Научная статья на тему 'МЕТОДИКА ИСПЫТАНИЯ ТОПЛИВНЫХ НАСОСОВ ДЛЯ АВТОМОБИЛЕЙ, ВВЕДЁННЫХ В ЭКСПЛУАТАЦИЮ В ЖАРКО-КЛИМАТИЧЕСКИХ РЕГИОНАХ'

МЕТОДИКА ИСПЫТАНИЯ ТОПЛИВНЫХ НАСОСОВ ДЛЯ АВТОМОБИЛЕЙ, ВВЕДЁННЫХ В ЭКСПЛУАТАЦИЮ В ЖАРКО-КЛИМАТИЧЕСКИХ РЕГИОНАХ Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
107
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОПЛИВНЫЙ НАСОС / ИСПЫТАНИЕ / КЛИМАТИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / НАДЕЖНОСТЬ / FUEL PUMP / TEST / CLIMATIC CONDITION / RELIABILITY

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Каюмов Бахром Абдуллажонович

В статье приведена климатические особенности Центральной Азии и разработанная методика проведения испытаний топливных насосов автомобилей эксплуатирующихся в условиях жаркого климата.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Каюмов Бахром Абдуллажонович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNIQUE FOR TESTING FUEL PUMPS FOR VEHICLES USED IN HOT-CLIMATE REGIONS

The article describes the climatic features of Central Asia and the developed methodology for testing fuel pumps of cars operating in hot climates.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИКА ИСПЫТАНИЯ ТОПЛИВНЫХ НАСОСОВ ДЛЯ АВТОМОБИЛЕЙ, ВВЕДЁННЫХ В ЭКСПЛУАТАЦИЮ В ЖАРКО-КЛИМАТИЧЕСКИХ РЕГИОНАХ»

№ 12 (81)

ÄUNi j-ш, те:

universum:

технические науки

декабрь, 2020 г.

МЕТОДИКА ИСПЫТАНИЯ ТОПЛИВНЫХ НАСОСОВ ДЛЯ АВТОМОБИЛЕЙ, ВВЕДЁННЫХ В ЭКСПЛУАТАЦИЮ В ЖАРКО-КЛИМАТИЧЕСКИХ РЕГИОНАХ

Каюмов Бахром Абдуллажонович

д-р философии по техническим наукам (PhD), Андижанский машиностроительный институт, Республика Узбекистан, г. Андижан E-mail: kayumov.bahrom74@gmail.com

TECHNIQUE FOR TESTING FUEL PUMPS FOR VEHICLES USED IN HOT-CLIMATE REGIONS

Bakhrom Kayumov

PhD in technics, Andijan machine-building institute, Uzbekistan, Andijan

DOI: 10.32743/UniTech.2020.81.12-2.38-40

АННОТАЦИЯ

В статье приведена климатические особенности Центральной Азии и разработанная методика проведения испытаний топливных насосов автомобилей эксплуатирующихся в условиях жаркого климата.

ABSTRACT

The article describes the climatic features of Central Asia and the developed methodology for testing fuel pumps of cars operating in hot climates.

Ключевые слова: топливный насос, испытание, климатические условия, надежность. Keywords: fuel pump, test, climatic condition, reliability.

В настоящее время всем известно, что дорожно-климатические условия эксплуатации транспортных средств оказывает значительное влияние на надежность комплектующих частей и всего автомобиля в целом. И создание надежных автомобилей и его частей закладывается уже в стадии проектирования, обеспечивается в производстве и реализуется в эксплуатации. Следовательно, условия эксплуатации является одним из основных факторов, оказывающих существенное влияние на надежность работы автомобилей. В связи с этим для повышения надежности частей и узлов автомобилей необходимо разработать методики испытаний частей особо влияющих на надежность с учетом дорожно-климатических условий регионов эксплуатации.

Климат в Центральной Азии является резко континентальным, лето - продолжительное и очень жаркое, а зима - короткая и холодная. Также характерной особенностью эксплуатации автомобилей в условиях Центральной Азии является высокая температура, низкое количество осадков, и особенно следует отметить - повышенную запыленность воздуха окружающей среды. Днем абсолютная максимальная температура воздуха в тени достигает +45.. .47° С, а ночью падает до +10° С, колебание температуры в течение 8 часов может достигать 25.30° С, а в горных

районах, где после сильной жары в 40-47° С автомобиль, проходя через горные перевалы, попадает в условия, когда температура атмосферного воздуха составляет всего 0...1°С, т.е. резкий перепад температуры, в этом случае, составляет 40.. ,46°С [ ]. Запыленность атмосферного воздуха в значительной части территории Центральной Азии, достигает 3,5 г/м3, а во время сильных ветров и бурь - 17 г/м3, что в десяти и более раз выше, чем запыленность воздуха в умеренной климатической зоне (0,0003...1,4 г/м3). Для ясности представления достаточно сказать, что при запыленности воздуха в 0,8.1,2 г/м3 видимость полностью теряется [1].

Исходя из вышеизложенного, нами проведены обширные исследовании, для обеспечения надежной работы топливных насосов в условиях высоких температур и повышенной запыленности окружающей среды. Согласно проведенных аналитических обзоров литератур общие условия эксплуатации Центральной Азии можно сравнить с условиями эксплуатации Калифорнии, местами пустыни Сахара и другими регионами [2].

Нами разработаны требования для испытаний топливных насосов, предназначенный для обеспечения беспрерывной подачи топлива для работы бензинового двигателя автомобилей.

Библиографическое описание: Каюмов Б.А. Методика испытания топливных насосов для автомобилей, введённых в эксплуатацию в жарко-климатических регионах // Universum: технические науки : электрон. научн. журн. 2020. 12(81). URL: https://7universum.com/ru/tech/archive/item/11084 (дата обращения: 24.12.2020).

№ 12 (81)

ÄUNi j-ш, те:

universum:

технические науки

декабрь, 2020 г.

Для проведения испытаний выбран насос с номинальным потоком топлива при напряжении 13,2 V и давлении 380 кРа в пределах от 85 до 125 л/час, с нижеследующими характеристиками:

Номинальная давления в системе питания автомобиля 380 кРа, топливный насос должен быть работоспособным при напряжении питания от 8 V до 13,2 V, минимальный поток топлива топливного насоса при напряжении 8 V и давлении 380 кРа более 10 л/час, сила тока при напряжении питания 13,2 V и давлении 310 кРа не более 5,1А. Давления открытия перепускного клапана топливного насоса в пределах от 500 до 850 кРа. Диапазон рабочих температур от минус 30 до плюс 70 °С. Температура хранения от минус 40 до плюс 1000С. Предельный максимальный поток топлива 125 л/час, предельный минимальный поток топлива не менее 10 л/час.

Топливный насос относится к неремонтируемым, невосстанавливаемым и необслуживаемым изделиям общего назначения. Для топливных насосов данной конфигурации вероятность безотказной работы в режимах и условиях эксплуатации предусмотренных в технических документациях автомобилей должна быть не менее 100 000 км соответствующему пробегу автомобиля при соблюдении правил эксплуатации.

В связи с вышеизложенным для обеспечения требований надежности данного типа топливных насосов для эксплуатации в условиях жаркого климата и запыленности воздуха нами разработаны нижеследующие методы испытания, имитирующие условия эксплуатации [3-7].

Все испытания, кроме особо оговоренных, проводятся при следующих условиях:

• температура окружающего воздуха (40±5) °С;

• относительная влажность воздуха (55±15) %;

Проверяется отсутствие дефектов корпуса,

коррозии и шелушения покрытия выводов. После проводиться контроль массы в соответствии с техническими документациями методом взвешивания на весах с погрешностью не более ±5 г.

Все испытания, кроме особо оговоренных, проводятся при следующих условиях:

• температура окружающего воздуха (23±5) °С;

• относительная влажность воздуха (65±15) %;

• напряжение питания (13,2±0,1) V.

• номинальное давление в системе подачи (380+1) кРа.

Контроль номинальных параметров, потребляемой силы тока, номинального давления и давления открытия перепускного клапана производится на специальном стенде и поток топлива должен быть в пределах от 85 до 125 1/И, сила тока не более 5,1 А, давления (380+1) кРА и давления открытия в пределах от 500 до 850 кРА.

Контроль минимальных параметров работоспособности производиться в специальном стенде при напряжении (8±0,1) V и давлении 380±1 кРа и поток топлива должен быть не менее 10 1/И.

Контроль показаний сопротивления датчика уровня топлива проверяется тестером и высотомером.

Контроль утечки давления производится на специальном стенде.

Испытания при температуре топлива плюс 40°С) проводятся в течение 200 часов. Топливный насос должен находиться в рабочем состоянии и считается выдержавшим испытания, если его параметры после испытаний удовлетворяют требованиям.

Испытания с имитацией загрязненности топлива проводятся в течении 100 часов с введением в состав испытательного топлива 10 mg/l кварцевых частиц. Топливный насос должно находиться в рабочем состоянии и считается выдержавшим испытания, если его параметры после испытаний удовлетворяют требованиям.

Контроль тонкости отсева фильтра производится в специализированных лабораториях и ее значения должен быть (31+2) pm.

Испытания на теплостойкость и холодостойкость проводят:

а) прогрев и выдержку топливного насоса производят в камере тепла при температуре (90±5) °С в течение 48 часов;

б) охлаждение и выдержку топливного насоса производят в камере холода при температуре минус (40±3) °С в течение 48 часов.

Топливный насос должен находиться в нерабочем состоянии и считается выдержавшим испытания, если его параметры после испытаний удовлетворяют требованиям.

Контроль защиты топливного насоса от перенапряжения проводят следующим образом:

а) При напряжении питания (16,5±0,1) V. Выдерживают топливный насос при данном напряжении не менее 60 min, после чего проверяют номинальные параметры.

б) При напряжении питания (24±1) V. Выдерживают топливный насос при данном напряжении 2 min, после чего проверяют номинальные параметры.

Топливный насос считается выдержавшим испытания, если его параметры удовлетворяют требованиям.

Испытание на вибропрочность проводят по методу:

• амплитуда ускорения max 2,5 (m/s2) ±20% с пульсацией давления 5,5 kPa;

• продолжительность - 8 часов по каждому из трех взаимно перпендикулярных направлений по отношению к изделию.

Топливный насос должен находиться в рабочем состоянии и считается выдержавшим испытания, если его параметры после испытаний удовлетворяют требованиям.

Испытание на воздействие циклического изменения температуры проводят следующим образом:

а) Топливный насос помещают в камеру тепла с температурой (80±5) °С, выдерживают не менее 8 часов, переносят в камеру холода с температурой минус (40±3) °С, также выдерживают не менее 8 часов, повторяют этот цикл 10 раз. Время переноса из камеры тепла в камеру холода не должно превышать 10 min. Топливный насос должен быть в нерабочем состоянии;

№ 12 (81)

AunÎ Am te:

universum:

технические науки

декабрь, 2020 г.

б) Топливный насос испытывают при повышении температуры топлива с плюс (20+3) °С до плюс (60+5) °С 200 часов.

После испытаний датчик выдерживают в нормальных условиях не менее 1 часа и проверяют выходные параметры.

Топливный насос считается выдержавшим испытания, если его параметры удовлетворяют требованиям.

Контроль запуска топливного насоса проводят в течении 30 дней по десять раз в день. Топливный насос считается соответствующим настоящим требованиям, если не выявится не единого отклонения.

Контроль сухой работы проверяется в течении 2 min без опускания топливного насоса в топливо,

т.е. в воздушной среде. Топливный насос считается выдержавшим испытания, если его параметры после испытаний удовлетворяют требованиям.

Испытания на надежность датчика уровня топлива проводится 1 000 000 циклов изменения сопротивления с нижней до верхней точки и обратно. Датчик уровня топлива считается выдержавшим испытания, если его параметры соответствует требованиям таблицы в чертежах.

Испытания на надежность топливного насоса проводится в течении 1000 часов. Считается выдержавшим испытания, если параметры топливного насоса удовлетворяют требованиям.

Список литературы:

1. Каюмов Б.А., Собиров Б.А., Мойдинов Д.А. Надежность топливоподающей системы двигателей в жарких условиях (Russian Edition). -Вена, Австрия: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2018. - 112 с.

2. Каюмов Б.А. Исследование процесса смолообразования бензина на поверхностях элементов системы питания двигателей. // Россия, Тюмень: Нефть и газ Западной Сибири: материалы международной научно-технической конференции. Т. 3. Проектирование, сооружение и эксплуатация систем транспорта и хранения нефти и газа. Автомобильно-дорожные проблемы нефтегазового комплекса. - 2015. - С. 188-192.

3. Каюмов Б.А., Вохобов Р.А. Внесение изменений в конструкцию автомобилей по результатам испытаний // Бюллетень науки и практики. 2019. Т. 5. №11. С. 249-254.

4. Каримходжаев Н., Алматаев Т.О., Одилов Х.Р. Основные причины, вызывающие износ деталей автотранспортных средств, эксплуатирующихся в различных природно-климатических условиях // Universum: Технические науки : электрон. научн. журн. 2020. № 5(74). URL: http://7universum.com/ru/ tech/archive/item/9435

5. Каримхаджаев Н., Эркинов И.Б., Вахобов Р.А. Обзорный анализ сварочной технологии в производстве автомобилей // Universum: технические науки : электрон. научн. журн. 2020. 10(79). URL: https://7univer-sum.com/ru/tech/archive/item/10808

6. Каюмов Б.А. Анализ закономерностей распределения отказов элементов инжекционной системы питания двигателей методом сплайн-функций. //Россия, Курган: Вестник Курганского государственного университета. Серия «Технические науки». - 2014. - №2. - С. 73-75. ISSN 2222-3347

7. Kayumov B.A. Experimental Study of Reliability Indicators Injection Feeding System of Gasoline Engines in Road and Climatic Conditions of Central Asia.//Russia, Krasnoyarsk: Journal of Siberian Federal University. Engineering & Technologies. - 2016. - №9. Issue 1. - P. 86-104 p. ISNN 1999-494X

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.