методики коррекции плоскостопия у детей младшего школьного возраста средствами футбола. В последние десятилетия наблюдается стойкая негативная тенденция в состоянии здоровья детей. Широко распространены различные патологии опорно-двигательного аппарата, среди которых большое место занимают морфофункциональные дисфункции (деформации) стоп. В связи с этим, данная статья посвящена поиску новых методик и методических приёмов. В статье представлены материалы использования комплекса упражнений с футбольными мячами, направленные на коррекцию плоскостопия у детей младшего школьного возраста с интеллектуальными нарушениями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE TECHNIQUE OF CORRECTING FLAT FEET IN PRIMARY SCHOOL CHILDREN BY MEANS OF FOOTBALL

This scientific article is devoted to the description of the content of an experimental technique for correcting flat feet in children of primary school age by means of football. In recent decades, there has been a persistent negative trend in the state of children's health. Various pathologies of the musculoskeletal system are widespread, among which morphofunctional dysfunctions (deformities) of the feet occupy a large place. In this regard, this article is devoted to the search for new techniques and methodological techniques. The article presents materials on the use of a set of exercises with soccer balls aimed at correcting flat feet in primary school children with intellectual disabilities.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИКА КОРРЕКЦИИ ПЛОСКОСТОПИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ФУТБОЛА»

МЕТОДИКА КОРРЕКЦИИ ПЛОСКОСТОПИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ФУТБОЛА

Е.Ю. Овсянникова, канд. пед. наук П.Д. Герасимова, студент Вятский государственный университет (Россия, г. Киров)

DOI:10.24412/2500-1000-2024-5-2-120-124

Аннотация. Данная научная статья посвящена описанию содержания экспериментальной методики коррекции плоскостопия у детей младшего школьного возраста средствами футбола. В последние десятилетия наблюдается стойкая негативная тенденция в состоянии здоровья детей. Широко распространены различные патологии опорно-двигательного аппарата, среди которых большое место занимают морфофункциональ-ные дисфункции (деформации) стоп. В связи с этим, данная статья посвящена поиску новых методик и методических приёмов. В статье представлены материалы использования комплекса упражнений с футбольными мячами, направленные на коррекцию плоскостопия у детей младшего школьного возраста с интеллектуальными нарушениями.

Ключевые слова: дети младшего школьного возраста, плоскостопие, футбол, коррекция, физическая подготовленность.

Стопа является фундаментом тела, наиболее нагружаемым отделом опорно-двигательного аппарата человека, представляет собой идеальную анатомическую конструкцию для опоры и передвижения, выполняет три основных функции: рессорную (амортизирующую), балансировочную (регулирующую позы активности) и толчковую. Она имеет сложное строение: состоит из 26 костей, 42 мышц и множества связок; делится на три отдела: предплюсну, плюсну и фаланги пальцев. Элементы стопы образуют две дуги, которые называются продольным и поперечным сводами стопы [1].

Продольный свод (расположен по внутреннему краю стопы) является базовым для всей амортизирующей системы стопы, он начинается от пяточного бугра, проходит по центру стопы, разделяется на внутренний свод и наружный. Благодаря этому стопа опирается не всей поверхностью, а тремя основными точками: пяточной костью и основаниями 1-го и 5-го пальцев.

Поперечный свод сформирован в переднем отделе стопы (между основаниями пальцев), он имеет сводчатую форму, которая поддерживается мышцами и связками. В зависимости от того, какой свод уплощается, возникает продольная или

поперечная форма плоскостопия. Изменение анатомических взаимоотношений в стопе смещает центр тяжести тела, является причиной нарушения осанки, повышения нагрузки на голеностопный, коленный и тазобедренный суставы, может оказать отрицательное влияние на становление некоторых двигательных функций у детей, сформировать неправильную походку, привести к снижению двигательной активности, стать серьезным препятствием к занятиям многими видами спорта [2].

На фоне интенсивного роста ребенка стопы растут особенно быстро. В законах роста есть так называемый закон кранио-каудального градиента, суть которого в том, что чем более отдалена от черепа часть тела, тем больше в детстве у нее скорость роста. Быстрый рост стоп отражается на их анатом-функциональном состоянии. Как только ребенок начинает ходить, на стопу приходится большая нагрузка, интенсивность которой обусловлена не только двигательной активностью ребенка, но и его массой. Определенную роль при этом играют состояние здоровья, особенности минерального обмена, обувь ребенка. Во многом состояние связочного аппарата определяется наличием у ребенка

синдрома соединительно-тканной диспла-зии [3].

Существует тесная взаимосвязь изменений стопы и позвоночника: плоскостопие влияет на распределение нагрузки на позвоночник и наоборот - нарушение осанки влияет на распределение нагрузки на стопу. Вот почему так важно проводить не только раннюю диагностику и коррекцию деформаций стопы, но и ее профилактику [4].

Прежде чем начать исследование, с целью коррекции плоскостопия у детей младшего школьного возраста с интеллектуальными нарушениями, было проведено

контрольное тестирование. С помощью трёх тестов мы измерили начальный уровень развития координационных способностей и силу стоп у трёх детей (табл. 1) и дали точку отсчёта нашему педагогическому эксперименту.

Тест для определения уровня развития координации - «Проба Ромберга» - поза «Аист».

Тест для определения уровня развития силы стоп- «Прыжок в длину с места», «Прыжок по Абалакову».

Оценка плантограмм по методу Чижи-

на.

Таблица 1. Результаты начального тестирования детей младшего школьного возраста с интеллектуальными нарушениями и плоскостопием в ходе констатирующего педагогического эксперимента (п=3)_____

№ Тест Норма № Участника Результат Оценка Мэксп±т

Проба «Ромбер- «3»-7 1 7 3

1 га» (поза «4»-10 2 5 2 6 ± 0,8

«Аист») (с) «5»-15 3 6 2

Прыжок в длину с места (см) «3»-95 1 93 2

2 «4»-115 2 80 2 87,7 ± 5,4

«5»-120 3 90 2

Прыжок по Абалакову (см) «3»-17 1 18 3

3 «4»-20 2 14 2 16 ± 1,7

«5»-23 3 16 2

0,0-1 — стопа не 1 л 2,7 Стопа плоская

уплощена. п 2,3 Стопа плоская л 2,53 ±0,17

1,1-2 — уплощена 2 л 2,6 Стопа плоская

4 Индекс Чижина (умеренное плоско- п 3,8 Стопа плоская

стопие). 2,3 Стопа плоская п 5,23 ±3,05

2,1 и более — стопа плоская. 3 9,6 Стопа плоская

л - левая стопа

п - правая стопа

Из таблицы видно, что результаты, участвующих в исследовании детей, отклонены от нормы в:

1. Тесте «Проба Ромберга» на 60%;

2. Тесте «Прыжок в длину с места» на 27%;

3. Тесте «Прыжок по Абалакову» на 30%;

4. Результат плантограмм превышает нормативные значения почти в 4 раза.

Результаты выполненных тестов (табл. 1) свидетельствуют о низком уровне развития координационных способностей и силы стоп на начало педагогического эксперимента, а также о наличии плоскостопия. Для того, чтобы повысить уровень развития координационных способностей

и силы стоп, а также скорректировать плоскостопие, необходимо разработать экспериментальную методику коррекции плоскостопия у детей младшего школьного возраста средствами футбола.

На основании изученных литературных источников, была разработана методика коррекции плоскостопия у детей младшего школьного возраста средствами футбола.

В настоящее время исследований и готовых апробированных методик коррекции плоскостопия у детей младших школьников с интеллектуальными нарушениями средствами футбола, нет. Но есть общие рекомендации, которых мы будем придерживаться в нашем исследовании: продолжительность занятий 40 мин (раз-

работанный нами комплекс упражнений занимает 7 мин), 3 раза в неделю, с использованием футбольных мячей, упражнения должны выполняться разнообразно, форма занятия - урок физической культуры.

Цель экспериментальной методики: коррекция плоскостопия у детей младшего школьного возраста средствами включения в занятие футбольных упражнений.

Исходя из цели нашей методики, в процессе научного исследования решатся такие задачи, как:

1. Оценить силу мышц стопы у детей младшего школьного возраста;

2. При помощи включения в занятие упражнений с футбольными мячами повысить уровень силы мышц стопы;

3. В процессе занятий осуществлять коррекцию плоскостопия.

В нашей методике коррекции плоскостопия, при работе с детьми младшего школьного возраста с интеллектуальными нарушениями основным методом выступал игровой, так как было важно максимально заинтересовать детей и надолго удерживать их внимание. Второстепенными, но не менее важными были: наглядный метод, сопровождающийся показом всех упражнений учителем; словесный метод, как способ передачи информации, способ управления процессом обучения и способ оценки достигнутых результатов.

Построение и проведение занятий с детьми младшего школьного возраста, имеющих плоскостопие, основывалось на общеметодологических и специальных принципах:

1) Принцип систематичности и последовательности обучения [5];

2) Принцип дифференциации и индивидуализации [6];

3) Принцип коррекционно-развивающей направленности [7];

4) Принцип доступности [8];

5) Принцип сознательности и активности [9].

В нашем исследовании занятие состояло из 3 частей:

1) Подготовительная (10 мин), включала в себя построение, сообщение задач урока, разминку;

2) Основная часть (20 мин) состояла из разработанного нами комплекса упражнений направленных на укрепление мышц, формирующих своды стопы, а также мышц нижних конечностей и брюшного пресса, развитие и совершенствование равновесия и координации, а также рабочей программы урока;

3) Заключительная (10 мин) включала в себя подвижную игру и подведение итогов урока.

Было разработано 6 комплексов упражнений. Один из них представлен в таблице 2.

Таблица 2. комплекс упражнений № 2.

№ Упражнение Дозировка Методические указания

1 «Мюнхаузен на луне». Ходьба, зажав футбольный мяч между коленей. 3 раза по 4 м Стараемся руками не касаться мяча.

2 Упражнение в парах. И. п. - сидя на скамейке лицом друг к другу на расстоянии 1,5 м, выполняем перекат футбольного мяча партнеру сначала правой ногой, а затем левой. Остановка мяча осуществляется подошвой стопы. По 30 с на каждую ногу Стараемся контролировать мяч и не трогать его руками.

3 И. п. - сесть на пол, ноги вытянуть вперед, руками опираться сзади на локти. Захватив футбольный мяч стопами, переложить его из одного обруча в другой. 10 раз Стараться держать ноги прямыми. Руками мяч не трогать.

4 И. п. - сидя, ноги врозь. Перекатывать футбольный мяч стопой ног к другой стопе. 10 раз Стараться руками не помогать.

5 И. п. - основная стойка, мяч на полу перед собой. Осуществляем перекаты футбольного мяча стопой по часовой стрелке и против часовой сначала правой ногой, а затем левой. По 30 с на каждую ногу Упражнение выполняем в медленном темпе, пытаемся не терять контроль над мячом.

6 И. п. - основная стойка, мяч на полу перед собой. Выполняем поочередные прыжки со сменой ног и касание пальцами ног мяча. 2 подхода по 30 с Выполняем касание пальцами ног мяча.

7 «Футбол в парах». Упражнение в парах. Передача мяча ногой друг другу, остановка только стопой ноги. 1 мин Упражнение выполняем в медленном темпе, пытаемся не терять контроль над мячом.

В ходе педагогического эксперимента, тестирование проводилось два раза: в начале и конце.

Наше исследование было направлено на повышение силы мышц стоп, а также коррекцию плоскостопия у детей младшего школьного возраста с интеллектуальными нарушениями. На начало педагогического эксперимента было проведено контрольное тестирование. С помощью трёх тестов

мы измерили начальный уровень развития силы мышц стоп у трёх детей (табл. 1), а также провели плантографию и дали точку отсчёта нашему педагогическому эксперименту. В конце педагогического эксперимента, который проводился с 15 апреля 2024 по 28 мая 2024 (6 недель), было вновь проведено контрольное тестирование, результаты которого представлены в таблице 3.

Таблица 3. Результаты тестирования детей младшего школьного возраста с интеллектуальными нарушениями и плоскостопием, с использованием экспериментальной методики,

№ Тест Норма № Участника Результат Оценка Мэксп±т

Проба «Ромберга» (поза «Аист») (с) «3»-7 1 11 4

1 «4»-10 2 8 3 9,7 ± 1,3

«5»-15 3 10 4

Прыжок в длину с места (см) «3»-95 1 98 3

2 «4»-115 2 84 2 92,3 ± 5,9

«5»-120 3 95 3

Прыжок по Абалакову (см) «3»-17 1 21 4

3 «4»-20 2 17 3 18,7 ± 1,68

«5»-23 3 19 3

0,0-1 — стопа не 1 л 1,6 Стопа уплощенная

уплощена. п 1,5 Стопа уплощенная л 0,21 ±1,43

1,1-2 — уплощена 2 л 1,1 Стопа уплощенная

4 Индекс Чижина (умеренное плос- п 1,9 Стопа уплощенная

костопие). л 1,6 Стопа уплощенная п 3,26 ±2,05

2,1 и более — стопа плоская. 3 п 6,4 Стопа плоская

л - левая стопа п - правая стопа

Из таблицы видно, что результаты, участвующих в исследовании детей на конец педагогического эксперимента, отклонены от нормы в:

1. Тесте «Проба Ромберга» на 33%;

2. Тесте «Прыжок в длину с места» на 23%;

3. Тесте «Прыжок по Абалакову» на 17%;

4. Результат плантограмм стал превышать нормативные значения почти в 2,5 раза.

Таблица 4. Изменение результатов тестирования за период педагогического эксперимента (n=3)_____

№ Тест Экспериментальная груп на начало педагогическо эксперимента Экспериментальная груг на конец педагогическо эксперимента t 2,78 P

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

M m M m

1 Проба «Ромбер (поза «Аист») (с) 6 0,8 9,7 1,3 2,42 >0,05

2 Прыжок в длину места (см) 87,7 5,4 92,3 5,9 0,58 >0,05

3 Прыжок по Аба кову (см) 16 1,7 18,7 1,68 1,13 >0,05

4 Индекс Чижин п 5,23 3,05 3,26 2,05 0,54 >0,05

л 2,53 0,17 0,21 1,43 1,6 >0,05

По результатам контрольного испыта- Результат плантограмм стал лучше по-

ния «Проба Ромберга» (поза «Аист»), уве- чти в 1,5 раза.

личилась в среднем на 27% (3,5 сек). Таким образом, сравнение результатов

По результатам контрольного испыта- тестирования на начало и конец педагоги-ния «Прыжок в длину с места», увеличи- ческого эксперимента свидетельствуют о лась в среднем на 4% (4,6 сек). хороших улучшениях показателей в про-

По результатам контрольного испыта- центном отношении, но достоверность ния «Прыжок по Абалакову», увеличилась улучшений нами не выявлена, что можно в среднем на 13% (3,6 сек). объяснить недостаточной продолжитель-

ностью педагогического эксперимента.

Библиографический список

1. Мелихов ЯП. Актуальные вопросы развития плоскостопия и методы ее коррекции // Психология и образование: электрон. научн. журн. - 2017. - № 6(36). - С. 110-111.

2. Кенис В.М., Лапкин Ю.А., Хусаинов Р.Х., Сапоговский А.В. Мобильное плоскостопие у детей (обзор литературы) // Ортопедия, травматология и восстановительная хирургия детского возраста. - 2014. - № 2 (2). - С. 44-54.

3. Larsen K. Kinderfü ßelernenlaufen. Zeitschriftfür Physiotherapeuten 2008. - С. 667-673.

4. Красикова И.С. Плоскостопие. Профилактика и лечение. - М.: Корона-Век, 2014. -128 с.

5. Лагунов, Ю.А. Дошкольное образование: учебн. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - СПб.: Первое сентября, 2000. - С. 52.

6. Евсеев С.П. Теория и организация адаптивной физической культуры, 2020.

7. Евсеев, С.П. Адаптивная физическая культура: учебн. пособие / С.П. Евсеев, Л.В. Шапкова. - М.: Советский спорт, 2000. - 240 с.

8. Нестерова, И.Н. Принцип доступности как один из фундаментальных дидактических принципов на уроках физической культуры в школе: значение и особенности реализации / И.Н. Нестерова, Л.С. Монахова // Научный журнал Дискурс. - 2017. - № 9 (11). - С. 28-33.

9. Боген М.М. Дидактические принципы в системе обучения двигательным действиям / Учеб. пособ. - М.: ГЦОЛИФК, 1982.

THE TECHNIQUE OF CORRECTING FLAT FEET IN PRIMARY SCHOOL CHILDREN BY MEANS OF FOOTBALL

E.Y. Ovsyannikova, Candidate of Pedagogical Sciences P.D. Gerasimova, Student Vyatka State University (Russia, Kirov)

Abstract. This scientific article is devoted to the description of the content of an experimental technique for correcting flat feet in children of primary school age by means offootball. In recent decades, there has been a persistent negative trend in the state of children's health. Various pathologies of the musculoskeletal system are widespread, among which morphofunctional dysfunctions (deformities) of the feet occupy a large place. In this regard, this article is devoted to the search for new techniques and methodological techniques. The article presents materials on the use of a set of exercises with soccer balls aimed at correcting flat feet in primary school children with intellectual disabilities.

Keywords: primary school children, flat feet, football, correction, physical fitness.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.