МЕТОДИКА КОНФИГУРАЦИИ ЯДРА LINUX © Нефедова И.В.*
Московский государственный машиностроительный университет (МАМИ),
г. Москва
В данной статье рассматриваются методика сборки ядра операционной системы Linux.
Ключевые слова ядро Linux, операционная система, конфигурирование.
Одними из основных аспектов преподавания в высшей школе являются концентрация внимания учащихся в процессе обучения и проблема заинтересованности преподаваемым предметом [1, 2].
В Linux-е для получения системой нового драйвера необходимо перебирать ядро, т.к. оно имеет монолитную структуру и драйверы работают в пространстве ядра. Удаление при перекомпиляции лишних драйверов приводит к уменьшению резидентной памяти в несколько раз. Основная трудность в процессе сборки ядра заключается в его конфигурировании, поскольку это большая, многослойная программа, состоящая из сотен различных частей. После сбора информации о бортовом оборудовании необходимо получить основание ядра системы.
Главный проект Linux, который лежит в основании всех остальных ядер, - «vanilla». Прежде чем приступить к конфигурированию и сборке, этот файл устанавливается в произвольном месте системы. Существует каталог, где в обязательном порядке должна быть ссылка на текущую версию ядра. Во всех Linux это usr / src (рис. 1).
2, 3 строка - mail src # pwd / usr / src - смотрим, что в данном каталоге лежит.
mail src II pwd /usr/src mail src # Is
'linux linux-3.14.7 linux-3.15 linux-3.16.3 mail src # tar xf ~/linux-3.17.1.tar.xz mail src If Is
'linux linux-3.14.7 linux-3.15 linux-3.16.3 linux-3.17.1 mail src It Is -1 итого 16 lrwxrwxrwx 1 drwxrwxr-x 24 drwxrwxr-x 24 drwxrwxr-x 24 drwxrwxr-x 23
root root 12 сен 29 14:45 linux -> linux-3.16.3
root root 4096 июн 17 13:36 linux-3.14.7
root root 4096 июн 17 19:09 linux-3.15
root root 4096 окт 16 15:11 linux-3.16.3
root root 4096 окт 15 14:29|
inux-3.17.1
Рис. 1
Доцент кафедры «Прикладная математика», кандидат геолого-минералогических наук.
50
СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
5 строка - linux linux 3.14.7 linux 3.15 linux 3.16.3 (цифры - версия ядра).
6 строка - mail src # tar xf ~ / linux 3.17.1 tar.xz - домашний каталог.
7 строка - mail src # ls - тут разворачиваем только что полученное ядро. В обязательном порядке пользователь должен сделать ссылку на новое
ядро, которое собирается устанавливать потому, что многие программы, работающие в пространстве ядра, используют его коды. Все такие программы при компиляции и сборке кода ядра обязательно будут искать его в каталоге /usr/src/Linux. Уничтожаем символьную ссылку со старой версии (# rm linux) ядра и создаем заново ссылку, на новую версию (# ln - s/usr/src/linux (версия ядра)) (рис. 2).
mail src # rm linux
mail src # ln -s /usr/src/linux-3.17.1 /usr/src/linux mail src # Is -1 итого 16
lrwxrwxrwx 1 root root 21 окт 16 19:22 linux -> /usr/src/linux-3.17.1
drwxrwxr-x 24 root root 4096 июн 17 13:36 linux-3.14.7
drwxrwxr-x 24 root root 4096 июн 17 19:09 linux-3.15
drwxrwxr-x 24 root root 4096 окт 16 15:11 linux-3.16.3
drwxrwxr-x 23 root root 4096 окт 15 14:29 linux-3.17.1
mail src U |
Рис. 2
Конфигурирование программы всегда начинается с запуска скрипта «configure».
mail linux # configure
Результатом работы этой программы является всегда файл «Makefil». Этот файл - дорожная карта для программы Make, которая и будет заниматься сборкой и установкой ядра. В ней задано много путей. Скомпилировать и собрать ядро - цель команды Make по умолчанию. В числе путей -установка ядра, очистка дерева от исходных кодов, от результатов компиляции и т.д. Чтобы запустить процесс конфигурации, необходимо запустить утилиту Make с одного из этих путей. Файл конфигурации всегда называется в Linux «.config». Самый старый способ создания конфигураций ядра достигается указанием целей - #make config.
Это диалоговый режим конфигурирования ядра. Пользователю будут задаваться вопросы. В данном вопросе «Y» подразумевает ответ по умолчанию, если нажать на клавишу Enter, то будет принят он. НЕТ, это будет означать, выключаем опцию ядра, и вопросительный знак, это получение короткой справки. На каждый из этих вопросов пользователь должен дать ответ. В ходе диалогового конфигурирования ядра таких вопросов будет задано около нескольких тысяч. Отвечая на вопрос за вопросом, в итоге, получаем файл «config».
Но есть более удобный вариант - «menuconfig»
mail linux # make menuconfig
Современные информационные технологии в образовательном процессе
51
Arrow keys navigate the menu ' ‘ ressii „
</> for Search
Device Drivers
. <Enter> selects submenus ---> (or empty submenus ----).
letters are hotkeys: Pressing <Y> includes, <N>_excludes, <M>^modularizes features.
to exit, <?> for Help capable
1qqqqqqqqqqqqqqqqqqqqqqqqqqqqqqqqqqqi
Legend: [*] built-in [ ] excluded
Highlighted j
Press <Eso<Esc> i
<M> module < > module :
iqqqqqqqqqqqqqqqqqqqqqqqqqqqqqqqqqqqqqqqqqqqqqqqqqqqqqqq )
Generic Driver
Bus devices -----
<*> connector - unified userspace <-> kernelspace linker --->
< > Memory Technology Device (MTD) support (NEW) ----
< > Parallel port support (NEW') ----
Plug and Play support --->
[*] Block devices (new) —>
Misc devices --->
< > ATA/ATAPI/MFM/RLL support (DEPRECATED) (NEW) ----
SCSI device support —>
<*> Serial ATA and Parallel ATA drivers (libata) —>
[*] Multiple devices driver support (raid and lvm) --->
< > Generic Target Core Mod (TO!) and ConfigFS Infrastructure (NEW) [ ] Fusion MPT device support (NEW) —
IEEE 1394 (FireWire) support —>
< > 120 device support (NEW) ----
['-I Macintosh device drivers —>
[*] Network device support —>
Input device support --->
Character devices --->
I2C support --->
[ ] SPI support (NEW) ------
< > SPMI support (new) —
< > HSI support (new) —
PPS support --->
PTP clock support --->
[ ] GPIO Support (NEW) -----
< > Dallas's 1-wire support (NEW) ---
Power supply class support -—>
[ ] Adaptive Voltage Scaling class support (NEW) ------
-*- Hardware Monitoring support --->
Generic Thermal sysfs driver —>
[*] watchdog Timer Support --->
Sonics Silicon Backplane —>
Broadcom specific AMBA --->
Multifunction device drivers —> v(+)
saiss < Exit > < Help > < Save > < Load > j
qqqqqqqqqqqqqqqqqqqqqqqqqqqqqqqqqqqqqqqqqqqqqqqqqqqqqqqqqqqqqqqqqqqqqqqqqqqqqqqqqqqqqqqqqqqqqqqqqqqqqqqqqqq;
Рис. 3
После запуска видим версию ядра. Здесь же сразу видно сколько bit-ная система. Изменять состояние пункта меню можно нажатием клавиши пробел. Тут же все общие параметры видим, например: поддержка аудита, оптимизация для размера файла, включается поддержка не рекомендуемых файловых систем, поддержка POSIX-ных очередей, работа с модулями (рекомендуется оставлять так, как есть). Драйверы находим под пунктом DeviceDrivers (рис. 3).
Все ненужное должно быть удалено. При выходе сохраняем свою конфигурацию. Потом у нас должен появиться файл - file config. Дальше можно взглянуть на созданную конфигурацию: mail linux # less.config (рис. 4). Это и есть созданная конфигурация ядра.
Авторы программы рассчитывают и далее разрабатывать аналогичные методики по некоторым учебным дисциплинам [3-5].
52
СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
# Automatically generated file; DO NOT EDIT.
# Linux/xS6 3.17.1 Kernel Configuration
#
# CONFIG_64BIT is not set CONFIG_X86_3 2=y CONFIG_X86=y
CONFIG_INSTRUCTION_DECODER=y CONFIG_OUTPUT_FORMAT="elf32-i 386"
CONFIG_ARCH_DEFCONFIG="arch/xS6/confi gs/i 386_defconfig"
CONFIG_LOCKDEP_SUPPORT=y
CONFIG_STACKTRACE_SUPPORT=y
CONFIG_HAVE_LATENCYTOP__SUPPORT=y
CONFIG_MMU=y
CONFIG_NEED_SG_DMA_LENGTH=y
CONFIG_GENERIC_ISA_DMA=y
CONFIG_GENERIC_BUG=y
CONFIG_GENERIC_HWEIGHT=y
CONFIG_ARCH_MAY_HAVE_PC_FDC=y
CONFIG_RWSB'l_XCHGADD_ALGORITHM=y
CONFIG_GENERIC_CALIBRATE_DELAY=y
CONFIG_ARCH_HAS_CPU_RELAX=y
CONFIG_ARCH_HAS_CACHE_LINE_SIZE=y
CONFIG_HAVE_SETUP_PER_CPU_AREA=y
CONFIG_NEED_PER_CPU_EMBED_FIRST_CHUNK=y
CONFIG_NEED_PER_CPU_PAGE_FIRST_CHUNK=y
CONFIG_ARCH_HIВ ERNATION_POSSIB LE= у
CONFIG_ARCH_SUSPEND_POSSIBLE=y
CONFIG_ARCH_WANT_HUGE_PMD_SHARE=y
CONFIG_ARCH_WANT_GENERAL_HUGETLB=y
# CONFIG_ZONE_DMA32 is not set
# CONFIG_AUDIT_ARCH i S not set CONFIG_ARCH_SUPPORTS_OPTIMIZED_INLINING=y CONFIG_ARCH_SUPPORTS_DEBUG_PAGEALLOC=y CONFIG_X86_32_SMP=y CONFIG_X86_HT=y
CONFIG_XS6_32_LAZY_GS=y
C0NFIG_ARCH_HWEIGHT_CFLAGS="-fcal1-saved-ecx -fcal1-saved-edx
CONFIG_ARCH_SUPPORTS_UPROBES=y
CONFIG_FIX_EARLYOON_MEM=y
CONFIG_DEFCONFIG_LIST="/liЬ/modules/$UNAME_RELEASE/.config"
CONFIG_IRQ_WORK=y
CONFIG_BUILDTIM E_EXTABLE_SORT=у
#
# General setup
#
CONFIG_INIT_ENV_ARG_LIMIT=32 CONFIG_CROSS_CDMPIL E=""
Рис. 4
Список литературы:
1. Грушицын А.С., Сендеров В.Л. О подходе к продвижению бренда университета и выпускника на рынке труда [Электронный ресурс] // Международный научно-исследовательский журнал. - Екатеринбург, 2014. - № 1 (20). - Ч. 3. - С. 62-63. - Режим доступа: www.research-journal.org.
2. Лунгу К.Н., Макаров Е.В., Нефедова И.В. Основы проектирования учебно-методического комплекса по математике для студентов технических специальностей / // Наука и современность. - 2014. - № 27. - С. 70-74.
3. Грушицын А.С. Использование интерактивных программ при изучении динамических аспектов образовательных предметов в высшем учебном
Современные информационные технологии в образовательном процессе
53
заведении // Перспективы развития информационных технологий. - 2015. -№24.-С. 138-142.
4. Нефедова И.В. Применение сетей Петри в моделировании динамических систем / А.Д. Балдина, И.В. Нефедова // Будущее Науки-2014: сб. науч. ст. 2-й Междунар. молодежн. науч. конф. - Курск: ЗАО «Университетская книга», 2014. - С. 79-81.
5. Nefyodova I.V Experiment in GeoSciences / VL. Lyutin, I.V Nefyodova. -1995. - Т 4. - № 4. - P. 77.
О НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИЙ ИНВЕРСИВНОГО ОБУЧЕНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
© Тамаркова К.А.*
Кубанский государственный университет, г. Краснодар
Процессы информатизации образовательной деятельности характеризуются процессами совершенствования и распространения ИКТ. В данной статье рассматриваются особенности новой инновационной формы организации образовательного процесса - инверсивного обучения, которое в последнее время активно осваивают педагоги.
Ключевые слова инверсивное обучение, ИКТ-насыщенная образовательная среда, учебный фильм, мотивация.
В настоящее время стремительное развитие информационно-коммуникационных технологий повлекло за собой совершенствование форм организации образовательного процесса. Многочисленные исследования данного вопроса по всему миру показали, что ИКТ может улучшить результаты обучения учеников и качество преподавания учителей. Использование ИКТ в учебном процессе приносит наибольший эффект и помогает решать новые задачи обучения, связанные с внедрением Федерального государственного образовательного стандарта общего образования (ФГОС ОО).
ИКТ-насыщенная образовательная среда открывает круг новых возможностей: открытия новых, ранее неосуществимых, форм организации образовательного процесса [2].
Развитие ИКТ-насыщенной образовательной среды влечет за собой необходимость совершенствования работы учителя. С применением иннова-
Студент.