Научная статья на тему 'Методика комплексного анализа показателей рентабельности по данным консолидированной отчетности'

Методика комплексного анализа показателей рентабельности по данным консолидированной отчетности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2570
316
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНАЛИЗ / КОНСОЛИДИРОВАННАЯ ОТЧЕТНОСТЬ / РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ / ПРОДАЖИ / ЧИСТЫЕ АКТИВЫ / ИНВЕСТИРОВАННЫЙ КАПИТАЛ / СОБСТВЕННЫЙ КАПИТАЛ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Когденко В.Г.

В статье представлена методика комплексного анализа показателей рентабельности, основанная на данных консолидированной отчетности. Исследованы алгоритмы расчета показателей прибыли и рентабельности. Представлен алгоритм взаимоувязанного расчета и анализа рентабельности продаж, рентабельности чистых активов, рентабельности инвестированного капитала, рентабельности собственного капитала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методика комплексного анализа показателей рентабельности по данным консолидированной отчетности»

Методы анализа

УДК 658.14/. 17(075.8)

МЕТОДИКА КОМПЛЕКСНОГО АНАЛИЗА ПОКАЗАТЕЛЕЙ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ПО ДАННЫМ КОНСОЛИДИРОВАННОЙ ОТЧЕТНОСТИ

В. Г. КОГДЕНКО,

доктор экономических наук, заведующая кафедрой финансового менеджмента E-mail: kogdenko7@mail. ru Национальный исследовательский ядерный университет «Московский инженерно-физический институт»

В статье представлена методика комплексного анализа показателей рентабельности, основанная на данных консолидированной отчетности. Исследованы алгоритмы расчета показателей прибыли и рентабельности. Представлен алгоритм взаимоувязанного расчета и анализа рентабельности продаж, рентабельности чистых активов, рентабельности инвестированного капитала, рентабельности собственного капитала.

Ключевые слова: анализ, консолидированная отчетность, рентабельность, продажи, чистые активы, инвестированный капитал, собственный капитал.

Показатели рентабельности являются ключевыми в системе анализа деятельности корпорации, поскольку являются индикаторами эффективности бизнес-процессов рыночной, операционной, инвестиционной, финансовой деятельности корпорации и входящих в нее компаний. Значимость показателей рентабельности связана также и с тем, что они характеризуют возможность вознаграждения, необходимого для компенсации инвесторам и кредиторам рисков, которые они принимают на себя [1]. При этом взаимосвязи и взаимное влияние показателей рентабельности не всегда очевидно, что делает актуальным разработку комплексной методики анализа этих по-

казателей. Кроме того, существуют разные подходы к расчету показателей прибыли и рентабельности, что требует уточнения алгоритма их расчета.

Прежде всего, необходимо определить алгоритмы расчета показателей прибыли, используемых при расчете рентабельности и не публикуемых в консолидированной отчетности, а именно прибыли до вычета процентов и налога; чистой операционной прибыли. Проблемы в расчете этих показателей заключаются в том, что существуют разные точки зрения относительно того, каким образом учитывать прочий результат при расчете показателей прибыли, т. е. прочие доходы и расходы, не относящиеся к основным видам деятельности. Наиболее обоснованным представляется алгоритм, при котором расчет показателей прибыли снизу вверх и сверху вниз по консолидированному отчету о совокупном доходе дает одинаковый результат. Прибыль до вычета процентов и налога (ЕВГГ) рассчитывается снизу вверх по отчету в соответствии с формулой [8, с. 125]

ЕВ1Т = ЕВТ +1, где ЕВТ - прибыль до налогообложения;

I - проценты к уплате (значение берется из отчетности по модулю).

Этот же алгоритм расчета можно представить несколько иначе, сверху вниз по консолидированному отчету о совокупном доходе

10

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: ШВОРНЯ -и ЪРЛКЮехА

ЕВ1Т = Р + ЕЯ, где Р - прибыль от основной деятельности;

FR - прочий финансовый результат, не включающий процентов к уплате; рассчитывается как сумма прочих доходов, уменьшенная на величину прочих расходов (не включая процентов к уплате).

При таком расчете прибыль до вычета процентов и налога характеризует финансовый результат, получаемый корпорацией и входящими в нее компаниями от основной и прочей деятельности, и при этом не учитывающий структуры капитала и налоговой нагрузки, от которых зависят проценты к уплате и налоговые платежи.

Следующий показатель прибыли, необходимый для расчета показателей рентабельности, - это чистая операционная прибыль, алгоритм расчета которой снизу вверх представляет собой

ЫОРЛТ = ЫР +1 (1 - ), где ЫР - чистая прибыль;

- эффективная ставка налога на прибыль, рассчитываемая как отношение текущего налога на прибыль и отложенных налогов к прибыли до налогообложения по формуле

N

ЕВТ - ЫР

te =—— =--—, где - расходы по

е ЕВТ ЕВТ р

налогу на прибыль; ЕВТ - прибыль до налогообложения.

Этот же алгоритм, но сверху вниз выглядит следующим образом:

ЫОРЛТ = ЕВ1Т (1 - ге), Чистая операционная прибыль характеризует очищенный от налогов финансовый результат, получаемый корпорацией и входящими в нее компаниями от основной и прочей деятельности и при этом не учитывающий структуры капитала, от которой зависят проценты к уплате.

Переходя к рассмотрению показателей рентабельности, необходимо отметить, что среди них наиболее востребованными являются рентабельность продаж, рентабельность активов, рентабельность инвестированного капитала, рентабельность собственного капитала.

Рентабельность продаж показывает процент прибыли, получаемый с рубля выручки, и характеризует эффективность рыночной и операционной деятельности, поскольку зависит от ценовой политики и эффективности контроля за расходами. Политика премиальных цен, при которой рост цен на продукцию компании опережает рост цен на ре-

сурсы, способствует росту рентабельности продаж. Кроме того, при ужесточении контроля за расходами и снижении ресурсоемкости продукции показатель также будет увеличиваться. В системе анализа корпорации показатели рентабельности продаж целесообразно использовать в оценке деятельности самой корпорации, входящих в нее компаний, но основное направление использования показателя -. анализ сегментной отчетности и управленческий анализ. В процессе такого анализа на основе показателя рентабельности продаж оценивается выгодность выпускаемой продукции, обслуживаемых регионов, клиентов, сегментов рынка и других аспектов деятельности корпорации и входящих в нее компаний.

В качестве числителя показателя рентабельности продаж в зависимости от целей анализа может использоваться любой показатель прибыли, начиная с валовой прибыли (валовая маржа) и заканчивая экономической прибылью (маржа экономической прибыли). В разработанной методике рентабельность продаж рассчитывается по прибыли до вычета процентов и налога и характеризует, таким образом, эффективность как основной, так и прочей деятельности корпорации и входящих в нее компаний. Факторами, которые определяют уровень и динамику показателя рентабельности продаж, являются показатели ресурсоемкости, характеризующие уровень операционных расходов относительно выручки, а также рентабельность прочей деятельности

ЯО8„

ЕВ1Т ТЯ - ТС + ЕЯ

ТЯ

ТЯ

= ЯО5Р + ЯО5т = 1 - ЯЕ + ЯО5т, где ЕВ1Т - прибыль до вычета процентов и налога;

TR - выручка;

ТС - операционные расходы; FR - прочий финансовый результат (не включающий процентов к уплате); ROSp - рентабельность продаж по основной деятельности; отношение прибыли от продаж к выручке;

КЕ - ресурсоемкость продукции; отношение операционных расходов к выручке; ROSpя - рентабельность прочей деятельности; отношение прочего финансового результата (не включая процентов к уплате) к выручке. Для повышения рентабельности продаж должны приниматься меры в направлении повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции,

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жеорпя к ЪР^тжгсх*

11

выхода на высокомаржинальные сегменты рынка, контроля за операционными расходами, а также меры, направленные на повышение эффективности прочих, не относящихся к основной деятельности, операций компаний.

Рентабельность чистых активов характеризует меру операционной эффективности в части использования активов и рассчитывается как отношение прибыли к чистым активам или как произведение рентабельности продаж и коэффициента оборачиваемости чистых активов. Коэффициент оборачиваемости активов характеризует скорость трансформации активов в выручку и зависит от двух факторов - инвестиционной активности и операционной эффективности. При повышении инвестиционной активности, т. е. при значительном увеличении активов, коэффициент оборачиваемости снижается; при повышении операционной активности, т. е. увеличении эффективности использования активов, коэффициент оборачиваемости повышается.

Рентабельность активов может использоваться как для оценки деятельности корпорации, так и входящих в нее компаний в части эффективности использования принадлежащего им имущества.

При определении числителя (прибыль) и знаменателя (активы) существуют различные точки зрения. Так, в качестве прибыли зачастую принимается чистая прибыль [7, стр. 107], однако в этом случае не обеспечивается соответствие числителя и знаменателя формулы, поскольку активы генерируют прибыль от основной деятельности и прочий финансовый результат, в то время как чистую прибыль генерирует собственный капитал. Существуют также алгоритмы, предполагающие использование в качестве числителя чистой операционной прибыли (чистой прибыли до вычета процентов) [3, с. 765]. В этом случае предполагается, что на эффективность использования активов влияет фактор налоговой нагрузки, что также не совсем корректно. Наиболее обоснованным представляется подход, при котором в качестве числителя принимается прибыль до вычета процентов и налога, что обеспечивает корректный учет в числителе результата эксплуатации активов компании без учета налоговой нагрузки. [8, с. 135].

Что касается расчета знаменателя, то здесь существуют такие подходы. Чаще всего используется показатель совокупных активов (итог баланса), в этом случае рентабельность активов характери-

зует эффективность использования всех активов компании [3, с. 765]. Есть также мнение, что в качестве активов должны анализироваться основные средства, дебиторская задолженность и запасы [2, с. 125]. Кроме того, в качестве знаменателя может приниматься значение чистых активов, т. е. разность между совокупными активами и бесплатными обязательствами (кредиторской задолженностью и приравненными к ней обязательствами) [4, с. 263]. Преимуществом такого расчета является то, что оценивается эффективность использования тех активов, которые профинансированы платными источниками капитала (собственный и заемный капитал), и, таким образом, показатель характеризует тот процент на платный капитал, который обеспечивает эксплуатация активов, следовательно, верхнюю границу процентной ставки, под которую может привлекаться заемный капитал.

Таким образом, в разработанной методике анализа показателей рентабельности для расчета показателя рентабельности активов используется следующий алгоритм:

ЕВ1Т ЕВ1Т ТЯ _ ,

RONA =-=--= ROSЕВ1Т k.,

ЫЛ ТЯ ыл ЕВ1Т Л где ЫЛ - чистые активы, рассчитываемые как активы за вычетом кредиторской задолженности и приравненных к ней обязательств; kл - коэффициент оборачиваемости активов, отношение выручки к чистым активам. Как уже отмечалось, существуют и другие алгоритмы расчета рентабельности активов, в том числе отношение чистой операционной прибыли к совокупным активам [3, с. 765], отношение чистой операционной прибыли к чистым активам [4, с. 263], отношение чистой прибыли к активам [7, с. 107]. Отдельные авторы вообще считают показатель рентабельности совокупных активов некорректным, «поскольку отсутствует необходимая соизмеримость между числителем и знаменателем» [6, с. 190]. Существует и обратная точка зрения, которая заключается в том, что показатель рентабельности активов является «важнейшим для определения общего уровня производственной эффективности компании» [2, с. 125].

Несомненно, показатель рентабельности чистых активов представляет определенную аналитическую ценность. Во-первых, он позволяет оценивать эффективность использования чистых активов, сформированных за счет инвестированного капитала и включающих внеоборотные активы,

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жгвТЪсЯ те ЪРЛЖкЫ

и оборотный капитал (определяется как разность между оборотными активами и кредиторской задолженностью). При этом расчет рентабельности через прибыль до вычета процентов и налога позволяет оценивать эффективность использования активов без учета влияния как структуры капитала, так и налоговой нагрузки. Во-вторых, рентабельность активов - ключевой фактор в оценке возможности компании привлекать заемный капитал. В том случае, когда рентабельность активов превышает процент по заемному капиталу, компании выгоден заемный капитал, поскольку его привлечение приводит к увеличению рентабельности собственного капитала за счет эффекта финансового рычага. Таким образом, показатель рентабельности чистых активов позволяет оценить, насколько выгодно корпорации и входящим в нее компаниям заимствовать по заданной процентной ставке.

Два фактора, определяющих значение рентабельности чистых активов - рентабельность продаж и коэффициент оборачиваемости, находятся в обратной зависимости. Политика, направленная на достижение высокой рентабельности продаж, за счет высоких цен с большой вероятностью приведет к низкому объему продаж и, следовательно, низкой оборачиваемости активов. И, наоборот, политика привлечения покупателей за счет низких цен приведет к снижению рентабельности продаж и к увеличению оборачиваемости активов. За счет рентабельности продаж может повышать рентабельность активов компания, которая выпускает высококачественную продукцию для сегмента, характеризующегося высокими доходами и низкой эластичностью спроса по цене. При этом, очевидно, что удельный вес постоянных расходов должен быть достаточно низким, поскольку высокая рентабельность продаж обычно сопровождается небольшим объемом производства и продаж. Кроме того, поскольку высокая рентабельность продаж - это стимул конкурентам войти на рынок, стратегия увеличения рентабельности чистых активов за счет рентабельности продаж применима при достаточной защищенности рынка от потенциальных конкурентов. Если направлением увеличения рентабельности чистых активов является увеличение объема продаж и оборачиваемости активов, то обслуживаемый сегмент рынка должен характеризоваться высокой эластичностью спроса по цене и невысокими доходами потенциальных покупателей, т. е. в этом случае речь идет о массовом рынке, следовательно,

производственные мощности компании должны быть достаточными для удовлетворения спроса.

Рентабельность инвестированного капитала показывает процент прибыли, приходящийся на инвестированный капитал, и характеризует возможность компании привлечь капитал и возместить затраты его поставщикам. Проблемы в расчете показателя возникают при определении базы для расчета капитала и связанной с ним прибыли. В качестве капитальной базы иногда используется общая сумма активов, однако более обоснованной представляется точка зрения, заключающаяся в том, что инвестированный капитал должен рассчитываться как сумма собственного капитала и долгосрочных обязательств для западных корпораций; собственного капитала, долгосрочных обязательств и краткосрочных заемных средств для российских корпораций [5].

Исключение кредиторской задолженности и приравненных к ней обязательств из расчета инвестированного капитала обусловлено тем, что кредиторская задолженность - это условно бесплатный источник финансирования, который не должен вознаграждаться прибылью.

Еще одним вариантом расчета инвестированного капитала является его определение по рыночной или балансовой стоимости. При этом более обоснованной отдельные авторы считают балансовую стоимость капитала [1]. В качестве прибыли зачастую рассматривается показатель чистой прибыли, однако это представляется ошибочным, поскольку чистая прибыль - это вознаграждение собственников, а кредиторы получают процент на заемный капитал. Поэтому в качестве числителя целесообразно принять чистую прибыль до вычета процентов (чистую операционную прибыль). Таким образом, достигается соответствие числителя и знаменателя, т. е. инвестированный капитал дает результат, который в дальнейшем будет распределен между собственниками (чистая прибыль) и кредиторами (проценты к уплате).

Рентабельность инвестированного капитала непосредственно связана с рентабельностью активов. Значение знаменателя обоих показателей эквивалентно, поскольку чистые активы, представляющие собой сумму внеоборотных активов и оборотного капитала, равны инвестированному капиталу, т. е. сумме собственного и заемного платного капитала. Между числителями двух показателей рентабельности также существует зависимость: чистая прибыль до вычета процентов, которая используется

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: Ш8б7>ЪЯ те ЪР^тжгск*

13

при расчете показателя рентабельности инвестированного капитала, равна прибыли до вычета процентов и налогов, используемой при расчете рентабельности активов, очищенной от налога на прибыль. Алгоритм расчета показателя

ROIC =

NOPAT EBIT (1 - te)

= RONA (1 - te),

IC NA

где IC - инвестированный капитал;

te - эффективная ставка налога на прибыль.

Рентабельность инвестированного капитала зависит от эффективности определения направлений инвестирования капитала, эффективности операционной деятельности (контроль за расходами, использование активов), эффективности рыночной деятельности (ценовая политика), эффективности налоговой политики. Этот показатель целесообразно использовать для анализа деятельности корпорации и входящих в нее компаний.

Рентабельность собственного капитала показывает процент прибыли, приходящийся на инвестированный в корпорацию капитал собственников, и характеризует инвестиционную привлекательность бизнеса для инвесторов. При расчете рентабельности собственного капитала в числителе берется чистая прибыль, поскольку именно она является источником вознаграждения капитала, вложенного собственниками. Рентабельность собственного капитала может быть выше рентабельности инвестированного капитала вследствие положительного эффекта финансового рычага NP

ROE =-= ROIC + EFL,

E

где NP - чистая прибыль;

E - собственный капитал;

EFL - эффект финансового рычага.

Эффект финансового рычага рассчитывается по формуле

EFL = (1 - te)D(RONA - rD) = D [ROIC - rD (1 -1,)],

EE

где D - заемный капитал;

rD - процентная ставка по заемному капиталу.

С учетом такого разложения эффекта финансового рычага формула рентабельности собственного капитала принимает вид

ROE = ROIC + D [ROIC - rD x (1 - te)].

E

Таким образом, рентабельность собственного капитала определяется рентабельностью инвестированного капитала, которая зависит от эффективности рыночной, операционной и инвестиционной

деятельности корпорации, а также эффективностью и активностью финансовой деятельности, которая формализуется в виде эффекта финансового рычага.

С учетом ранее представленных зависимостей рентабельность собственного капитала можно выразить следующей моделью, агрегирующей все перечисленные факторы, влияющие на этот показатель: ROE = (1 - Ш + ROSFR) kЛ (1 - ^) +

+(1 - С) ^ [(1 - Ш + ROSFR) kл - г0],

ROE = (1 - ^){(1 - Ш + ROSFR) kл +

+^ [(1 - Ш + ROSFR) kл - та]},

Е

где kл - коэффициент оборачиваемости чистых активов.

Поскольку показатель рентабельности собственного капитала зависит от решений в области финансирования, которые зачастую зависят от руководства корпорации, этот показатель нецелесообразно использовать для оценки деятельности входящих в корпорацию компаний. Его назначение -оценка деятельности всей корпорации.

Основные направления использования показателей рентабельности представлены в табл. 1.

Таблица 1

Направления использования показателей рентабельности в анализе корпорации и входящих в нее компаний

Показатель рентабельности Цель использования показателя

Рентабельность продаж Оценка эффективности рыночной и операционной деятельности корпорации и входящих в нее компаний. Оценка выгодности выпускаемой продукции, обслуживаемых регионов, клиентов, сегментов рынка и других аспектов деятельности входящих в корпорацию компаний

Рентабельность активов Оценка эффективности использования активов, а также их отдельных элементов компаниями, входящими в корпорацию. Оценка целесообразности привлечения заемного капитала по заданной процентной ставке

Рентабельность инве стированного капитала Оценка эффективности использования инвестированного капитала корпорацией и входящими в нее компаниями

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рентабельность собственного капитала Оценка эффективности деятельности корпорации в целом

14

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жгбТЪсЯ те ЪР/ГКЖгсЫ

Факторы, влияющие на перечисленные показатели рентабельности, представлены на рисунке.

На показатели рентабельности влияют все ключевые абсолютные и относительные показатели деятельности корпорации и входящих в нее компаний: выручка, расходы, активы, капитал, а также ресурсоемкость продукции, оборачиваемость активов, эффективная ставка налога, долговая нагрузка (см. рисунок). Таким образом, в представленном факторном разложении показателей рентабельности оцениваются:

- эффективность рыночной деятельности в части управления маркетинговым комплексом (номенклатура продукции, ценовая политика, политика распределения продукции и стимулирования сбыта), влияющей на рентабельность продаж и оборачиваемость активов;

- эффективность операционной деятельности (управление расходами и активами), влияющей также на рентабельность продаж, оборачиваемость и рентабельность активов;

- активность финансовой деятельности в части формирования структуры капитала, привлечения заемных и собственных источников, влияющей на эффект финансового рычага и рентабельность собственного капитала;

- активность инвестиционной деятельности в части объема инвестирования во внеоборотные активы, влияющего на оборачиваемость активов;

- эффективность налогового планирования, влияющего на эффективную ставку налога на прибыль. Необходимо отметить

взаимосвязь между показателями рентабельности. Так, рентабельность продаж оказывает влияние на рентабельность активов, которая в свою очередь влияет на рентабельность инвестированного капитала, а рентабельность инвестированного капитала в значительной степени определяет рентабель-

Выручка

Операционные расходы

Прочие доходы и расходы (за исключением процентов к уплате)

Внеоборотные активы

Оборотный капитал

Расходы по налогу на прибыль

Собственный капитал

Заемный капитал

Проценты к уплате

ность собственного капитала. Дополнительно включаемые в эту цепочку факторы таковы:

- оборачиваемость активов, которая наряду с рентабельностью продаж, оказывает влияние на рентабельность чистых активов;

- эффективная ставка налога на прибыль, которая влияет на рентабельность инвестированного капитала совместно с рентабельностью активов;

- эффект финансового рычага, который воздействует на рентабельность собственного капитала наряду с рентабельностью инвестированного капитала.

Такое представление взаимосвязей между показателями рентабельности позволяет, в частности, объяснить разнонаправленное изменение показателей рентабельности. Например, при увеличении рентабельности продаж может снижаться рентабельность чистых активов. Это происходит из-за снижения коэффициента оборачиваемости чистых активов. При снижении рентабельности чистых активов может увеличиваться рентабельность инвестированного капитал, что объясняется снижением эффективной ставки налога на прибыль. При увеличении рентабельности инвестированного капитала может снижаться рентабельность собственного капитала, что является следствием негативного влияния эффекта финансового рычага.

Методика анализа показателей рентабельности на основе консолидированной отчетности представ-

Ресурсоемкость продукции

Коэффициент рентабельности прочей деятельности

Коэффициент оборачиваемости чистых активов

Рентабельность продаж

г

Рентабельность чистых активов

Г

Эффективная ставка налога на прибыль

Рентабельность инвестированного капитала

Плечо финансового рычага

Процентная ставка по заемному капиталу

Рентабельность собственного капитала

Схема влияния факторов на показатели рентабельности

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: Ж£брпя к ЪР*?жг(Ъ4

15

лена на примере группы компаний, которая занимается производством и реализацией химических удобрений. Основными странами сбыта по объему реализации являются Китай, Россия, Бразилия, Таиланд и США. Группа включает материнское общество, а также 77 дочерних и 1 зависимое общество. Дочерние компании осуществляют следующие виды деятельности: поставка сырья, производство, логистика, дистрибуция, финансовые инвестиции. Исходные данные, включающие ключевые показатели деятельности корпорации и отражаемые в консолидированной отчетности, представлены в табл. 2.

Как следует из анализа данных, представленных в табл. 2, корпорация интенсивно расширяет масштабы деятельности в анализируемом периоде. Абсолютные показатели, в частности выручка, оборотные активы, величина заемного капитала, характеризуются значительным ростом. При этом операционные расходы незначительно снижаются, что свидетельствует об эффективном управлении расходами и позитивно влияет как на операционную прибыль, так и на рентабельность продаж. Следует отметить несущественный рост внеоборотных активов, что свидетельствует о недостаточно активной инвестиционной деятельности, особенно на фоне значительного увеличения объема продаж.

Значения факторов, влияющих на показатели рентабельности, представлены в табл. 3.

Результаты расчета относительных показателей, характеризующих деятельность корпорации, позволяют также сделать позитивные выводы о деятельности корпорации: снижается ресурсоем-кость продукции, эффективна ставка налога на

Таблица 3

Расчет значений факторов, влияющих на рентабельность

Показатель Предыдущий год Отчетный год

Ресурсоемкость продукции (0,81) (0,58)

Коэффициент рентабельности 0,003 (0,013)

прочей деятельности

Коэффициент оборачиваемости 0,51 0,61

чистых активов

Эффективная ставка налога на 23,28 20,36

прибыль, %

Плечо финансового рычага 0,84 1,02

Процентная ставка по заемному 1,66 2,30

капиталу, %

прибыль. Повышается активность финансовой деятельности, что выражается в увеличении плеча финансового рычага. Низкая ставка по заемному капиталу свидетельствует о нерыночных условиях привлечения капитала.

Результаты расчета показателей рентабельности корпорации представлены в табл. 4.

Результаты расчетов показывают, что эффективность деятельности корпорации повышается, все показатели рентабельности увеличиваются, причем темпы прироста показателей нарастают: от 115,31 % прироста рентабельности продаж до 205,89 % прироста рентабельности собственного капитала. Это связано с позитивным влиянием на деятельность корпорации дополнительно включаемых факторов, влияющих на рентабельность, а именно: коэффициента оборачиваемости активов, который увеличился с 0,51 до 0,61 раза в год; эффективной налоговой ставки, которая снизилась с 23,28 до 20,36 %; и, наконец, эффекта финансового рычага, который увеличился с 5,12 до 18,38 % вследствие роста как плеча, так и дифференциала финансового рычага.

Таблица 2

Исходные данные для расчетов

Предыду- Отчет- Темп

Показатель щий год, ный год, прирос-

млн руб. млн руб. та, %

Выручка 46 738 65 431 40,00

Операционные расходы (37 997) (37 794) (0,53)

Прочие доходы и расходы 138 (873) -

(за исключением

процентов к уплате)

Проценты к уплате (695) (1 240) 78,42

Внеоборотные активы 75 433 81 154 7,58

Оборотный капитал 16 576 25 738 55,27

Расходы по налогу (1 905) (5 196) 172,76

на прибыль

Собственный капитал 50 122 53 048 5,84

Заемный капитал 41 887 53 844 28,55

Таблица 4

Значения показателей рентабельности, %

Показатель Предыдущий год Отчетный год Темп прироста показателей

Рентабельность продаж по прибыли до вычета процентов и налога 19,00 40,90 115,31

Рентабельность чистых активов 9,65 25,04 159,46

Рентабельность инвестированного капитала 7,40 19,94 169,34

Рентабельность собственного капитала 12,53 38,32 205,89

16

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жеб7>ЪЯ -и ЪРЛЖкЫ

Необходимо отметить оборачиваемость чистых активов, значение которой не превышает единицы, что приводит к низкому значению рентабельности чистых активов относительно рентабельности продаж.

Чтобы количественно оценить влияние факторов на рентабельность собственного капитала, выполнен анализ смешанной модели рентабельности собственного капитала, представленной ранее, методом цепных подстановок (табл. 5).

Расчеты показывают, что основным фактором, определившим увеличение рентабельности собственного капитала корпорации, является рентабельность продаж, вклад которой в увеличение рентабельности собственного капитала равен 69,24 %. Кроме того, значительное влияние (вклад 26,51 %) оказало увеличение коэффициента оборачиваемости чистых активов. Необходимо отметить, что оба этих фактора влияют на рентабельность чистых активов, а через нее и на эффект финансового рычага. Единственный отрицательно повлиявший фактор - увеличение ставки по заемному капиталу, что незначительно повлияло на эффект финансового рычага, а также на рентабельность собственного капитала.

Политика управления эффективностью анализируемого бизнеса, направленная на повышение создаваемой стоимости, должна строиться с учетом необходимости контроля за эффективностью основной и прочей деятельности; возможной активизации инвестиционной политики, а также привлечения капитала для продолжения финансирования расширяющейся деятельности корпорации.

Представленная методика анализа показателей рентабельности позволяет комплексно оценивать показатели рентабельности корпорации и входящих в нее компаний и выявлять те факторы, на которые необходимо воздействовать для повышения эффективности работы бизнеса. Методика дает возможность содержательного анализа деятельности корпорации, охватывающего такие ключевые области

Таблица 5 Факторный анализ рентабельности собственного капитала

Фактор Влияние

Пункты %

Эффективная ставка налога на прибыль 0,48 1,85

Плечо финансового рычага 1,14 4,42

Процентная ставка по заемному капиталу (0,52) (2,02)

Рентабельность продаж по прибыли до вычета процентов и налога 17,86 69,24

Коэффициент оборачиваемости чистых активов 6,84 26,51

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Итоговое влияние факторов 25,79 100,00

ее деятельности, как ценовая политика, управление расходами и активами, структура капитала, налоговая политика.

Список литературы

1. Бернстайн Л. А. Анализ финансовой отчетности: теория, практика и интерпретация. М.: Финансы и статистика, 2002.

2. Брег С. Настольная книга финансового директора. 6-е изд. М.: Альпина Паблишерз, 2009.

3. Брейли Р., Майерс С. Принципы корпоративных финансов. М.: Олимп-Бизнес, 2007.

4. Волков Д. Л. Теория ценностно ориентированного менеджмента: финансовый и бухгалтерский аспекты. 2-е изд. СПб: Высшая школа менеджмента; СПбГУ, 2008.

5. Когденко В. Г., КрашенинниковаМ. С. Особенности анализа новой отчетности (баланс и отчет о прибылях и убытках) // Международный бухгалтерский учет. 2012. № 18.

6. Коупленд Т., Коллер Т., Мурин Д. Стоимость компаний: оценка и управление. М.: Олимп-Бизнес, 2005.

7. Теплова Т. В. Корпоративные финансы: учебник для бакалавров. М.: Юрайт, 2013.

8. Хелферт Э. Техника финансового анализа. 10-е изд. СПб: Питер, 2003.

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: Ж8б7>теЯ те ЪР*?жгеЪ4

17

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.