МЕТОДИКА КОМПЛЕКТОВАНИЯ ЭКИПАЖЕЙ В ГРЕБНОМ СПОРТЕ
В.В. ВОЛОДЕНКОВ, Т.М. ЗАМОТИН,
ФГБУ ЦСП
Аннотация
В статье рассматривается методика комплектования экипажей с использованием рейтинга спортсменов. Методика была успешно внедрена в систему подготовки основного состава сборной команды России по гребному спорту 2013-2016 гг. В этот период времени наблюдался рост спортивного результата сборной - были завоеваны медали на чемпионате Европы и взяты Олимпийские лицензии на чемпионате Мира 2015. Основой методики является рейтинг спортсменов, ранжир осуществляется по результатам контрольных тренировок; каждый микроцикл подготовки включает в себя комплекс контрольных тренировок разной направленности. При этом спортсмену дается возможность самостоятельно ставить себе цели, что повышает мотивацию и осознанное отношение к тренировочному процессу.
Ключевые слова: гребной спорт, комплектование экипажей, соревнования, рейтинг спортсменов.
Abstract
The article discusses the technique of manning with top athletes. The technique has been successfully applied in the preparation of the basic structure of the national team of Russia in rowing 2013-2016 during this period there was an increase athletic performance team - were won medals at the European Championships and the Olympic license taken at the World Cup 2015. The basis of the method is the top athletes are ranked based on the results of control training; each microcycle training includes a complex exercise control of a different orientation. This athlete is given an opportunity to set itself the target, increasing motivation and conscious attitude to the training process.
Keywords: rowing, manning, competitions, top athletes.
Гребной спорт - командный вид спорта. В отличие от гребли на байдарках и каноэ дистанция всего одна -2000 м. Олимпийская программа в гребном спорте включает в себя 14 классов, из которых только два - индивидуальные (мужская и женская одиночки). Таким образом, актуальным для данного вида спорта является проблема комплектования экипажей.
Традиционно в практике подготовки сборных команд России по гребному спорту экипажи комплектуются на основании контрольных соревнований, проводимых перед отборочными Всероссийскими соревнованиями. В процессе комплектации, как правило, не учитывались результаты контрольных соревнований в течение сезона.
Одной из перспективных моделей комплектования экипажей в гребном спорте является рейтинговая модель комплектования экипажей, основанная на опыте подготовки основного состава сборной команды России по гребному спорту 2013-2016 гг. Реализация данной модели комплектации началась в сборной команде России в октябре 2013 г. В первый же год (май 2014 г.) мужская восьмерка с рулевым завоевала на чемпионате Европы в Белграде (Сербия) третье место - впервые за долгое время. Затем в мае 2015 г. на чемпионате Европы женская восьмерка с рулевым завоевала золотую медаль, мужская восьмерка завоевала третье место. На Чемпионате Мира в городе Эгебелет (Франция) в августе 2015 г. мужская и женская восьмерки с рулевым, а также мужская четверка без рулевого завоевали Олимпийские лицензии.
Рейтинговая модель предполагает комплектование экипажей на основании рейтинга спортсменов, ранжир спортсменов в рейтинге происходит на основании комплекса контрольных тренировок. При этом комплекс контрольных тренировок включает в себя длительную контрольную: 8-10 км в одиночках и на эргометре, 2 км в одиночках и в командах [1]. Распределение контрольных тренировок разной направленности выстроено в соответствии с положениями, указанными Д. Харре [2].
По сравнению с традиционной моделью комплектования рейтинговая модель комплектования экипажей способствует скорейшему росту результата (табл. 1). Это обусловлено стремлением спортсмена занять высокое место в рейтинге для комплектации в экипажи с сильнейшими спортсменами.
В подготовительном периоде отличий между двумя методиками нет. В соревновательном периоде, когда начинается комплектование экипажа на главный старт сезона, конкуренция возрастает, следовательно, возрастает скорость на итоговых контрольных тренировках. Следует упомянуть, что в рейтинговой модели комплектации экипажей год делится на этапы продолжительностью 6 недель. Каждая неделя содержит в себе комплекс контрольных тренировок (указан выше), в конце этапа проводится итоговая контрольная, на основании которой происходят перестановки в рейтинге. Итоговая контрольная состоит из нескольких прохождений дистанции 2 км: в одиночных, в 2-, и 8+. Экипажи 2- и 8+ формируются
Таблица 1
Динамика результатов контрольных тренировок в течение года у топовых спортсменов группы
Методика Время на 2000 м (одиночные) (п = 20)
ноябрь январь март май июль август
Традиционная 06:59,0 ± 00:05,0 06:59,0 ± 00:03,0 06:58,0 ± 00:03,0 06:58,0 ± 00:02,0 06:57,5 ± 00:02,0 06:57,0 ± 00:03,0
Рейтинговая 06:59,0 ± 00:06,0 06:57,0 ± 00:02,0 06:56,5 ± 00:02,0 06:53,0 ± 00:02,0 06:52,5 ± 00:03,0 06:52,5 ± 00:03,0
Разница 00:00,0 00:02,0 00:02,0 00:05,0* 00:05,0* 00:04,5*
* Различия достоверны (Р < 0,05).
на основании результатов контрольных тренировок в течение этапа. Таким образом, на протяжении этапа сохраняется постоянный высокий уровень мотивации спортсменов.
При применении в практике подготовки сборной команды по гребному спорту был зарегистрирован рост результата на главных соревнованиях сезона - чемпионат
Мира (табл. 2). В экипажах М4-, М8+ и W8+ прирост результата при переходе на новую модель комплектации экипажей составил порядка 00:11,0; в М2- наибольший прирост 00:38,8. Экипаж мужской распашной двойки (М2-), как в традиционной, так и в рейтинговой моделях рассматривался в качестве «побочного» экипажа; основным экипажем считалась восьмерка (8+).
Таблица 2
Сравнение результатов чемпионата Мира при использовании разных моделей комплектации
(время, место)
Экипаж 2011 2013 2014 2015
М2- - 07:16,4 18 - 06:37,6* 14
М4- 06:05,2 20 - 05:53,7* 10 05:55,2* 10
М8+ - 05:46,4 9 05:34,9* 6 05:41,7* 5
W8+ - 06:17,2 8 06:06,5* 5 06:11,5* 5
* Использование рейтинговой модели комплектования экипажа.
Однако в отличие от традиционной модели рейтинговая модель комплектации экипажей требует большого количества запасных спортсменов. Рейтинговая модель эффективно функционирует только при наличии конкуренции среди спортсменов. Так, чтобы скомплектовать восьмерку (8+) потребуется как минимум полуторный состав - 12 гребцов. Такое требование обусловлено «жесткими» нагрузками, которые потенциально могут привести к возникновению кумулятивного утомления. Также одним из отрицательных аспектов рейтинговой модели комплектования экипажей является ее форсированный характер нагрузки, то есть основной объем работы выполняется в пороговой третьей и максимальной четвертой зонах (рис. 1).
В то время как традиционная модель предусматривает 70% тренировочной нагрузки в низких (аэробных) зонах интенсивности. Рейтинговая модель в любом случае будет сопровождаться высоким объемом работы в зонах высокой интенсивности так как присутствует более жесткая конкуренция среди спортсменов.
%
100 80 60 40 20 0
С*)
Ш8Ш
X •50 I;
Рейтинговая
НИ
Традиционная ВИ
Рис. 1. Сравнительный анализ соотношения интенсивности тренировочной нагрузки
Выводы
Рейтинговая модель комплектования экипажей представляется наиболее эффективной для достижения скорейшего результата и «форсирования» подготовки. Данная модель может быть использована в условиях острого дефицита времени на подготовку к ответственным стартам. Большой объем работы в зонах высокой интенсивности, в комплексе с высоким уровнем внутри-командной конкуренции, неизбежно, вызовет рост скорости. Однако основным недостатком этой модели явля-
ется необходимость наличия как минимум полуторного состава экипажа.
В то же время, традиционная модель нацелена на долгосрочную перспективу. Большой объем работы в зонах низкой интенсивности способен создать необходимую «прочную» основу для долговременного роста спортивного результата. Негативным аспектом традиционной модели является низкий уровень мотивации спортсменов.
Литература
1. Mike Spracklen. Spracklen's Notes [electronic [Text] / G. Schnabel, H.-D. Harre, J. Krug. - Aachen: Meyer resource]. & Meyer Sport, 2011. - 664 p.
2. Schnabel G, Harre H.-D., Krug J. Trainingslehre -Trainingswissenschaft: Leistung-Training-Wettkampf
References
1. Mike Spracklen. Spracklen's Notes [electronic [Text] / G. Schnabel, H.-D. Harre, J. Krug. - Aachen: Meyer resource]. & Meyer Sport, 2011. - 664 p.
2. Schnabel G, Harre H.-D., Krug J. Trainingslehre -Trainingswissenschaft: Leistung-Training-Wettkampf