Научная статья на тему 'Методика использования занимательных заданий в процессе обучения математике в 5 классе'

Методика использования занимательных заданий в процессе обучения математике в 5 классе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3665
433
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ / ЗАДАЧИ ОЛИМПИАДЫ ПО МАТЕМАТИКЕ / МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЕ ЗАНИМАТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ / УРОКИ ПО МАТЕМАТИКИ / INTERESTING TASKS / TASKS FOR MATHEMATICAL CONTEST / TECHNIQUES OF TEACHING INTERESTING TASKS / MATHEMATICS LESSONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аминова Зебоджон Абдукадыровна, Рахимов Амон Акпарович

Занимательные задачи имеют большую роль в обучение математики. Они формируют в учащихся умению мыслить, выйти из различных ситуаций развивают. При изучение сложных тем и решение сложных задач целесообразно использовать занимательные задачи, непосредственно связанные с программным материалом. Занимательные задачи в настоящее время являются одним из основных средств формирования познавательного интереса к предмету и могут активно использоваться учителями на уроках математики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Techniques of Using the Interesting Tasks in the Course of Teaching Mathematics in the 5 th Grade

Interesting tasks have got a big role in teaching Mathematics. They form pupils’ ability to think, overcome various difficult situations, and develop. While studying difficult topics and solving complex tasks it is expedient to use the interesting tasks directly connected with the program material. Interesting tasks are now one of the main means to form a cognitive interest in a subject and can be actively used by the teachers at Mathematics lessons.

Текст научной работы на тему «Методика использования занимательных заданий в процессе обучения математике в 5 классе»

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ

УДК - 372.8.

ББК 72.4.(2)+24.262

Аминова Зебоджон Абдукадыровна

преподаватель кафедра высшей математики и информатики Политехнический институт Таджикского Технического Университета имени академика М.С.Осими в городе Худжанда

г. Худжанд Рахимов Амон Акпарович преподаватель кафедра высшей математики и информатики Политехнический институт Таджикского Технического Университета имени академика М.С.Осими в городе Худжанда

г. Худжанд Aminova Zebodzhon Abdukodyrovna Lecturer

Chair of Higher Mathematics and Computer Science Polytechnic Institute of Tajik Technical University named after Academician M.S. Osimi in Khojend Khojend

Rakhimov Amon Akparovich

Lecturer

Chair of Higher Mathematics and Computer Science Polytechnic Institute of Tajik Technical University named after Academician M.S. Osimi in Khojend Khojend

Методика использования занимательных заданий в процессе обучения математике в 5 классе Techniques of Using the Interesting Tasks in the Course of Teaching Mathematics in the 5th Grade

Занимательные задачи имеют большую роль в обучение математики. Они формируют в учащихся умению мыслить, выйти из различных ситуаций развивают. При изучение сложных тем и решение сложных задач целесообразно использовать занимательные задачи, непосредственно связанные с программным материалом. Занимательные задачи в настоящее время являются одним из основных средств формирования познавательного интереса к предмету и могут активно использоваться учителями на уроках математики.

Interesting tasks have got a big role in teaching Mathematics. They form pupils’ ability to think, overcome various difficult situations, and develop. While studying difficult topics and solving complex tasks it is expedient to use the interesting tasks directly connected with the program material. Interesting tasks are now one of the

main means to form a cognitive interest in a subject and can be actively used by the teachers at Mathematics lessons.

Ключевые слова: занимательные задачи, задачи олимпиады по математике, методика обучение занимательных задач, уроки по математики.

Key words: interesting tasks, tasks for mathematical contest, techniques of teaching interesting tasks, Mathematics lessons.

Ребенок с первых дней занятий в школе встречается с задачей. С начала и

до конца обучения в школе математическая задача неизменно помогает ученику вырабатывать правильные математические понятия, глубже выяснять различные стороны взаимосвязей в окружающей его жизни, дает возможность применять изучаемые теоретические положения. В тоже время решение задач способствует развитию младших школьников [9, 11].

Решение задач занимает в математическом образовании огромное место. Умение решать задачи является одним из основных показателей уровня математического развития, глубины освоения учебного материала.

Что такое занимательность? Однозначного ответа на данный вопрос нет. Обработав достаточное количество литературы по педагогике, философии, психологии, частным методикам, можно заключить, что практически все авторы, говоря о занимательности, определяют ее через способность восприятия обучаемыми материала. Упоминаются такие качества занимательности, как привлекательность, притягательность, необычность, оригинальность, вызывание возбуждения и др. В ряде работ указывается, что занимательность может проявляться через определенные формы обучения или специфические средства. Некоторые авторы пытаются объяснить занимательность на примере работы с конкретным средством [10].

Обучение - это ремесло, использующее бесчисленное количество маленьких трюков. В методической литературе нет общепринятого определения понятия «занимательность обучения математике». Оно считается интуитивно ясным [2, 11].

В дидактике и методике математике уже выдвинуты и обоснованы основные положения, касающиеся занимательности обучения.

Во-первых, всю занимательность обучения, следуя К.Д. Ушинскому, принято делить на «внешнюю» (не связанную с содержанием урока) и «внутреннюю», причем «внутренняя» занимательность предпочтительней «внешней» и удельный вес ее должен постепенно увеличиваться.

Во-вторых, все материалы занимательного характера обычно разбивают на три группы: материалы, занимательные по содержанию; материалы, занимательные по форме; материалы, занимательные и по форме, и по содержанию.

В-третьих, основу занимательности, используемой на уроках, должны составлять задания, непосредственно связанные с программным материалом.

В повседневной жизни мы часто слышим: «занимательный материал», «занимательная игра», «занимательная задача». Обычно «занимательное» понимается как увлекательное, интересное, притягивающее к себе. Это происходит прежде всего благодаря необычности, не традиционности сюжета, положительно влияющего на эмоциональный настрой аудитории, когда в качестве исходных данных и ситуаций используются вымышленные или реальные персонажи, определенными средствами достигающие заданной цели [7, 11].

Задачей будем называть некую ситуацию, включающую в себя набор исходных данных, используя которые требуется ответить на поставленный в условии вопрос.

Выделим характерные признаки занимательных задач: такая задача (как и любая задача вообще) имеет развивающую направленность;

в задаче должны быть использованы нестандартные формы и способы представления данных;

в качестве исходных данных и ситуаций используются вымышленные или реальные персонажи, оперируя которыми требуется достигнуть заданной цели;

Это качественная задача, решение которой строится на рассуждении без применения математических выкладок;

задача включает в себя необычно поставленный вопрос [6, 7].

Существуют различные классификации и типологизации задач, применяемых в учебном процессе, например по способу подачи информации (текстовые, графические, задачи-рисунки), по способу решения (арифметические, алгебраические, геометрические, графические), по содержанию (количественные и качественные), по функциональным возможностям в обучении (задачи с дидактическими функциями, задачи с познавательными функциями, задачи с развивающими функциями) и так далее [3, 5].

Под методикой использования занимательных заданий на уроках математики понимаем методы, средства и приемы подачи занимательных задач, занимательные формы организации обучения.

Методика использования учебных занимательных заданий в общих чертах сходна с методикой использования обычных заданий, и, хотя четкой границы между ними провести невозможно, использование занимательности обладает некоторыми особенностями.

Использование занимательных заданий целесообразно тогда, когда есть опасность непринятия учащимися какого-либо учебного задания; при прохождении сложных тем или постановке трудных дидактических задач урока; при выработке умений и навыков учащихся, когда требуется выполнить значительное количество однотипных упражнений; при изучении материала, подлежащего прочному запоминанию [3, 11].

Для каждого занимательного материала, который предполагается использовать на уроке, учитель должен выяснить: будет ли он занимательным для учащихся данного класса? Органично ли он войдет в структуру урока? Будет ли его использование эффективным?

Учителю надо постараться избежать таких ошибок в использовании занимательности на уроке, как отвлечение от темы и дидактических задач урока (резкий скачок в сторону), неподготовленность занимательного задания предыдущей учебной работой на уроке, отсутствие учета всех категорий учащихся и

др [6].

При включении занимательных задач в учебный процесс нужно помнить, что они не должны выступать прямым стимулом при обучении данной (да и любой другой) дисциплины. Иногда имеет смысл использовать занимательные задачи для эмоциональной разгрузки, но нельзя акцентировать на этом внимание обучаемых. Например, не рекомендуется предварять решение таких задач словами: «А теперь давайте отдохнем (т.е. расслабимся!) и решим занимательную задачу». По мнению М.Ю.Шубы [10]«использование занимательных заданий целесообразно тогда, когда есть опасность неприятия учащимися какого-либо учебного задания; при прохождении сложных тем или при постановке трудных дидактических задач урока; при выработке умений и навыков учащихся, когда требуется выполнить значительное количество однотипных упражнений; при изучении материала, подлежащего прочному запоминанию». Не рекомендуется также выставлять оценку за решение занимательных задач, выбрав в качестве стимула похвалу ученика перед классом (хотя такие ответы обучаемых могут и должны влиять на общую оценку при проверке большого блока материала).

Приведем несколько примеров занимательных задач [1, 4. 8, 12].

Задачи - шутки.

1. Полторы корзины с грибами стоят полтора рубля. Сколько стоят тринадцать корзинок?

2. Как из четырех спичек получить 15, не ломая их?

3. В танце первый слог найдете,

Цифра - это новый слог.

Ну, а дальше вы возьмете И приставите предлог.

В целом - тот, кто защищает Слав, честь страны родной,

Страха он в бою не знает И в труде - труда Герой.

Задачи с числами.

Записать 80 четырьмя пятерками (5Ч5+55)

Логические задачи.

В одном классе было много девочек. Мальчики решили узнать, какие цветы им нравятся. После опроса выяснилось, что семерым из девочек нравятся розы, шестерым- георгины, пятерым - ромашки. Четверо любили розы и георгины, трое - розы и ромашки, двое - георгины и ромашки. А одной нравились и розы, и георгины, и ромашки. Сколько девочек было в классе?

Русские задачи.

Веселый француз пришел в трактир с неизвестной суммой денег. Кроме этого он занял у хозяина трактира столько денег, сколько у него уже имелось. Из всей суммы он отдал один рубль. После этого он пошел в другой трактир и опять занял столько денег, сколько у него было, а затем отдал один рубль. В третьем и четвертом трактирах француз сделал то же самое. В результате из четвертого трактира он вышел без денег. Спрашивается, сколько денег было у весельчака француза.

Приведём один пример занимательного урока.

Тема урока: «Площадь. Формула площади прямоугольника»

Цели: формирование умений находить площадь прямоугольника и площадь квадрата по формулам

Ход урока:

1.Организационный, момент.

2.Подготовка к новой теме. Полезная сказка «Родственники» (сценка).

Жила на свете важная фигура. Важность ее признавалась всеми людьми, так как при изготовлении многих вещей форма ее служила образцом. А имела фигура такой вид:

Рис. 1. Квадрат

Кого бы ни встретила она на своем пути, всем хвалилась:

- Посмотрите, какой у меня красивый вид: стороны мои все равные, углы все прямые. Если перегнусь я по средней вертикальной линии, то противоположные стороны мои так и сольются и углы один на другой точь-в-точь на ложатся. Коли перегнусь я по средней горизонтальной линии, опять углы мои и противоположные стороны сравняются. Захочу перегнутся по любой линии, идущей с угла на угол, тогда и соседние стороны сольются. Красивее меня нет фигуры на свете!

- Как же зовут тебя, брат?- спрашивали встречные.

- А зовут меня просто.. .(назовите эту фигуру)

Ходил Квадрат по свету. И стало тяготить его одиночество: ни побеседовать задушевно не с кем, ни потрудиться в хорошей и дружной компании не приходится. А уж какое веселье одному! Весело бывает только вместе с друзьями. И решил Квадрат поискать родственников.

- Ежели встречу родственника, то я его сразу узнаю,- думал Квадрат,- ведь он на меня должен быть чем-то похож.

Однажды встречает он на пути такую фигуру:

Стал Квадрат к ней приглядываться. Что-то знакомое, родное увидел он в этой фигуре.

И спросил он тогда:

- Как зовут тебя, приятель?

- Называют меня.. .(Как называется эта фигура?)

Рис. 2. Прямоугольник

Рис. 3. Трапеция

- А мы не родственники ли с тобой?- продолжал спрашивать Квадрат.

- Я бы тоже был рад узнать об этом. Если у нас найдутся четыре признака, по которым мы похожи, то, значит, мы с тобой родственники и у нас тогда имеется общее название, - ответил Прямоугольник.

Стали они искать и нашли эти четыре признака сходства.

(Какие четыре признака сходства имеют квадрат и прямоугольник? Какое общее название они имеют?)

Обрадовались фигуры тому, что нашли друг друга.

Стали теперь они вдвоем жить-поживать, вместе трудиться, вместе веселиться, вместе по белу свету шагать.

Отдыхают они однажды на опушке леса и видят: выходит из-за кустарника какая-то новая фигура и направляется прямо к ним. А вид она имела такой:

Поздоровалась вежливо фигура с Квадратом и Прямоугольником и с облегчением говорит:

- Долго я искал представителей нашего старинного рода. Наконец-то я вас нашел, разыскал своих родственников.

-А как же тебя зовут?- с удивлением спросили новую фигуру.

- Зовут меня.. .(Как называют эту фигуру?)

- А как ты докажешь, что мы родственники?-вновь последовал вопрос.

- Очень просто. Мы все имеем два общих признака.

И эти два признака сходства были названы. (Назовите два признака, по которым эти фигуры имеют сходство.)

Так встретились и стали вместе жить три родственные фигуры, которые назывались теперь одним словом...(Каким одним словом называют эти фигуры?)

З.Изучение нового материала.

4.Закрепление.

5.Итог урока.

6.Домашнее задание.

Достоинство многих занимательных задач заключается в том, что при их решении у ученика часто возникает необходимость менять ход мысли на об-

ратный. Умение менять ход мысли на обратный - ценнейшее качество ума. Занимательные задания способствуют формированию гибкости ума, освобождению мышления от шаблонов.

Занимательные задачи в настоящее время являются одним из основных средств формирования познавательного интереса к предмету и могут активно использоваться учителями на уроках математики.

Библиографический список

1. Балаян Э.Н. 1001 олимпиадная и занимательная задача по математике. -Ростов-н/Д.: Феникс, 2008

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Егорченко И.В. Теория и методика использования реальности в обучении математике.-Саранск, 1999

3. Клейн Ф. Реформирование математического образования: история и современность. // Математика -2002. № 5.С.12-16

4. Кордемский Б.А. Математическая смекалка. — М.: ГИФМЛ, 2003

5. Олехник С.Н., Нестеренко Ю.В. Старинные занимательные задачи. 2-е изд.

- М.: Наука, 1988

6. Перельман Я.И. Занимательная алгебра. Веселые задачи. Простые, но каверзные. - М.: АСТ, 2007

7. Творческие задачи для младших школьников: методическое пособие для студентов факультета педагогики и психологии развития ребенка. - Тула: Изд-во ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 1996

8. Халамайзер А.Я. Математики смотрят в будущее. // Математика в школе -1991. № 2. С 78-80.

9. Щербакова Ю.В. Занимательная математика на уроках и внеклассных мероприятиях.-М.: «Глобус», 2010.

10. Шуба М.Ю. Занимательные задания в обучении математике. - М.: Просвещение, 1994

11. http: //www.mathedu.ru/about/

12 http://www.ankolpakov.ru/2011/10/08/olimpiada-po-matematike-6-klass-shkolnyj-tur/

Bibliography

1. Balayan, E.N. 1001 Contest and Interesting Tasks in Mathematics [Text]. - Rostov-on-Don: Phoenix, 2008.

2. Creative Tasks for Junior School Students: Study Guide for Students of Pedagogical and Psychological Faculty of Children’s Development [Text]. - Tula: Publishing House of TSPU n.a. L.N.Tolstoy, 1996.

3. Egorchenko, I.V. Theory and Methods of Using Reality in Teaching Mathematics [Text]. - Saransk, 1999.

4. [Electronic Resource]. - Access Mode: http://www.mathedu.ru/about/

5. [Electronic Resource], - Access Mode:http://www.ankolpakov.ru/2011/10/08/ olimpiada-po-matematike-6-klass-shkolnyj

6. Khalamayzer, A.Ya. Mathematicians Look Ahead [Text] // Mathematics at School. - 1991. - No. 2. - P. 78-80.

7. Klein, F. Mathematical Education Reforming: History and Modern Times [Text] // Mathematic. - 2002. - №. 5. - P. 12-16.

8. Kordemsky B. A. Mathematical Sagacity [Text]. — M., 2003.

9. Olekhnik, S. N., Nesterenko, Yu.V. Ancient Entertaining Tasks. 2nd Ed. [Text]. -M.: Science, 1988.

10. Perelman, Ya.I. Entertaining Algebra. Cheerful Tasks. Simple, But Tricky. - M., 2007.

11. Shcherbakova, Yu.V. Interesting Mathematics at Lessons and Out-of-Class Activities [Text]. - M.: "Globe", 2010.

12. Shuba, M Yu. Interesting Tasks in Teaching Mathematics [Text]. - M.: Education, 1994.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.