Научная статья на тему 'МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ ЕДИНСТВА, РАЗЛИЧИЙ И ПРОТИВОРЕЧИЙ ПРАВОСОЗНАНИЯ С ЦЕННОСТЯМИ ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ'

МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ ЕДИНСТВА, РАЗЛИЧИЙ И ПРОТИВОРЕЧИЙ ПРАВОСОЗНАНИЯ С ЦЕННОСТЯМИ ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
74
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВО / НОРМА ПРАВА / ПРАВОСОЗНАНИЕ / ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ПОЗИТИВНАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ / ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Чуклова Е.В.

На протяжении всего периода развития государственности вопросы юридической ответственности и воспитания граждан в духе соблюдения законодательных предписаний остаются актуальными. Соблюдение закрепленных в законодательных актах правил поведения напрямую зависит от уровня правосознания. Нормы о должном поведении подлежат обязательному исполнению в той мере, которая отвечает интересам общества и отдельных его членов. Цель: определить возможные методики исследования единства, различий и противоречий правосознания с ценностями юридической ответственности. Методы: методологическую основу данного исследования составили методы научного познания, среди которых основное место занимают методы системности, анализа, социального эксперимента, а также функциональный подход. Результаты: определена методика исследования взаимодействия правосознания с ценностями юридической ответственности. Выводы: в рамках проведения исследования единства, различий и противоречий правосознания с ценностями юридической ответственности возможно использование таких методик, как ассоциативный ряд, проектирование ситуации, использование шкалы Терстоуна и шкалы Лайкерта, а также методики неоконченных предложений и выбора одного суждения из нескольких предложенных. Статья выполнена при поддержке РФФИ, проект № 19-011-00103 А «Юридическая ответственность в правовой системе России: концепция взаимодействия, взаимосвязей и устранения противоречий с иными элементами правовой системы».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Чуклова Е.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGY FOR THE STUDY OF THE UNITY, DIFFERENCES AND CONTRADICTIONS OF LEGAL CONSCIOUSNESS WITH THE VALUES OF LEGAL RESPONSIBILITY

Throughout the entire period of the development of statehood, the issues of legal responsibility and education of citizens in the spirit of compliance with legislative regulations remain relevant. Compliance with the rules of conduct enshrined in legislative acts directly depends on the level of legal awareness. The norms on proper behavior are subject to mandatory execution to the extent that meets the interests of the society and its individual members. Objective: to identify possible methods of studying the unity, differences and contradictions of legal consciousness with the values of legal responsibility. Methods: the methodological basis of this study was the methods of scientific cognition, among which the main place is occupied by the methods of consistency, analysis, social experiment, as well as a functional approach. Results: the methodology of studying the interaction of legal consciousness with the values of legal responsibility is determined. Conclusions: as part of the study of the unity, differences and contradictions of legal consciousness with the values of legal responsibility, it is possible to use such techniques as the associative series, situation design, the use of the Thurstone scale and the Likert scale, as well as the methods of unfinished sentences and the choice of one judgment from several proposed. The article was supported by the RFBR, project No. 19-011-00103 A "Legal responsibility in the legal system of Russia: the concept of interaction, interrelationships and elimination of contradictions with other elements of the legal system".

Текст научной работы на тему «МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ ЕДИНСТВА, РАЗЛИЧИЙ И ПРОТИВОРЕЧИЙ ПРАВОСОЗНАНИЯ С ЦЕННОСТЯМИ ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ»

УДК: 34.06

DOI: 10.51965/2076-7919_2021_2_4_24

Чуклова Е.В.

МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ ЕДИНСТВА, РАЗЛИЧИЙ И ПРОТИВОРЕЧИЙ ПРАВОСОЗНАНИЯ С ЦЕННОСТЯМИ ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

Chuklova E.V.

METHODOLOGY FOR THE STUDY OF THE UNITY, DIFFERENCES AND CONTRADICTIONS OF LEGAL CONSCIOUSNESS WITH THE VALUES OF LEGAL

RESPONSIBILITY

Ключевые слова: право, норма права, правосознание, юридическая ответственность, позитивная юридическая ответственность, синергетический подход, правовая культура, методика исследования, объект исследования.

Keywords: law, rule of law, legal awareness, legal responsibility, positive legal responsibility, synergetic approach, legal culture, research methodology, object of research.

Аннотация: на протяжении всего периода развития государственности вопросы юридической ответственности и воспитания граждан в духе соблюдения законодательных предписаний остаются актуальными. Соблюдение закрепленных в законодательных актах правил поведения напрямую зависит от уровня правосознания. Нормы о должном поведении подлежат обязательному исполнению в той мере, которая отвечает интересам общества и отдельных его членов. Цель: определить возможные методики исследования единства, различий и противоречий правосознания с ценностями юридической ответственности. Методы: методологическую основу данного исследования составили методы научного познания, среди которых основное место занимают методы системности, анализа, социального эксперимента, а также функциональный подход. Результаты: определена методика исследования взаимодействия правосознания с ценностями юридической ответственности. Выводы: в рамках проведения исследования единства, различий и противоречий правосознания с ценностями юридической ответственности возможно использование таких методик, как ассоциативный ряд, проектирование ситуации, использование шкалы Терстоуна и шкалы Лайкерта, а также методики неоконченных предложений и выбора одного суждения из нескольких предложенных. Статья выполнена при поддержке РФФИ, проект № 19-01100103 А «Юридическая ответственность в правовой системе России: концепция взаимодействия, взаимосвязей и устранения противоречий с иными элементами правовой системы».

Abstract: throughout the entire period of the development of statehood, the issues of legal responsibility and education of citizens in the spirit of compliance with legislative regulations remain relevant. Compliance with the rules of conduct enshrined in legislative acts directly depends on the level of legal awareness. The norms on proper behavior are subject to mandatory execution to the extent that meets the interests of the society and its individual members. Objective: to identify possible methods of studying the unity, differences and contradictions of legal consciousness with the values of legal responsibility. Methods: the methodological basis of this study was the methods of scientific cognition, among which the main place is occupied by the methods of consistency, analysis, social experiment, as well as a functional approach. Results: the methodology of studying the interaction of legal consciousness with the values of legal responsibility is determined. Conclusions: as part of the study of the unity, differences and contradictions of legal consciousness with the values of legal responsibility, it is possible to use such techniques as the associative series, situation design, the use of the Thurstone scale and the Likert scale, as well as the methods of unfinished sentences and the choice of one judgment from several proposed. The article was supported by the RFBR, project No. 19-011-00103 A "Legal responsibility in the legal system of Russia: the

concept of interaction, interrelationships and elimination of contradictions with other elements of the legal system ".

Введение

На протяжении всего периода развития государственности вопросы юридической ответственности и воспитания граждан в духе соблюдения законодательных предписаний остаются актуальными. Соблюдение закрепленных в законодательных актах правил поведения напрямую зависит от уровня правосознания. Нормы о должном поведении подлежат обязательному исполнению в той мере, которая отвечает интересам общества и отдельных его членов. Это невозможно осуществить без сформированного на должно уровне, правосознания, «предполагающего не только определенное отношение к правовым предписаниям, определяющим поведение представителей общества, но также и стремление к выполнению данных предписаний»1.

Одной из основных методологических проблем исследования взаимосвязей правосознания с ценностями юридической ответственности является отсутствие единообразного понимания данного феномена. Как указывают некоторые авторы, исследовавшие проблемы правосознания, что они (проблемы правосознания) по-прежнему важны, сложны и волнуют умы многих людей. Юристы часто понимают правосознание как духовную составляющую правовой материи, правовую систему, основанную на морали, представлениях о справедливости, взаимопомощи, добродетелях, религиозных ценностях, созданных поколениями, в то время как на формирование правосознания можно повлиять. Структура правового сознания известна и представлена двумя элементами, а именно: правовой психологией (чувства, желания, привычки, спонтанность и связь с личными ценностями) и правовой идеологией, которая формируется на основе правовых знаний, оценочных показателей права, которые устанавливаются и направляются человеку для их реализации, обес-

печивая при этом контроль над поведением индивида .

Существенно влияет уровень правосознания и правоприменение, то есть властная деятельность, например, того же работодателя, осуществляющего индивидуальное регулирование общественных отношений на основе закона и во исполнение закона, в том числе, посредством принятия локальных актов. Таким образом, даже представители частного сектора экономики оказывают особое влияние на уровень правосознания и правовой культуры во взаимоотношениях с гражданами, обществом, органами власти разного уровня. Представители предпринимательского сообщества, а также лица, работающие в частном секторе экономики, казалось бы, выполняют разные функции, однако от уровня их правосознания и правовой культуры во многом зависит правосознание и правовая культура коммунициру-ющих с ними лиц.

В рамках данного исследования мы не будем проводить анализ всех имеющихся точек зрения о правосознании, а предпримем попытку рассмотреть возможные методики исследования единства, различий и противоречий правосознания с ценностями юридической ответственности.

Стоит отметить, что исследования правосознания в контексте различных институтов и категорий встречаются в юридической литературе3. Так, попытка рассмотреть правосознание в контексте института оказания содействия граждан органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, была предпринята коллективом авторов, которые пришли к выводу, что «в

1 Шорохов В.Е. Правосознание как антикоррупционная категория // Государственная власть и местное самоуправление. 2018. № 8. С. 37-39.

Drozdova A, Balakireva L, Vorotilina T, Makarova E, Meleshkin V. Legal Awareness And Legal Culture As Elements And Means For The Implementation Of A Mechanism For Ensuring The Legal Impact // Opcion, Año 35, Especial N° 19. (2019):2922-2934 ISSN 1012-

1587/ISSNe: 2477-9385.

3 Станкин А.Н. Отражение и восприятие ценностей права и юридической ответственности в правосознании различных категорий субъектов юридической ответственности (на основе материалов социологического исследования) // Образование и право. 2020. № 8. С. 60-65.

содействии граждан правоохранительным органам скрыт значительный потенциал в борьбе с криминалом, однако уровень правосознания в российском обществе пока не позволяет реализовать этот потенциал»1. Встречаются исследования, где рассматривается категория антикоррупционного правосознания в контексте эффективности развития механизмов местного самоуправления . Особого внимания заслуживают работы профессора Ю.Б. Фогельсона, предложившего метод изучения правосознания судей, основанный на анализе судебных решений. в рамках использования данного метода возможно преодоление известных ограничений методов анкетирования и интервью. Показана эффективность этого метода - изучение нескольких групп судебных решений высших российских судов позволило описать глубокие установки правосознания судей3. Встречаются исследования, в которых выдвигается тезис о том, что на уровень доверия к судебной власти влияет уровень правосознания, который непосредственно связан с уровнем образования [2, с. 90]. В.А. Прохода, отметил важность образования при формировании навыков и ценностей, необходимых для развития правовой культуры, а также то обстоятельство, что в ряде стран, в отличие от России, существует тенденция: чем выше уровень образования, тем выше уровень доверия к судебной и правоохранительной системе. Одной из причин автор называет то обстоятельство, что образование в этих странах «эффективно выполняет социальный заказ

1 Калягин Ю.С., Тверитинова Е.Н., Есипов А.Г. Правосознание в контексте психологии содействия граждан субъектам оперативно-розыскной деятельности // Юридическая психология. 2014. № 1. С. 3640.

2 Шорохов В.Е. Антикоррупционное правосознание в системе местного самоуправления // Муниципальная служба: правовые вопросы. 2018. № 4. С. 24-28.

3 Фогельсон Ю.Б. Правосознание российских судей и его отражение в судебной практике высших судов // Закон. 2018. № 1. С. 108-126.

4 Козырева П.М. Правовое сознание и доверие //

Полис (Политические исследования). 2008. № 4.

С. 86-101.

на формирование и развитие правовой культуры граждан»5.

Исследование правосознания встречается и в работах зарубежных авторов. Например, Джейн Бербанк, изучая судебные протоколы, обнаружила, что сельские граждане, которые ценили порядок в своих общинах и использовали государственные суды для поиска справедливости, обеспечения и защиты порядка. Через нарративные исследования отдельных дел и статистический анализ большого массива судебных протоколов Бербанк показывает, что русские крестьяне эффективно использовали юридические возможности для разрешения споров об экономических ресурсах, отстаивания личного достоинства и решения проблемы мелких преступлений в своих общинах6.

Методика исследования взаимосвязей правосознания с ценностями юридической ответственности

В основах государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан указывается на недостаточный уровень правовой культуры и правосознания, правовой нигилизм, которые являются проблемой реализации принципов верховенства права. В свою очередь, условиями, которые способствуют распространению указанных негативных явлений, являются несовершенство отечественного законодательства, избирательность правоприменения, недостаточная неотвратимость, соразмерность и справедливость санкций юридической ответственности. В свою очередь, побуждение к соблюдению предписаний правовых норм, является важнейшей задачей достижения политической и экономической стабильности российского государства.

5 Прохода В.А. Доверие россиян национальной судебно-правовой системе (по материалам социологического исследования) // Социодинамика. 2019. № 5. С. 86-94. DOI: 10.25136/24097144.2019.5.29812 URL: https://nbpublish.com/library _read_article.php?id=29812 (дата обращения: 29.08.2021).

6 Burbank, Jane. Russian Peasants Go to Court: Legal Culture in the Countryside: 1905-1917. Bloomington: Indiana University Press, 2004. URL: https://4lib.org/book/1008256/0a301d?id=1008256&secr et=0a301d (дата обращения: 16 февраля 2021).

Учеными с очевидностью отмечается, что процесс создания права (законотворчества) связан с сознательной деятельностью людей, и сам закон является продуктом этой деятельности. Также ясно, что процесс исполнение закона - это, как правило, сознательная, волевая деятельность людей. Поэтому такие явления, как право, правовая культура, правосознание, профессиональное юридическое образование, общее правовое образование и воспитание, правовое поведение населения и его отдельных граждан (профессиональные юристы и непрофессионалы) неразрывно связаны. Правосознание - это совокупность идей и чувств, выражающих отношение людей к праву и правовым явлениям в общественной жизни. Обычно он не существует в «чистом» виде, это взаимосвязан с другими типами и формами осознания реальности1.

Разработка методики научного исследования является необходимым условием проведения анализа единства, различий и противоречий правосознания с ценностями юридической ответственности. В этой связи, предлагается использовать междисциплинарный подход, позволяющий в целях научного анализа привлечь достижения других наук, связанные с изучением правосознания. Так, высказывалось мнение, что для исследования взаимосвязей правосознания с ценностями юридической ответственности важна политология, поскольку в предмет её изучения входит политическое сознание, неразрывно связанное с правовым сознанием. Нормы, закрепляющие ценности юридической ответственности исходят от государственной власти, и чем выше будет уровень правосознания субъектов законотворческой инициативы, тем более качественными будут нормы, в которых формализуется юридическая ответственность2. В других источниках утверждается, что социально-нравственная форма реализации ... ответственности граждан в отличие от ее

1 Kozhukhova M., Zhiyenbayev M. Conceptualizing legal culture and legal awareness: meaning and structural components // SHS Web of Conferences 55, 02009 (2018).

2 Рябов Е.А. Методология исследования правового сознания // URL: www.gramota.net/materi-als/3/2014/10-1/35.html (дата обращения: 16 февраля 2021).

юридически принудительной формы со стороны государства опирается на . правосознание и правовую культуру, а не на меры принуждения3. Есть и противоположная точка зрения, согласно которой обеспечение выполнения установленных законом обязанностей обусловливается не только качеством существующей нормативной правовой базы, уровнем правосознания, но и неотвратимостью наступления юридической ответственности за нарушение законности. Ответственность стимулирует соблюдение требований закона, является средством специального и общего предупреждения правонарушений и укрепления правосознания .

Взаимосвязи правосознания и юридической ответственности проявляются особенно остро, когда нормы, лежащие в основе последней, не позволяют сделать четкий вывод о правовых последствиях тех или иных действий, то есть могут содержать противоречия, неясности и сомнения. Наличие таких пробелов в правовом регулировании должно толковаться в пользу5 субъекта, привлекаемого к ответственности. Как известно, неустранимые сомнения в виновности являются гарантией презумпции невиновности, и, если противоречия и неясности могут рассматриваться как объективные недостатки юридической техники, сомнение есть психологическая реакция правосознания субъекта, применяющего ... норму 6.

Основные методы, используемые в целях изучения правосознания, его единства, различий, противоречий, отношения к юридической ответственности, наказанию,

Ступаков В.И., Петрова Г.В. Конституционное

правосознание в системе конституционно-правовых мер защиты единства, стабильности и безопасности российского государства и общества от внешних угроз // Государственная власть и местное самоуправление. 2019. № 6. С. 35-41. DOI:

10.18572/1813-1247-2019-6-35-41 (www.doi.org).

4 Свечкаренко В.А., Сирик Е.Ю., Черкасова Э.В. К вопросу об ответственности работодателя за нарушения законодательства о труде // Трудовое право в России и за рубежом. 2010. № 1. С. 23-25.

5 Пантюшов О.В. Правовое регулирование налоговых отношений // Вестник арбитражной практики. 2020. № 2. С. 79-85.

6 Демин А. Презумпция правоты налогоплательщика // Хозяйство и право. 2012. № 1. С. 68-74.

социальной справедливости заимствованы, в том числе, из социальной психологии1.

Для изучения правосознания, в основном применяется анкетирование и интервью. В ходе анкетирования сложность используемого опросного листа определяется количеством испытуемых, при массовом количестве которых респонденты получают небольшое количество вопросов, оценка ответов на которые проводится путем сопоставления принадлежности опрашиваемых к определенным социальным или демографическим группам. Если респондентов небольшое количество, то возможно применение опросников, состоящих из десятков вопросов, которые могут быть сформулированы различным образом: посредством проектирования ситуации, утверждений, требующих оценки, незаконченных предложений. В литературе отмечаются, что у данных методик есть ряд ограничений. В частности, отмечается, что полученная посредством опросов информация не отражает противоречий правосознания, ограничена предположениями исследователей. Большое значение играет также формулировка вопроса в анкете, учеными отмечается, что если заменить нелицеприятное для обывателя слово на более нейтральное, то это либо влияет на результат исследования, либо в корне меняет отношение респондентов к предмету анкетирования. Под сомнение может быть поставлена и обоснованность результатов, поскольку очень часто респонденты не задумываются над вопросом, или дают ответ, не располагая достаточными знаниями для ответа. Также отмечается, что недостатки интервью и анкетирования могут быть компенсированы использованием дополнительных методик исследования2.

На наш взгляд, в целях получения аналитических данных, необходимых для исследования единства, различий и противоречий правосознания с ценностями юридической ответственности можно использовать следующие методики.

1 Гулевич О.А., Голынчик Е.О. Правосознание и правовая социализация. Аналитический обзор. Москва: Международное общество им. Л.С. Выготского, 2003. - 270 с.

2 Там же. С. 14-15.

Во-первых, проектирование ситуации, при использовании которого вопрос анкеты формулируется как описание некоего события, прочитав которое опрашиваемый должен придумать окончание сложившейся ситуации, ответить на вопросы, оценить поведение участников. В рамках выявления единства, различий и противоречий правосознания с ценностями юридической ответственности примером может служить следующая ситуация: «Александр стал свидетелем преступления, совершенного его хорошим знакомым, но никому об этом не сообщил». Вопросы могут быть сформулированы следующим образом: «Как бы вы поступили на месте Александра? Как бы вы оценили его поступок? Как бы оценили поступок Александра ваши родственники». Или: работодатель нарушил ваши трудовые права, куда вы обратитесь за защитой? Работодатель нарушает права других работников, как вы относитесь к этой ситуации? Как Вы поступите?

Во-вторых, использование ассоциативного ряда. В одном из исследований респондентам предлагалось за одну минуту сформулировать ассоциации в отношении нескольких правовых понятий, которые были разделены на три группы: термины, относящиеся только к закону, термины, встречающиеся как в праве, так и в обычном лексиконе, термины, в отношении которых связь с правом для обычного обывателя неочевидна . В рамках исследования единства, различий и противоречий правосознания с ценностями юридической ответственности мы предложим респондентам, используя ассоциативное мышление, назвать 20 понятий, которые определяют их отношение к юридической ответственности.

В-третьих, использование шкалы Тер-стоуна, которая будет состоять из ряда утверждений относительно юридической ответственности, с которыми респонденты должны согласиться или не согласиться, используя ответы «да» и «нет». Каждому утверждению будет соответствовать определенный балл, в зависимости от вклада данного утверждения в принятие точки зре-

Курильски-Ожвен Ш., Арутюнян М.Ю., Здравомыслова О.М. Образы права в России и Франции. - М.: Аспект Пресс, 1996. - 215 с.

ния, интересующей исследователя. Известно, что правосознание отражает правовую действительность тем, что каждый осознает необходимость права, оценивает практику его реализации. Например, можно предложить опросник для измерения отношения к правовым предписаниям, в скобках определена ценность в баллах. Чем выше балл, тем более позитивное отношение респондента к правовым предписаниям1. Например, можно взять общеизвестные афоризмы и высказывания и предложить респондентам согласиться или не согласиться с тем или иным высказыванием.

Смысл любого закона в том, что воля какого бы то ни было человека не должна быть законом (7).

Первое условие всякой свободы — ответственность всех чиновников за все свои служебные действия по отношению к любому из граждан перед обыкновенными судами и по общему праву (6).

Незнание закона не освобождает от ответственности. А вот знание нередко освобождает (2,3).

Вместо того, чтобы смело признать существующий беспорядок, трагедии, преступления, каждый стремится доказать свою невиновность и найти алиби, позволяющее уйти от ответственности за последствия собственных деяний (3,1).

Законы бесполезны как для хороших людей, так и для дурных. Первые не нуждаются в законах, вторые от них не становятся лучше (1,1).

Там, где существует десять тысяч предписаний, не может быть никакого уважения к закону (2).

Когда приличные люди спотыкаются о законы, значит, законодатели были глупцы или жулики (4,3).

Много законов, но мало законности

(3,4).

Излишние законы ослабляют законы необходимые (4,7).

1 Юридическая ответственность в правовой системе России: нормативные и правореа-лизационные проблемы взаимосвязей, взаимодействия и противоречий / под ред. А.В. Малько, Д.А. Липинского, А.А. Мусаткиной. М.: РИОР, 2020. - 658 с.

Еще одной методикой исследования взаимосвязей правосознания с ценностями юридической ответственности может служить Шкала Лайкерта, в рамках которой могут быть сформулированы утверждения относительно наказания, юридической ответственности, доверия к правоохранительным органам, и шкалы «от совершенно согласен» до «совершенно не согласен», по которой опрашиваемый должен оценить степень своего согласия с каждым из предложенных утверждений. Например, можно предложить следующее утверждение: «Суровое наказание способствует предупреждению преступлений» и варианты ответов: «совершенно согласен», «согласен отчасти», «совершенно не согласен». Либо: Я доверяю правоохранительным органам и варианты ответов: «совершенно согласен», «согласен отчасти», «совершенно не согласен». Как правило, для большинства респондентов юридическая ответственность все-таки ассоциируется с императивными нормами. Несмотря на, в целом, уважительное отношение к закону и убежденность в неотвратимости наказания, респонденты считают, что исполнению закона способствуют, не только знание законодательных предписаний, но и установленная за их неисполнение юридическая ответственность. Результаты показывают известный парадокс личности, одновременно принимающей и опровергающей правовые нормы. Люди боятся наказания, но в целом не нарушают закон в силу уважительного к нему отношения. Основное предназначение юридической ответственности респонденты видят в восстановлении социальной справедливости и превенции правонарушений, что в совокупности с названными мотивами поведения свидетельствует о довольно высоком уровне правосознания, при этом большинство респондентов видят восстановление социальной справедливости в неотвратимости наказания. Респонденты сходятся во мнении, что необходимыми условиями соблюдения законодательства, является как знание закона, так и установление мер ответственности за его неисполнение. При этом за установление жестких мер ответственности выступила почти половина респондентов.

В качестве следующей методики, которую, на наш взгляд, целесообразно применять при проведении исследования взаимосвязей правосознания и ценностей юридической ответственности, может стать методика неоконченных предложений, когда начало предложения предлагается интервьюером, а его окончание должен придумать респондент. Данная методика может и не предполагать придумывание ответов, они могут быть приведены в анкете, и опрашиваемое лицо может выбрать окончание предложения. Предложенное начало может быть не очень длинным, и содержать в себе указание на объекты, отношение к которым интересует исследователя. Например: «Восстановление социальной справедливости, как цели юридической ответственности заключается ...». Респондент должен выбрать ответ из четырех предложенных: а) в суровости наказания; б) в неотвратимости наказания; в) в возмещении причиненного вреда; г) в нормализации общественного спокойствия.

В рамках исследования взаимосвязей правосознания и ценностей юридической ответственности можно использовать и ме-

тодику выбора одного суждения и нескольких предложенных. Респондент выбирает из них то суждение, с которым согласен. При согласии с несколькими суждениями выбирается то, с которым респондент согласен более всего, если же не согласен со всеми утверждениями, то выбирает то, с которым наименее не согласен. В качестве достоинства данной методики отмечают то, что отсутствуют возможность выбора наиболее социально желаемого утверждения. С помощью указанной методики проводится диагностика правосознания, поскольку, несмотря на хаотичность представленных утверждений, каждое из них соотносится с одним из типов правосознания.

Выводы

В рамках проведения исследования единства, различий и противоречий правосознания с ценностями юридической ответственности возможно использование таких методик, как ассоциативный ряд, проектирование ситуации, использование шкалы Терстоуна и шкалы Лайкерта, а также методики неоконченных предложений и выбора одного суждения из нескольких предложенных.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Гулевич, О.А., Голынчик, Е.О. Правосознание и правовая социализация. Аналитический обзор. Москва: Международное общество им. Л.С. Выготского, 2003. - 270 с.

2. Демин, А. Презумпция правоты налогоплательщика // Хозяйство и право. 2012. № 1. С. 68-74.

3. Калягин, Ю.С., Тверитинова, Е.Н., Есипов, А.Г. Правосознание в контексте психологии содействия граждан субъектам оперативно-розыскной деятельности // Юридическая психология. 2014. № 1. С. 36-40.

4. Козырева, П.М. Правовое сознание и доверие // Полис (Политические исследования). 2008. № 4. С. 86-101.

5. Курильски-Ожвен, Ш., Арутюнян, М.Ю., Здравомыслова, О.М. Образы права в России и Франции. - М.: Аспект Пресс, 1996. - 215 с.

6. Пантюшов, О.В. Правовое регулирование налоговых отношений // Вестник арбитражной практики. 2020. № 2. С. 79-85.

7. Прохода, В.А. Доверие россиян национальной судебно-правовой системе (по материалам социологического исследования) // Социодинамика. 2019. № 5. С. 86-94. DOI: 10.25136/2409-7144.2019.5.29812. URL: https://nbpublish.com/Hbrary_read_artide.php?id=29812 (дата обращения: 29.08.2021).

8. Рябов, Е.А. Методология исследования правового сознания // URL: www.gramota.net/materials/3/2014/10-1/35.html (дата обращения: 16 февраля 2021).

9. Свечкаренко, В.А., Сирик, Е.Ю., Черкасова, Э.В. К вопросу об ответственности работодателя за нарушения законодательства о труде // Трудовое право в России и за рубежом. 2010. № 1. С. 23-25.

10. Станкин, А.Н. Отражение и восприятие ценностей права и юридической ответственности в правосознании различных категорий субъектов юридической ответственности (на основе материалов социологического исследования) // Образование и право. 2020. № 8. С. 60-65.

11. Ступаков, В.И., Петрова, Г.В. Конституционное правосознание в системе конституционно-правовых мер защиты единства, стабильности и безопасности российского государства и общества от внешних угроз // Государственная власть и местное самоуправление. 2019. № 6. С. 35-41. DOI: 10.18572/1813-1247-2019-6-35-41 (URL: www.doi.org).

12. Фогельсон, Ю.Б. Правосознание российских судей и его отражение в судебной практике высших судов // Закон. 2018. № 1. С. 108-126.

13. Шорохов, В.Е. Антикоррупционное правосознание в системе местного самоуправления // Муниципальная служба: правовые вопросы. 2018. № 4. С. 24-28.

14. Шорохов, В.Е. Правосознание как антикоррупционная категория // Государственная власть и местное самоуправление. 2018. № 8. С. 37-39.

15. Юридическая ответственность в правовой системе России: нормативные и право-реализационные проблемы взаимосвязей, взаимодействия и противоречий / под ред. А.В. Малько, Д А. Липинского, А.А. Мусаткиной. М.: РИОР, 2020. - 658 с.

16. Burbank, Jane. Russian Peasants Go to Court: Legal Culture in the Countryside: 19051917. Bloomington: Indiana University Press, 2004. URL: https://4lib.org/book/1008256/ 0a301d?id=1008256 &secret=0a301d (дата обращения: 16 февраля 2021).

17. Drozdova, A, Balakireva, L, Vorotilina, T, Makarova, E, Meleshkin, V. Legal Awareness And Legal Culture As Elements And Means For The Implementation Of A Mechanism For Ensuring The Legal Impact // Opción, Año 35, Especial N° 19. (2019):2922-2934 ISSN 1012-1587/ISSNe: 2477-9385.

18. Kozhukhova, M., Zhiyenbayev, M. Conceptualizing legal culture and legal awareness: meaning and structural components // SHS Web of Conferences 55, 02009 (2018).

Дата поступления: 25.10.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.