Научная статья на тему 'Методика исполнительского анализа в процессе изучения стихотворения Валерия Трямкина «Мой мир, обледенелый север. . . »'

Методика исполнительского анализа в процессе изучения стихотворения Валерия Трямкина «Мой мир, обледенелый север. . . » Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1270
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ / ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЙ АНАЛИЗ / ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ / СТРОФА / РАЗМЕР / ПАУЗА / DRAMATIC READING / PERFORMING ANALYSIS / DECLAMATION / STANZA / METRE / PAUSE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Сердобинцева Елена Александровна

В статье рассматривается методика исполнительского анализа в процессе изучения стихотворения В. Трямкина «Мой мир, обледенелый север…». В связи с этим предлагаются различные приемы и подходы к реализации данного анализа художественного текста. Автор статьи на конкретном текстовом материале дает различные формулировки вопросов и заданий, направленные на формирование литературной компетенции учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGY OF PERFORMING ANALYSIS IN THE PROCESS OF THE STUDY OF VALERII TRYAMKIN’S POEM “MY WORLD, THE ICE-COVERED NORTH...”

The article discusses the methodology of performing analysis while studying V. Tryamkin’s poem “My World, the Ice-Covered North...”. In connection with this the paper suggests various techniques and approaches to the implementation of this kind of the literary text analysis. The author of the article basing on concrete textual material gives different formulations of questions and tasks aimed at the formation of students’ literary competence.

Текст научной работы на тему «Методика исполнительского анализа в процессе изучения стихотворения Валерия Трямкина «Мой мир, обледенелый север. . . »»

Сердобинцева Елена Александровна

МЕТОДИКА ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО АНАЛИЗА В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ СТИХОТВОРЕНИЯ ВАЛЕРИЯ ТРЯМКИНА "МОИ МИР, ОБЛЕДЕНЕЛЫЙ СЕВЕР..."

В статье рассматривается методика исполнительского анализа в процессе изучения стихотворения В. Трямкина "Мой мир, обледенелый север...". В связи с этим предлагаются различные приемы и подходы к реализации данного анализа художественного текста. Автор статьи на конкретном текстовом материале дает различные формулировки вопросов и заданий, направленные на формирование литературной компетенции учащихся. Адрес статьи: www.gramota.net/materials/2/2016/11 -3/61 .html

Источник

Филологические науки. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2016. № 11(65): в 3-х ч. Ч. 3. C. 201-203. ISSN 1997-2911.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/2.html

Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/2/2016/11-3/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: phil@gramota.net

УДК 372.882

В статье рассматривается методика исполнительского анализа в процессе изучения стихотворения В. Трям-кина «Мой мир, обледенелый север... ». В связи с этим предлагаются различные приемы и подходы к реализации данного анализа художественного текста. Автор статьи на конкретном текстовом материале дает различные формулировки вопросов и заданий, направленные на формирование литературной компетенции учащихся.

Ключевые слова и фразы: литературное чтение; исполнительский анализ; выразительное чтение; строфа; размер; пауза.

Сердобинцева Елена Александровна, к. пед. н., доцент

Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева га3Ю8@таИ ги

МЕТОДИКА ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО АНАЛИЗА В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ СТИХОТВОРЕНИЯ ВАЛЕРИЯ ТРЯМКИНА «МОЙ МИР, ОБЛЕДЕНЕЛЫЙ СЕВЕР...»

Литература сегодня как факт существования духовно-нравственной жизни общества и как школьный предмет остается, может быть, единственной нравственной опорой, чистым источником, питающим духовную жизнь людей. Но нравственные ценности не переходят из книг в душу читателя автоматически - нравственное чувство развивается, нравственные убеждения формируются, и особенно интенсивно в детском и юношеском возрасте. Значит, именно в школе мы должны пробудить, а затем и сформировать у детей интерес и любовь к чтению, развить способность к восприятию красоты, емкости художественного слова, его нравственного потенциала.

На уроках литературного чтения научившиеся читать дети должны полноценно воспринимать художественный текст, интерпретировать, осознавая его образную природу. Иными словами, они должны с помощью воображения войти в «нарисованную» писателем жизнь, пережить ее как реальную, прочувствовать тот мир «красок жизни», который волновал писателя в процессе создания текста; отозваться душой на переживания героев и соотнести их со своей жизнью и своими переживаниями, понять авторскую идею и насладиться его умением владеть словом. Но чтобы это произошло, учитель сам должен понимать, что литература -это вид искусства, причем искусства слова, что на уроке литературного чтения «нужно работать на уровне искусства и по возможности его методами» [2, с. 54], а главное - он сам должен уметь анализировать художественный текст. Это «глобальная», на наш взгляд, задача стоит сегодня перед учителем-словесником. На уроке литературы учащиеся не просто знакомятся с художественным текстом, анализируют его, они должны и воссоздать прочитанное в звучащем слове. К сожалению, в учебном плане общеобразовательных учреждений нет специального курса выразительного чтения, предполагается, что он входит как составляющий компонент в литературное образование. Особенно это актуально в классах среднего звена. Как распланировать учебное время учителю-словеснику, чтобы уделить должное внимание подготовке к выразительному чтению? Рассмотрим основные аспекты исполнительского анализа художественного текста.

Если учитель ставит целью подготовку учащихся к выразительному чтению, необходим специальный анализ произведения - анализ исполнительский. Он характеризуется именно своей четкой целенаправленностью: помочь учащимся вжиться в произведение, чтобы изображенное автором стало близким им и волновало бы как непосредственно наблюдаемое и пережитое. Необходимым и специфическим компонентом исполнительского анализа является определение творческих исполнительских задач, требующее уяснения, что и для чего хочет передать исполнитель слушающим, читая данное произведение. Исполнительский анализ, имея много общего с принятым школьным анализом и частично совпадая с ним, представляет собой особый способ раскрытия художественного произведения, так как соотносится с искусством чтения [1, с. 8-9].

Яркое воображение, сильный эмоциональный отклик, активная мысль характеризуют всегда хороший анализ литературного произведения в школе. Но в процессе принятого школьного анализа учащиеся получают определенные литературоведческие знания, приобретают умение построить некоторую систему рассуждений; при исполнительском анализе яркое и точное видение, эмоции, ясные интеллектуальные решения направлены на воссоздание литературного произведения в его особом варианте - в звучащем слове. С первого момента исполнительского анализа школьник ставится в позицию как бы участника или непосредственного свидетеля описанных событий, которому предстоит поделиться своими впечатлениями, мыслями и чувствами со слушателями. Школьника, готовящегося к выразительному чтению, надо воспитывать в сознании, что он должен стать как бы соавтором поэта или писателя, что ему поручена величайшая ценность -прекрасное произведение искусства, которое он должен в сохранности воссоздать в своем чтении.

Следует учитывать, что подготовка литературного текста к исполнению есть процесс, в ходе которого чтец осваивает художественную идею текста, определяет личное отношение к ней и формулирует задачу воздействия текстом на слушателя. Процесс подготовки произведения к чтению - или исполнительский анализ - содержит ряд обязательных компонентов: непосредственное восприятие текста, литературоведческий анализ, действенный анализ, воплощение текста в звуке.

Исполнительский анализ может выступать как самостоятельный путь работы над произведением в целях подготовки к выразительному чтению, но чаще применяется в различных сочетаниях с другими видами анализа. Он может включаться в урок после общего литературного анализа. Тогда используются уже сделанные выводы

202

^БЫ 1997-2911. № 11 (65) 2016. Ч. 3

и приобретенные знания, но и в этом случае исполнительский анализ не должен терять своей специфики. Предлагаем проследить исполнительский анализ стихотворения Валерия Трямкина «Мой мир, обледенелый север...».

Разбираем строфу за строфой (т.е. идем «вслед за автором»), воспроизводя в воображении описываемые картины, выясняя с учениками подтекст строф. На этой основе определяем исполнительскую задачу, которую следует решить при чтении стихотворения. Затем делим стихотворение на части, и для каждой из них намечаем свою более частную исполнительскую задачу. После этого предлагается прочитать стихотворение про себя и ответить на вопросы: «Какое настроение передано в стихотворении?» и «Определите стилистическую и эмоциональную окраску слов».

В качестве предварительной работы учащимся необходимо выполнить следующие задания:

1. Определить исполнительскую задачу при чтении стихотворения Валерия Трямкина «Мой мир, обледенелый север...».

2. Разделить стихотворение на части и для каждой из них наметить свою более частную исполнительскую задачу.

3. Отметить слова с логическим ударением, вспомнив основные правила расстановки.

4. Расставить паузы. Определить место и значение психологических пауз.

5. Определить размер, которым написано это стихотворение.

Выявляем первичное восприятие лирического произведения, каким настроением, чувствами пронизано данное стихотворение, о чем оно. В. Трямкин затрагивает «излюбленную» философскую мысль многих поэтов -размышление о бренности и скоротечности жизни. В качестве предварительной беседы предлагаем учащимся поразмышлять над ней, привести примеры произведений других поэтов, где эта тема звучала бы так глубоко. Ярким представителем философской лирики является А. А. Фет. В своих лирических произведениях он размышляет о жизни, любви; в его стихах звучит непростая мысль о красоте и естественности каждого мгновения бытия. Очень часто в своих стихотворениях поэты указывают любимый для себя уголок, где не только «просто и свободно дышится», но именно там писатель находит свое пристанище. Не обошел без внимания данную тему и В. Трямкин. Его лирический герой размышляет о мире, который его окружает: «Мой мир, обледенелый север Холодный и бездушный лед.»; «Пронизан он звенящей тайной И обездоленной мечтой. Унылый, снежный и печальный»; его окружают опустошенность, холодность, бездушность, но герой подчеркивает, что это его мир: «И пусть он снежен и печален, Кто не был здесь, тем не понять.», но он такой близкий и дорогой «Душе измученной моей.», только там лирический герой находит «усладу» [4].

Стихотворение можно разделить на две композиционные части: в первой автор изображает свой мир «Холодный и бездушный лед.»; вторая часть - размышления лирического героя о прелести этого уголка: «Но нахожу я в нем усладу.», «Какая сила в снежной дали! Какая страсть, какая стать!» [Там же], отсюда форма повествования - внутренний монолог. Стихотворение написано трехстопным амфибрахием, это привносит особый лиризм, напевность. Неслучайно С. И. Львова в учебном пособии для учителей «Уроки словесности» приводит слова К. Бальмонта, который определяет размер этого стихотворения следующим образом: «пленительный., в нем есть качание старинного вальса и морской волны» [3, с. 234]. В тексте преобладают сонорные согласные, много существительных, прилагательных. Все это помогает нарисовать картину мира лирического героя. Обращаем внимание учащихся на язык писателя.

В тексте встречается слово «навечерий», что оно означает? Почему автор выбрал такое определение вечера?

Это слово очень близко понятию «вечеря» (высок.) - время церковной службы. Возможно, автор нарисовал картину детства, когда на лазурной вечерне поет соловей, но ему близка песня метели, этот мир пронизан «звенящей тайной И обездоленной мечтой.». Поэт использует еще одно слово - «услада» - то, что доставляет наслаждение.

Меняются ли настроения и ощущения от строфы к строфе?

Если в первой и второй строфах лирический герой рисует картину достаточно мрачную: «Холодный и бездушный лед.», «Унылый, снежный и печальный Покрытый снежною тоской.», - то уже вторая часть (третья и четвертая строфы) полна оптимизма: «Какая сила в снежной дали! Какая страсть, какая стать!» [4].

Следующий этап работы над произведением - это составление партитуры чувств. Отмечаем, что логические ударения в основном падают на имена прилагательные и существительные. Это придает тексту произведения описательность не только мира лирического героя, но и чувств, его отношение к изображаемому. Очень часто паузы не совпадают с расстановкой знаков препинания в тексте. Стихотворение Валерия Трямкина - это философское размышление о мире поэта, подчас одиноком и обездоленном, где разрушаются надежда и мечта, где много недопонимания, но именно там автор чувствует себя уютно, именно этот мир («обледенелый север») доставляет наслаждение. При расстановке пауз следует особо выделить психологические - они присутствуют во всех четырех строфах (в тексте они представлены пунктуационным знаком - многоточием). В данном произведении мы видим авторское понимание бренности жизни, лирический герой заставляет нас задуматься об окружающем нас мире и мире поэта, о прелести «снежной дали», где присутствуют «страсть», «стать».

Найдите эпитеты, характеризующие мир лирического героя. Какую картину рисует автор?

Стихотворение Валерия Трямкина просто изобилует эпитетами (обледенелый, бездушный, холодный, обездоленной, звенящей, унылый, снежный, печальный, покрытый снежною), которые помогают представить картину бездушного, холодного, обездоленного, заснеженного мира, прекрасного душе поэта.

В заключение урока предложим учащимся разделиться на группы и потренироваться в выразительном прочтении стихотворения.

Таким образом, исполнительский анализ художественного текста направлен на развитие непосредственных художественных впечатлений учащихся, их творческих импульсов. Данный вид работы способствует творческому прочтению лирического стихотворения, воспитанию грамотного читателя.

Список литературы

1. Альбеткова Р. И. Учимся читать лирическое произведение: книга для учащихся. М.: Дрофа, 2003. 159 с.

2. Богомолова Т. И. Обучение анализу поэтического текста. Калуга: КОИПКРО, 1998. 237 с.

3. Львова С. И. Уроки словесности: пособие для учителей. М.: Дрофа, 1996. 320 с.

4. Стихи.ру [Электронный ресурс]. URL: http://new.stihi.ru/2012/08/31/5495 (дата обращения: 27.10.2016).

METHODOLOGY OF PERFORMING ANALYSIS IN THE PROCESS OF THE STUDY OF VALERII TRYAMKIN'S POEM "MY WORLD, THE ICE-COVERED NORTH..."

Serdobintseva Elena Aleksandrovna, Ph. D. in Pedagogy, Associate Professor Mordovia State Pedagogical Institute named after M. E. Evsev'ev ea3108@mail. ru

The article discusses the methodology of performing analysis while studying V. Tryamkin's poem "My World, the Ice-Covered North...". In connection with this the paper suggests various techniques and approaches to the implementation of this kind of the literary text analysis. The author of the article basing on concrete textual material gives different formulations of questions and tasks aimed at the formation of students' literary competence.

Key words and phrases: dramatic reading; performing analysis; declamation; stanza; metre; pause.

УДК 378.6

В статье рассматриваются педагогические принципы, идеи, подходы в обучении профессиональному исполнительскому искусству основателя Московской консерватории Николая Григорьевича Рубинштейна, который был не только блистательным пианистом, выдающимся педагогом, но и крупным общественным деятелем в истории отечественной музыкальной культуры XIX века. Основное внимание автора сконцентрировано на выявлении методологических особенностей педагогической деятельности артиста, заложившего традиции не только в области фортепианного исполнительского искусства, но и в формировании национальной педагогической школы.

Ключевые слова и фразы: фортепианная педагогика; индивидуальный подход; гармоничное развитие ученика; композиция; осознанная работа; самостоятельность.

Сухова Лариса Георгиевна, д. пед. н., профессор

Саратовская государственная консерватория имени Л. В. Собинова suhovalar@mail. ги

ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Н. Г. РУБИНШТЕЙНА (К 150-ЛЕТИЮ МОСКОВСКОЙ КОНСЕРВАТОРИИ)

В 2016 году Московская консерватория отмечает юбилей - 150-летие со дня основания второго в России высшего учебного заведения, осуществляющего подготовку профессиональных кадров в области музыкального искусства. За полуторавековой период многими поколениями педагогов накоплен уникальный исполнительский и педагогический опыт, позволивший Московской консерватории занять главенствующие позиции среди учебных заведений подобного рода. Основателем и первым её директором был Николай Григорьевич Рубинштейн - пианист, педагог, крупный общественный деятель, внесший значительный вклад в развитие отечественной музыкальной культуры.

Антон Григорьевич Рубинштейн назвал однажды Николая Рубинштейна «великим педагогом». Судя по воспоминаниям современников, в этих словах не было преувеличения. Аналогичным образом высказывались С. И. Танеев, Н. А. Губерт и другие видные российские музыканты второй половины XIX столетия. От некоторых из них можно было услышать, что равного Н. Г. Рубинштейну в российской музыкальной педагогике того времени не было.

Из биографии Н. Г. Рубинштейна известно, что преподавать он начал с юности. Сильных учеников у него в ту пору не было, однако опыт, приобретаемый им в процессе этой работы, постепенно накапливаясь, служил фундаментом его дальнейшей педагогической деятельности. Что же в ней было основным и главным, что определяло ее характер?

Прежде всего, имело значение то обстоятельство, что Н. Г. Рубинштейн был одновременно и блистательным исполнителем, концертирующим артистом, и преподавателем. Оба эти вида деятельности органично сочетались в его практике и накладывали свой отпечаток один на другой, взаимопроникали друг в друга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.