Научная статья на тему 'Методика измерения температуры поверхности трения вращающегося ротора'

Методика измерения температуры поверхности трения вращающегося ротора Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
234
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕМПЕРАТУРА ПОВЕРХНОСТИ / ПОВЕРХНОСТЬ ТРЕНИЯ / КОЭФФИЦИЕНТ ТЕПЛООТДАЧИ / СРЕДСТВА ИЗМЕРЕНИЙ / УЗЕЛ ТРЕНИЯ / ВРАЩАЮЩИЙСЯ РОТОР

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Райковский Н. А., Пономарев Д. Б., Абрамов С. А., Пермяков В. Э., Зырин А. Г.

Цель исследования состоит в разработке методики измерения температуры трущейся поверхности высокоскоростного ротора при трибоисследованиях, а ее актуальность обусловлена широкой востребованностью таких систем измерений при исследованиях и диагностике температурного состояния узлов трения машин и агрегатов. Объектом исследования является поверхность трения ротора, который входит в состав экспериментального стенда для исследования триботехнических характеристик и процесса теплообмена между газом и поверхностями, образующими серповидный зазор подшипника скольжения турбоагрегата. Предложена методика измерения температуры, основанная на использовании автономного измерительного блока и термопар, установленных в роторе максимально близко к поверхности трения. Передача данных измерений производится по инфракрасному каналу на персональный компьютер. Измерение температуры проводится в четырех точках с разрешением 0,25 оС и погрешностью не более ± 0,6 оС. Для оценки точности разработанной системы измерения температуры использовались тепловизор FLIR E60 и измеритель ИТП-1. В результате разработана уникальная методика измерения температуры поверхности трения вращающегося ротора экспериментального стенда. Предложенная методика может использоваться для определения с высокой точностью величины коэффициента теплоотдачи при экспериментальных исследованиях процессов теплообмена в подшипниковых узлах трения скольжения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — Райковский Н. А., Пономарев Д. Б., Абрамов С. А., Пермяков В. Э., Зырин А. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методика измерения температуры поверхности трения вращающегося ротора»

УДК 621.Ь + 621.8V + 621.179

МЕТСДИКЛ ИЗМЕРЕНИЯ ТЕМПЕРАТУРЫ ПОВЕРХНОСТИ ТРЕНИЯ ВРАЩАЮЩЕГОСЯ РОТОРА

Н А. Райковский. Д Б Пономарев. С. А. Абрамов. В. Э. Пермяков. А. Г Зырик

Омский сосударстееггагй технический уииоерсипет, г Омск, Россия

личомацпя - Цель исследования состоит в разработке методики измерения температуры трущейся поверхности кыгпкпскпростного роторл прп трпоопсгледоклнпят. л «> лкттллкногтк обусловлена широкой востребованностью таких систем измерений прп исследованиях и диагностике температурного состояния узлов трепня машин □ агрегатов. Объектом исследования является поверхность трепня ротора, кошрьш вход 111 в с(Н'1 пи ¿ксиерлмешлльною си*ид;« д.» исс.кдоилыин дриблехыическил лариклеристк □ процесса теплообмена между газом п поверхностями, образующими ссрповпдпып зазор подшипника скольжения турбоагрегата. Предложена методика измерения температуры, основанная на использовании автономного измерительного блока и термопар, установленных в роторе максимально близко к поверхности трения. Передача данных измерении производится по инфракрасному каналу на персональным коъшкнп ср. Померим не ■«•шн'р» гуры прокидшги к чн1ырн\ юнох г рфсшснннм 0,25Ч\" н шнреш-иостыо пс более = 0,6*0.". Для оценки точности разработанной спстс?1ы измереппя температуры пепользо вались тепловизор ГЫК ЕбО и измеритель НТП-1. Б результате разработана уникальная методика измерения температуры поверхностп трения вращающегося ротора экспериментального стенда. Предложенная методика может использоваться для определения с высокой точностью величины козффппнента ■ епшмндачи при «кл нпричнн ■ ильных н*ч:лндокинми\ прицепок I еи.шоГшннл к ио.ининникикых учла* трения скольжения.

Ключевые слова: температуря поверхности, поверхность трения, коэффициент теплоотдачи. средства измерений. узел трения, сращаюншнся ротор.

:. ввьдьнлъ

3 наетояшес время создание узлов трення с твердой смазкой з машинах н агрегатах язлясгся одним из актуальных направлении и сивоеменним м'-шинл.' грсенин Рсосиис иопросоа илдднил сумсся:- 1ыв;».ч.»_цю.сх уллии грезив имеет высохли приоритет. тах как создание энергетических машин на базе таких трнбосолряжешш ое /кгг & шкячу И1 гнпгмм гыхчки, чш. н гк»н> ичг]к*лк гу ц-1 1Кгнно им/кшшп ]);« хпды на мропмнриканиг. 111*1-нзводстзо. эксплуатацию и обслуживание энергетической установка в целом, а также уменьшает маесогэбарнт-ные характеристики агрегата [1].

Однако разработка таких узлов трения требует проведения значительных исследований и. соответственно, создание новых скидов и методов исследовашк. Одним из актуальных шшравдешш для исследования являют : л с нпгмы ш.мл.-и'ним гакнх учлоч цтни! [1. ?.] Одним им сложных к<и.р<хчш при ичучгнии тгмиюнбмкни ик-ляется измерение температуры поверхности трення вращающегося ротора [3] и температуры вспылил [4]. чгс обусловлено невозможностью применения стандартных методов измерения. е том чнеле по причине больших уиюных ЧЖ'ГОГ НрНЩГНИМ р11И])И, ГГГГНГННЫХ упижий [:Х1МП1.ГНИН дягчииж и гнпгмм ичмгргнич кмгмьих температур в ос ласти размещения средств измерения.

II ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ

Погрешность методики определения теплообмена между охлаждающей средой н узлом трення опрсзсляст-сх, ирелцлг лсяо, меюдшж оирелеленнл игмиеропуры иоыерхыосш г.ж:них виаш^клце. ис* репорт, «.ширил и большинстве случаев при исследовании узлов трепня индивидуальна Применение бесконтактных методов из

МГрКНИ» ТГМНГрН. урМ НГ фНМГНИМП чниду МЖГфуКГИКИЫХ (Х*.ИПГНН(М-|ГЙ |)ХЛаЯ,|ИГЪМИ«) ЮДШИИНИМЖОК) УХИИ

гренкя и изучаемых процессов. Измереш-:е температуры контактными методами предполагает применение термопар в связи с нх малыми габаритными размерами и прочностью. Прием сигнала с термопар различными токосъемниками (ртутный токосъем, щетки) неприемлем по причине сложности их устройства, наличия шумов, конструктивных особенностей экспериментального стенда.

Одним из современных способов передачи сигнала с врашаюшнхея оеьсктоз являются радио к инфракрасные каналы передачи данных. Существующие системы измерения, выпускаемые промышленностью, дорогостоящие и неприменимы в условиях экспериментального стенда, так как имеют большие габаритные размеры н

НГ ИМККГ! Г.ИГГГММ ПХЛЯЖДГНИХ упроЙ(-|КЯ иг-рг,ичи ГИГНаЛЛ, емта^м-и и тд

Поэтому дачная ря£ота поснттгена ра^работл? методики измерения темперятурьт лонерхиости трения вращающегося ротора, разработке способа сс реализации, выполнению комплекса испытаний а оценке погрешности предложенной методики.

Ш. ТЬОИ!*

Объектом игглелсвяния янляетп поверхность трения ротора, котпрмй входит в состав экспериментального епща хт исследования три 6и гелии чсских хаиакхеристк и процесса гешюи€мена .между охлаждавшей средой и поверхностями сора-зующими ссрповндный зазор подшниниксеого узла трення скольжения (Рис.1).

Рис. 1. Ришр а сборе.

I - втулка. 2 - зкладыш подишпника. 3 - втулка для АИБ. 4 - гильза с термопарой, 5 - ротор,

6 - труока, > - шкив.

При ьратпекии ротора (риг 1) говерхчпеть втулки 1 (рис 1) трется о годтгиттниь ? г твердей смазкой Вг> втулке 3 (Рис 1) размещен автономный измерительный блок (АИБ) Термопары, вблизи поверхности трения, установлены е гильзах 4 (рис. 1). От АИБ до гильз, термопары проведены через осевой и радиальные отверстия в роторе 5 (рис. 1). Во гобежаше перемещения прооодсв термопар в кг налах ротора проточки залиты комлауп дом. в который установлена капиллярные воздуховоды. Гильзы термопар установлены во втулке в натяг. Поверхность трения имеет твердость КИС 54 и шероховатость не более 0,32 мкм При трении выделяется теплота, ¿а счег чего иовь.шаси:и темкерахура иоддишнккг и роюра. Дл>. обеспечения рабошсиособноиш азюнидшош измерительного блока (максимальная рабочая температура соответствует 80"С) через каналы б. выполненные в роторе продувается воздух (рис 1) Крутящий момент к ротору подеодится через шкив 7 при помощи ременной передачи от асинхронного электродвигателя. Система охлаждения экспериментального узла трения реализована я серповидном зазоре яя лределями угла кон-ак-а трибосолряжения

Оргднгг ХНИЧГНИГ КС!.-н[и|1ИЦИГЧ1Ч 1П1.11НПУЫЧИ пжгрхнос И р<П П])Д СИфГДГЛНГИН ич урикнгним

- = У-р-с- (Тр.с2 - Тр.С.У а О ас. ТС1П) ¿ян 1. Кы

где а -коэффициент распределения тепловых потоков: с - течлгемкогтч охлаждающей среды, Дж К

Тст - средняя температура трущейся ттгтерхногти ротора

Р - плотность охлаждающей среды, КС / м* \ 1. - длина труттте йс я поверхности роторя д/; К радиус трущейся поверхности ротора, м;

а усреднённый по поверхности ротора коэффициент теплоотдачи. Вт I дг~ К : 7. - средни температура охлаждающей среды ня зхпле в аязор, сС Тос , - средняя температура охлаждающей среды на выходе та зазора. Т()( средняя температура охлаждающей срезы п зазоре. °С;

J - коэффициент трения:

Р - нагрузка на подшипник, Н;

V7- линейна я скорость ротора м/с;

V - объемный расход охлаждающей среды. м3/с: if

ом - коэффициент смыиаиия поверхности ротора Определение всех составляющих данного уравнения, за исключением зелнчнны температуры поверхности ротора, не вызывает существенных трудностей. В связи с чем величина погрешности а в данной задаче будет определяться, прежде всего, погрешностью методики измерения температур на поверхности трения ротора

<Тст)

IV. РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТОВ В сравнении с шггегральными датннсамн температуры и терморезасторамн термоперы имеют большую ме ханическую прочность и приемлемую погрешность измерении при компенсации температуры холодных концов термопары. Наиболее универсальной и доступной, обладающей высокой стабильностью и линейностью б настоящее время является термопара тина хромель - алюмель (К-шиа). Дня определения абсолютной температуры по тсрмоЭДС термопары целесообразно кспользозать интегральный преобразователь с тсрмоксмпснсаин-ей Г51 и далее передавать цифровой сигнал по беспроводному интерфейсу для анализа и обработки.

Функциональная схема разработанной системы измерения температуры поверхности вращающегося ротора представлена на рнс. 1. В рабочем режиме вращения ротора звтономный измерительный блок АИБ реализует следующие основные функции-

- измерение температуры поверхности трения ПТ вращающегося ротора в четырех точках посредством термопар ТП1.. ТП4;

определение датчиком оборотов ДО числа оборотов эращения ротора в секунду (минуту);

- беспроводную передачу дзнных по инфракрасному кзнзлу И К на персональный компьютер ПК.

Также при отгутгтиии вращения ротора АИБ позволяет обновить программное обеспечение через рааъем последовательного интерфейса ПИ и произвести зарядку акк>мулитира or внешнею источника иосгоянното напряжения 53.

АИБ

МИ <

ЭК

л.

п

МЛХ3166БК

мк

ДО

ид

>

ТП5

пи

+З.ЗВ

i3,7B

АКЬ КУЛ

н

СП

ик

МФ

ПК

Лзс. 2. Функциональная схема системы измерения температуры вращающегося ротора. ПТ - поверхность трения, ТП1 ТП4 - термоэлектрические преобразователи, ТП5 - компенсационная термопара, АИБ - автономный измерительны* блок ЭК" - ялектроиньгй коммутатор. П - преобразователь сигнала с термопар. МК - микроконтроллер. ИП ИД- инфракрасный диод. ПИ - носледозагельный интерфейс. ДО - датчик оборотов ротора, ОП - отражающая поверхность, КЗА - контроллер заряда аккумулятора, АКБ - аккумуляторная батарея, СП стабилизатор питания, МФ модуль фотоприемпнка, ПК персональный компьютер

VI ВЫВОДЫ И ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Для регистрации температур на поверхности трения вращающегося ротора экспериментального стенда бьша разработана уникальная удовлетворяющая в сен предъявляемым конструктивным н технико-экономическим требованиям, система измерения температуры.

Предложенная система измерения позволяет фиксировать температуру поверхности трения вращающегося ротора с разрешением 0,25"С и погрешностью не более ± 0.6°С. Таким образом, результаты измерения температуры. полученные при помощи реализованной системы измерения, являются адекватными и могут использоваться для определения с высокой точностью величины коэффициента теплоотдачи при экспериментальных исследованиях процессов теплообмена в подшипниковых узлах трения скольжения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Chichmadze A.V. Braun Е. D. Interrelation of friction-wear and temperature characteristics of loaded opposite and similar friction couples under stationary and non-stationary regimes of friction // Тгеше i Iznos. 2000. P. 153-166

2. Velkavrh I., Ausserer F , Klienr S. [et al_] The influence of temperature on friction and wear of unlubncated steel/steel contacts in different gaseous atmosphere // Tnbology International. 2016. Vol. 9S. P. 155-171. doi: 10.1016/j. tribomt. 201 б.02.022.

3. Balakin. V. A., Sergiento V. P., Lysenot Yu.V. Temperature problems of friction // Тгеше l Iznos. 2002. P. 258-267.

4. Богданович П H , Ткачук Д. В. Влияния тепло физических свойств трущихся тел на температуру вспышки в высокоскоростном фрикционном контакте // Трение и износ. 2001. № 1. С. 10-17.

5. Штзргот Дж.. Мирза С., Иоффе Д. Современные термопары н ЕА-АЦП высокого разрешения обеспечивают прецизионное измерение температуры // Компоненты и технологии. 2012. № 1. С. 52-56.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.