Научная статья на тему 'МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ НАВЫКОВ ШВЕИ-МОТОРИСТКИ У ШКОЛЬНИКОВ'

МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ НАВЫКОВ ШВЕИ-МОТОРИСТКИ У ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
29
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ НАВЫКОВ ШВЕИ-МОТОРИСТКИ У ШКОЛЬНИКОВ»

В процессе газовой экстракции всех исследованных материалов суммарное содержание ор--ганических мигрантов увеличивалось в зависимости от температуры по экспоненциальному закону (рис. 3).

Наименьшее газовыделение с повышением температуры наблюдалось из образцов материалов при содержании наполнителей до 20 %. С увеличением количества наполнителей интенсивность газовыделения пропорционально возрастала. Наибольшую чувствительность к повышению температуры проявлял норпласт на основе ПП, особенно при повышенном (40%) содержании наполнителей.

Интересны, на наш взгляд, результаты исследования газовыделения, точнее состояния газовоздушной среды, начиная с момента окончания термостатирования образцов («остывания» до комнатной температуры). Так, после окончания термостатирования образцов на основе ПП с содержанием наполнителя 20 и 40% при 40 °С концентрации органических веществ в газовоздушной фазе уменьшались соответственно от 7,5 и 7,6 до 2,5 и 2,2 мг/м3. В свою очередь для нор-пласта на основе ПЭ с содержанием наполнителя 20 % достигнутая равновесная концентрация (1,3 мг/м3) сохранялась при остывании образца и дальнейшей экспозиции в условиях комнатной температуры (сравнивались материалы с равной насыщенностью гермообъема). При остывании образцов, нагретых до 80°С, происходило быстрое снижение суммарных концентраций органических веществ в газовой фазе. Так, для ненаполненного ПЭ концентрация органических веществ, при 80 °С составившая 12,9 мг/м3, уменьшалась до 7,5 мг/м3 в течение первых 30 мин после окончания термостатирования, оставаясь в дальнейшем на том же уровне (достигнуто равновесное состояние).

Рис. 3. Зависимость газовы-

деления от температуры. По оси абсцисс — температура (в °С): по оси ординат — концентрация (в нг/см2); / — ППТ (20% наполнителя); II — ППТ (40 % наполнителя).

гс 4с

ее во

Таким образом, с помощью модифицированной нами газохроматографической методики с применением техники парофазного анализа определены зависимости интенсивности (динамики) миграции суммарного количества органических веществ из полиолефинов в воздушную среду от времени экспозиции, температуры и насыщенности гермообъема материалом. Выявленные закономерности миграции органических веществ могут явиться основой для прогнозирования са-нитарно-химических свойств полиолефинов, предназначенных для контакта с пищевыми продуктами.

Литература

1. Дмитриев М. Т., Китросский H.A., Масленковский JI. Г.—

Гиг. и сан., 1976, № 11, с. 79. 2 Дмитриев М Т., Тарасова J1. Н., Прибытков Л. Д. —

Там же, 1972, № 8, с. 66. 3. Инструкция по санитарно-химическому исследованию изделий, изготовленных из полимерных и других синтетических материалов, предназначенных для контакта с пищевыми продуктами. М., 1972. 4 Методические указания на определение вредных веществ

в воздухе. М„ 1979, с. 97. 5. Растянников Е. Г., Тарасова JI. И. — Гиг. и сан., 1974, № 6, с. 69.

Поступила 23.12.85

. УДК 371.71:[377:687.053

Л. А. Леонова, Г. Н. Лукьянец, В. А. Зяблое

МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ НАВЫКОВ ШВЕИ-МОТОРИСТКИ

у школьников

НИИ физиологии детей и подростков АПН СССР, Москва

Разработка и внедрение гигиенических мер по оптимизации учебного процесса и условий организации профессионального обучения старших школьников требуют проведения контроля эффективности. Для этой цели одним из надежных критериев является результативность профессионального обучения, в частности уровень сфор-мированности профессиональных навыков.

Сформированное™ профессиональных навыков обычно определяется по количественным и качественным оценкам изготовляемой в течение учеб-

ного года продукции, рабочего дня по оценкам контрольных работ, результатам экзаменов. Хотя такой подход правомерен, с его помощью в ряде случаев не представляется возможным проводить сравнение разных контингентов учащихся, выполняющих работу, различную по сложности, качеству сырья и материалов, ассортименту продукции. Этого можно избежать при использовании методики механохронометяэжа, предусматривающей объективную регистрацию рабочих действий и позволяющей объективно оцени-

иЛй кнн • эжоиои яхэоня!/иявс1и Да

э 'вннвН'ее кнн -ЭН1ГОП1ЧЯ ЯХЭОНЯЦ'ОХШ/И' г-о о 00 Сй

о X X хвхо<1 -оаои ЕН В[МИ всхвнйои - см

ч сз СО хехойоя -ои ей яохв(1яеоя 01/зиь - со

ОГЛньЛЙВ ЯОСОЯОТГ ОЮНЬ Ю СМ т)"

мЛ(1 вин -ЭЖ01/0Н ЯХЭ0НЯ1/ННВ(1и Да

со

% о «3 с: 00 0 'ВИНСйВС вин -0Н1/0И1ЯЯ ЯХЭ0НЧ1/ЭХН1/ТГ сч со ю со со СО о о со со

ииечиэймве Н3(1эи МОЯОНВХЭО <жэиь со со со см со

ВЯХИСГ ЯХООН<1ЭИОНЯВ<| Нег

>[Л(] вин -эжежои чхэовмьцохэХ Нет

о г мЛс! вин -ЭЖОЬ'ОЫ ЧХЭ0НЯ1/НЯВ<1и Да

«с сз ГО о 'вииенее вин -ЭИ1/01ЛЯ9 ЯХООНЯ1/ЭХШ/1Г ■ч-см ю см о; оо

ни -вмЛ.1 иинзжпяН ои-эиь см - - см —

ВЯХНГГ. яхоонс1оконик<] Нет

'л мХс! вин -ЭЖ01/011 яхэояиьуохоЛ Нет

о X сз п <с мА(1 вин -эжежаи яхооняшшесШ Да

винвивк вин -0Н1/0ШЯЯ 4X001141/0X111/1? см см см О) ОО о —■ см

ИИ -енЛс! I,! и можно» ох-зиь см со -

ИМ<хЦЭ о\г - с* со -Т ю

к Iй <4 к Агапова Н., 10.11.1985 г.

о с. о

ч >>

го й) О.

о и о

о

к ч о а о •3

о. с

§

X УО

о

X

о.

-е-

вать последовательность, длительность, точность, амплитуду и другие важные характеристики этих движений и правильность сформиро-Я? ванного профессионального навыка в целом.

Методика механохронометража, примененная в условиях деятельности токарей, позволила выявить различия в сформированное™ профессионального навыка у рабочих разной квалификации [5] и учащихся ПТУ при неодинаковых темпах освоения профессии [3].

Механохронометражные исследования позволяют изучить сам процесс формирования рабочих движений, вскрыть критические моменты, обусловливающие задержку развития профессиональных навыков, и разработать физиолого-ги-гненические и педагогические меры по преодолению указанных трудностей.

В связи с этим нами была разработана методика объективного изучения сформированности профессиональных навыков швеи-мотористки.

Данная методика основана на результатах физиологического анализа структуры рабочих движений швеи-мотористки. Перед началом работы необходимо опустить лапку машины или нажа-тием рукой на специальный рычаг, или коленом " правой ноги через коленоподъемник. Нажатием на педаль правой ногой регулируется скорость работы иглы и продвижения ткани. После выключения мотора машины игла в силу инерции останавливается не сразу. Следовательно, чтобы сделать шов заданной длины, швея должна заранее рассчитать момент прекращения давления на педаль, т. е. это движение носит упреждающий характер. В начальном периоде обучения, когда этот сложный навык не сформирован, экстренное торможение машины может быть осуществлено или удержанием махового колеса правой рукой, или подъемом лапки. Кроме того, нередко одновременно с перечисленными движениями швее приходится правой рукой кратковременно нажимать на рычаг обратного хода. Качество шитья зависит от точности координиро-вания работы обеих рук в промежутке между г" моментами управления машиной. Обе руки располагаются на изготавливаемом изделии около лапки и иглы и регулируют направление движения ткани.

Таким образом, двигательная программа, которая должна вырабатываться у швеи в процессе обучения, сложна. Она основана как на взаимодействии зрительного и двигательного анализаторов, так и на сложном для нервной системы расчете исходной скорости движения. Важную роль в выработке правильного двигательного навыка швеи играет способность к дифференцированию силы мышечных сокращений при сгибании ноги в голеностопном суставе, а также двуручная и ручные-ножные координации (правая нога — правая рука, правая нога — левая рука). Подобранные в методике контрольные задания и позволяют оценить уровень сформированности этих

J7

a

-1_I_1-L.

_1_I_1-L.

Ж

4

Рис. 1. Механограммы движений педали (/), рычага обратного хода (2), иглы (<?), лапки (4), 5 — отметчик времени.

I. IV — моменты поднятия и опускания лапки; II — начало движения ноги; III — начало движения иглы; V. VII — начало прошивания закрепки; VI — конец прошивания закрепки; аб — латентный период движения неги; а» — латентный период движения иглы; аг — длительность выполнения одной строчки.

основных, специфичных для швеи-мотористки .двигательных координации. ^ При выборе контрольных заданий мы исходили также из рекомендаций методистов-швейников [2, 6, 7], методистов производственного обучения Московского опытно-экспериментального школьного завода «Чайка». Их рекомендации принимались с учетом возрастных возможностей школьников, объема и задач их профессиональной подготовки. Предлагаемая методика позволяет объективно судить о качестве выработанных двигательных навыков швеи-мотористки и учитывать случаи забывания учащимися инструкции о последовательности действий, условии выполнения отдельных операций. Кроме того, в отличие от других методических подходов (учет успеваемости, продуктивности труда и др.) с помощью предлагаемой методики возможно проведение сравнительного анализа сформированности профессионального навыка у учащихся, работающих jTc разным ассортиментом продукции. ^ Контроль за сформированностыо профессионального навыка осуществляется при выполнении учащимися 4 заданий возрастающей сложности, требующих увеличения сложности и тонкости двигательных координаций. Учащиеся работали на универсальной промышленной швейной машине, оборудованной датчиками. Во время их деятельности проводилась одновременная регистрация различных показателей двумя способами: запись экспериментатором результатов исследования в протокол (табл. 1) и объективная запись рабочих процессов с помощью самописца (рис. 1).

Стандартные задания. Общие требования: использование 4 лоскутов ткани (суровое полотно) размером 30X12 см, прошивание нескольких (3—5) строчек, ограничение протяженности строчки длиной ткани, в начале и конце строчки — закрепка длиной 0,7 см, предварительное прочеркивание карандашом места первой строчки

на расстоянии примерно 1,5 см от края ткани, прошивание по ней первого шва; ткань при выполнении задания располагать так, чтобы прочерченная линия находилась справа по отношению к учащемуся; после выполнения первой строчки нитку обрезать и следующую строчку начинать снова с верхнего конца ткани (и так при прошивании каждой строчки); в случае обрыва нити строчку прошивать сначала; началом выполнения задания условно считать момент опускания лапки, концом — момент подъема лапки.

Специальные требования (рис. 2): задание № 1 — прошивка 5 прямолинейных параллельных строчек с интервалом 0,5 см (ориентир на лапку); № 2 — 5 прямолинейных параллельных строчек с интервалом 1 см (без ориентира на лапку); № 3 — 5 прямолинейных параллельных строчек с интервалом 0,5 см (ориентир на лапку) с закрепками длиной 0,7 см через каждые 5 см (всего 30 закрепок, по 6 на строчке); №4-3 зигзагообразных параллельных строчек с интервалом 0,5 см (ориентир на лапку). Каждая строчка состоит из чередующихся больших (5,5 см) и малых (2,5 см) отрезков, расположенных параллельно отрезкам одинаковой длины. Угол между большим и малым отрезком около 60°. При выполнении задания учащийся делает всего 30 поворотов, по 10 на каждой строчке.

Последовательность работы с учащимися: наладка машины и заправка нити под котролем мастера производственного обучения; пробное прошивание учащимися на ткани того же качества, что и в стандартном задании (в данном случае суровое полотно); объяснение учащемуся задания № 1 с учетом указанных общих требований, указание, что работать нужно точно и по возможности быстро; выполнение учащимися задания № 1. Далее объясняются и выполняются последовательно задания № 2, 3 и 4. Каждый лоскут с заданием подписывается (дата исследования, фамилия и имя испытуемого, класс, учреждение).

-4 -5

•v

1

г г з

Рис. 2. Стандартизированные задания.

а. б, е. г —задания № I, 2. 3 и 4 соответственно; 1—5 номера утолщения на строчках — закрепки.

а

Рис. 3. Электрические схемы (а) и общий вид панели с датчиками (б) для регистрации механограмм движений лапки (1), рычага обратного хода (2), иглы (3), ножной педали (4).

Ведение протокола исследования по схеме (см. табл. 1). В графах 3 и 8 указывается число движений, с помощью которых продвигается ткань, в графах 4, 9, 14 и 19 — длительность выполнения задания от момента опускания лапки до момента ее подъема. В графе 16 учитывается число доводок вручную (доводки имеют место, когда обучающийся не дошивает до точки поворота). В графу 17 вписывается число возвратов на поворотах, что происходит при прошивании за точку поворота. В графах 5, 10, 15 и 20 учитываются место и дальность расположения рук по отношению к игле и лапке, согласно требованиям, пальцы рук не должны приближаться к игле и заходить за ее уровень.

Обработка данных хронометража проводится как для каждого учащегося, так и для всей группы. Анализируются следующие показатели: длительность выполнения всего задания и средняя продолжительность прошивания одной строчки (задания № 1—4), среднее число движений руками при прошивании одной строчки (задания № 1 и 2); ?шсло остановок перед закрепками в 5 строчках — среднее на 1 человека и процент от числа возможных ( т. е. от 25), умноженного на число испытуемых (задание № 3); число доводок (коррекций) в 3 строчках в абсолютных величинах и процентах от числа возможных

Таблица 2

Показатели сформированности профессиональных навыков швеи-мотористки у учащихся 9-го класса в учебно-произ-Й^ водственнои комбинате в конце учебного года (средние данные 690 исследований)

№ Показатель № задания № строчки М±т

1 Средняя длительность про-

шивания одной строч-

ки, с 1 17,0±0,7

2 17,6±0,5

3 28,5±0,8

4 97,0±2,5

2 Среднее число движений

руками 1 3,0+0,12

2 3,5±0,15

3 Остановки перед закрепка-

ми в 5 строчках:

среднее число на 1 чело-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

века 3 14,7±2

% от числа возможных 3 58

4 Доводки в 3 строчках:

среднее число на 1 чело-

века 4 14,0±1,73

% от числа возможных 4 48,5

5 Длительность одной довод-

ки (число движений) 4 2,8±0,07

6 Поднятие иглы на поворо-

тах 4 50-60

7 Возвраты на поворотах. % 4

8 Правильное положение

рук, % 3 49

4 52

9 Устойчивость положения

рук, % 1—2 64

10 Равномерность шитья, % 1-2 47

11 Латентный период движе-

ния ноги (педали), с 1 !,0+0,09

2 1,3+0,12

3 0,9±0,11

4 0,9±0,11

12 Латентный период движе-

ния иглы, с 1 2,7±0,10

2 3,2±0,16

3 2,9±0,15

4 2,9±0,20

13 Длительность прошивания

закрепки, с 3 1 1,1 ±0,06

2 0,8+0,05

3 0,8±0,05

4 0,8±0,04

5 0,7+0,05

14 Длительность прошивания 1 7,1±0,18

длинных отрезков, с 4

2 7,1±0,16

3 6,3±0,16

15 Длительность прошивания 5,1 ±0,28

коротких отрезков, с 4 1

2 5,1 ±0,26

3 4,3±0,22

16 Длительность поворота, с 4 1 2,2±0,22

2 2,6±0,11

3 2,4±0,12

(т. е. от 30), умноженного на число испытуемых (задание № 4); длительность одной доводки (среднее число движений при одной доводке); число случаев поднятой иглы на поворотах в процентах от числа возможных (т. е. от 30), умноженного на число испытуемых (задание №4); число возвратоз на поворотах в процентах от

числа возможных (т. е. от 30), умноженного на ^.число испытуемых (задание № 4); правильное положение рук — число школьников с правильным положением рук в процентах от числа испытуемых (задание № 1—4); устойчивость положения рук — число школьников, не изменяющих резко положения рук во время выполнения одного и того же задания (№ 1—2) в процентах от числа испытуемых; равномерность шитья — число школьников, выполняющих задание с равномерным регулированием скорости 'шитья в процентах от числа испытуемых (задания № 1 и 2).

Дополнительно анализируется качество строчки: оцениваются ее прямолинейность при выполнении всех 4 заданий (максимальное отклонение от заданного направления, в миллиметрах, протяженность и точность расположения (смещения) закрепок в задании № 3. Для объективной регистрации рабочих процессов швейная машина оборудуется датчиками в соответствии с электрической схемой (рис. 3, а). Они устанавлива-ются на частях машины, движения которых ре-Щ, гистрируются (лапка, рычаг обратного хода, педаль, игла). Место их закрепления выбирается в зависимости от конструкции машины (рис. 3,6). Скорость протяжки бумаги не менее 10 мм в секунду, частотная характеристика, самописца не менее 100 Гц.

Показатели механохронометража в секундах (см. рис. 1): длительность выполнения одной строчки (аг) — от опускания лапки (/) до ее подъема (/10, латентный период движения ноги (аб) — от опускания лапки (/) до начала движения ноги (//), латентный период движения иглы (аЬ) — от опускания лапки (/) до начала движения иглы (III), длительность прошивания закрепки (V, VI), длительность прошивания между закрепками (VI, VII). Длительность прошивания коротких, длинных отрезков и продолжительность поворотов (задание № 4) отсчи-^тываются по механсграмме лапки аналогично ' расчетам длительности прошивания строчки. Тен-зограмма (рис. 1, 1) анализируется по суммарной площади регулирования [1].

В табл. 2 приведены средние величины всех пе-

речисленных показателей для учащихся 9-го класса. Каждый из трех показателей, характеризуя сформированность навыка в целом, в то же время отражает в большей мере, чем другие, сформированность отдельных значимых координации Так, показатели № 1, 11 и 16 отражают скоростные возможности швеи, № 2, 8 и 9 — качество двуручных координаций, № 3—5, 7, 10, 12—15 — качество ручных-ножных координаций, № 12 — способность к дифференцированию силы нажатия на педаль (силы мышечного сокращений ноги), № б — забывание инструкции.

Описанная методика испытана в исследованиях, проведенных у школьником 9-х и 10-х классов в разных учебно-производственных комбинатах Москвы и на заводе «Чайка», где была подтверждена ее информативность и надежность [4]. С помощью этой методики выявлены факторы, как замедляющие формирование рабочего динамического стереотипа и профессиональных навыков, так и способствующие ему. На основании анализа динамики формирования профессионально значимых двигательных координаций швеи-мотористки и всей системы рабочего динамического стереотипа у школьников удалось дифференцированно подойти к разработке для разных учебных учреждений физиологических рекомендаций, направленных на оптимизацию условий профессионального обучения учащихся.

Литература

1. Гутник Б. И. Особенности формирования рабочего динамического стереотипа у учащихся средних ПТУ, обучающихся профессии токаря-универсала. Дис. канд. биол. наук. М„ 1980.

2. Каарнеэм А., Курвитс В., Саава М. Урок производственного обучения на предприятии. Таллин, 1976.

3. Леонова Л. А. Повышение эффективности производственного обучения подростков. М., 1980.

4. Леонова Л. А., Лукьянец Г. Н. — Мел. реф. жури., VII, 1984, № 11, с. 55.

5. Мойкин Ю. В. Особенности становления сложных трудовых навыков. Автореф. дне. канд. биол. наук. М„ 1963.

6 Панкратова В. Н. Производственное обучение портных. М„ 1979.

7. Труханова А. Т. Основы технологии швейного пронзвод-

УДК 614.777:615.287.51-074

В. П. Дробязко, А. К. Маненко ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИСХОДНЫХ ВЕЩЕСТВ СИНТЕЗА ГЕТЕРОФОСА И ЭТАФОСА В ВОДЕ ВОДОЕМОВ

Львовский медицинский институт

Исходными веществами синтеза новых отечественных пестицидов гетерофоса и этафоса являются О-этил-дихлортиофосфат, О-этил-О-фенил-хлортиофосфат и 0-этил-0-(2,4-дихлорфенил)-хлортиофосфат. Это как исходные вещества синтеза, так и примеси конечных продуктов — пестицидов. ПДК О-этил-дихлортиофосфата в воде

водоемов 0,03 мг/дм3, О-этил-О-фенилхлортио-фосфата 0,05 мг/дм3, О-этил-О- (2,4-дихлорфе-нил)хлортиофосфата 0,08 мг/дм3. Загрязнять водные объекты указанные соединения могут при сбросе сточных вод промышленных предприятий, производящих гетерофос и этафос.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.