Научная статья на тему 'Методика изучения словообразовательной модели как средства речевой деятельности (новые технологии преподавания)'

Методика изучения словообразовательной модели как средства речевой деятельности (новые технологии преподавания) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
748
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА РУССКОГО ЯЗЫКА / СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА / ФОРМООБРАЗУЮЩИЕ АФФИКСЫ / СЛОВООБРАЗУЮЩАЯ (МОТИВИРУЮЩАЯ) ОСНОВА И СТРУКТУРА ПРОИЗВОДНОГО СЛОВА / СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ МОДЕЛЬ / МОРФЕМНЫЙ И СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СЛОВА / ЯРКАЯ ВНУТРЕННЯЯ СЕМАНТИКА / МЕТОДИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ИЗУЧЕНИЯ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ МОДЕЛИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тихоновская Л. Е.

Статья содержит методические закономерности усвоения понятий словообразования. Представлены словообразовательные средств современного русского языка и в связи с этим выявлены особенности различных видов анализа слова в школьной практике: словообразовательного, морфемного. Намечены методические условия овладения лексическим богатством русского языка как средства речевой деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методика изучения словообразовательной модели как средства речевой деятельности (новые технологии преподавания)»

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ МОДЕЛИ КАК СРЕДСТВА РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРЕПОДАВАНИЯ)

© Тихоновская Л.Е.*

г. Москва

Статья содержит методические закономерности усвоения понятий словообразования. Представлены словообразовательные средств современного русского языка и в связи с этим выявлены особенности различных видов анализа слова в школьной практике: словообразовательного, морфемного. Намечены методические условия овладения лексическим богатством русского языка как средства речевой деятельности.

Ключевые слова словообразовательная система русского языка, словообразовательные средства; формообразующие аффиксы; словообразующая (мотивирующая) основа и структура производного слова; словообразовательная модель; морфемный и словообразовательный анализ слова; яркая внутренняя семантика; методические закономерности изучения словообразовательной модели.

Преподавание русского языка является приоритетным в современном образовании в связи с тем, что русский язык имеет особый статус метапред-метной дисциплины. «Ни одна школьная проблема не может быть решена, если ученик плохо или недостаточно хорошо и свободно владеет родным русским языком, поскольку родной язык - это основа формирования и развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащегося, навыков самостоятельной учебной деятельности; это условие успешного обучения в школе, в вузе при овладении профессиональными навыками; это основной канал социализации личности, приобщения её к культурно-историческому опыту человечества».

Поэтому системообразующей доминантой курса русского языка становятся речевая деятельность и ценностные ориентиры, позволяющие осознать родной язык как величайшее достояние народа и великую созидающую силу в коммуникационном процессе познания мира.

Главным средством получения знаний у детей на первой стадии обучения был и остается школьный учебник, являющийся платформой для формирования ключевых понятий и компетенций, которые должны составить основу всего последующего умственного развития ребенка. Граник Г.Г. высказывает такое мнение, что «учебник существует для того, чтобы помочь школьнику закрепить в памяти знания, сообщаемые учителем на уроке, и учебник должен научить детей сам. Он должен быть построен таким обра-

* Аспирант, учитель русского языка и литературы.

зом, чтобы школьники могли самостоятельно, без помощи учителя понять излагаемые знания и научиться их применять на практике» [1, с. 28]. Для учителя хороший учебник - это опора в работе, возможность сделать урок продуктивным и интересным. Следует отметить, что в настоящее время изменяются функции учебников, так как время не стоит на месте и современному ученику необходимо использовать сетевые, информационные возможности для обучения и социализации.

Современное понимание образовательно-воспитательной функций родного языка опирается на новейшие достижения науки, которые позволяют решать педагогические проблемы на качественно новом уровне. Педагогическая мастерская - это технология, которая соединяет игровые, исследовательские, проблемные виды деятельности. На занятиях учащимся интересно работать, помогать друзьям, весело слушать ответы других, отпадает функция принуждения. Нестандартного подхода к занятию требует подготовка мастерской, ничто не заучивается, все усваивается только в действии. Данная технология, по словам И.А. Мухиной, влияет на развитие индивидуальности ребенка [4].

Педагогическая мастерская акцентирует внимание на развитие индивидуальности, мышления и творческих способностей учащихся. Важен - процесс, а не только результат творческого поиска. Именно он приобщает ученика и учителя (мастера) к радости творчества, к самостоятельной исследовательской и творческой деятельности.

Технология педагогических мастерских в сочетании с интерактивными информационными технологиями позволяет существенно повысить эффективность образовательно-воспитательного процесса, решить задачи воспитания творчески свободной личности, улучшить познавательную активность учащихся, что приводит к повышению эффективности обучения.

Технологии, предлагаемые нами, фактически не применяются в школе, хотя они действительно являются результативными.

Разработанная оригинальная методика предполагает использование новых в обучении родному языку технологий ситуативного характера, которые помогают закрепить и отработать полученные знания, позволяют ориентироваться в ситуациях, имеют соревновательный характер и повышают мотивацию учения. См., игра-соревнование «Будь начеку!», игра на правила «Подумай и ответь!», диалог с текстом «Я так понимаю слово-образ в этом тексте», ситуативно-тематическое обучение («Мой друзья», «Рассказ о своих успехах», «Кино», «Прочитанная книга»). Конечно, учащихся нужно вовлечь в такую деятельность, поскольку ситуативность для них внутренне интересна, естественна, отвечает личностным устремлением и помогает живому общению.

В учебных ситуациях необходимый для изучения и запоминания языковой материал записывается на доске.

Примерные реплики участников ситуации: «В выходной день мы отправляемся путешествовать по незнакомым местам, уезжаем на дачу, в деревню». «Мы в воскресенье с мамой и братом идем в лес. Мама знает ягодные места, где растет черника и малина. Иногда встречаем настоящий малинник со спелыми ягодами». «Когда мы отдыхали на море, по вечерам слушали морской прибой». «Мне запомнился выходной день, когда мы собирали грибы». Если встанешь рано, то по росе идешь вглубь леса, тогда соберешь корзину грибов: и подберезовики, и подосиновики; в сухом еловом лесу попадаются лисички.

Например, ситуация: «Как я провел выходной день». Записывается и путь образования производного слова: путь - путешествие - путешествовать - значение производного слова «странствовать по знакомых местам». См., также возможные производные слова: велосипед + -ист - получается слово велосипедист. К основе ягод + суффикс -н - Ягода - ягодный (ягодные места). Черный - черника - черничник. Малина - малинник. Море - морской (морской прибой). Река - речной (речная пристань, гавань, канал). Береза - подберезовик. Осина - подосиновик. Лиса - лисички (грибы рыжего света, похожие на рыжую лису). Ель - еловый.

Устная учебная ситуация может сочетаться с письменными заданиями творческого характера, см., сочинения: «Как я провел выходной день», «Незабываемая поездка к морю», «Мой отдых летом», «Как я провел лето», «Летом в лесу», «Летом на даче» и т.п.

Ситуативное обучение требует от учителя создания на уроке атмосферы непринужденности, доброжелательности, внимания к каждому мнению.

Школьная практика остро заинтересована в исследованиях, обеспечивающих понимание смыслового значения (т.е. семантики) языкового знака («материи языка» по Л.П. Федоренко), без которых невозможно полноценное овладение богатейшими ресурсами родного языка. Л.П. Федоренко отмечает, что «знание чего бы то ни было само по себе мало обогащает человека, ибо важен не только практический эффект обучения, как то, что знание вносит в формирование человека как личности» [7]. Ценность учебника и излагаемого материала повышается тем, что он воспитывает речевыми средствами школьников и «является тем каналом, через который в душу и сознание обучаемого проникает воспитательное воздействие» [7]. Учащиеся должны осознанно и четко представлять те жизненные ситуации и сферы общения, в которых им придется пользоваться хорошим, развитым и грамотным русским языком.

В современном школьном курсе русского языка словообразовательные понятия изучаются на всех ступенях обучения. Элементарные сведения о морфемике и образовании слов учащиеся получают в начальных классах. В средних классах учащиеся знакомятся с основными понятиями структуры слова и словопроизводства.

Изучение словообразования имеет для школьника образовательное и практическое значение.

Знакомство со словообразованием дает возможность показать развитие структуры слова и способов словопроизводства, подчиняющееся определенным и строгим закономерностям; выявить взаимосвязи, существующие между единицами разных уровней языка; глубже познать грамматический строй языка, так как важнейшими способами выражений грамматических значений в русском языке являются окончания, а также формообразующие аффиксы. Изучение словообразования способствует осознанию стилистической окрашенности аффиксов; осмысленному обогащению словарного запаса учащихся, так как знание строения слова содействует лучшему пониманию семантики слова, выразительных его возможностей.

Работа по словообразованию служит важнейшей основой, на которой базируется изучение орфографии и формирование орфографических навыков.

В школьном курсе русского языка различаются морфологические (приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный, сложение) и неморфологические (слияние сочетаний слов в одно слово и переход слов одной части речи в другую) способы словообразования.

«Префиксация является господствующим способом в системе внутри-глагольного словообразования. Поочередно присоединяя различные приставки, многие глаголы способны образовывать целые ряды слов, отличающихся лексическим и видовым значением» [5, с. 6].

«Суффиксальный способ особенно широко используется при образовании существительных, прилагательных и особенно глаголов» [5, с. 5].

В действующей программе и в учебнике не нашел отражение новый подход к словообразованию, суть которого заключается в изучении словообразования как самостоятельного раздела науке о языке.

Исходным понятием в пятом классе является словообразование как явление языка, противопоставляемое словоизменению. В результате его изучения у учащихся должно сложиться представление о слове и его форме. Пятиклассники убеждаются, что при помощи суффиксов и приставок, то есть путем словообразования, обычно разные однокоренные слова образуются; при помощи окончаний они изменяются, то есть путем склонения и спряжения образуются разные грамматические формы одного и того же слова. Желательно обратить внимание учащихся на тот факт, что словоизменения не фиксируется словарями, так как в словарях помещаются только слова в их начальной форме. Отдельные формы указываются другим шрифтом. А слова, появившиеся в результате словообразования, заносятся в словари.

Основным словообразовательным понятием в пятом классе является производящая основа и способ словообразования. Производящая основа -одна из языковых единиц, на основе которой образованы или образуются новые слова.

Словообразовательный разбор изучается в пятом классе. Работа над этим понятием предполагает уяснение учащимися сущности способов словопроизводства, определение исходной единицы, от которой образовано данное слово, формирование у школьников умения производить словообразовательный разбор.

В связи с изучением способов словопроизводства у учащихся вырабатывается навык устанавливать словообразовательные связи между словами, то есть находить ближайшее слово, от которого непосредственно образовано данное производное слово и которым оно мотивируется (объясняется).

Приступая к словобразовательному анализу, учитель должен выяснить, правильно ли понимают учащиеся семантику анализируемого слова.

При подборе дидактического материала необходимо привлекать тексты художественных произведений, которые не только насыщенны изучаемыми структурами, но и могут быть использованы для воспитывающего обучения и для развития речи учащихся.

Изучение семантики, то есть значения, языкового знака в средней школе предполагает наличие некоторого объема теоретических сведений, а также упражнений и заданий для учащихся на выявление семантико-стилистических значений словообразовательных аффиксов, что позволит понимать смысл, передаваемый текстом. Выявление семантических особенностей и метафорических значений в разноуровневых языковых средствах имеет большое значение для точности и результативности построения любого коммуникативного акта, в том числе в повседневной речи. Исследование семантики словообразовательных средств как научного понятия в систематическом курсе русского языка начинается в 5-6 классах. Эта работа имеет значение не только для развития мышления, но и для воспитания вкуса к слову, а также для орфографически грамотного письма.

Список литературы:

1. Граник Г.Г. Учитель, учебник и школьники. - М., 1977. - С. 28.

2. Земская Е.Е. Словообразование. Современный русский язык. - М., 2007.

3. Львова С.И. Занимательное словообразование. - М., 2010.

4. Мухина И.А. Что такое педагогическая мастерская? «Педагогические мастерские». - изд-во «Корифей», 2000.

5. Потиха З.А. Как сделаны слова в русском языке. Справочник служебных морфем. - Л., 1974.

6. Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. - М., 1996.

7. Федоренко Л.П. Принципы обучения русскому языку. - М., 1973.

8. Шанский Н.М. Очерки по русскому словообразованию. - М., 1968.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.