Научная статья на тему 'МЕТОДИКА КАТЕГОРИРОВАНИЯ ПОТЕНЦИАЛЬНО ОПАСНЫХ РИСКОВ СИСТЕМЫ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАЗРАБОТКИ РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ'

МЕТОДИКА КАТЕГОРИРОВАНИЯ ПОТЕНЦИАЛЬНО ОПАСНЫХ РИСКОВ СИСТЕМЫ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАЗРАБОТКИ РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
152
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
: риски / результат / безопасность / эффект / блок / стадия / risks / result / safety / effect / block / stage

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Л.В. Зубова, Э.В. Коровин, Ю.А. Никитин

Проблема принятия управленческих решений усугубляется большим количеством выполняемых видов работ на различных стадиях и этапах при технологическом обеспечении разработки и постановки на производство ракетно-космической техники, которые не всегда протекают в условиях определенности, зачастую в неопределенности. В этой связи авторы предлагают методику категорирования потенциально опасных рисков кооперации предприятий военно-промышленного комплекса при разработке ракетно-космической техники в рамках государственного оборонного заказа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGY FOR CATEGORIZING POTENTIALLY DANGEROUS RISKS OF THE SYSTEM OF TECHNOLOGICAL SUPPORT FOR THE DEVELOPMENT OF ROCKET AND SPACE TECHNOLOGY

The problem of making management decisions is compounded by a large number of types of work performed at various stages and stages of the technological support for the development and production of the rocket and space technology products, which do not always occur in conditions of certainty, often in uncertainty. In this regard, the authors propose a method for categorizing potentially dangerous risks of cooperation of military-industrial complex enterprises in the development of rocket and space technology products within the framework of the state budget.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИКА КАТЕГОРИРОВАНИЯ ПОТЕНЦИАЛЬНО ОПАСНЫХ РИСКОВ СИСТЕМЫ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАЗРАБОТКИ РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ»

ЭКОНОМИКА, СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ

УДК 004:621.656:504.064

МЕТОДИКА КАТЕГОРИРОВАНИЯ ПОТЕНЦИАЛЬНО ОПАСНЫХ РИСКОВ СИСТЕМЫ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАЗРАБОТКИ РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ

Л.В. Зубова, кандидат экономических наук. Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России. Э.В. Коровин, доктор экономических наук; Ю.А. Никитин, доктор экономических наук. Военная академия материально-технического обеспечения им. генерала армии А.В. Хрулева

Проблема принятия управленческих решений усугубляется большим количеством выполняемых видов работ на различных стадиях и этапах при технологическом обеспечении разработки и постановки на производство ракетно-космической техники, которые не всегда протекают в условиях определенности, зачастую в неопределенности. В этой связи авторы предлагают методику категорирования потенциально опасных рисков кооперации предприятий военно-промышленного комплекса при разработке ракетно-космической техники в рамках государственного оборонного заказа.

Ключевые слова: риски, результат, безопасность, эффект, блок, стадия

METHODOLOGY FOR CATEGORIZING POTENTIALLY DANGEROUS RISKS OF THE SYSTEM OF TECHNOLOGICAL SUPPORT FOR THE DEVELOPMENT OF ROCKET AND SPACE TECHNOLOGY

L.V. Zubova. Saint-Petersburg university of State fire service of EMERCOM of Russia. E.V. Korovin; Yu.A. Nikitin.

Military academy of logistics them. general of the army A.V. Khrulev

The problem of making management decisions is compounded by a large number of types of work performed at various stages and stages of the technological support for the development and production of the rocket and space technology products, which do not always occur in conditions of certainty, often in uncertainty. In this regard, the authors propose a method for categorizing potentially dangerous risks of cooperation of military-industrial complex enterprises in the development of rocket and space technology products within the framework of the state budget.

Keywords: risks, result, safety, effect, block, stage

Чрезвычайные ситуации (ЧС) военного времени представляют собой особую группу ЧС, возникающих на определенной территории, вызванных воздействием современных средств поражения на вооруженные силы, на объекты экономики и население, приводящих к человеческим жертвам, ущербу здоровья людей и окружающей природной среды,

значительным материальным потерям и нарушению условий жизнедеятельности населения. Ракетные войска стратегического назначения нашего государства представляют собой род войск Вооруженных сил Российской Федерации, являющиеся основным компонентом стратегических ядерных сил Российской Федерации посредством наращивания [1]. Уровень успешности создания перспективных образцов ракетно-космической техники (РКТ) зависит от принятия управленческих решений на уровне взаимодействия организаций-разработчиков и организаций-изготовителей изделий при технологическом обеспечении разработки и постановки на производство (ТОРП) изделий РКТ [2]. Принятие управленческих решений осуществляется при всех выполняемых работах при ТОРП, которые не всегда протекают в условиях определенности, зачастую в неопределенности. Ситуация еще усугубляется и тем, что неопределенность при создании изделия РКТ выступает средой для возникновения следующих групп рисков управления качеством и стоимостью:

- риски снижения качества выполняемых работ;

- риски снижения качества изделия, составных частей и т.д.;

- риски снижения необходимого количества изделий, составных частей и т.д.;

- риски увеличения сроков работ;

- риски увеличения стоимости работ.

Авторами рассмотрены существующие методы принятия управленческих решений в условиях неопределённости. Однако в доступной литературе не удалось найти подход к оценке рисков успешности выполнения Государственного оборонного заказа (ГОЗ) посредством категорирования рисков. Срок, качество и надежность являются критически важными факторами при повышении экономической эффективности разработки РКТ и при формировании цены на выполнение ГОЗ [3].

В связи с этим задачей было - разработка методики категорирования потенциально опасных рисков кооперации предприятий военно-промышленного комплекса (ВПК) при разработке РКТ в рамках ГОЗ. Посредством разработанной методики представится возможным:

- выявлять потенциально опасные риски кооперации предприятий ВПК при разработке РКТ в рамках ГОЗ с целью их категорирования по качеству и стоимости;

- оценивать категорированные хозяйственные риски с учетом рискоустойчивости предприятий ракетно-космической промышленности без превентивных мероприятий (в состоянии бездейтсвия);

- оценивать категорированные хозяйственные риски с учетом рискоустойчивости предприятий ракетно-космической промышленности в процессе воздействия на риск (то есть при устранении или снижении риска). Мероприятия по устранению или снижению риска должны включать в себя анализ наличия имеющихся ресурсов для перепроектирования изделия; замену недоступного изделия на аналогичный доступный; выделение средств на закупку элемента по более высокой стоимости; дополнительный мониторинг ситуации с целью определения момента наиболее вероятного возникновения риска (прогноз ситуации) и т.д. Подробный план превентивных мероприятий (ППМ) для каждого возможного риска (Рп) при разработке РКТ в рамках ГОЗ включает в себя мероприятия по устранению или снижению риска, где может послужить для написания программы обеспечения качества при разработке РКТ в рамках ГОЗ, представлен в работе [3], фрагмент в таблице;

- принимать управленческие решения, исходя из следующих критериев о приемлемости и/или допустимости рискоустойчивости участников кооперации, и о том, будут ли учитываться возможные комбинации рискоустойчивостей различных участков на определенный промежуток времени, и если да, то каким образом [4].

При реализации риска, который не был предусмотрен в плане управления рисками (ПУР), исполнитель должен уведомить заказчика и согласовать свои дальнейшие действия с ним. В этом случае заказчик может принять решение из следующих альтернатив:

- о выделении дополнительных средств для продолжения работы;

- о прекращении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), если цена риска для завершения НИОКР слишком (неоправданно) велика. Неоправданность совокупной цены риска определяется при соотношении ее с ожидаемым технико-экономическом эффектом (оценка перспектив внедрения и коммерциализации), производимым перед этапом экономического обоснования требуемых затрат на реализацию программного мероприятия (раздел XIII справки обоснования НИР ОКР), но после этапа обоснования необходимости (основания) выполнения данного мероприятия (раздел III справки обоснования НИР ОКР) [4]. Предварительный перечень рисков невыполнения работ в заданный срок с надлежащим качеством и определенной стоимостью, сформированный на этапе определения необходимости и обоснования целесообразности ГОЗ, может быть оценен методом фильтрации и ранжирования рисков с использованием матрицы [10], приведенной в табл. 1. Факторы оценки, приведенные в табл. 1, оказывают, по мнению авторов, наибольшее влияние на уровень успешности ТОРП (РКТ).

Перечень возможных рисков согласно каждому типы работы к типовой схеме управления ТОРП на уровне взаимодействия организаций-разработчиков и организаций-изготовителей изделия и критерии их оценки представлены в табл. 1.

Риски, имеющие средний и высокий уровень, могут быть источниками риска для выполнения ОКР.

В этой связи при определенных факторах риска и выявленных причинах возникновения рисков на уровне взаимодействия организаций-разработчиков и организаций-изготовителей изделий при ТОРП изделий РКТ должен быть разработан план минимизации рисков [5].

Для этого необходимо в первую очередь определить перечень возможных рисков. Далее посредством экспертной оценки необходимо определить вероятность возникновения каждого риска (от 0 до 1) с уровнем угрозы на процесс выполнения ОКР (с учетом рисков поставки составных частей). Затем необходимо определить перечень участников, взаимодействующих при выполнении заданных мероприятий в рамках НИР (ОКР). Согласно документам [1, 2] в табл. 2 представлены все участники кооперации (столб. 5-9), где предварительно определена совокупная стоимость риска:

СРгоз-ЦРэтап+Ир+Рпр +Рпрев,

где СРгоз - совокупная стоимость хозяйственного риска ГОЗ; ЦРэтап - цена хозяйственного риска на определенном этапе; Рпрев - затраты, связанные с минимизацией или ликвидацией последствий хозяйственного риска ГОЗ; Ир - издержки последствий хозяйственного риска; Рпр - связанные с хозяйственным риском прочие расходы.

Например, у организации-разработчика на этапе поставки электронно-компонентной базы (ЭКБ) был выявлен (определена вероятность возникновения) риск ^п), которому характерна временная незначительная задержка поставки ЭКБ (от суток до 1 недели) с ущербом для нее в сумме 350 000 руб. (зарплата сотрудникам, отчисления в пенсионный фонд, в Фонд социального медицинского страхования и т.д., коммунальные платежи, амортизация и т.д.) [6]. Однако возникли следующие издержки последствий риска (ИрRll) в размере 30 000 руб. и связанные с хозяйственным риском прочие расходы (Рпр Rll) в размере 20 000 руб., например, удорожание коммунальных платежей или прибавились новые виды расходов (транспортные и т.д.) в сумме 50 000 руб.

Тогда совокупная стоимость риска (СРгоздц) на определенный момент времени составит:

СРгоз дц=350 000 +30 000+20 000=400 000 руб.

Мало того, увеличение сроков поставки ЭКБ всего на одну неделю у одного участника (организация-разработчик изделия; табл. 2, столбец 7) способствует уже у другого участника (организация-изготовитель опытных изделий; табл. 2, столбец 8) образованию нового риска (К13) и вызывает более продолжительную задержку хода

выполнения ОКР (от одной недели до двух недель) с совокупной стоимостью риска (СРгоз д12) в размере 900 000 руб. Соответственно, из-за двух предыдущих рисков (Кп) и (К12) возникает (К13) с задержкой у третьего участника кооперации от двух недель до одного месяца (организация-изготовитель серийных изделий, табл. 2, столбец 9) с Сргоз К13 1500 000.

Таблица 1. Перечень возможных рисков к типовой схеме управления ТОРП на уровне взаимодействия организаций-разработчиков и организаций-изготовителей изделия

и критерии их оценки

№ и шифр R Исполнитель работы и код работы Наименование работы Фактор оценки Высокий риск (*3) Cредний риск (*2) Низкий риск (*1)

РзакДт1 —2 Рзак1к1 —2 1—2 Разработка директивного документа (ДД) о назначении ответственной организации-разработчика нового изделия и, при необходимости, организации-изготовителя серийных (опытных) изделий Сроки разработ ки ДД Качество ДД Более 12 месяцев Менее 30 % 6-12 месяцев Менее 20 % Менее 6 месяцев Менее 10 %

РЗакч2 2—3 Выдача организации-разработчику изделия ДД о закреплении организации-разработчика изделия Сроки выдачи ДД Более 12 месяцев 6-12 месяцев Менее 6 месяцев

Р Ч Р Закч3 2—32 Выдача организации-изготовителю опытных изделий ДД о закреплении организации-изготовителя опытных изделий (при необходимости) Сроки разработ ки ДД Качество ДД Более 12 месяцев Менее 30 % 6-12 месяцев Менее 20 % Менее 6 месяцев Менее 10 %

РЗакч4 Заказчик 2—43 Выдача организации-изготовителю серийных изделий ДД о закреплении организации-изготовителя серийных изделий (при необходимости) Сроки разработ ки ДД Качество ДД Более 12 месяцев Менее 30 % 6-12 месяцев Менее 20 % Менее 6 месяцев Менее 10 %

РЗакч5 10—11 Подготовка ДД (приказа) о назначении главного технолога проекта изделия Сроки выдачи ДД Более 12 месяцев 6-12 месяцев Менее 6 месяцев

РЗакч6 11—^12 Выдача организации-разработчику изделия ДД о назначении главного технолога проекта изделия Сроки разработ ки ДД Качество ДД Более 12 месяцев Менее 30 % 6-12 месяцев Менее 20 % Менее 6 месяцев Менее 10 %

РЗакч7 11—33 Выдача организации-изготовителю опытных изделий ДД о назначении главного технолога проекта изделия Сроки разработ ки ДД Качество ДД Более 12 месяцев Менее 30 % 6-12 месяцев Менее 20 % Менее 6 месяцев Менее 10 %

И все эти совокупные стоимости рисков участников кооперации образуют цену риска для государства в размере 2 млн 800 тыс. руб.:

(ЦРрф)=400 000+900 000+1 500 000=2 800 000. А потеря во времени (временной ущерб) составляет:

7 дней+14 дней+30 дней=51 день.

То есть, риск задержки поставки ЭКБ всего на одном этапе вызвал простои у остальных исполнителей на других этапах, задержав развитие военно-экономической безопасности государства практически на два месяца, принеся ущерб только по одной группе риска 2 млн 800 тыс. руб. Здесь авторами выявлена закономерность увеличения цены государственного риска НИОКР от продолжительности времени реализации этапов жизненного цикла рисков участников кооперации [7]. На данном этапе возникает необходимость ввода понятий: скорость риска, время реализации риска, расстояние реализации риска время НИОКР, скорость превентивных мероприятий, скорость принятия решений, результаты рисков, превентивных мероприятий и оценка последствий реализованных решений в условиях риска НИОКР [8-9]. Таким же образом производится расчёт цены риска для государства и всех участников кооперации по следующим группам рисков (II Группа. Риски увеличения стоимости поставок ЭКБ; III Группа. Риски, связанные с процессами, осуществляемыми в объективно-существующей реальности; IV Группа. Риски, связанные с процессами, осуществляемыми в объективно-существующей реальности). При определении цены риска и совокупной стоимости рисков для всех участников кооперации ВПК еще не задействован показатель затрат в целом на НИОКР, что не позволяет определить эффективность последствий рисков [10-12].

Таблица 2. Комплексное оценивание допустимой рискоустойчивости государства с учетом возможных комбинаций рискоустойчивости участников ГОЗ (тыс. руб.)

Код риска Код мероприятия Количест венная эксперт ная оценка риска Оценка совокупной стоимости последствий возможных групп (1-1У) рисков участников кооперации по вероятностным прогнозным данных экспертов (столбец 4) СРгоз=ЦРэтап+Ис+РпС, руб.

5 6 7 8 9

Государство (Хстолб. 6-9) ГНИО по технологии, материаловедению и стандарти зации РКТ Органи зация-разработчик изделия Организация-изготовитель опытных изделий Организа ция-изготовитель серийных изделий

Р1 3 L ^разр.изд-" pI.1.1. Р .разр.изд32 pI.1.2. о^41^42 Р .разр.изд32 pI.1.3. о^41^42 Р .разр.изд32 pI.1.4. о^41^42 Р . разр.изд32 pI.1.5. ^41^ Р .разр.изд32 10 400 000

Рп 3 L ^разр.изд-" рП.1.1. о^41^42 Р .разр.изд32 рП.1.2. о^41^42 Р .разр.изд32 рП.1.3. о^41^42 Р .разр.изд32 рП.1.4. о^41^42 Р .разр.изд32 рП.1.5. о^41^42 Р .разр.изд32 20 900 000

ИТОГО: государственный риск -задержка 2 800 000

ГНИО - главные научно-исследовательские организации

По результатам комплексного оценивания совокупной стоимости риска представляется возможным производить категорирование исполнителей и рисков, исходя из уровней рискоустойчивости в рамках выполнения ГОЗ.

Таким образом, по всем этапам разработки ТТП определяется возможный риск снижения качества изделий и затем - риски увеличения сроков выполнения мероприятий, направленных на повышение качества с заданной стоимостью. Далее определяем уровень

рискоустойчивости субъектов отдельно друг от друга и в момент возможных комбинаций рисков. Комбинация рисков образуется, когда один вид риска приводит к другому виду рисков, образуя простую или сложную: двухуровневую, трехуровневую и т.д. комбинацию рисков. При образовании сложной многоуровневой комбинации рисков необходимо выявлять первопричины момента неопределённости для возникновения риска и определять природу возникновения риска, созданного по вине исполнителя или возникшего независимо от действий исполнителя.

Категорирование происходит как по потенциально опасным рискам в виде определенных уровней рискоустойчивости субъектов, так и по лицам, принявшим решения при исполнении видов работ и управлении ими в рамках ГОЗ, включающее в себя следующие этапы:

- формирование исходных показателей, состоящих из: нормированных значений уровней рискоустойчивости (предельных значений) государства (РустРФ) с учетом изменения сложности рисковых комбинаций участников ГОЗ и нормированных значений уровней рискоустойчивости (предельных значений) (РустГНИО, РустИсп, Руст.соисп);

- расчет цены вероятных рисков и вероятной рискоустойчивости предприятий ВПК при разработке РКТ и государства при их взаимодействии;

- комплексная оценка предприятий-участников кооперации при выполнении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ на основе риск-ориентированного подхода [11];

- расчет разрыва между прогнозными, предельными и фактическими уровнями рискоустойчивости государства и участников (исполнителей, соисполнителей и поставщиков

изделий) Г°З (Д РустГосуд; А РустИсп; А РустСоисп; А РустПоставщ);

- категорирование предполагаемых исполнителей, соисполнителей и поставщиков (РустИсп, РустСоисп и РустПостав) по уровням их рискоустойчивости перед выполнением ГОЗ с целью минимизации или ликвидации первичных рисков: риска банкротства предприятия ВПК (Рбанкр1) или риска нехватки денежных средств (Рнехв.дс.1), что так или иначе приводит к возникновению вторичных рисков: риска затягивания хода выполнения ГОЗ (РзатягГоЗ2) или риска срыва ГОЗ (РсрывГОЗ2);

- категорирование показателей совокупных стоимостей рисков и показателей совокупных стоимостей рисковых комбинаций (СР1—2) и (СРкомб1—2) по уровню их влияния на изменение цены ГОЗ в сторону ее увеличения или снижения;

- категорирование лиц, принимающих решения (ЛИР), по уровню способности к управлению рисками при разработке РКТ, выражающемуся в стоимости принятого

ШИФР,ФИО\ ~ ГАО

решения (СРешен ) и влияния стоимости на изменение фактической цены 1ОЗ:

- СРешенШИФР,ФИО, ликвидировавших риск (Рх—у) или рисковую комбинацию (СРкомб);

Г, ШИФР,ФИО гг, Ч

- СРешен , минимизировавших риск (Рх—у) или упростивших рисковые

комбинации (СРкомб);

ШИФР,ФИО т/^ч

- СРРешен , создавших рисковые ситуации (РС): увеличение уровня риска или

усложнение рисковой комбинации (УРкомб);

Г, ШИФР,ФИО -,

- СРешен , увеличивших скорость реализации риска (СкорРх—у) и скорость усложнения рисковой комбинации (СкорУРкомб) в сторону снижения цены ГОЗ;

Г, ШИФР,ФИО Ч

- СРешен , увеличивших скорость реализации риска (СкорРх—у) и скорость усложнения рисковой комбинации (СкорУРкомб) в сторону увеличения цены ГОЗ.

На рис. 1 впервые представлен подход формирования баланса сегментации затрат на затраты рисковых и безрисковых процессов.

На рис. 2 представлено полное содержание схемы методики категорирования потенциально опасных рисков кооперации предприятий ВПК при разработке РКТ в рамках ГОЗ.

Актив Пассив

Ншиеношше смолим Сгчщ niNrc, руб. Ншм ami aiiut статш (Гриц mue. руб.

1. Затраты fittpuCKMttx ttpourrcw ГОЗ • aii-J111 мгсй 91 **1: M*** " СП1 JBP9 w 11 СП: J>! 91 f W161011 t СПt J*1 if ' M »» ti«t™ . СП' J>s wш ' ftw^a w ж* к m**» l! Затрат» раскола нрецееем Г03 » çp.^filOi Ш ЙПм>1» t > fi 0/-MJ® tl ОЬап^Ш ЛЕВ Jf * Ср. m яя miuAïis oi же a «m # ÇP^ JÎO! MX Л«ш> JJ 0/ Же r Jfka * ^ >а/ j» j-jy « jû» л îs^b • çp^ jMiB M» JÎ Лшг>Л1« ЙЧИ 900 ООО 500 ООО Стоимость процессов в огзр.ус* MA ГЕРИАЛОЕ БИЛОЕ РАБОТ ОТЧИСЛ 900 000 200 000 60 000 60 000 50000 S0 000 50 ÔOÛ

-СП 1-2 -СЛ6-; -СП ¡-2 -СПи -СЛ5-; -СП;-;.

Стоизикяп проиессоб s риск. усл. -CPfli .qioqtça «-^р^^^^ЛИГШД^ВШШИЛ рВКХ (Pj, у) риешкчю шнбпмщн (Cf,^), кн WWWKIÎMH I.CPim) -anJ1«", fSHKion рисовые опушки (PC)' ук.ичяк? >т» ВИ рИ1Д1 или ycwnjtfinif fHKK'Kii ïûumi нщ icr OTWnX - С^ая^*1®. >В£ЛИЧИШ1Н31СПр<га*рц111а131И Ji) il ÎC,, Jl, ,)K df^otll ркшшй ишмнншян (Ско^д^ iooj»Bvant*n«i щниГОЗ, - ртеЯкапша tinpocri решшцше p[di it^jv,, ) к dOpOCii ycmMUl ропкА юм«виа(н (С ьер* fc л 11 ci ч»ну y'Ef ■ичгка или TOÎ; В KTOrf УП1 Сф0ртС|р0ЦТЮ1 HTJHC ПО ЕЮИНТМЮ CDSCiyraoÛ ÎIOJWOCTH рисют. ЭЭШиИШП. t rOÎ HUM4ttt BV

1400000 N00 000

Рис. 1. Баланс сегментации затрат на затраты рисковых и безрисковых процессов [авторская]

Таким образом, категорирование лиц, приниающих решения (ЛИР), в процессе выполнения ГОЗ позволяет произвести категорирование лиц по лицам:

- ликвидировавших риск (Рх^у) или рисковую комбинацию (СРкомб);

- минимизировавших риск (Рх^у) или упростивших рисковые комбинации (СРкомб);

- создавших рисковые ситуации (РС): увеличение уровня риска или усложнение рисковой комбинации (УРкомб);

- увеличивших скорость реализации риска и скорость усложнения рисковой комбинации (CкорУРк0мб) в сторону снижения цены ГОЗ;

- увеличивших скорость реализации риска и скорость усложнения рисковой комбинации (CкорУРк0мб) в сторону увеличения цены ГОЗ.

Авторами данной статьи разработан научно-методический аппарат (НМА) комплексного оценивания рисков кооперации предприятий ВПК при разработке РКТ в рамках ГОЗ, включающий в себя документационное обеспечение управлением рисками ГОЗ с полным перечнем показателей возможных рисков разработки РКТ и методикой определения результативности их последствий как к примененному, так и потреблённому капиталам в количестве более 1 200 шт. Поскольку в рамках данной статьи не представляется возможным представить его в полном объеме, то на рис. 3 представлен вариант применения НМА комплексного оценивания рисков кооперации предприятий ВПК при разработке РКТ в рамках ГОЗ.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 2. Схема методики категорирования рисков ТОРП РКТ в рамках ГОЗ [авторская]

ПОР - поисково-оценочные работы

Рис. 3. Вариант применения нематериальных активов комплексного оценивания рисков кооперации предприятий ВПК при разработке РКТ в рамках ГОЗ

Данная методика вносит существенный вклад в развитие перспективного ценообразовании в сфере ГОЗ, так как у военно-промышленных предприятий до недавнего времени не было подобной мотивации. Все свои издержки они перекладывали на плечи заказчика, повышая цены на продукцию или услуги. Теперь они не могут так делать и должны искать другие пути [12]. Федеральная антимонопольная служба продолжает жестко работать со стимулами, внедрять показатели эффективности работы топ-менеджмента. Данная методика позволит предприятиям ВПК быть кристально чистыми в части исполнения всех видов работ ГОЗ, осуществляемых в рисковых и безрисковых условиях, категорировать ЛПР по способностям к экономии бюджетных средств Российской Федерации.

Литература

1. О стандартизации в Российской Федерации: Федер. закон Рос. Федерации от 29 июня 2015 г. № 162-ФЗ. Ст. 26. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

2. ГОСТР 58125-2018. Национальный стандарт Российской Федерации. Системы космические. Система технологического обеспечения разработки и постановки на производство изделий космической техники. Доступ из справ. -правовой системы «КонсультантПлюс».

3. Давыдянц Д.Е., Жидков В.Е., Зубова Л.В. К определению понятий «энергосбережение» и «энергоэффективность» // Фундаментальные исследования. 2014. № 9-6. С. 1294-1296.

4. Зубова Л.В., Кузьмин В.Н., Шерстюк А.В. Комплексная оценка предприятий-участников кооперации при выполнении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ на основе риск-ориентированного подхода // Вооружение и экономика. 2020. № 2 (52). С. 95-102.

5. Зубова Л.В., Давыдянц Д.Е. Оценка эффекта и эффективности последствий рисков хозяйствующего субъекта с учетом обеспечения допустимой рискоустойчивости и необходимой конкурентоспособности // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. 2010. № 4. С. 186-190.

6. Zubova L., Yakovleva A., Stepanova Т., Koneva O.V., Vanieva А. Methodology development to assess the contractor risk tolerance from the rocket and space technology life cycle stage // International Journal of Recent Technology and Engineering. 2019. Т. 8. № 4. С. 7894-7898.

7. Zubova L., Yakovaleva A., Tregulova N., Vasenev S., Zibrova N. Development of a risk assessment system for the creation of space rocket technology // International Journal of Innovative Technology and Exploring Engineering. 2019. Т. 9. № 1. С. 2745-2750.

8. Gotskaya N.R., Davydyants D.E., Karlik A.E., Petrov D.M. Comprehensive value of enterprise solutions and algorithm of risk level assessment technical sciences // Science and Society. 2018. Т. 82. № 3. С. 111-121.

9. Zubova L.V., Kuzmin V.N., Sherstyuk A.V. Model of administration of managerial decisions based on estimation of risk-stability of enterprises // Economic problems and legal practice. 2018.

10. Зубова Л.В., Зубов А.О., Коровин Э.В. Методический подход оценивания пороговых значений экономической безопасности предприятий оборонно-промышленного комплекса в ходе выполнения государственного оборонного заказа: материалы Междунар. молодеж. науч. шк. / под ред. Л.И. Ушвицкого. Ставрополь: СЕКВОЙЯ, 2019. С. 136-140.

11. Зубова Л.В., Кузьмин В.Н., Шерстюк А.В. Комплексная оценка предприятий-участников кооперации при выполнении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ на основе риск-ориентированного подхода // Научный журнал ВАК «Вооружение и экономика». 2020. № 1 (Ч. 52). С. 95-102.

12. Овчинников М. О перспективном ценообразовании в сфере ГОЗ // Новый оборонный заказ. Стратегии. 2018. № 3 (50).

References

1. O standartizacii v Rossijskoj Federacii: Feder. zakon Ros. Federacii ot 29 iyunya 2015 g. № 162-FZ. St. 26. Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy «Konsul'tantPlyus».

2. GOSTR 58125-2018. Nacional'nyj standart Rossijskoj Federacii. Sistemy kosmicheskie. Sistema tekhnologicheskogo obespecheniya razrabotki i postanovki na proizvodstvo izdelij kosmicheskoj tekhniki. Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy «Konsul'tantPlyus».

3. Davydyanc D.E., Zhidkov V.E., Zubova L.V. K opredeleniyu ponyatij «energosberezhenie» i «energoeffektivnost'» // Fundamental'nye issledovaniya. 2014. № 9-6. S.1294-1296.

4. Zubova L.V., Kuz'min V.N., Sherstyuk A.V. Kompleksnaya ocenka predpriyatij-uchastnikov kooperacii pri vypolnenii nauchno-issledovatel'skih i opytno-konstruktorskih rabot na osnove risk-orientirovannogo podhoda // Vooruzhenie i ekonomika. 2020. № 2 (52). S. 95-102.

5. Zubova L.V., Davydyanc D.E. Ocenka effekta i effektivnosti posledstvij riskov hozyajstvuyushchego sub"ekta s uchetom obespecheniya dopustimoj riskoustojchivosti i neobhodimoj konkurentosposobnosti // Biznes v zakone. Ekonomiko-yuridicheskij zhurnal. 2010. № 4. S. 186-190.

6. Zubova L., Yakovleva A., Stepanova T., Koneva O.V., Vanieva A. Methodology development to assess the contractor risk tolerance from the rocket and space technology life cycle stage // International Journal of Recent Technology and Engineering. 2019. T. 8. № 4. S. 7894-7898.

7. Zubova L., Yakovaleva A., Tregulova N., Vasenev S., Zibrova N. Development of a risk assessment system for the creation of space rocket technology // International Journal of Innovative Technology and Exploring Engineering. 2019. T. 9. № 1. S. 2745-2750.

8. Gotskaya N.R., Davydyants D.E., Karlik A.E., Petrov D.M. Comprehensive value of enterprise solutions and algorithm of risk level assessment technical sciences // Science and Society. 2018. T. 82. № 3. S. 111-121.

9. Zubova L.V., Kuzmin V.N., Sherstyuk A.V. Model of administration of managerial decisions based on estimation of risk-stability of enterprises // Economic problems and legal practice. 2018.

10. Zubova L.V., Zubov A.O., Korovin E.V. Metodicheskij podhod ocenivaniya porogovyh znachenij ekonomicheskoj bezopasnosti predpriyatij oboronno-promyshlennogo kompleksa v hode vypolneniya gosudarstvennogo oboronnogo zakaza: materialy Mezhdunar. molodezh. nauch. shk. / pod red. L.I. Ushvickogo. Stavropol': SEKVOJYA, 2019. S. 136-140.

11. Zubova L.V., Kuz'min V.N., Sherstyuk A.V. Kompleksnaya ocenka predpriyatij-uchastnikov kooperacii pri vypolnenii nauchno-issledovatel'skih i opytno-konstruktorskih rabot na osnove risk-orientirovannogo podhoda // Nauchnyj zhurnal VAK «Vooruzhenie i ekonomika». 2020. № 1 (Ch. 52). S. 95-102.

12. Ovchinnikov M. O perspektivnom cenoobrazovanii v sfere GOZ // Novyj oboronnyj zakaz. Strategii. 2018. № 3 (50).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.