Научная статья на тему 'МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФОРСАЙТ ТЕХНОЛОГИИ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗОВ'

МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФОРСАЙТ ТЕХНОЛОГИИ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
166
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
инновации / технология форсайта / метод / иностранный язык / прогнозирование / анализ / критическое мышление. / innovation / Foresight technology / method / foreign language / prediction / analysis / critical thinking.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ахмедова, Лайлохон Толибжоновна

В статье рассматриваются определения технологии Форсайт, история ее возникновения; описывает методику использования таких методов технологии Форсайт как «Карта прогнозов» и метод «Дельфи» в обучении иностранным языкам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS FOR USING FORESIGHT TECHNOLOGY IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF UNIVERSITIES

The article discusses the definitions of Foresight technology, the history of its origin; describes the method of using such methods of Foresight technology as "Prediction Map" and the "Delphi» method in teaching foreign languages.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФОРСАЙТ ТЕХНОЛОГИИ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗОВ»

"Uzbekistan-China: development of R VOLUME 1 | SPECIAL ISSUE 1

cultural, historical, scientific and Q ISSN 2181-1784

economic relations" SJIF 2021: 5.423

МЕТОДИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФОРСАЙТ ТЕХНОЛОГИИ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗОВ

d 10.24412/2181-1784-2021-1-6-10

Ахмедова Лайлохон Толибжоновна,

Доктор педагогических наук, профессор, Узбекский государственный

университет мировых языков

Annotation. The article discusses the definitions of Foresight technology, the history of its origin; describes the method of using such methods of Foresight technology as "Prediction Map" and the "Delphi» method in teaching foreign languages.

Key words: innovation, Foresight technology, method, foreign language, prediction, analysis, critical thinking.

Языкам нельзя научить. Им можно только научиться. Так гласит один из девизов личностно-ориентированного подхода, который реализуется в практике преподавания языков. Базовыми положениями данного подхода являются направленность на развитие личности обучаемого как активного субъекта учебной деятельности; повышение роли самостоятельной работы, контроля и самоконтроля за ходом и результатом овладения языком.

В этой связи, как мы неоднократно подчёркивали в ряде наших статей, проблема изучения и использования инновационных технологий обучения языкам в профессиональной подготовке студентов становится актуальной.

Целью данной статьи является описание методов Форсайт технологии в учебно-воспитательном процессе вузов, которая направлена на совершенствование профессиональной подготовки и воспитание способности и готовности студентов к самостоятельному изучению языков.

Слово "Форсайт" в переводе с английского (foresight) означает "взгляд в будущее, дальновидность, предвидение, прогнозирование". Впервые термин "foresight" употребил известный писатель-фантаст Герберт Уэллс (Herbert Wells) в 1902 г., выступая в Королевском институте (Royal Institution) с лекцией «Открытие будущего» (The Discovery of the Future). Основной тезис заключался в том, что будущее познаваемо, его можно предвидеть с помощью научных методов. Он предложил ввести особую специальность "профессор

6

предвидения", который, подобно историку, будет анализировать и находить применение будущим технологическим открытиям [1].

Начали применять технологию Форсайт в конце 50-х годов в оборонном секторе США в работе консультантов корпорации RAND (Research and Development — «Исследования и разработка»), где решались задачи определения перспективных военных технологий. В 90-е годы прошлого столетия Форсайт-технология вышла за рамки науки и технологий и стала широко использоваться для анализа перспективных рынков, а в последнее время в число её применений вошло и прогнозирование социальных процессов, а также формирование инфраструктуры национальных инновационных систем.

Вначале технологию Форсайт стали применять для развития бизнеса. Сейчас она используется в разных отраслях и сферах, следует отметить, что в современной педагогике с недавних пор стали применять Форсайт технологию на занятиях естественно-научного цикла, в частности на занятиях физики, биологии, химии и информатики, но практика применения в изучении иностранных языков пока еще мало разработана, как и сама теория.

Считаем, сегодня важно применять Форсайт технологию в педагогике в обучении иностранным языкам, поскольку происходят масштабные изменения в самом образовании. Форсайт технология позволяет через прогнозирование выявить основные угрозы и возможности языкового развития в образовании в текущем учебно-воспитательном педагогическом процессе.

В настоящий момент отсутствует единое определение технологии Форсайта. Каждая организация, страна, группа экспертов, занимающиеся Форсайтом, предлагают свое определение, которое подчеркивает и выделяет тот или иной аспект Форсайт-технологии.

По мнению специалистов Community Research & Development Information Service (CORDIS - программа ЕС по информационным услугам в области исследований и разработок) Форсайт включает в себя действия, ориентированные на мышление, обсуждение и очерчивание будущего, в частности, это открытая дискуссия о будущем - определение возможного будущего, создание желаемого образа будущего и определение стратегий его достижения, например, деятельность общественных фондов.

Американский исследователь Бен Мартин считает, что Форсайт — это систематическая попытка заглянуть в долгосрочное будущее науки, технологии, экономики и общества [2].

На наш взгляд, Форсайт технология - это методика прогнозирования будущего, играющая важную роль в образовательной структуре учебно-воспитательного процесса, в частности, в обучении иностранным языкам, так как способствует выработке прогнозных компетенций, развитию критического и логического мышления, совершенствованию всех видов речевой деятельности обучающихся, так как для Форсайт технологии характерно то, что знания и способы деятельности не преподносятся в готовом виде, не предлагаются правила и инструкции, а весь смысл технологии заключается в стимулировании поисковой деятельности обучающихся.

По нашему мнению, Форсайт технология вобрала в себя десятки традиционных и инновационных методов, это проектный метод, метод Дельфи, SWOT- анализ, ТРИЗ метод, дерево решений, карта прогноза и другие.

В качестве примера рассмотрим методику использования таких методов Форсайт технологии, как «Карта прогноза» и метод Дельфи в обучении иностранным языкам.

Например, «Карта прогноза» (Prediction Chart) развивает речь и критическое мышление студентов, а также формирует умение предсказывать, анализировать, сравнивать различные события и поступки. С помощью метода «Карта прогноза» формируются прогностические навыки студентов. Так, при работе с художественным/учебным текстом, вначале, перед чтением рассказа, преподаватель обсуждает со студентами название рассказа (если есть иллюстрация перед рассказом, то можно поговорить и о ней). Студенты пытаются спрогнозировать содержание рассказа по названию. Они могут высказывать свои предположения о главных героях и событиях. Затем, после прочтения, сравнивают свои предположения с тем, что действительно происходило в рассказе. Схематично «Карта прогноза» выглядит следующим образом: Таблица 1

КАРТА ПРОГНОЗА

Главы, параграфы Мои предположения: что Что на самом деле

произойдёт? произошло?

Глава 1

Глава 2

Заполняя эту карту, студенты учатся анализировать сходство и различия в поступках героев, сравнивать схожие описания и события. Карта прогноза может заполняться индивидуально или в группах с последующим обсуждением в аудитории, т.е. коллективно. Также можно использовать этот метод для последующего написания сочинения на определенную тему. Тему сочинения может предложить преподаватель, а также студент сам может выбрать тему по собственному усмотрению. Преподаватель должен предварительно провести обсуждение определенных вопросов, помогающих студентам сформулировать собственное мнение.

Метод Дельфи (или, как его ещё называют метод дельфийского оракула) - метод быстрого поиска решений, основанный на их генерации в процессе мозговой атаки, проводимой группой студентов, и отбора лучшего решения, исходя из экспертных оценок. Название этого метода обязано древнегреческому городу Дельфи, известному своими мудрецами -предсказателями будущего. Он был разработан в США в 1964 году О. Хелмером и Т. Гордоном. Ценность его использования заключается в том, что предоставляется возможность практически использовать все виды речевой деятельности, также обеспечивается индивидуализация и дифференциация обучения с учетом интересов и склонностей студентов. Посредством использования метода Дельфи реализуется личностно-ориентированный подход к обучению, соблюдается основной принцип этого подхода: в центре обучения находится студент и его учебная деятельность.

В процессе использования дельфийского метода принимают участие две группы людей: первая группа - это эксперты, представляющие свою точку зрения на исследуемую проблему; вторая группа - это аналитики, приводящие мнения экспертов к единому знаменателю. Сам же метод Дельфи подразумевает несколько этапов. Всего различают три этапа - это предварительный этап, основной этап и аналитический этап.

На предварительном этапе производится подбор экспертной группы. В неё может входить любое количество человек, однако рекомендуется формировать группу из 10 человек и не более по возможности.

На основном этапе ставится проблема - эксперты получают основной вопрос, а их задачей является деление его на несколько более мелких. Аналитики производят отбор самых распространённых вопросов и составляют общий опросник. Полученный опросник вновь представляется экспертам. Они должны сообщить, следует ли ещё что-то добавить, хватает ли данных, нет ли

какой-то дополнительной информации по проблеме. Таким образом, получается 10 ответов (зависит от количества экспертов) с подробной информацией. Аналитики составляют ещё один опросник. Новый опросник снова предоставляется экспертам. Теперь им нужно предложить свои способы решения проблемы и изучить альтернативные позиции остальных экспертов. Здесь производится оценка эффективности, наличия ресурсов, актуальности способов решения. Аналитики выделяют основные мнения экспертов и стараются их сблизить. Если чьи-то мнения идут в разрез с мнением большинства, эти мнения озвучиваются экспертам. В итоге, эксперты могут изменить свои позиции, после чего данный шаг снова повторяется. Шаги повторяются снова и снова до тех пор, пока эксперты не придут к консенсусу, и не будет установлено единого мнения. А исследование аналитиками расхождений во мнениях членов экспертной группы может указать на незамеченные до этого тонкости проблемы. В конце концов, выносится общая оценка, и составляются практические рекомендации по решению проблемы.

На аналитическом этапе проверяется согласованность мнений экспертов, анализируются полученные выводы и разрабатываются окончательные рекомендации.

Наряду с представленной структурой дельфийского метода, существуют и другие его модификации, которые мы раскроем в последующих наших статьях. Таким образом, форсайт технология — это инновационная технология обучения, вобравшая в себя ряд методов, и по своему содержанию и структуре синтезирующая творческие процессы педагога и студентов. Благодаря форсайт технологии у студентов можно воспитать исследовательский подход к решению учебных проблем и профессиональных задач. Применение данной технологии способствует формированию понимания познания, совершенствует профессиональную готовность к развитию педагогического творчества и профессионального мастерства.

ЛИТЕРАТУРА

1. Каньин К. Форсайт науки, технологий и инноваций в Бразилии / Журнал «Форсайт». - № 2. - 2014.

2. Соколов А. В. Форсайт: взгляд в будущее / Журнал «Форсайт». - № 1. - 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.