Раздел III. ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
УДК 336.741.225 (470)
М-Ю. Авдаев МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПЛАТЕЖНЫХ
ИНСТРУМЕНТОВ В ПЛАТЕЖНЫХ СИСТЕМАХ НА ОБЩЕСТВЕННОМ ТРАНСПОРТЕ
Аннотация. Предложены модели проведения платежей за проезд и расчетов между участниками платежной системы1 на общественном транспорте с использованием различные финансовые инструментов - электронные проездные билетов, электронные и мобильные кошельков, а также методика распределения выгручки от продажи пополнения проездные билетов между пассажирскими перевозчиками.
Ключевые слова: локальная платежная система на транспорте, общественным пассажирский транспорт, электронныш проездной билет, электронныш кошелек, транспортная карта, льготная социальная карта.
Mausar Avdaev METHOD OF USING PAYMENT INSTRUMENTS
IN THE PAYMENT SYSTEM AT PUBLIC TRANSPORT
Annotation. Models of payments for travel and payments between participants in the payment system for public transport with the use of various financial instruments such as electronic ticketing, electronic and mobile wallets, as well as the method of distribution of proceeds from the sale of tickets replenishment between passenger carriers are considered.
Keywords: local payment system at transport, public passenger transport, electronic ticket, electronic purse, travel card, preferential social card.
Общественный транспорт представляет собой социально значимую инфраструктуру, что предъявляет особые требования к технологичности и эффективности его работы. Государством предпринимаются действия по стимулированию развития транспорта, в частности, созданию автоматизированных систем учета пассажиров и оплаты проезда. Ключевым фактором развития платежных систем является совершенствование применения в них платежных инструментов. К настоящему времени сложилась инструментальная специализация платежных систем в облуживании платежей. Так, одни системы предназначены исключительно для обслуживания интернет-торговли и строятся на базе электронных денег, другие - на базе микропроцессорных карт [4]. Данная специализация отразилась в отсутствии у большинства систем универсальности и совместимости, что приводит к затруднениям для клиентов при осуществлении платежей между платежными системами [2].
Основу финансового обеспечения платежной модели составляет выбор инструмента оплаты: традиционный электронный проездной билет на базе мультипроцессорной карты; электронный проездной документ с функциями электронного кошелька и возможностью встраивания банковских платежных приложений; электронный платеж с мобильного телефона [2]. На основе данных платежных инструментов можно предложить следующие модели платежей.
1. Модель расчетов, основанная на использовании электронных льготных и полных проездных билетов. Модель основывается на локально используемых проездных электронных билетах двух типов - полных и льготных, которые различаются по объему предоставляемых льгот (процент оплаты стоимости проезда пассажиром), льготодателям (муниципальный, региональный, федеральный бюджеты).
© Авдаев М.Ю., 2014
Финансово-распределительным ядром в платежной системе выступает процессинговый центр, в задачи которого входит распределение денежной выручки между пассажирскими перевозчиками и распределение комиссии между технологическими участниками. Денежные средства от продажи и пополнения электронных проездных билетов от агентов и из пунктов продажи транспортных карт поступают на расчетный счет процессингового центра, открытого в коммерческом банке - участнике транспортной платежной системы. Процессинговый центр имеет возможность ежедневно распределять часть полученной выручки между перевозчиками (соответствующую фактическому количеству предъявлений билетов).
Отдельным аспектом, требующим финансового регулирования, является финансирование дифференцированного льготного проезда в общественном транспорте за счет средств федерального, региональных и местных бюджетов. Для обеспечения работоспособности системы необходимо создать единую информационную базу по льготам разного уровня и обеспечить межбюджетное взаимодействие для оперативного учета операций и возмещения средств. Информация о продаже (выдаче) проездных билетов и об оказании услуг муниципальным льготникам непосредственно передается льготодателю в рамках установившихся отношений органа исполнительной власти с локальной платежной системой. Информация об услугах региональным и федеральным льготникам должна передаваться в централизованном порядке региональным и федеральным бюджетодателям, которые должны обеспечивать своевременное перечисление средств процессинговому центру. Таким образом, статус процессингового центра должен быть повышен в силу возложения на него функций бюджетополучателя и распределителя средств. Параллельно с возмещением затрат перевозчикам процессинговый центр должен удержать и распределить комиссию между участниками платежного процесса. В соответствии с условиями заключаемых агентских и иных договоров с операционными участниками получаемая от пассажирских перевозчиков плата распределяется пропорционально объему совершенных транзакций между операционными участниками.
2. Модель расчетов в локальной транспортной платежной системе, основанная на использовании проездных билетов с функциями электронных кошельков. Основное отличие платежей с электронного кошелька от предыдущей рассмотренной модели в том, что если электронный поездной билет содержит информацию о количестве поездок (т.е. натуральный показатель), то на электронном кошельке хранится сумма денег (т.е. стоимостной показатель), которая может гибко использоваться пассажиром. При традиционной форме оплаты проезда пассажир, проезжающий из одного конца города в другой, и пассажир, проехавший несколько остановок, платят одинаково. Благодаря проведению операций не с количественными показателями поездок, а с электронными денежными средствами появляются возможности введения зонного принципа оплаты проезда и использования различных видов тарифов.
Таким образом, самым общим преимуществом выступает расширение спектра оказываемых услуг и повышение качества обслуживания пассажиров, достижение прозрачности финансовых потоков. С внедрением электронной карты-кошелька на транспорте упростится оплата проезда и увеличится сбор выручки. Недостатком электронных кошельков, как и электронных проездных билетов, является то, что их использование не исключает кондукторов, которые теперь будут выполнять функции контролеров.
С введением электронных кошельков упрощается и финансовое взаимодействие между расчетными и технологическими участниками. Факт предъявления для оплаты проезда электронного кошелька фиксируется считывающими устройствами на транспорте, и требуемая сумма списывается расчетным банком со счета плательщика-пассажира. Одновременно регистрация факта оплаты передается в процессинговый центр, который подтверждает оказание услуги и санкционирует перечисление средств банком в пользу получателей средств (плата за проезд пассажирскому перевозчику и ко-
Раздел III. Финансовый менеджмент
миссия технологических участников). В этой модели роль процессингового центра сужается до технологических функций с минимальным набором финансовых операций, а отношения между владельцем кошелька и расчетным банком становятся прямыми, а не опосредованными.
3. Модель расчетов в локальной транспортной платежной системе, основанная на использовании мобильных кошельков. Развитием предыдущей модели и ее дополнением может стать использование мобильных телефонов для оплаты проезда на общественном транспорте и других аналогичных целей, а также при объединении локальных платежных систем [1]. Для преодоления трудностей, связанных с несовместимостью платежных систем, наличием дополнительных посредников по перечислению средств и дополнительных комиссий, предлагается использовать мобильный телефон в качестве технологической платформы построения платежной системы на транспорте. Для проведения платежей за проезд на транспорте мобильный телефон должен быть обеспечен тремя платежными опциями:
— возможностью обеспечения связи с банком в режиме реального времени;
— возможностью считывания информации с телефона через стационарные считывающие устройства;
— возможностью передачи денежных обязательств непосредственно от одного мобильного устройства другому по беспроводной связи: Bluetooth, Wi-Fi, WiMax.
Наличие трех опций предоставит пользователю выбор инструмента платежа в зависимости от направления перечисления денег и индивидуальных предпочтений плательщика. Кроме того, данная система будет обладать высокой степенью универсальности, так как будет способна обслуживать платежи как в сети интернет, так и вне ее, а также высокой степенью защиты от взлома [3]. Предполагается, что такое внедрение сделает процесс расчетов за проезд более удобным и решит проблему безбилетного проезда. Но вместе с тем систему электронных платежей через мобильный кошелек не способны воспринять малообеспеченные категории пассажиров из-за отсутствия у них мобильных телефонов, отвечающих технологическим требованиям, соответственно, невозможно обеспечить полную собираемость оплаты за проезд.
При использовании мобильного телефона в локальной платежной системе на транспорте появляется новый участник - технологический посредник - сотовый оператор, который берет на себя функции процессингового центра по перечислению платежа. При оплате проезда поручение плательщика о списании средств с мобильного счета передается сотовому оператору, который санкционирует списание средств со счета обслуживающим банком и одновременно информирует процессин-говый центр о совершении платежа. Расчетный банк, в котором хранятся средства на мобильных счетах, перечисляет выручку за оказанные транспортные услуги пассажирским перевозчикам и комиссию процессинговому центру.
Таким образом, современные требования к платежным системам на транспорте требуют совершенствования моделей расчетов и платежей между участниками, для чего необходима разработка вариативных платежных инструментов.
Библиографический список
1. Коробейникова О.М. Развитие платежных систем на общественном транспорте в контексте формирования национальной платежной системы России // Государственный советник [Электронный ресурс]. - 2014. -№ 1(5). - С. 79-86. - Режим доступа: http://gossovetnik.files.wordpress.com/2013/05/14-01.pdf.
2. Коробейникова О.М. Современные финансовые технологии оплаты проезда в общественном транспорте: предпосылки развития и действующие механизмы // Государственное управление. Электронный вестник [Электронный ресурс]. - 2012. - № 31. - Режим доступа: http://e-jornal.spa.msu.ru/images/File/2012/ 31/Korobeinikova.pdf.
3. Коробейникова О.М., Коробейников Д.А. Минимизация финансовых рисков в платежных системах на общественном транспорте // Перспективы науки и образования [Электронный ресурс]. - 2014. - № 1. -С. 273-278. - Режим доступа: http://pnojournal.files.wordpress.com/2014/02/pdf_140150.pdf.
4. Перекрестова Л.В., Коробейникова О.М., Коробейников Д.А. Эволюция платежных инструментов в мировой экономике // Экономика и предпринимательство. - 2013. - № 11. - С. 126-129.