Вестн. Белорус, гос. с.х. акад. - 2013. - № 3. - С. 127-131.
2. Кругленя, В.Е. Результаты экспериментальных исследований обмолачивающего устройства с эластичными гребенками / В.Е. Кругленя, C.B. Курзенков, М.В. Левкин, В.А. Левчук // Вестн. Белорус, гос. с.х. акад. - 2011. -№4. - С. 171-175.
3. Устройство для отделения семенных коробочек от стеблей льна : пат. 7224 Респ. Беларусь, МПК A 01F 11/00 / В.Е. Кругленя, М.В. Лёвкин, В.И. Коцуба, С.Н. Крепочин, В.А. Левчук ; заявитель Белорус, гос. с.-х. акад. - № и 20100607 ; заявл. 06.07.10 ; опубл. 02.02.11 // Афщыйны бюл. / Нац. цэнтр штэлектуал. улас-насщ. - 2011. - № 2 - С. 154.
УДК 621.892
МЕТОДИКА И РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МОТОРНЫХ МАСЕЛ НА НАЛИЧИЕ МАССОВОЙ ДОЛИ ВОДЫ
Рудашко А.А., к.т.н, доцент, Полховский Н.Д., ассистент УО «Белорусская ГСХА»
Ставится проблема контроля технического состояния двигателя по наличию в моторном масле массовой доли воды. Приводится методика отбора проб масел и анализ полученных данных.
Ключевые слова: контроль технического состояния двигателя, массовая доля воды, методика отбора проб масел.
В настоящие время производители современных автотракторных двигателей стремятся к получению большей мощности при неизменном рабочем объеме, а также улучшению экологических показателей. При увеличении мощности происходит повышение нагрузки на все трущиеся сопряжения внутри двигателя, например: коренные вкладыши и коленчатый вал, шатунные вкладыши и коленчатый вал, подшипники распределительного вала и др. Для обеспечения эффективной смазки в условиях уменьшенных зазоров данных сопряжений появляется необходимость применять моторные масла с повышенными эксплуатационными требованиями и качествами. Являясь полноценным и незаменимым на современном этапе развития техники конструктивным элементом, масло совместно с другими элементами двигателя обеспечивает его безотказную и долговечную работу. При этом любое отклонение в качестве используемого смазочного масла неизбежно отражается на надежности машины, особенно на ее самом сложном и высоконагруженном агрегате -двигателе внутреннего сгорания.
Работоспособное моторное масло обеспечивает штатный режим трения в соединениях деталей и рациональное использование технического ресурса двигателя. Масло, потерявшее частично или полностью работоспособность, становится причиной повышенного износа поверхностей трения деталей, что обусловливает преждевременное исчерпание технического ресурса двигателя.
The article examines the problem of inspection of technical condition of engine according to the presence of mass fraction of water in motor oil. We have presented methods of choosing oil samples and analyzing obtained data.
Keywords: control of the technical condition of the engine, the mass fraction of water sampling methodology oils.
При штатном функционировании двигателя моторное масло стареет постепенно. Установлено, что из-за неисправности таких систем двигателя, как система охлаждения, очистки воздуха и топливоподачи, моторное масло может потерять работоспособность в течение короткого промежутка времени [1].
Исходя из выше изложенного одной из проблем, возникающих при использовании масла, является определение момента его замены. Замена большинства моторных масел в настоящее время проводится на основе интервалов рабочего времени, рекомендованных производителями. Однако реальный срок службы в значительной степени зависит от качества масла, условий эксплуатации и технического обслуживания механизма. В ходе эксплуатации систем масло претерпевает значительное окислительное старение вследствие воздействия высокой температуры и взаимодействия с окислами азота, влаги и воздуха. Кроме того, содержание присадок уменьшается или они разрушаются, что ведет к снижению работоспособности смазочных материалов. В связи с этим актуальной становится задача разработки методов и средств оценки состояния смазочных материалов для смены их по фактическому состоянию.
Для контроля состояния моторного масла необходимо выявить динамику изменения основных его свойств, при этом данное изменение необходимо контролировать непрерывно и
непосредственно в двигателе. Накопленный практический опыт и результаты многочисленных исследований свидетельствуют о том, что основными показателями работоспособности моторного масла являются вязкость, концентрация в ней охлаждающей жидкости и топлива, диспер-гирующе-стабилизирующая способность, общая загрязненность и водородный показатель рН [2].
Для исследования необходимо проанализировать изменения каждое из свойств масла, по которому можно будет судить о необходимости его замены, и при этом контролировать его непосредственно в двигателе. Для анализа взято концентрация охлаждающей жидкости, в состав которой входит вода.
Моторные масла при загрязнении охлаждающей жидкостью утрачивают два основных свойства - способность обеспечивать низкий коэффициент трения и высокую несущую способность масляной пленки, окисление масла и вводимых присадок, коррозия металлических поверхностей и, как следствие, увеличение износа деталей. Наличие воды указывает на попадание в масло охлаждающей жидкости из-за неисправности системы охлаждения или конденсацию водяных паров из-за плохой вентиляции картера.
Содержание воды в нефтяных и синтетических маслах нормируется соответствующими документами. Для обнаружения массовая доля воды согласно ГОСТ 8581-78 [3] применяется ГОСТ 2477-65 [4], количество воды должно быть не более 0,03 % (следы) от общего объема масла.
Для экспериментальной проверки закономерности накопления массовой доли воды была разработана методика отбора проб при проведении эксплуатационных исследований динамики старения моторного масел.
При планировании исследований предусматривается выбор объектов и планов наблюдений, условий эксплуатации машин. Согласно ГОСТу 27.502-83 [5] объектами исследования являются однотипные объекты, не имеющие конструктивных или других различий, изготовленные по единой технологии и эксплуатируются в идентичных условиях.
Ответственность за поддержание нормального теплового режима работы двигателей
возлагался на самих трактористов. Во время отбора проб и за ходом работы трактора был создан журнал исследования.
В процессе исследований техническое обслуживание тракторов проводилось в соответствии с установленными на обслуживание нормативами. Пробы масел по рекомендациям ГОСНИТИ отбирались с периодичностью 80... 120 моточасов из картера прогретого неработающего двигателя через отверстие для масломерного щупа при помощи пробоотборника. Количество моторного масла, которое отбиралось, зависило от принятого ГОСТа 2477-65 для определения массовой доли воды и составляет не менее 200 мл. Отобранное масло сливалось в стеклянный сосуд, который герметично закрывался, так как масло обладает свойствами гигроскопичности (поглощать водяные пары из воздуха).
Количество проб для каждого трактора приняли 6 штук. Данное количество, принято исходя из условия, чтобы охватить 500 моточасов работы трактора через которые проводиться соответствующие ТО-2.
В проводимых исследованиях объектом наблюдений было выбрано моторное масло М-10Г2 , которое применяется в дизельных двигателях Д-245, Д-260 и их модификации сельскохозяйственных тракторов МТЗ-80 и МТЗ-1221.
Были выбраны два трактора с наработкой 3864 моточасов МТЗ -80 и 501 моточас МТЗ -82.1, которые эксплуатируются в ГСХУ «Горец-кая сортоиспытательная станция» Могилевская область. Двигателя данных тракторов работали на дизельном топливе отечественного производства с содержанием серы в пределах 0,2...0,5%.
Пробы масел отбирались перед началом работы трактора (таблицы 1 и 2). После запуска двигателя дожидались установления нормального теплового режима. Затем двигатель глушился, и забор проб производился только через 5... 10 мин для обеспечения стекания масла из масленой магистрали в картер. Проведение анализов на содержание в пробах массовой доли воды осуществлялось в лаборатории ОАО "Нафтан" г. Но-вополоцк.
Таблица 1 - Журнал исследования трактора МТЗ-80 (государственный номер 40-47 ТА-6)
Номер пробы Вид работы Показания счетчика мотто-ч Количество доливаемого масла, л Поломки, неисправности, простои.
1.1 Транспортные 3864 0,6 (с учетом пробы) нет
1.2 Транспортные 3939 0,5 (с учетом пробы) прицепа
1.3 Транспортные 4037 Замена при ТО-215 нет
1.4 Работа с картофелекомбайном 4096 0,5 (с учетом пробы) нет
1.5 Транспортные 4201 0,6 (с учетом пробы) нет
1.6 Транспортные 4321 0,6 (с учетом пробы) нет
Таблица 2 - Журнал исследования трактора МТЗ-82.1 (государственный номер 98-28 ТА-6)
Номер пробы Вид работы Показания счетчика мотто-ч Количество доливаемого масла, л Поломки, неисправности, простои.
1.1 Транспортные 501 0,4 (с учетом пробы) нет
1.2 Транспортные 602 0,5 (с учетом пробы) нет
1.3 Транспортные 692 0,5 (с учетом пробы) нет
1.4 Транспортные 771 0,5 (с учетом пробы) нет
1.5 Транспортные 811 0,6 (с учетом пробы) Ремонт топливного насоса
1.6 Транспортные 882 0,6 (с учетом пробы) нет
Согласно ГОСТа 2477-65 массовую (X) или объемную (X;) долю воды в процентах вычисляют по формулам:
V
х = —-100
m
V
X, =-2-100 1 V
(1)
(2)
где Vo - объем воды в приемнике-ловушке,
см ; m
масса пробы, г; V— объем пробы, см .
Для упрощения вычисления плотность воды при комнатной температуре принимают за 1 г/см3, а числовое значение воды в см3 - за числовое значение массы воды в г, при массе пробы масла 100±1 г за массовую долю воды принимают объем воды, собравшейся в приемнике-ловушке, в см3.
По результатам исследования было установлено, что в собранных пробах моторного масла для каждого трактора наличие массовой доли воды не обнаружено.
Выше сказанное позволяет сделать вывод, что при качественном изготовлении двигателя и нормальной работе системы охлаждения и вентиляции картера попадание воды в моторное
масло может произоити только при аварийной ситуации. Вследствие этого наличие массовой доли воды не является параметром, по которому можно было бы судить о динамике старения моторных масел, а только можно констатировать аварийную поломку, которая привела к попаданию воды в масленую систему двигателя.
Для исследований динамики изменения качества моторных масел необходимо использовать более информационный показатель свойств.
Список литературы
1. Резников, В.А. Диагностика двигателя по анализам моторного масла / В. А. Резников // Журнал РФ «Грузовик Пресс» - 2005 - №9.
2. Мартынюк, Н.М. Рациональное использование моторных масел в автотракторных двигателях / Н.М. Мартынюк. - Кишинев: Штиинца, 1992.
3. ГОСТ 852-78. Масла моторные для автотракторных дизелей. - М.: Изд-во стандартов, 1987. 15 с.
4. ГОСТ 2477-65. Нефть и нефтепродукты. Метод определения содержания воды. - М.: ИПК Изд-во стандартов, 2004. 6 с.
5. ГОСТ 27.502-83. Надежность в технике. Система сбора и обработки информацию. Планирование наблюдений. - М: Изд-во стандартов, 1987. 20 с.
УДК 636. 086. 1. 085.6
К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ ЗАТРАТ ПРИ ЭКСПАНДИРОВАНИИ ФУРАЖНОГО ЗЕРНА
Козлов С.И., к.т.н., доцент, Чубукова Т.М., инженер УО «Белорусская ГСХА»
Качество производства комбикормов в современных условиях должно основываться на разработке и внедрении новых менее затратных технологий углубленной обработки фуражного зерна.
Ключевые слова: комбикорм, фуражное зерно, технология переработки; температурный режим процесса экспандирования, реологические свойства обрабатываемого материала.
The quality of producing combined fodder in present conditions should be based on the development and introduction of new, less expensive technologies of advanced processing of forage grain.
Keywords: feed, feed grain, processing technology; thermal-expansion mode of the process, the rheological properties of the material being processed.