Научная статья на тему 'МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НА УРОКАХ ХИМИИ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ'

МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НА УРОКАХ ХИМИИ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1069
220
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХИМИЯ / ПЕДАГОГИКА / ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / МУЛЬТИМЕДИЙНОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Якушева Галина Ивановна, Коротеева Александра Сергеевна

В данной статье проанализированы имеющиеся цифровые образовательные ресурсы, которые используются в практике обучения химии. Представлены формы реализации цифровых образовательных ресурсов, педагогический результат использования цифровых образовательных ресурсов и их влияние на эффективность обучения по предмету «Химия».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS OF USING DIGITAL EDUCATIONAL RESOURCES IN CHEMISTRY LESSONS.

This article analyzes the available digital educational resources that are used in the practice of teaching chemistry. The forms of implementation of digital educational resources, the pedagogical result of the use of digital educational resources and their impact on the effectiveness of teaching in the subject "Chemistry" are presented.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НА УРОКАХ ХИМИИ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ»

Педагогика

УДК 37.016:54]:004

кандидат педагогических наук, доцент Якушева Галина Ивановна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург); ассистент кафедры химии и методики преподавания химии Коротеева Александра Сергеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург)

МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НА УРОКАХ ХИМИИ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ

Аннотация. В данной статье проанализированы имеющиеся цифровые образовательные ресурсы, которые используются в практике обучения химии. Представлены формы реализации цифровых образовательных ресурсов, педагогический результат использования цифровых образовательных ресурсов и их влияние на эффективность обучения по предмету «Химия».

Ключевые слова: химия, педагогика, цифровые образовательные ресурсы, мультимедийность, информационно-коммуникативные технологии.

Annotation. This article analyzes the available digital educational resources that are used in the practice of teaching chemistry. The forms of implementation of digital educational resources, the pedagogical result of the use of digital educational resources and their impact on the effectiveness of teaching in the subject "Chemistry" are presented.

Key words: chemistry, pedagogy, digital educational resources, multimedia, information and communication technologies.

Введение. Информационные технологии представляют собой неотъемлемую часть целостного образовательного процесса в современной школе и существенно позволяют повысить его эффективность.

В последнее время наиболее активно ведутся работы по разработке компьютерных программ и программного обеспечения для создания цифровых образовательных ресурсов, которые позволяют сделать процесс обучения более эффективным.

Изложение основного материала статьи. Цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) - содержательно обособленный информационный объект, предназначенный для образовательных целей и представленный в цифровой, электронной, «компьютерной» форме.

Применение ЦОР на уроках химии решает важные задачи школьного химического образования:

S формирование информационной компетентности школьников;

S информационная поддержка учителя и школьника при подготовке к уроку, на уроке;

S повышение познавательной активности школьников на уроках химии.

Использование ЦОР уместны на всех этапах урока: как на актуализации знаний, так и контроль и оценка знаний, умений и навыков, так же при подготовки домашнего задания.

Внедрение в образование цифровых образовательных ресурсов является актуальной темой для современности. В работах Беспалько П.И., Круглик Т.М., Машбиц Е.И., Полат Е.С., Селевко Г.И. проводится полный анализ учебно-методических возможностей современных средств компьютерных технологий при обучении различных предметов [1; 5; 6].

При анализе педагогической литературы выявлено, что при использование ЦОР повышается эффективность и качество образовательного ресурса. Нужно учитывать, что использование компьютерных технологий в школьном курсе химии должно соответствовать принципу целесообразности и быть методически обоснованным.

Наиболее грамотно описаны проблемы использования ЦОР в школьном курсе химии в работах следующих методистов: Зашиваловой Е.Ю., Кузнецовой Н.Е., Сыромятниковой А.А. [2; 3; 5].

Беспалько П.И., Круглик Т.М. - провели анализ учебно- методических возможностей современных средств ИКТ используемых на уроках химии, Пак М.С. - разработала методику развития интегративного стиля мышления в связи с использованием электронных образовательных ресурсов; разработала систематизацию цифровых образовательных ресурсов. Зашивалова Н.Е., Кузнецова Н.Е. - разработали средства программного обеспечения для визуализации природных явлений и процессов. Р. Гмох - разработал теорию компьютеризации профессионально-методической подготовки учителей химии, определил основные направления использования компьютерной техники в процессе обучения будущих специалистов. Асицкая А.Ф. - разработала педагогические, технические и методические основы применения ИКТ при обучении химии [2; 3; 4; 5; 6].

М.С. Пак дает самую четкую квалификацию ЦОР. В ее квалификации ЦОРы разделены на группы:

1. Цифровые образовательные ресурсы с текстовой информацией:

1.1. Задачи, тесты;

1.2. Энциклопедии;

1.3. Учебники, учебные пособия.

2. Цифровые образовательные ресурсы с визуальной информацией:

2.1. Объекты виртуальной реальности;

2.2. Коллекции учебных видео фрагментов, фотографий, портретов;

2.3. Символьные объекты: диаграммы, схемы, графика.

3. Цифровые образовательные ресурсы с аудио и видео информацией:

3.1. Энциклопедии.

3.2. Аудиозаписи выступлений и музыкальных сопровождений.

4. Цифровые образовательные ресурсы с комбинированной информацией:

4.1. Задачники, тесты;

4.2. Энциклопедии;

4.3. Учебные пособия и электронные учебники.

5. Интерактивные модели:

5.1. Объекты виртуальной реальности;

5.2. Химические виртуальные лаборатории;

5.3. Предметные лабораторные практикумы [4].

В своих работах Пак М.С. рассматривает в каких формах ЦОР могут быть представлены на уроках химии:

1. Интерактивные компоненты (вопросы, задачи, контрольные и самостоятельные работы, интерактивные модели, анимации, виртуальная лаборатория, реалистические и синтезированные изображения).

2. Демонстрационная графика (графики, диаграммы, иллюстрации, анимации, видеофрагменты).

3. Тексты (параграфы текста, тексты со звуком, биографии ученых, таблицы).

4. Материалы для учителя (презентации, разработки уроков) [4].

Методика реализации ЦОР в обучении химии, позволяет увеличить степень обученности и повышает интерес учащихся к изучению предмета.

В связи со сложившейся эпидемиологической ситуацией, связанной с распространением Covid-19, многие учебные заведения переходят на дистанционное обучение. При такой ситуации использование цифровых образовательных ресурсов, как нельзя актуально. При дистанционном обучение использование ЦОР может быть на различных частях урока, как при проверке домашнего задания, так и при изучении новой темы, или же ее закрепление. ЦОР может помочь в проведение лабораторных и практических работ, это очень актуально для уроков химии. При дистанционном обучении очень страдает химический эксперимент, лабораторные работы с проведением химических опытов. В данном случае, очень может помочь виртуальная химическая лаборатория.

Использование ЦОР при дистанционном обучении обеспечит наглядность, может помочь повысить объем выполняемой работы, обеспечивает возможность самостоятельной и научно-исследовательской деятельности.

Основная цель использования ЦОР - - помочь учителю в решении сочетания традиционных методов обучения и

современных информационных технологий.

В современном мире возможность использования ЦОР при дистанционном обучение может быть разнообразно

применено, при этом обучение данного вида не чуть не будет уступать традиционному уроку.

Например, используем лекцию в режиме реального времени через платформу Zoom или конференцию в чате, где

непосредственно учителю могут задать вопрос сразу по непонятным пунктам и получить ответ. Использование презентации на таком уроке-лекции придаст наглядности и соответственно лучшему усвоению информации. Примером использования цифровых образовательных ресурсов может служить коллективная проектная работа, использовать ее можно при изучении

темы «Кислородосодержащие органические соединения».

Методика применения цифровых образовательных ресурсов педагогом на уроках определяется конкретными педагогическими задачами, которые он решает при изучении учебного предмета. Решение педагогических задач возможно при комплексном использовании различных видов программных средств. На различных типах уроков химии необходимо применять различные модели использования компьютерной техники в образовательном процессе.

Учебное видео, основная функция которого иллюстративная. Учебное видео может быть показано в качестве эпиграфа, задающего тему урока, также с помощью материалов видеозаписи можно демонстрировать химический эксперимент. В процессе объяснения нового материала, имеет смысл демонстрация тех экспериментов, которые невозможно провести «в живую» по различным причинам: это опыты, связанные с реактивами запрещенными к использованию в школьной практике и веществами, которых нет в школьной лаборатории. Однако об этих реакциях идет речь в школьном учебнике, даны их описания, приведены уравнения. Также, учебное видео может использоваться на этапе закрепления, когда нет условий заново, провести демонстрационные опыты, показанные на предыдущих уроках, но легко осуществим показ тех же экспериментов в цифровом варианте, причем с большей экономией времени. Примером учебного видео, может служить реакция «Взрыв ацителена с кислородом» при изучении темы «Алкины. Ацителен». В процессе изучения химических свойств ацителена можно продемонстрировать данный опыт.

Мультимедийная презентация - позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в долговременную память учащихся.

Когда на уроке невозможно демонстрировать понятие (строение атома, образование химической связи) эффективно использование презентаций, которые демонстрируются на экране. Это обеспечивает наглядность и хорошо запоминается. Важно помнить, что на уроке главной всегда остается работа с текстом, презентация должна демонстрироваться не более 25 минут, необходима смена деятельности, смена поз, движение. При изучении темы «Кристаллическая решетка металлов» можно использовать презентацию, в которой будет демонстрация кристаллической решетки например натрия № или меди Си.

В условиях образовательного учреждения не всегда возможно проведение демонстрационных опытов, лабораторных и практических работ из-за отсутствия необходимого оборудования, реактивов или их токсичности. Тогда изучение материала возможно при использовании преподавателем «Виртуальной химической лаборатории» по неорганической и органической химии.

Виртуальные опыты могут применяться перед непосредственной работой в лаборатории и для повторения правил техники безопасности во время выполнения работы. При работе в «Виртуальной химической лаборатории» учащиеся могут собирать лабораторное оборудование и проводить виртуальные химические эксперименты. Во время выполнения опыта, ученики заносят свои наблюдения, уравнения химических реакций и выводы в лабораторный журнал.

Также «Виртуальная химическая лаборатория» может использоваться на этапе изучения нового материала. Например, при изучении новой темы: «Алканы». При рассмотрении строения, изомерии и гомологии алканов, дается задание в группах, каждая группа получает свою молекулу предельного углеводорода и строит ее с помощью виртуальной химической лаборатории. Затем каждая группа представляет свой ответ на интерактивной доске.

Виртуальная лаборатория представляет собой совокупность практических работ и опытов. В виртуальной лаборатории представлены самые разнообразные опыты, начиная от простых и сложных веществ, которые могут быть применены при изучении темы: «Предмет химии. Вещества» или «Простые вещества - металлы» до гидролиза, который может быть применен, при проведение практического занятии по теме: «Скорость химических реакций. Химическое равновесие».

Виртуальная химическая лаборатория позволяет связать между собой наглядно теоретические и практические занятия.

Материалы Единой коллекции Цифровых Образовательных Ресурсов (ЦОР) позволяют учителю подготовить урок с использованием ИКТ быстро и качественно, потому что все материалы коллекции подобраны по темам уроков и готовы к использованию в качестве дидактического и наглядного материала. Их можно использовать для создания презентаций, или отдельно в виде интерактивных заданий или иллюстраций на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле.

Например, внедрить в урок проверочные тестовые задания, интерактивные тренажеры. Урок путешествие по теме «Кислоты, их классификация и свойства». Урок проводится путешествия по станциям, всего три станции. Первая станция -«Химические определения», вторая станция - «Химическое тестирование», третья станция - «Конечная». На станции «Химическое тестирование», используется Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. Учащиеся выполняют интерактивное тестирование.

При окончании такого тестового задания учащиеся сразу получают результат и могут объективно оценивать свои знания.

Использование ЦОР на различных этапах урока в сочетании с традиционными методами обучения обеспечивает более высокий уровень образовательного процесса, способствует повышению качества знаний, развивает творческие способности учащихся.

Цифровые образовательные ресурсы на уроках химии делают его интересным и увлекательным, но важно помнить, что использование интерактивных методов обучения должно быть целесообразным и методически оправданным.

Экспериментальное исследование по выявлению целесообразности эффективности предложенной методики реализации ЦОР проводилось в естественных условиях обучения без нарушения образовательного процесса, в течение 2015-2022 учебных годов на базе МОАУ Гимназия №2, МОАУ Гимназия № 3 г. Оренбурга, ФГБОУ ВО «ОГПУ».

Целью экспериментального исследования была проверка рабочей гипотезы исследования, выявления влияния методики реализации ЦОР на уровень качества среднего общего химического образования школьника, характеризующий его готовность к дальнейшему образованию и самообразованию, и выражающийся в сформированности системных знаний и обобщенных умений их применять.

В процессе организации проведения педагогического эксперимента и интерпретации его результатов, нами использовались разнообразные методы. Для определения эффективности реализации разработанной методики использовался сравнительный педагогический эксперимент.

Интеграция ЦОР в обучении способствует доступности, эффективности, формированию информационной культуры обучающихся.

С целью качественной и количественной оценки уровня развития познавательного интереса к изучению химии нами была разработана методика реализации ЦОР на уроках химии в традиционном и дистанционном формате.

При получении данных, нами были применены различные способы обработки данных. На первом этапе эксперимента были получены анкетные данные в которых нами были выявлены интересы учащихся к различным областям химической науки.

Наиболее простая диагностика отношения к предмету у учащихся осуществляется по методике Г.Н. Казанцевой, данная методика осуществляет качественный анализ отношения к предмету химия [4; 7].

Диагностика проходила следующим образом, учащимся предлагалось выделить те пункты, которые отражали их отношение к предмету.

По результатам диагностики по теме интереса к предмету химия, учащиеся в своих ответах разделились на следующие группы: предмет необходим для сдачи ЕГЭ (40%), интересен по содержанию (25%). Учащиеся так же отметили факторы, которые влияют на интерес к изучению химии следующие: недостаток практических действий учащихся (30%), и трудность в изучении химии (50%).

Дополнительно к данной анкете, учащимся было предложено ответить на вопросы:

1. Изучение каких тем в химии вам наиболее интересно?

2. Какие из форм организации работы на уроке химии вас заинтересовали больше всего и почему?

3. Полученные знания на уроках химии вам пригодятся в жизни?

Анализ анкетных данных показал следующее: 19% - не ответили на вопрос, 39% - желают наблюдать демонстративные эксперименты и выполнять практические работы, 17% - хотят знать о химических веществах, встречающихся в быту, 10% - хотели бы знать жизнь до возникновения науки химии, 15% - хотели бы поработать в виртуальной лаборатории.

При ответе на анкету с ответом на вопрос: «Какие темы в курсе химии вас не интересуют больше остальных?» -большинство учащихся ответило: стехиометрические законы, типы связей. На вопрос что вам наиболее интересно и не интересно в курсе химии, учащие ответили следующее: «В курсе химии мне нравится: мультимедийное сопровождение во время урока (41%), лабораторные работы (59%)»; «В курсе химии мне не нравится: большое количество теоретического материла (60%), отсутствие желания решать задачи (18%), не интересный материал (13%).

С целью выявления изменений в качестве знаний учащихся была определена степень обученности учащихся (СОУ), по методике, предложенной В.П. Симоновым. Под степенью обученности учащихся (СОУ) понимается совокупность пяти последовательных уровней усвоения знаний [7].

Для анализа ответов была использована методика, которая направлена на определение степени обученности учащихся и соответствующего ей уровня усвоения знаний.

Результаты проведенного нами исследования показывают, что в течение проводимого исследования у школьников постепенно возрастает способность к переносу знаний в новую ситуацию, возрастает интерес к предмету, повышается обученность.

Выводы. По результатам эксперимента можно сделать вывод что предложенная методика по реализации цифровых образовательных ресурсов в процессе обучения химии является эффективной. Поэтому применения цифровых образовательных ресурсов в сочетании с традиционными средствами обучения являются эффективными средствами обучения.

Следует отметить, что при проведение уроков в традиционном формате степень обученности при использование ЦОР гораздо выше, чем при использование тех же ЦОР на тех же уроках в дистанционном режиме. То есть при дистанционном обучении качество знаний и степень обученности становится меньше. При переходе в дистанционный режим обученность понижается, следовательно уменьшается качество знаний.

Литература:

1. Беспалько, В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения / В.П. Беспалько. - М.: Высшая школа, 2001. - 243 с.

2. Зашивалова, Е.Ю. Методика компьютерного обучения химии средней школе: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Е.Ю. Зашивалова. - М.: Академия, 2005. - 167 с.

3. Кузнецова, Н.Е. Технологизация процесса обучения учителей химии в педвузе применению персональных компьютеров / Н.Е. Кузнецова, И.В. Марусева // Химия в школе. - 2006. - №3. - С. 25-33.

4. Пак, М.С. Дидактика химии: учебно-методическое пособие для студентов вузов / М.С. Пак. - М.: Знание, 2012. - 457 с.

5. Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е.С. Полат [и др.]; науч. ред. Е.С. Полат. - М.: Изд. Центр «Академия», 2008. - 272 с.

6. Титов, И.В. Методика применения информационных технологий в обучении химии: учебное пособие / Е.В. Титов, Л.В. Морозова. - М.: Академия, 2010. - 176 с.

7. Якушева Г.И. Цифровые образовательные ресурсы как средство обучения на уроках химии / Г.И. Якушева, Н.С. Шестаева // Инновационные процессы в области естественнонаучного и социально-гуманитарного образования. IV международная научно-практическая конференция. Оренбург, 21 марта 2019 г. / Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, ФГБОУ Во «ОГПУ». - Оренбург, экспресс-печать, 2019. - С. 417-422.

Психология

УДК 159.9.07

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

кандидат психологических наук, доцент Балакирева Нина Алексеевна

Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Государственный гуманитарно-технологический университет» (г. Орехово-Зуево); кандидат педагогических наук, доцент Ахметшина Ирина Анатольевна Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Государственный гуманитарно-технологический университет» (г. Орехово-Зуево); кандидат психологических наук, доцент Лосева Алла Аскольдовна Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Государственный гуманитарно-технологический университет» (г. Орехово-Зуево)

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА ДЕСТРУКТИВНЫХ КОНФЛИКТОВ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ ПОДРОСТКОВ

Аннотация. В современной психологии конфликта на данный момент нельзя выделить общепризнанное понимание сущности и природы межличностных конфликтов. В любой социальной структуре, в которой можно обнаружить наличие межличностных отношений, будут отмечаться межличностные конфликты. В обществе между людьми формируется наличие сложной системы отношений - социальные и психологические. В образовательной среде довольно часто возникают конфликты межличностного характера среди подростков. Межличностные конфликты в классном коллективе, носящие затяжной, деструктивный характер, могут привести к ухудшению психологического самочувствия обучающихся, создать напряженную и негативную обстановку, вызвать чувство неудовлетворенности учебой, снижение успеваемости. Причинами межличностных конфликтов в классном коллективе являются недоразумения, вызванные неправильным пониманием старшим школьниками друг друга, межличностная несовместимость, несовпадение социальных установок, ценностных ориентаций, интересов, мотивов, характеров, темпераментов, психофизических реакций и индивидуально-психологических характеристик. Все это негативно сказывается на эффективности освоения школьной программы. Педагогам-психологам необходимо изучать межличностные конфликты в образовательной среде, выяснять их причины, условия и факторы, влияющие на их возникновение, разрабатывать методы и способы организации профилактики деструктивных конфликтов в межличностных отношениях школьников. Формирование социально-психологического климата класса происходят под влиянием индивидуально-личностных особенностей старших школьников, которое способствует или мешает формированию духа общности в группе. Индивидуально-личностные особенности обучающихся обуславливают ролевые, статусные и лидерские процессы в группе старшеклассников. Цель исследования: определить эффективные способы психолого-педагогической профилактики деструктивных стратегий конфликтного поведения подростков в условиях образовательной организации. Методы исследования: метод теоретического анализа и систематизации научных идей, тестирование, опрос, педагогический эксперимент, анализ результатов. Основные выводы и их значимость: система профилактики деструктивных конфликтов в межличностных отношениях подростков будет наиболее эффективна, если педагог-психолог владеет современными методами и технологиями в области конфликтологии, использует разнообразные формы работы и взаимодействия с обучающихся в рамках профилактики деструктивных конфликтов в межличностных отношениях подростков. На основании проведенного исследования разработаны практические рекомендации по организации деятельности педагога-психолога по профилактике деструктивных конфликтов в межличностных отношениях подростков. При их выполнении получится повысить уровень сплоченности и улучшить психологический климат коллектива школьников в процессе работы по коррекции конфликтного поведения подростков.

Ключевые слова: подросток, межличностные отношения, деструктивный конфликт, педагог-психолог, профилактика.

Annotation. In modern psychology of conflict, at the moment it is impossible to single out a generally accepted understanding of the essence and nature of interpersonal conflicts. In any social structure in which interpersonal relationships can be found, interpersonal conflicts will be noted. In society, a complex system of relations is formed between people - social and psychological. In the educational environment, interpersonal conflicts often arise among adolescents. Interpersonal conflicts in the class team, which are of a protracted, destructive nature, can lead to a deterioration in the psychological well-being of students, create a tense and negative environment, cause a feeling of dissatisfaction with learning, and a decrease in academic performance. The causes of interpersonal conflicts in the class team are misunderstandings caused by misunderstanding of each other by older students, interpersonal incompatibility, mismatch of social attitudes, value orientations, interests, motives, characters, temperaments, psychophysical reactions and individual psychological characteristics. All this negatively affects the effectiveness of the development of the school curriculum. Psychologists need to study interpersonal conflicts in the educational environment, find out their causes, conditions and factors influencing their occurrence, develop methods and methods for organizing the prevention of destructive conflicts in the interpersonal relations of schoolchildren. The formation of the socio-psychological climate of the class occurs under the influence of the individual and personal characteristics of older students, which contributes or hinders the formation of a spirit of community in the group. The individual and personal characteristics of students determine the role, status and leadership processes in the group of high school students. Purpose of the study: to determine effective methods of psychological and pedagogical prevention of destructive strategies of conflict behavior of adolescents in an educational organization. Research methods: method of theoretical analysis and systematization of scientific ideas, testing, survey, pedagogical experiment, analysis of results. The main conclusions and their significance: the system of prevention of destructive conflicts in interpersonal relations of adolescents will be most effective if the teacher-psychologist owns modern methods and technologies in the field of conflictology, uses various forms of work and interaction with students in the framework of the prevention of destructive conflicts in interpersonal relations of adolescents. On the basis of the study, practical recommendations were developed for organizing the activities of a teacher-psychologist to prevent destructive conflicts in interpersonal relations of adolescents. When they are implemented, it will be possible to increase the level of cohesion and improve the psychological climate of the team of schoolchildren in the process of correcting the conflict behavior of adolescents.

Key words: teenager, interpersonal relations, destructive conflict, educational psychologist, prevention.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.