Научная статья на тему 'Методика использования проектного метода при изучении дисциплины «Информационные технологии» в процессе обучения бакалавров по направлению «Педагогическое образование»'

Методика использования проектного метода при изучении дисциплины «Информационные технологии» в процессе обучения бакалавров по направлению «Педагогическое образование» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
96
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
методика / проектный метод / процесс обучения / Method / prektnyy method. Teaching process.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Майкова Наталья Сергеевна

Информатизация системы образо-вания и модернизация общего образования,направленная на внедрение деятельностно-компетентностного подхода в обучении, на фор-мирование широкого комплекса предметных иуниверсальных умений, требует от работникаобразования высокого уровня профессиональ-ной подготовки, в том числе, в области информа-ционных технологий. Современный учитель нетолько должен уметь работать на персональномкомпьютере, пользоваться цифровыми образова-тельными ресурсами, использовать в педагогиче-ской практике возможности сети Internet, но ииспользовать в своей профессиональной дея-тельности современные инновационные педаго-гические технологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGY OF THE USE OF PROJECT METHOD AT THE STUDY OFDISCIPLINE «INFORMATION TECHNOLOGIES» IN THE PROCESS OFEDUCATING OF BACHELORS TO DIRECTION «PEDAGOGICAL EDUCATION»

Informatization of the system of education and modernization of universal education, directed on introduction of deyatel'nostnokompetentnostnogo approach in teaching, on forming of wide complex of subject and universal abilities, requires education high level of professional preparation from a worker, including in area of information technologies. A modern teacher not only must be able to work on the personal computer, use digital educational resources, to use in pedagogical practice possibility of network of Internet, but also to use modern innovative pedagogical technologies in the professional activity.

Текст научной работы на тему «Методика использования проектного метода при изучении дисциплины «Информационные технологии» в процессе обучения бакалавров по направлению «Педагогическое образование»»

УДК 004.4.04

Майкова Наталья Сергеевна

кандидат педагогических наук, доцент. Кафедра информатики и вычислительной математики. Ленинградский государственный университет имени А.С.Пушкина. n.s.maykova@yandex.ru

Методика использования

ПРОЕКТНОГО МЕТОДА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ «ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ» В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ БАКАЛАВРОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»

Natalya S. Maykova

candidate of pedagogical sciences, associate professor, department of informatics and calculus mathematics. Leningrad state university of name A.S. Pushkin n.s.maykova@yandex.ru

Methodology of the USE OF PROJECT METHOD AT THE STUDY OFDISCIPLINE «INFORMATION TECHNOLOGIES» IN THE PROCESS OFEDUCATING OF BACHELORS TO DIRECTION «PEDAGOGICAL EDUCATION»

Аннотация. Информатизация системы образования и модернизация общего образования, направленная на внедрение деятельностно-компетентностного подхода в обучении, на формирование широкого комплекса предметных и универсальных умений, требует от работника образования высокого уровня профессиональной подготовки, в том числе, в области информационных технологий. Современный учитель не только должен уметь работать на персональном компьютере, пользоваться цифровыми образовательными ресурсами, использовать в педагогической практике возможности сети Internet, но и использовать в своей профессиональной деятельности современные инновационные педагогические технологии.

Ключевые слова: методика, проектный метод, процесс обучения.

Annotation. Informatization of the system of education and modernization of universal education, directed on introduction of deyatel'nostno-kompetentnostnogo approach in teaching, on forming of wide complex of subject and universal abilities, requires education high level of professional preparation from a worker, including in area of information technologies. A modern teacher not only must be able to work on the personal computer, use digital educational resources, to use in pedagogical practice possibility of network of Internet, but also to use modern innovative pedagogical technologies in the professional activity.

Keywords: Method, prektnyy method. Teaching process.

От современного высшего учебного заведения требуется внедрение новых подходов к обучению, обеспечивающих развитие коммуникативных, творческих и профессиональных навыков учащихся на основе потенциальной многовариантности содержания и организации учебно-воспитательного процесса [1, с. 5]. Такие подходы должны не заменить, а значительно расширить возможности имеющихся традиционных технологий обучения.

Одним из таких подходов является проектный метод (или метод проектов), который основан на создании учащимися собственных проектов, их представлении в процессе выступления и защиты. Метод проектов может применяться при изучении программных продуктов, как школьниками, так и студентами.

Доктор педагогических наук, профессор Е.С. Полат в своей статье «Метод проектов» отмечает, что в «основе метода проектов лежит развитие познава-

тельных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления» [2].

Во время изучения дисциплины «Информационные технологии» студентам предлагается рассмотреть проекты, созданные школьниками при изучении различных программных продуктов на уроках по предмету. Студентам также предлагается изучить требования, которые предъявлялись к проектам школьников. Дальнейшая работа студентов предполагает создание ими собственных проектов в соответствии с рассмотренными требованиями и примерами проектов школьников. Как уже отмечалось выше, такая работа может проводиться при изучении различных программных продуктов.

Последовательность изучения программных продуктов связана с изучением школьниками

170

программы дисциплины «Информационные технологии». Традиционно программные продукты изучаются в следующей последовательности.

1. Текстовые процессоры. Создание и простейшее редактирование документов (вставка, удаление и замена символов, работа с фрагментами текстов). Нумерация и ориентация страниц. Размеры страницы, величина полей. Колонтитулы. Параметры шрифта, параметры абзаца. Включение в текстовый документ списков, таблиц, диаграмм, формул и графических объектов. Гипертекст. Создание закладок и ссылок. Оглавления, сноски.

2. Создание презентаций. Создание простейшей презентации, размещение на ней информации различного типа (текст, рисунки, диаграммы, таблицы, схемы). Оформление презентации: размещение текста в презентации различными способами. Использование анимационных эффектов: анимация картинки, текста. Использование комбинации анимации. Управляющие элементы и гиперссылки: создание прямых переходов между слайдами, создание оглавления презентации. Использование графических примитивов: построение схем и применение к ним анимационных эффектов.

3. Графические редакторы и издательские системы. Изучение базовых принципов работы в векторном графическом редакторе на основе заданий: создание логотипа из символов, создание логотипа из геометрических фигур, создание визитки, создание рекламного листа. Изучение базовых принципов работы в растровом графическом редакторе на основе следующих заданий: выделение областей изображения: настройка палитр, изменение размера изображения,

Литература:

1. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании : учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений. 5-е изд., стер. М. : Издательский центр «Академия», 2008. 192 с.

2. Полат Е.С. «Метод проектов». URL: http:// distant.ioso.ru/project/meth %20project/2.htm (дата обращения: 06.11.15).

создание прямоугольного и овального выделения, использование групп инструментов, замена фона, использование параметров. Работа со слоями. Использование текста.

Изучение базовых принципов работы в издательской системе на основе заданий: создание рекламного листа, верстка журнальной или газетной полосы.

Существует определенная взаимосвязь изучения программных продуктов. Она также определяется программой дисциплины «Информационные технологии» в образовательном учреждении. При изучении текстового процессора все внимание уделяется его возможностям и определяется количеством времени, которое отводится на изучение данной темы дисциплины. Аналогично изучается и тема, связанная с созданием презентаций.

К тому времени, когда по программе необходимо изучать сложные для освоения графические редакторы и издательские системы, учащиеся уже знакомы с программой для создания презентаций и с текстовым процессором. В результате, итогом изучения графических редакторов и издательских систем может стать проект, в котором учащиеся представляют результаты своих работ в графических редакторах и в издательских системах в виде отчета в текстовом процессоре и в виде выступления с презентацией. Таким образом, происходит и изучение нового материала, и повторение уже изученного.

Следует также отметить возможность учащихся выступить с презентацией: подготовить речь, выступить с докладом, ответить на вопросы. Из всего этого складывается процесс защиты проекта.

Literature:

1. Zaharova I.G. Information technologies are in education : train aid for the students of higher educational establishments. 5 edition. М. : Publishing center «Academy», 2008. 192 p.

2. Polat E.S. «Method of projects». URL: http:// distant.ioso.ru/project/meth %20project/2.htm (date of appeal: 06.11.15).

171

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.