Научная статья на тему 'Методика коррекции деструктивных конструктов поведения человека средствами анализа семейных сценариев и мифов'

Методика коррекции деструктивных конструктов поведения человека средствами анализа семейных сценариев и мифов Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
832
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЕЙНО-РОДОВАЯ СИСТЕМА / СЕМЕЙНЫЕ МИФЫ / СЕМЬЯ / РОД / КАТАТИМНЫЕ ПРЕДМЕТЫ / FAMILY AND KINSHIP SYSTEM / FAMILY MYTHS / FAMILY / GENUS / ORDER OF LOVE / CATATIME ITEMS

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Зобков Александр Валерьевич, Писненко Александр Георгиевич, Шахворостова Татьяна Владимировна

В данной работе дано описание авторской методики коррекции деструктивных конструктов поведения человека средствами анализа семейных сценариев и мифов, которые могут стать травмирующими факторами для дальнейших представителей данной родовой системы, или являться толчком для развития соматизации механизма психологической защиты. В статье показано, что основная задача методики в том, чтобы проработать не только поведенческую сторону семейных конфликтов, но и выявить причину их возникновения в системе именно этой семьи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Зобков Александр Валерьевич, Писненко Александр Георгиевич, Шахворостова Татьяна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methods of correction of destructive constructs of human behaviour analysis by tools of family scenarios and myths

This article describes (the authors describe) the method of correction of destructive constructs of human behaviour analysis by tools of family scenarios and myths that can be traumatic factors for future members of this generational system, or be a stimulus for the development of somatisation of psychological defence mechanism. The article shows that the main objective methodology is to work out not only the behavioural side of the family conflicts, but also to identify the cause of their occurrence in the system of that particular family.

Текст научной работы на тему «Методика коррекции деструктивных конструктов поведения человека средствами анализа семейных сценариев и мифов»

УДК 159.95 ; 159.9:316.36

Зобков Александр Валерьевич

доктор психологических наук, профессор Владимирский юридический институт Федеральной службы исполнения наказаний

Писненко Александр Георгиевич

кандидат психологических наук, доцент Владимирский государственный университет им. А.Г. и Н.Г. Столетовых

Шахворостова Татьяна Владимировна

Владимирский государственный университет им. А.Г. и Н.Г. Столетовых

av.zobkov@gmail.com, eugenij96@rambler.ru

МЕТОДИКА КОРРЕКЦИИ ДЕСТРУКТИВНЫХ КОНСТРУКТОВ ПОВЕДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА СРЕДСТВАМИ АНАЛИЗА СЕМЕЙНЫХ СЦЕНАРИЕВ И МИФОВ

В данной работе дано описание авторской методики коррекции деструктивных конструктов поведения человека средствами анализа семейных сценариев и мифов, которые могут стать травмирующими факторами для дальнейших представителей данной родовой системы, или являться толчком для развития соматизации механизма психологической защиты. В статье показано, что основная задача методики в том, чтобы проработать не только поведенческую сторону семейных конфликтов, но и выявить причину их возникновения в системе именно этой семьи.

Ключевые слова: семейно-родовая система, семейные мифы, семья, род, кататимные предметы.

Семья - важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях: отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и другими родственниками, живущими вместе и ведущими совместное хозяйство [2; 5].

Для человека семья - главный и основной компонент среды, в котором он живет первую четверть своей жизни, и который он пытается построить всю оставшуюся жизнь. По мнению В.Н. Дружинина, специфической особенностью семьи является ее «несвобода» - в смысле навязывания человеку определенных правил жизни. Однако эта «несвобода» имеет свои преимущества, поскольку она обеспечивает членам семьи возможность оптимально удовлетворять свои естественные и культурные потребности [2; 5; 6]. Отсюда можно сделать вывод о том, что именно семья и ее устои могут являться первоосновой успеха или неуспеха в жизни одного или нескольких членов семейной системы.

При решении проблем, связанных с семейными сценариями и мифами некоторые методики дают непрочный, временный результат, который может быть утрачен после возвращения клиента к обычной самостоятельной жизни и явится первоосновой нового семейного сценария или нового семейного мифа. Для решения подобного рода семейных проблем мы решили, применить методику коррекции деструктивных конструктов поведения человека средствами анализа семейных сценариев и мифов, задействовав в ней основные положения аналитической психодрамы Якова Морено.

Что же послужило толчком для создания данной методики? Дело в том, что в методе системных семейных расстановок Б. Хеллингера, используя семейную иерархию, можно выяснить с какого члена этой семейной системы началась та или иная проблема. Изначально работая с этим методом, мы

решили отойти от него, т.к. при его использовании задается сразу поле расстановки и количество участников. Мы же пошли иным способом. Основываясь на нарративном подходе, мы изначально формулируем вопрос, интересующий клиента, а затем спускаемся по семейно-родовой системе клиента к человеку, с которого данная проблема началась. Далее, если использовать в процессе работы с клиентом метод психодрамы, то можно проработать корни семейной проблемы именно с тем человеком, который эту проблему в семейной системе создал.

Основная задача нашей методики состоит в том, чтобы выявить, травмирующий фактор, первооснову семейной проблемы и проработать ее корни, изменив семейный пессимистический сценарий на оптимистический. В результате практической работы нам пришлось частично основываться на идее метода психодрамы в части разыгрывания сценария, при этом изменив методику проигрывания роли протагониста.

Итак, к психологу приходит клиент, который озвучивает свою проблему. Она может внешне не быть связана с семьей, и чтобы найти корни этой проблемы, нами должен быть поставлен ряд задач.

1. Выявить проблему или эмоцию, которая тревожит больше всего и обуславливает поведение человека в интересующих его ситуациях, а так же правильно сформулировать вопрос для дальнейшей работы по методике.

2. Установить члена семьи клиента, который явился источником проблемы, т.е. человека, с которого данная проблема возникла в этой семье. Найти источник мы можем с помощью сформулированного нами ранее вопроса или эмоции. Как правило, этот вопрос эмоционально ярко окрашен.

Если проблема касается самого клиента, то необходимо работать непосредственно с ним. Но в случае, когда речь идет о детях или больных лю-

© Зобков А.В., Писненко А.Г., Шахворостова Т.В., 2016

дях мы можем работать с их кровными родственниками, но только по запросу самого клиента.

3. На следующем этапе клиенту предлагается сконцентрироваться на сформулированном вопросе или эмоции тревожащей его, и удерживать его, ее или их, на протяжении всего исследования семейной системы (это необходимо для более точного выявления члена семьи, с которым связано появление проблемы).

Начинается исследование семейной системы от фигуры самого клиента, перемещаясь к фигурам его отца и матери, и далее переходим к исследованию более ранних представителей того рода, где эмоция выявляется ярче и интенсивнее. Если исследование родовой системы идет исходя из ранее сформулированного вопроса, то мы просим клиента, как бы ставить мать и отца на чаши весов и смотреть, с чьей стороны чаша перетянет, с той и будет происходить дальнейшее движение вниз по родовой системе. Исследуется именно тот род, в котором сформулированный вопрос или эмоция находят свое наиболее яркое выражение. Исследование может проводиться при использовании специальных кукол заместителей, а также семей-но-родовая система может быть нарисована в процессе работы на обычном листе бумаги. Причем проведение данного исследования на листе бумаги дает возможность подсчета количества поколений до момента возникновения данной проблемы в семейной системе. И при условии, что в среднем поколения сменяют друг друга через 20-25 лет, появляется возможность подсчета приблизительного года возникновения сценария в семье и его соотнесение с историей данного рода и историей государства. В результате проведенного исследования мы выявляем источник нарушения и, если доступна информация, то травмирующий фактор в данной семейно-родовой системе.

4. Поле, которое возникает в результате исследования, дает первоначальный ответ на запрос клиента, почему возник травмирующий фактор, и с каким членом семья связано появление проблемы, иногда это не один человек, а два или три поколения в семье.

Итак, человек узнал, кто явился источником возникновения проблемы, возможно, получил предположение о травмирующем факторе, но корень, суть проблемы, сам сценарий семейной истории, на этом этапе еще не найдены и не интерпретированы.

Клиенту необходимо проиграть и пересмотреть свою семейно-родовую ситуацию. Даже если данное действие будет происходить не на сцене, а на уровне воображения. Ему необходимо попытаться прожить историю человека, явившегося источником возникновения проблемы в его семейно-родо-вой системе, с которой он обратился за помощью к психологу. Для решения данной задачи авторами

методики была использована идея метода психодрамы и метода символодрамы, а именно использование кататимных предметов, таких как карты Таро, а так же проигрывание в воображении клиента его родовой ситуации, и ее коррекция. Необходимо отметить, что непосредственно после прохождения клиентом семейной системы до момента возникновения проблемы не всегда предоставляется возможность детально разобрать ситуацию, это зависит от чувствительности и открытости клиента, иногда следует прибегнуть к вспомогательным предметам, ее проясняющим.

Таким образом, применение идеи метода сим-володрамы и психодрамы, по нашему мнению, наиболее эффективны в коррекции вопросов, связанных с личностью клиента, его поведенческими реакциями, основанными на семейных сценариях.

После прохождения клиентом семейной системы и определения наличия информации о травмирующем факторе или отсутствия таковой, возникают два варианта развития дальнейшего использования данной методики.

Вариант 1

В случае, когда клиент получает информацию о ситуации, свершившейся с его предком, психологом и клиентом разбирается данный родовой сценарий и рассматриваются все нюансы его возможного положительного изменения.

После проведения разбора родовой ситуации необходимо дать клиенту отвлечься и передохнуть несколько минут, так как результаты данной работы накладывают отпечаток на эмоциональное состояние клиента.

Большое значение в применении методики играет первоначальный разбор ситуации, которая происходит непосредственно после движения по родовой системе. Клиенту предлагается, четко удерживая сформулированный вопрос или эмоцию, встав на место друга своего предка или представиться ему потомком, который пришел помочь изменить ситуацию в лучшую сторону, постараться интуитивно прочувствовать, что именно когда-то произошло в его семейно-родовой системе.

В данном случае необходима качественная и высокопрофессиональная работа психолога, проводящего сессию. Им должна быть создана ситуация, способствующая расслаблению клиента. Далее консультанту следует просмотреть ситуацию вместе с клиентом по определенной схеме, учитывая, что наблюдение за ситуацией происходит как бы со стороны (как во сне или в кино).

1. Клиенту предлагается занять удобное положение, желательно на кушетке или в кресле, спину выпрямить, при этом исключается любой дискомфорт: стесняющая одежда должна быть расстегнута или снята. На момент проведения работы по данной методике необходимо предупредить клиен-

та об отслеживании им своего состояния здоровья. Необходимо избегать работы по данной методике во время обострения хронических заболеваний. Важно, чтобы клиент был относительно здоров, или заболевания находились в стадии ремиссии.

2. Психологом предлагается клиенту представить и первоначально описать его.

3. Далее следует детализация ситуации. Клиенту предлагается ответить на различные вопросы психолога:

- Кто имел отношение к этой ситуации?

- Видит ли он, какие либо картинки?

- Приходят ли на ум какие-либо истории, услышанные когда-то?

- Где происходили события в городе или в деревне?

- Может быть, действие перемещалось из одного населенного пункта в другой?

- Что произошло с человеком?

- Что его испугало?

- Как начиналась ситуация?

- Как развивались события?

- Как продолжались?

- Чем закончились?

При ответе на вопросы клиенту предлагается очень внимательно отслеживать свои телесные реакции, так как любой дискомфорт в теле или на эмоциональном плане говорит о ложном ответе на вопрос или ложном предположении. Роль психолога - консультанта в данной ситуации трудно переоценить, так как это должен быть человек, безусловно, очень чуткий и сензитивный, хорошо чувствующий состояние клиента.

4. После завершения рассмотрения, психологом резюмируется полученная информация. Затем, выявленная история, еще раз детально пересказывается клиенту. Как правило, ситуации, которые мы получаем из прошлого, очень похожи на то, что происходит с клиентом в настоящее время, но не детально, а конструкцией поведения или фабулой сценария.

Если у клиента есть запрос на более детальное прояснение ситуации, то психологу следует помочь ему, так как это необходимо для более глубокого понимания ситуации, а главное для ее более глубокого осознания и принятия клиентом. Далее следует небольшой отдых, о котором упоминалось выше (продолжительность около 5-10 минут). Отдых необходим для выравнивания эмоционального состояния клиента и его подготовке к дальнейшей работе по данной методике.

После отдыха клиенту рекомендуется расположиться на кушетке или в кресле, расслабиться и прикрыть глаза. Ему предлагается представить ситуацию, которая была детально просмотрена несколькими минутами раньше по следующему плану:

1. На начальном этапе клиенту необходимо вспомнить и описать своего предка (разрешается использовать игрушку, которая его замещала).

2. Рекомендуется описать местность, где клиент оказался со своим предком (поле, дом, деревня, город, замок, какой год, какие события происходят в мире в это время и т.д.).

3. На следующем этапе клиенту следует представить, что он подходит и знакомится со своим предком. Необходимо представиться ему и попросить разрешение на изменение ситуации в прошлом.

4. После получения согласия клиенту следует попросить своего предка отвести их обоих в тот день и час, когда все события начали развиваться. Этот момент крайне важен в данной методике, потому что именно начальная ситуация явилась первоосновой сформулированного ранее вопроса или эмоции и последующей за ней поведенческой реакции, которая в свою очередь закрепляется в семейном сценарии или в семейном мифе. Психологу следует во время проведения всего коррекцион-ного сеанса четко отслеживать состояние клиента, помогать ему, вести его по семейно-родовой ситуации. Контроль за эмоциональным и физическим состоянием клиента необходим для правильного проведения коррекции семейного сценария. Ситуация проигрывается клиентом, как будто он участвует в фильме и помогает своему родственнику.

5. Клиенту необходима помощь психолога в изменении начальной ситуации семейного сценария, так как основной целью является его положительная коррекция и нахождение конструктивной линии поведения предка.

Например: если в ситуации выходило, что девушка уехала из дома и попала в плохую компанию, а далее с ней произошло что-то плохое, то сценарий может быть переписан несколькими способами:

а) девушка остается дома и меняется ситуация, из-за которой ей пришлось уехать;

б) девушка приезжает в город, но избегает попадания в плохую компанию;

в) девушка понимает, что попала в дурную компанию и вовремя уходит из нее, меняя свою жизнь к лучшему.

Вообще вариативность коррекции семейных сценариев многообразна. В таких случаях, все зависит от запроса клиента. И все же, необходимо отслеживать свои телесные ощущения, так как если сценарий переписан неверно, то в теле будет ощущаться дискомфорт и на данном этапе необходимо искать линии поведения предка и такие возможности изменения ситуации, которые отзовутся в теле легкостью и ощущением победы и счастья.

6. После коррекции семейно-родового сценария клиенту представляются картины либо берега реки, либо бани, либо церкви или мечети (в зависимости от вероисповедания клиента). Эти картинки появляются для того, чтобы клиентом был прочувствован процесс своеобразного очищения от ранее узнанного негатива семейно-родовой системы.

Причем очищение происходит не только на уровне самого клиента в семейно-родовой системе, но и на всех ее иерархических позициях. Поэтому в практике применения данной методики зафиксированы интуитивные высказывания клиентов о том, что в реке или в церкви находится очень много людей.

7. После завершения процесса очищения клиенту и его предку предлагается выйти из реки и (например) подняться, как правило, на высокий берег, на песчаную дорогу и далее клиенту следует задать вопрос своему предку: «Чем я могу еще помочь?»

Если работа была проведена эффективно, то происходит прощание предка с клиентом, и на этом можно считать сессию завершенной.

Если же нужна коррекция работы, проведенной ранее, то следует прояснить ситуацию с людьми, находящимися рядом с предком. После корректировки клиент заново задает тот же вопрос предку и, после прощания с ним, поворачивается на 180 градусов. На дорожке, перед клиентом, могут находиться люди из его настоящего, с которыми необходимо проработать какие-либо вопросы в отношениях.

8. После прояснения всех ситуаций клиенту задается вопрос о его желании пройти по данной дороге вперед. Если у клиента возникает подобное желание, то ему следует проделать это. Ему предлагается описать то, что он увидит. Картинки, которые появляются в этот момент, могут показывать результат разрешения проблемы по запросу клиента, могут также прояснять какие-то моменты в его настоящем, а могут показывать и вероятное будущее.

9. На этапе завершения сессии психологу необходимо поинтересоваться физическим и эмоциональным состоянием клиента. В теле клиента должна ощущаться легкость. При этом возможно, что клиент начнет зевать и выскажет предположение, что ему хочется спать. Эмоциональное состояние клиента должно быть ровным, иногда слегка в плюсе. Также отмечается появление ощущения приятной усталости, такое же, как при хорошо выполненной работе или при достигнутой цели. Состояние, после которого хотелось бы расслабиться. В случае достижения такого состояния клиенту предлагается произнести фразу: «Я в здесь и сейчас!» После данных слов клиент как бы просыпается от работы со своей семейно-родовой системой и возвращается в настоящее.

Если же вышеописанное состояние не было достигнуто, то работу с этой ситуацией необходимо продолжить через два, максимум три дня по той же схеме, но начиная уже не с прохождения по семейной системе, а сразу же приступая к коррекцион-ной сессии.

В заключение всей проделанной работы психологом еще раз обобщается первая ситуация, проводится аналогия с жизненными ситуациями клиен-

та. На следующем этапе, используя информацию о скорректированной ситуации, клиенту в диалоге с психологом необходимо выстроить свою новую линию поведения. Клиент должен быть предупрежден о необходимости посещения психологических консультаций в течении минимум 9-ти месяцев с целью закрепления новой модели поведения.

Вариант 2

Во втором случае клиент не получает из поля родовой системы никакой информации и не осознает, что послужило причиной возникновения у его предка подобных эмоций и следующей за ними поведенческой реакции. В этой ситуации для прояснения проблемы семейно-родового сценария необходимы кататимные предметы, в данном случае мы используем карты Таро (старшие арканы), так как с помощью толкования каждой из этих карт мы можем дать определенное прояснение проблемной ситуации клиента.

Психологом ведется работа приблизительно по той же схеме, что и в первом варианте, однако существуют особенности, которые хотелось бы описать подробнее.

В результате работы, клиентом получена информация о том, что существовал его предок, с которым произошла какая-то негативная ситуация. Эта ситуации дала толчок для возникновения определенного семейного сценария или мифа со своей поведенческой реакцией, ярко эмоционально окрашенной и вызывающей проблемы в какой-либо сфере жизни клиента. В качестве разогрева к кор-рекционной сессии психологом применяется метод символодрамы. Перед использованием карт Таро необходимо получить информированное согласие у клиента и объяснить принцип работы с картами и их роль в прояснении ситуации семейно-родово-го сценария.

Происходит это по следующей схеме.

1. Для прояснения деталей ситуации психологом раскладываются на столе карты Таро старших арканов рубашкой вверх, клиенту предлагается выбрать карту, предварительно произнеся ранее сформулированный вопрос, которая прояснит суть проблемы данной семейно-родовой системы.

2. Удерживая в голове вопрос, клиентом вытаскивается одна из карт и переворачивается картинкой вверх через боковую линию, не меняя верх и низ карты. Данное обстоятельство (переворот карты через боковую линию) очень важно при ее толковании, так как прямое и перевернутое значение карты, как правило, диаметрально противоположны друг другу.

3. На следующем этапе клиентом изучается в книге, предоставленной психологом, значение данной карты. Клиенту предлагается внимательно и вдумчиво прочитать всю статью толкования карты и одновременно отследить свое физическое

и эмоциональное состояние. Во время чтения происходит, как правило, инсайт. Но в некоторых случаях меняется физическое или эмоциональное состояние при прочтении слова или фразы, имеющих отношение к проблеме клиента.

4. После прочтения и осмысления толкования карты, как и в схеме варианта 1, клиенту следует расслабиться, прилечь на кушетку или удобно расположиться в кресле (все критерии для начала работы сходны с критериями варианта 1). Клиенту еще раз предъявляется карта и предлагается вместе с психологом мысленно войти внутрь карты как в дверь, держа его за руку.

5. Появляется спектр различных физических ощущений: одни похожи на падение с высоты, другие на то, будто «ныряешь» в карту и катишься по плоской поверхности, третьи напоминают поездку на лифте вниз с промежуточными остановками.

6. Психологу и клиенту, после прекращения физических ощущений, необходимо интуитивно, с закрытыми глазами, представить картинки связанные с предком клиента. Работа с картинками происходит строго по плану варианта 1 с пункта 2 и до пункта 9. Однако необходимо добавить, что есть небольшая разница в этих двух вариантах.

1. Во втором варианте клиенту предлагается познакомиться со своим предком непосредственно в карте, психологом оказывается помощь клиенту в описании места и времени. Далее клиентом описывается его предок. Как правило, первый человек, который встречается в карте и есть предок клиента.

2. После знакомства с ним следует просмотр и работа с ситуацией (схема просмотра ситуации дана в варианте 1).

3. Далее, без отдыха, психологом и клиентом корректируется семейно-родовой сценарий (прорабатывается по аналогии варианта 1).

4. Существует также различия в завершении работы и выходе из карты.

В первом случае после коррекции ситуации могут возникнуть ощущения, что клиент и психолог были выброшены из карты. Это является окончанием работы (следует работа, описанная выше в варианте 1 пункт 9).

Во втором случае, после того как ситуация скорректирована, клиенту предлагается самому выйти из карты (следует работа, описанная в варианте 1 пункт 9).

Резюмируя все вышеописанное, следует заострить внимание на таком аспекте, как профессионализм психолога, его внимание к нюансам, эмоциональному и физическому состоянию клиента, а самое главное опытность и самоотдача в профессии. Для психолога эта работа необычайно энер-гозатратна не только физически, но и морально, поэтому необходимо быть не только опытным консультантом, но и эмоционально готовым к работе с негативом.

В заключение работы клиентом должна осознаваться важность последующих консультаций в режиме один или два раза в месяц. После выхода клиента в социум, происходит научение применения новой конструкции поведения. На этом этапе важен скрупулезный анализ каждой встречающейся клиенту ситуации, чтобы закрепить на уровне рефлекса новую поведенческую реакцию. Время ведения клиентов психологом колеблется от года до пяти лет. В случае пятилетнего ведения клиента могут происходить кардинальные изменения его жизненной ситуации: смена работы, изменения в личной жизни, изменения в социальном или материальном положении и пр.

Безусловно, выше описанная методика имеет также свои трудности.

1. Следует помнить, что психологу необходимо иметь высокую профессиональную квалификацию. Это должен быть одновременно и очень чуткий человек и сильная личность, человек, готовый досконально разбираться в ситуации, сколько бы времени это не потребовало.

2. При использовании методики, психологу необходимо быть особенно внимательным с лицами, имеющими в анамнезе психические заболевания, травмы головного мозга, онкологические заболевания в последней стадии.

3. Крайне важно, чтобы психолог обладал высокоразвитой интуицией, так как вся методика большей частью опирается на эмоциональные и физические ощущения.

Существуют различные точки зрения на анализ семьи как системы взаимоотношений между родственниками. В качестве структурных элементов семьи как системы выделяют супружескую, родительскую, сиблинговую и индивидуальные подсистемы, представляющие собой локальные, дифференцированные совокупности семейных ролей, которые позволяют семье выполнять определенные функции и обеспечивать ее жизнедеятельность. Наблюдая взаимодействие членов семьи, можно сделать вывод о ее гипотетической структуре, представляющей собой своеобразную топографию семьи [2].

Сложность анализа семьи как системы заключается в необходимости учитывать тот факт, что любая система является частью других, более крупных систем, и находится с ними в непосредственном взаимодействии и взаимовлиянии. В данной статье в фокусе анализа находится семья в ее общем понимании. Исследование осуществляется с целью формирования максимально полных представлений о жизнедеятельности семьи, необходимых для определения наиболее адекватной стратегии психологической помощи. Анализ функционирования симптома одного из членов семьи, зачастую представляющего симптом семьи в целом, на различных уровнях позволяет психо-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

логу свободнее передвигаться в проблемном поле семьи и выбирать наиболее адекватные для данного этапа работы стратегии психокоррекционного вмешательства.

Многообразие приемов и методов семейного консультирования обусловлено различными теоретическими концепциями, среди которых ведущими в настоящее время являются когнитивно-поведенческая психотерапия, рационально-эмотивная терапия Альберта Эллиса, а так же методика коррекции деструктивных конструктов поведения человека средствами анализа семейных сценариев и мифов [1; 2].

Согласно методике коррекции деструктивных конструктов поведения человека средствами анализа семейных сценариев и мифов семья, род рассматриваются как система, жизнь которой подчиняется определенным законам, определенному порядку. Мы знаем законы, которые действуют в окружающем нас мире, а законы Рода, семейной системы знают немногие, но именно они стоят во главе спокойствия и процветания каждой семей-но-родовой системы. Нарушение порядков жизни (а значит и семьи), по мнению Берта Хеллингера, хотя бы одним из членов данной семейно-родо-вой системы приводит к утрате любви и созданию семейных сценариев или семейных мифов. А далее как следствие, к конфликтам, разводам, невозможности создать семью, болезням, ранним смертям и несчастным случаям среди членов семьи - и взрослых, и детей. Следует отметить, что изменить семейно-родовой сценарий и научиться новой поведенческой реакции очень сложно. Это

требует огромных усилий и от психолога и от клиента. Использование вышеописанной методики дает возможность работы с глубинными пластами семейной системы, получения стойкого результата при коррекции ситуации, являющейся основой негативных семейно-родовых сценариев [3; 4; 5].

Опираясь на эти данные, мы придерживаемся мнения, что методика коррекции деструктивных конструктов поведения человека средствами анализа семейных сценариев и мифов, является эффективным методом, позволяющим быстро обнаружить и распутать переплетения проблем, охватывающие многие поколения в семейно-родовой системе.

Библиографический список

1. Зобков В.А., Пронина Е.В. Творчество. Отношение. Деятельность. Теоретико-методологические аспекты. - Владимир: Собор, 2008. - 164 с.

2. Олифирович Н.К., Зинкевич-Куземкина Т.А., Велента Т.Ф. Семейные кризисы. - СПб.: Речь 2006. - 260 с.

3. Хеллингер Б. Источнику не нужно спрашивать пути. - М.: Институт консультирования и системных решений, 2005. - 308 с.

4. Хеллингер Б. Порядки любви: Разрешение семейно-системных конфликтов и противоречий. -М.: Изд-во Института Психотерапии, 2006. - 400 с.

5. Хеллингер Б. Счастье, которое остается. - М.: Институт консультирования и системных решений, 2010. - 151 с.

6. Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. - СПб.: Речь, 2006. - 352 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.