Научная статья на тему 'Методика идентификации параметров автоколебательного акселерометра'

Методика идентификации параметров автоколебательного акселерометра Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
170
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДАТЧИКИ / АВТОКОЛЕБАТЕЛЬНЫЙ РЕЖИМ / ПОГРЕШНОСТЬ ИЗМЕРЕНИЯ УСКОРЕНИЯ / АКСЕЛЕРОМЕТР / SENSOR / SELF-OSCILLATION MODE / ACCELERATION MEASUREMENT ERROR / ACCELEROMETER

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Лучко С.В., Ватутин М.А., Балуев С.Ю., Петухов А.Б., Буянкин М.П.

Рассматривается методика идентификации параметров линейной части акселерометра, чувствительный элемент которого работает в автоколебательном режиме. Идентификация осуществляется путем задания значений параметров нелинейного звена, по которым, посредством измерения частоты автоколебания, определяются параметры линейной части акселерометра.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — Лучко С.В., Ватутин М.А., Балуев С.Ю., Петухов А.Б., Буянкин М.П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Method of identifying parameters of self-oscillatory accelerometer

A technique is considered for identification of parameters of linear part of accelerometer with sensing element operating in self-oscillation mode. The identification is carried out by setting the known values of the parameters of the nonlinear element; the parameters of the linear part of the accelerometer is then determined by measuring the frequency of oscillations for given values of the parameters of the nonlinear unit.

Текст научной работы на тему «Методика идентификации параметров автоколебательного акселерометра»

УДК 681.511.4; 629.7.05 DOI: 10.17586/0021-3454-2017-60-3-251-255

МЕТОДИКА ИДЕНТИФИКАЦИИ ПАРАМЕТРОВ АВТОКОЛЕБАТЕЛЬНОГО АКСЕЛЕРОМЕТРА

С. В. Лучко1, М. А. Ватутин1, С. Ю. Балуев1, А. Б. Петухов1, М. П. Буянкин1, А. И. Ключников1,2

1 Военно-космическая академия им. А. Ф. Можайского, 197198, Санкт-Петербург, Россия

E-mail: vatutinm@inbox.ru 21-й Государственный испытательный космодром, г. Мирный, Архангельская обл., Россия

Рассматривается методика идентификации параметров линейной части акселерометра, чувствительный элемент которого работает в автоколебательном режиме. Идентификация осуществляется путем задания значений параметров нелинейного звена, по которым, посредством измерения частоты автоколебания, определяются параметры линейной части акселерометра.

Ключевые слова: датчики, автоколебательный режим, погрешность измерения ускорения, акселерометр

В маятниковых акселерометрах компенсационного типа в качестве чувствительного элемента используется подвижная масса. Одним из способов повышения чувствительности таких датчиков первичной информации, выпускаемых серийно, является режим автоколебаний [1], реализуемый путем введения в схему нелинейного звена [2]. В качестве нелинейного звена используется релейное двухпозиционное звено с гистерезисом, гарантированно обеспечивающее автоколебания.

Идентификация параметров акселерометров, работающих в автоколебательном режиме, необходима для метрологического контроля градуировочной характеристики акселерометра. Для этого требуется знать параметры линейной части акселерометра, к которым относятся:

— коэффициент передачи линейной части

— постоянная времени подвижной части Г1;

— коэффициент затухания подвижной части

— коэффициент передачи нелинейного звена k^

Коэффициент передачи линейной части, в свою очередь, равен

kл = ^ДУ kyn ^ДМ,

где kIl — коэффициент передачи подвижной части, k-py — коэффициент передачи датчика угла, kyn — коэффициент передачи усилителя преобразователя, £дМ — коэффициент передачи датчика момента.

Коэффициент передачи нелинейного звена [3]

к = 2с

Н П-2 '

жу1 a - b

где а — амплитуда сигнала на выходе линейной части, b — половина ширины зоны нечувствительности нелинейного звена, с — напряжение на его выходе.

В некоторых случаях значения линейных параметров приводятся в паспортных данных штатных акселерометров и их можно использовать как базовые для построения автоколебательных акселерометров. В режиме автоколебаний указанные параметры могут существенно отличаться от штатных, прежде всего из-за вибрационного сглаживания сопутствующих не-линейностей. Сглаживаются также и нелинейности, имеющие достаточно протяженный

линейный участок [1], в результате чего уменьшаются их коэффициенты передачи на линейных участках.

При идентификации параметров линейных звеньев и систем обычно используют внешние тестовые (пробные) сигналы в виде ступенчатой функции или гармонического воздействия. Для нелинейных систем такие сигналы являются малоинформативными, так как протекающие в этих системах процессы зависят от степени и характера изменения внешних воздействий.

В автоколебательных нелинейных системах тестовым сигналом могут служить собственные устойчивые периодические колебания. Измеренные значения их амплитуды и частоты являются источником информации для определения параметров. Разрабатываемая методика идентификации основана именно на этом свойстве нелинейных систем.

Эта методика [3] заключается в том, что вначале при заданных предварительно значениях параметров нелинейного звена с и Ь в процессе натурных испытаний автоколебательного акселерометра измеряются значения амплитуды и частоты автоколебаний. Затем вычисляются значения коэффициентов гармонической линеаризации и по формулам, связывающим модули и аргументы линейной и нелинейной частей, определяются параметры линейной части. Одновременно уточняется значение коэффициента передачи нелинейного звена. На заключительном этапе с целью уточнения производятся контрольные измерения.

Для автоколебательного акселерометра вначале идентифицируются параметры кл, Т1 и Для этого достаточно произвести два измерения частоты при различных значениях параметров с и Ь. В результате определяются две пары амплитуд и частот автоколебаний: (А1, 01) и (А2, ^2).

Если параметры с и Ь заданы так, что выполняется условие а > 3Ь, то амплитуда автоколебаний практически не зависит от медленно изменяющейся составляющей и можно использовать коэффициенты гармонической линеаризации

4с I Ь2 , 4сЬ Ч = ч 1 —2 , Ч—2 , а" Ь . (1)

ж а \ а2 ж а2

Подставив в (1) экспериментально полученные значения А1 при с=с1, Ь=Ь1 и А2 при с=с2, Ь=Ь2, получим

Ч =

4с1 1■ -1 Ч = - 4сА. жА? '

4С2 А 1 -1- ч2 = 4с2Ь2 жА22

Ч2 =

Для определения коэффициента передачи линейной части системы кл используем два выражения [3]:

2^ю + клч' = 0, Т2ю2 = 1 + клч , (2)

где ш — круговая частота.

Согласно выражениям (2)

тогда

Ц = 1 + кл Ч1

Ц 1 + кл Ч2

кл = ц-ц . (3) л Ч2ц2 - Ч1ц2

Постоянная времени Т1 при уже известном значении кл определяется из второго выражения (2):

_ 1 + кл 41 _ 1 + кл 42

Т{ _■

о 2

откуда с учетом формулы (3)

Т2 _

42 " 41

42°2 " 4102

Коэффициент затухания Е, определяется из первого выражения (2):

к л 41 _ кл 42

§ _-

2ОД

2О2Т1

где 4'<0.

Для контроля корректности результатов измерений используется соотношение между амплитудами и частотами автоколебаний:

О О 2

41

42

или

^12О1 ^22О 2

: С\Ь\А22 С2^2 А

С1 Ь1 с2 Ь2 '

Для более точного определения параметров целесообразно дополнительно произвести измерения при с = с3, Ь = Ь3, определив А3 и О3.

Результаты идентификации параметров линейной части переведенного в автоколебательный режим штатного акселерометра ЦЕ-199 при с = 5,8 В и трех значениях Ь (при кл - 6, Т1 - 2,7-10-3 с, Е, - 0,13) приведены в таблице.

Ь, В А, В О, с-1 4 д'

0,5 8,4 0,9-103 0,88 -0,05

1,1 9,8 0,84-103 0,75 -0,08

2,0 12,5 0,76-103 0,58 -0,09

В процессе натурных испытаний определяется коэффициент передачи нелинейного звена по медленно изменяющейся составляющей

о кл кн

0 _ —(каавх + Мв) ,

1 1 + клкну а вх в;

где ка — коэффициент передачи по входному ускорению авх, Мв — момент возмущающих воздействий.

Значение кн зависит от амплитуды автоколебаний: так, при А = 8,4 В коэффициент кн - 0,44, а при А = 12,5 В кн - 0,3. Если А » Ь, то

у 2с

кн - —, А >> Ь . н пА

При медленно изменяющейся составляющей и0 коэффициент передачи разомкнутой системы к = кл кн. Например, при А = 12,5 В значение к = 6-0,3 = 1,8; тогда в замкнутой системе к0 - 0,6, Т0 - 1,6-10-3 с, ^ - 0,08.

Коэффициент передачи по ускорению ка = т1 известен при заданных массе т и плече I. Коэффициент передачи датчика угла кдУ в режиме автоколебаний отдельно определить невозможно, а коэффициент передачи датчика момента кдМ можно определить путем более сложных косвенных измерений.

Зная величину амплитуды автоколебаний на входе нелинейного звена, проверяем выполнение условия по максимальному значению угла отклонения подвижной части |р|< ртах, а медленно изменяющееся значение угла отклонения р0 определяем по формуле

р0 = кп (каавх + Мв )

Р 17 '

1+к

где коэффициент передачи разомкнутой системы к = кп £цу £цМ куп кн.

Представленную методику идентификации параметров можно использовать для широкого класса приборов, измеряющих различные физические величины и использующих в качестве чувствительного элемента подвижную массу.

список литературы

1. Лучко С. В., Ватутин М. А. Компенсационный акселерометр в режиме автоколебаний // Изв. вузов. Приборостроение. 2005. Т. 48, № 6. С. 62—66.

2. Лучко С. В., Балуев С. Ю., Ватутин М. А., Кузьмичев Ю. А., Ключников А. И., Ефимов В. П. Точностные параметры нелинейного звена для автоколебательного акселерометра // Изв. вузов. Приборостроение. 2013. Т. 56, № 12. С. 43—46.

3. Лучко С. В. Теория автоматического управления. СПб: ВКА им. А. Ф. Можайского, 2007. 378 с.

Сергей Викторович Лучко Михаил Алексеевич Ватутин

Сергей Юрьевич Балуев Андрей Борисович Петухов Михаил Петрович Буянкин Алексей Игоревич Ключников

Рекомендована кафедрой бортовых информационных и измерительных комплексов

Сведения об авторах д-р техн. наук, профессор; ВКА им. А. Ф. Можайского, кафедра бортовых информационных и измерительных комплексов

канд. техн. наук, доцент; ВКА им. А. Ф. Можайского, кафедра бортовых информационных и измерительных комплексов; E-mail: vatutinm@inbox.ru

канд. техн. наук, доцент; ВКА им. А. Ф. Можайского, кафедра бортовых информационных и измерительных комплексов; E-mail: S.baluev@mail.ru ВКА им. А. Ф. Можайского, кафедра бортовых информационных и измерительных комплексов; преподаватель; E-mail: andrey_11_75@mail.ru адъюнкт; ВКА им. А. Ф. Можайского, кафедра бортовых информационных и измерительных комплексов; E-mail: asber@mail.ru 1-й Государственный испытательный космодром, г. Мирный; ст. инженер-испытатель; ВКА им. А. Ф. Можайского, соискатель; E-mail: zxcvbn701@yandex.ru

Поступила в редакцию 18.07.16 г.

Ссылка для цитирования: Лучко С. В., Ватутин М. А., Балуев С. Ю., Петухов А. Б., Буянкин М. П., Ключников А. И. Методика идентификации параметров автоколебательного акселерометра // Изв. вузов. Приборостроение. 2017. Т. 60, № 3. С. 251—255.

METHOD OF IDENTIFYING PARAMETERS OF SELF-OSCILLATION ACCELEROMETER

S. V. Luchko1, M. A. Vatutin1, S. Yu. Baluev1, A. B. Petukhov1, M. P. Buyankin1, A. I. Klyuchnikov1,2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 A. F. Mozhaysky Military Space Academy, 197198, St. Petersburg, Russia E-mail: vatutinm@inbox.ru 21st State Test Spaceport, Mirny, Arkhangelsk Region, Russia

A technique is considered for identification of parameters of linear part of accelerometer with sensing element operating in self-oscillation mode. The identification is carried out by setting the known values of the parameters of the nonlinear element; the parameters of the linear part of the accelerometer is then determined by measuring the frequency of oscillations for given values of the parameters of the nonlinear unit.

Keywords: sensor, self-oscillation mode, acceleration measurement error, accelerometer

Data on authors

Sergey V. Luchko — Dr. Sci., Professor; A. F. Mozhaysky Military Space Academy, Depart-

ment of Airborne Information and Measurement Complexes

Mikhail A. Vatutin — PhD, Associate Professor; A. F. Mozhaysky Military Space Academy,

Department of Airborne Information and Measurement Complexes;

E-mail: vatutinm@inbox.ru

Sergey Yu. Baluev — PhD, Associate Professor; A. F. Mozhaysky Military Space Academy,

Department of Airborne Information and Measurement Complexes;

E-mail: S.baluev@mail.ru

Andrey B. Petukhov — A. F. Mozhaysky Military Space Academy, Department of Airborne In-

formation and Measurement Complexes; Lecturer;

E-mail: andrey_11_75@mail.ru

Mikhail P. Buyankin — Adjunct; A. F. Mozhaysky Military Space Academy, Department of Air-

borne Information and Measurement Complexes; E-mail: asber@mail.ru

Alexey I. Klychnikov — 1st State Test Spaceport, Mirny; Senior Engineer-Tester; A. F. Mozhay-

sky Military Space Academy, Applicant;

E-mail: zxcvbn701@yandex.ru

For citation: Luchko S. V, Vatutin M. A., Baluev S. Yu., Petukhov A. B, Buyankin M. P., Klyuchnikov A. 1.

Method of identifying parameters of self-oscillatory accelerometer // Journal of Instrument Engineering.

2017. Vol. 60, N 3. P. 251—255 (in Russian).

DOI: 10.17586/0021-3454-2017-60-3-251-255

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.